В данной работе ученица, занимающаяся хоровым пением, представляет результаты своего исследования "Влияние пеня на эмоциональное состояние школьника"
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_peniya_na_emotsionalnoe_sostoyanie_shkolnika.doc | 351 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНАЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
КОНФЕРЕНЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
«МАЛЫЕ ЛОМОНОСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ» Направление Искусствоведение
Влияние пения на эмоциональное состояние
школьника
Исследовательская работа
Выполнена ученицей 3 «Б» класса
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 82», МО «Котлас»,
Архангельской области
Малиновской Елизаветой
Руководитель – учитель начальных классов
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 82», МО «Котлас»,
Архангельской области
Шнякова Ольга Игоревна
г.Котлас
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1.Влияние пения на здоровье человека ……………………………………4
Глава 2. Влияние пения на эмоции школьника…………………………………...5
Заключение …………………………………………………………………………7
Библиографический список………………………………………………………...7
Приложение1. Влияние гласных и согласных звуков на организм человека…...8
Приложение 2.Самооценка эмоциональных состояний
с помощью методики «Градусник»………………………………………………9
Приложение 3. Самооценка эмоциональных состояний с помощью
экспресс-варианта методики САН ……………………………………………… 10 Приложение 4. Самооценка эмоциональных состояний после
исполнения песен разного стиля и настроения…………………………………..11
3
ВВЕДЕНИЕ
Человек наделён от природы чудесным даром – голосом. Именно голос помогает нам
общаться с окружающим миром. И каким же красивым становится голос в пении!
Вот уже третий год я учусь в музыкальной школе по классу хорового пения. Я с удовольствием пою дома и в школе, с друзьями и одна. Мне нравится петь на сцене. Преподаватель в музыкальной школе рассказала нам: «Со времен древних цивилизаций людям известна целительная сила пения. Оно благотворно влияет на работу многих внутренних органов. Необязательно быть профессионалом, чтобы получать пользу от пения. Этот процесс доступен всем и не требует от нас ни материальных, ни временных затрат».
Я обратила внимание, что когда поешь одну песню, на глаза набегают слезы, а при исполнении другой, все вокруг становится радостным и солнечным. Значит пение оказывает влияние не только на здоровье , но и на настроение , эмоции человека. Это меня заинтересовало, мне захотелось больше узнать о пользе пения и о его влиянии на эмоциональное состояние человека и познакомить с результатами своей работы других. Ведь проблема в том, что мало кто из детей знает, насколько полезно петь, и как пение тех или иных произведений сказывается на их эмоциональном и психическом состоянии.
Я считаю эту тему очень актуальной, потому что данное исследование позволит не только оценить степень влияния пения на эмоции школьника, но и воздействовать на эмоциональное состояние человека, средствами пения, используя его в терапевтических целях. В этом же заключается и практическая значимость моей работы.
Приступая к работе, я выдвинула следующую гипотезу: пение музыкальных произведений разного настроения по-разному влияет на эмоциональное состояние младшего школьника.
Цель работы: выявить особенности влияния пения на эмоции младшего школьника. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Объект исследования: эмоциональное состояние школьника. Предмет исследования: влияние пения на эмоции школьников Методы исследования: изучение литературы, опрос, анкетирование, эксперимент, анализ результатов, и др.
4
ГЛАВА 1
ВЛИЯНИЕ ПЕНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
Голос человека – результат генетического развития длиной в миллионы лет. Когда наши предки научились ходить прямо, у них изменилась позиция гортани, где и образуется голос . Таким образом, способность издавать звуки – одно из природных качеств человека. Следовательно, все люди в той или иной степени изначально способны к пению. Родившись, ребёнок дышит правильно и звукоизвлечение тоже происходит органично: это передается на генетическом уровне. Но потом и в школе, и дома порыв запеть не поощряется, а пресекается. Это и ведет к утрате природной способности выражать себя «полнозвучно». Мы учим говорить попугаев, и возвращаем канареек в зоомагазин, если они не хотят петь. А сами подавляем природную силу голоса и приглушаем громкость речи из-за тесноты квартир. С помощью пения люди издревле пытались лечить людей. Пророк Давид своим пением излечил библейского царя Саула от депрессии[1]. В Древнем Египте пением лечили от бессонницы. Певец Орфей мог пением смягчить души людей, диких зверей и птиц[2]. На Руси с помощью пения издревле лечили больных (вокруг больного водили хороводы). «Баю-баюшки» - пели сотни лет назад и сейчас поют заботливые матери своим детям. Благотворное влияние пения используют и в наши дни. В научных трудах знаменитых ученых В.М.Бехтерева, И.М.Догеля, И.Р.Тарханова содержится масса данных о благотворном влиянии пения на центральную нервную систему, дыхание, кровообращение. Когда человек поет, в его организм поступает больше кислорода, улучшается кровообращение, снижается давление, нормализуется сердцебиение. Улучшение кровообращения благотворно влияет на голосовые связки, миндалины и лимфоузлы, что повышает иммунитет. У любителей петь горло болит реже, снижается восприимчивость к простуде. В процессе пения активизируется деятельность головного мозга: улучшается память, легче воспринимается информация.
