Исторический образ учителя. Духовные традиции русского учительства. Образ учителя в современной литературе.
Вложение | Размер |
---|---|
uchitel.kakoy_on_na_stranitsah_hudozhestvennoy_literatury.docx | 399.22 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
(МБОУ СОШ № 2)
Реферат:
ТЕМА: «Учитель...Какой он на страницах художественной литературы"»
Учащаяся 10а
Дудченко Е.А.
Учитель:
Овчар О.А.
Оценка:________________
г. Зверево
2015 г.
Содержание
Введение................................................................................................................3
1.Исторически образ учителя..............................................................................6 1.1.Духовные традиции русского учительства……………………………...6
1.2.Отношение к учителю в прошлом………………………………………11
2.Образ учителя в произведении В. П.Астафьева «Фотография , на которой меня нет»....................................................................................................................15
3. Образ учителя в произведении В. Быкова «Обелиск».............................17
4.Образ учителя в произведении В. Г. Распутина «Уроки французского»………………………………………………………………………19
5. Образ учителя в произведении А.Алексина «Безумная Евдокия»............20
6. Образ учителя в произведении Ю.Полякова «Работа над ошибками» ......................................................................................................................................26
7. Экспериментальная (практическая часть)...................................................28
7.1. Анкетирование. Результаты исследования.............................................28
Заключение.........................................................................................................29
Список литературы............................................................................................30
Введение
Учитель… Мы часто произносим это слово, но не задумываемся, какую огромную роль играет в нашей жизни Учитель. Трудно представить, сколько сил, труда, души, терпения учителя вкладывают в каждого из своих учеников, чтобы они выросли из маленьких девчонок и мальчишек в успешных, счастливых людей. Профессия учителя во все времена оставалась наиболее почетной, но в то же время наиболее тяжелой. Умение передавать свой опыт молодым, только вступающим в самостоятельную жизнь людям, - это талант. Профессия учителя - очень трудная и ответственная. Ведь в его руках будущее нашей жизни. Как это достойно - давать детям знания и быть для них образцом. Конечно, далеко не каждый учитель может стать настоящим. Для этого нужно много работать, заниматься самообразованием, чтобы уроки стали интересными и полезными. Учитель всегда являлся человеком с высокими моральными качествами¸ воспитателем нравственных качеств, авторитетом старшего поколения.
Целый ряд писателей обращается к традиционной «школьной» теме, в которой ведущая роль принадлежит учителю. Общий пафос определяется высоким статусом учителя, мудростью его наставительного слова. В литературоведении неоднократно говорилось о «высоком» типе учителя, в образе которого отразились духовные, нравственные, религиозные искания писателей. Феномен учительства изучался в свете религиозно-учительной традиции русской литературы, в социокультурном, философско-культурологическом аспектах. К учителю были применимы выражения «вторая мама», «второй папа», «старший друг». Внутренний облик учителя раскрывался в неумолимой заботе о школе, в безграничной любви к детям.
Есть разные учителя: умные и добрые, чуткие, неравнодушные, эмоциональные, деликатные, хорошо знающие предмет. Но свой идеал ученик формирует сам. В современном обществе существует неоднозначное отношение к профессии педагога, особенно в последние годы в средствах массовой информации часто можно прочитать достаточно острые полемические статьи, посвящённые этой теме.
В данной работе я постараюсь показать, каким предстаёт учитель на страницах отечественной литературы, каким видят учителя современники. Именно этим обуславливается актуальность исследования. Актуальность продиктована временем. Современное общество должно проникнуться уважением к Учителю, признать его важную роль в формировании личности человека. Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал: «Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжёлый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой… напрямую. Воспитывает Личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру».
Цель работы – проанализировать образ учителя в отечественной литературе.
Задачи:
рассмотреть теоретический аспект становления учительства в прошлом;
- описать образ учителя в отечественной художественной литературе;
-проанализировать образ учителя на современном этапе.
