Работа посвящена 80-летнему юбилею Новосибирской области, прослеживает историю великого подвига русских строителей этой великой железной дороги
Вложение | Размер |
---|---|
история строительства великой транссибирской магистрали | 108.05 КБ |
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№1» г. Черепанова
Новосибирской области.
Номинация «Литературная»- проза
Исследовательская работа по теме:
«Что я знаю о создании Новосибирской области»
«Транссибирская магистраль - уникальная транспортная
артерия страны и Сибири»
Автор: Бочкарев Михаил
МАОУ СОШ №1, 10 класс, 16 лет
г. Черепаново
Руководитель:Албутова
Лариса Григорьевна
Учитель истории высшей
квалификационной категории
Контактный телефон руководителя:
8-960-786-67-97
г. Черепаново 2017г
Тезисы исследовательской работы «Транссибирская магистраль- уникальная транспортная артерия страны»
Автор: Бочкарев Михаил, МАОУ СОШ №1, 10 класс Черепановский район, г. Черепаново
Научный руководитель: Албутова Лариса Григорьевна, учитель истории высшей квалификационной категории.
Актуальность выбора темы обусловлена тем, что 2016 год является для нашего Сибирского края юбилейным – ровно 100 лет назад было закончено строительство Великого Сибирского пути, Транссибирской магистрали, связавшей в единое военно - стратегическое пространство европейскую промышленную часть России с Сибирью и Дальним Востоком. Цель работы - показать значимость Великой Сибирской дороги для экономики страны, ее уникальность как построенной в сложнейших условиях и самой протяженной в России и за ее пределами.
Задачи:1. Изучить материалы о строительстве дороги (энциклопедии, учебники, материалы сети Интернет), провести их анализ.
2. Найти факты, указывающие на уникальность и неповторимость этой железной дороги.
3.Создать презентацию по теме.
При работе над темой были использованы следующие методы работы:
Создание Транссиба является величайшим достижением русского народа. Эта дорога позволила России перевозить огромное количество пассажиров и грузов. Благодаря сооружению магистрали были заселены безлюдные территории Сибири. Если бы не был построен Транссиб, то Россия наверняка бы утратила большинство своих северных территорий. Эта дорога имеет не только важное народнохозяйственное значение, это памятник таланту и мужеству русского народа-строителя дороги, это памятник красоте Сибирского края!
Оглавление
I.Введение
1.Актуальность выбора темы обусловлена тем, что 2016год является для нашего Сибирского края юбилейным – ровно 100 лет назад было закончено строительство Великого Сибирского пути, Транссибирской магистрали, связавшейвединое военно - стратегическое пространство европейскую промышленную часть России с Сибирью и Дальним Востоком. В эпоху капиталистического развития экономическая мощь страны во многомзависит от развития транспортной системы; не зря железные дороги называют «артериями страны»- как человек получает кислород в кровь через сосуды и артерии, так и страна и ее экономика не может успешно развиваться без железных дорог. В 2017году наша область отмечает замечательный юбилей- ей 80 лет и каждый кусочек ее истории имеет огромное значение для сохранения исторической памяти, тем более такое колоссальное, как строительство Трассибирской магистрали. Тема тем более значима, так как часть этой дороги проходит по территории нашего Черепановскогорайона.
2.Цель работы- показать значимость Великой Сибирской дороги для экономики страны, ее уникальность как построенной в сложнейших условиях и самой протяженной в России и за ее пределами.
3. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить материалы о строительстве дороги (энциклопедии, учебники, материалы сети Интернет), провести их анализ.
2. Найти факты, указывающие на уникальность и неповторимость этой железной дороги.
3.Создать презентацию по теме
4. При работе над темой были использованы следующие методы работы:
5. Гипотеза: транссибирская железная дорога- уникальная транспортная магистраль не только Сибири, но и всей страны.
6.Практическая значимость моей работы заключается в том, что подготовленные мной материалы позволят больше узнать о экономическом и военно-политическомзначении железной дороги, проходящей и по территории нашего района,о трудностях строительства; их можно использовать на уроках и на классных часах, они будут интересны не только ученикам, но и педагогам, и родителям.
