Вложение | Размер |
---|---|
Тема: «365 историй Гая Тагирова» | 48.3 КБ |
Тема: «365 историй Гая Тагирова» презентация | 2.42 МБ |
МБОУ «Гимназия № 3 Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»
Тема: «365 историй Гая Тагирова»
Автор: Калабин Елисей Алексеевич 7А класс
Руководитель: Калабина Ляйсира Фаильевна
учитель английского языка I квалификационной категории
Г.Зеленодольск 2018 год
Оглавление.
Танец – вид искусства, где художественные образы создаются пластическими движениями человеческого тела. В танце отражается эмоционально-образное содержание музыкальных произведений. Такое определение представляет нам толковый словарь. Однако мне кажется, что оно достаточно короткое и не раскрывает всей сущности данного понятия. Ведь танец – это определенная энергетика, которую не описать простыми словами, ее нужно почувствовать, чтобы понять, о чем речь. Танец завораживает, он придает ощущение совершенства и самореализации. Но каждый ли понимает, что такое искусство танца? Это же не просто движения под музыку, это – яркость, красота, увлечение, это – язык тела, выражение музыки и образа через жесты и пластику. Можно лишь догадываться, что первые танцы возникли как проявление эмоциональных впечатлений от окружающего мира. Танцевальные движения развивались также и вследствие имитации движений животных, птиц, а позднее – жестов, отражавшие определенные трудовые процессы (например, некоторые хороводы). Следует различать фольклорный и сценический танцы. Фольклорные танцы – это народные танцы, которые бытуют в своей естественной среде и имеют определенные традиционные для данной местности движения, ритмы, костюмы и тому подобное. Во всей своей совокупности танец – проявление жизнерадостного характера народа, его оптимизма, остроумия и веселья, что является ярким показателем его духовной силы. Танец украшает веселье, отдых и досуг, обостряет чувство наслаждения ими, пробуждает силы молодости, сплачивает людей, особенно молодежь, воспитывает у нее благородные чувства дружбы, взаимоуважения и здоровую мораль. Во все времена искусство танца значило очень много. Оно было выражением мира и свободы, поэтому он издавна и пользуется такой любовью народа.
Какова же история становления национального танца татарского народа? Кто стоял у его истоков, и кто вывел его на профессиональную сцену? Только в начале 20-го века хореографическое искусство в республике начинает развиваться в полной мере, особенно танцевальный фольклор. Татарский танец развивался в тесном контакте с жанром музыкально-драматической пьесы на сцене Татарского академического драматического театра (ТГАТ). В жанре музыкально-драматической пьесы работали ведущие драматурги Татарии М. Файзи, Ф. Бурнаш, К. Тинчурин, Т. Гиззат. С ними тесно сотрудничал один из основоположников татарской профессиональной музыки Салих Сайдашев, работавший в ТГАТе с 1922 года в качестве дирижера и заведующего музыкальной частью. Музыка Сайдашева в хореографических сценах музыкально-драматических спектаклей была наиболее подходящей для показа народного характера в пластике. Конечно, в 20-х годах 20-го века представление о татарском народном танце пока еще было очень приблизительным. Первым, кто обратил внимание общественности на татарский танец, был Гай Тагиров. Начиная с 1926 года Гай Тагиров первый татарский профессиональный балетмейстер, во время гастролей по селам республики интересуется танцевальным фольклором... Постоянных хореографических коллективов в то время в Казани не было, постановщики набирали артистов на несколько представлений через биржу труда. Через биржу труда также приглашали танцоров для спектаклей ТГАТа, пока Г. Тагирову в 1930 году не разрешили иметь постоянную танцевальную группу при театре. Среди первых приглашенных артистов-танцоров были Бари Ахтямов, Анна Гацулина (в будущем заслуженные артисты ТАССР). В конце 1933 года руководство республики направляет балетмейстера Гая Тагирова и танцовщика Бари Ахтямова на учебу в Москву в хореографическое училище при Большом театре СССР. В этом же году открывается Татарская оперная студия при Московской консерватории, где занимаются М. Рахманкулова, Г. Кайбицкая, М.Булатова, А. Измайлова, X. Хабирова, У. Альмеев, Ф. Насретдинов, Дж. Файзи. Учились в консерватории и татарские музыканты Ф. Яруллин, С. Сайдашев, Н. Жиганов, Д. Садрижиганов и другие. Выпускники этих учебных заведений составили творческое ядро Татарского государственного театра оперы и балета, открывшегося 17 июня 1939 года оперой Н. Жиганова «Качкын» («Беглец»). К этому времени Тагиров уже вернулся из Москвы, и ему было предложено место главного балетмейстера театра. Балетную труппу (всего 30 человек) он собирал из других городов и из ансамбля танца при Татгосфилармонии. Еще 15 человек вспомогательного состава были набраны из самодеятельных коллективов. |
