Современный волейбол связан с высокой интенсивностью нагрузок, устойчивостью, распределением и переключением внимания, максимальной скоростью реагирования игроков, их зрительно-моторной координацией, тонкой дифференцировкой мышечно-двигательных ощущений, пространства и времени восприятия различных движений. Эффективное выполнение игровых действий, технических приемов и тактических комбинаций на протяжении игры основано на высоком уровне развития двигательных качеств. Постоянно усложняющаяся тактика волейбола выдвигает все более сложные проблемы перед спортивной педагогикой, среди которых одна из важнейших – повышение уровня надежности решения командами волейболистов типовых коллективных спортивных двигательных задач.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 127.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дубенская средняя общеобразовательная школа»
431770, Республика Мордовия, Дубенский район, с. Дубёнки, ул. Денисова, д. 7
Тел.: 8 (834-47) 2-17-32, e-mail: dubshola@rambler.ru, http://dubenki.edurm.ru/
На школьную научно-практическую конференцию
Номинация «Творческая»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Основы специально-физической подготовки на тренировках по волейболу в Дубёнской ДЮСШ.»
Автор: Казанкова Александра,
ученица 11 класса
Руководитель: Федькин Николай Михайлович,
учитель физической культуры
2019 год
Аннотация
Работа содержит: 17 страниц, 2 таблицы.
Актуальность: Современный волейбол связан с высокой интенсивностью нагрузок, устойчивостью, распределением и переключением внимания, максимальной скоростью реагирования игроков, их зрительно-моторной координацией, тонкой дифференцировкой мышечно-двигательных ощущений, пространства и времени восприятия различных движений. Эффективное выполнение игровых действий, технических приемов и тактических комбинаций на протяжении игры основано на высоком уровне развития двигательных качеств. Постоянно усложняющаяся тактика волейбола выдвигает все более сложные проблемы перед спортивной педагогикой, среди которых одна из важнейших – повышение уровня надежности решения командами волейболистов типовых коллективных спортивных двигательных задач.
Цель исследования: провести анализ специальной физической подготовленности занимающихся на отделении волейбола в Дубёнской ДЮСШ.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно-методической литературы по теме исследования.
2. Исследовать специальную физическую подготовленность волейболистов.
3. Провести анализ специальной физической подготовленности волейболистов.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Контрольные тестирования.
Объект исследования: процесс формирования специально-физической подготовленности.
Предмет исследования: совершенствование специальных физических качеств.
Организация исследования: исследование проводились на тренировках по волейболу в Дубёнской ДЮСШ.
Гипотеза: регулярное совершенствование специальных физических качеств на тренировках по волейболу способствуют не только повышению техники игрока, но и применению им тактических способностей в игре.
Содержание
Введение……………………………………………………….…………………….5
I.Теоретическая часть……………………………………………………..…...….7
1.1 Характеристика волейбола как игрового вида спорта………...…7
1.2 Понятие специальной физической подготовки………………..….8
1.3 Специальная физическая подготовка волейболистов…………….9
II. Практическая часть…………………………………………………………..11
2.1 Упражнения для развития специальных физических качеств
волейболистов…………….……………………………………..……11
2.2 Результаты исследования и их анализ …………………….………13
Заключение…………………………………………………………………….......14
Список использованных источников………………………………..……..…..15
Приложения………………………...……………………………………….……..17
Введение
Современный волейбол связан с высокой интенсивностью нагрузок, устойчивостью, распределением и переключением внимания, максимальной скоростью реагирования игроков, их зрительно-моторной координацией, тонкой дифференцировкой мышечно-двигательных ощущений, пространства и времени восприятия различных движений. .
.Эффективное выполнение игровых действий, технических приемов и тактических комбинаций на протяжении игры основано на высоком уровне развития двигательных качеств. Постоянно усложняющаяся тактика волейбола выдвигает все более сложные проблемы перед спортивной педагогикой, среди которых одна из важнейших – повышение уровня надежности решения командами волейболистов типовых коллективных спортивных двигательных задач [4].
.Одним из наиболее доступных видов внешкольной работы являются учебно-тренировочные занятия в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, в данном случае отделение волейбола. В процессе развития волейбола совершенствовались правила игры, техника и тактика, появились разновидности вида спорта, интерес к нему различных категорий населения, особенно школьников.
