Исследовательская работа по теме "Как повысить технику чтения"
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа по теме "Как повысить технику чтения" | 60.78 КБ |
Презентация к исследовательской работе | 1.97 МБ |
Как повысить скорость чтения? (техника быстрого чтения)
Введение
Мы заканчиваем 4 класс. С каждым годом объѐм информации, предлагаемый школьной программой, увеличивается. По оценкам психологов, на успеваемость ребенка в школе влияет 200 факторов. Фактор номер один - скорость и осознанность чтения . Но современные дети так мало читают, и мы не исключение.
Как помочь самим себе правильно и быстро читать тексты, чтобы повысить успешность в обучении (ведь имея низкую скорость чтения, мы просто не будем успевать выполнять задания)?
Проблема исследования: низкая техника чтения, нежелание читать больше.
Цель исследования: повысить скорость чтения за ограниченный промежуток времени на 30-40 слов;
Задачи исследования:
1. Изучить доступную литературу, рассказывающую о влиянии скорости чтения на развитие школьника;
2. Провести стартовую и итоговую диагностику по выявлению первоначальной и конечной скорости чтения;
3. Подобрать и апробировать упражнения, способствующие эффективному развитию скорости чтения;
4. Сделать анализ. Сформировать выводы и рекомендации.
Объект исследования: чтение
Предмет исследования: скорость чтения.
Гипотеза: систематически выполняя комплекс специальных упражнений, нам удастся повысить скорость чтения за 3 недели примерно на 30-40 слов.
Методы исследования: сбор информации, наблюдение, интервьюирование, проведение экспериментов, сравнительный анализ первоначальной и конечной скорости чтения, обобщение, конструирование памяток.
Основное содержание
Пословица гласит: «Чтение – вот лучшее учение». А ещѐ – «Кто много читает, тот много знает».
С помощью словаря мы узнали, что чтение – это процесс преобразования буквенных символов в словесные, процесс получения информации из еѐ источника.
Благодаря чтению человек получает 90% информации. Читая, человек узнаѐт мир, учится анализировать свои поступки, понимать других людей; узнаѐт новое о мире, расширяет свой словарный запас .
Мы начали свою работу с того, что попытались разобраться, что же такое техническая сторона чтения?
Навык чтения – это и то, чему учат, и одновременно то, посредством чего ученик сам учится, складывается из двух сторон (смысловой и технической) и включает следующие элементы:
1) правильность чтения, т.е. умение прочитывать правильно слова без искажений;
2) умение понимать содержание текста, его смысл;
3) выразительность – умение эмоционально передать читаемое, соблюдая знаки препинания автора и понимая их смысл;
4) это способ чтения; различают четыре способа чтения: побуквенный, слоговой, плавный слоговой с прочтением целыми словами, чтение словами.
5) это темп чтения, т.е. скорость прочитывания слов в минуту.
Техническая сторона чтения (техника чтения) – это способ чтения, правильность, скорость, выразительность. Каждый из данных компонентов, как и их совокупность, подчинѐн пониманию прочитанного.
Скорость чтения – один из показателей техники чтения, характеризуется количеством слов, произносимых в минуту, и зависит от способа чтения .
Школьнику необходимо оптимальное чтение. Оптимальная скорость – это чтение со скоростью разговорной речи (120-150 слов в минуту). К такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, при этой скорости достигается лучшее понимание текста .
Беседуя с учителями русского языка нашей школы, мы задавали им вопрос о необходимой, по их мнению, скорости чтения в старших классах. Екатерина Андреевна Коляденко сказала о скорости чтения не менее 150 слов минуту. Она уверена, что скорость чтения напрямую связана с успешностью учащихся при обучении. Екатерина Ильинична рекомендовал 120-140 слов в минуту. По ее мнению, темп чтения должен быть приближен к темпу понятной разговорной речи.
Практическая часть
Всю экспериментальную часть мы разделили на три этапа: стартовой диагностики, собственно экспериментальный и итоговой диагностики.
На этапе стартовой диагностики перед нами стояло 2 задачи: выяснить существует ли необходимость читать с большой скоростью; определить свою скорость чтения и понимание прочитанного.
Для решения первой задачи мы сравнили количество слов в одном из параграфов учебников 4 и 6 классов с одной темой и проверили, сколько времени необходимо на выполнение домашнего задания.
4 класс «Окружающий мир», тема «Пѐтр 1». Параграф учебника составил 795 слов. Скорость чтения Владика 75 слов в минуту. Он прочитал этот текст за 10,5 минут. Ответы на вопросы заняли 2 минуты; пересказ - 5 минут. Итого, для приготовления домашнего задания по окружающему миру ему понадобилось 17,5 минут.
Если же скорость чтения ниже, например, около 40 слов в минуту, то на эту же работу ученику потребуется уже около 35 минут.
