Проект Сладкая прфография
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sladkaya_orfografiya.docx | 45.3 КБ |
Исследовательская работа
«Сладкая орфография»
Работу выполнил:
Ученица 2 класса
Пашкова Ксения
Проверил учитель:
Яценко А.А.
Белгород 2019 год
Содержание
Введение……………………………………………………………………стр.3
3. Практическая часть…………………………………………………. стр.6
Заключение………………………………………………………………....стр.10
Список литературы…………………………………………………………стр.11
Введение
Как быстро все кончается,
Что вкусно начинается!
Тянулась бы конфета
От двери до буфета!
Р. Алдонина
В этом стихотворении выражена мечта многих людей, а особенно детей. Вряд ли встретишь ребенка, которому не нравятся конфеты. Сейчас в наших магазинах такое обилие и разнообразие всевозможных сортов, и видов этих сладостей, что глаза разбегаются. Я тоже очень-очень люблю конфеты!
Конфета может не только порадовать нас своим вкусом, но и добавить энергии, поднять настроение и даже помочь в изучении правил русского языка. И помочь в этом может фантик от конфеты. Фантик-это не только яркая бумажка, но и веселый помощник в изучении орфографии.
Учительница на уроках рассказала нам о том, что основы грамотного письма берут свое начало от умения замечать орфограммы, «видеть» их в окружающей нас письменной речи. Это называется «орфографическая зоркость».
Мы, к сожалению, допускаем много ошибок и не всегда видим опасные места в словах. Чтобы успешно преодолевать те или иные орфографические трудности, нужно систематически и кропотливо работать. А чтобы учиться было интереснее, чтобы учёба могла захватить, удивить, нужно придумать что – то новое, необычное.
Так родилась моя исследовательская работа, в которой я решил подружиться с орфограммами с помощью обычных фантиков отконфет. И в этом мне помогли одноклассники, которые после новогодних праздников принесли мне конфетные фантики, в которых я стал находить орфограммы.
Актуальность и новизна исследования заключается в том, что орфографическая зоркость приобретается как раз в период начальной школы. Все дети очень любят конфеты, так почему бы не совместить приятное с полезным: развивать орфографическую зоркость, изучая орфограммы русского языка по фантикам от конфет?
Гипотеза:
Можно предположить, что правила русского языка можно изучать по конфетным фантикам.
Объект исследования: Фантики от конфет
Предмет исследования: Орфограммы русского языка
Цель: Изучение орфограмм в названиях конфет.
Задачи:
1.Узнать об истории и развитии конфетных фантиков.
2. Составить список изученных орфограмм.
3. Научиться самостоятельно, находить изученные орфограммы на обёртках от конфет;
4. Сгруппировать названия на конфетных обёртках по изученным орфограммам;
5.Провести анкетирование;
6. Создать мини-сборник упражнений с использованием названий на конфетных обёртках;
Методы исследования:
1.Как появились первые фантики
Когда говорят о великом изобретателе Томасе Эдисоне, вспоминают, по крайней мере, несколько его самых известных творений: фонограф, аппарат для записи телефонных разговоров, конечно, лампочку и много чего еще (всего около 1000 патентов).
Но мало кто при этом знает, что в 1872 году дядюшка Эдисон придумал еще и бумажку, пропитанную парафином, которая послужила оберткой для конфет. [2]
Эх, если бы не он, как бы мы сейчас хранили сладости?
И хотя оберточную бумагу для конфет придумали не в России, наш российский фантик стал в XIX веке лучшим в мире. Российские упаковки для конфет пользовались огромным успехом за границей.
2. Роль фантиков до революции
Одним из основных предназначений фантика стала просветительная задача, причем не только для детей, но и для взрослых.
