Работа ученицы, Бадматаровой Даримы "Происхождение, традиции праздника«Сагаалган»", руководитель Болхоева А.К.
Вложение | Размер |
---|---|
proishozhdenie_traditsii_prazdnika.doc | 95 КБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Селенгинское районное управление образованием
МБОУ Ноехонская СОШ им.В.Д.Ринчинова
Происхождение, традиции праздника
«Сагаалган»
Автор: Бадматарова Дарима, 9 кл.
Руководитель: Болхоева
Александра Константиновна
2018 год
Оглавление
2.1 Историческая справка о происхождении праздника 4
2.2 Традиции, обычаи, обряды и ритуалы «Сагаалгана» 5
2.3. Преемственность и инновации духовно-нравственных ценностей в народном празднике «Сагаалган» 8
4 Список использованной литературы 10
Праздник бродит по свету
Входит в детские сны
В день рождения планеты
В день рождения луны.
Позабудем печали.
Миром кончим раздор,
В этот день начинаем
С Буддой мы разговор.
Геннадий Молоков.
1 Введение
Актуальность темы исследования. В последние годы происходит переосмысление всего исторического наследия, переоценка всех духовно-нравственных ориентиров, рост национального самосознания и восстановление исторической и культурной памяти. Наблюдается активное возрастание духовно-нравственных ценностей народных традиций, обычаев, обрядов и праздничных ритуалов. Все это требует исследования и научного обобщения. Этим обстоятельством, в первую очередь, обуславливается актуальность исследуемой проблемы.
Цель исследования: выявление сути традиций, обрядов и обычаев праздника «Сагаалган».
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- исследовать историю происхождения праздника;
- проанализировать традиции народного празднования;
- аргументировать необходимость популяризации праздника «Сагаалган» как одного из условий формирования духовно-нравственной культуры личности;
Методы исследования: изучение литературы по данной проблеме, историко - этнографические очерки по истории, культуре и быту бурят, анализ и систематизация, для изучения темы исследования были организованы встречи и беседы с родственниками и сверстниками, проведен опрос.
Объект исследования: духовно-нравственная культура бурят
Предмет исследования: народный праздник «Сагаалган» в контексте его традиций и инноваций.
Практическая значимость этой работы состоит в том, что может служить источником изучения праздников бурят, основой для разработок программ возрождения традиций народных праздников, использоваться в качестве информационно-познавательного материала.
2 Основная часть
2.1 Историческая справка о происхождении праздника
Праздник Белого месяца имеет древние корни. Но было время, когда на него был наложен запрет. В послереволюционные десятилетия, в годы социалистического строительства и культурной революции, развернулась острая борьба с религией и церковью. В Бурят-Монголии (так раньше называлась наша республика) вместе с религией и церковью были объявлены реакционными, антисоветскими многие духовно-культурные ценности, народные традиции и обычаи, праздники, в том числе и Сагаалган, который признавался чисто религиозным праздником и которому не должно быть места в новом обществе. В 20-30-х годах Сагаалган был просто запрещен, а те, кто праздновал его, преследовались. В послевоенные годы традиции празднования вновь ожили и постепенно восстановились, приобретя новое содержание и формы. История показывает, что подлинно народные ценности и традиции, народные праздники, несмотря ни на какие запреты, не исчезают, не отмирают. Поэтому бурятский народ с большим одобрением встретил Указ Президиума Верховного Совета Бурятии от 24 января 1990 г. «О придании национальному празднику «Сагаалган» статуса народного праздника». А это значит: возрождается наша нравственность и духовность, оживают народные традиции и обычаи, которые некогда были утрачены. И мы должны осознать необходимость сохранения нашего духовного наследия.
Сейчас мы все ощущаем, как уничтожается духовно-нравственная основа человека.
А ведь это происходит и от того, что мы высокомерно отвергаем былые традиции Сагаалгана.
