Первые этапы работы логопеда по постановке звукопроизношения является развитие слухового восприятия (неречевого, а затем уже речевого). Не так много пособий существует для развития неречевого слухового восприятия (музыкальные инструменты, шумовые коробочки). Нам же хотелось разнообразить данную работу и сделать данный этап работы более эмоциональный и личностно заинтересованный. Детям было предложено совместно с родителями сделать шумовые браслеты. В полете фантазии мы их не ограничивали, единственным условием было, чтобы шум, который будет издавать браслет был отчетливо слышен (но и не сильно громкий) и его можно было бы дифференцировать с другими шумами (например, спичечным коробком). Предложено было объединить браслеты в одну тематику: "Путешествие по сказочному лесу".
С данными браслетами можно играть следующим образом:
- Индивидуально. Логопед одевает на разные руки по одному браслету. Шумит каждым из них по очереди, чтобы ребенок мог запомнить какой браслет на какой руке какой звук издает. Затем ребенка просят отвернуться. Логопед попеременно шумит браслетами, вытянув руку вперед, чтобы ребенок ориентировался на звучание браслета, а не на сторону происхождения звука. Ребенок должен назвать, с какой руки звенит браслет. Так повторяется несколько раз. На первом этапе работы не рекомендуется на одном занятии брать больше одной пары браслетов.
- На подгрупповых занятиях. Логопед вызывает к себе детей-ведущих (сначала не больше 3-х), которые одевают на руку свои браслеты. Затем происходит демонстрация звуков, издаваемых каждым браслетом. После чего остальные дети отворачиваются спиной, а ведущие меняются местами и поочередно шумят своими браслетами. Задача участников назвать, кто сейчас шумел браслетом.
Внимание! при выборе браслетов для игры необходимо проверить, чтобы звуки, издаваемые браслетами, кардинально отличались друг от друга, особенно на первых этапах работы, чтобы дети с легкостью могли их дифференцировать. Затем материал можно усложнять - увеличивать количество звучащих браслетов на занятии или тонкость дифференцируемых звуков.
Ночная стрельба
Вода может клеить?
Кто самый сильный?
Кто чем богат, тот тем и делится!
Как нарисовать ветку ели?