Исследовательская работа.
Вложение | Размер |
---|---|
доклад | 124.2 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«СОШ №4»
г.Горняка Локтевского района
Влияние системы образования англоязычных стран на систему образования России Английский язык. Исследовательская работа
Автор: Чеботарева Дарья,
учащаяся 10 класса
Руководитель: Осипова Ж.Н.,
преподаватель иностранного языка
Горняк
2019
Оглавление.
1.Введение…………………………………………………………………3-4
2.Глава 1. Влияние системы образования англоязычных стран на систему образования России………………………………………………………4-14
2.1. История системы образования в СССР и России……………..4-9
2.2. Структура системы образования в англоязычных странах….9-11
2.3. Сходства и различия систем образования англоязычных стран и России………………………………………………………………………11-14
3. Глава 2. Практические результаты исследования……………………14-16
4.Заключение……………………………………………………………...16-17
5.Список используемой литературы…………………………………….18
6. Приложение……………………………………………………………… 19-20
1.Введение
Наша жизнь не стоит на месте. В ней постоянно что-то меняется. Меняется наш дом, наш город, наша страна. Образование в стране тоже меняется. В наше время происходит огромный поток информации. Странам проще контактировать между собой, делиться друг с другом своей культурой. В зависимости от этого, страны могут найти для себя более удобный и комфортный образ жизни. Так произошло и с образованием в нашей стране. После распада СССР, наше государство стало искать новые методики ведения системы образования, и по мнению многих, нашли мы их в англоязычных странах. Безусловно схожие черты есть. Но меня заинтересовало насколько именно это так, и я решила провести исследование и узнать, какую роль сыграли англоязычные страны в развитии системы образования нашей страны.
Исходя из вышесказанного, темой моей исследовательской работы стала «Влияние системы образования англоязычных стран на систему образования России.»
Актуальность выбранной мной темы обусловлена тем, что образование в нашей жизни имеет колоссальную значимость. У каждого появляется вопрос: «Какая система образования более правильная: система образования России или же система образования в англоязычных странах?» Эта работа разработана для того, чтобы постараться ответить на этот вопрос и сравнить системы образования в России и в англоязычных странах.
Цель моей работы – изучить какое влияние система образования англоязычных стран оказывает на систему образования России.
Исходя из цели были определены следующие задачи:
Гипотеза моей работы заключается в том, что система образования англоязычных стран повлияла на систему образования России.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы работы могут быть использованы в качестве дополнительного учебного пособия к урокам английского языка, для факультативов и элективных курсов.
В своей работе я использовала такие методы как: изучение и анализ литературы, сравнение, опрос, систематизация и обобщение полученной информации.
2.Глава 1. Влияние системы образования англоязычных стран на систему образования России.
2.1. История системы образования в СССР и России.
Познакомившись с историей нашей страны и углубившись в её особенности, мы знакомимся с замечательными открытиями и заслугами русского народа.
В этой главе мы более подробно рассмотрим систему образования России и узнаем её отличительные черты.
СССР – это государство с коммунистическими взглядами, следовательно и образование имело коммунистическую идеологию. Главной нравственной целью советского образования всех уровней - от детского сада до вуза - считалась подготовка достойного участника рабочего коллектива, вместе со всей страной строящего «светлое будущее». В стране каждый должен был работать, но проблема «с кем молодой трудящейся маме оставлять ребенка» была не актуальна – ее успешно решали детские сады и ясли, принимавшие малышей с двухмесячного возраста. Таким образом детей с самого раннего возраста приобщали справляться и без родительского крова, что в первую очередь закладывает фундамент в характере ребёнка и приучает к общественным нормами. Такому ребёнку проще привыкнуть к любым нагрузкам, в том числе и образовательным. Все образовательные учреждения были муниципальными и доступными для всех, их курировали местные органы образования и здравоохранения.
Разветвленная система дошкольных учреждений в СССР состояла:
С воспитанниками дошкольных учреждений работали опытные педагоги и няни. Детей приучали к здоровому образу жизни, а культурное развитие шло в ногу с директивами компартии и постановлениями правительства, которые руководили всей системой образования в СССР.
В школе все планы основывались на том, что учащиеся приобретали познания в узко специализированных предметах. Акцент всегда делался на точные науки.
До 1986 года обучение длилось 10 лет и было трёхэтапным:
Итоговая аттестация происходила в форме сочинения по русскому языку и контрольной работе по математике.
