В наше время стали забывать о древних открытиях и все больше внимания уделяют новым открытиям – интернету, телефонам, компьютеру. Необходимо помнить об одном из древних достижений, о таблице умножения Пифагор. Ведь без таблицы умножения очень сложно освоить такую интересную, но в тоже время и сложную науку, как математика.
Вложение | Размер |
---|---|
danshina_rabota.docx | 297.68 КБ |
Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация «Лицей села Верхний Мамон Верхнемамонского муниципального района Воронежской области» Научно-практическая конференция членов НОУ «Эврика» Секция «Математика» Тема «Таблица умножения Пифагора» Выполнила: обучающаяся 7 «в» класса Даньшина Анастасия Научный руководитель: Ефимьева Н.В., учитель математики 2018- 2019 учебный год |
Оглавление
Введение…………………………………………………2-4
Биография Пифагора…………………………………………..5-8
Структура таблицы умножения Пифагора………………….9-12
Практическое применение таблицы умножения Пифагора.14-16
Результаты практического применения……………………...17
Результаты тестирования………………………………………18-19
Заключение………………………………………………20
Приложение…………………………………………..21
Список литературы………………………………………………22
Введение
Все когда-то учились умножать, а кто-то и сейчас учится, и привыкли видеть таблицу умножения на задней обложке тетради. Но на одних обложках написано таблица умножения и она представлена в виде восьми столбиков, а других (реже, но встречается) в виде квадрата размером 10×10 с заголовком «Таблица Пифагора»
Мы постоянно используем её для решения задач и примеров, применяя заученный алгоритм, не вникая в структуру и не задумываясь, где и как она возникла, где еще применяется кроме математики, и является ли Пифагор автором ее. На эти вопросы я попыталась ответить в своей исследовательской работе «Тайны таблицы Пифагора».
Так же решила провести анкетирование среди учащихся седьмых классов, чтобы понять, знают ли историю возникновения таблицы умножения Пифагора ученики нашей школы.
Гипотеза: секреты таблицы умножения могут пригодиться не только в области математики.
Цель исследования:
1. Узнать о жизни Пифагора Самосского.
2. Познакомится со структурой и применением в жизни таблицы
умножения Пифагора.
3. Исследовать влияние числа на судьбу подруги и себя.
4. Узнать, знакомы с этой таблицы ученики.
5. Заинтересовать учеников историей возникновения таблицы Пифагора и
показать важность знания таблицы умножения.
Задачи:
Рассмотреть взаимосвязь между судьбой членов моей семьи и трактовкой числа
рождения и числа имени в нумерологии
Объектная область исследования – математика.
Объект исследования - таблица умножения Пифагора.
Предмет исследования – структура таблицы умножения Пифагора.
Методы исследования:
Актуальность исследованной проблемы:
Эту работу я считаю актуальной потому, что в наше время стали забывать о древних открытиях и все больше внимания уделяют новым открытиям – интернету, телефонам, компьютеру. И своей работой я решила напомнить об одном из древних достижений, о таблице умножения Пифагора и показать важность знания таблицы. Ведь без таблицы умножения очень сложно освоить такую интересную, но в тоже время и сложную науку, как математика.
В ходе исследовательской работы я прочитала биографию Пифагора, познакомилась с его открытиями, исследовала саму таблицу умножения и рассмотрела ее удивительное применение - гадание.
В своей работе я представила главные моменты его жизни.
Дата рождения Пифагора точно неизвестна. Историки предполагают, что он родился между 586-569 гг. до н.э., на греческом острове Самос (отсюда и его прозвище – «Самосский»). Согласно одной легенде, родителям Пифагора предсказали, что их сын станет великим мудрецом и просветителем.
Отца Пифагора звали Мнесарх, а мать – Партения. Глава семейства занимался обработкой драгоценных камней, поэтому семья была достаточно обеспеченной.
Уже в раннем возрасте Пифагор проявлял интерес к разным наукам и искусству. Его первого учителя звали Гермодамант. Он заложил в будущего ученого основы музыки, живописи и грамматики, а также заставлял его наизусть учить отрывки из «Одиссеи» и «Илиады» Гомера.
Когда Пифагору исполнилось 18 лет, он решил отправиться в Египет, чтобы получить еще больше знаний и набраться опыта. Это был серьезный шаг в его биографии, но ему не суждено было осуществиться. Пифагор не смог попасть в Египет, потому что он был закрыт для греков.
