Работа посвящена одному из важных элементов одежды ненцкого мужчины-поясу. Элементы украшения ненецкого пояса: просто украшения или символы в жизни ненца? Эти вопросы выяснялись в ходе исследлвания литературных источников и интервью с мужчинами-ненцами.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательский проект "Символика ненецкого мужского пояса" | 43.03 КБ |
Паспорт исследовательского проекта
Тема проекта Символика ненецкого пояса.
Участники (автор) проекта Лаптандер Константин, воспитанники 9-й семьи ИСТ
Проблема | Ребята в нашей семье и других семьях интерната занимаются изготовлением ненецкого пояса в свободное время. Я много раз видела пояс у отца, братьев, но никогда не задумывалась, что означают украшения на поясе. |
Актуальность проекта | Ненецкий мужской пояс-часть традиционной одежды ненцев. Есть ли какие-то требования при изготовлении пояса? Что изменилось в отношении пояса за последний период? |
Цель | Изучение и классификация деталей ненецкого мужского пояса. |
Задачи | 1.Изучить и сравнить литературные источники по теме. 2.Исследовать мужские ненецкие пояса ребят, взрослых ненцев на предмет наличия символических знаков. 3.Сравнить технологии изготовления поясов старшего поколения и современного поколения (воспитанники ИСТ) 4.Узнать, что знают воспитанники о традициях изготовления и использования ненецкого пояса. |
Гипотеза | Все детали ненецкого пояса являются определенными символами для его владельца. |
Вопросы проекта | 1.Технология изготовления ненецкого пояса: материал, алгоритм изготовления 2.Детали пояса: украшения, необходимые предметы быта 3.Обычаи, традиции связанные с мужским ненецким поясом |
Методы исследования | 1.Сравнение литературных источников 2.Интервьирование 3.Анкетирование |
Планирование (этапы реализации проекта) | 1.Изучить литературные источники в школьной и сельской библиотеках 2.Изчение источников Интернета 3.Проведение анкетирования среди представителей старшего поколения ненцев и воспитанников интерната. 4.Интервьюирование ненецких мужчин и парней. 5.Анализ анкет. 6.Описание результатов интервью и анкет 7.Составление таблицы «Элементы ненецкого мужского пояса» 8.Составление таблицы «Символы ненецкого мужского пояса» |
Продукт проекта | Компьютерная презентация |
Представление продукта (презентация) | I Научно-исследовательская конференция воспитанников «Ямал: время и судьбы» |
1.Введение.
Актуальность. Культура моего народа имеет много граней. Она, как драгоценный камень, озаряет нашу жизнь. Все, что связано с нашей жизнью, начиная от предметов быта и заканчивая сказками и песнями, представляет собой большую ценность. К сожалению, многое, что знали наши деды и прадеды, мы уже не знаем.
Проблема. Некоторые ребята нашей семьи, из других семей занимаются изготовлением ненецкого пояса в свободное время. Мой брат недавно сделал пояс и подарил его хорошему другу семьи. Я много раз видела пояс у отца, братьев, но никогда не задумывалась, что означает пояс в жизни ненца.
Ненецкий мужской пояс-часть традиционной одежды ненцев. Есть ли какие-то традиции изготовления пояса? Что изменилось в технологии изготовления пояса в последнее время? Что означают детали пояса и элементы украшения на нем? Я решила найти ответы на эти вопросы.
Цель: изучение и классификация деталей ненецкого мужского пояса.
Задачи:
1.Изучить и сравнить литературные источники по теме.
2.Исследовать мужские ненецкие пояса ребят, взрослых ненцев на предмет наличия символических знаков.
3.Сравнить технологии изготовления поясов старшего поколения и современного поколения (воспитанники ИСТ)
4.Узнать, что знают воспитанники о традициях изготовления и использования ненецкого пояса.
Гипотеза: Все детали ненецкого пояса являются определенными символами для его владельца.
Для того, чтобы решить задачи исследовательского проекта мне пришлось ответить на вопросы:
1.Технология изготовления ненецкого пояса: материал, алгоритм изготовления
2.Детали пояса: украшения, необходимые предметы быта
3.Обычаи, традиции связанные с мужским ненецким поясом.