История Сагаалгана очень древняя. Отмечать его в феврале, на границе зимы и весны, начали в XIII веке по приказу хана Хубилая, внука Чингис-хана. После образования в XIII веке империи монголов последние вошли в соприкосновение с более культурными народами. Особенно большое влияние оказали на монголов китайцы. Под их влиянием в Монголии был введен лунный календарь, который в старину был распространен во многих государствах Азии. По этому календарю Новый год приходится на 1-е число первого весеннего месяца. Времяисчисление по лунному календарю, основанному на чередовании лунных фаз, не совпадает с современными общепринятыми календарями, рассчитанными на период годичного обращения Земли вокруг Солнца. Поэтому день Нового года по лунному календарю приходится на разные числа февраля по солнечному календарю.
Февраль у скотоводов Монголии и южных районов Бурятии – это время массового приема приплода у скота, время изобилия молочной пищи. Молочный продукт (сагаан эдеэн) – это пища скотоводов. Когда гостю предлагают отведать её, то буряты говорят: «Сагаалагты». Возможно, отсюда происходит название «сагаалган». «Сагаалган» - буквально означает «отведать белое кушанье». Месяц же, в котором происходит Сагаалган называется «сагаан сара» - белый месяц.
2.2 Традиции, обычаи, обряды и ритуалы «Сагаалгана»
Традиция празднования Сагаалгана свято почиталась и почитается бурятами. Люди желают в этот праздник друг другу здоровья, благополучия в доме, счастья и добра. Сагаалган – семейный праздник, поэтому в первую очередь поздравляют близких и дальних родственников. В этот день положено есть до «полноты в желудке» «бутуурэтрэй эдеэлхэ», чтобы в новом году жизнь была сытой, счастливой. Обязательно угощение молочными продуктами.
Белый цвет испокон веков буряты считали «хорошим» цветом, приносящим счастье, добро, удачу и всё «светлое» (счастливое). В Сагаалган все должно быть белым: начиная с белых шелковых хадаков и других белого цвета подарков, подносимых друг другу в «белый месяц», и заканчивая только «белыми», чистыми, добрыми помыслами в душе, исключающими «черные», недобрые мысли, зло и плохие намерения. Поэтому в Сагаалган целый лунный месяц говорили друг другу добрые слова и самые лучшие благопожелания, особенно детям. Уделяя им повышенное внимание, желали им поскорее вырасти «большими - большими белыми» парнями или девушками, при этом указывали на высокий потолок или другой высокий предмет.
До революции у бурят не принято было запоминать или записывать дату рождения человека. Было установлено, что человеку в Сагаалган прибавляется один год. Таким образом, это был коллективный именинный день для всех бурят Забайкалья. В день Сагаалгана необходимо поздравить своих родственников: родителей, бабушек, дедушек и преподнести им подарки. Существует поверье, что чем больше гостей будет в первый день, тем счастливее будет наступающий год.
В дни Сагаалгана чрезвычайно порицались всем населением пьянки, драки, ссоры. Между всеми людьми поддерживались добрые отношения. Это имело большое воспитательное значение и превращало Сагаалган в необыкновенный праздник - праздник очищения от скверны, плохих намерений и поступков, в праздник примирения, прощения обид. Грехом считается в эти дни ругаться, сквернословить и драться.
В праздновании Сагаалгана выделялись три основные фазы: канун, первый день Нового года, остальные дни праздника.
Сутки перед Сагаалганом по-бурятски называют «бутуу удэр» - закрытый, глухой или, переводя по смыслу, темный.
Само понятие «бутуу удэр» как тридцатого, завершающего дня последнего зимнего месяца, называемого по-монгольски «лавай» часто воспринимают как символ старого года, уходящего в «темноту» времени. Это стык старого и нового.
Традиция проводов старого года называется «бутуулэхэ». Люди спешили, прежде всего, рассчитаться с долгами, важно было помириться с тем, с кем случился разлад или ссора. Еще за месяц наводили порядок в доме и в ограде, выгребали весь мусор, затем проводили обряд очищения – окуривали всех членов семьи и имевшиеся строения.
Хозяйки готовили кушанья. Начинали с чая, который сначала преподносили к огню и богам, а потом хозяйка наливала хозяину дома, а затем остальным домочадцам.
Накануне Нового года совершался обряд «бурхан дэлгээлгэ» (развешивание бурханов): раскрывались и вывешивались изображения божеств, писанных на холсте. Затем перед божницей ставились яства, зажигались «зула» (лампады), «хужэ» (спрессованные в виде палочки ароматные травы).