Для того, чтобы представить, насколько сегодня молодые граждане знакомы с историей дороги, я провел небольшой опрос среди старшеклассников, предложив им всего 3 вопроса:
В опросе приняли участие 43 обучающихся 10-11 классов школы №1г. Черепанова. На 1 вопрос 21чел ответили, что она проходит через всю территорию от Москвы до Дальнего Востока, 12чел. ответили, что она проходит через Сибирь и 10 чел. не знали, что ответить.
На 2 вопрос 15 чел. ответили, что ее постройка связана с необходимостью освоения Сибири, 10 не знали, что ответить на этот вопрос, 18 чел. ответили что ее построили для того, чтобы перевозить грузы через всю страну.
На 3 вопрос 12 чел. ответили, что в связи с ее строительством Сибирь стала развиваться быстрее, 10 чел. связали ее с основанием Новониколаевска,21 чел не нашли никаких изменений для нашей области в связи с ее строительством.
Итоги опроса отражены в диаграмме. Они показали, что далеко не все участники связывают с ее строительством возникновение города. Новониколаевска, не знают, для чего она строилась, какие территории связывает; я сделал вывод, что мое исследование тем более актуально.
II. Основная часть
Транссиб, Транссибирская магистраль (современные названия) или Великий Сибирский Путь (историческое название) - это прекрасно оснащенный рельсовый путь через весь континент, соединяющий Европейскую Россию, ее крупнейшие промышленные районы и столицу страны Москву с ее срединными (Сибирь) и восточными (Дальний Восток) районами. Это дорога, скрепляющая Россию - страну, протянувшуюся на 10 часовых поясов, в единый экономический организм, а главное, в единое военно-стратегическое пространство. Если бы его не построили в свое время, то с очень большой вероятностью Россия вряд ли удержала бы за собой Дальний Восток и побережье Тихого океана - как не смогла она удержать Аляску, никак не связанную с Российской империей устойчивыми путями сообщения. Транссиб - это также дорога, давшая толчок освоению восточных районов и вовлекшая их в экономическую жизнь остальной части громадной страны.
Некоторые думают, что термин "Транссиб" надо толковать как путь, соединяющий Урал и Дальний Восток, и буквально проходящий "сквозь" Сибирь (Trans-Siberian). Но это противоречит положению дел и не отражает истинного значения этой магистрали. А название? Название это дали нам англичане, окрестившие путь не "GreatSiberianWay", как должен был быть буквальный перевод с русского, а "Trans-SiberianRailway" - и оно затем привилось и укоренилось в речи.
И сейчас "Транссиб" как геополитическое понятие имеет смысл как путь, соединяющий Центр и Тихий океан, Москву и Владивосток, а шире - как путь, соединяющий порты Запада и столицу России, а также выходы в Европу (Москва, Санкт-Петербург, Брест, Калининград) с портами Востока и выходами в Азию (Владивосток, Находка, Ванино, Забайкальск); а никак не локальный путь, соединяющий между собой Урал и Дальний Восток.
Узкое толкование термина "Транссиб" предполагает, что мы говорим о главном пассажирском ходе Москва - Ярославль - Екатеринбург - Омск - Иркутск - Чита – Владивосток.
Фактическая протяженность Транссибирской железнодорожной магистрали по главному пассажирскому ходу (от Москвы до Владивостока) составляет 9288,2 км и по этому показателю она является самой длинной на планете, пересекая по суше почти всю Евразию. Тарифная длина (по которой исчисляются цены билетов) несколько больше - 9298 км и не совпадает с реальной. Имеется несколько параллельных грузовых обходов на различных участках. Ширина колеи на Транссибе - 1520 мм.
Протяженность Великого Сибирского пути перед первой мировой войной от Санкт-Петербурга до Владивостока по северному пассажирскому ходу (через Вологду - Пермь - Екатеринбург - Омск - Читу - Харбин) составляла 8913 верст, или 9508 км.
Транссиб проходит по территории двух частей света: Европе (0 - 1777 км) и Азии (1778 - 9289 км). На Европу приходится 19,1% длины Транссиба, на Азию, соответственно - 80,9%.
В настоящее время начальный пункт Транссиба - это Ярославский вокзал Москвы, а конечный пункт - Владивостокский вокзал.
