Научно-исследовательская работа: "Удивительный мир шахмат. Игра в шахматы развивает память, внимание, мышление воображение".
Вложение | Размер |
---|---|
npk_shahmaty.pdf | 2.44 МБ |
shahmaty_nauchno-issled.r-ta.docx | 38.39 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №3 г. Кызыла Республики Тыва
Научно-практическая конференция младших школьников
«Первые шаги в науку»
Удивительный мир шахмат
Выполнила: Уйнукай Дарья
ученица 3 «б» класса
МБОУ СОШ №3 города Кызыла
Руководитель: Ондар Дусия Денеевна,
Педагог дополнительного образования
МБОУ СОШ №3 г.Кызыла
город Кызыл 2019 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….……..3
1. История возникновения шахмат…………………………….………………..5
2. Развитие шахмат в Республике Тыва…...…………………………………….4
2.1. Шахматные клубы г.Кызыла…..……………………………………..4
2.2. Успешные шахматисты-школьники г.Кызыла………………………5
2.3. Призеры МБОУ СОШ №3 г.Кызыла….……………………………...6
3. Социологическое исследование «Влияние игры в шахматы на успеваемость в школе»…………………………..……………………………….6
4. Эксперименты о влиянии шахмат на развитие внимания, памяти и мышления…………….…………………………..……………………………….6
4.1. Эксперимент «Сеанс одновременной игры»….……………………..7
4.2. Эксперимент «Игра в шахматы вслепую»……………...……………7
4. Выводы………………………………………………………………………..8
5. Список использованных источников и литературы………………………..9
6. Приложения…………………………………………………………………...10
Введение
Почему же из многих игр, сменявших друг друга в разные эпохи, шахматы остаются с человеком?
Почему шахматы вызывают такой интерес? В чем притягательная сила этой древней и вечно молодой игры? Что дает эта игра детям? Зачем шахматы ввели в школах? Действительно ли шахматы хорошо влияют на успеваемость, на развитие памяти и воображения?
Живучесть шахмат в том, что в них преломляются и своеобразно действуют многочисленные законы борьбы, присущие жизни человека. На шестидесяти четырех клетках деревянные фигурки в миниатюре воспроизводят жизнь и борьбу человека, силу и слабость его духа, его достижения и упущения, радости и печали. Они развивают смекалку и математические способности, воспитывает характер и волю. С помощью шахмат человек может научиться держать себя в руках в самых разных жизненных ситуациях, поскольку в этой игре каждый имеет возможность, как почувствовать вкус победы, так и ощутить горечь поражения. Кроме того, шахматы учат противостоять психологическому давлению соперника. Именно этот опыт позволяет человеку безболезненно переносить любые жизненные испытания… Но главное их достоинство заключается в том, что это один из самых лучших и увлекательнейших видов досуга, когда -либо придуманных человечеством.
И поэтому я выдвигаю гипотезу: игра в шахматы развивает память, воображение, внимание и мышление.
Актуальность проблемы: Шахматы во все времена, в далекие прошлые и в настоящие современные, привлекали и привлекают к себе большое внимание, как детей, так и взрослых. Шахматы – это не только увлекательная игра, но и оригинальный способ развития мышления, памяти, познания себя и окружающего мира. Игра в шахматы способствует лучшему усвоению школьной программы.
Цель: Изучить историю возникновения шахмат, следить за развитием шахмат в РТ;
Изучить влияние игры в шахматы на успеваемость учащихся, развитие памяти, воображения, внимания и мышления.
Исходя из данных целей, я определила для себя следующие задачи:
Задачи:
5. Сделать выводы и рекомендации.
Для написания работы я использовала следующие методы:
История возникновения шахмат
Шахматы – замечательное творение человечества, которое дошло до нас из глубины веков. Родиной шахмат считают Индию. Изобретенные в V-VI веке, шахматы распространились по всему миру, став неотъемлемой частью человеческой культуры. Считается, что история шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет. Согласно исследованиям историков, древнейшая форма шахмат — военная игра чатуранга, появилась в Индии не позже VI века нашей эры. Чатурангой назывался строй войска, включавший боевые колесницы, слонов, конницу и пеших воинов. Игра символизировала битву с участием четырёх родов войск, которым руководил предводитель. Они располагались по углам 64-клеточной квадратной доски, в игре участвовало 4 человека. Движение фигур определялось бросанием костей. Попав в соседние с Индией страны, чатуранга претерпела ряд изменений. Потомком её на Арабском Востоке стал шатрандж, а в Юго-Восточной Азии — сянци (Китай), макрук (Таиланд) и сёги (Япония). Шатрандж в IX—X веках от арабов попал в Европу и Африку. На территорию Руси шахматы попали с Востока еще в 10-11 веках. Шахматные фигуры были найдены при раскопках во многих русских городах. Популярность шахмат на Руси подтверждается также тем, что об этой игре упоминается в сказаниях и былинах о русских богатырях.
