Цель исследования: узнать о роли воды в жизни растений.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа "Вода - источник жизни растений". | 694.4 КБ |
Научно-практическая конференция
младших школьников «Первые шаги»
ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ
Исследовательская работа
Выполнила ученицы 3а класса
МБОУ «Бирюковская СОШ»
Петрова Виолетта
Ажимова Рамина
Руководитель - учитель начальных классов
Кубеева Айгюль Саясатов
Астрахань – 2019г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………… | 2 |
1 ЗАЧЕМ РАСТЕНИЯМ НУЖНА ВОДА?………………………………………………... | 3 |
2 КАК РАСТЕНИЯ ПЬЮТ ВОДУ?………………………………………………………... | 3 |
3 КАКОВА ПОТРЕБНОСТЬ РАСТЕНИЙ В ВОДЕ?……………………………………… | 4 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..... | 5 |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………………. | 5 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ВОДА НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕРАЗВИТИЯ И ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ……………………………………….................................................................... | 6 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 КАК РАСТЕНИЯ ПЬЮТ ВОДУ ………………………………………. | 7 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 СКОЛЬКО ВОДЫ ТРЕБУЕТСЯ РАСТЕНИЯМ……………………… | 7 |
ВВЕДЕНИЕ
Мы живём в городе Астрахань. Нам нравится наш город летом, когда он украшен цветами, высаженными на клумбах. Наверное, поэтому в моей семье и у многих знакомых на подоконниках большое количество комнатных растений. Мы ценим их и как украшение, и за то, что они очищают пространство вокруг себя, создают атмосферу комфорта и уюта, несут в себе частичку лета. Мама зачастую просит меня полить комнатные растения, а раз в неделю опрыскать теплой водой. Она говорит, что они тоже хотят пить. А действительно, неужели растениям также как человеку нужна вода? Но как растения поглощают воду, и как она попадает в листья? Все ли растения пьют воду одинаково? Нам интересно найти ответы на эти вопросы путем исследования и о своих результатах рассказать своим сверстниками на уроках окружающего мира.
Цель исследования: узнать о роли воды в жизни растений.
Задачи:
Гипотезы:
1). если растение не получает воды, то оно погибает;
2). растение «пьёт» воду;
3).чем больше листьев у растений, тем больше ему требуется воды.
Объект исследования: комнатные растения, срезанные цветы, листья растений.
Предмет исследования: вода - необходимое условие для развития растений
Методы исследования:
Опытным путём я хочу показать, что растениям необходима вода; растения как и человек тоже относятся к живой природе. Планирую познакомить с результатами своих исследований одноклассников. Привлечь их к работе по выращиванию и уходу за комнатными растениями.
1 ЗАЧЕМ РАСТЕНИЯМ НУЖНА ВОДА?
Из детской энциклопедии «Хочу всё знать» я узнала, что растение на 80 % состоит из воды. Она входит в состав, как самого растения, так его семян и плодов. А ещё вода действует как растворитель для минералов, которые находятся в почве и с поглощением воды из почвы, минералы также поступают в организм растения. Вода, испаряясь через листья, охлаждает растения в жаркие и солнечные дни. Но как только растение перестает получать воду, а вместе с ней питательные вещества оно начинает увядать. Чтобы эту информацию проверить, надо провести эксперимент.
Эксперимент № 1.
Подготовка: Выбрала здоровое комнатное растение – Женское счастье, полила и разрыхлила почву. Ознакомилась с состоянием растения: цвет листьев насыщенный, сверху, снизу темно-бардовый.
Описание исследования: В течение трех недель я наблюдала за комнатным растением. Две недели был прекращен полив растения и рыхление почвы. Все наблюдения за изменениями состояние растения и почвы записывала в дневник. Через две недели растение практически погибло, осталось пара листиков сверху. Затем возобновила полив и рыхление почвы. Растение стало восстанавливаться, вновь расти, через 4 дня появились маленькие листочки, но ещё очень слабые и бледные (Приложение 1).
За время наблюдения я выяснила, что растениям необходима вода, регулярный полив для хорошего роста и развития. Растение начнет постепенно увядать, если не будет получать нужное для жизни количество воды. Таким образом, гипотеза: если растение не получает воду, то оно погибает - подтвердилась.
2 КАК РАСТЕНИЯ ПЬЮТ ВОДУ?
В сети - Интернет мы прочитали, что листья, как и корни растения, обладают сосущей силой. Стебли и листья большинства растений имеют капилляры (такие тонкие трубочки), по которым вода поднимается от корней вверх к листьям. Они поглощают воду и питательные вещества с помощью трубочек – сосудов, идут вдоль стебля от корней к листьям, и вода движется снизу вверх. Это называется капиллярный эффект. Происходит капиллярный эффект потому, что давление воздуха на жидкость в стакане больше давления внутри стебля или листа. У всех растений эта система одинакова. Чтобы в этом наглядно убедиться, как поднимается вода, решили провести эксперимент с капустными листьями и посмотреть, как растения «пьют», как вода поднимается вверх.