Краткая биографическая справка: Тагиров Гай Хаджиевич (Гайнулла Хаджимухаметтович Тагиров) родился 4 декабря 1907, Анжеро-Сужденск и умер 15 сентября 1995, Казань. Артист балета, балетмейстер. Народный артист Татарской АССР (1979). В 1928 году окончил Татарский театральный техникум и начал работать в Татарском академическом театре артистом, а чуть позже и балетмейстером. В 1933 году уезжает в Москву учиться в хореографическом училище при Большом театре СССР. После возвращения — балетмейстер Татарского театра оперы и балета (1938–1952). За годы работы балетмейстером оперного театра поставил хореографию 35 балетных и оперных спектаклей. Среди них были шедевры мирового и русского классического репертуара, были и постановки современных русских авторов, но основной заслугой Тагирова следует считать участие его в постановочной работе над национальным репертуаром. В 1952–1972 годах в Татарском ансамбле песни и танца — балетмейстер (в 1967-1970 годах — главный балетмейстер). Являясь первопроходцем в создании татарского народно-сценического танца, он вместе с этим танцем принес в театр жизнь самого народа, его прошлое и настоящее, его будни и праздники, его счастье и горе, часто выезжал в фольклорные экспедиции по селам республики. Он разыскал, записал на бумагу и кинопленку, систематизировал народные танцы и отдельные его элементы. В 1972–1986 годах — преподаватель Института культуры.
Театральные работы: Роли: Галяви — «Голубая шаль» К. Тинчурина; Аскарша — «Наемщик» Т. Гиззата. Балетмейстер:«Шурале» Ф.З.Яруллина (1945, совместно с Л. Жуковым); «Красный мак» Р.М. Глиэра (1950).
Впервые Гай Тагиров в составе научной экспедиции начал изучение хореографического фольклора республики, который в дальнейшем лег в основу всей его творческой деятельности практика и теоретика татарской хореографии. Однако первое знакомство с народным танцевальным творчеством состоялось несколько ранее. Еще, будучи, учащимся Татарского техникума искусств в 1926-27 гг. Гай Тагиров начинает интересоваться хореографическим фольклором. В то время руководство Татарского государственного академического драматического театра /ТГАТа/ привлекало лучших учащихся техникума к участию в спектаклях. Среди таких счастливчиков был и Тагиров, задействованный в работе театра как драматический актер и танцор. В 1926 году состоялись первые в истории театра гастроли в Москве, Оренбурге, Бухаре, Астрахани… В1927 году - в Москве, Нижнем Новгороде, Омске, Челябинске, Петропавловске. И везде, куда приезжал театр, Тагиров интересовался танцевальным фольклором татар того или иного региона страны, находил сходства и различия, вспоминал, что казалось необходимым и могло пригодиться в сценической практике драматического артиста. Тогда о карьере профессионального танцовщика, а тем более балетмейстера, он еще не помышлял, и потому накопление хореографического материала и элементов национальной пластики шло главным образом стихийно. Тем не менее, к 1927 году относится первая балетмейстерская работа Гая Тагирова, выполненная им ввиду крайней необходимости в период гастролей театра. Тогда надо было сократить, сделать «гастрольный вариант» «Восточной хореографической сюиты» композитора Салиха Сайдашева, постановки балетмейстера Юлия Муко в музыкально-драматическом спектакле Ф.Бурнаша «Тахир и Зухра». Тагиров успешно справился с этой задачей. И первые шаги в исправлении сложившейся ситуации, первые опыты в создании и показе татарского народно-сценического танца на фольклорной основе суждено было сделать Гаю Тагирову. В 1928 году он заканчивает Татарский техникум искусств и назначается артистом драмы и ассистентом балетмейстера Ю.