Детско-родительский проект направлен на приобщение ребёнка к народной культуре, формирование интререса к русским народным музыкальным инструментам.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_udarnye_instrumenty.docx | 546.63 КБ |
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Детский сад №4 п. Новоорск»
Детско-родительский образовательный проект
«Ударные инструменты»
для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
образовательная область (художетсвенно-эстетическое развитие)
разработала семья Кишкина Ильи, воспитанника подготовительной группы МДОУ «Детский сад № 4 п. Новоорск» |
п.Новоорск 2019г
Содержание.
Пояснительная записка…………………………………………………………...3
I.Подготовительный этап…………………………………………………………4
II.Основной этап.
1 История происхождения ударных инструментов…………………………..4
2. Виды ударных инструментов………………................................................5
3 Самобытность ударных инструментов русского народа……………………..8
7. Изготовление трещотки из бросового материала…………………………10
III. Заключительный этап………………………………………………………..10
Список литературы………………………………………………………………10
Пояснительная записка
Актуальность выбранной темы обосновывается возрождением интереса к народному творчеству; необходимостью переосмысления духовнонравственных личностных ориентиров дошкольника в условиях происходящих в обществе культурно-исторических процессов; острой постановкой вопроса о разумном преобладании духовно-нравственного начала в развитии детей над накоплением ими всевозможной информации; многонациональностью социума (воспитание толерантности).
Соприкосновение с народным искусством и традициями духовно обогащают детей, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Необходимо зажечь искорку любви и интереса к жизни народа, к его истории и культуре, к природе России, чтобы дети хорошо знали и уважали своё прошлое, свои истоки.
Проблемное поле:
Вид проекта: исследовательский, информационный.
Продолжительность: 2 месяца( февраль- март)
Участники проекта: ребёнок, родители, музыкальный руководитель.
Образовательные области: художественно-эстетическое, познавательное, социально-коммуникативное развитие.
Цель: расширить представления детей об ударных русских народных инструментах.
Задачи:
-способствовать знакомству дошкольников с историей возникновения, видами и самобытностью ударных народных инструментов;
-создать макет трещотки из бросового материала;
- способствовать появлению интереса к народной культуре.
Предполагаемый результат:
в процессе добывания знаний ребёнок познакомится с русскими народными инструментами;
у дошкольника сформированы умения поиска информации о предмете, навык публичного выступления, стойкий интерес к народному творчеству;
дошкольник способен выражать свои впечатления, анализировать свою деятельность.
Сбор информации об истории возникновения ударных народных инструментах, о разнообразии их видов, поиск интересных фактов ;
II Основной этап
История происхождения ударных инструментов
Природа всегда была для человека учителем. Познавая природу, изучая её законы, он учился использовать их. Так возникли музыкальные инструменты. Первый музыкальный инструмент появился на белом свете одновременно с самим человеком. И этим инструментом был сам человек. |
У человека есть голос, который может издавать певучие звуки разной высоты. А для того чтобы мелодия звучала ритмично, человек то хлопал в ладоши, то размеренно притопывал. Хлопки в ладоши, притопывания — чем не ударные звуки? Раньше всех появились ударные инструменты – конечно, самые простые. Затем – духовые: дудки, свистки, а потом флейты из тростника и кости. Позднее люди научились делать флейты, потом появились струнные инструменты, а позже всего – смычковые.
Судить о том, какие именно шумовые и ударные инструменты были у русских в древности очень трудно. Были и такие "бубны", которые возили на 4 лошадях, а играло на них сразу 8 человек, их называли еще набатами, были и парные бубны, вернее литавры, которые подвешивали в кавалерии впереди седла с обеих сторон. В то время на Руси все без исключения ударные называли бубнами, а игру на ударных – «бряцанием» или «ударянием». Конечно, русская музыка может обойтись без сопровождения ударных инструментов, но в современном оркестре русских народных инструментов – очень много. Они особенно хорошо используются в плясовых наигрышах. Невозможно представить русскую плясовую без ударных. Балалайки и баяна – маловато без бубна, ложек и многих других инструментов.
Виды ударных музыкальных инструментов
Уда́рные музыка́льные инструме́нты — группа музыкальных инструментов, звук из которых извлекается ударом или тряской (покачиванием) [молоточков, колотушек, палочек и тому подобного] по звучащему телу (мембране, металлу, дереву и другому). Самое многочисленное семейство среди всех музыкальных инструментов.
Барабан.
Появление барабана свидетельствовало о том, что люди открыли свойство резонирования пустых предметов. Они начали использовать высушенную кожу, натягивая ее на пустой сосуд. Мембрана этого инструмента натягивается на деревянное или металлическое кольцо. Чтобы звук был упругий, чистый, натягивать мембрану нужно хорошенько. Раньше это делали с помощью веревки и гвоздей. Сейчас для натяжения кожи используют специальные металлические винты. Играют на барабане деревянными палочками. С их помощью можно вызвать самые разные эффекты от слабого шороха до раскатов грома.