В процессе работы над проектом использовала методы:
1. Сравнение литературных источников
2.Интервью.
3.Анкетирование.
Этапы работы над проектом.
1.Изучить литературные источники в школьной и сельской библиотеках
2.Изучение источников Интернета
3.Проведение анкетирования среди представителей старшего поколения ненцев и воспитанников интерната.
4.Интервьюирование ненецких мужчин и парней.
5.Анализ анкет.
6.Описание результатов интервью и анкет
7.Составление таблицы «Элементы ненецкого мужского пояса»
8.Составление таблицы «Символы ненецкого мужского пояса»
В процессе работы над проектом использованы литературные источники по этнографии ненецкого народа. В основном в литературных источниках описывается мужской ненецкий пояс: технология, предназначение. Но мало сведений о традициях связанных с отдельными деталями. Интересным с точки зрения изучения истории ненецкого пояса является литературный источник -Источники по этнографии Западной Сибири.-Томск: Изд-во Том.ун-та,1987 г. Это полевые экспедиционные материалы, собранные в 1925-1938 известным советским археологом и этнографом В.Н.Чернецовым. Они содержат важную для исторической науки информацию о многих компонентах традиционной культуры, утраченных к настоящему времени, а именно о промыслах, материальной культуре, социальной организации, изобразительном искусстве, фольклоре и музыке.
II.Основная часть.
1.Из история мужского ненецкого пояса.
Этнограф В.Н Чернецов описывает в дневнике историю с ненецким мужским поясом. Он кочевал в районе рек Тамбей-яга, Се-яга в 1928-1929 гг. В чуме Нюмзи Вануйты он увидел пояс с украшениями на нем, несомненно, древнего происхождения. На нем было пять квадратных блях из бронзы. Бляхи-плоские, с выпуклыми кружками, идущими рядами. С обратной стороны на бляхах имеются четыре ушка. Кроме этих блях на поясе привязано изображение головы медведя, лежащей на передних лапах. Верхняя часть головы обломлена по уши, по-видимому она была в кружке, от которого осталась только половина. С верхней стороны ободка идет ряд кружков, с нижней стороны отходит шесть стебельков, сходящихся в основании. Все изображение рельефно, а с обратной стороны вдавлено, толщина бронзы около миллиметра (по краям). Далее, на поясе укреплены пять изображений людей в высоких шапках, стреляющих из луков, изображения из желтой латуни. Сзади, на пояснице, к ремню маленький мешочек с кусочком кварцевого голыша. Хозяин пояса не хотел признать, что пояс его. После уговоров согласился все-таки показать пояс. Но отдавать, чтобы этнограф сделал рисунок тоже не хотел. Потом все-таки согласился, но с большим нежеланием. Отсюда следует вывод-ненецкие мужчины считают, что пояс каким-то образом связан с его владельцем. И если чужие люди берут его, возможно это нехорошо для владельца.
Пояс мужской (Ни) – главный атрибут национальной ненецкой мужской одежды.
По представлениям ненцев пояс указывает на соединение сакрального (чистого) верха и материально (телесного) низа. Пояс является одним из атрибутов материального благосостояния и элементом украшения одежды. Пояс носят с раннего детства до конца жизни.На поясе не должно быть ничего лишнего, только всё то, без чего в тундре не выжить. Это своего рода походный мини-чемоданчик для инструментов. Пояс не только подпоясывает, с его помощью можно удлинить или укоротить малицу. Малицу обычно носят так, чтобы поверх талии образовывался напуск – это такой своеобразный карман-склад: там держат кисет с табаком и трубку.Пояс не просто необходим в ежедневной жизни северянина, он еще и статусная вещь, символ достоинства мужчины, его происхождения и достатка. Вот поэтому при изготовлении пояса мастер старается украсить его как можно богаче. С давних пор материалом для изготовления поясов служила кожа морских животных, сейчас применяют оленью кожу. Оленья шкура не намокает и не разбухает, она не тянется и не пересыхает. В качестве украшений используется сукно, медные бляхи различной формы, металлические пуговицы в два или несколько рядов.
2.Описание деталей ненецкого мужского пояса в литературных источниках.
