Материал данного проекта можно использовать на уроках географии, на тему транспорт России"
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt_na_temu_morskoy_transport_-_kopiya.docx | 159.17 КБ |
proekt_morskoy_transport_2_-_kopiya.pdf | 1.36 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа поселка городского типа Ерофей Павлович
Исследовательский проект
на тему «Морской транспорт РФ»
Выполнила: ученица 9 класса
Лопан Анастасия
Руководитель: учитель географии
Сотникова С.В.
2019
Цель: изучить особенности и перспективы морского вида транспорта РФ.
Задачи:
1. Выяснить какова роль разных морских бассейнов в морском транспорте России.
2. Выявить проблемы и перспективы развития транспорта в России.
Актуальность: Актуальность темы определяется, тем, что транспорт оказывает существенное влияние на развитие экономики и внешней торговли. Учитывая, что Российская Федерация обладает самой большой территорией и самой длинной границей в мире , протяженность границы РФ — около 61000 км2, и около двух третей — морская .
Морской транспорт может доставить огромный груз на большое расстояние. Это довольно древний способ перевозки, но до сих пор не потерял своей актуальности в силу своего удобства.
Гипотеза: Морской вид транспорта является основным, как в мировой экономике, так и в экономической системе любого государства. Большинство грузоперевозок РФ осуществляется с помощью морского транспорта. Очень большую роль играет стоимость перевозок. Как известно, морской вид транспорта, являясь самым дешевым, может доставить с одного континента на другой, также может перевезти объемные грузы за одну поездку.
Предмет исследования: Морской транспорт, который занимается перевозкой всех видов груза по разным бассейнам страны
Объект исследования: Транспортировка пассажиров и грузов на морском транспорте
Методы исследования:
Изучение литературы и других источников информации.
Анализ и интерпретация данных.
Морской транспорт
Морской транспорт - вид водного транспорта, производящий перевозки грузов и пассажиров с помощью судов по океанам, морям, морским каналам (морское судоходство). От развитой сети морских портов и четкой грамотной их деятельности зависит, в решающей мере, здоровье всей российской экономики, так как морские порты являются одним из ключевых элементов транспортного комплекса. Отечественные морские порты обеспечивают связь различных видов транспорта, поскольку на долю морских портов приходиться две третьих внешнеторгового грузооборота России. Очевидно, что деятельность морских портовых хозяйств выступает важным условием обеспечения конкурентоспособности отечественной экономики на внешнем рынке.
Показатели развития морского флота
Морской транспорт для России имеет огромное значение, поскольку около 2/3 её границ морские. Он обеспечивает как внешнеторговые связи страны, так и снабжение её северных и восточных побережий. Внутренние перевозки (каботаж) существенны лишь для снабжения северных и восточных побережий страны. Доля морского транспорта в грузообороте составляет 8%, хотя масса перевозимых грузов — менее 1% от общей. Достигается такое соотношение за счет самого большого среднего расстояния перевозок — около 4,5 тыс.км. Перевозки пассажиров морским транспортом незначительны. В мировом масштабе морской транспорт занимает первое место по грузообороту, выделяясь минимальной себестоимостью перевозок грузов. В России он сравнительно слабо развит, поскольку основные экономические центры страны удалены от морских побережий. К тому же большая часть морей, окружающих территорию страны, являются замерзающими, что удорожает использование морского транспорта. Также серьезной проблемой является устаревший флот страны. Большинство кораблей построены более 20 лет назад и по мировым стандартам должны быть списаны. Практически отсутствуют корабли современных типов: газовозы, лихтеровозы, контейнеровозы, суда с горизонтальной погрузкой-выгрузкой и др. Использование морских портов других государств приводит к финансовым потерям. Для решения этой проблемы ведется строительство новых портов на побережьях Балтийского и Черного морей.
Сструктура грузооборота и пассажирооборота разных видов транспорта
Особенности морского транспорта
Преимущества | Недостатки |
Низкая себестоимость перевозок | Зависимость от природных условий ( волнение, ледовой режим и др.) |
Большая грузоподъёмность судов | Высокая стоимость строительства судов и портов |
Относительная прямолинейность маршрутов перевозок |
География морского транспорта РФ.
Вся морская акватория России поделена на 5 морских бассейнов, в которых осуществляется работа по перевозке грузов и пассажиров. К каждому из них тяготеют конкретные экономические районы.
1. Лидер – Северо- Западный (Балтийский бассейн). Балтийский бассейн - к нему тяготеют Северо-западный экономический район, а также ряд областей Волго-Вятского и Уральского экономических районов. Выход в этот бассейн областей Волго-Вятского и Уральского экономических районов обусловлен высокой развитостью промышленности и внешними связями ряда отраслей. Основными морскими портами здесь являются: Балтийск, Выборг, Калининград, Санкт-Петербург.