Ложки.
Ложки – это самый простой и распространённый инструмент русского народа |
Деревянные ложки использовали как превосходный музыкальный инструмент. Дело в том, что когда мы ударяем ложками друг о друга, они издают удивительно гармоничный чистый звук. Подобное свойство деревянных изделий сразу оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках.
Трещотки
Трещотки — ударный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Состоят трещотки из набора 18 — 20 тонких дощечек длиной 16 — 18 см., сделанных обычно из дуба и соединённых между собой плотной верёвкой, продетой в отверстия верхней части дощечек. Для того, чтобы дощечки вплотную не прикасались друг к другу, между ними вверху вставлялись небольшие пластинки из дерева шириной приблизительно 2 см. |
Трещотку берут за концы веревок в обе руки. От резкого или плавного движения пластины ударяются друг о друга, издавая сухой, забавные щелкающие звуки, если резкими или плавными движениями растянуть ее, как веер. Она сопровождает русские песни, танцы, частушки.
Самобытность ударных инструментов русского народа Многие инструменты, такие как тарелки, барабаны, литавры, бубен и т.д. – стали уже общенациональными и входят в состав самых разнообразных оркестров мира: симфонических, духовых, эстрадных и народных. Но есть ряд очень самобытных ударных инструментов русского народа, рожденных самой повседневной жизнью и тесно связанных с бытом. Одни из них, такие как ложки, трещотки, бубенцы, узаконили свое место не только в самодеятельных оркестрах, но и на профессиональной сцене. Другие появляются и там и тут эпизодически. Но всех роднит оригинальность как внешнего вида, так и звучания, простота и забавность. На некоторых их них мы и остановимся.
Загадки о русских народных ударных инструментах Тараторит, словно тетка. Называется…. (Трещотка) Есть бубенчики на нем, по нему мы громко бьем. С ним сейчас играть мы будем, дайте в руки звонкий … (Бубен) Бьют в него - не барабан. Солнце встретит с ним шаман, И на празднике он будет- Скрипкам подыграет. (Бубен). Каким музыкальным инструментом можно щи хлебать? (Ложка ) По макушке лысой дядю Лупят палками не глядя. Трам - там- там тара - ра-рам Тарабам, тарабан, это точно…..(Барабан.) Он пустой, обтянут кожей, На бочонок он похожий, -Трам-там-там, тарам - там-там Тарабанит …….(Барабан.) За обедом суп едят, К вечеру «заговорят» Деревянные девчонки, Музыкальные сестренки. Поиграй и ты немножко На красивых ярких... (ложках) Деревянная подружка, без нее мы как без рук На досуге − веселушка и накормит всех вокруг. Кашу носит прямо в рот и обжечься не дает. Пришли на праздник постучать немножко. Деревянные… Деревянные, резные, Расписные, озорные. А в руках как застучат − Всех порадуют ребят (ложки) Он любит, когда его бьют, Покоя ему не дают – Он пляшет в руках и звенит, И добрых людей веселит. Сейчас послушайте, ребята, Задорный звук молодцеватый. Не всяк на месте устоит, Когда он весело гремит. Этот звук мы не забудем. Так звенит лишь только… Я играю от души, Ритм очень труден. Что звучит? Скорей скажи! (бубен) Может загреметь будто гром. Может зазвенеть ручейком. Любят дети с ним играть, Любят дети с ним плясать. Есть у нас веселый друг, Очень любит громкий стук. Тут ответ совсем не труден - Знают все, что это… (бубен) На ремне в рядок висим, (трещотка) Я старинный инструмент, (кокошник) Я стучу как каблучок,
Изготовление макета трещотки из бросового материала Используемый материал: линейки деревянные -12 шт. (можно больше) пуговицы-10-12 шт. (мы взяли пластиковые). шнурок-1 шт. Предварительно просверлили с одного края линейки и пуговицы, разложили последовательно на столе, затем нанизывали все детали на шнурок, завязали узелки. Трещотка готова. Заключительный этап. У ребёнка сформированы интерес к русскому народному творчеству, умения добывания информации, навык изготовления трещотки, навык выступления перед аудиторией. Список литературы |
1.Дмитриев Г.П. Ударные инструменты : трактовка и современное состояние. — 2-е изд. — М.: Советский композитор, 1991. — 145 с.
Гончарова Мария Васильевна
Соленая снежинка
Растрёпанный воробей
Свинья под дубом
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Рисуем белые грибы пастелью