В дацанах накануне Нового года начинаются хуралы (богослужения), посвященные Сагаалгану. Посещение их – добровольное дело каждого человека.
На следующий день проводился обряд «Дугжууба», во время которого проводится специальный ритуал устранения всех помех, очищения от всего плохого, для того, чтобы в новом году человек имел благополучие, испытывал счастье, мир и спокойствие. Накануне праздника, люди обтирались кусочком теста, затем лепили из него фигурку человечка, как бы передавая этой символической фигурке все свои болезни, беды. Люди приносили эти фигурки в будущий костёр. После молебна лама зажигал костер, а люди просили, чтобы с огнём ушло, сгорело всё плохое. Разжигание костра – обязательный ритуал «Дугжууба» или ещё по-другому он называется «Соор залаха». «Соор» - название необычного треугольника пирамидального сооружения, украшенного языками пламени.
Необходимым ритуалом Сагаалгана считался обмен подарками. Качество и ценность их не имеет значения, лишь бы это был материальный предмет: молочные продукты, хадаг (длинный шелковый шарф голубого цвета), сахар, печенье, конфеты, просто деньги.
Как Новый год в январе не мыслим без Деда Мороза, так и Сагаалган не мыслим без устрашающей защитницы - Небесной Богини Балдан Лхамо и мудрейшего Белого старца.
По легенде, в новогоднюю ночь небесная богиня спускается на Землю и обходит ее, посылая благословления верующим. В этот день желательно находиться дома, в кругу семьи. Также проводятся обряды поклонения домашним божествам и хозяину огня.
Культ этой богини является одним из самых распространенных в буддизме. Верующие обращаются к ней с просьбой о защите, совершая утреннее подношение чаем (сэржэм). Проведение обряда - посвящение Балдан Лхамо перед наступлением Сагаалгана напоминает о том, что с приходом Нового года наступает новое рождение, природа просыпается для новой созидательной жизни.
Белый старец (Сагаан Убгэн) входит в разряд «Хозяев Земли» и является их главным ханом. Сагаан Убгэн почитается как покровитель здоровья, долголетия, богатства, счастья и семейного благополучия. Он приносит мир и покой, равновесие во всех делах. Он изображается добродушным лысым старцем с белой бородой. Его атрибуты персиковое дерево, олень, посох, книга судеб - символы долголетия. В верхнем углу слева, в облаках, изображается Будда долгой жизни.
В эти дни особую традицию приобретает вывешивание «хий морина» - белого флажка с изображением «крылатого коня», и пусть над нашими головами всегда развивается он – символ жизни. Изображение «коня ветров», освященное в храме, привязывают к дереву или помещают на крыше дома таким образом, чтобы оно обязательно развевалось на ветру. Считается, что «конь ветров» служит мощной защитой от несчастий и болезней, привлекая внимание и призывая божеств. Его изображение символизирует пожелание здоровья, счастья и достатка в новом году всем живым существам. Ритуальный флажок состоит из следующих частей: языки, изображение драгоценного коня, обрамление, ленты для вывешивания, текст.
В течение последующих дней в дацанах читаются Большой Монлам – богослужения, посвященные чудесам, которые совершил Будда. В эти дни можно посетить ламу – астролога «зурхайши», узнать об особенностях года для себя.
Одним из важнейших элементов Сагаалгана является ритуал «Золгохо» или ритуал поздравления с праздником Белого месяца. Эти поздравления индивидуальны и идут в строго в определенной последовательности, младшие поздравляют старших, которые желают детям счастья и долголетия.
Поздравляющий начинает ритуал со слова «Золгое», тем самым обращая на себя внимание старшего, которому обращено поздравление, говоря о начале ритуала. Тот в свою очередь, протягивает поздравителю руки на уровне груди и от груди на расстоянии 30-40 см. После этого поздравитель подходит лицом старшему, под его руки подставляет свои. А старший, в свою очередь, на протянутые к нему руки, возлагает свои, ладонями вниз, показывая свою открытость. Одновременно младший подставляет обе щеки к щекам старшего («практикуется не везде»). «Золгохо» выражает идею преемственности поколений: младший всегда опора и поддержка старших, младший всегда готов воспринять опыт, знания и мастерство старших.