Детали ненецкого мужского пояса, описанные в литературных источниках.
Первое и наиважнейшее это – Нож с ножнами – главный атрибут мужского пояса. Он подвешивается либо на ремешках, либо на цепочках. Обычно, гостей тундры шокирует до глубины души то, что ненецкие малыши уже во всю пользуются ножами. Наш аргумент, дескать, опасно и дитё поранится, не может уложиться в голове ненецких родителей.
Как может пораниться ножом ребенок, которому уже 1 год и 4 месяца? Если его жизнь напрямую связана с наличием ножа.Встречаются пояса, у которых нож с ножнами подвешен на небольших фигурных пластинках из рога оленя, соединённых между собой кожаными тонкими ремешками. Изредка встречаются пояса с двумя подвешенными ножнами и ножами. Нож имеется у каждого взрослого члена семьи, им пользуются во время еды. Нож внешне напоминает прямую узкую металлическую полоску, заточенную с правой стороны. Рукоятку ножей делают из кости, рога оленей или дерева (капа), которому отдаётся предпочтение, потому что нож с деревянной рукояткой легче, не морозит руку во время холодов и надёжнее крепится в ножнах. Из этих же материалов изготавливают ножны, которые обычно имеют прямоугольную форму. Нижняя часть их плоская, в сечении напоминает вытянутую трапецию с полостью для клинка. Верхняя половина ножен расширена, в сечении – эллипсовидная. Здесь расположена планка для укрепления завязок. Тут же сквозное отверстие для рукоятки ножа. Рукоятку и ножны украшают геометрическими орнаментами, композициями из искусно вырезанных фигур.
Нож привешивается, как правило, с правой стороны пояса, так как с левой стороны находится хлыст хорей, которым ненец пользуется во время езды на оленях.
Рукоятка ножа направлена назад. Так быстрее и удобнее доставать нож.В середине пояса свисают клыки зверей, добытых мужчиной. Им отводится роль оберега от злых духов (когда пояс застегнут, они защищают спину). Также считают, что медвежий клык предохраняет от болей в спине и приносит удачу в охоте, а волчий клык оберегает стадо оленей от хищников и болезней. Также мужчины подшивают к поясу:
Костяное Шило, необходимое при подготовке упряжки, так как без него невозможно развязать ни один узел на упряжи, особенно в сырую или морозную погоду;
И самодельные подобия «Записной книжки» - деревянные палочки с зарубками, хранящие информацию о том, сколько отелилось важенок во время дежурства оленевода, и т.п. После отчёта зарубки срезаются. Точильный камень в нарядном кожаном чехле, похожем на сумочку для хранения женских рукодельных принадлежностей, только меньших размеров и к его устью пришита суконная или кожаная петля для насаживания на пояс. Лицевая сторона сумочки для точильного камня украшается меховым или суконным орнаментом, а окантовка выполнена из белого оленьего камуса. Его подвешивают на пояс с правой стороны.Ненцы оказывают точильному камню несказанный почет, ведь без него нож может стать бесполезным, «беззубым». Кстати, бытует поверье, что сам мешочек для точильного камня олицетворяет мужскую селезёнку и всегда должен быть полным, иначе хозяин может заболеть. На поясе находится место и для кисета, в котором хранятся трубка и огниво, а прежде укреплялась ещё и пороховница. Есть тут место и для костяных изделий, например, пуговиц и лоскутов ровдуги, которые в любой момент могут пригодиться оленеводу в пути. Костяные украшения крепятся с помощью узкого ремешка, который закрепляется с внутренней стороны пояса. Количество украшений на поясе должно быть нечётным, они занимают строго определённое место на поясе. Соблюдается симметрия. На поясе также могут помещаться гильзы от патронов, мелкие костяные детали упряжи, и многое другое.
Между кожей пояса и костяными украшениями прокладывают сукно с небольшим напуском, что придаёт поясу яркость. Пояс застёгивается спереди при помощи тяжёлой с прорезными узорами медной пряжки, состоящей из двух одинаковых половин. К одной половине припаян плоский крючок, в другой части пряжки находится отверстие к нему. Также в поясе имеется регулировщик уменьшения.