Но так было не всегда: примерно до середины 20-х годов воротами в Сибирь и на Дальний Восток был Казанский (тогда Рязанский) вокзал, а в самый начальный период существования Транссиба - в начале XX века - Курско-Нижегородский (ныне Курский) вокзал Москвы. Необходимо также упомянуть, что до революции 1917 года начальным пунктом Великого Сибирского Пути считался Московский вокзал Санкт-Петербурга - столицы Российской империи.
Не всегда и Владивосток считался конечным пунктом: небольшое время, начиная с самого конца 90-х годов XIX века и вплоть до решающих сухопутных сражений русско-японской войны 1904-05 гг., завершением Великого Сибирского Пути современники считали военно-морскую крепость и город Порт-Артур, находящийся на побережье Восточно-Китайского моря, на арендованном у Китая полуострове Ляодун.
Начало строительства: 19 (31) мая 1891 года в районе близ Владивостока (Куперовская падь), на закладке присутствовал цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II.
Фактическое начало строительства произошло несколько раньше, в начале марта 1891 года, когда началось строительство участка Миасс - Челябинск.
Смычка рельсов на всем протяжении Великого Сибирского Пути произошла 21 октября (3 ноября) 1901 года, когда строители Китайско-Восточной железной дороги, прокладывавшие рельсовую колею с запада и востока, встретились друг с другом. Но регулярного движения поездов на всем протяжении магистрали в это время не существовало.
Регулярное сообщение между столицей империи - Санкт-Петербургом и тихоокеанскими портами России - Владивостоком и Дальним по железной дороге было установлено в июле 1903 года, когда Китайско-Восточная железная дорога, проходящая через Маньчжурию, была принята в постоянную ("правильную") эксплуатацию. Дата 1(14) июля 1903 года ознаменовала собой также ввод Великого Сибирского Пути в строй на всем его протяжении, хотя в рельсовом пути был перерыв: через Байкал приходилось переправлять поезда на специальном пароме.
Непрерывный рельсовый путь между Санкт-Петербургом и Владивостоком появился после начала рабочего движения по Кругобайкальской железной дороге 18 сентября (1 октября) 1904 г.; а спустя год, 16 (29) октября 1905 года, Кругобайкальская дорога, как отрезок Великого Сибирского Пути, была принята в постоянную эксплуатацию; и регулярные пассажирские поезда впервые в истории получили возможность следовать только по рельсам, без использования паромных переправ, от берегов Атлантического океана (из Западной Европы) до берегов Тихого океана (до Владивостока).
Конец строительства на территории Российской империи: 5 (18) октября 1916 года, с пускоммоста через Амур близ Хабаровска и началом движения поездов по этому мосту.
Стоимость строительства Транссиба с 1891 по 1913 г. составила 1.455.413 тысяч рублей.
Начиная с 1956 года, маршрут Транссиба такой: Москва-Ярославская - Ярославль-Гл. - Данилов -Буй - Шарья - Киров - Балезино - Пермь-2 - Екатеринбург-Пасс. - Тюмень - Называевская - Омск-Пасс. - Барабинск - Новосибирск-Главный - Мариинск - Ачинск-1 - Красноярск - Иланская - Тайшет- Нижнеудинск - Зима - Иркутск-Пасс. - Слюдянка-1 - Улан-Удэ - Петровский Завод - Чита-2 -Карымская - Чернышевск-Забайкальский - Могоча - Сковородино - Белогорск - Архара -Хабаровск-1 - Вяземская - Ружино - Уссурийск - Владивосток. Это - главный пассажирский ход Транссиба. Он окончательно сформировался к началу 30-х годов, когда нормальная эксплуатация более короткой Китайско-Восточной железной дороги стала невозможной из-за военно-политических причин, а Южно-Уральский ход был слишком перегружен в связи с начавшейся индустриализацией СССР.
До 1949 года в районе Байкала основной ход Транссиба проходил по Кругобайкальской дороге, через Иркутск - по берегу Ангары - станцию Байкал - по берегу Байкала - до станции Слюдянка, в 1949-56 гг. действовало два маршрута - старый, вдоль берега Байкала, и новый, перевальный.
Причем перевальный маршрут вначале был построен в 1-путном варианте (1941-1948 гг.), а к 1957 г. стал 2-путным и основным.