Предмет изучения: учитель на страницах отечественной литературы.
Объект изучения: образ учителя в произведениях В.П. Астафьева, В.Быкова, В.Г.Распутина, А.Алексина, Ю.Полякова.
Методы исследования: обзор художественной литературы; обзор материалов средств массовой информации по теме исследования; поисковый, описательный, сравнительно – сопоставительный, анализ и обобщение собранного материала, анкетирование учащихся.
1. Исторический образ учителя
Не зная прошлого, невозможно построить будущее. Более того, без опоры на традиции невозможно позитивное развитие нашего отечественного образования.
Сегодня ведущие ученые, деятели образования признают, что «ориентация на западную модель образования в реформировании отечественной высшей и средней школы – тяжкое преступление перед будущим страны, ее национальной историей и культурой». Любая страна мира имеет собственную историю, собственную культуру и собственные достижения, в контексте которых и с учетом мирового опыта она выстраивает путь развития, в том числе и в сфере образования.
1.1 Духовные традиции русского учительства
Первым этапом становления русского учительства является период христианского просвещения Руси после ее Крещения. В это время оформились первые представления о педагоге, смыслах его труда и требования к его профессионально-личностным качествам, среди которых определяющее значение имели духовно-нравственные. Смыслом деятельности первых учителей было духовное развитие воспитанников, формирование у них христианских добродетелей. Такое содержание означало, что сам наставник, призванный решать эту задачу, должен не теоретически, не словами, а своими поступками, своим опытом, чувствами свидетельствовать о добродетельной жизни. Глубоко духовное содержание образовательной практики определяло роль наставника как помощника, со-работника Творца в развитии у воспитанников сострадания, милосердия, любви к ближнему и Творцу, почитания старших, добросердечности и других качеств, приближающих человека к подобию Божиему и содействующих раскрытию в ребенке образа Творца. Для первых учителей педагогика была «детовождением» ко Христу. Такие качества как любовь, душевная теплота, мягкость, радость, долготерпение, кротость во взаимоотношениях характеризовали духовное состояние учителя. Оно выражалось во «внутренней устроенности», целостности, ясности христианских идеалов и следовании им. Доброта, любовь к ближнему, смирение, защита законной власти органично вошли в число важнейших качеств учителя. Развитие этих качеств у педагога помогало ему вести воспитанников по пути добродетельной жизни. В то же время педагогу следовало неустанно заботиться об искоренении своих недостатков, среди которых, по словам Владимира Мономаха, леность, грубость, лживость считались самыми недостойными.
В оформляющемся образе русского учителя признавалась особая роль таких качеств, как любовь, милосердие, терпение, ответственность и др., которые, являясь духовными, приобретали значение профессиональных качеств учителя. Следует отметить, что глубина и устойчивость представлений об учителе и содержании его труда в историческом времени определяется прежде всего преемственностью в осмыслении сущности учительского труда и требований к личности педагога. Утверждение православия стержнем русской культуры обусловило и формирование русского типа образованности. Он определялся государственными и общественными интересами, сфокусировавшими свое внимание на «духовное, мирское и семейное устроение», которое было невозможно без воспитания в духовной общности.
В XIII–XVвв. в содержании деятельности учителя центральное место занимало решение задачи укрепления у воспитанников добродетелей, что означало «соединение знания того, что есть добро, и силы претворения его в жизнь». В этот период важнейшим условием для профессиональной деятельности учителя было «мирное устроение души».
В XVI веке представления об учителе, о его внутреннем, духовном состоянии конкретизируются. Об этом свидетельствует анализ сохранившихся документов. Так, в «Уставе Луцкой школы» зафиксированы такие требования к учителю: он должен «быть благочестив, рассудителен, смиренномудр, кроток, воздержлив, не пьяница, не блудник, не лихоимец, не гневлив, не завистлив, не смехотворен, не сквернослов, не чародей, не басносказатель, не пособник ересей, но споспешник благочестия, во всем представляя собой образец благих дел». Данный перечень характеризует не сферу предметной подготовки учителя, а духовно-нравственные качества личности педагога.