Однако историки до сих пор не могут ответить на вопрос, когда в России появились новые шахматы. Доподлинно известно, что во времена Петра I играли уже по новым правилам.
Современные классические шахматы.
Вот уже полтора века эти фигуры украшают все крупные шахматные соревнования. На сегодняшний день существует большое множество шахматных фигур. Я нашла лишь некоторые варианты, но, думаю, их бесконечное множество! Но какие бы ни были правила, шахматная доска не претерпевала изменений. А вот фигуры…
Их изготавливают из разных материалов, разного размера, разной формы, но все равно количество фигур, их названия и правила ходов остается неизменным. Их благородный, совершенный силуэт не спутаешь ни с каким другим.
Шахматы среди кочевников Монголии и Тывы, наряду с традиционными видами соревнований, являются особо популярной настольной игрой, как во время общенародных празднеств, так и в домашних условиях. В Тыве эта древняя интеллектуальная игра входит в число основных трёх игрищ в национальном празднике Наадым, уступая по своей значимости зрелищности лишь тувинской борьбе (тыва хуреш) и конным скачкам (аът чарыжы). Шахматы — неотъемлемая часть тувинского Нового года по буддийскому лунному календарю — Шагаа.
Тувинские народные сказки и легенды повествуют о том, что шахматы издревле стали любимой игрой народа. Я сравнивала правила игры в тувинских национальных шахматах «Хол-шыдыраа» с современными классическими шахматами. Правила игры, в основном, похожи с правилами ФИДЕ—Международной шахматной федерацией, но имеют свои особенности:
1. Ходы ферзя и пешки в тувинских шахматах «Хол-шыдыраа» различаются от ходов фигур в классических шахматах, а короля, ладьи, слона и коня—нет.
2. Ферзь— ходит на одно поле по диагонали.
3. Пешка ходит только на одно соседнее поле вперёд. Исключение составляет лишь первая пешка, которая может совершать ход на два поля.
4.Дошедшая до 8-й (для белых) или 1-й (для чёрных) горизонтали пешка становится ферзем, если игрок не имел ферзя. Если игрок имеет ферзя, то пешка становится той фигурой, на место которой вышла (ладьёй, слоном, конём).
5. Правила взятия на проходе пешки нет.
6. Рокировки нет.
7. Выигрыш над противником можно добиться, если ему поставить мат, пат или вечный шах.
8. Запрещается ставить мат конём.
Тувинцы изготавливали шахматы из камня, меда и бронзы.
С начала 2013-2014 учебного года ввели шахматы в школах Республики Тыва, и с этого периода началось бурное развитие шахмат в нашей республике. Количество детей, умеющих играть в шахматы, с каждым годом растет. Если в нашей школе в 2013-2014 учебном году шахматами были охвачены только 187 обучающихся, то в 2018-2019 учебном году количество детей, охваченных в шахматные занятия, возросло до 520 человек.
2.1 Шахматные клубы г. Кызыла.
В нашем городе Кызыле открылись один за другим шахматные клубы, где обучают детей высококвалифицированные специалисты. Клуб «Два короля», где руководителем работает единственный дипломированный специалист Салчак Долаан Васильевич, открылся в 2016 году. Затем в 2018 году открылись клубы «Гроссмейстер» и «Гамбит» при нашем Тувинском Государственном Университете, где обучают студентов и учащихся города опытные педагоги, кандидаты в мастера спорта. И городские, республиканские турниры проходят при полных залах. И растет количество детей, выполняющих нормативы 1 и 2 юношеских спортивных разрядов, и даже возрастает количество кандидатов в мастера спорта среди школьников и они не раз становятся чемпионами Республики Тыва. Самые сильные шахматисты нашей республики принимают активное участие в Первенствах Сибирского федерального округа и России, Всероссийских фестивалях и Первенствах мира среди школьников.
2.2. Успешные шахматисты-школьники г. Кызыла
Ойдуп Арсения, кандидат в мастера спорта, чемпион республики среди женщин 2017 года.
Таргын Белек, кандидат в мастера спорта, призер всероссийских и республиканских турниров.
Ондар Шуру, кандидат в мастера спорта, чемпион республики среди женщин 2018 и 2019 годов.