Все учащиеся носили единую стандартную школьную форму: у девочек это – темно-коричневое платье с фартуком, а у мальчиков – брюки и пиджак темно-синего цвета. Это было удобно и практично.
Каждому ребёнку прививали то, что каждый его успех идёт на благо общества. Поэтому каждый ребёнок чувствовал свою ответственность, осознавая себя важной частичкой единого народа.
В школах существовали Ленинские комнаты, первичные ячейки детских и молодёжных организаций: младшие классы – октябрята, с 4-го по 7-й класс – пионерские отряды, в старших классах – комсомол. Но чтобы состоять в такой организации, нужно было хорошо учиться и не входить в «группу риска». Все члены носили галстуки. Все стремились быть в рядах таких организаций.
С раннего возраста детей приучали к коллективизму: устраивались субботники, сбор макулатуры, металлолома и прочих вещей.
Оценки по предметам соответствовали полученным знаниям. В СССР не боялись ставить двойки и тройки даже за год. Статистика по классам, конечно, играла роль, но не имела первостепенное значение. Двоечника могли оставить на второй год: это был не только позор перед другими детьми, но и мощный стимул взяться за учебу. Оценку нельзя было купить: приходилось учиться, ведь по-другому заработать отличный результат было невозможно.
Залогом качественного образования была синхронизация получаемых знаний по разным предметам. Факты, узнаваемые учениками на уроках физики, перекликались со сведениями, полученными при изучении химии и математики. Таким образом, новые понятия и термины вводились параллельно, что помогало структурировать знания и формировать у детей целостную картину мира.
Слабый ученик не оставался один на один со своими проблемами и неудачами. Отличник брал его под свое попечение и занимался, пока двоечник не добьется успехов. Для сильных детей это тоже была хорошая школа: чтобы объяснить предмет другому ученику, им приходилось детально прорабатывать материал, самостоятельно учиться применять оптимальные педагогические методы. Система патернализма воспитала множество советских ученых, педагогов, которые впоследствии стали лауреатами престижных международных премий.
В результате ученик покидал школьную скамью, имея практически энциклопедические знания. Эти знания становились тем крепким фундаментом, на котором можно было «построить» что угодно и впоследствии воспитать специалиста по любому профилю.
Итак, советское образование базировалось на трех основных «китах»:
1. Энциклопедические знания, достигаемые путем разностороннего обучения и синхронизации сведений, получаемых в результате изучения различных предметов.
2. Наличие мощного стимула у детей к учебе, благодаря патернализму и бесплатным внешкольным занятиям.
3. Уважение к учительскому труду и институту школы в целом.
На данный момент мы видим иную картину:
В современной истории Российской Федерации реформа образования началась в 2010 году с подписания законопроекта о комплексе мероприятий по модернизации системы образования. Официальный старт был дан в 2011 году 1 января. К основным мерам, предпринятым по реформированию образования, относятся:
На данный момент система образования в общих чертах выглядит примерно так:
1. Начальная школа начинается с полных 6 лет и длится 4 года. Начальное образование дети могут получать уже в гимназиях или лицеях, т. к. в России данные типы учебных заведений представлены с 1 по 11 классы.
2. Неполное среднее образование длится 5 лет. Окончание 9 классов дает право на получение аттестата об основном общем образовании.
3. Полное среднее образование с правом поступления в ВУЗ предоставляется по завершении 11 классов.
В 9-ом классе появляются элективные курсы (вплоть до 11 класса). На них ученики получают дополнительные, но необходимые знания.
По окончании основной школы, в 9-ом классе, ученики сдают ГИА: алгебра, русский язык. По результатам обучения выдаётся документ — «Аттестат об основном общем образовании». По завершении основной школы часть учеников переходят в старшие классы, часть отправляется учиться в специальные учебные заведения.
Последние два года обучения занимает завершение среднего образования – подготовка к поступлению в ВУЗ. Сейчас старшие классы – на профильном обучении (ученик выбирает направление более углублённого изучения предметов, исходя из собственных склонностей). Набор возможных профилей предоставляется школой.
По завершении обучения ученики сдают Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Обязательно сдавать математику и русский язык. Сдача ЕГЭ по остальным предметам является добровольной, при этом ученики выбирают те предметы, которые нужны для поступления в выбранный вуз.
В России появилось очень много частных школ, каких никогда не было в СССР.
2.2. Структура системы образования в англоязычных странах.
Итак рассмотрим систему образования англоязычных стран на примере США и Великобритании.
