Неправильное ношение тяжёлых предметов может отрицательно сказаться на позвоночнике, и именно школьный ранец может стать "другом" или "врагом для нашей спины"
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_portfel_i_zdorove.docx | 115.64 КБ |
Тема моего проекта «Портфель и здоровье школьника» |
Однажды на уроке математики мы выяснили, что школьные принадлежности могут превышать по массе санитарные нормы. И я задумалась: «А мы пять раз в неделю носим в школу портфель, иногда он бывает очень тяжелым, может, поэтому у меня болит и устает спина?» И я решила провести исследование. Гипотеза: я предполагаю, что тяжелый ранец вредит здоровью – нарушает осанку школьника. Цель: Доказать, что тяжелый портфель вредит здоровью. Задачи:
Болезни опорно-двигательного аппарата – одни из самых распространенных. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Очень часто дети и подростки обращаются к врачам с жалобами на боли в спине, пояснице, шее, головные боли, быструю утомляемость при длительной ходьбе. Все эти неполадки в организме связаны с проблемами позвоночника и формированием неправильной осанки. Одной из причин этого является ношение тяжелых ранцев. Актуальность исследования: Здоровый позвоночник и осанка – это очень важно, потому что от этого зависит здоровье всего организма. Поэтому детям нашего возраста надо соблюдать ограничения в подъёме тяжестей. Проблема: Тяжёлый, неправильно подобранный школьный рюкзак оказывает губительное воздействие на наш позвоночник. Объекты исследования: человеческий организм, осанка, школьный портфель. Субъект (предмет) исследования: учащиеся 4Вкласса. Методы и приемы исследования: анкетирование, опрос, наблюдение, сбор информации из бесед, книг, журналов, газет и электронных ресурсов. Своё исследование я начала с ответа на вопрос «Когда появился портфель?» Я предположила, наверное, вместе с тетрадками и книжками. Портфель – слово французского происхождения. В переводе на русский «носить лист». Означает четырехугольную сумку с застежкой, обычно кожаную. Слово ранец (заплечная сумка) появилось на Руси в 17-м веке. Через 150-200 лет это слово вошло в школьный обиход. В портфелях книги и учебники стали носить после второй мировой войны, но всё же чаще ходили с полевыми сумками. В советское время ранцы делали со съёмными лямками, что превращало его в портфель. Цвет чаще всего тёмно-коричневый. В старших классах носили кейсы или спортивные сумки. В странах Европы и Америки дети начальных классов также ходят в школу с портфелями и ранцами. В Пекине учащиеся начальной школы используют чемоданы вместо портфелей и ранцев, потому что количество учебников и школьных принадлежностей постоянно увеличивается. А в Тайване уже создали 10-и дюймовый ПК (компьютер), который весит около килограмма и включает в себя все учебники и дневник. Затем я отправилась в детскую поликлинику №3. Там я встретилась с врачом-ортопедом, Кузнецовой М. И. Вот что я узнала. Значение осанки особенно велико у детей, в период роста и формирования скелета. Неправильные привычные положения тела быстро приводят к искривлению позвоночника, грудной клетки, таза, нижних конечностей, включая стопы. Основная задача осанки – предохранение опорно-двигательной системы от перегрузок и травм. Процесс формирования осанки начинается с первых лет жизни и продолжается до 21 года. У детей с 4 до 8 лет осанка неустойчива. Возраст от 8 до 17 лет – самый важный период жизни для формирования осанки, даже малейшее отклонение в развитии осанки могут привести к тяжелым деформациям позвоночника, конечностей и даже остановку роста. Именно в этот период «закладываются» будущие болезни позвоночника и суставов. Осанку школьника портят тяжелые ранцы и особенно портфели. Регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю оставшуюся жизнь. Медики говорят: «В целом, для маленького ребенка носить в школу портфель весом 4-5 килограммов равносильно тому, как если бы взрослый человек каждый день носил на работу килограммов 20-30». Поэтому школьникам и их родителям необходимо предпринять все меры для того, чтобы сохранить здоровье позвоночника. А помогут им в этом и физкультура, и правильная мебель в классе и, конечно же, портфель, подобранный с учетом всех санитарных правил. Из рассказа врача-ортопеда меня очень заинтересовало слово осанка, я заглянула в медицинский словарь. В нем написано, что осанка – это привычное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении, которая характеризуется вертикальным ненапряженным положением позвоночника. В словаре С.И. Ожегова, осанка – строй, склад живого тела, под осанкою разумеют стройность, величавость, приличие и красоту. В словаре Ушакова, осанка − внешность, манера держать свою фигуру. Осанка обычно ассоциируется с выправкой, привычной позой, манерой держат себя. Слово «осанка» образовано от корня «-сан-», от этого корня произошли слова «сан», «сановник», «приосаниться». А слово «сан» означало высокий чин или званье, знатная должность. Читая сказки, былины можно любоваться царственной осанкой принцесс, богатырей, рыцарей. Принято считать, что царственных особ отличает горделивая посадка головы и прямая спина. Сложно представить себе прекрасную принцессу сутулой. Однако в жизни, такие «вопросительные знаки» встречаются очень часто. В старой Англии, для выработки хорошей осанки применялся специальный покрой одежды воспитанников – сидеть, ссутулившись в такой одежде просто невозможно. Одежда болезненно врезывалась в кожу. Гимназическое образование в России отличалось строгим режимом воспитания. Воспитанников заставляли выполнять специальные упражнения, чтобы вырабатывать стройную осанку. В дореволюционных гимназиях с плохой осанкой боролись