На дальнейшее развитие отечественного образования оказало свое влияние развитие научного знания в XVII веке. Оно обусловило расширение круга «внешних» наук в отечественном образовании, но благодаря пониманию образовательных смыслов русским учителем, особому состоянию его внутреннего мира, основанному на христианских добродетелях, ведущей функцией образования оставалась передача социокультурного наследия.
Начало XVIII века стало временем переоценки всех традиционных ценностей в отечественном образовании. Парадигма научного знания, интеллекта «потеснила» воспитательную составляющую образования, стержнем которой было духовное возрастание. Вместе с тем укорененность национальных традиций в просвещении, мировоззренческие позиции и духовное состояние учителя не позволили в тот период утвердиться методам воспитания «новой породы людей». Духовное состояние педагога характеризовалось «любовью к своему делу и непрерывным духовным возрастанием.
Таким образом, следование народным традициям в образовании сохраняло его смыслы и содержание учительского труда. Деятели просвещения XIX века выступали за неукоснительное сохранение основных целей воспитания, состоящих в духовном возвышении, возрастании «внутреннего человека». Классик русской литературы А.С. Пушкин призывал «защитить новое, возрастающее поколение … от влияния чужеземного».
В то же время продолжающееся усиление влияния западного образования, науки привело к появлению «многих печальных фактов». Проявившиеся в то время ошибки в воспитании целого поколения свидетельствовали об опасности «импорта» иноземных воспитательных концепций, чуждых национальным традициям, о чем предупреждали отечественные педагоги и ученые. «Педагогика, как медицина, одна и та же в своих высших основаниях, на практике должна изменяться с каждой страной, почти с каждым человеком. Посему ни одна педагогическая метода не может быть переведена или целиком перенесена из одной страны в другую…», – писал В. Ф. Одоевский, выступая за национальные основы образования в школе. Их сохранению, развитию и распространению способствовала деятельность русского педагога К.Д. Ушинского. В своих педагогических трудах он обосновывал необходимость сохранения традиции отечественной школы, важной составляющей которой являлась забота о духовном развитии воспитанника. Это было возможно при особом состояния учителя, определяющемся ясностью его духовного зрения и мирным устроением души. Поэтому «неумение педагога сдерживать гнев должно было бы вычеркнуть его из списка воспитателей, поскольку внушало детям не страх Божий, а страх учительский, из которого рождались ложь, притворство, хитрость, трусость, рабство, слабость, ничтожество души, а не премудрость». Настоящего учителя и учеников роднила «особенная теплота и задушевность отношений», основой которой становились духовные качества личности педагога: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души.
Классик русской педагогики в качестве приоритетной определял религиозно-нравственную (духовно-нравственную) задачу школы, движение к достижению которой создавало надежную основу для реализации «земных» задач. Постижение «внутренней науки» духовного совершенствования оставалось ведущим требованием для воспитателя: «кто не имеет религии и не чувствует в ней потребности, не может воспитывать детей», – подчеркивал К.Д. Ушинский.
Педагогическое наследие первых десятилетий XX века сохранило лучшие идеи отечественной православной образовательной традиции. Смысл учительского труда, по словам В.В. Зеньковского, состоял в «раскрытии образа Божия в детях, раскрытии пути вечной жизни, приобщении к вечной жизни в жизни эмпирической». Такая целевая установка определяла образ учителя, в центре которого – любовь и вера: «Подойдите к дитяти с любовью, отдайтесь непосредственному чувству, и вы переживете всю реальность и всю неисследимость индивидуальности, поймете и то, что жизнь души есть тайна, поймете мистический характер педагогического воздействия» – писал русский философ и педагог В. В. Зеньковский.
«Великой национальной задачей русского учителя» назвал И.А. Ильин задачу пробуждения и укрепления духовного начала в человеке.