Остановившись на острове Лесбос, Пифагор начал изучать физику, медицину, диалектику и другие науки от Ферекида Сиросского. Прожив на острове несколько лет, он захотел посетить Милет, где еще жил известный философ Фалес, образовавший первую в Греции философскую школу.
Очень скоро, Пифагор становится одним из самых образованных и известных людей своего времени. Однако спустя какое-то время в биографии мудреца происходят резкие перемены, так как началась персидская война.
Пифагор попадает в вавилонский плен, и долгое время живет в неволе.
Из-за того, что в Вавилоне была популярна астрология и мистика, Пифагор пристрастился к изучению различных мистических таинств, обычаев и сверхъестественных явлений. Вся биография Пифагора полна поиска и решений всевозможных загадок и тайн, которые так привлекали его внимание.
Пробыв в плену более 10 лет, он неожиданно получает освобождение лично от персидского царя, который не понаслышке знал о мудрости ученого грека.
Оказавшись на свободе, Пифагор тут же возвращается к себе на родину, чтобы рассказать о приобретенных знаниях соотечественникам.
Благодаря обширным познаниям, постоянному личностному росту и ораторскому искусству, ему удается быстро получить известность и признание среди жителей Греции.
На выступлениях Пифагора всегда присутствует множество людей, которые поражаются мудрости философа и видят в нем чуть ли не божество.
Одним из главных пунктов биографии Пифагора есть тот факт, что он создал школу, основанную на его собственных принципах миропонимания. Она так и называлась: школа пифагорейцев, то есть последователей Пифагора.
У него была и своя методика обучения. Например, слушателям запрещалось разговаривать во время занятий, и не позволялось задавать какие-либо вопросы.
Благодаря этому ученики могли воспитывать в себе скромность, кротость и терпение.
Современному человеку эти вещи могут показаться странными, но не стоит забывать, что во времена Пифагора самого понятия школьного обучения в нашем понимании попросту не существовало.
Помимо медицины, политики и искусства, Пифагор самым серьезным образом занимался математикой. Ему удалось внести весомый вклад в развитие геометрии.
До сих пор в школах всего мира, самой популярной теоремой считается теорема Пифагора: a2+b2=c2. Каждый школьник помнит, что «пифагоровы штаны, во все стороны равны».
Кроме этого существует «таблица Пифагора», с помощью которой можно было перемножать цифры. По сути, это современная таблица умножения, просто немного в другом виде.
В биографии Пифагора имеется примечательная вещь: его всю жизнь чрезвычайно сильно интересовали числа. С их помощью он старался познать природу вещей и явлений, жизни и смерти, страданий, счастья и прочих важных вопросов бытия.
Цифру 9 он связывал с постоянством, 8 – со смертью, а еще уделял огромное внимание квадрату чисел. В этом смысле совершенным числом была 10. Десятку Пифагор называл символом Космоса.
Пифагорейцы первыми разделили числа на четные и нечетные. У четных чисел, по мнению математика, было женское начало, а у нечетных – мужское.
В те времена, когда не существовало науки как таковой, люди познавали жизнь и мироустройство, как могли. Пифагор, как великий сын своего времени, старался искать ответы на эти и другие вопросы с помощью цифр и чисел.
Учение Пифагора следует разделить на две категории:
К сожалению, далеко не все труды Пифагора удалось сохранить. А все из-за того, что ученый практически не делал никаких записей, передавая знания ученикам в устной форме.
Кроме того, что Пифагор был ученым и философом, его можно по праву назвать и религиозным новатором. В этом на него немного был похож Лев Толстой .
Пифагор был вегетарианцем и побуждал к этому своих последователей. Он не разрешал ученикам употреблять пищу животного происхождения, запрещал им пить спиртные напитки, сквернословить и вести себя непристойно.
Философ проповедовал, что человек может сохранить свою душу лишь при условии физического и нравственного очищения.
Интересен и тот факт, что Пифагор не обучал простых людей, которые стремились получить лишь поверхностные знания. Он принимал в ученики только тех, в ком видел избранных и просвещенных индивидов.
Изучая биографию Пифагора, может сложиться ошибочное впечатление, что времени на личную жизнь у него не было. Однако это не совсем так.
Когда Пифагору было около 60 лет, на одном из своих выступлений он повстречал красивую девушку по имени Феана.
Они поженились, и от этого брака у них родились мальчик и девочка. Так что выдающийся грек был семейным человеком.
Как это ни удивительно, но ни один из биографов не может однозначно сказать, каким образом умер великий философ и математик. Существует три версии его смерти.
