Во все времена ученые пытались понять, как работает мозг, что может повлиять на его свойства. Меня заинтересовало, влияет ли цвет на процесс запоминания. Ведь если это так, то можно, используя разное цветовое оформление учебников или другой литературы, а также тетрадей, таблиц и т.д., сделать процесс обучения более эффективным.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 145.73 КБ |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА № 1598
Автор: ученица 10А класса Кочнева Мария
Руководитель: учитель биологии Евдокимова А.П.
Исследовательская работа
«Влияние цветового раздражителя на процесс запоминания»
Москва 2018 – 2019 учебный год
Введение
Актуальность
Наш мозг – это потрясающее создание природы, он управляет миллиардами клеток, сотнями тканей, сложнейшими органами и системами, обеспечивая слаженную работу организма. Ученые подсчитали, что только в 2016 году мощность всех компьютеров, которые существуют на Земле, сравнялась с мощностью одного человеческого мозга!
Во все времена ученые пытались понять, как работает мозг, что может повлиять на его свойства. Меня заинтересовало, влияет ли цвет на процесс запоминания. Ведь если это так, то можно, используя разное цветовое оформление учебников или другой литературы, а также тетрадей, таблиц и т.д., сделать процесс обучения более эффективным.
Гипотеза
Цветовое оформление оказывает влияние на процесс запоминания.
Цель проекта
Исследовать влияние цвета на процесс запоминания.
Задачи проекта
Влияние цветового раздражителя на работу мозга человека.
Люди уже давно интересуются влиянием того или иного цвета на человека. Например, существует древний способ лечения болезней с помощью специально подобранной цветовой гаммы, и такой вид воздействия называется цветотерапия. Также было доказано, что цвета могут как успокаивать, так и будоражить человека. А недавно ученые доказали: постоянное воздействие на глаза определенного цвета может улучшить способность мозга лучше запоминать.
В 1998 году учеными был открыт пигмент меланопсин, который находится в сетчатке глаза человека. Тогда было доказано, что этот фотопигмент не принимает участия в зрительном процессе, но при этом выполняет очень важную роль: он регулирует циркадные ритмы человека. Это говорит о том, что благодаря поглощению им разного света из окружающей среды наш мозг получает сигнал о том, ночь сейчас или день.
Мы замечаем, что намного легче проснуться, если на наше лицо падает лучик утреннего солнца. Это происходит потому, что утренние солнечные лучи имеют цветовой оттенок, близкий к оранжевому. И в данном случае меланопсин послал сигнал в мозг, что пора мозгу включаться в работу.
Такое открытие было сделано с помощью необычного эксперимента. Ученые подвергали 16 добровольцев в течение 10 минут облучению светом. Одну группу они облучали светом голубого цвета, а вторую – оранжевого. Одновременно с этим им нужно было выполнять различные тесты на запоминание. При этом у всех испытуемых специалисты с помощью МРТ фиксировали работу мозга. После 10-минутного воздействия, участников эксперимента ослепляли на 70 минут и подвергали затем воздействию зеленого света . Вследствие этого оказалось, что у тех добровольцев, которые подвергались воздействию оранжевого цвета, сохранялась повышенная активность в некоторых долях мозга, в отличие от тех, кого облучали голубым светом. Это говорит о том, что вышеназванный пигмент более чувствителен на световые волны, которые имеют большую длину. Именно таким является оранжевый цвет, а у голубого – длина намного короче. После этого эксперимента ученые сделали выводы, что если в школах во время обучения детей использовать оранжевый свет, то мозг у них будет дольше оставаться в активном состоянии, что скажется на успеваемости в лучшую сторону.
Исследователи из Университета Британской Колумбии, Канада, установили, что красный и синий цвета активируют работу головного мозга. При этом красный улучшает внимание, а синий способствует творческому мышлению.
О положительном влиянии синего и красного цветов на работу головного мозга ученым было известно уже давно. Однако различные исследования расходились во мнении, влияние какого цвета является эффективнее.
Ученые из Канады установили, что при выполнении заданий на внимание и концентрацию, красный цвет увеличивает эффективность работы почти на треть по сравнению с синим. При этом синий цвет оказался более приспособлен для задач, связанных с творчеством.
В рамках своего исследования ученые проводили серию экспериментов с участием добровольцев. Во время одного из экспериментов участникам предлагалось найти ошибки в тексте, который показывался на экране компьютера. При этом фон на экране мог быть белым, красным или синим. Эти испытания установили превосходство красного цвета в задачах на внимательность.
Во время другого теста испытуемым предлагалась задача, требующая творческого мышления. Например, за минуту от них требовалось, глядя на экран компьютера, назвать как можно больше способов использования обычного кирпича. Оригинальность и необычность ответов участников оценивало жюри, состоящее из профессоров и студентов. В этом испытании взял верх синий цвет.