С 10 июня 2001 года, после введения нового летнего расписания МПС, почти все поезда дальнего транссибирского сообщения были пущены по новому маршруту через Владимир - Нижний Новгород с выходом на "классический ход" в Котельниче. Этот ход позволяет пропускать поезда с более высокой маршрутной скоростью. Но километраж Транссиба пока по-прежнему проходит через Ярославль - Шарью.
5. Рекорды Транссибирской магистрали.
1. Самая протяженная железная дорога на планете
Фактическая протяженность Транссибирской магистрали по главному пассажирскому ходу составляет 9288,2 км (примерно 5772 мили). По этому показателю она является самой длинной на планете, пересекая по суше почти всю Евразию. Тарифная длина (по которой исчисляются цены билетов) несколько больше - 9298 кми не совпадает с реальной. Началом Транссибирской магистрали уже около 70 лет считается Ярославский вокзал Москвы (фото слева). Завершение Транссиба на восточной окраине России - Владивостокский вокзал (фото справа) - находится на берегу бухты Золотой Рог Японского моря.
Транссиб проходит по территории двух континентов: Европе (1777 км) и Азии (7512 км) и пересекает материк Евразию с запада на восток. На Европу приходится 19,1% длины Транссиба, на Азию - 80,9%. Условной границей Европы и Азии принят 1778-й км Транссиба. Там, близ города Первоуральск, при пересечении железной дорогой невысокого перевала центральных Уральских гор установлен памятный знак (с южной стороны дороги, на фото слева). Он так и называется - "граница Европы и Азии".
Транссиб проходит по территориям 12 областей, 5 краёв, 2 республик, 1 автономной области и 1 округа в составе области: Московской, Владимирской, Ярославской, Костромской, Кировской областей, Удмуртской республики, Пермского края, Свердловской, Тюменской, Омской, Новосибирской, Кемеровской областей, Красноярского края, Иркутской области, Усть-Ордынского Бурятского округа в составе Иркутской области, Бурятской республики, Забайкальского края, Амурской областей, Еврейской автономной области, Хабаровского и Приморского краев (приведены последовательно, с запада на восток). Все они расположены на территории России. Если повезет, то, проезжая по Транссибу, вы сможете увидеть знаки или плакаты, фиксирующие административные границы (на снимке слева - так обозначена граница Читинской и Амурской областей, 7079 км дороги).
На Транссибе расположено 87 городов: 5 с населением свыше 1 миллиона человек (Москва, Пермь, Екатеринбург, Омск, Новосибирск), 9 с населением от 300 тысяч до 1 миллиона (Ярославль, Киров, Тюмень, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Хабаровск, Владивосток) и 73 города с населением менее 300 тысяч. 14 городов, через которые проходит Транссибирская магистраль, являются центрами субъектов Российской Федерации, а начальный пункт, Москва - столицей России. 46 городов и 3 поселка представлены в Интернете. Следы присутствия в Сети остальных 41 городов пока не найдены.
На своем пути Транссиб пересекает 16 крупных рек: Волгу, Вятку, Каму, Тобол, Иртыш, Обь, Томь,Чулым, Енисей, Оку, Селенгу, Зею, Бурею, Амур, Хор, Уссури. Из них Амур - наиболее широкая (около 2 км, на снимке слева), поскольку магистраль пересекает его в среднем течении. Такие крупные реки, как Обь и Енисей - пересекаются железной дорогой ближе к их верхнему течению, поэтому их ширина в месте пересечения с Транссибом - около 1 км. Наиболее опасная река на пути - Хор, на юге Хабаровского края: в период паводка она может подняться на 9 (!) метров. Рекой, причинившей наибольший ущерб Транссибирской магистрали за всю ее историю, следует признать забайкальскую реку Хилок - в период наводнения 1897 г. она размыла и разрушила большую часть западного участка Забайкальской дороги.
На протяжении 207 км Транссибирская магистраль проходит вдоль озера Байкал (наснимке слева). Это уникальное, самое глубокое в мире озеро (наибольшая глубина 1637 м) - крупнейший резервуар пресной воды на планете. Берега и окрестности Байкала представляют собой красивейшие места, где можно насладиться видом снежных гор, потрясающе прозрачной воды и уникальных природных достопримечательностей. Если ехать на поезде с запада, то впервые нашему взору Байкал открывается на 5276 км после Андриановского перевала (издалека внизу), а через 28 км (перед станцией Слюдянка-2) дорога спускается к озеру и вплотную подходит к его берегу (снимок справа). От берегов Байкала на восток поезд отворачивает после станции Боярский (5499-й км), а последний раз блеск озерной воды сквозь деревья можно увидеть на 5518-м км дороги.