Согласно первой, Пифагора убил один из учеников, которого он отказался обучать. В порыве гнева, убийца поджег Академию ученого, где тот и погиб.
Вторая версия: великий ученый прожил более 80 лет, умерев в 490 г. до н. э. За свою долгую жизнь он успел сделать очень многое, и его вполне справедливо считают одним из самых выдающихся умов в истории.
Но самой распространенной версией кончины Пифагора считается его гибель во время вооруженного конфликта в городе Метапонт.
Структура таблицы умножения Пифагора
На первый взгляд кажется, что в таблице Пифагора нет ничего интересного — число в строке умножается на число в столбце и результат пишется в соответствующую клетку. Стало быть, нетрудно догадаться, на сколько различаются соседние числа в каждом столбце или строке (ответ: на номер соответственно строки или столбца).
А что, если взять диагонали таблицы? Например, главную диагональ, идущую через клетки 1, 4, 9, 16... (на рисунке они закрашены жёлтым). Видно, что все числа на этой диагонали — квадраты. Оно и понятно, мы же умножаем номер строки на точно такой же номер столбца: N · N = N2. Таким образом, мы можем наперёд предсказать, что N-м числом на диагонали будет число N2.
Числа на второй диагонали (соседней сверху к главной) выглядят более хитро: 2, 6, 12, 20, 30, ... (на рисунке они закрашены зелёным). Какой закономерности они подчиняются?
Из построения таблицы Пифагора ясно, что N-е число в этой последовательности равно N · (N + 1), или N2 + N. Иначе говоря, N-е число на второй диагонали больше N-го числа на главной диагонали ровно на N:
Оно и понятно — ведь такие два числа стоят в одной строке.
Числа на следующей (третьей) диагонали (3, 8, 15, 24, ...) что-то напоминают. Да это же квадраты, уменьшенные на единицу: 3 = 22 − 1, 8 = 32 − 1, 15 = 42 − 1 и так далее!
Это нетрудно доказать. Ведь N-е число на третьей диагонали равно N · (N + 2), то есть N2 + 2N. Если прибавить 1, получится N2 + 2N + 1, а это как раз (N + 1)2. Вот и получается, что N-е число на третьей диагонали равно (N + 1)2 − 1.
А что, если взять диагональ, перпендикулярную главной? Например, проходящую через число 100 (на рисунке она закрашена синим).
Посмотрим на числа, которые лежат на этой диагонали справа сверху от 100 (они совпадают с теми, что лежат слева снизу): 99, 96, 91, 84...
Какая тут закономерность? Попробуем сравнить эти числа с сотней:
Давайте подумаем, как же это вышло? Во-первых, вспомним, что сотня сама по себе квадрат: 100 = 10·10. От сотни мы двигаемся на каждом шаге вправо и вверх. Стало быть, номер строки уменьшается на один, а номер столбца увеличивается на один. И так на каждом шаге. Поэтому на N-м шаге мы получим число (10 − N)·(10 + N) = 100 − N2, как раз на N2 меньше сотни.
Со всеми ли диагоналями это работает? Возьмём какое-нибудь другое число, например, 35. Проведём через него диагональ, перпендикулярную главной. Выберем самое большое число на диагонали (оно будет посередине) — 36. Посмотрим на разности между 36 и остальными числами на диагонали: 1, 4, 9, 16, ... Работает!
Хорошо. Возьмём ещё одно число, например, 50. Проведём через него диагональ, перпендикулярную главной. Выберем самое большое число на диагонали... Стоп! Да их там аж два: 56 и 56. Стоят рядышком, оба посередине, и ни одно из них не квадрат. Что делать в такой ситуации и как такое вообще вышло?
До этого нам попадались диагонали, у которых есть среднее число, оно же и самое большое — это диагонали, в которых нечётное число клеток. А вот у диагонали с чётным числом клеток посередине не одно число, а пара равных чисел. У нас сейчас именно такая диагональ.
А что, если всё-таки проделать для неё ту же операцию, что и с предыдущими диагоналями? Посмотрим на разность самого большого числа на диагонали (56) и следующих за ним чисел (движемся снова вправо и вверх):
Практическое применение таблицы умножения Пифагора
Мною было найдено в источниках одно из удивительных применений
таблицы Пифагора – гадание, где нехитрые вычисления помогут раскрыть характер человека.
В современных интерпретациях Пифагора способы предсказания и расчета судьбы человека по дате его рождения присутствуют в таблице № 3, в которой в квадрате из 9 ячеек, расположены цифры, каждая из которых указывает на одно из определяющих качеств человека.