По мнению авторов работы, результаты их исследования могут быть использованы в рекламных компаниях, а также при производстве упаковок для продуктов.
В настоящее время учеными делаются активные попытки использовать влияние цвета на психофизиологию человека в коммерческих и бытовых целях. При этом, как уже отмечалось, каждый человек воспринимает цвет по-своему. Поэтому декораторы и дизайнеры, конструируя интерьер помещений, всегда должны учитывать социально-демографические особенности — пол, возраст, профессию и т.д. Однако имеются и некоторые общие характеристики воздействия цветов на человека. Преобладание какого-либо цвета (или сочетания цветов) в оформлении помещения создает определенную эмоционально-деловую среду. Немногие бизнесмены знают, что цветовая гамма интерьера воздействует на подсознание человека. Причем не только на работоспособность сотрудников, но и на результаты деловых переговоров.
Так голубой цвет способствует лучшему усвоению информации и установлению дружеских взаимоотношений, поэтому его рекомендуется использовать в помещениях для переговоров. А, казалось бы, близкий к нему синий, наоборот, рассеивает внимание и снижает работоспособность персонала. Так что многие руководители даже не догадываются, что причиной резкого снижения коммерческой прибыли их фирмы вполне может стать... шикарный евроремонт в офисе, выполненный в очень модном нынче стиле «небесной синевы».
Зеленый цвет успокаивающе действует на нервную систему, снимает головную боль, усталость, раздражительность, снижает кровяное давление. Красный увеличивает содержание адреналина в крови, повышает работоспособность и поэтому особенно рекомендуется для медлительных, вялых людей. Однако избыток красного и зеленого на уровне подсознания пробуждает в человеке жажду наживы, а красный, помимо прочего, повышает агрессивность (не случайно символом «новых русских» стал именно красный пиджак). Фиолетовый цвет улучшает работу сердца и легких, увеличивает выносливость организма. И тем не менее им не стоит злоупотреблять: этот цвет является подпороговым катализатором усталости.
Переход в помещении от желтого цвета к синему успокаивает. По розовому полу ходят с опаской, по коричневому — уверенно. Белый люминесцентный цвет раздражающе действует на нервную систему, а желто-оранжевый свет ламп способствует творческому мышлению и хорошему настроению.
Система тестов
Для исследования мною была разработана система тестов. На листочках разных цветов (белого, красного, оранжевого, желтого, синего и зеленого) были распечатаны группы слов (по 9 слов). На листках разного цвета печатались разные группы слов, но все они были адекватными для восприятия и запоминания.
Исследование
Для исследования приглашались добровольцы – учащиеся 4-6 и 8-9 классов. Каждый ученик получал листок определенного цвета с 9 словами. Листок лежал на парте текстом вниз. По команде ребята переворачивали листок и в течении 10 секунд пытались запомнить слова. После этого листок переворачивался текстом вниз, а учащиеся на отдельном листочке писали по памяти слова, которые запомнили.
Результаты заносились в таблицу. Причем мне еще хотелось выяснить, есть ли отличия в процессах запоминания между мальчиками и девочками. Поэтому ответы группировались в зависимости от возраста (отдельно 4-6 класс и отдельно 8-9 класс) и от пола.
Анализ полученных результатов
Я пыталась проанализировать результаты с помощью построения графиков, но более удачным оказалось построение диаграмм.
Мальчики 4,6 класс; всего 13 участников
Красный
1 слово | 2 слова | 3 слова | 4 слова | 5 слов | 6 слов | 7 слов | 8 слов | 9 слов |
1 | 5 | 2 | 2 | 1 | 2 |
Зелёный
1 слово | 2 слова | 3 слова | 4 слова | 5 слов | 6 слов | 7 слов | 8 слов | 9 слов |
6 | 5 | 1 | 1 |
Белый