Кроме привлекательных картинок, модным было печатать на фантике и полезную информацию. Существовали развлекательные обертки с пословицами, поговорками, частушками, гороскопами, гаданием и пожеланиями, и обертки образовательные – с таблицей умножения или азбукой. А значит, владельцы кондитерских фабрик наделили фантик еще одной функцией - образовательной и развивающей. Например, серия конфет «Загадка»: покупателю предлагалось отгадать несложную загадку, напечатанную на конфетном фантике. [1]
Появлялся и настоящий креатив, такой как обертки-пазлы: картинку с изображением повара, пожарного, горничной и графини можно было разрезать по линиям на кусочки, а потом собирать их, каждый раз получая новое лицо. [2]
Замечательной традицией того времени был выпуск целых серий конфет, посвященных какому- либо событию. Вот несколько особо популярных в те времена серий:
Вывод: каждый дореволюционный фантик являлся не только шедевром художественного искусства, но и нес особую смысловую нагрузку. Фантик был средством просвещения, воспитания, развития людей.
3. Практическая часть
Классификация орфограмм в названиях конфет
Орфограмма - от греч. orthos - правильный и grammа – письмо. Орфограмма – написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил..[3]
Для исследования орфограмм я использовал 115 названий конфет. После того, как выявил орфограммы в названиях конфет, распределил их на группы. Получилось 15 групп:[4]
I. Непроверяемая безударная гласная в корне.
1. Малина
2. Абрикос
3. Барбарис
4. Ромашка
5. Шахматная королева
6. Сладкий орех
7. Птичье молоко
8. Коровка
9. Серенада
10. Резеда
11. Лесной олень
12. Натюрморт
13. Три медведя
14. Фруктово-ягодные
15. Отражение
16. Богатырь
17. Северные
18. Ананасовые
19. Кот в сапогах
20. Огни Москвы
21.Шоколадная ночь
22. Ореховые
II. Проверяемая безударная гласная в корне слова.
1. Морские – море
2. Голубое озеро - озёра
3. Полевой цветок – поле, цвет
4. Морская звезда – море, звёзды
5. Золотой ключик – золото, позолоченный
6. Молодежные истории – молод, молоденький
7. Первый снежок – снег
8. Кислинка - кислый
9. Осенний вальс – осень
10. Весенняя ласточка – вёсны
11. Лесная сказка – лес
12. Дары солнца – дар
13. Лебёдушка - лебедь
14. Кедровые - кедр
15. Медунок - мёд
16. Щелкунчик - щёлкает
17. Зверята – зверь
18. Марсианка – марс
III. Парные согласные в корне слова.
1. Загадка - загадать
2. Грильяж – много грильяжа
3. Коровка - корова
4. Клубника со сливками – сливочный
5. Ягодка-малинка – ягода
6. Мягкий грильяж – мягок
7. Голубка - голуби
8. Сладкий орешек - сладок
9. Сказка - сказать
IV.Непроизносимые согласные в корне слова.
1. Дары солнца - солнышко
2. Звёздная ночка – звезда
3. Праздничные
4. Буревестник - весть
V. Разделительный Ь.
1. Грильяж
2. Монпасье
3. Птичье молоко
4. Премьера
5. Аксинья
VI. Удвоенная согласная в корне слова.
1. Россия
2. Рузанна
3. Гулливер
4. Ассорти
VII. Имена собственные
1. Алёнка
2. Сказки Пушкина
3. Рузанна
4.Папа Коля
5. Кара-Кум
6. Кот в сапогах
7. Красная шапочка
8. Буратино
9.Чук и Гек
VIII. Сочетания ЧК, ЧН, НЧ.
1. белочка
2. ласточка
3. шипучка
4. Красная шапочка
5. москвичка
6. одуванчик
7. рачки
8. батончик в шоколаде
9. черноморочка
IX. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных.