радикально – отхаживая воспитанников линейкой. И сегодня, дома, в школе, на занятиях я слышу фразу: «Держи спину!» У своей мамы я узнала, она у меня медработник школы №29, что согласно новым санитарным нормам, вес каждой книги для начальных классов не должен превышать 300 г, вес школьного ранца не должен превышать 700 граммов, а вес ранца с книгами не должен превышать 2кг 700г. На практике школьный портфель часто бывает вдвое тяжелее. Чтобы уменьшить нагрузку, врачи советуют родителям ежедневно проверять портфель ребенка и вынимать оттуда ненужные предметы. Так же выбрать хороший ранец – это важная задача для родителей. При покупке следует обратить внимание не только на красоту и яркость, но, прежде всего на функциональные качества. У ранца должна быть твердая спинка с ортопедическими элементами. Материалы для ранца должны быть легкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобным для очистки. Для наших холодных зим важно еще и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет, и будет напоминать ледяную корку. Еще будет хорошо, если на ранце есть светоотражающие элементы. Ребенок с таким ранцем будет весьма приметным на дорогах. Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела. . Выбирая между ранцем, портфелем, рюкзаком и сумкой, лучше всего остановиться на ранце. В отличие от портфеля ранец не вредит позвоночнику. Получив эту информацию, я решила провести исследование в своем классе. Сначала я провела анкетирование. АНКЕТА. Выбранный ответ нужно обвести кружочком или подчеркнуть. 1. Какой у вас портфель? (Форма: ранец, сумка, портфель (носят в одной руке), пакет) 2. Кто выбирает для вас портфель? 3. По каким признакам вы выбирали портфель? (Можно отметить несколько признаков) 4. Нравится ли вам ваш портфель или вы бы хотели его поменять? 5. Поддерживаете ли вы и ваши родители идею введения в школах «электронного» портфеля (портфель в виде небольшого компьютера)? __________________________________________________________________ 6. Вы посещали врача из-за проблем с осанкой? 7. Каким вы представляете портфель ученика в будущем? ==================== Проанализировав ответы на основные вопросы, я получила следующие результаты. Из 29 опрошенных ребят все выбирали портфель со своими родителями, но 9 человек поменяли бы свой портфель на более легкий и удобный. Все дети класса желают иметь портфель, что называется «на все случаи жизни», т.е. электронный, легкий и небольшой.
В течение недели я наблюдала за изменением веса ранца (без сменной обуви и спортивной формы) в связи с учебными нагрузками и сравнила с гигиеническими нормами. Понедельник-3кг 050г Вторник-3кг 250г Среда-2кг 700г Четверг-3кг 416г Пятница-2кг 907г
В результате наблюдений я обнаружила, что самым тяжёлым ранец бывает в четверг –3кг 416г. Самым лёгким ранец оказался в среду-2кг700г. И то в этот день он чуть не перешёл границы нормы. И так проведя исследование можно сказать, что в группе риска находятся 25 детей нашего класса из 31. Поэтому я разработала рекомендации, которые помогут избежать вредного влияния школьного рюкзака на здоровье ученика. Необходимо: 6)правильно укладывать учебные принадлежности в ранец Ну, конечно же, школьный рюкзак поможет сохранить здоровье своему владельцу, если на нем будут вставки из специальных светоотражающих материалов. Это обеспечит безопасность школьника на дороге в темное время суток. Кроме того, школьник должен регулярно заниматься физкультурой, потому что физические упражнения укрепляют мышцы и скелет. КАК УЛОЖИТЬ УЧЕБНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ В РАНЕЦ Стандартный школьный ранец обязательно имеет несколько отделений. Наиболее тяжелые предметы - учебники и альбом для рисования - должны складываться в первое отделение (которое ближе всего к спине ребенка); папка с тетрадями и дневник - укладываются в среднее отделение; остальным школьным принадлежностям - пеналу, карандашам, линейкам, набору фломастеров и т.д. - место в крайнем отделении или в кармашках ранца. Такое распределение предметов в школьном ранце наиболее удобно, поскольку центр тяжести ранца становится более всего приближенным к оси тела ребенка, и ребенку, несущему ранец за спиной, нет необходимости слишком сильно наклоняться вперед ЗАКЛЮЧЕНИЕ Изучая историю портфеля, мнения и советы медицинских работников я узнала для себя много нового и интересного. Я узнала, что такое осанка, как она важна для здоровья человек. Я думаю, что моя гипотеза нашла подтверждение в моей работе, так как неправильное ношение тяжелых предметов может отрицательно сказаться на позвоночнике, и именно школьный ранец может стать «другом» или «врагом» для нашей спины. Надеюсь, что мои одноклассники, родители и учителя воспользуются результатами данного исследования и ответственно отнесутся к моим советам и рекомендациям. ПОМНИТЕ - НАШЕ ЗДОРОВЬЕ ЗАВИСИТ ОТ НАС САМИХ! Список используемой литературы 1.Степанова М.И., Школьные ранцы и здоровье детей / Вестник образования Росси № 17// М., – 2004. – сентябрь. – с.5 2. Как выбрать школьный ранец для ребенка? Советы врача-ортопеда. Статья из газеты: «АиФ. Здоровье» № 34 25/08/2011 3.Большая медицинская энциклопедия / Акад. мед. наук СССР ; гл. ред. акад. Б. В. Петровский. - 3-е изд. - Москва : Советская энциклопедия, 1974 - 1989. 4.Ожегов С.И. Словарь русского языка. М -«Русский язык» 1990г.; 5. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. Д. Н. Ушаков. - М.: Альта - Принт [и др.], 2008. |
ПОРТФЕЛЬ И ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА
Выполнила: ученица 4В класса
Заводаева Дарья
Руководитель: Лысова В. Ф.
Саранск-2018
Калитка в сад
Цветок или сорняк?
Ах эта снежная зима
Позвольте, я вам помогу
Спасибо тебе, дедушка!