Саюди Оюн ученица школы-лицея №15 г.Кызыла. Завоевала золото на всероссийском шахматном фестивале «Кубок Надежды-2017» в г. Нижний Новгород. Неоднократный призер городских, республиканских и Всероссийских шахматных турниров и Первенств.
Чындыгыр Тамерлан - гордость школы №3 города Кызыла, кандидат в мастера спорта.
Финалист первенства России (г. Сочи 2018).
Двукратный чемпион Сибирского федерального округа до 11 и 13 лет по быстрым шахматам (г. Новокузнецк, 2016, 2017).
Серебряный призер первенства России по быстрым шахматам (г. Сочи, 2017).
4 место на первенстве мира среди мальчиков до 11 лет по блицу (г. Минск, 2017).
5 место на первенстве мира среди мальчиков до 11 лет по быстрым шахматам (г. Минск, 2017).
7 место на первенстве мира среди школьников до 11 лет (г. Сочи, 2016)
Серебряный призер первенства Сибирского федерального округа по блицу среди мальчиков до 11 лет (г. Новокузнецк, 2016).
Победитель Этапа Кубка России "Мемориал Русакова" по быстрым и классическим шахматам (г. Омск, 2017).
Серебряный призер Этапа Кубка России "Маэстро" (г. Бердск , 2017)
Серебряный призер этапа Кубка России "Кубок Алтая -2017" (г. Барнаул, 2017) 3 место на Чемпионате-2019 Республики Тыва.
2.3. Призеры МБОУ СОШ №3
Учащиеся нашей школы активные участники и неоднократные призеры городских и республиканских турниров и первенств по шахматам:
Санчай Сайын-Белек 2а – III-разрядник
Хомушку Дарина 1б – III-разрядник
Таршинаева Долума 2е
Уйнукай Дарья 3б - III-разрядник
Таранова Лиза 2а
Шадрин Никита 3б
Донгак Батыр 4б – III-разрядник
Седен Антон 7а - II-разряд
Доржу Никандра 7а – II- разрядник
Доржу Диана 5а – III-разрядник
Кара-Донгак Салгал 5а – III-разрядник
Тойбухаа Буян 5е – III-разрядник
Монгуш Санчай 7е – II-разрядник
3.1 Социологическое исследование «Влияние игры в шахматы на успеваемость учащихся»
С целью определения влияния игры в шахматы на успеваемость в школе я провела эксперимент в нашем 3 «б» классе. Сравнивала показатели успеваемости двух групп по итогам второй четверти 2018-2019 учебного года. Из 32 учащихся класса 17 человек ходят в шахматный кружок, из них 13 ударников и 1 отличник. Не посещают шахматный кружок 15 учащихся, из них 6 ударников.
Проанализировав успехи учащихся по успеваемости мы пытались установить взаимосвязь между игрой в шахматы и успеваемостью в школе. И сделали вывод, что игра в шахматы положительно влияет на успеваемость учащихся.
3.2 Эксперименты о влиянии шахмат на развитие внимания, памяти и мышления.
Эксперимент «Сеанс одновременной игры»
Благотворное влияние оказывают шахматы на развитие памяти. Здесь значение оказывает смысловое, логическое запоминание.
Эксперимент с сильной шахматисткой Доржу Никандрой 7а класса, которая проводила сеанс одновременной игры сразу на 3 досках.
Запоминание идет не на расположение фигур, а на смысловое содержание борьбы в каждой партии. Сеанс одновременной игры сеансёр Никандра закончила победой на двух досках и сыграла в ничью на одной доске.
Эксперимент «Игра в шахматы вслепую»
Игру в шахматы вслепую проводят старшеклассники, т.е. сильные шахматисты, эта игра хорошо развивает память. Чтобы играть в эту игру нужно знать, в первую очередь, шахматную нотацию. Во-вторых, нужно знать шахматную доску наизусть: названия вертикалей, диагоналей, горизонталей и названия и цвет каждого поля. Эта игра развивает интеллект шахматиста. Играющий вслепую говорит ходы фигур, а другой игрок делает эти ходы и проговаривает свои ходы.
Играть в шахматы вслепую пригласила сильного шахматиста нашей школы, второразрядника, ученика 7а класса, Седена Антона. С ним сначала играл Санчаа Сайын-Белек, ученик 2а класса. Короткую партию доиграли до конца. Антон поставил мат Сайын-Белеку. Потом в шахматы вслепую играла я с Антоном. Меня удивило то, что он знает названия всех полей наизусть, по шахматной нотации и ходит без ошибок. Наша партия закончилась в ничью. Игра в шахматы вслепую очень понравилась. Я тоже буду учиться играть в шахматы вслепую, она развивает память и воображение.
