Вложение | Размер |
---|---|
npk_tsyrenova_namsalma.docx | 26.62 КБ |
Корни родословной глубоки,
Я мечтаю знать о них побольше,
Времена те были далеки,
Хочется, чтоб помнили их дольше!
Помнить все и знать родной свой род
Я считаю, что обязан каждый,
Может это приведет народ
В век неравнодушия однажды!
В настоящее время изучение своей семьи стало особенно актуальным. Современные семьи очень мало общаются не только с дальними, но и близкими родственниками. Теряется связь поколений. Некоторые молодые люди не знают даже своих прабабушек и прадедушек.
Многие народы считают святой обязанностью знать свою родословную, как минимум, до пятого колена. А я проследила по линии папы до 11 поколения.
Что такое родословная? Это перечень поколений одного рода. Род – ряд поколений, происходящий от одного предка. Ребёнок – это только почка на ветвях большого дерева. Родители – это только ветви, рожденные стволом этого дерева. Огромный мощный ствол – это семья. Земля – это тайна, которая скрывает корни этого дерева. Задумавшись над этим, я решила раскрыть некоторые моменты истории моей семьи.
Актуальность данной темы вижу в том, что через историю родов вживую постигается история и современность. Будущее невозможно без прошлого и настоящего, у человека должны быть корни. В его судьбе сплетаются в единый узел былое, нынешнее и завтрашнее.. А для этого следует знать не только историю своей страны, но и историю своей семьи. Сегодня, даже весьма пожилые люди не сразу смогут объяснить, кто кому кем будет.
Целью своей работы я вижу в том, чтобы лучше узнать свою родословную, сохранить наиболее ценный материал об истории семьи для последующих поколений.
Передо мной стояли следующие задачи:
а) составить генеалогическое древо моей семьи;
б) собрать исторический материал и написать о некоторых моих
предках с интересной биографией.
Объектом работы является родословная моей семьи.
База исследования – это документы, рассказы и воспоминания живых родственников о своей семье.
Практическая значимость данного исследования в том, что я стану хранительницей истории своего рода и всем родственникам смогу рассказать о наших предках, о тех, с кого мы можем брать пример, на кого мы можем равняться.
Я думаю, что знать свои корни должен каждый, ибо без этого не может развиваться история, не может успешно развиваться наша цивилизация.
Я живу в дружной и трудолюбивой семье, которая с большим почтением относится к старшему поколению, хорошо знает свой род. Ценными помощниками в этой работе стали для меня мои мама и папа, бабушки и дедушки, которые с интересом рассказывали мне о своей жизни и жизни своих родственников.
Исследовательская работа.
Для того чтобы выяснить историю своего рода провела поисковую работу: это беседы, опросы родителей, бабушек и дедушек, с учителем прочитала книги по истории закаменских бурят, поиск материала в интернете.
Правильно составить свою родословную достаточно сложно, а без соответствующих знаний практически невозможно. Поэтому моя работа предусматривала несколько этапов:
Первый этап – теоретический – заключался в изучении литературы для расширения историко - культурного кругозора, необходимого для грамотного выполнения работы.
Второй этап – практический – заключался в составлении своей родословной, генеалогического древа семьи.
Есть различные варианты составления родословной: от предка к потомку или от потомка к предку. Я выбрала смешанную восходящую родословную. Смешанная потому что в ней записываются и мужчины и женщины, восходящая, потому что запись восходит от родоначальника.
Моя родословная по папиной линии, но здесь я расположила только тех родственников, о которых собрала сведения. С этими людьми я состою в кровном родстве.
Я планирую собрать больше сведений о своей семье, узнать обо всех родственниках, про которых не смогла выяснить, составить родословную и по маминой линии, изучить дополнительную литературу, записать рассказы живых родственников.
2.1 Немного из истории.
В многочисленных родовых записях закаменских бурят насчитывается в общей сложности более 20 родов. Основными крупными родами среди них являются: хонгодоры, шошолоки, тэртэ, хуркуты, хойхо, соэхэр и болдой. Моя родословная берет начало из рода ТЭРТЭ. Матерью рода ТЭРТЭ является Бакшагуй удаган, которая происходила из древнего монгольского рода шаманов, восходящего к Чингисхану. Ее имя означает «шаман без наставника», то есть она получила навыки и посвящение от духов.
В далекие времена тэртэевские роды кочевали вместе с хонгодорами и шошолоками по долинам рек Ангара, Белая и Китой. В поисках лучших условий жизни данная родовая группа часто меняла место своего нахождения, в частности совершала перекочевку в Монголию. Во время феодальной войны Бошокту хана в 1680- х годах в Монголии более 10 семей тэртэевского рода во главе с предводителем маленькой группы неким Тоорой Бодон хушууша «детеныш дикого кабана» покинули Монголию и остановились в тункинских Торах. Их потомки образовали род «ноед тэртэ». В составе тех же 10 семей был сирота по имени Бажагадай. Здесь Бажагадай женился на девушке- хамниганке. У них было два сына Мангадай и Зандабай. Он и его старший сын Мангадай положили начало роду «большой тэртэ» в Тункинской долине. Сын Мангадая по имени Бишхай был отправлен в Закамну; здесь он выбрал место своего жительства – Мыла. Второй сын (их было 5) Бишхая Бойго обосновался в Цаган- Морине, местности Улаан-Добуун.