Состав Российского экспорта и импорта через порты Северо-Западного бассейна
Экспорт: нефть,лес,металлы,химическая продукция.
Импорт:машины,оборудование,продовольствие.
2.Второе место принадлежит портам Южного (Черноморо-Азовского) бассейна. Он занимает выгодное географическое положение, имеет выход в страны Европы и Ближнего Востока. К нему тяготеют часть территории Северо-Кавказского экономического района, ряд областей Центрального, Уральского и Поволжского экономических районов. Основные порты этого бассейна: Азов, Ейск, Новороссийск, Таганрог, Сочи, Туапсе.
Состав российского экспорта и импорта товаров через порты Южного бассейна
Экспорт: нефть, лес, уголь, руды металлов, цемент.
Импорт: машины, руды цветных металлов, продовольствие.
3.Дальневосточный бассейн. Охватывает значительную территорию Дальневосточного экономического района. В этом регионе морской транспорт для всего побережья от Берингово пролива до Владивостока является основным видом транспорта и выполняет малый и большой каботаж, а также международные перевозки. Основные порты бассейна: Александровск-Сахалинский, Владивосток, Магадан, Находка, Охотск, Петропавловск-Камчатский, Провидения, Советская Гавань, Усть-Камчатск, Холмск, Южно-Сахалинск.
Состав российского экспорта и импорта товаров через порты Дальневосточного бассейна.
Экспорт: нефть, лес, уголь, руды металлов.
Импорт: машины, руды металлов, продовольствие.
4.Северный бассейн перевозит грузы четырёх прилегающих к нему экономических районов: Северного, Уральского, Западно-Сибирского и частично Восточно-Сибирского. Суда этого бассейна выполняют перевозки грузов для населения и предприятий всего побережья Крайнего Севера, т.е. осуществляют большой каботаж между такими арктическими портами, как Тикси, устьями рек Хатанги, Яны, Индигирки, Колымы и портом Певск. Основными портами этого бассейна являются Архангельск, Беломорск, Диксон, Кандалакша, Мурманск, Нарьян-Мар, Онега, Певск.
Состав российского экспорта и импорта товаров через порты Северного бассейна
Экспорт: нефть, лес, уголь, металл.
Импорт: оборудование, продовольствие.
5.Каспийский бассейн в основном осуществляется перевозки между прибрежными государствами. Основная часть перевозимых грузов – нефть и нефтепродукты. Кроме них, транспортируют химические продукты, соль, зерно, рыбу, хлопок, шерсть, строительные материалы. Здесь, помимо морских судов, широко используют суда типа река – море. Основные порты бассейна – Астрахань и Махачкала. Сравнительно недавно построенный порт преимущественно на международных перевозках.
Экспорт: нефть, нефтепродукты, строительные материалы,продовольствие.
Импорт: машины, руды металлов, продовольствие.
Перспективы развития морского транспорта РФ
Перспективы развития морского транспорта сформулированы в Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 г. В ней отмечается, что развитие флота и портов должно обеспечить национальную безопасность и экономическую независимость страны. В Стратегии сформулированы цели и задачи, охватывающие все виды морской деятельности страны: строительство новых судов и портов, охрана границ, развитие морских перевозок и т. д. В первую очередь будут развиваться порты, обеспечивающие выход России в мировую транспортную систему. В частности, в Северном бассейне будут модернизированы Мурманский, Астраханский морские порты. В Северо-Западном бассейне получат дальнейшее развитие порты Санкт-Петербург, Приморск, Усть-Луга, Балтийск, в Черноморо - Азовском – морские порты Новороссийск, Туапсе, Тамань, Кавказ. В дальневосточном бассейне предстоит наращивать мощности портов Восточный и Ванино, в Каспийском – Оля и Махачкала.