Муко в ТГАТе (Государственную балетную студию закончил годом позже). Сразу же Тагирову поручается постановка хореографической части оперы «Сания» композиторов В.Виноградова, С.Габаши и Г.Альмухамедова. Это первая крупная работа молодого балетмейстера. Премьера оперы состоялась 3 января 1930 года и стала значительным событием в культурной жизни республики. Впервые за дирижерский пульт в качестве оперного дирижера встал Салих Сайдашев и успешно справился с этой новой своей обязанностью, что не прошло незамеченным среди общественности города и критики. Танцы в первом действии оперы, поставленные Гаем Тагировым, также имели успех. И хотя они не отличались богатством пластических мотивов и виртуозностью исполнения, но в главном – в художественно-реалистическом осмыслении национальных особенностей танца, поданного на фольклорной основе - наметился верный путь к решению проблемы создания татарского народно-сценического танца. А проходившая летом 1930 года в Москве Всесоюзная Олимпиада национального творчества, где, в частности, были показаны опера «Сания» и драма К.Тинчурина «Родина» с танцами Г.Тагирова, подтвердила правильность поисков начинающего хореографа. После возвращения из Москвы Гай Тагиров становится штатным балетмейстером ТГАТа. Здесь он сразу же с огромным успехом ставит танцы во второй национальной опере Г.Альмухамедова, С. Габаши, В.Виноградова «Эшче» («Рабочий»). К 1931 году относится вторая постановка драмы Т.Гиззата «Наемщик» (впервые поставлена в 1928 году с хореографией Ю.Муко), где совершенствование татарского сценического танца продолжалось. Действие пьесы относится к 60-м годам ХIХ-го века и показывает жизнь татарской деревни в период отмены крепостного права и увеличения в связи с этим числа крестьянских волнений. В деревню, где крепостные строят помещичий дом, приходит хорошо всем известный в округе за честность и добропорядочность музыкант Бикчентай со своей внучкой – певуньей Гульюзум. Их приход стал радостным событием для крестьян, дал начало живому танцу. Но вот среди танцующих появляется пара солистов: юноша и девушка в белых национальных костюмах. Это символ народной чистоты, мудрости, поэзии и добра. Музыка и танец здесь лиричны и величественны, с движениями плавными, ровными, жестами широкими. После ухода солистов темп танца снова оживает. Таким образом, музыкально-хореографическая сторона танца развивалась от быстрой к медленной части и возвращалась опять к быстрой. А это уже сравнительно усложненная структурная форма музыкально-хореографической композиции. Ведь раньше и в танцевальной музыке и, естественно, в танце преобладали лишь быстрые темпы. Кроме того, лирический танец солистов диктовал свои условия работы с фольклором. Если раньше удавалось еще иной раз перенести хореографический фольклор в «чистом» виде на сцену, то теперь много времени и сил уходило на трансформацию фольклорных данных, обработку материала, его «шлифовку» с целью показать приемлемый для сцены и убедительный для зрителей образ в национальном танце. Бурное героическое время строительства молодого советского государства наложило свой неповторимый след на творчество Гая Тагирова. Жизнь колхозной деревни отображена в пьесе А.Зулькорнеева «Вихрь» 1932 года постановки, где балетмейстер ввел впервые в танец обыгрывание предмета, в данном случае орудия труда – грабли, что в дальнейшем получило широкую практику на хореографических сценах Татарского государственного театра оперы и балета, Государственного ансамбля песни и танца ТАCСР, в самодеятельности. Интересна и своеобразна хореография в спектакле по пьесе Карима Тинчурина «На реке Кандре», в которой рассказывается о строительстве колхозной гидроэлектростанции. И действительно, сюжетный татарский танец появился несколько позже, хотя элементы сюжетности уже намечались в некоторых постановках хореографической части музыкально-драматических спектаклей ТГАТа с музыкой Салиха Сайдашева и хореографией Гая Тагирова. Однако пока это были добротные бессюжетные танцы, часто впрямую связанные с танцевальным фольклором. И хотя в спектакле «На реке Кандре» как таковой национальной хореографии не было, все же он показателен в плане поисков нового, решения постановочной задачи нешаблонным путем, тесной связи спектакля и танца. Жанр