Эксперимент № 2.
Для эксперимента стаканчик наполнили водой, добавили в неё пищевой краситель: красный. Поместили в стакан капустный лист. Стали наблюдать. Первый результат увидели уже через час: на нижних частях капустного листа, показались прожилки бледно-розового цвета. А на следующий день прожилки всего листа полностью окрасились в красный, цвет. Значит, вода постепенно поднимается по растению вверх, окрашивая его все выше и выше.
Затем мы рассмотрели разрезы листа через лупу и микроскоп и обнаружили окрашенные красителем тонкие трубочки, проходящие по длине листа. Это сосуды растений – капилляры, по которым вода и поднимается. Так растение пьёт воду. (Приложение 2)
В результате проведённого эксперимента гипотеза про то, что растения «пьют» воду подтвердилась.
3 КАКОВА ПОТРЕБНОСТЬ РАСТЕНИЙ В ВОДЕ?
Итак, мы узнали, что растения обладают некоторыми «волшебными» способностями, которые помогают им жить даже тогда, когда их срезают. Именно этим свойством мы пользуемся, когда составляем букеты из цветов и ставим их вазу с водой. В тоже время, мы обратили внимание на то, что даже срезанные растения поглощают колоссальное количество воды. А от чего зависит количество потребляемой воды? Наблюдая за комнатными растения, мы заметили, что растения с более крупными и листьями требуют большего и частого увлажнения почвы, чем те у которых листьев немного и они меньше. Поэтому мы предположили, что потребность в воде связана с количеством и размером листьев у растений.
Эксперимент № 3
Подготовка: Приготовили два одинаковых срезанных цветущих растения – хризантемы, две бутылки с пробками. В пробках бутылок сделала отверстия, чтобы входил стебель. Наполнил бутылки одинаково водой. Сделали отметки на бутылках по уровню воды. У одного растения удалила все листья. Вставили оба растения в емкости с водой. (Приложение 3)
Стали наблюдать за уровнем воды в бутылках. В течение первых суток вода в емкостях стала уменьшаться, это означает, что растения поглощают воду. Через три дня заметили, что в бутылках уровень воды немного отличается. На пятый день разница в количестве поглощаемой растениями воды абсолютно разная. В той бутылке, где листья были удалены, воды осталось больше.
Значит, наше предположение, что чем больше листьев у растений, тем больше ему требуется воды, подтвердилось.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенная исследовательская работа позволила сделать следующие выводы: растениям необходим регулярный полив для хорошего роста и развития, иначе оно может погибнуть;
растения «пьют» воду, она поднимается по капиллярам снизу вверх;
потребность растений в воде зависит от количества и размера листьев.
Тема исследования «Вода - необходимое условие для жизни растений» заинтересовала нас.
В ходе работы возникли ещё вопросы, связанные с необходимыми условиями развития растений. Поэтому мы решили, что в будущем продолжим изучение. Хотим сами выращивать необычные растения, родом из разных уголков нашей планеты и наблюдать за их развитием.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Приложение 1
Ход проведения исследования:
Дата | Действия | Наблюдения за почвой | Наблюдения за растением |
Землю разрыхлила и полила растение | Почва влажная | Цвет листьев насыщенный, сверху зелёный, снизу темно-бардовый. | |
Почва начала подсыхать | Без изменений | ||
Почва сухая, рыхлая | Без изменений | ||
Почва потрескалась, появился белый налет | Один листочек завернулся | ||
На почве Появилась корка | Завернулось еще несколько листочков снизу, начали темнеть и засыхать | ||
Почва сухая | Половина листочки потемнели и засохли, несколько обвалилось. | ||
Почва сухая | Почти все листья стали сухими, и отвалились. Остались только несколько на верхушке растения. | ||
Полив растения и рыхление почвы | Почва влажная, рыхлая. | ||
Полив растения | Почва влажная, рыхлая | Оставшиеся листочки стали ярче и насыщенней по цвету | |
Полив растения и рыхление почвы | Почва влажная | Стал проглядывать на верхушке растения новый первый листик | |
Полив растения | Почва влажная | Появилась новый лист, светло зеленого цвета | |
Полив растения | Почва влажная | Появились несколько новых листиков, но светло зеленого цвета | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Как растения «пьют» воду
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Сколько воды требуется растениям
Одеяльце
Именинный пирог
Зимняя сказка
Ласточка
Цветущая сакура