Заключение:
Морской транспорт очень важная составная часть мировой транспортной системы. Он обслуживает 4/5 всей международной торговли. К морскому транспорту относится любое судно, способное передвигаться по водной поверхности (морей, океанов), а также просто находится на плаву и выполнять, при этом, определенные функции, связанные с перевозкой, хранением, обработкой различных грузов; перевозкой и обслуживанием пассажиров. Для решения проблемы деятельности морских портов еще в 2012 году разработана «Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года» . Цель данной стратегии — удовлетворение потребностей российской экономики, внешней торговли и населения в перевалке грузов и обеспечении безопасности мореплавания в морских портах и на подходах к ним путем формирования инновационной инфраструктуры морских портов, интеграции их в транспортные узлы при стимулирующей роли государства по их комплексному развитию. К российским портам нельзя применить универсальную стратегию, единообразную для деятельности всех портов. Дело в том, что, как указывалось выше, порты России действуют в совершенно разных климатических условиях и переваливают различные группы товаров. Так, стратегия развития порта в Мурманске будет существенно различаться от стратегии развития порта в Ростове-на-Дону или Керчи. Поэтому разрабатывая стратегию развития российских портов, целесообразно применить к ним разделение на пять групп, схожих по назначению и климатическим условиям, то есть, по водным бассейнам, на которых они расположены: Азово-Черноморский, Арктический, Балтийский, Дальневосточный и Каспийский
Литература:
https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=582531
https://studbooks.net/2455717/tehnika/zaklyuchenie
https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=582531
Кобзева Т. Я., Кочетов А. А., Гумерова Т. С. Современный взгляд на внешнеэкономическую деятельность российских морских портов [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 93-97. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/134/8312/ (дата обращения: 17.03.2019).
Доклад.
Цель: изучить особенности и перспективы морского вида транспорта РФ.
Задачи:
1. Выяснить какова роль разных морских бассейнов в морском транспорте России.
2. Выявить проблемы и перспективы развития транспорта в России.
Актуальность: Актуальность темы определяется, тем, что транспорт оказывает существенное влияние на развитие экономики и внешней торговли. Учитывая, что Российская Федерация обладает самой большой территорией и самой длинной границей в мире , протяженность границы РФ — около 61000 км2, и около двух третей — морская .
Морской транспорт может доставить огромный груз на большое расстояние. Это довольно древний способ перевозки, но до сих пор не потерял своей актуальности в силу своего удобства.
Гипотеза: Морской вид транспорта является основным, как в мировой экономике, так и в экономической системе любого государства. Большинство грузоперевозок РФ осуществляется с помощью морского транспорта. Очень большую роль играет стоимость перевозок. Как известно, морской вид транспорта, являясь самым дешевым, может доставить с одного континента на другой, также может перевезти объемные грузы за одну поездку.
Предмет исследования: Морской транспорт, который занимается перевозкой всех видов груза по разным бассейнам страны
Объект исследования: Транспортировка пассажиров и грузов на морском транспорте
Методы исследования:
Изучение литературы и других источников информации.
Анализ и интерпретация данных.
Морской транспорт
Морской транспорт - вид водного транспорта, производящий перевозки грузов и пассажиров с помощью судов по океанам, морям, морским каналам (морское судоходство). От развитой сети морских портов и четкой грамотной их деятельности зависит, в решающей мере, здоровье всей российской экономики, так как морские порты являются одним из ключевых элементов транспортного комплекса. Отечественные морские порты обеспечивают связь различных видов транспорта, поскольку на долю морских портов приходиться две третьих внешнеторгового грузооборота России. Очевидно, что деятельность морских портовых хозяйств выступает важным условием обеспечения конкурентоспособности отечественной экономики на внешнем рынке.
проанализировав различные источики информации я составила краткую характеристику морских бассейнов России, составила диаграммы экспорта и импорта для каждого бассейна.
Перспективы развития морского транспорта сформулированы в Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 г. В ней отмечается, что развитие флота и портов должно обеспечить национальную безопасность и экономическую независимость страны. В Стратегии сформулированы цели и задачи, охватывающие все виды морской деятельности страны: строительство новых судов и портов, охрана границ, развитие морских перевозок и т. д. . Цель данной стратегии — удовлетворение потребностей российской экономики, внешней торговли и населения в перевалке грузов и обеспечении безопасности мореплавания в морских портах и на подходах к ним путем формирования инновационной инфраструктуры морских портов, интеграции их в транспортные узлы при стимулирующей роли государства по их комплексному развитию. К российским портам нельзя применить универсальную стратегию, единообразную для деятельности всех портов. Дело в том, что, как указывалось выше, порты России действуют в совершенно разных климатических условиях и переваливают различные группы товаров. Так, стратегия развития порта в Мурманске будет существенно различаться от стратегии развития порта в Ростове-на-Дону или Керчи. Поэтому разрабатывая стратегию развития российских портов, целесообразно применить к ним разделение на пять групп, схожих по назначению и климатическим условиям, то есть, по водным бассейнам, на которых они расположены: Азово-Черноморский, Арктический, Балтийский, Дальневосточный и Каспийский
Простые новогодние шары из бумаги
Марши для детей в классической музыке
Рыжие листья
Подарок
Ах эта снежная зима