3.Описание этапов работы над проектом.
В музее им. Шемановского в Салехарде есть целая выставка ( Интернет), посвященная мужским поясам. Когда я смотрел страницы Интернета, понял, что в районных музеях округа также существуют такие выставки. Это говорит о том, что мужской ненецкий пояс является важным экспонатом музеев.
Обобщив литературные источники и источники интернета, сделал вывод:
Ученые-этнографы описали общие черты ненецкого пояса. Материал для пояса-юфть (кожа коровы). Детали пояса я разделил на 3 группы:
2.На следующем этапе работы я встретился со взрослыми ненцами и взял у них интервью. Меня заинтересовал вопрос, что они могут рассказать новое, то, чего нет в литературе?
Рассказ Затруева Г.А. подтверждает некоторые литературные сведения. Он также рассказал, то чего нет в литературе. Новые сведения:
1)мужские пояса делятся на парадный и рабочий;
2)парадный пояс хранится в нарте с парадной одеждой, одевается на праздник, в гости, в город;
3)после смерти человека, медвежий коготь снимается с пояса ( нельзя хоронить в поясе с медвежьим клыком или когтем)
4)клык или коготь не дарится, надо либо купить за символическую плату либо добыть самому.
Затруев Г.А. также рассказал, что есть традиция передавать пояс от отца сыну и дальше. Во многих семьях есть старинные пояса, переданные по наследству еще от дедов. Он описал пояс, который ему передал дед Затруев Алексей Степанович. В этом поясе поразило большое количество металлических украшений, изготовленных из серебра :фигуры ангелов, кольца.
Украшения по поясу (рубежи) изготовлены из латуни, по форме напоминают чум и след оленя.
Также я взял интервью у Лаптандера Максима Ивановича, 1977 г.р. На данный момент работает воспитателем интерната. Он рассказал, что рубежи ( медные пластины) имеют в первую очередь практическое значение ( чтобы кожа пояса не скручивалась). Они делаются из латуни, иногда из бивня мамонта, зуба моржа. Очень часто ручка ножа и ножны делаются тоже из этого материала. Для крепления деталей (ножны, точило, кость) используется кожа нерпы. Камни для точила часто ищут самостоятельно в Уральских горах или покупают. Хорошее точило стоит как целый олень. Чехол для точила украшают медными пуговицами. Еще сейчас встречаются пуговицы от форменной одежды царских времен. Украшения на пояс делают из латуни в форме головы оленя, медведя. Максим Иванович рассказал, что свой пояс он сделал в 10-11 классе. С тех пор пояс находится при нем, больше ничего к поясу не добавлял. Считает, что излишние украшения на поясе не нужны.
Выводы по интервью.
Новые сведения:
1)Рубежи в форме головы оленя, медведя
2)Пряжки ремня отличаются в разных регионах
3)Украшения чехла для точила медными пуговицами.
4)Высокая стоимость хорошего точила.
Я много нового узнал от своих старших товарищей. И мне захотелось узнать, что знают мои сверстники о ненецком мужском поясе. Я провел анкетирование. Результаты анкетирования показали, что основные детали пояса воспитанники знают. Все знают об обереге в виде медвежьего клыка или когтя. Однако об особенностях изготовления, символике украшений ребята не знают. Также я осмотрел пояса, которые сейчас делают ребята. Современный пояс отличается применением пластика. Некоторые мальчишки делают весь пояс из пластика, другие используют пластик для рубежей.
III.Заключение.
В процессе работы я изучил детали разных ненецких поясов и разделил их по предназначению на 3 группы:
1 Группа: детали, имеющие практическое предназначение - ножны и нож, точило, костяная игла. Эти детали обязательны, они нужны для работы, связаны с работой и жизнью в тундре.
2 Группа : символические детали (обереги) - клыки или когти медведя. Они являются оберегами, оберегают от злых духов.
3 Группа: детали украшения на поясе: металлические бляхи разной формы (рубежи), металлические цепочки и др.