Первые знания ребёнок в США получает в возрасте 3–5 лет в учреждениях для дошкольников, после чего переходит в начальную школу: 1–5 классы выпадают на промежуток 6–11 лет. Далее идет средняя:6–8 классы на промежуток 11–13 лет и высшая : 9–12 классы, в которых обучаются дети в возрасте 14–17 лет. В зависимости от специализации, средние школы подразделяются на :
Учебная неделя длится 5 дней, учебный курс – 12 лет. Американцы находятся в школе примерно 8-9 часов. В их школах – длинные перемены, за которые можно успеть практически все (самая длинная – 30 мин).
Все учебные заведения в США зависимы только от хозяина заведения. Это значит, что единой академической программы для всех школ или колледжей не существует.
Интерес к учёбе детям прививают родители. Но все необходимые знания они должны получать в школе, поэтому в большинстве случаев у детей нет собственных письменных столов.
Помимо бесплатных государственных, в США есть и платные частные школы, многие из которых — религиозные. Однако большинство частных учреждений ориентированы на подготовку учеников к поступлению в престижные вузы.
Школьники, получившие среднее образование, могут поступать в разного рода колледжи (начальные, технические, городские и прочие), через два года учебы в которых они получают степень, сравнимую со средним специальным образованием. Другой вариант дальнейшего обучения — поступление в колледжи или университеты, четыре года учебы в которых приносит степень бакалавра.
В Великобритании предусмотрено обязательное бесплатное образование, которое может получить любой ребенок в возрасте от 5 до 16 лет, независимо от национальности, расовой принадлежности и социального статуса родителей. При этом оно включает два этапа: начальное школьное образование — для детей в период 4–11 лет (до 7 лет ребенок ходит в школу для малышей, а с 7 до 11 лет — в младшую школу), и среднее — предусмотрено для подростков 11–16 лет. Учебный год в Великобритании продолжается с сентября до середины июля и состоит из трех семестров. Между первым и вторым — рождественские каникулы, между вторым и третьим — пасхальные.
Средние школы имеют свою градацию. Так, "грамматические" учреждения ориентированы на академическую общеобразовательную составляющую — с расчетом на дальнейшее обучение в вузе. "Современные" школы отличаются прикладной направленностью и позволяют быстро приобрести профессиональную квалификацию. Наиболее популярные "единые" школы соединяют эти две характеристики.
Родителям, которые захотят обучать своего ребенка дома, сначала нужно получить разрешение местного совета по образованию. Дело в том, что "домашние" условия обучения должны соответствовать принятым нормам, включая обязательное религиозное воспитание.
По завершению обучения (12 класс) ученики сдают экзаменационный тест. По результатам этого экзамена дети получают два типа сертификатов – «A level» и «O level». [Приложение 2] Первый считается привилегированным и дает право на поступление в ВУЗ. Простой сертификат («O level») такого права не дает, но зато позволяет продолжить в дальнейшем обучение в системе продолженного образования. Поступить в ВУЗ школьник с простым аттестатом может только через два года обучения в продолженной школе.
2.3. Сходства и различия систем образования англоязычных стран и России.
С введением ЕГЭ схема поступления в вузы в России стала ближе к Британской. Если в России получить высшее образование можно не только на платной основе, но и бесплатно, то в Англии только за плату основе. Вместе с тем, если российские студенты должны вносить деньги в ходе учебного процесса, то в Англии лишь после получения диплома и трудоустройства на работу с минимальной заработной платой в размере 21 тысячи фунтов в год. Учёба «в долг» дает возможность получения высшего образования малообеспеченным слоям населения Великобритании.
В России высшее образование предполагает прежде всего получение специальности, а в Англии получение ученой или докторской степени. Правда с тем, что в Великобритании система образования лучше и перспективней нашей, согласны в основном экономисты и юристы. Что касается технических специальностей, то, как говорят российские студенты, обучающиеся в Британских вузах, «процесс обучения ничем не отличается от нашего: те же контрольные, курсовые, экзамены».
В Великобритании практически не распространены такие формы обучения, как очная и заочная. Знания по всем дисциплинам даются более сжато, популярно и просто; Ученики могут сами выбирать те дисциплины, которые хотят изучать; Обучающиеся имеют возможность обучаться «в долг»;
В России:
Если сравнить российскую и британскую системы образования, то первая напоминает перевернутую пирамиду – число школьных предметов растет от класса к классу; британская же пирамида, как и положено, стоит на основании: в младших классах, когда склонности детей еще не определились, изучается широкий спектр дисциплин, старшеклассники могут ограничиться всего 4-5 предметами.