СовременныйА.волейбол, олимпийский и профессиональный, необыкновенно зрелищная и захватывающая игра. Это силовая подача в прыжке, мощные .попадающие удары у сетки и с задней линии, виртуозные защитные действия при блокировании и в поле, сложные тактические комбинации с участием игроков передней и задней линии.
.Во время игры создаются благоприятные возможности для проявления смекалки, ловкости, силы, быстроты, выносливости, волевых качеств, взаимопомощи и других. свойств личности, то есть тех качеств, умений и навыков, которые необходимы в жизни, полезны в трудовой и общественной деятельности. Волейбол включен в программы по физической культуре для учреждений общего, начального, среднего и высшего профессионального образования [6].
Таким образом, .игра в волейбол способствует развитию мышечного аппарата, помогает выработать такие жизненно необходимые физические качества, как быстроты, ловкости выносливости, укрепляет дыхательную и сердечно-сосудистую систему, снижает умственную усталость. Волейбол приучает к коллективным действиям, дисциплине, подчинят свои интересы общим.
Современный .тренировочный процесс сложен и многообразен. Он включает различные виды подготовки, планирование, отбор в спортивные команды, а также другие составляющие, которые, в конечном счете, определяют эффективность подготовки спортсменов к соревнованиям.
Тренировочный .процесс занимает основное место в системе спортивной подготовки. Для успешного управления им необходима такая его организация, которая давала бы максимальный эффект при минимальных затратах времени, средств и энергии [13].
Результаты .исследования могут быть использованы на практике в подготовке волейболистов: для повышения качества тренировочных занятий за счет применения комплексов специальных .упражнений.
I.Теоретическая часть
1.1. Характеристика волейбола как игрового вида спорта
.Волейбол, можно рассматривать как высшую форму спортивных игр, включенных в мировую систему спортивных соревнований. Волейбол, широко представлен в программе Олимпийский игр, а также в профессиональном спорте. Большое количество соревновательных технико-тактических действий, их сочетаний и многообразных проявлений в процессе соревновательной деятельности соперничающих команд и отдельных игроков представляет собой захватывающее зрелище, а также делает волейбол средством физического воспитания людей в широком возрастном диапазоне [1].
Отличительные. особенности волейбола, обусловлены спецификой присущих им игровых и соревновательных действий. Соревновательное противоборство волейболистов происходит в пределах установленных правил посредством присущих только волейболу соревновательных действий.
Сложный характер соревновательной игровой деятельности, например, в волейболе создает постоянно изменяющиеся условия, вызывает необходимость оценки ситуации и выбора действий, как правило, в условиях ограниченного времени. Важным фактором является .наличие у спортсмена широкого арсенала технико-тактических средств, который бы давал возможность оптимизировать стратегии, обеспечивающие эффективность действий команды по достижению результата в условиях конфликтных ситуаций [7].
Спортивные игры .широко представлены в физическом воспитании в учреждениях .общего и профессионального образования: в учебной работе это баскетбол, волейбол, футбол; во внеклассной физкультурно-спортивной и оздоровительной работе. В системе дополнительного образования спортивные игры представлены достаточно широко: в .детско-юношеских спортивных школах, специализированных детско-юношеских школах, детско-юношеских клубах физической подготовки, различных оздоровительных клубах, на физкультурно-спортивных занятиях в местах отдыха и т.п [3].
1.2. Понятие специальной физической подготовки
.Физическая подготовка - это педагогический процесс, .направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия обеспечения жизнедеятельности человека. Понятием «физическая подготовка» .пользуются тогда, когда необходимо подчеркнуть прикладную направленность физического воспитания по отношению к трудовой, военной, спортивной и иной деятельностью. Различают общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП) [9].
Общая .физическая подготовка – .основная целевая задача педагогического процесса физического воспитания, ориентированной на укрепление здоровья, повышение общей работоспособности и эффективности учебного труда. Однако, следует помнить, что даже достаточно высокая общефизическая подготовленность зачастую .не может обеспечить успеха в подготовке к конкретному виду профессии или виду спорта. В этих случаях необходима дополнительная специальная подготовка: в области спорта - специальная физическая .подготовка [15].