музыкально-драматического спектакля на сцене ТГАТа сыграл большую роль в возникновении и утверждении татарского народно-сценического танца, положил начало формированию национального исполнительского стиля в хореографии. И в этом неоценимая заслуга композитора Салиха Сайдашева и балетмейстера Гая Тагирова. Кроме того, спектакли с музыкальным уклоном подготовили почву для открытия в Казани Татарского государственного театра оперы и балета. Для этого большая группа творческой молодежи республики уезжает учиться в открывшуюся в 1934 году Татарскую оперную студию при Московской государственной консерватории. В будущем выпускники этой студии и составили творческое ядро Татарского оперного театра. В конце 1933 года Гай Тагиров также уезжает на учебу в Москву, в хореографическое училище при Большом театре Союза ССР. Занятия с известными педагогами хореографии А.М. Монаховым, А.И. Чекрыгиным, П.А. Гусевым воспитали исполнительскую культуру танцовщика (Тагиров работал в ТГАТе и как танцор), помогли в освоении балетмейстерского искусства. Возвращается Гай Тагиров из Москвы в 1938 году и назначается главным балетмейстером готовящегося к открытию Татарского государственного оперного театра, который открыл свой первый театральный сезон 17 июня 1939 года оперой Назиба Жиганова «Качкын» (Беглец). Действие оперы происходит на Волге в усадьбе жестокой помещицы Бике, в период пугачевского восстания. Во втором акте спектакля к девушкам, отдыхающим на дне высохшего пруда, присоединяются мужчины, возвращавшиеся с работы. Все ликуют при виде односельчанина Булата, сподвижника Пугачева. И здесь возникает жизнерадостная татарская пляска, постановщиком которой являлся Тагиров. Национальная многокрасочность этого зажигательного массового танца определялась не только характером танцевальных движений и манерой исполнения, но и внешним рисунком, построенным балетмейстером по принципу татарского народного орнамента. В этот период Тагиров на сцене театра ставит балет П.Гертеля «Тщетная предосторожность», танцы в операх П.И. Чайковского « Евгений Онегин», а также народные танцы в опере М. Музафарова «Галиябану».
30 августа 1940 года вышло Постановление бюро Татарского обкома «О проведении в Москве Декады татарского искусства». Творческий отчет был назначен на август месяц 1941 года. Все силы деятелей искусства и литературы республики, организационные мероприятия были направлены на подготовку к предстоящей поездке в столицу нашей Родины. Тагирову тогда поручили хореографическую часть в опере Назиба Жиганова «Алтынчеч» («Золотоволосая»). Задача перед молодым, но уже достаточно опытным балетмейстером стояла ответственная, и он справился с этой задачей. Конечно, во многом помогла здесь балетмейстеру замечательная музыка оперы, в национальном мелосе которой чувствуется яркая образность, колористичность жизнерадостных интонаций и светлая печаль лирических отступлений. Так, в прологе спектакля танец сыновей Тугзак отличался задором и темпераментом, пластика была пронизана здоровым народным юмором. А в третьем акте спектакля, в стане хана, лирические и немного грустные танцы невольниц выступали контрастом с неудержимым и надменным порывом в пляске ханских воителей. Надо сказать, что в тот период Тагиров продолжает экспериментировать в области народного танца: продолжает ставить танцы с предметами быта, воинским оружием и т.п. Например, сыновья Тугзак танцевали с копьями, луками и кнутами, невольницы же с шарфом. Все эти атрибуты танца пластически обыгрывались, и, таким образом, в национальную хореографию добавлялись элементы игры. В дальнейшем Тагиров развивал и совершенствовал идею обыгрывания различных предметов в народном танце и добился в этом больших успехов. И если раньше такие танцы могли бы еще вызвать у кого-либо сомнения в своей национальной достоверности, то сейчас такие постановки признаются бесспорными. Начавшаяся Великая Отечественная война прервала все замыслы. Не были показаны национальные оперы с хореографией Тагирова, не был показан первый татарский балет «Шурале» Фарида Яруллина в постановке ленинградского балетмейстера Леонида Якобсона. Однако идея создания национального балета в республике, хотя и оставалась еще несколько лет открытой, была уже реально воплотимой.