Самая западная станция - Москва-3 (55о45' с.ш., 37о34' в.д.),
Самая восточная станция - Хабаровск-2 (48о31' с.ш., 135о10' в.д.),
Самая южная станция - Владивосток (43о07' с.ш., 131о53' в.д.),
Самая северная станция - Киров (58о36' с.ш., 49о38' в.д.).
Полюс холода Транссибирской магистрали находится на участке Могоча - Сковородино (снимок слева). Это не самый северный (географически) участок, но это самые суровые по климату места на дороге - наиболее низкие зимние температуры там достигают -62С. Там также расположена сплошная зона вечной мерзлоты. Напротив, самые мягкие по климату места расположены на крайнем востоке - в районе Владивостока. На берегах Амурского залива морской климат и теплая зима, но нежаркое лето. И нужно отметить, что практически вся дорога проходит по местам с умеренным или суровым климатом, так что субтропики на пути вам не попадутся и самый теплый край на Транссибе выделить довольно трудно...
Самая высокая точка над уровнем моря, на которую поднимается железная дорогана Транссибе - это Яблоновый перевал в Забайкалье, 6110-й км - между станциями Яблоновая и Тургутуй (на снимке слева). Высота над уровнем моря - 1040 м. Второе место по абсолютной высоте - у станции Кижа западнее Петровского Завода - более 900 м (точная высота неизвестна). Третье - Андриановский перевал западнее Байкала - около 900 метров (на снимке справа).
Железная дорога перед Владивостоком на протяжении 39 км проходит по берегу Амурского залива Японского моря, ненадолго иногда от него удаляясь. Но самая низкая точка - около 4 м над уровнем моря (по личным наблюдениям) - находится в том месте, где дорога только подходит к берегу залива со стороны Уссурийска, между станциями Амурский Залив и Угольная, примерно на 9252 - 9253 км дороги.
Самый крутой спуск на Транссибе находится между станциями Андриановская и Слюдянка-2. Он продолжается от перевала Андриановский до берега озера Байкал. За 30 км железная дорога спускается вниз более чем на 400 метров, а на некоторых участках - таких, какМедлянская и Ангасольскаяпетли, уклоны достигают 17 тысячных (на снимке слева на противоположной стороне гор внизу видно железную дорогу и тоннель). Этот участок построен в 1947-49 гг. и сдан в эксплуатацию в 1949 г. Из других крутых спусков достойны упоминания восточный спуск с Яблонового перевала в Забайкалье, восточный спуск с водораздела Обь-Енисей западнее Красноярска, спуск с Щебенчихинского перевала южнее станции Вяземская и спуск с отрогов Малого Хингана восточнее станции Облучье.
Самый протяженный пологий участок на магистрали, без какого-либо присутствия гор и холмов, зафиксирован между реками Обь и Иртыш (или, точнее, между станциями Московка восточнее Омска и станцией Новосибирск-Западный). Его длина составляет около 600 км и почти на всей его длине железная дорога практически прямая, за исключением иногда попадающихся плавных изгибов железной дороги в несколько градусов.
Самый длинный мост на Транссибе был построен в 1913 - 1916 гг. через реку Амур(снимок слева) длиной 2568 м и включал 18 пролетов по 127 метров с 200-метровой левобережной эстакадой. В 1999 году начался его демонтаж, а рядом был построен за 1992 - 1999 гг. совмещенный автомобильно - железнодорожный мост с длиной русловой части 2612 м (фрагмент на фото справа). На сайте есть много снимков обеих мостов, а также демонтажа царского моста. Наиболее длинные мосты после Амурского - Зейский (1102 м), Камский (945 м), Енисейский (934 м), Обский (820 м), Иртышский (734 м).