Мое знакомство с шахматами и мои достижения
Я познакомилась с шахматами еще в дошкольном возрасте. Я посещала шахматный клуб «Два короля». Меня обучал тренер Долаан Васильевич. И пришла в школу, практически, умеющая играть.
В школе я продолжила обучение на уроках шахмат. И стала регулярно участвовать в школьных и затем в городских и республиканских соревнованиях.
Я посещаю занятия по шахматам в школе третий год. За это время приняла участие в нескольких городских и республиканских турнирах. Самые показательные из них:
В ноябре 2016 года приняла участие в внутришкольном шахматном турнире среди мальчиков и девочек до 8 лет и заняла 1 место, завоевав право участвовать в городском этапе Республиканского турнира «Пешечка».
В 2017 году стала чемпионом школы среди начальных классов.
30 сентября 2018 года приняла участие в Первенстве Республики Тыва среди девочек до 11 лет и заняла 3 место.
22-23 декабря 2018 года приняла участие в городском турнире «Новогодний гамбит» и заняла 5 место.
06 января 2019 года участвовала в городском турнире среди 1-4 классов и заняла 1 место
19 января 2019 года приняла участие в квалификационном шахматном турнире 3-й лиги Общественного шахматного клуба «Каисса» и заняла 3 место и выполнила нормативы III юношеской спортивного разряда.
Две команды МБОУ СОШ №3 г. Кызыла зарегистрировались на сайте Chess King.com на участие Всероссийского турнира по шахматам на кубок Российского Движения Школьников и впервые играли в режиме онлайн с соперниками, находящимися на далеком расстоянии друг от друга
7 февраля 2019 года в составе младшей команды МБОУ СОШ №3 приняла участие в региональном этапе Всероссийского турнира по шахматам на кубок Российского Движения Школьников. Наша команда вышла в победители среди школ внутри региона. И мы продолжаем в окружном этапе Всероссийского турнира.
Состав команды:
Тойбухаа Буян 5и, Кара-Донгак Салгал 5а,
Уйнукай Дарья 3б, Доржу Диана 5а.
13 марта 2019 года мы играли в окружном этапе Всероссийского турнира по шахматам на кубок Российского Движения Школьников. Наша команда играла неплохо, после 4 тура мы были на 3 месте, но, последний , 5-й тур сыграли на 1/3 и в результате оказались на 6-м месте. Команды были очень сильные, особенно, Новокузнецка. Эта команда победила всех и едет во Всероссийский этап турнира, в Сочи. Мы очень рады, что держались до окружного этапа, набрались опыта и научились играть в онлайн – турниры. Успели и пообщаться с ребятами из других городов. Оказалось, что со многими мы встречались в тренировочных партиях. Если в следующем году пройдет этот турнир, мы обязательно будем участвовать.
Выводы:
В ходе исследования наша гипотеза подтвердилась. Игра в шахматы способствует развитию памяти, воображения, внимания, фантазии и мышления человека.
С шахматами нужно дружить, потому что эта игра развивает ум, логическое мышление, способность мыслить на несколько шагов вперёд, делает детей более организованными, собранными и внимательными.
Являясь увлекательной игрой, шахматы учат меня быть более вдумчивой, принимать правильные решения для достижения цели. В этом заключается спортивный азарт, что закаляет характер, а победы в турнирах дают большой эмоциональный заряд! Считаю, что шахматы необходимы в начальной школе.
Заключение
Свое выступление мне хотелось бы закончить мудрыми высказываниями великих людей о шахматах:
«Шахматы — это не просто спорт.
Они делают человека мудрее и дальновиднее,
помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию,
просчитывать поступки на несколько ходов вперёд».
В. В. Путин, президент Российской Федерации
«Шахматы - нечто большее, чем просто игра» (Х.Капабланка)
«Шахматы способствуют не только росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» (Майк Эйве)
«Человек, играющий в шахматы, оказывается лучше подготовленным к жизненным ситуациям» (М. Ботвинник)
«Шахматы – это прежде всего искусство (М. Таль)
«В шахматах я ценю, прежде всего, логику» (Т. Петросян)
«Секрет моих успехов – это прежде всего моя исключительная преданность шахматному искусству» (Фишер)
«Шахматы – это точнейшая система при помощи которой мы подвергаем серьезному испытанию ум» (Г. Каспаров)
«Шахматы – это сила» (Фишер)
Шахматы были, есть и будут всегда!
Дружите с шахматами!
Список литературы:
Заповеди детства и юности
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Лепесток и цветок
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018