8 марта 1945 года впервые на татарской балетной сцене был показан многоактный национальный балет «Шурале» силами артистов Татарского государственного театра оперы и балета в постановке балетмейстеров заслуженного артиста РСФСР Леонида Жукова (1 и 3 акты) и тогда заслуженного артиста ТАССР Гая Тагирова (2 действие). В роли главного героя Таза выступил са Гай Тагиров. В те времена писали «...Особо значительными представляются заслуги Гая Хаджиевича в области балета как крупной формы, новой и неизвестной в татарском искусстве до 40 -х годов. Это прежде всего относится к прославленному балету Фарида Яруллина «Шурале» («Леший») на сюжет поэмы-сказки, принадлежащей классику татарской поэзии Габдулле Тукаю. Балет был поставлен на сцене Татарского государственного театра оперы и балета во время Великой Отечественной войны в 1944 г., спустя год после гибели на фронте его автора, Фарида Яруллина. Как известно, «Шурале» интересен картинами лесной фантастики, борьбы человека с лесной нечистью, и его победы над нею. Таково основное содержание I и III актов, противопоставленных реалистически-бытовым сценам народной свадьбы в центральном II акте. На долю Тагирова и выпала задача постановки танцев в этом акте, решенная им талантливо и поэтично...»
Балет «Шурале» стал венцом творческих устремлений Тагирова-балетмейстера, показавшего профессиональный танец на фольклорной основе. Балетом «Шурале» завершился первый и славный этап деятельности Тагирова-хореографа. Здесь были реализованы многочисленные данные фольклорных экспедиций, здесь по крупицам собранный опыт постановщика народного танца получил наиболее полное выражение, здесь были воплощены раздумья многих предыдущих лет.
Осенью 1940 года Государственный ансамбль песни и пляски при Татгосфилармонии им. Г. Тукая (в это время он назывался именно так) вернулся в Казань из длительной гастрольной поездки по Дальнему Востоку. Здесь стало известно, что ансамблю отведено определенное место в участии на предстоящей Декаде искусства республики в Москве в августе 1941 года. Перед руководством филармонии встал вопрос о расширении в коллективе штата актеров – певцов и танцоров. С целью укомплектовки творческих кадров ансамбля был объявлен республиканский смотр-конкурс художественной самодеятельности, который помог отобрать лучших представителей художественного народного творчества и таким образом решить проблему. В это время, а точнее с 7-го декабря 1940 года, Гай Тагиров начинает работать в Государственном ансамбле песни и пляски в качестве приглашенного хореографа – дает уроки классического танца артистам. До начала Великой Отечественной войны он успевает также поставить свой первый хореографический опус в ансамбле – «Танец трех девушек» на музыку Сары Садыковой. Это «городской» татарский танец, для которого, в отличие от «деревенского» татарского танца, характерны медленный темп, плавность, кантиленность. «Танец трех девушек» пользовался неизменным и особым успехом у зрителя на протяжении долгого времени. В период войны Тагиров ставит для ансамбля сценические танцы «Встреча жениха», «Три подружки», и после окончания войны творческие связи балетмейстера с танцевальным коллективом не прерываются. Но наиболее активная и плодотворная деятельность Гая Тагирова – балетмейстера в Ансамбле песни и пляски Татарстана начинается с 1952 года, когда он, уже умудренный опытом хореограф, переходит на штатную работу в ансамбль в качестве балетмейстера, а затем и главного балетмейстера. К моменту перехода на новую работу Тагиров вернулся с одной из самых удачных и богатых своих фольклорных экспедиций: ему удалось записать тогда 52 танца.
За годы работы балетмейстером оперного театра Г. Тагиров поставил хореографию 35 балетных и оперных спектаклей в том числе к постановкам на музыку С. Сайдашева: «Зәңгәр шәл», «Наёмщик», «Казан сөлгесе», «Галиябану», «Иль», «Кандыр буе». В Татарском театре оперы и балета поставил балеты «Тщетная предосторожность» П. Гертеля (1939), «Молодёжь на отдыхе» на музыку А. Ключарёва (1944), «Шурале» Ф. Яруллина (1945, совм. с Л.А.Жуковым), «Красный мак» Р. Глиэра (1950); танцы в операх «Фауст» Ш. Гуно, «Кармен» Ж. Бизе, «Князь Игорь» А. Бородина, «Качкын», «Алтынчеч», «Ильдар» Н. Жиганова и др.