Таким образом, мы проследили исторические и социальные основы использования пения в нетрадиционной медицине с древних времён до наших дней. Его влияние на здоровье людей неоспоримо.
5
ГЛАВА 2
ВЛЯНИЕ ПЕНИЯ НА ЭМОЦИИ ШКОЛЬНИКА
Экспериментальная часть
Из всего вышесказанного становится понятно, что и наши предки, и современные целители используют пение в терапевтических целях. Мне стало интересно , как пение влияет на успеваемость и качество знаний в школе, на настроение и эмоции детей. За консультацией по данному вопросу я обратилась к своему преподавателю по хору Сосниной С.Н.. Светлана Николаевна рассказала, что пение благотворно влияет на эмоциональное состояние детей. После занятий практически все уходят в бодром настроении. Нас в хоре 40 человек, мы из разных общеобразовательных школ. Подавляющее большинство на занятия по хору ходят с удовольствием, но есть несколько ребят, которые ленятся или без желания посещают наш хор ( их заставляют родители). Анализ данных после опроса показал, что 78% детей, занимающихся в нашем хоре, в общеобразовательной школе учатся без троек. 18% имеют две или несколько троек, а 4% имеют тройку только по одному предмету. Благодаря этим данным, можно сделать вывод, что занятия пением положительно влияют на учебу в школе. Светлана Николаевна так же дала нам небольшую консультацию по влиянию гласных и согласных звуков на работу организма (приложение №1). Чтобы выяснить, как пение влияет на эмоциональное состояние школьника, я провела эксперимент. В нем участвовали 36 учащихся 2 класса хорового отделения школы искусств «Гамма», в возрасте 9 – 10 лет. С помощью методики «Градусник», разработанной Н. П. Фетискиным, мы фиксировали эмоциональное состояние учащихся до и после урока по хору (прил. №2). До эксперимента у 36% ребят было спокойное эмоциональное состояние, у 14% радостное, у 22% – скучное, у 16 % – раздраженное, у 12 % – дремотное. После пения в хоре мы попросили ребят заполнить такие же градусники и оценить свое состояние. Выяснилось, что у 46% учащихся настроение стало радостным, причем и у тех, у кого оно до эксперимента было скучным , дремотным и раздраженным. Спокойным настроение стало у 22%, у 14 % -восторженное, у 1% стало скучным, а светлым и приятным у 17%, у 1 ученика – настроение оказалось неудовлетворенное, причем до пения у него было радостное настроение. Мы решили поинтересоваться, в чем дело, на что ребенок нам ответил, что он еще хочет петь.
6
Чтобы результаты исследования были более объективными, подобный эксперимент мы провели с одноклассниками. В нем участвовало 24 ученика 3 «Б» класса школы № 82. В своём исследовании я использовала экспресс-вариант методики САН[3]. В результате тестирования, проведенного до урока музыки и после урока, на котором исполнялись изученные песни, были получены данные, представленные в диаграмме (приложение №3).
После пения самочувствие улучшилось у 55 % испытуемых, степень активности увеличилась у 52%, а настроение улучшилось у 63% ребят. Таким образом экспериментальным путем мы доказали влияние пения на настроение, активность и самочувствие младших школьников.
Чтобы подтвердить гипотезу , выдвинутую в начале работы , что исполнение песен разного настроения по-разному влияет на эмоциональное состояние младшего школьника, я провела заключительный эксперимент. Для его проведения я снова воспользовалась методикой «Градусник». Детям было предложено после исполнения песен различного стиля, темпа и настроения зафиксировать свои чувства и эмоции на шкале градусника (приложение №4). Результаты получились следующие:
1.После исполнения «Колыбельной» И.Дунаевского у 64% детей эмоциональное состояние стало спокойным, у 32%участников эксперимента - дремотным, а 4% - заскучали. 2. Исполняя «Песенку Бременских музыкантов» Г.Гладкова, 57% одноклассников испытали радостные эмоции,32% - восторг, 11% - светлые приятные чувства. 3. Исполнение лирической песни «Моя Россия» у 91% участников эксперимента вызвало светлые приятные ощущения, у 8% - спокойные эмоции, и у 1% - скуку. 4.Веселая, задорная песня в современной аранжировке «Девочка – Весна» вызвала у 84% исполнителей радостные, а у 16% исполнителей восторженные чувства. Хочется отметить, что эта задорная песня очень нравится ребятам из моего класса. 5.После исполнения торжественной , маршевой песни Д.Трубачева «Будущий солдат», ребята испытали разные чувства и эмоции – 79% радостные и восторженные, 15% испытали безразличие, а у 6% исполнение этой песни вызвало раздражение. Позже выяснилось , что эта песня некоторым ребятам совсем не нравится, потому и получились такие результаты.