В английской средней школе нет классов согласно школьной программе, с 14 лет дети сами решают, чему они будут учиться. Обязательных предметов только три: английский, математика и «наука» — курс, объединяющий базовые элементы биологии, физики и химии. В остальном — полная свобода выбора. Вместо того, чтобы ходить на одни и те же занятия с одним и тем же классом, английские школьники на каждом уроке оказываются в новой компании. Англичанам незнакомо понятие «одноклассник»: социализация происходит в рамках всей параллели. Круг общения, с одной стороны, становится шире, а с другой — проходит через фильтр общих интересов. Понятие классный руководитель так же незнакомо английским детям. Тогда как в российской школе важнейшую роль в жизни учеников, как правило, играет классный руководитель. В Англии, где нет классов, такой должности не существует. Каждый ученик имеет тьютора — преподавателя, который следит за его успехами в учебе, спорте и других областях школьной жизни. При этом тьютор может вообще не вести у своего подопечного никаких уроков.
Российские школьники заканчивают обучение в 17 лет, а британские — в 18. И соответственно университеты Великобритании принимают студентов только с 18 лет.
В общем можно подвести такой итог:
Глава 2. Практические результаты исследования.
Проделав сравнительную работу по теме «Влияние системы образования англоязычных стран на систему образования России», я пришла к выводу, что действительно сходство нынешней системы образования России с системой образования англоязычных стран – велико. Система образования России становится всё более похожей на европейскую систепу образования. Введение Единого Государственного Экзамена, Итоговой Государственной Аттестации, профильного обучения, открытие частных школ – тенденции, заимствованные из таких стран, США и Великобритания.
Чтобы доказать влияние системы образования англоязычных стран на систему образования России, был проведен опрос, в результате которого было выяснено, что большую часть учащихся интересует вопрос о введении ЕГЭ и ГИА в нашей стране.
Итак, мы провели анкетирование:
Какие проблемы в сфере российского образования, на Ваш взгляд, стоят особо остро? (см. диаграмма1)
- введение ЕГЭ, ГИА – 88%
- низкое качество образования – 4%
- плохая материально-техническая база – 4%
- недоступность образования – 4%
Какая форма контроля Вам нравится больше?(см. диаграмма 2)
- тестирование – 65%
- устный ответ – 21%
- контрольная работа - 13%
Хотели бы Вы обучаться за рубежом?(см. диаграмма 3)
- да – 32%
- скорее да, чем нет – 20%
- нет – 4%
- скорее нет, чем да – 8%
- затрудняюсь ответить – 36%
Влияет ли система образования англоязычных стран на систему образования России?(см. диаграмма 4)
- да, безусловно – 66%%
- нет – 26%
- затрудняюсь ответить – 8%
Заключение.
В соответствии с поставленными целями и задачами нами было проведено исследование на тему «Влияние системы образования англоязычных стран на систему образования России».
Данное исследование позволяет сделать предварительные, но достаточно обоснованные выводы о том, что система образования англоязычных стран, на примере США и Великобритании, повлияла на систему образования России.
Мы изучили разнообразную литературу по теме работы, выявили изменения в советской и российской системе образования. Нами был проведен сравнительный анализ сходств и различий образовательных систем России и англоязычных стран.
Теоретический анализ показал, что российская система образования заимствовала многие элементы из образовательных систем англоязычных стран. Цель работы была достигнута, задачи выполнены. Выдвинутая нами гипотеза верна.
Следует заметить, что мы затронули лишь некоторые, наиболее актуальные для обучающихся средней школы проблемы, связанные с образованием. За рамками нашего исследования остались другие вопросы, связанные с образованием.
Практика работы по данной теме показала, что изучение образовательных систем англоязычных стран - это важный источник информации, используя который, мы понимаем культуры других стран.
Разработанные в ходе исследования материалы будут использоваться на элективных курсах.
Список используемой литературы.
URL:http://www.obuchenie-v-uk-samostoyatelno.narod.ru/
URL:https://businessman.ru/new-sistema-obrazovaniya-v-rossii-osobennosti-ponyatie-struktura-i-xarakteristiki.html
URL: http://newspolitics.ru/sistema-obrazovaniya-v-sssr.html
URL:http://www.nasima-stolyarova.narod.ru/s19.html
URL:http://www.academconsult.ru/?id=1129
Приложение.
Диафрагмма1.
Диафрагмма2.
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Цветок или сорняк?
Агния Барто. Сережа учит уроки
Растрёпанный воробей