1. Золотой трюфель
2. Царь-птица
3. Сласть
4. Богатырь
5. Лесная быль
6. Аленький цветочек
7. Питерский бульвар
8. осенний вальс
9. колокольчик
10. школьные
X. Буквы И - Ы после Ц.
1. Цыганочка
2. Цирк
3. Цитрон
XI. Гласные после шипящих в суффиксах существительных.
1. Петушок
2. Первый снежок
3. Звоночек
4. Аленький цветочек
5. Золотой ключик
6. Кот Пушок
7. Яркий огонёчек
8. Ангелочек
9. Орешек
XII. Падежные окончания имён существительных.
1. Мишка на севере
2. Миндаль в глазури
3. Орешек в шоколаде
4. Фундук в шоколаде
5. Чернослив в шоколаде
XIII. Буквы Ё-О после шипящих в корне слова.
1. Батончик в шоколаде
2. Чёрный кот
XIV. Буквы и, у, а после шипящих.
1.Хрустящее чудо
2.Чайка
3.Малыши
XV. Правописание гласных и согласных в приставках.
1. Сказка-рассказка
2. Загорская
3. Заморская птица
4. Взлётная
Данная диаграмма отражает классификацию и количество орфограмм в названиях конфет.
Вывод: в ходе исследования было установлено, что наибольшее количество названий конфет приходится на орфограммы «Непроверяемая безударная гласная в корне» - 19, 2% и «Проверяемая безударная гласная в корне» - 15,7%, а наименьшее количество названий конфет приходится на орфограмму «Буквы Ё-О после шипящих в корне» - 1,7%
Мной было проведено анкетирование учащихся своего класса с целью определения орфографической зоркости у ребят. Анкета состояла из четырех вопросов:
1. Любите ли вы конфеты?
2. Обращаете ли вы внимание на оформление фантика?
2. Обращаете ли вы внимание на названия конфет?
4. Обращаете ли вы внимание на правописание слов-названий конфет?
Мною было исследовано 23 анкеты. Результаты анкетирования показали, что
97% учащихся любят конфеты;
100% учащихся в первую очередь обращают внимание на оформление фантика;
68% учащихся обращают внимание на название конфет;
10% учащихся (6 чел.) обращают внимание на правописание слов-названий конфет.
По результатам анкетирования, можно сделать вывод, что большая часть учащихся, не видит орфограмму в слове. Поэтому было придумано полезное и нескучное занятие для обучающихся класса по развитию «зоркого глаза». Решил создать сборник «Сладкие орфограммы для моих друзей». В него вошли задания по русскому языку. (Презентация) Каждый ученик должен привыкнуть видеть орфограмму в слове, тогда у неговырабатывается потребность в самоконтроле, навык постоянной проверки в правильности написания слов.
Заключение
Обобщая теоретическую и практическую части нашего исследования можно сделать следующие выводы:
- В первую очередь нас привлекает фантик, а потом уже — сама конфета.
- Изначально фантик был не просто бумажкой, а средством обучения, воспитания, агитации, привития чувства вкуса и красоты.
- На обёртках кондитерских изделий можно встретить слова с орфограммами русского языка.
В ходе исследования была подтверждена гипотеза о том, что изучать правила русского языка можно по конфетным фантикам. Фантик можно использовать как средство для развития у детей орфографической зоркости, творческого воображения, познавательного интереса.
Данная работа дала возможность углубить знания в области русского языка, проявить творческие способности и привлечь внимание ребят к изучению орфограмм русского языка.
Сборник упражнений, созданных в ходе работы, можно использовать на уроках русского языка в начальной школе.
Список литературы
1. Баулина А. Г. Исторические события в фантиках/ сост. А. Г. Баулина М.: Инсбук-бизнес, 2007.
2. Бутромеев В. П. Всемирная история в лицах. Новое время. Энциклопедия для школьника. Серия "Детскийплутарх" М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.
3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Современное написание: В 4 т. Т.2 И-О/ В. И. Даль М.: OOO "Издательство АСТ": "Издательство Астрель", 2001.
4. Секреты орфографии: Книга для учащихся., Граник Г.Г., Бондаренко М.С., Концевая Л.А. – М.: Просвещение, 1991 г.
5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Фантик
6. http://www.liveinternet.ru/users/karol-li/post132296188/
Композитор Алексей Рыбников
Швейня
Ах эта снежная зима
Денис-изобретатель (отрывок)
Голубая лягушка