Таблица № 3
1111 | 2222 | 3333 |
4444 | 5555 | 6666 |
7777 | 8888 | 9999 |
Набор цифр даты рождения тестируемого человека даёт возможность заполнить таблицу и таким образом «прочитать» судьбоносные качества человека, дать ему представление о том, на что ему следует опираться в своей жизни.
Это – не так и уж мало, особенно для человека только – только входящего в жизнь.
Результаты практического применения
Для этого нужно узнать дату рождения и провести исследование.
О чём может рассказать дата моего рождения, используя квадрат Пифагора.
04.06.2005 – день моего рождения.
Начинаем складывать:
1. Цифры дня и месяца рождения:0+4+0+6=10
2. Цифры года рождения: 2+0+0+5=7
3. Складываем получившиеся два числа: 10+7=17,
получилось первое рабочее число - 17.
4. Складываем цифры первого рабочего числа: 1+7=8,
получили второе рабочее число - 8.
5. Из первого рабочего числа отнимите удвоенную первую цифру дня рождения:
17- 0*2=17, получили третье рабочее число - 17.
6. Для того чтобы получилось следующее рабочее число, сложите цифры третьего числа 1+7=8, получили четвертое рабочее число - 8
Получили два ряда цифр:
1 ряд – дата рождения: 04.06.2005
2 ряд – рабочие числа: 17,8,17,8
Подсчитайте общее количество цифр в двух рядах. В моём случае их 14. По словам Пифагора, человек приходит на землю до 15 раз, если число получилось до 15, а потом переходит жить в другое, более совершенное измерение. Значит, я приду на землю еще один раз.
Теперь нарисуйте квадрат 3 на 3 и разделите на 9 маленьких квадратиков.
В первый квадратик впишите все единицы из двух рядов, во второй двойки, в третий - тройки и так далее. А теперь посмотрим, о чём рассказывают нам цифры.
Квадрат 1. Характер | Квадрат 2. Биоэнергия | Квадрат 3. Организованность и способности к наукам | ||||
1 | эгоист | Двоек нет | Биополе отсутствует. Канал открыт для активного поглощения энергии, таким людям нравятся старые вещи (коллекционеры). Они неплохо относятся к окружающим, но при этом пытаются поживиться за счёт других, «поглощая их биополе». | Нет троек | очень аккуратный и пунктуальный человек, который выделяется среди окружающих культурной речью и воспитанностью | |
11 | человек эгоистичный, но иногда может подумать о других | 2 | Биоэнергии хватает для жизни, но в данный момент её маловато, поэтому надо заниматься спортом. Эти люди сверхчувствительы к атмосферным перепадам. | 3 | у таких людей всё зависит от настроения. Они не любят беспорядок, но уборку проводят в зависимости от настроения (хочу, делаю; хочу - нет) | |
111 | человек с положительным устойчивым характером | 22 | Биоэнергии достаточно, такой человек способен лечить других людей. | 33 | Хорошие способности к точным наукам ( математике, физике, химии). | |
1111 | характер очень волевой и сильный | 222 | хороший экстрасенс | 333 | способность к наукам. Аккуратные до занудства | |
11111 | самодур и диктатор | 2222 | Этих людей очень любит противоположный пол, но если присутствует и 666 то нужно быть осторожнее. | 3333 | из них получаются хорошие ученые | |
111111 | жестокий человек, но для близких пойдет на всё. Крайне неприятен в общении. | |||||
Квадрат 4. Здоровье | Квадрат 5. Интуиция | Квадрат 6 Трудоспособность | ||||
Нет четверок | у этого человека проблемы со здоровьем | Нет пятерок | человек родился с неоткрытым каналом интуиции. Он активен, старается что-то предпринять. Всегда обдумывает свои действия, но совершает много ошибок, таким людям приходится пробивать себе дорогу с огромным трудом | Нет шестерок | человек пришёл в этот мир, чтобы получить профессию, физический труд он не любит, но вынужден им заниматься. | |
4 | здоровье нормальное, проблемы начинаются в преклонном возрасте | 5 | канал открытый, эти люди делают меньше ошибок. | 6 | земной человек, думает об учебе, но без физической работы ему не обойтись | |
44 | очень здоровый человек, обладающий высокой сопротивляемостью болезням | 55 | сильно развитая интуиция ( могут быть следователями или юристами). | 66 | любит трудиться, хотя физическая работа для него только – хобби. | |