Самый длинный тоннель - под Амуром, параллельно Амурскому мосту (длина 7198 м, восточный портал - на снимке слева). Построен он был по стратегическим соображениям в 1937-1942 гг. Но, поскольку он расположен параллельно главному ходу, а основной ход идет по Амурскому мосту, то самым длинным тоннелем на главном пассажирском ходе Транссиба следует признать Тарманчуканский, построенный в 1915 году (фото справа). Длина его около 2 км. А находится он на 8140 - 8142 км в отрогах Малого Хингана, между Архарой и Облучьем. Всего же на главном ходе Транссиба расположено 15 тоннелей, один из которых сейчас не используется (близ Укурея, проложен обход), а еще один - только на четном пути ("Киркидай" восточнее Слюдянки).
Самый большой вокзал построен на станции Новосибирск- Главный (3336 км Транссиба) в 1940 году, перед Великой Отечественной войной. В момент окончания постройки этот вокзал был самым большим в довоенном СССР. Он выполнен в характерном "сталинском" стиле с более высоким центральным фронтоном, причем его фасад, обращенный к железной дороге, значительно выше, чем противоположный - обращенный на привокзальную площадь.
На Транссибирской магистрали много участков с тяжелым профилем и рельефом, но и среди них можно выделить самые запоминающиеся. Наверное, рекордная по радиусу кривизны, красоте и протяженности - Ангасольская петля на большом спуске к Байкалу с запада. Ее длина около 7 км, и заканчивается она тоннелем. Она же является самым крутым спуском на Транссибе (см. выше). Артеушинская петля западнее Могочи (на снимке справа) - второе место, длина около 5 км: железная дорога в оба конца проходит напротив друг друга около 2 км и заканчивается эта петля также небольшим тоннелем. Другие петли с малым радиусом кривизны и длиной свыше 3 км - Медлянская петля на спуске к Байкалу Облученская и Тарманчуканская петли на Малом Хингане, петля восточнее Большого Невера, две петли восточнее Ерофея Павловича, две петли западнее Красноярска - за станцией Овинный и перед водоразделом Обь-Енисей.
Самый напряженный по интенсивности движения участок: Омск - Новосибирск (в 1985 г., когда советская экономика работала на полную мощь, этот участок был самым грузонапряженным на мировых железных дорогах), он же один из самых скоростных и самый унылый - одна степь и соленые озера. Скоростными (скорости пассажирских составов до 130-140км) также являются участки, расположенные на Западно-Сибирской низменности: Карбышево-1 (западнее Иртыша) - Называевская - Ялуторовск - Войновка (перед Тюменью); Шарташ (станция в Екатеринбурге) - Богданович - Тюмень. Небольшие (до 200 км) скоростные участки есть западнее Хабаровска (Биробиджан - Приамурская), в Амурской области (Белогорск - Завитая - Бурея), западнее Кирова (Котельнич-1 - Шарья) и около Москвы (Александров - Ярославль-Главный).
Абсолютным рекордсменом в этой номинации был Балайский косогор примерно в 100 км восточнее Красноярска, высота искусственной насыпи 34 м. Но по наблюдениям, его сейчас уже нет - железная дорога после реконструкции (либо перед первой мировой войной, либо в 30-х годах XX века) проходит по-другому. Можно упомянуть сейчас - насыпи по долине реки Хилок (кое-где более 20 м), а также насыпь в долине реки Большая Глубокая близ станции Глубокая (восточнее Иркутска). Впрочем, тут у меня маловато информации, если что знаете - дополняйте!
По темпам строительства железной дороги Великий Сибирский Путь (а ныне Транссиб) поражал воображение современников: за 13 с половиной лет (с марта 1891 по сентябрь 1904 года) был проложен непрерывный рельсовый путь для движения поездов от Миасса в Южном Урале, западнее Челябинска, и Котласа на берегу Северной Двины - до Владивостока и Порт-Артура на берегу Тихого океана. Это тем более значимо: ведь стальная колея Транссиба прокладывалась через крупные реки, неосвоенные места, перевалы и участки с вечной мерзлотой и тяжелым профилем, а технический уровень строительства 100-110 лет назад был значительно ниже современного. Итак, около 9.100 верст, или немногим менее 10.000 километров (с учетом построенных тогда же примыкающих веток) было проложено со средним темпом строительства 740 километров в год. Это высокая цифра даже для современного строительства. Окончательное завершение строительства - через Маньчжурию, с учетом пуска в постоянную эксплуатацию Кругобайкальскойжелезной дороги и достройки всех мостов и тоннелей на маршруте - состоялось в октябре 1905 года, поэтому можно считать, что эта трансконтинентальная железная дорога строилась более 14 лет; а усредненный темп строительства с учетом всех инженерных сооружений составил примерно 670 километров (630 верст) в год.