(Приложение 1)
2.2 Немного о себе, о своей семье
Меня зовут Намсалма. Я родилась 14 октября 2009 году в семье Цыреновых Батора и Зоригмы. Имя Намсалма мне дала моя мама в честь своей учительницы Намсалмы Шойдоновны. Мое имя означает «блистательная». У меня есть две сестренки: Чимитцу и Аюми. Я их очень люблю. Чимитцу, ей 4 года, она у нас боевая, шустрая и имя ее означает «бессмертная». А младшая сестренка Аюми, 2 года -маленькая, нежная, как японка и имя ее с японского переводится как «цветущий сад». Такое интересное имя ей дала наша тетя из Баргузина. Папу зовут Батор Васильевич, маму - Зоригма Жаргаловна. Папа с мамой живут на ферме «Шабарта» и держат большое хозяйство. Эта ферма досталась моим родителям в наследство от дедушки Жалсана. Мои родители очень трудолюбивые, с утра до вечера они работают не покладая рук. По праздникам или на выходные я езжу на ферму, где моя мама нам стряпает вкусные пироги и торты. Иногда мы делаем буузы- наше любимое семейное блюдо. Папа мой еще хороший охотник, иногда приносит домой зайчика или белку. Папа научил меня с малых лет ездить на лошади. Еще я пасу овец, пробовала доить корову. Летом с мамой собираю ягоды, грибы, помогаю на уборке сенокоса, нянчусь с младшими сестренками. Во время учебы в школе, я живу с бабушкой Соелмой, маминой мамой.
(Приложение 2)
2.3 Мои любимые дедушка и бабушка
Мои дедушка Василий Хандажапович и бабушка Цыцыг Дамбиевна уважаемые в селе люди. Дедушка с бабушкой учились вместе в Бурсельхозтехникуме по подготовке руководящих кадров в г. Улан-Удэ, где и познакомились. Они вырастили и воспитали пятерых детей. Мой папа - третий. Дедушка служил в рядах Военно - морского флота. Трудовую свою деятельность начал в совхозе «Хамнейский». Позже перевелся в родное село, где работал управляющим отделения №3. С 1983 г. Его назначают старшим табунщиком отделения. За добросовестный труд был удостоен бронзовой медали ВДНХ. Во время распада совхоза стал главой КФХ «Шабарта». За заслуги в сфере животноводства получил звание «Заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации» в 2008 г.
Бабушка Цыцыг Дамбиевна родом из Баргузинского района. Она работала вместе с дедушкой в совхозе «Хамнейский» контролером молочной продукции. С ним же вернулась в его родное село, работала секретарем сельсовета. После распада совхоза трудилась в КФХ «Шабарта». Сейчас дедушка и бабушка на заслуженном отдыхе.
(Приложение 3)
2.4 Мои прадедушка и прабабушка
Также интересна и увлекательна история жизни моего прадедушки и прабабушки. Прадедушку звали Хандажап Лубсан-Данзанович, бабушку – Ханда Жамбаловна. Уже сразу видно у них одинаковые имена. Прабабушка была у нас высокой, статной, плотного телосложения и спокойным характером, прожила до 87 лет. А прадедушка, наоборот, был худой и среднего роста. К сожалению, я его не застала в живых. Они всю свою жизнь проработали на животноводческих точках. Все делали вручную: заготавливали дрова ручной пилой, сено косили косами, кожу мяли вручную и шили из них все: и одежду, и одеяло, спальные мешки, и варежки, и даже носки из овечьей шкуры. И сейчас, у нас и у родственников, до сих пор есть сумки (ашамаг) и мешки (уута), сшитые вручную нашей прабабушкой. Мои прабабушка и прадедушка вырастили и воспитали 10-х детей, из них мой дедушка Василий самый старший. Заслужили любовь и уважение односельчан за трудолюбие и спокойствие. Имеют награду за добросовестный труд и многодетное материнство. Все награды бережно хранятся в нашей семье, передаются из поколения в поколение и являются семейными реликвиями.
(Приложение 4)
Моя семья дружная и крепкая. Это частичка большого рода, и счастье в том, что теперь я знаю, откуда я и кто я.
Итак, с помощью родителей, бабушек и дедушки, я, насколько это было возможно, восстановила родословную своей семьи. Для этого я собирала информацию обо всех родственниках. Попыталась узнать не только о тех, кто рядом с нами, но и о тех, кого нет уже в живых.
Моя семья – это моё богатство. И я с гордостью могу сказать, что история нашей семьи, её традиции и реликвии будут храниться, передаваться из поколения в поколение. Я верю, что эта нить не оборвется никогда.
Проводя это исследование, я училась навыкам исследовательской работы: поиск и обработка информации. Я думаю, что эти навыки мне пригодятся в старших классах и в жизни.
Вывод: начав изучать свою родословную, я очень многое узнала о своих предках, об их жизни. Я с удовольствием продолжу свои исследования, ведь я еще так мало знаю о своей семье.
(Приложение 5)
4. Список использованных источников
1. Семейный альбом
2. Этимологический словарь русского языка. М.: Фасмер МОСКВА, 1986
3. «Имя и родословная» Ю. Троицкий, М:, 1995
4. Воспоминания родственников.
5. Интернет – ресурсы.
6. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников.
В. Феоктистова, Волгоград, 2011 год.
7.Закаменские буряты. Г.Р.Галданова, Новосибирск «Наука», 1992
8. История Закамны. Б.Ш.Доржиев, Улан-Удэ, 1997
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Загадка Бабы-Яги
Спасибо тебе, дедушка!
Философские стихи Кристины Россетти