В результате работы над проектом я выполнил цель - собрал сведения о мужских поясах, разделил детали пояса по их предназначению. Предположение о том, что все элементы пояса имеют символическое значение подтвердилось частично. К символическим деталям можна отнести медвежий клык, коготь. Также некоторые рубежи в форме чума, следа оленя, головы оленя, головы медведя тоже можна отнести к символам. Основные детали пояса- нож, ножны, точило, шило выполняют, прежде всего, практическую роль. Без этого в тундре не проживешь. Металлические и костяные рубежи в первую очередь выполняют роль практическую-поддерживают форму пояса, чтобы он не скрутился. А вот форма рубежа может оказаться и символом, если это голова оленя или медведя или ангел.
Также я сделал вывод, что материалы для изготовления пояса изменились. Сейчас широко используется пластик, бисер. Но основные детали, необходимые для проживания в тундре остались те же.
Продуктом моего проекта является презентация «Символика ненецкого мужского пояса»
Практическая значимость проекта. Данные , собранные в результате работы над проектом можно использовать для оформления стендов, проведения классных часов.
Литература.
1.Головнев А.В., Зайцев Г.С. История Ямала. Тобольск-Яр-Сале, 1992.
2.Гриценко В.Н. История Ямальского Севера в очерках и документах: 2 т. Омск, 2004.
3.Дудников Н. На перекрестке метелей:-М.:Вилад,1996.
4.Петрова В.П., Харючи Г.П. Ненцы в истории Ямало-Ненецкого округа
5.Древние традиции и ремесла./Николай Самбуров.-Санкт-Петербург;Салехард.Русская коллекция,2013.
6.А.Д.Мухачев,Г.П.Харючи, А.А.Южаков. Кочующие через века: оленеводческая культура и этноэкология тундровых ненцев/Под ред. доктора ист.наук Е.Т.Пушкаревой-Екатеринбург, ООО Креативная команда «Кипяток»,2010
7. Дневник Обдорского миссионера.
8.Источники по этнографии Западной Сибири.-Томск: Изд-во Том.ун-та,1987г.
9.stavroskrest.ru›sites/default/files/files/pdf/…
Приложение №1.
Текст анкеты для работников школы
1.ФИО_________________________________________________________
2.Возраст____________________ пол (мужск, женск.)подчеркнуть
3.Национальность______________________________________________
4.Видели ли вы ненецкий пояс (мужск,женск.) в реальной жизни ------ да, нет (подчеркнуть)
5.Если видели, на что обратили внимание в первую очередь ( украшения- металлические, бисером, плетение из ниток, кожи) подчеркнуть, другое________________________________
6.Знаете ли вы какие-то специальные символы ( изображения, предметы, которые имеют особое значение, смысл, оберег)
7.Если знаете, заполните таблицу
№ п/п | Предмет, знак, рисунок мужского пояса | Для чего размещен на поясе, что означает? | Обязателен или нет (да, нет) |
8. Есть ли в вашем роду, семье мужской пояс (ДА, НЕТ).У кого отца, деда, брата, у меня (подчеркнуть)
9.Передается ли пояс по наследству от отца сыну? Да, нет (подчеркнуть)
10.Кто занимается изготовлением пояса, его украшением? ( лично владелец пояса, сестра, мать, отец?)
Участники изготовления пояса | Что делают |
владелец | |
отец | |
мать | |
Сестра (брат) |
11.Есть ли в роду, семье старинный пояс (дедушки, прадедушки) да, нет (подчеркнуть)
12. Если есть, напишите ФИО людей от кого кому передавался? ( Дедушка ФИО, Отец ФИО и т.д.)____________________________________________________________
13.Какие традиции вы знаете, связанные с ненецким поясом? (как передается, кому, когда, в каком возрасте должен быть пояс?)______________________________________________
Приложение №2
Текст анкеты для воспитанников интерната.