В учебнике истории 6 класса по теме «Пѐтр I. Россия на рубеже веков» содержится 1371 слово, т.е. в 2 раза больше, чем в учебнике 4 класса. Владик читал параграф 18 минут. Ответы на вопросы заняли 5 минут. На пересказ он потратил 8 минут. Всего на эту работу потратил 31 минут.
А с низкой скоростью чтения ученик просидит только с одной историей более часа. Объѐм и количество учебных предметов у шестиклассников намного больше нашего. При низкой скорости чтения ученику старших классов и 24-х часов не хватит, чтобы прочитать весь объѐм домашнего задания.
Смотри приложение 1.
Проанализировав данные, мы составили таблицу «Время, необходимое на выполнение домашнего задания»:
Для решения второй задачи мы традиционным способом проверили скорость чтения трех учеников. Были даны три минуты для чтения текста, количество прочитанных слов делилось на 3 и мы узнавали среднюю скорость чтения в минуту. После прочтения мы ответили на 4 вопроса не только по содержанию, но и на понимание прочитанного. Данные о первом срезе мы оформили в диаграмме «Стартовая диагностика».
Смотри приложение 2.
Выводы:
- скорость чтения нужно повышать, т.к. объем материала увеличивается;
- скорость чтения учеников даже одного класса может быть различной.
Экспериментальная часть
Чтобы добиться результата, нужна система занятий. На втором этапе согласие на участие дали 3 человека. Ежедневно, мы выполняли комплекс упражнений, продолжительность каждого занятия составляла 60 минут. Всего за 3 недели провели 15 занятий (с 18.03.2015 по 14.04.2015).
Задачей этого этапа было, используя разные упражнения, понять какие из них помогают быстрее и качественнее читать.
Каждое занятие начиналось с контрольного чтения текста, после которого мы отмечали полученный результат на Графике роста скорости чтения.
Сморти приложение 3.
Ежедневно, после троекратного повторного чтения того же текста мы записывали горизонт увеличения скорости чтения на ближайшие дни.
Выполняли упражнения, используя предлагаемые правила чтения, помогающие быстрее находить информацию и лучше ее запоминать.
Упражнения по чтению на материале таблиц звуков, слогов, слов и словосочетаний, используя три способа прочтения («Прятки», «Титры», «Скороговорки»), требующие умения быстро и правильно говорить, выполняли, чередуя их с другими упражнениями:
- на развитие внимания («Найди спрятанные слова», «Зачеркни разными способами», «Найди лишнее»);
- на развитие мышления («Поиск закономерностей», «Найди пару»);
- на тренировку памяти («Запомни и покажи»);
- на расширение поля зрения, необходимого для охвата слова или словосочетания целиком (таблицы Шульте, числовые пирамиды, лабиринты).
Чередование упражнений позволяло мобилизовать познавательные процессы на достижение целей исследования. Все упражнения старались выполнять с максимальной скоростью. Результаты выполнения сложных упражнений мы записывали внизу страницы (время, объѐм) .
Техника быстрого чтения обеспечивалась высокой концентрацией внимания, развитием волевых усилий.
Кроме предложенного комплекса упражнений мы выполняли ещѐ несколько упражнений на развитие техники чтения.
Чтение перевѐрнутого текста. Страница обычного текста переворачивалась вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Наша задача была, двигая глазами, справа налево прочитать 2 страницы текста.
Корректировка деформированных предложений. Необходимо было найти в предложении смысл, расставив верно слова в нужной форме, например: «стоящего мимо осторожно автомобиля проходи».
Поиск в тексте заданных слов. Задаются 1-3 слова, которые надо как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, можно подчеркнуть или обвести в кружок. Это упражнение формирует способность запоминать образы слов, а так же развивает словесную память.
Игра в прятки. Ведущий начинает читать не сначала, а где захочет, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего. Каждый из нас был очень рад, когда первым успевал найти абзац, который читал ведущий .
Кроме всего этого, ежедневно на ночь мы читали не менее 5- 6 страниц печатного текста.
Выводы
1. Наиболее эффективными оказались упражнения, имеющие творческий занимательный характер (мы ведь дети – большие любители поиграть) такие как «Поиск закономерностей», «Запомни и покажи», лабиринты, поиск в тексте заданных слов, Игра в прятки, таблицы Шульте.
Ещѐ нам очень нравилось контрольное чтение текстов, т.к. не терпелось узнать, на сколько слов повысилась наша скорость чтения;
2. Сложными для нас были упражнения: «Найди слова», работа с таблицами звуков, слогов, слов, словосочетаний, используя три способа чтения «Прятки», «Титры», «Скороговорки», т.к. необходимо было прилагать усилия для качественного их выполнения;
3. На эффективность работы повлияли личные психофизические, логопедические особенности, но положительные изменения есть у всех;
4. Чтобы видеть прогресс каждого необходимо фиксировать результаты на «Графике повышения скорости чтения» понимая, что всегда есть то, к чему можно стремиться.
На этапе итоговой диагностики мы ставили себе задачей измерить скорость чтения текста каждого из участников после выполнения всех тренировочных упражнений.