7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Музыка и пение очень плотно вошли в жизнь каждого человека. Мы поем, когда нам хорошо и когда нам плохо. На Руси люди считали, что поет в человеке сама душа, и пение – это ее естественное состояние. Пение может творить чудеса. Доказано, что с его помощью можно лечить. Но главное - пением можно влиять на эмоциональное самочувствие человека.
Изучив и проанализировав материалы по теме исследования, я сделала следующие выводы:
1) пение обладает целительной силой, терапевтические возможности пения известны с древнейших времён и нашли научное подтверждение в наше время;
2) пение способно порождать особую энергетику, оно влияет на наши эмоции и чувства.
В результате исследования подтвердилась выдвинутая мной гипотеза: экспериментальными данными подтверждается влияние пения на эмоциональное состояние исполнителя. Пение тесно связано с эмоциональной сферой человека. В ходе проведения эксперимента воздействие на испытуемых было однократным и недолговременным. Тем не менее, нам удалось получить подтверждение существования влияния пения на эмоции учащихся. Также я пришла к выводу, что исполнение любимых песен всегда воздействует на эмоции благотворно, а вот пение песен, которые не нравятся или пение по принуждению влияет на эмоции человека негативно. Моих одноклассников заинтересовала тема моей работы, они отметили, что с интересом помогали мне в исследовании, и с интересом познакомились с результатами проведенных экспериментов. Я этому очень рада. Несомненно, тема влияния пения на эмоции человека представляет интерес для моего дальнейшего более детального исследования. В заключении хочется отметить, что поставленные в начале работы цели и задачи выполнены.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Барышева Т.А., Шекалов В.А. Креативный ребёнок: Диагностика и развитие творческих способностей 2. – Ростов-на Дону: 2004. 3. Райгородский Б.Д. Что может музыка? - Музыка в школе, 2004, №4.
4. Фролова Т.А. Влияние музыки на здоровье человека. - Музыка в школе, 2008, №1. 5. Холопова В. Теория музыкальных эмоций: опыт разработки проблемы.- Музыкальная академия , 2009,: 6.Овсянников С. Библия в пересказе для детей. – Российское Библейское общество. 2006.
7.Зайцев Ю. Мифы Древней Греции.- Белый город. 2008.
8
Приложение № 1
Влияние гласных и согласных звуков на организм человека
“А” – снимает различные боли, позитивно влияет на работу сердца и верхние доли легких, помогает при параличе и респираторных заболеваниях, оказывает сильное воздействие на весь организм в целом, способствуя насыщению тканей кислородом.
“И” – используйте для лечения глаз, ушей, а также тонкого кишечника. “Прочищает” нос, стимулирует работу сердца.
“О” – помогает избавиться от кашля, бронхита, трахеита и даже воспаления легких. Снимает спазмы, облегчает течение туберкулеза легких.
“У” – облегчает дыхание, стимулирует работу почек, лечит голосовые связки и все органы, которые располагаются в области живота.
“Ы” – помощь при лечении ушей. Кроме того, этот гласный улучшает дыхание.
“Э” – оказывает благотворное воздействие на работу головного мозга.
Влияние согласных звуков
Учеными была доказана исцеляющая сила ряда согласных звуков:
“В”, “М”, “Н” – позитивно воздействуют на функционирование головного мозга.
“С” – полезен для сердца, кишечника, сосудов, желез внутренней секреции.
“Щ”, “К” – помощь при лечении заболеваний ушей.
“Х” – освобождает организм от негативной энергии и отработанных веществ, улучшает дыхание.
Влияние звукосочетаний
“ОМ” – помогает в случаях, если необходимо снизить внутреннее давление. Это сочетание звуков способно привести в баланс тело, ум и сердце.
“УХ”, “АХ”, “ОХ” – освобождают организм от отработанных веществ и негативной энергии.
Важно отметить, что эти звуки нужно не просто проговаривать, их следует пропевать.
9
Приложение №2
Самооценка эмоциональных состояний с помощью методики «Градусник»
Методика разработана Н. П. Фетискиным и предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас». Достоинством методики является быстрая фиксация состояний в их динамике.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ДО ЗАНЯТИЙ В ХОРЕ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПОСЛЕ ЗАНЯТИЙ В ХОРЕ
10
Приложение №3
Самооценка эмоциональных состояний с помощью экспресс-варианта методики САН (самочувствие, активность, настроение)
Цель применения: оперативная оценка функционального состояния (самочувствия, активности и настроения).
11
Приложение №4
Самооценка эмоциональных состояний после исполнения песен
разного стиля и настроения
Шкала градусника, на которой дети фиксировали свои чувства и эмоции
Результат эксперимента после исполнения песен:
[1]См.: Овсянников С. Библия в пересказе для детей. – Российское Библейское общество. 2006. – стр. 43.
[2] См.: Зайцев Ю. Мифы Древней Греции.- Белый город. 2008. – стр. 37.
[3]См.:БарышеваТ.А..,Шекалова В.А.. Креативный ребёнок: Диагностика и развитие творческих способностей» - Ростов-на Дону: 2004.
Будьте как солнце!
Золотой циркуль
Спасибо тебе, дедушка!
Что общего у травы и собаки?
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"