.И так специальная .физическая подготовка (СФП) характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта.
.Специальная .физическая подготовка направлена преимущественно на укрепление органов и систем, повышение их функциональных возможностей, развитие двигательных качеств, строго применительно к требованиям избранного вида спорта [8].
1.3. Специальная физическая подготовка волейболистов
.На примере своих тренировок, я поняла, что специальная физическая подготовка волейболистов способствует развитию специфических качеств волейболиста, которые по своему характеру нервно-мышечных напряжений сходны с навыками основных игровых действий. Специальной физической подготовкой .занимаются с усвоениями техники игровых движений. Общая и специальная физическая подготовка волейболистов неразрывно связаны между собой, так как на базе общей физической подготовки строится фундамент специальной подготовки.
.Основными средствами .специальной физической подготовки являются соревновательные упражнения волейбола, а также специальные упражнения, сходные по своей двигательной структуре и характеру нервно-мышечных усилий с движениями специализированного упражнения. .С помощью таких упражнений совершенствуют технические приемы и развивают специальные физические качества [5].
.Для эффективного.применения .технических приемов в игре, волейболисту нужна так называемая «взрывная сила» – способность нервно-мышечной системы преодолевать .сопротивление с высокой скоростью мышечного сокращения [5].
.Прыгучесть волейболиста – это способность прыгать оптимально высоко для выполнения нападающих ударов, блокирования, вторых передач в прыжке, подач.
.Специальная быстрота волейболиста – это .способность выполнить различные перемещения по площадке и технические приемы в минимальный для определенных условий .отрезок времени.
Специальная .выносливость .волейболиста объединяет скоростную, прыжковую, игровую выносливость.
.Скоростная выносливость – способность .игрока выполнять технические приемы и перемещения с высокой скоростью на протяжении всей игры. Для .развития скоростной выносливости подбираются упражнения на быстроту, выполняемые многократно.
.Игровая выносливость – способность вести .игру в высоком темпе без снижения эффективности выполнения технических приемов. Она .объединяет все виды выносливости и специальные физические качества.
.Высокий уровень развития .функциональных способностей волейболиста – один из главных факторов поддержания .высокой работоспособности по ходу игры и успешной реализации всего арсенала технических и тактических средств борьбы [9].
.Воспитание ловкости волейболиста – это совершенствование координационно-сложных двигательных действий, а главное способности быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с постоянно меняющимися ситуациями игры и владения своим телом в безопорном положении, что .предъявляет высокие требования к деятельности вестибулярного аппарата.
.Применение в тренировочных занятиях нагрузок, превышающих по объёму и интенсивности соревновательные нагрузки, даёт возможность создать своеобразный запас прочности в проявлении всех видов подготовки [11].
II. Практическая часть
2.1. Упражнения для развития специальных физических качеств волейболистов ДЮСШ.
При .начале моей исследовательской работы я проконсультировалась с моим тренером и учителем физической культуры по составлению комплексов упражнений для развития специальной .физической подготовленности волейболистов. Путем общего решения мы разработали 5 комплексов, которые мой тренер впоследствии применял на тренировках.
.Комплекс 1. «Челночный» бег, но отрезок вначале пробегают лицом вперед, а затем спиной и т.д. По принципу «челночного» бега передвижение приставными шагами. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом руками вверх; то же с прыжком вверх; то же с набивным мячом в руках. Многократные броски набивного мяча над собой в прыжке и ловля после приземления. Стоя на .расстоянии от стены с набивным мячом в руках, в прыжке бросить мяч вверх о стенку, приземлиться, снова прыгнуть и поймать мяч, приземлиться и снова в прыжке бросить и т.д.
.Комплекс 2. Напрыгивание на скамейку, .постепенно увеличивая высоту и количество прыжков подряд. Прыжки па одной и обеих ногах с преодолением препятствий. Прыжки с .места вперед, назад, вправо, влево, отталкиваясь обеими ногами. Прыжки вверх с доставанием подвешенного мяча, отталкиваясь одной и обеими ногами. То же, но делая разбег в три шага. Прыжки с места и с разбега с доставанием теннисных набивных, волейбольных мячей, укрепленных на разной высоте. Прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу. Бег по крутым склонам. Прыжки через рвы, канавы. Бег по песку без обуви. Бег по лестнице вверх, ступая на каждую ступеньку.