1 слово | 2 слова | 3 слова | 4 слова | 5 слов | 6 слов | 7 слов | 8 слов | 9 слов |
1 | 2 | 2 | 2 | 4 | 2 |
Жёлтый
1 слово | 2 слова | 3 слова | 4 слова | 5 слов | 6 слов | 7 слов | 8 слов | 9 слов |
1 | 1 | 2 | 1 | 4 | 3 | 1 |
Синий
1 слово | 2 слова | 3 слова | 4 слова | 5 слов | 6 слов | 7 слов | 8 слов | 9 слов |
1 | 1 | 5 | 2 | 4 |
Оранжевый
1 слово | 2 слова | 3 слова | 4 слова | 5 слов | 6 слов | 7 слов | 8 слов | 9 слов |
2 | 3 | 2 | 4 | 1 | 1 |
Мальчики 8,9 класс; всего 13 человек
Красный
1 слово | 2 слова | 3 слова | 4 слова | 5 слов | 6 слов | 7 слов | 8 слов | 9 слов |
1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Зелёный
1 слово | 2 слова | 3 слова | 4 слова | 5 слов | 6 слов | 7 слов | 8 слов | 9 слов |
1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 2 | 1 |
Белый
1 слово | 2 слова | 3 слова | 4 слова | 5 слов | 6 слов | 7 слов | 8 слов | 9 слов |
2 | 3 | 4 | 3 | 1 |
Жёлтый
1 слово | 2 слова | 3 слова | 4 слова | 5 слов | 6 слов | 7 слов | 8 слов | 9 слов |
1 | 1 | 3 | 3 | 2 | 3 |
Синий
1 слово | 2 слова | 3 слова | 4 слова | 5 слов | 6 слов | 7 слов | 8 слов | 9 слов |
1 | 1 | 3 | 2 | 3 | 2 |
Оранжевый
1 слово | 2 слова | 3 слова | 4 слова | 5 слов | 6 слов | 7 слов | 8 слов | 9 слов |
4 | 2 | 2 | 4 | 1 |
Девочки 4,6 класс всего 26 человек
Красный
1 слово | 2 слова | 3 слова | 4 слова | 5 слов | 6 слов | 7 слов | 8 слов | 9 слов |
1 | 5 | 4 | 6 | 5 | 5 |
Зелёный
1 слово | 2 слова | 3 слова | 4 слова | 5 слов | 6 слов | 7 слов | 8 слов | 9 слов |
1 | 4 | 8 | 9 | 3 | 1 |
Белый
1 слово | 2 слова | 3 слова | 4 слова | 5 слов | 6 слов | 7 слов | 8 слов | 9 слов |
3 | 4 | 5 | 3 | 6 | 4 | 1 |
Синий
1 слово | 2 слова | 3 слова | 4 слова | 5 слов | 6 слов | 7 слов | 8 слов | 9 слов |
4 | 6 | 5 | 5 | 2 | 4 |
Жёлтый
1 слово | 2 слова | 3 слова | 4 слова | 5 слов | 6 слов | 7 слов | 8 слов | 9 слов |
1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 7 | 1 |
Оранжевый
1 слово | 2 слова | 3 слова | 4 слова | 5 слов | 6 слов | 7 слов | 8 слов | 9 слов |
1 | 1 | 3 | 5 | 4 | 6 | 4 | 2 |
Девочки 8,9 класс всего 16 человек
Красный
1 слово | 2 слова | 3 слова | 4 слова | 5 слов | 6 слов | 7 слов | 8 слов | 9 слов |
1 | 1 | 3 | 4 | 4 | 3 |
Зелёный
1 слово | 2 слова | 3 слова | 4 слова | 5 слов | 6 слов | 7 слов | 8 слов | 9 слов |
| 1 | 3 | 4 | 6 | 2 |
Белый
1 слово | 2 слова | 3 слова | 4 слова | 5 слов | 6 слов | 7 слов | 8 слов | 9 слов |
1 | 5 | 6 | 3 | 1 |
Жёлтый
1 слово | 2 слова | 3 слова | 4 слова | 5 слов | 6 слов | 7 слов | 8 слов | 9 слов |
1 | 4 | 3 | 2 | 6 |
Синий
1 слово | 2 слова | 3 слова | 4 слова | 5 слов | 6 слов | 7 слов | 8 слов | 9 слов |
1 | 5 | 4 | 5 | 1 |
Оранжевый
1 слово | 2 слова | 3 слова | 4 слова | 5 слов | 6 слов | 7 слов | 8 слов | 9 слов |
2 | 3 | 4 | 4 | 3 |
Сравниваем диаграммы
Результаты у мальчиков и девочек 4-6 класса похожи и видно, что наибольшее количество слов запомнилось на синем фоне.
Результаты у мальчиков и девочек 8-9 класса похожи и видно, что наибольшее количество слов запомнилось на желтом фоне.
Выводы по проделанной работе
Используемые источники
Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Цветовой тест отношений (ЦТО). Методические рекомендации. Л., 1985. 18 с.
Базыма Б.А., Густяков Н.А. О цветовом выборе как индикаторе эмоциональных состояний в процессе решения малых творческих задач. // Вестник ХГУ. Харьков, 1988. N 320. с. 22-25.
Дерибере М. Цвет в жизни и деятельности человека. М., 1965.
https://otvet.mail.ru/question/49815041(12.12.18)
http://tvoymalysh.com.ua/view/17199(21.11.18)
https://miralt.ru/aum/40-pam/105-pam?start=9(01.12.18)
http://psyfactor.net/articles/334-vliyanie-tsveta-na-cheloveka(12.10.18)
http://psyfactor.org/lib/colorpsy2.htm(03.10.18)
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Сверчок
Басня "Две подруги"
Денис-изобретатель (отрывок)