444 | то же что и 44, только ярче выражено | 555 | ясновидящие, всё, что происходит вокруг им понятно, они знают, что делать. | 666 | тревожный знак, очень привлекательный, активный человек, однако требует от партнера больших денежных затрат | |
Квадрат 7 Знаки | Квадрат 8. Ответственность | Квадрат 9. Ум | ||||
Нет семерок | человек тяжёлой судьбы | Нет восьмерок | человек легко берёт в долг, но не спешит отдавать | 9 | такому человеку надо развивать свой ум. | |
7 | у этого человека есть неярко выраженный талант | 8 | человек с развитым чувством ответственности. | 99 | умная голова, но дана лентяю | |
77 | знак очень талантливых людей. Они музыкальны, имеют художественный вкус, могут рисовать. В нем есть всё и хорошее и плохое. | 88 | очень развито чувство ответственности. Этот человек всегда готов помочь другим | 9 999 | умный, удачливый человек | |
777 | знак особый, эти люди столкнутся с серьёзными трудностями | 888 | призван служить народу | 9999 | человек редкого ума, однако груб и немилосерден | |
7777 | знак тревоги, люди будьте осторожны | 8888 | человек имеет парапсихологические способности, а так же имеет способности в области точных наук. |
Проанализировав дату своего рождения, я получила следующую таблицу:
112
4 567788
1 ряд – дата рождения: 04.06.2005
2 ряд – рабочие числа: 17,8,17,8
11 | 2 | - |
4 | 5 | 6 |
77 | 88 | - |
Вывод: Мой характер эгоистичный, но иногда могу подумать о других, хотя я считаю, что это не так. Биополе отсутствует. Канал открыт для активного поглощения энергии, таким людям нравятся старые вещи (коллекционеры). Они неплохо относятся к окружающим, но при этом пытаются поживиться за счёт других, «поглощая их биополе», я очень аккуратный и пунктуальный человек, который выделяется среди окружающих культурной речью и воспитанностью, нормальное, проблемы начинаются в преклонном возрасте. Земной человек, думает об учебе, но без физической работы ему не обойтись, я человек с тяжёлой судьбой, очень развито чувство ответственности. Этот человек всегда готов помочь другим, умная голова, но дана лентяю ( с этим я тоже не согласна)
04.01.2006 – день рождения моей подруги
Начинаем складывать:
1. Цифры дня и месяца рождения:0+4+0+1=5
2. Цифры года рождения: 2+0+0+6=8
3. Складываем получившиеся два числа: 5+8=13,
получилось первое рабочее число - 13.
4. Складываем цифры первого рабочего числа: 1+3=4,
получили второе рабочее число - 4.
5. Из первого рабочего числа отнимите удвоенную первую цифру дня рождения:
13- 0*4=13, получили третье рабочее число - 13.
6. Для того чтобы получилось следующее рабочее число, сложите цифры третьего числа 1+3=4, получили четвертое рабочее число - 4
Получили два ряда цифр:
1 ряд – дата рождения: 04.06.2005
2 ряд – рабочие числа: 13,4,13,4
11 | - | 33 |
44 | - | - |
- | - | - |
Вывод:
Мой характер эгоистичный, но иногда может подумать о других, хотя это не так, биополе отсутствует. Канал открыт для активного поглощения энергии, таким людям нравятся старые вещи (коллекционеры). Они неплохо относятся к окружающим, но при этом пытаются поживиться за счёт других, «поглощая их биополе», я очень аккуратный и пунктуальный человек, который выделяется среди окружающих культурной речью и воспитанностью, нормальное, проблемы начинаются в преклонном возрасте, земной человек, думает об учебе, но без физической работы ему не обойтись, я человек с тяжёлой судьбой, очень развито чувство ответственности. Этот человек всегда готов помочь другим, умная голова, но дана лентяю, хотя это не так.
Результаты тестирования
Очень интересно было узнать у своих одноклассников и учащихся нашей школы, о том знают ли они таблицу умножения Пифагора, как она была составлена, где она появилась впервые, можно ли её применить к магическому гаданию, и хотели бы вы узнать о своём характере и магическом влиянии звезд на вашу жизнь. Все эти вопросы я задала учащимся седьмых классов (Приложение 1).
На первый вопрос «Знаете ли вы таблицу умножения?» все учащиеся седьмых классов ответили, что знают.