.Комплекс 3. Отталкивание .ладонями и пальцами от стены двумя руками одновременно и попеременно правой и левой рукой. Упор лежа, передвижение на руках по кругу. То же, по передвижение вправо и влево, одновременно выполняя приставные шаги руками. Из упора присев, разгибаясь .вперед-вверх, перейти в упор лежа. Многократные броски набивного мяча от груди двумя руками вперед и над собой.
.Комплекс 4. Круговые движения .руками в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой. Упражнения с резиновыми амортизаторами. Стоя спиной к гимнастической стенке в положении наклона вперед, руки назад, движение руками с шагом правой ногой вперед. Стоя спиной к гимнастической стенке амортизатор укреплен па уровне плеч, руки за головой, движение руками из-за головы вверх и вперед.
Комплекс 5. Бросок теннисного мяча через сетку из-за лицевой линии в пределах площадки и па точность в зоны. Упражнения с волейбольным мячом. Совершенствование ударного движения подачи по мячу на резиновых амортизаторах в опорном положении и в прыжке с места, с разбега. Подачи с максимальной силой у тренировочной сетки. Подачи мяча слабейшей рукой. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов. .Имитация прямого нападающего. Метание .теннисного мяча правой и левой рукой в цель на стене с места, с разбега, после поворота, в прыжке; то же через сетку. Точность метания малых мячей.
..
2.2. Результаты исследования и их анализ
.В эксперименте принимало участие 8 волейболисток, занимающихся в секции волейбола в Дубёнской ДЮСШ. Для достоверности фактов исследования мы сдали нормативы по физическим .качествам до исследования и после. Результаты показаны в таблице 1 и 2.
.Сравнение показателей начального и итогового тестирования показало прирост по всем тестируемым показателям. Причем можно отметить, что прирост в показателях развития двигательных качеств занимающихся не равномерный. Например, наибольший прирост мы видим в прыжках. Это обусловлено большим количеством прыжковых упражнений на разминке, и в основной части, упражнения на технику нападающего удара, блокирования, верхних передач. .Стоит отметить ещё то, что прыжок, неотъемлемая часть нападающего удара.
.Наименьший прирост показал тест по метанию мяча. Он показывает силу мышц плечевого пояса, .мышц живота, развитие гибкости. Можно сделать вывод, что необходимо уделять больше внимания к развитию этих качеств. Ввести больше упражнений на гибкость, растяжку, чаще проводить занятия в .тренажерном зале.
Беговые .тесты показали средние результаты. В дальнейшем стоит обратить внимание на развитие скоростных и координационных способностей так как эти качества очень важны в постоянно меняющихся игровых ситуаций в спорт играх, в частности в волейболе.
.Результаты тестирования дают нам понять, что занимающиеся в секции волейбола в Дубёнской ДЮСШ регулярно повышают своё спортивное мастерство. Из этого .следует, что специально-физическая подготовка на тренировках применяется в правильном направлении. И разработанные нами, упражнения для совершенствования специально-физической подготовки, подобраны правильно и точно дозированы. Что позволяет применять их в тренировочном процессе.
Заключение
.Первоначально была выполнена работа по определению цели, задач, методов и организации исследования. Исследования проходили в два этапа. На первом этапе были проанализированы литературные источники по теме исследования. .Анализ научно-методической литературы проводился с целью получения объективных сведений по изучаемым вопросам, уточнения методов исследования, выяснения состояния решаемой проблемы. Второй этап мы посвятили тестированию специальной физической подготовленности волейболистов.
.Изучение специальной литературы позволяет сказать, что одним из наиболее доступных видов внешкольной работы являются учебно-тренировочные занятия в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, в данном случае отделение волейбола. Волейбол приучает к коллективным действиям, дисциплине, подчинят свои интересы общим.
.Результативность тренировочной деятельности .волейболистов в значительной мере связана с уровнем развития ведущих двигательно-координационных качеств [2].
.Среди специальных проявлений физических качеств волейболистов необходимо развитие силы, быстроты перемещений, прыгучести, скоростной, прыжковой и игровой выносливости, ловкости. .Всесторонняя физическая подготовка способствует накоплению запаса двигательных .навыков, на основе которых развивается способность к специально-физической подготовке [6].