ФИО_________________________________________________________
1.Видели ли вы ненецкий пояс (мужск,женск.) в реальной жизни ------ да, нет (подчеркнуть)
2.Если видели, на что обратили внимание в первую очередь ( украшения- металлические, бисером, плетение из ниток, кожи) подчеркнуть, другое________________________________
3.Знаете ли вы какие-то специальные символы ( изображения, предметы, которые имеют особое значение, смысл, оберег)
4.Если знаете, заполните таблицу
№ п/п | Предмет, знак, рисунок мужского пояса | Для чего размещен на поясе, что означает? | Обязателен или нет (да, нет) |
5. Есть ли в вашем роду, семье мужской пояс (ДА, НЕТ).У кого отца, деда, брата, у меня (подчеркнуть)
6.Передается ли пояс по наследству от отца сыну? Да, нет (подчеркнуть)
7.Кто занимается изготовлением пояса, его украшением? ( лично владелец пояса, сестра, мать, отец?)
8.Есть ли в роду, семье старинный пояс (дедушки, прадедушки) да, нет (подчеркнуть)
9.Какие традиции вы знаете, связанные с ненецким поясом? (как передается, кому, когда, в каком возрасте должен быть пояс?)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение №3.
Из интервью с Затруевым Гаврилом Алексеевичем.
Затруев Гаврил Алексеевич, 1959 г.р., на данный момент работает охранником в корпусе №1.
Пояс-важная часть одежды для ненцев. Пояс есть женский, детский ,мужской.
Детский пояс похож на пояс взрослого ненца. Детский пояс делает отец сыну.
С 16-17 лет ненецкие юноши делают пояса самостоятельно.
Пояса мужские разделяют на рабочий и парадный, также как и одежду.
Парадный мужской пояс хранится вместе с парадной одеждой в специальной нарте. Одевают парадный пояс при поездке в город, гости, на праздник.
Главный элемент пояса- медвежий клык или коготь. Этот элемент нельзя дарить. Надо либо самому добыть, либо купить за символическую плату. Медвежий клык или коготь охраняет человека, отгоняет злых духов. Когда человек умирает, медвежий клык необходимо снять с пояса.
Следующим важным элементом является нож и ножны. Ножи делали раньше из напильников, теперь можно купить. Ножи бывают разной длины, в зависимости от предназначения: для охоты –до 15 см, для работы-до 10 см. Ножны для ножа делают из дерева, бивней мамонта (сейчас из пластика).
Описание пояса, который Гаврил Алексеевич получил по наследству от своего деда Затруева Алексея Степановича, оленевода Байдарацкой тундры.
Пояс сделан из кожи «юфть», она более прочная, чем оленья кожа. Юфть – это хорошо выделанная кожа телят. Покрыт пояс красной тканью (красят в красный цвет). Прошивают края пояса тонкими ремешками из оленьей кожи. Юфть сейчас можно купить в магазинах села Белоярск. Пояс деда украшен цепочками из серебра (2),серебряными монетками (3), серебряными колечками (3).Эти украшения свисают с пояса. По полотну пояса прикреплены 3 фигурки ангелов. Все эти украшения находятся на задней части пояса. Слева к поясу подцеплены ножны из кости мамонта, рукоять ножа также из кости мамонта. Сзади также подвешены 4 медвежьих клыка. Справа находится кобура для точила (из юфти). По полю пояса также размещены фигуры в виде ромба и сердечек. Они скорее всего напоминают чум и след оленя.
Приложение №4.
Из интервью с Лаптандером Максимом Ивановичем.
Лаптандер Максим Иванович, 1977 г.р. На данный момент работает воспитателем интерната. Он рассказал, что рубежи ( пластины по длине пояса) имеют в первую очередь практическое значение ( чтобы кожа пояса не скручивалась). Они делаются из латуни, иногда из бивня мамонта, зуба моржа. Очень часто ручка ножа и ножны делаются тоже из этого материала. Для крепления деталей (ножны, точило, кость) используется кожа нерпы. Камни для точила часто ищут самостоятельно в Уральских горах или покупают. Хорошее точило стоит как целый олень. Чехол для точила украшают медными пуговицами. Еще сейчас встречаются пуговицы от форменной одежды царских времен. Украшения на пояс делают из латуни в форме головы оленя, медведя. Максим Иванович рассказал, что свой пояс он сделал в 10-11 классе. С тех пор пояс находится при нем, больше ничего к поясу не добавлял. Считает, что излишние украшения на поясе не нужны.
Выводы по интервью.
Новые сведения:
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Спасибо тебе, дедушка!
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Астрономический календарь. Май, 2019