Почти 30 лет жизни посвятил Г. Тагиров Татарскому государственному ансамблю песни и пляски, будучи главным балетмейстером.
Здесь он поставил 36 хореографических композиций, среди которых «Встреча жениха», «Три подружки», «Танец колхозной молодёжи», «Птичница и дояр», «Батраки», «Башмачки», «Голубая шаль», «Случай в медресе». Тагиров Г.Х. ставил татарские танцы для Государственного академического ансамбля танца СССР под рук. И. А. Моисеева (1949), Азербайджанского государственного ансамбля песни и танца (1969), Государственного ансамбля песни и танца Чувашской АССР (1956, 1982). Много работал для любительской хореографической сцены. Для всех его постановок характерны близость к фольклорным источникам, подлинность национального характера, простота, изящество и точность хореографического текста и лексики. Многие из этих постановок приобрели характер классических образцов татарской национальной танцевальной культуры. В этом основная заслуга Гая Тагирова.
Являясь первопроходцем в создании татарского народно-сценического танца, он вместе с этим танцем принес в театр жизнь самого народа, его прошлое и настоящее, его будни и праздники, его счастье и горе. Вся жизнь Г. Тагирова связана с татарским народным танцем: он часто выезжает в фольклорные экспедиции по селам республики. Он разыскивает, записывает на бумагу и кинопленку, систематизирует народные танцы и отдельные его элементы, исследует их, ставит, преподает. На основе этих исследований Гай Тагиров написал 2 книги по татарскому танцу в 1960 и 1984годах. В данных книгах автор, наряду с подробным описанием двух татарских народно-игровых танцев «Кул сугып уйнау» («Танец с прихлопыванием в ладоши») и «Сигезле бию» («Восьмерка»), знакомит читателя с собственными балетными композициями, которые разработаны на основе широкого использования характерных элементов старинного и современного народного танца татар. Здесь раскрываются основные движения в татарских плясках, положения рук и дается подробное описание татарских костюмов. Гай Тагиров дает детальную методику постановки танцев, начиная с пошаговых чертежей различных танцевальных фигур, заканчивая аранжировками музыкальных фрагментов и подробным описанием костюмов.
Родился 27 декабря 1906 (8 января 1907) года в станице Анжерка Томского уезда Томской губернии, ныне город Анжеро-Судженск Кемеровской области.
1928 год - окончил Татарский театральный техникум.
1928-33 годы - артист, балетмейстер Татарского академического театра.
1933-38 годы - учится в Московском хореографическом училище при Большом театре СССР.
1938-52 годы - балетмейстер Татарского театра оперы и балета.
1952-55 годы - балетмейстер Ансамбля песни и танца Татарской АССР.
1967-70 годы - главный балетмейстер.
1972-86 годы - преподавал в Казанском институте культуры.
Умер 16 сентября 1995 года в Казани.
Творчество
Театральные постановки:
«ШҮРӘЛЕ (Шурале, Леший)» Фарида Яруллина (1945, совместно с Л.Жуковым)
«Красный мак» Р.М.Глиэра (1950) и др.
Автор работ, посвященных татарскому танцу
Его роли:
Галяви «ЗӘҢГӘР ШӘЛ (Голубая шаль)» Карима Тинчурина
Аскарша «НАЁМЩИК» Тази Гиззата, Композиторы - Салих Сайдашев, Александр Ключарёв и др.
Признание
Заслуженный артист Татарской АССР (1944)
Народный артист Татарской АССР (1979)
Слайд 1
365 историй Гая ТагироваСлайд 2
Гай Тагиров С Галиной Улановой и первыми актёрами театра
Слайд 3
Сцена из балета «Шурале»
Слайд 4
Сцена из балета «Шурале»
Слайд 5
Сцена из балета «Шурале»
Слайд 6
Сцена из балета «Шурале»
Слайд 8
Сцена из балета «Шурале»
Слайд 13
Гай Тагиров- Народный артист Татарской АССР
Рисуем акварельное мороженое
Любили тебя без особых причин...
Сказочные цветы за 15 минут
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари