Сегодня все больше людей желает познать свою культуру, проникнуть в духовный мир своих предков. В 21 веке бурятский народ отошел от своих истоков. Поэтому необходимо воспитывать у детей уважение к истории, культуре своего народа. Одним из эффективных, увлекательных и доступных средством приобщения к национальной культуре является народная игра.
Вложение | Размер |
---|---|
npk_shagay_naadan.doc | 73.5 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
«Будуланская средняя общеобразовательная школа»
Региональная научно-практическая конференция
«Шаг в будущее - 2019»
«Шагай наадан»
Выполнил: Аюшиев Арсалан, ученик 4 класса
Руководитель:Цынгуева Адиса Баторовна,
учитель английского языка
с. Будулан , 2018 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1 Традиции и культура бурят ………………………………………… 5
Глава 2 «Шагай наадан» ……………………………………………………...7
Заключение…………………………………………………………………...11
Литература………………………………………………………………….. 12
Приложение…………………………………………………………………. 13
Введение
Сегодня все больше людей желает познать свою культуру, проникнуть в духовный мир своих предков. В 21 веке бурятский народ отошел от своих истоков. Поэтому необходимо воспитывать у детей уважение к истории, культуре своего народа. Одним из эффективных, увлекательных и доступных средством приобщения к национальной культуре является народная игра.
Актуальность. Когда проводился месячник бурятского языка среди начальных классов, был конкурс по игре «Шагай наадан». И оказалось, что многие учащиеся не знают о разновидностях этой игры. И тогда я задался вопросом: Что это за игра? Кто ее придумал? Какие правила существуют? Я захотел узнать больше, начал изучать литературу, обратился к старожилам нашего села. В этом мы видим актуальность нашей работы.
Цель исследования: сохранение и развитие народной культуры и традиций у подрастающего поколения.
Задачи исследования:
- Изучить литературу по теме
- Изучить народные традиции
- Изучить народную игру «Шагай наадан.»
- Научить одноклассников этой игре
- Популяризовать игру
Гипотеза: Если мы изучим разновидности игры «Шагай наадан» и научимся играть, то сохраним свою культуру и традиции.
Объект исследования: народная игра
Предмет исследования: «Шагай наадан»
При выполнении работы были использованы следующие методы:
1. Теоретический метод: сбор материалов об игре, изучение и обработка собранных материалов об игре: Интернет, школьная и сельская библиотеки, краеведческий музей, встреча со старожилами;
2. Практический метод: сбор костяшек - лодыжек (шагай), разучивание игры в «Шагай наадан;
Глава 1. Традиции и культура бурят
В воспитании человека большую роль играли нравы, традиции, обычаи народа. Слово «традиция в переводе с латинского «передача, повествование» и как, обычай, порядок, правила поведения, переходящее из поколения в поколение.
Изучая с мамой традиции бурят, я понял, что они воспитывают уважение людей друг к другу, доброжелательность, единство с природой, почитание старших, сохранение родного очага.
Например: 1) Войдя в дом к людям сними шапку, спусти воротник.
2) Нельзя давать и брать предметы левой рукой, только правой. Ножницы, нож, шило подавать острием к себе.
3) Даже если ты торопишься — присядь, отведай из сваренного, послушай наставления пожилых людей.
4) Спорить со старшими считалось непозволительным
5) Считалось неприличным громко разговаривать, кричать, вмешиваться в разговор взрослых.
6) В присутствии гостей дети не шумели. «Сиди, слушай, мотай на ус, не высказывай свои мысли, они могут быть ошибочными.» «Не лезь к угощению гостя, первым должен притронуться старший, а потом все остальные.
Забота отца, великодушие матери, уважение сына - вот что нужно для семьи, где каждый имеет свое место, свои обязанности.
У бурят мужчина-продолжатель, носитель традиций рода. В женщине ценится скромность, терпение, покладистость.
Старым людям нужны 3 вещи: мягкая пища, мягкая постель, мягкое слово.
Испокон веков у бурят почитались дети, украшающие старость своих родителей.
Большое значение у бурят имеет отношение к природе. Существовали запреты:
1)Не оскверняй природу.
2)Без нужды не копай землю.
3)На речке нельзя мыть кровь и другие нечистоты.
С раннего детства детям запрещалось рвать ветки и цветы
До сих пор не разрешают детям игры, при которых придётся втыкать в землю острые предметы.
Глава 2. «Шагай наадан»
Игра — удивительный продукт человеческого воображения, его фантазии.
Возникнув в незапамятные времена, игра стала своеобразной формой передачи подрастающему поколению опыта общественной жизни, духовных ценностей и средством познания окружающего мира.
Огромную роль в воспитании любви к родному краю, в формировании уважения к обычаям и традициям своего народа, в воспитании национального самосознания играют национальные народные игры. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.
По содержанию все народные игры выразительны, лаконичны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех его психических процессов.
Народная игра - важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Традиционные народные игры представляют собой универсальное средство воспитания, поскольку они не только воспитывают наш ум, но и закаляют его нравственно и физически. Они отражают все области народного творчества. Участвуя в играх, мы познаём не только материальную, но и духовную культуру своего народа, проникаемся его духом. Бурятские народные игры самобытны, имеют свои особенности и свою историю, уходящую в седую древность.
Особое отношение вырабатывалось в детях к животному миру. Родители приучали детей заботиться и ухаживать за животными. Человек, который мучил животных, презирался обществом. в переводе «бараньи кости» (лодыжки—альчики) или бабки.
Меня заинтересовала игра «Шагай наадан» (в переводе «бараньи кости» (лодыжки—альчики) или бабки). «Шагай наадан» - увлекательная игра, близкая к спортивным играм. Недаром, в старину эту игру называли зимним видом спорта, т.к. дети и взрослые долгими зимними вечерами и днями играли перед Сагаалганом.
Мне захотелось узнать больше об этой игре. В первую очередь мы встретились со старожилами. Они рассказали, что «Шагай наадан» была самой распространенной и популярной игрой бурятского народа. Собирателями лодыжек обычно являлись дети, но играли все. Также она является способом привлечения детей к ведению скотоводства. Держание в одних руках большого количества костей-лодыжек должно было магически содействовать увеличению приплода скота их обладателя. Эта игра является отражением основного занятия народа — скотоводства, поэтому бараньи кости или бабки означают 5 видов животных:
- «Хонхо» (с выемкой), упавшие вогнутой стороной вверх - это козел.
- «Бухэ» (горбатый), упавшие выпуклой стороной вверх - это овца
- «Морин» (конь), упавшие набок ровной стороной, ребром - это лошадка.
- «Yхэр» (крупный скот), упавшие набок с резной стороной - это бычок.
- «Тэмээн» - кости, оказавшиеся в сидячем положении - встали на «дыбы» или берцом - это верблюд
В старину в бедных бурятских семьях не было игрушек, поэтому игры в «шагай» были доступными для детей. В каждой юрте собирали бараньи кости, раскрашивали их, складывали их в кожаный мешочек и хранили для детских игр.
Игры «шагай» — имеют более десятка разновидностей, известных нам:
1. «Хонхо, бухэ, туулга» — собирание костяшек, павших спиной и на спину;
2. «Таалсалга» — отгадывание;
3. « Мори урилдаалган» — «конные скачки»
4. «Хумпараа» — подкидывание тремя костяшками-бабками;
5. «Няхалалга» — щелканье;
6. «Хорео барилга» — постройка оград для скота;
7. «Хонгордоолго» — подкидывание;
8. «Табаршаалга» — от слова табан» — пять, подкидывание и ловля бабок одной рукой на весу;
9. «Шуурэлгэ» — хватание бабок горстью;
10. «Харбалга» — метание бабки (лодыжки) в бабку;
11. «Дурбэн бэрхэ» — четыре молодца;
12. «Ерхо харбалга» — стрельба в костяной стрелы «ерхо»
После того, как я узнал больше о разновидностях игры, я решил сделать опрос среди учащихся начальных классов и узнать, умеют ли они играть и что они знают об этой игре. В ней участвовали 31 учащихся. Проведенный мною опрос показал, что только 5 учащихся умеют играть и имеют представление об этой игре. (Приложение 1)
Мы, дети 21-го века, к нашему стыду, почти не знали ни одного вида этой бурятской национальной игры. И, как достойные потомки своих предков, мы хотели, желали научиться этой игре и возродить на селе одно из старинных древних игр нашего народа.
В первую очередь я рассказал об этой игре, то, что узнал от старожилов, показал картинки, а затем начал обучать. Каждую перемену мы учились играть, проводили между собой соревнования. Детям игра понравилась.
По истечении некоторого времени мы решили провести повторный опрос, чтобы выявить уровень знаний по игре у учащихся. (Приложение 2). Из проведенного опроса видно, что дети узнали больше об этой игре, познакомились с разновидностями.
Заключение
Таким образом, в начале XXI века - в век новых технологий, многие народы мира возвращаются к своим корням. Национальные традиции, народные игры забываются, не передаются из поколения в поколение. Это видно из опроса учащихся.
Пусть наши дедушки и бабушки, учителя, мамы и папы бережно хранят народные традиции и воспитывают у детей и внуков уважение к родному языку, народу.
Знакомясь с традициями и обычаями бурятского народа я понял правила жизни и изучил игру «Шагай наадан» и буду свои знания и умения применять в повседневной жизни, так как «Знания без понимания — это просто знания, а знания с пониманием — это жизнь».
В целях сохранения традиций нашего народа, мы должны поддерживать народные игры, передавать их из поколения в поколение. Также для популяризации мы создали буклеты с подробной инструкцией по разновидностям игры «Шагай наадан». Далее мы планируем собирать лодыжки и распространять их как сувениры, создать буклеты не только на русском и бурятском языках, а также на английском, чтобы не только наши земляки, но и другие народности познакомились с нашей культурой.
Литература:
1. Бабуев С.Д., Бальжинимаева Ц.Ц. «Буряад зоной урданай һуудал байдалай тайлбари толи», Улаан-Удэ, «Бэлиг», 2004, стр. 85-90.
2. Бурхинов Д.М. «Народная педагогика и современная национальная школа», Улан-Удэ, 2013 г. с.90-с.91.
3. Дондокова Ц.-Д.Д., «Барбаадай», Улан-Удэ, 2012. с.78.
4. Номтоев Ц «Шагай наадан», 1996г. с.4-с.5, с.16-с.17
5. Тугутов Н.Е. Бурятские народные игры, У-У, «Бэлиг», 2014
6. «Шагай наадан» - предзнаменование всех благ, «Белая юрта», январь-февраль, 2011
Приложение 1
Вопросы анкетирования | Ответы | |
Да | Нет | |
Знаете что-нибудь о народной игре «Шагай наадан»? | 5 | 26 |
Умеете ли играть в игру? | 5 | 26 |
Сколько разновидностей игр знаете? | 1 (няһалалга) -1, 2 (мори урилдаан) -2 | 26 |
Знаете ли название положении лодыжек? | 5 | 26 |
Приложение 2
Вопросы анкетирования | Ответы | |
Да | Нет | |
Знаете что-нибудь о народной игре «Шагай наадан»? | 17 | 26 |
Умеете ли играть в игру? | 17 | 26 |
Сколько разновидностей игр знаете? | 1 (няһалалга) -17, 2 (мори урилдаан) -17 | 26 |
Знаете ли название положении лодыжек? | 17 | 26 |
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Финист - Ясный сокол
Кто грамотней?
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Рисуем тыкву