автор рассматривает влияние отечественных и зарубежных мультфильмов на эмоциональное состояние младших школьников
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_dlya_viki.doc | 189.5 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ЗАИГРАЕВСКОЕ РАЙОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
МБОУ «ШПАЛОЗАВОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
III районная научно-практическая конференция «Школа поиска и открытий», посвященная памяти Заслуженного учителя РБ, Почетного работника общего образования РФ
Шиширюхиной Елены Владиславовны
Влияние мультфильмов на эмоциональное состояние младших школьников
Выполнил: Киселева Виктория
ученица 7 класса
Научный руководитель: Некипелова И.А.
педагог – психолог, МБОУ «Шпалозаводская СОШ»
с. Новоильинск
2019
Содержание Стр.
Введение……………………………………………………………………………….….3
§ 1 Особенности эмоционального развития младших школьников……………… ...5
§ 2 Характеристика содержания отечественных и зарубежных мультфильмов….…7
§ 3. Результаты экспериментальной работы………………………………..… ……….9
Заключение……………………………………………………………………… ……...12
Библиография………………………………………………………………… ……...…13
Приложения ………………………………………………………………… ………….14
Введение
В последнее время психологам все чаще приходиться сталкиваться с вопросами плохого поведения детей. Родители и педагоги жалуются, что дети ведут себя неуправляемо, гипервозбудимы, невнимательны, модели плохого поведения их притягивают как магнит, а взрослого они будто не слышат.
Формирование личности человека начинается с раннего детства. Одним из факторов, влияющих на эмоциональное развитие ребенка является телевидение, которое на сегодняшний день исполняет не столько информативную функцию, сколько управляет мозгом человека. Самое страшное, что главными жертвами телевизионного помешательства становятся маленькие дети. Передачи, кино и, главное, мультфильмы — это все, чем сегодня напичкан современный ребенок.
За последние годы на телевидении появилось большое количество мультфильмов, как отечественного, так и зарубежного, в основном американского, производства. На смену старым кукольным и рисованным мультфильмам пришли современные, созданные с помощью компьютерной графики и различных спецэффектов. Мультфильм давно перестал быть ценностью искусства. Если в советские времена старались обращать внимание на цензуру и вкладывали в каждый мультфильм какую-то поучительную или познавательную идею, то сейчас мультфильм больше похож на сериал для детей и даже взрослый человек будет озадачен тематикой.
Современный ребенок вынужден смотреть мультфильмы не по причине развития восприятия и мышления. Часто родители спасают свой рабочий день или досуг благодаря «Лунтику», «Шреку» и бессмертному мультику «Том и Джерри». Интернет в этом смысле поступает предательски: он дает возможность скачать все серии и занять ребенка просмотром на целый день, чему родители искренне рады, ведь наконец-то они спокойно смогут заняться своими делами. Влияние мультфильмов на детей заканчивается тем, что ребенок при неожиданном прекращении просмотра начинает нервничать, плакать и проявлять настоящую истерику. Чтобы успокоить ребенка, родители включают мультфильм заново, не понимая, что ребенок впал в зависимость.
Мультики постепенно заменяют ребенку младшего школьного возраста общение, прогулки, задушевные беседы с родителями, чтение книг и сказки на ночь. Яркие образы героев формируют внутренний мир и сознание ребенка, он воспринимает его за реальность. Причем грань между реальным миром и мультфильмом размывается. Ребенок не может понять, что мультик – это вымысел, и всех говорящих пчелок, фей и супергероев на самом деле не существует.
Исходя из всего сказанного определилась проблема исследования - каково влияние отечественных и зарубежных мультфильмов на эмоциональное состояние младших школьников. Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объектом исследования является психо-эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования-влияние мультфильмов на эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: если ребенок будет ежедневно просматривать мультфильмы иностранного производства, то его эмоциональное состояние ухудшиться; если ребенок будет уделять внимание просмотру отечественных мультфильмов, то эмоциональное состояние будет в пределах нормы.
Проблема и гипотеза определили задачи исследования:
Основой нашего исследования послужили работы Р.В.Овчаровой, М.С.Егоровой, Н.М.Зырьяновой, Ю.Д.Черткова, И.Я. Медведевой и других.
Для решения постановленных задач мы использовали методы.
-теоретические: анализ, изучение научной литературы и интернет-источников;
- эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент.
Опытно - экспериментальная часть исследования проводилась в МБОУ «Шпалозаводская СОШ». Экспериментальной работой были охвачены обучающиеся 2 класса. (31 ученик).
§ 1 Особенности эмоционального развития младших школьников
Эмоциональная сфера - это процесс, отражающий личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Понимание эмоций и чувств также важный пункт в формировании растущего человека.
К основным, или фундаментальным, эмоциям К. Изард относит следующие:
Страх. Наибольшая чувствительность к страхам проявляется в 7 лет, при поступлении ребенка в школу. Причем y девочек страхов всегда немного больше, чем у мальчиков.
Дети, не отделяя вымысел от реальности, иногда начинают бояться персонажей сказок, у младших школьников, его причинами может выступать множество не только биологических, но и социокультурных факторов.
По сравнению с дошкольниками у младших школьников возрастает частота «воображаемых» или прогнозируемых переживаний разных угрожающих ситуаций. Наличие воображаемых страхов является важным регулятором поведения детей, облегчающим их приспособление к новым сферам жизни. Большей частью страхи связаны с событиями в школе, семье и группе сверстников. Предметом страхов могут быть и предстоящие уроки, и уколы, и какие-то природные явления, и отношения между сверстниками.
Стыд - самая тягостная социальная эмоциональная сфера, надстроенная над врожденным страхом. Стыдящийся боится осуждения своего поведения, сожалеет о совершенном поступке, осуждает свое поведение, испытывает неудовлетворенность собой.
Стыд формируется уже в возрасте 3-7 лет, являясь социальной формой страха, определяется он уже не физическими характеристиками ситуаций, а их социальным значением.
Наряду с нарушением запретов взрослых частыми причинами возникновения стыда в младшем школьном возрасте являются плохие отметки («стыдно из-за своих двоек»), материальные утраты («стыдно - разбил хрустальную вазу и стопки») или другие формы общественного порицания (например, насмешка).
Стыд делает детей младшего школьного возраста восприимчивым к оценкам окружающих. Заставляет идти на муки и страдания, защищая свое достоинство, а также побуждает развивать способности - чтобы быть не хуже других. Однако частое переживание этой эмоции вредно.
Гнев. Гнев в младшем школьном возрасте вызывается ограничением свободы движений, но также у ребенка развиваются ревность и зависть - как социальные формы гнева. Эмоция гнева быстро мобилизует энергию человека и готовит его к самозащите.
Причины гнева разнообразны. Это - физические помехи, различные правила и законы, собственная неспособность, обманы и оскорбления. Однако гнев - это та фундаментальная эмоциональная сфера, контролю над проявлением которой уделяется особое внимание в процессе социализации. Открыто выражать свой гнев в обществе недопустимо. Особенно ребенку. Младший школьник не имеет права прямо заявить отцу или учительнице, что те несправедливо к нему относятся. Неспособность выразить справедливый гнев может нанести ущерб адаптации ребенка.
Полезно обратить внимание взрослых на то, что на развитие агрессивности влияет мера наказания. Оказалось, что дети, которых дома строго наказывали, проявляли во время игры с куклами большую агрессивность, чем дети, которых наказывали не слишком строго. Вместе с тем, полное отсутствие наказаний тоже неблагоприятно влияет на развитие характера.
Радость. Выражение радости легко узнается. При радости лицо расцветает улыбкой: уголки губ оттягиваются кверху, около глаз собираются морщинки. Она не только делает более прочными социальные связи, но и усиливает восприимчивость, увеличивает мотивацию, способствует уверенности и мужеству, она может успокоить, отвлечь. Радость невозможно вызвать волевым усилием, но, ставя ребенка в определеннее ситуации, можно его легко зарядить чувством радости.
Положительные эмоции развиваются у детей младшего школьного возраста в игре и в исследовательском поведении. В младшем школьном возрасте, по мере взросления и накопления социального опыта, дети постепенно, на основе подражания, учатся радоваться за других.
Интерес - это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. На первых порах у ребенка интерес носит безотчетный, непроизвольный, стихийный характер. Затем, углубившись и утвердившись, интерес может стать потребностью. С возрастом у ребенка становиться все более устойчивым.
Моральные понятия и нравственные чувства младших школьников от первого к третьему классу заметно обогащаются. У первоклассников они обычно основаны на опыте собственного поведения и поведения близких, на конкретных указаниях и разъяснениях учителей и родителей. У второклассников и третьеклассников, помимо этого, прослеживается значительно большее влияние художественной литературы, кино, телевидения и просто восприятия и анализа окружающей социальной действительности. Соответственно меняется и моральное поведение.
Таким образом, с поступлением в школу резко меняется эмоциональная сфера ребёнка. Проявляется чувствительность к страхам, возникает стыд за плохие отметки в школе, развиваются положительные эмоции (радость) в игре, в общении со сверстниками, формируется интерес в процессе изучения предметов. Меняется уклад жизни ребёнка, изменяются его отношения со взрослыми и сверстниками, в нём укрепляется сознание нового положения школьника.
§ 2 Характеристика содержания отечественных и зарубежных мультфильмов
Изучив разные источники, а также просмотрев несколько мультфильмов мы пришли к выводу, что отечественный мультик направлен на формирование положительных эмоций, он добрый, спокойный, учит правильному, идеальному поведению и образу мышления. Там нет насилия, зло всегда наказуемо, персонажи несут в себе добро, сострадание, уважение, любовь и взаимопонимание. Зло не вечно, а вечно - добро. Отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. Для детей с проблемами общения они дают правильные модели поведения: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим.
Смысл некоторых отечественных мультфильмов: «Золушка", «Крокодил Гена и Чебурашка" - обретение семьи, любимого человека, друга; "Каникулы в Простоквашино" - дружелюбие, самостоятельность, хозяйственность, дружба; "Бюро находок" - "Друзей не теряйте, их никто вам не вернет"; "Пластилиновая ворона" - (развитие творческих способностей) "Из ничего - все"; "Мама для мамонтенка" - любовь к родителям; «Крошка Енот" – учиться быть смелым, преодоление своего страха, доброе отношение к людям.
Зарубежный мультфильм, только с виду кажется весьма безобидным. Зло, как правило, уничтожается физически, что абсолютно не привычно для нашего образа действия в сказках, где зло пытались перехитрить или уговорить. Почти во всех этих мультфильмах в сюжетах присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, то есть, элементы агрессивного поведения и насилия.
Например, в мультфильме «Том и Джерри». кот гоняется за мышонком, выбирая самые изощренные методы уничтожения бедного мышонка. Мышонок также пытается отомстить коту. Значит, можно бить и шутить над теми, кто слабее.
Лица главных героинь похожи друг на друга, все героини очень худые, с длинными ногами, они не хранительницы очага, у них отсутствует инстинкт материнства, тем самым нам навязывают определенный эталон красоты, что искажает сознание маленького ребенка, девочки садятся на диету, что отражается на здоровье, а мальчики выбирают в подружки «потенциальных принцесс».
В мультфильмах про вредных детей и хулиганов главные герои остаются безнаказанными. Сцены, где, например, главные герои падают с огромной высоты, а упав, дальше бегут, осуществляют опасные для жизни и здоровья действия – дети могут попробовать повторить их в реальной жизни.
В мультсериале «Покемоны», в переводе – карманные чудовища, существа друг друга поражают, стремятся уничтожить. Дети, смотря на это, сравнивают себя с его героями и постепенно усваивают агрессивные модели поведения.
В некоторых мультфильмах можно отследить неуважение, цинизм, порой жестокость к своей семье, родителям, братьям и сестрам. Например, в «Симпсонах» практически в каждой серии герои бьют друг друга по голове, используют ненормативную лексику. Этот мультфильм направлен на внедрение неправильного поведения в семье.
Большинство современных мультфильмов яркие, действие происходит очень быстро, имеют простой, понятный сюжет, повторяющийся во всех мультфильмах, значение речи для понимания содержания мультфильма сведено к минимуму, озвучены мультфильмы одинаковыми голосами переводчиков.
Таким образом, западные образцы рисуют более жестокую и приближенную к реальности картину мира, где идет постоянная борьба за власть. Американские мультфильмы часто создают опошленный гипертрофированный образ семьи, где можно услышать и нецензурную брань, и увидеть неэтичное поведение. Герои уродливы и нереальны. В мультфильмах отечественного производства герои более реальны, они учат добру и формируют положительное отношение к окружающей действительности.
§ 3. Результаты экспериментальной работы
В ходе эксперимента, для проверки гипотезы мы с сестрой и младшим братом, а также наши родители посмотрели любимые мультфильмы. Для просмотра мы выбрали «Winks», «Три богатыря», «Бакуган», а наши родители «Ну, погоди», «Карлсон» и «Приключения Фунтика». После просмотра составили сравнительную таблицу. (Приложение 1)
При совместном обсуждении просмотренных мультфильмов мы сформулировали признаки «вредного мультика» (Приложение 2)
Далее мы использовали метод анкеривания для выявления времени просмотра детьми мультфильмов и предпочтений, а также особенностей эмоциональных откликов детей на просмотренные мультфильмы. Мы разработали анкету для родителей (см. приложение 3) и анкету для школьников (см. приложение 4).
Участниками исследования стали дети младшего школьного возраста (31 человек) и их родители.
Родители школьников на вопросы анкеты ответили следующим образом: «Какие мультфильмы любит смотреть ваш ребёнок?» 56% ответили - зарубежные мультфильмы, 14%- русские, 30%- смешанные.
«Ограничиваете ли вы ребёнка в просмотре или нет?» 33%- ограничивают, 67%- не ограничивают. Из данных ответов очевидно: родители считают, что их дети отдают предпочтение иностранным мультфильмам. Взрослые занимают в данном процессе пассивную позицию, не оказывают собственного влияния. Дети, в свою очередь, сами определяют героев для подражания, копируя их поведение и поступки.
Анализ при беседе с детьми показал, что 48% детей любят смотреть зарубежные мультфильмы, 37%- смешанные, 15%- русские. Сравнивая ответы родителей и детей, наглядно можно увидеть то, что в целом родители понимают предпочтения своих детей, но в незначительной мере контролируют выбор и время просмотра мультфильмов.
На вопрос "Кто твой любимый мультгерой?" были получены следующие ответы: Черепашки –ниндзя и Трансформеры - 41%, Феи, волшебницы Wink, Русалочка - 39%, Губка Боб – 12%, Лунтик – 6%, Герои советских мультфильмов - 2%.
Выводы: дети хотят быть наделёнными дополнительными силами, чтобы спасать мир, что доказывает отвлеченность школьников от реального мира, копируют своих любимых героев (поведение, речь, одежда).
Для определения настроения детей использовали цветовой тест М. Люшера. Перед просмотром мультфильмов занесли данные о настроении детей, затем посмотрели иностранный мультфильм «Том и Джерри», протестировали настроение и протестировали настроение после просмотра мультфильма «Фунтик». Мультфильмы одинаковые по времени. Таблица 1.
Таблица 1. Результаты теста Люшера
Анализ теста показал, что настроение детей изменяется. Большинство детей имеют высокий уровень тревожности при просмотре иностранного мультфильма. Российский мультфильм восстановил настроение и оно стало ближе к первоначальному.
При опросе детей мы выявили наиболее популярные мультфильмы: «Том и Джерри», «Шрек», «Winx», «Черепашки Ниндзя», «Человек паук», «Бакуган» и советские «Ну, погоди», «Алеша Попович», «Три богатыря и Шамаханская царица».
Наблюдая за действиями во время и после просмотра мультфильма я выделила несколько факторов поведения ребёнка:
насмешки над персонажами.
После проведенного эксперимента с детьми была проведена беседа, в ходе которой было выяснено, что дети 7-9 лет не успевают осмыслить увиденное на экране, так как сюжеты завораживают их внимание. Они не умеют отличать плохое от хорошего, не смогли ответить на вопрос по мультфильму «Том и Джерри» - Чему учит этот мультфильм? По второму мультфильму дети сразу высказали ответ – «Учит не обманывать».