.Специальная физическая .подготовка волейболистов способствует развитию специфических качеств волейболиста, которые по своей сути .сходны с навыками основных игровых действий. .Специальной физической подготовкой занимаются с усвоениями техники игровых движений. Общая и специальная физическая подготовка волейболистов неразрывно связаны между собой, так как на базе общей физической подготовки строится фундамент специальной .подготовки.
Список использованных источников
1. .Ахмерова, Э.К. Волейбол в спортивной школе / Э.К. Ахмерова. -Минск.: БГУ, 2010 .- 255 с.
2. .Балинова В.С. Статистика в вопросах и ответах: Учеб. пособие. – М.: ТК. Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 344 с.
3. .Беляева, А.В. Волейбол / А.В. Беляева, М.В. Савина. – ТВТ Дивизион, 2009. -360с.
4. .Барчуков И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. для использования в учеб. процессе образоват. учреждений, реализирующих прогр. сред. проф. образования : рек. ФГУ "Федер. ин-та развития образования" / И.С. Барчуков ; под общ. ред. Г.В. Барчуковой. - 2-е изд., стер. - М.: Кнорус, 2012. - 365 с.
5. .Бубэ, Х. Тесты в спортивной практике/Х.Бубэ, Г. Фэк. - Москва, «Физкультура и спорт»., 2016. – 221 с.
6. .Вайнбаум Я.С. Дозировка физических нагрузок. - М.: Просвещение, 1991.- 64 с.
7. Голомазов В.А. Волейбол в школе.- М.: Просвещение,2010.-174 с.
8. Громыко Г.Л.: Учебник. — Т11 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М. - 476 с.
9. Гужаловский, А.А. Этапность развития физических качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста / А.А. Гужаловский, М.,2009. -46 с.
10. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.Н. Спортивные игры.- М. Академия, 2011.-310 с.
11. Железняк Ю.Д., Минбулатов В.Н. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» - М.: Академия, 2004.-272 с.
12. Железняк Ю.Д. Чачин А.В. Сыромятников Ю.П.Волейбол: примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный). Текст.-М. : Советский спорт, 2005. – 112 с.
13. Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу. - М.: Просвещение, 1970.-305 с.
14.http://sportom.ru/index.php/vidy-spota-1/item/4308-volejbol
15. Сайт http://www.fat-man.ru/gipodinamiya/
16. Сайт http://www.systemdev.ru/articles/zd_articles/hipodinamia.html
Приложения
Таблица 1. Показатели до эксперимента.
№ п/п | Ф.И.О. | Контрольные нормативы | ||
Прыжок в длину, см. | Метание мяча, м. | Челночный бег, сек. | ||
1 | Казанкова Александра | 175 | 38 | 7.6 |
2 | Ермакова Кристина | 182 | 30 | 7.7 |
3 | Ходеева Василина | 170 | 36 | 7.6 |
4 | Шиндакова Наталья | 166 | 29 | 7.8 |
5 | Седойкина Елизавета | 156 | 32 | 8.2 |
6 | Маркова Диана | 158 | 28 | 8.0 |
7 | Карпунина Татьяна | 162 | 27 | 8.2 |
8 | Кочеткова Екатерина | 170 | 25 | 7.9 |
Таблица 2. Показатели после эксперимента.
№ п/п | Ф.И.О. | Контрольные нормативы | ||
Прыжок в длину, см. | Метание мяча, м. | Челночный бег, сек. | ||
1 | Казанкова Александра | 189 | 38 | 7.5 |
2 | Ермакова Кристина | 188 | 30 | 7.6 |
3 | Ходеева Василина | 172 | 37 | 7.7 |
4 | Шиндакова Наталья | 176 | 28 | 7.6 |
5 | Седойкина Елизавета | 157 | 31 | 8.1 |
6 | Маркова Диана | 158 | 28 | 8.0 |
7 | Карпунина Татьяна | 163 | 27 | 8.1 |
8 | Кочеткова Екатерина | 170 | 26 | 7.7 |
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Н. Гумилёв. Жираф
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Весёлая кукушка
Сорняки