1. Знаете ли вы таблицу умножения? | 2. Знаете ли вы, как составлена таблица умножения? |
3. Знаете ли, что автор таблицы Пифагор? | 4. Знаете ли вы о практическом применении таблицы? |
5. Хотите ли вы узнать о своём характере, используя квадрат Пифагора? |
Вывод: Многие ученики знают, как составлена таблица умножения и кто её
Автор. Но почти все ученики неверно ответили на вопрос номер 3 «Знаете ли, что автор таблицы Пифагор?», а это значит, что никто не интересовался этой темой. Все школьники знают кто такой Пифагор, но мало кто заинтересован его биографией. А 7 вопрос показал, что большая часть детей не знает, как можно применять эту таблицу в гадании. А 7«Знаете ли вы о практическом применении таблицы?» вопрос многим стало любопытно проверить свой характер. Теперь я поняла, что была права, о том, что многие не знают, что многие не знают историю происхождения таблицы умножения.
Заключение:
Я узнала много нового о жизни Пифагора, о его исследованиях, но для меня осталось загадкой, является ли Пифагор автором таблицы умножения, так как в литературных источниках, подтверждению этому факту не нашлось.
Мне стало понятно, что возникновение школы Пифагора оказала большое влияние на становление философии. Заслугой пифагорейцев было заложение основ развития математических, физических, астрономических и географических знаний, которые изучают в наше время в школах. В основе вещей лежит число, учил Пифагор, познать мир — значит познать управляющие им числа. Изучая числа, они разработали числовые отношения, и нашли их во всех науках — музыке, астрономии, математике, физике и так далее. Интересно было узнать, что в сферу интересов членов союза входили научные исследования – религиозные и философские изыскания, политическая деятельность. Пифагорейцы вели суровый образ жизни, превыше всего ценили самообладание, смелость и коллективную дисциплину, жили они вместе, у них было совместное имущество, и даже свои открытия они считали общим достоянием. Из этого я сделал вывод, что открытие «Таблицы умножения Пифагора», остается загадкой и автор её неизвестен. Деятельность же союза была окружена тайной, поэтому никаких текстов о ранних Пифагорейцах не осталось.
Мне стало ясно, что свою таблицу умножения Пифагор считал самым значительным открытием, так как в ней зашифрован закон гармонии развития числовой основы вселенной, как единой целой.
Мною было найдено в источниках одно из удивительных применений таблицы Пифагора – гадание. Я провел исследование и узнал, как влияют на меня числа, скрывающиеся в дате моего дня рождения, так же исследовал дату рождения моих родителей, используя квадрат Пифагора.
Теперь я могу рассказать по желанию любого человека, как влияет числа даты его рождения на его судьбу.
Занимаясь исследованием данной темы и рассмотрев различные точки зрения, я сделал вывод, что цели, которые я ставил перед собой, я достиг. А работа, проведенная мной, является завершенной
Моя работа поможет учащимся узнать много нового о жизни Пифагора, о применении таблицы умножения, об использовании таблицы в магических целях.
Я считаю, что поставленные перед собой цели я достигла и моя работа завершена.
.
Приложение 1
Анкета:
1. Знаете ли вы таблицу умножения?
1) да 2) нет
2. Знаете ли вы, как составлена таблица умножения?
1) да 2) нет
3. Впервые таблица умножения Пифагора появилась в сочинениях:
А) Никомаха
Б) Фалеса
В) Пифагора
Г) Архимеда
4. Знаете ли вы, что автор таблицы Пифагор?
1) да 2) нет
5. Пифагор – это…
1) врач 2) древнегреческий учёный 3) экономик 4)экстрасенс
6. Знаете ли вы о практическом применении таблицы умножения Пифагора?
1) да 2) нет
7. Как вы думаете можно ли применить таблицу умножения Пифагора к магическому гаданию?
1) да 2) нет
Хотите ли вы узнать о своем характере, используя квадрат Пифагора?
Список литературы
Ямвлих, «О пифагоровой жизни».http://www. *****
«Пифагор» /Квант. — 1986. — № 1.
«Два источника, две составные части таблицы Пифагора» http://*****/
Теорема Пифагора. http://www. *****
https://yandex.ru/images/search?text=таблица%20умножения%20пифагора%20тайны%20или%20реальность&stype=image&lr=193&source=wiz
https://infourok.ru/tablica-umnozheniya-pifagora-tayni-ili-realnost-2698656.html
https://tablica-umnozhenia.ru/kak-bystro-vyuchit/tablitsa-pifagora/
Рисуем зимние домики
Зимний дуб
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Карандаши в пакете
Мастер-класс "Корзиночка"