Изучив влияние мультфильмов на эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста, мы пришли к следующим выводам:
-не все мультфильмы, которые предпочитают смотреть дети, являются качественными и несут позитивное воспитательное значение;
-существуют и мультфильмы, которые по своим характеристикам оказывают как негативное, так и позитивное воздействие на развитие личности ребенка, независимо от их происхождения;
-большинство родителей не контролируют просматриваемых детьми мультфильмов. Школьники в данном процессе выбирают мультфильмы внешне более привлекательные. Вследствие этого ребята, предпочитающие смотреть зарубежные мультфильмы, испытывают негативное воздействие на эмоциональную сферу.
-настроение детей напрямую зависит от эмоционального фона просматриваемого мультфильма.
Заключение
Таким образом, подводя итог нашего исследования, можно с уверенностью сказать, что мультипликационные фильмы оказывают большое влияние на эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста.
С одной стороны, - это яркие, зрелищные, образные, простые, ненавязчивые, доступные детям мультфильмы. Они формируют у него первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребенок имеет возможность научиться позитивно, воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать его осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать его мировоззрение.
С другой стороны, сейчас особой популярностью пользуются зарубежные мультфильмы, в основном американские. Большая часть продукции американской фабрики не безвредна, есть большая разница между отечественными старыми мультфильмами и зарубежными (от американских до японских). За этим различием стоят глубокие расхождения в картине мира. В советских мультфильмах отражается правильная для ребенка картина мира. В основе своей она православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно - добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. В зарубежных мультфильмах мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле. И зло, как правило, уничтожается физически. Результаты данного исследования показали, что просмотр западных анимационных фильмов является одной из причин высокого уровня тревожности и порождают у детей агрессивные фантазии, которые нередко реализуются в отношении к более слабым — животным и маленьким детям. А вот отечественные мультфильмы — умные, мудрые. Они учат малышей добру и справедливости, учат не обманывать и не предавать, излучают добро и любовь к каждому маленькому зрителю.
Поэтому важно понимать, что к просмотру мультфильмов нужно относиться избирательно, они должны давать возможность размышлять, сочувствовать и сопереживать горю, радоваться победам. Хороший мультфильм должен быть наградой, праздником для каждого ребенка.
В ходе исследования мы подтвердили выдвинутую гипотезу, цель достигнута.
Библиография
Приложения
Приложение №1
Сравнительная таблица
Иностранные мультфильмы | Советские мультфильмы |
1.Яркие, действие происходит очень быстро. 2.Простой, понятный сюжет, повторяющийся во всех мультиках. 3.Значение речи для понимания мультика сведено к минимуму. 4.Мультик озвучен одинаковыми голосами переводчиков. 5.Много агрессии. 6.Однообразная музыка. | 1.Интересный поучительный сюжет. 2.Не такие яркие. 3.Красивая, четкая, приятная речь. 4.Мультик озвучен профессиональными актерами. 5.Нет агрессии 6.Классическая музыка. |
Приложение 2
Признаки «вредного мультика»
Приложение 3
Анкета для родителей
Приложение 4
Анкета для детей
Приложение 5
Памятка для взрослых и детей.
Взрослым необходимо:
Ограничивать времяпрепровождение ребёнка у экрана телевизора. Норма нахождения за этим занятием в день составляет 0,5- 1 часа (это согласно нормативам САНПИН)
Не разрешать ребёнку смотреть мультфильмы, показывающие агрессию.
Помогать ребёнку отличать выдуманные и реальные события.
Периодически придерживаться принципа «день без телевидения», либо заме-нить просмотр телевидения другими полезными занятиями (чтение книг, развиваю-щие игры и др.)
При выявлении повышенной тревожности необходимо понять причину её по-явления, дать ребёнку выговориться, дать выход негативным эмоциям через рисова-ние, ролевые игры.
Браво, Феликс!
Четыре художника. Осень
Несчастный Андрей
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Музыка космоса