Такая высокая задача, названная свт. Феофаном (Затворником) «из всех святых дел самой святой», устанавливала, что «воспитателями, наставниками детей должно быть сословие лиц чистейших, Богоизбранных и святых». Идеальный образ русского учителя, задаваемый словами святителя, является той высотой, достичь которую должен стремиться педагог. Вспомним: Святая Русь так зовется не потому, что здесь все святые, а потому что русский человек во все века стремился к уподоблению Творцу. В отечественной традиции важнейшим профессиональным качеством русского учителя является любовь – к детям, к профессии, к миру. Ее приумножение не могло быть достигнуто без труда учителя над возрастанием добродетелей и искоренением недостатков.
Как свидетельствует история, отечественные педагогические традиции понимания просвещения и роли учителя восходят к христианским православным истокам, залогом неиссякаемости которых является Любовь. Именно она во все века была основой образа русского учителя, именно она была сутью воспитательного труда педагога.
1.2. Отношение к учителю в прошлом
Отношение к учителю в обществе всегда было неоднозначным. Вероятно, причина этого заключается в том, что слишком большая ответственность ложится на педагогов. От них во многом зависит, каким будут следующие поколения, какие ценности будут преобладать у них. Однако на каждом этапе исторического развития требования к личности меняются, потому меняются требования и к учителю. Педагогу приходится идти в ногу со временем.
Кроме того, любые действия учителя всегда оцениваются с разных точек зрения: учеников, их родителей, коллег, руководства и т.д. Человек, работающий по этой специальности, всегда находится в центре внимания.
Есть еще и нравственный аспект этой профессии: педагогическая ошибка мало заметна, но ее последствия могут оказаться катастрофическими.
Весь накопленный опыт человечество привыкло фиксировать в литературе. Этими особенностями характеризуется актуальность данного исследования. Кроме того, в соответствии с ними определена гипотеза нашего исследования: все изменения, касающиеся учителя и его взаимоотношений с учениками в реальной действительности, отразились в литературе ХХ века.
Вопросам динамики личностного развития учителя и его взаимоотношений с обществом в контексте исторической действительности посвятил свою работу «Всегда ли прав учитель?» В.И.Лещинский. Некоторых аспектов данных проблем касались известные педагоги А.С.Макаренко, Р.Амонашвили и др.
Беспрекословное подчинение ученика учителю, безусловная правота педагога стали возводиться в ранг школьного закона в первой половине XIX в. В этот момент стала формироваться государственная система образования, и Николай I не случайно взял за основу прусскую систему. Такой вариант образования привлекал императора именно четким единообразием программ, учебников, методов и позволял контролировать систему воспитания и обучения.
Должность учителя представляла собой низкий чин.
Любой вышестоящий мог проверить деятельность педагога, неверно ее оценить, и учитель не мог за себя постоять: возражения не принимались.
В таких условиях у педагога не оставалось времени на творчество, и система шаблонов проникла в сферу образования. Творческое начало было сведено к соблюдению дисциплины учащихся. Следствием этого стало формирование стереотипа «учитель всегда прав, даже если он не прав».
Следует отметить, что особенности личности учителя данного периода определялись следующими явлениями: низкой престижностью положения, привычкой подчиняться, невозможностью высказать свое мнение, страхом, вызванным постоянными проверками, и при этом уверенностью в своей власти над учениками.
В первые послереволюционные годы отношения между учителями и учениками сильно изменились по сравнению с дореволюционным временем.
Свободное общение и диспуты, совместная работа учеников и администрации, даже некоторая подчас анархическая вольница среди учеников– всё это способствовало демократизации школьной жизни.
В «Основных принципах единой трудовой школы» (1918), подготовкой которых руководили Луначарский и Крупская, особый упор был сделан на необходимости уважать личность учащегося, учитывая его интересы.
Тем не менее, главный стереотип дореволюционной школы – «учитель всегда прав» окончательно укрепился к 30-м годам. Причиной этого стала политическая ситуация 30-х годов, которая нашла отражение в школьной деятельности.