Всего за четверть века строительства Великой Сибирской железной дороги было проложено 12.120 верст рельсового пути(включая КВЖД, Южно-Маньчжурскую линию, участки Миасс - Челябинск, Пермь - Екатеринбург, Вятка - Котлас и все ветви второго плана), спрямлено и усилено 3.465 верст главного хода и построены вторые пути на протяжении 3.655 верст.
Стоимость прокладки непрерывного рельсового пути от Урала и Северной Двины до берегов Тихого океана в 1891 - 1905 гг. составила в сумме почти миллиард (точнее, около 936 млн.) золотых рублей, выделенных из казны Российской империи. В дальнейшем, до начала первой мировой войны, пришлось потратить еще более полумиллиарда (почти 519 млн.) рублей на постройку железной дороги по собственной территории (Амурская линия), на прокладку вторых путей, спрямление и усиление главного хода Сибирской и Уссурийской ж.д. Итого, цена постройки Транссиба для России составила в 1891 - 1913 гг. почти полтора миллиарда рублей.
По состоянию на 1 января 2003 года Транссиб является также самой протяженной в мире железной дорогой с непрерывной электрификацией: на поезде, ведомом электровозом, можно проехать от Москвы до Владивостока, или 9289 км. Но электрифицированные участки по пути встречаются разные - на переменном и постоянном токе. Поэтому теоретически на одном электровозе (переменного тока) можно проехать от Мариинска в Западной Сибири до Владивостока на берегу Тихого океана, или 5576 км. По темпам электрификации Транссиб также уникален: за 1960 г. было электрифицировано 947 км основного хода.
Единственный в мире вокзал, построенный целиком из мрамора: Слюдянка-1 (на снимке слева). Он был построен в 1904 г. как памятник, венчающий грандиозный труд строителей и завершающий сооружение уникальной Кругобайкальской железной дороги. Сохранился до настоящего времени практически в первозданном виде. Находится этот вокзал недалеко от берега Байкала (5311-й км Транссиба).
6. Заключение. Значение Транссибирской магистрали.
Транссибирская магистраль уже в первый период эксплуатации выявила свое большое значение для развития экономики, способствовала ускорению и росту оборота товаров. Однако пропускная способность дороги оказалась недостаточной. Крайне напряженным стало движение по Сибирской и Забайкальской железным дорогам во время русско- японской войны, когда с запада хлынули войска. Магистраль не справлялась с передвижением войск и с доставкой воинских грузов. Сибирская железная дорога в период войны пропускала только 13 поездов в сутки, поэтому было принято решение о сокращении перевозок гражданских грузов и, через несколько десятилетий, о строительстве Байкало-Амурской магистрали.
Создание Транссиба является величайшим достижением русского народа. С трудностями и радостями строители закончили дорогу. Они прокладывали её на своих костях, крови и унижении, но всё-таки справились с этим неимоверно тяжёлым трудом. Эта дорога позволила России перевозить огромное количество пассажиров и грузов. Каждый год по дороге Транссиба провозятся до 100 млн. тонн груза в год. Благодаря сооружению магистрали, были заселены безлюдные территории Сибири, возникли и стали развиваться города Новониколаевск и город Черепаново. Если бы не был построен Транссиб, то Россия наверняка бы утратила большинство своих северных территорий. Эта дорога имеет не только важное народнохозяйственное значение, это памятник таланту и мужеству русского народа-строителя дороги, это памятник красоте Сибирского края!
Источники:
http://geographyofrussia.com/transsibirskaya-magistral/
http://lifeglobe.net/blogs/details?id=471
http://strana.ru/journal/625031
http://www.transsib.ru/history-review.htm
https://en.wikipedia.org/wiki/Trans-Siberian_Railway
Как зима кончилась
Загадочная система из шести экзопланет
Почта
Огонь фламенко
Сказка "Дятел, заяц и медведь"