После проведения ритуала - поздравления все родственники и гости садятся за праздничный стол, угощают друг друга традиционными блюдами, которые готовят накануне, т.е. «Бутуу удэр». Каждый гость должен высказать приличное пожелание хозяину (юрөөл). Перед уходом родственников и гостей хозяева дома обязательно каждому дарят подарок (Сагаан сарын бэлэг).
Особое внимание уделялось в дни Сагаалгана угощению. Праздничная пища готовилась как для людей, так и для богов.
Кухня Сагаалгана – это, прежде всего, ритуальная пища, ей придавалось магическое значение – способность содействовать процветанию и долголетию людей, богатому урожаю и приплоду скота. Она включала блюда, довольно редкие для повседневной жизни, делался акцент на самом желаемом.
Церемония «Табаг» - тарелка. На большой по диаметру тарелке сооружалась пирамида из бообо, которые готовятся из теста, как хворост, изюма, конфет и печенья. Пирамида состоит из нечетных слоев 3-5-7-9. Каждый слой имеет символическое значение в следующей последовательности: 1 слой - означает «жаргалан» (счастье), 2 слой -«зоболон» (страдание), 3 слой -вновь «жаргалан». Пирамида из трех слоев сооружается для молодых (30 лет), из пяти - для родителей, которым 50 и больше лет, пирамида из семи слоев посвящается дедушкам и бабушкам, 9 слой посвящен 9 духам, 9 небесным божествам - хранителям.
Для праздничного стола припасали хорошее мясо. Как дар бурхану, накануне Сагаалгана варились лучшие куски, позже они ставились на стол дорогим гостям как далган - освященная пища, отведать которую считалось почетным.
2.3. Преемственность и инновации духовно-нравственных ценностей в народном празднике «Сагаалган»
В современных условиях народные праздники, в частности бурятский Новый год по лунному календарю - «Сагаалган», утратил некоторые свои функции, связанные с организацией труда, быта, жизни и одновременно приобрел новые, которые привлекают человека возможностями познания национальной культуры, что и является мотивом, побуждающим к участию в празднике. Здесь прослеживается тенденция: чем активнее человек участвует в празднике, тем большее место в системе его ценностей занимают традиции, тем глубже он ощущает потребность приобщения к национальной культуре. Чем больше человек осознает необходимость сохранения своих корней, тем большее место в его ориентациях занимают духовно-нравственные ценности, заложенные в народных праздниках.
Праздники поддерживают живую связь времен, сохраняют народную память, а потому имеют большое значение для воспитания гражданственности и патриотизма. Через ежегодный круг празднуемых событий у детей формируется система духовных ценностей и жизненных приоритетов. Все учащиеся принимают живое участие в подготовке и проведении праздника.
3 Заключение
Да, отмечают Сагаалган в наши дни и у нас в селе и в моей семье: радость, доставляемая этим праздником, стала именно всенародной. Ведь известно, что Бурятия – республика многонациональная, поэтому у нас в школе сложилась добрая традиция проводить праздник «Сагаалган», и все мы, с радостью, независимо от национальности, отмечаем этот праздник. Многие мои сверстники не знают своего родного языка, но одно остается бесспорным: мы, правда с некоторым опозданием, но все же стали обращать внимание на свои исторические корни. Даже то, что из глубины веков к нам пришел Сагаалган на вполне законных основаниях, уже говорит о многом.
Мы можем вполне обоснованно сделать вывод, что празднично - обрядовая культура народа, к которой относим «Сагаалган», является одним из факторов в духовно – нравственном воспитании человека.
Поэтому, необходимо знать и соблюдать традиции и обычаи своего народа, его национальные праздники.
Хочу завершить свою статью стихотворением нашего земляка, педагога А. Соболева:
Праздник чистоты, надежды,
Обновления, добра
Ты приходишь, как и прежде,
С белой пищею с утра.
И незримо вяжешь нити
Между милыми людьми.
Жизнь – ее лишь берегите,
И любовь продлит вам дни.
А все трудности, невзгоды,
Зависть, злобу и нытье
Смоют мартовские воды,
Только ахнешь: ё-моё!