Всем был предложен один и тот же текст - для чтения вслух. Количество слов, прочитанных за 3 минуты, делилось на 3, и мы узнавали скорость чтения за 1 минуту. После прочтения мы отвечали на 4 вопроса не только по содержанию, но и на понимание. Результаты представлены на диаграмме «Итоговая диагностика» и зафиксированы на Графике роста скорости чтения.
Смотри приложение 4.
Выводы:
- скорость чтения каждого из учеников увеличилась;
- если заниматься подобными упражнениями без системы, пропуская занятия, то результаты могут снизиться, особенно в начале работы.
Заключение
Современная школьная программа достаточно трудна. Умение читать очень важно, ведь именно чтение – основное занятие на всех уроках, а также во время выполнения домашнего задания.
Работа над техникой быстрого чтения – процесс достаточно длительный и требующий больших усилий, часто непривлекательный для ученика. Успешность развития скорости осознанного чтения для нас была связана с удачным подбором упражнений для еѐ тренировки.
На уроках мы стали замечать, что пополнился наш словарный запас. Задания, направленные на поиск информации в тексте мы выполняем теперь быстрее всех в классе. Проведенные диагностические и контрольные срезы чтения позволили сделать следующие выводы:
- скорость чтения нужно повышать, т.к. объем материала увеличивается;
- скорость чтения при использовании упражнений увеличилась примерно на 25 слов у одного их участников, на 30 и более слов у двух других;
- повысилось качество понимания прочитанного и правильность чтения.
Цель исследования достигнута, гипотеза работы подтвердилась.
Рекомендуем, по совету психологов, освоить технику беглого чтения детям до 12 лет. Регулярные упражнения по тренировке техники чтения необходимы для всех учащихся: одним эти упражнения помогают исправлять недостатки чтения, другим – не терять ранее приобретенные навыки.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ
Для отдельно взятого ученика: повышение скорости чтения, вне зависимости от индивидуальных особенностей; снижение количества времени, затрачиваемого на выполнения заданий на уроке и дома.
Для класса: есть ряд упражнений-игр для больших перемен, которые мы можем проводить, организовывая себя на игру самостоятельно, или их может организовывать учитель на уроках.
В помощь тем, кто хочет повысить скорость чтения, мы создали мини-книжку, в которой собрали самые интересные игры и упражнения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зотов С. Г., Зотова М. А.. Повышение скорости чтения. Издание шестое. Феникс. 2013 г.
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4- е издание, дополненное. Москва. 2010 г.
3. Андреев О.А. Учимся читать быстро. Мн. «Университетское», 2012.
4. Анисимов В.М., Андреева К.Е., Сокорутова Л.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Якутск: 2001.
5. Баннова А.Ф. Обучение младших школьников оптимальному чтению. Армавир, 2000.
6. Безруких М.М. Формирование навыков чтения и письма в процессе обучения детей. Российская государственная библиотека. http://metodisty.narod.ru/vsd04.htm
Приложение 1
Класс | Количество слов в парагра фе | Скорость чтения | Время, затраченное на чтение (мин) | Время, затраченное на пересказ (мин) | Время, затраченное на устные ответы на вопросы (мин) | Общее время работы с текстом (мин) |
4 | 795 | 75 слов/ мин | 10,5 | 2 | 5 | 17,5 |
6 | 1371 | 18 | 5 | 8 | 31 |
Приложение 2
Приложение 3.
Приложение 4.
Слайд 1
Как повысить скорость чтения? (техника быстрого чтения)Слайд 2
Цель исследования: повысить скорость чтения за ограниченный промежуток времени на 30-40 слов;
Слайд 3
Задачи исследования : 1. Изучить доступную литературу, рассказывающую о влиянии скорости чтения на развитие школьника; 2. Провести стартовую и итоговую диагностику по выявлению первоначальной и конечной скорости чтения; 3. Подобрать и апробировать упражнения, способствующие эффективному развитию скорости чтения; 4. Сделать анализ. Сформировать выводы и рекомендации.
Слайд 4
Пословица гласит: «Чтение – вот лучшее учение». А ещѐ – «Кто много читает, тот много знает».
Слайд 6
Класс Количество слов в параграфе Скорость чтения Время, затраченное на чтение (мин) Время, затраченное на пересказ (мин) Время, затраченное на устные ответы на вопросы (мин) Общее время работы с текстом (мин) 4 795 75 слов в минуту 10,5 2 5 17,5 6 1371 18 5 8 31
Слайд 18
Выводы: - скорость чтения каждого из учеников увеличилась; - если заниматься подобными упражнениями без системы, пропуская занятия, то результаты могут снизиться, особенно в начале работы.
Слайд 19
Золото добывают из земли, а знания - из книги.
Слайд 20
Спасибо за внимание!
Л. Нечаев. Яма
И тут появился изобретатель
Растрёпанный воробей
Горка
Астрономический календарь. Июнь, 2019