4 Список использованной литературы
Приложение 1
Беседа с моей прабабушкой
Она поделилась своими воспоминаниями о праздновании Сагаалгана в старину. Во времена моего детства Сагаалган не праздновался так широко, как сейчас. Но, тем не менее, праздник не ушел в небытие. К Сагаалгану в семьях начинали готовиться заранее, наводили порядок в доме, готовили праздничные угощения: белую и мясную пищу. И, несмотря на строгий запрет, наши родители и все жители села старались встретить праздник по обычаям.
Праздничные молебны (сахюусан) проходили негласно каждый год по очереди в разных семьях. На праздничный молебен съезжались жители из нескольких сел. В то время все духовные служители терпели гонения, многие были репрессированы и те, несколько лам, которые остались в селах, брали на себя смелость сохранять и распространять духовные ценности. Таким образом, люди старались сохранить свою духовную культуру, традиции и обычаи.
К счастью, в данное время, изменившееся к лучшему, отношение государства к религии позволило людям вновь обрести веру.
На сегодня традиции и обычаи не все соблюдают. Раньше большое внимание уделяли приготовлению белой пищи, почетным блюдом служила отварная баранья голова или грудинка.
Совершался символический обряд «ломки» или «вскрытия» каких-либо предметов, например, ломали кость барана и извлекали из нее мозг, открывали непочатую бутылку молочной водки. Эта примета древнего мистического действа - ломать старое, чтобы дать дорогу новому - сохранилась до наших дней. Спиртное в этот вечер не употребляли. А обильное застолье также имело символическое значение.
В дни Сагаалгана проводились игры, они были очень разнообразны, например, шагай харбаан (стрельба в лодыжки), шагай шγγрэн (хватать лодыжки), hээр шаха (сломать кость кулаком), шатар (шахматы), дулун (домино), уугур (лото) и так далее. В дни Сагаалгана можно услышать звук ритуальной трубы (γхэр бγреэ), состязание в пении (дуу буляалдан), увидеть зажигательный танец – ехор.
Приложение 2
Опрос моих родственников и сверстников
1. Что означает праздник Сагаалган?
2. Почему его называют «Белый месяц»?
3. Что вы знаете о его происхождении?
4 . Каковы его традиции?
5. Какого числа наступает Сагаалган в 2014 году
В опросе приняло участие 46 человек. На первый вопрос ответили все 46 человек, на второй – 40 чел., что составляет 73,33%, на третий – 4(13,33%), на четвертый – 10 (33,33%), на пятый – 6. Данные показывают, что на вопрос «Что означает праздник Сагаалган?» ответили все участники опроса. Как мы видим, на третий-четвертый вопрос ответили всего несколько человек. Это значит, что на сегодня забываются традиции и обычаи празднования Сагаалгана.
Рецензия
на исследовательскую работу ученицы, Бадматаровой Даримы по теме:
«Происхождение, традиции праздника «Сагаалган»
Автор Бадматарова Дарима в своей исследовательской работе отмечает возросший интерес к духовно-нравственным ценностям, традициям, ритуалам праздника «Сагаалган». Как в последние годы происходит переосмысление всего исторического наследия, переоценка всех духовно-нравственных ориентиров, рост национального самосознания и восстановление исторической и культурной памяти.
Работа написана на основе исторических, фольклорных источников. Привлечен материал ноехонских цонголов за последнее время, записанный автором у коренных старожилов Ноехона. В своей работе ученица сделала перевод с бурятского языка на русский язык, определила тематику, выявила художественное своеобразие. Весьма ценно, что эти материалы записаны с соблюдением научных требований.
Тема исследовательской работы актуальна в связи с развитием национальной школы, где внедряется краеведение, этнография.
Автор показала хорошее изучение имеющихся научных трудов по теме, использовала методы исследования, соблюдала все научные правила.
Она сделала вывод, что празднично - обрядовая культура народа, к которой относим «Сагаалган», является одним из факторов в духовно – нравственном воспитании человека.
Поэтому, необходимо знать и соблюдать традиции и обычаи своего народа, его национальные праздники.
Работа соответствует всем требованиям, сделана презентация. Рекомендовано продолжить исследовательскую работу.
Научный руководитель:
Болхоева Александра Константиновна
Весенние чудеса
Пустой колос голову кверху носит
Северное сияние
Любимое яичко
Какая бывает зима