В.И.Лещинский охарактеризовал эту ситуацию следующим образом: «Учителя лишают инициативы, возможности творчески выполнять свой профессиональный долг. Правильно лишь то, что спущено «сверху». Никаких споров и возражений. Никаких потуг на индивидуальность. Жёстко регламентировано всё: от содержания обучения до формы взаимоотношений людей…». Однако в этих условиях отмечается подъем сознания. Несмотря на сходство политической ситуации дореволюционного времени и периода 30-х годов, на давление и жесткую регламентацию, школа на данном этапе формирует у учеников высокие идеалы, ценные качества: человечность, честность, сострадание, верность революции. Теперь положение учителя изменяется. Если до революции отношение учеников к педагогу было скорее негативным, то в 30-е годы оно становится иным. Теперь отношение учителя к работе нельзя назвать формальным: он по-настоящему заинтересован в будущих поколениях и делает все, чтобы вырастить достойных людей.
Таким образом, взаимоотношения учителя и других людей, прежде всего учеников, изменяются. Они характеризуются взаимоуважением, доверием, пониманием. Такой ситуация остается до современного этапа.
По всей вероятности, причина перемен заключается в подмене моральных ценностей материальными, в их переоценке на данном этапе исторического развития. На первый план выходят не общественные, а личные интересы. Такая тенденция находит отражение и в школе. В.И.Лещинский отмечает, что в это время «все стремятся только к одному – хорошо выглядеть в глазах начальства…» и действует другая шкала ценностей, свойственная «…двойственной личности и двойной морали». Люди во всем ищут способ заработка, и учителя не становятся исключением. Деньги становятся основным интересом. Следующее место в этом рейтинге занимает карьера. В таких условиях нет возможности сохранить прежние положительные отношения ученика и учителя.
Со стороны учеников намечается протест, и стереотип «учитель всегда прав» начинает расшатываться. Другой причиной снижения авторитета педагога становится чрезмерная свобода учащихся. Ученик имеет теперь права наравне с учителем и активно ими пользуется. Свобода действий и слова приводит к негативным последствиям – частичному или полному отсутствию границ между нравственностью и безнравственностью, моральной неразвитости.
Следует отметить, что любое изменение в настроении общества, его образе мыслей, вызванное историческими условиями, в свою очередь, проявляется в сфере образования. Учитель также меняется в соответствии со временем, а это влияет на его отношения с другими людьми, прежде всего, с учениками.
2. Образ учителя в произведении В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет».
«Фотография, на которой меня нет» — глава из повести Виктора Астафьева «Последний поклон». Эта глава рисует жизнь и события далеких тридцатых годов. В этом произведении Виктор Астафьев вспоминает фрагмент собственной жизни, в котором описывает быт простого бедного люда в далеком сибирском селе, которое взбудоражено неслыханно важным событием – приездом фотографа.
Благодаря учителю, быть увековеченным посчастливилось учащимся овсянской школы. К несчастью, Витьке из-за болезни ног не удалось «засняться». Больше недели мальчик вынужден был находиться дома под опекой ворчливой бабушки. Однажды осенним скучным днем мальчика навестил школьный учитель – принес готовую фотографию. В этой главе мы видим, каким уважением и любовью пользовался этот приветливый человек в селе. И было за что! Учитель самоотверженно вносил культуру и образование в глухую деревню; был заводилой в деревенском клубе, на собственные деньги заказал мебель для школы, организовал сбор «утильсырья», в результате чего в школе появились карандаши, тетради, краски. Дети впервые попробовали сладких петушков на палочках, сельчане получили необходимые вещи. Учитель никогда не отказывал в просьбе составить документы. Он был очень вежлив и доброжелателен «со всеми кряду». Люди благодарили за это как могли: помогали дровами, простой деревенской едой, присматривали за ребенком.
Еще мальчик вспоминает настоящий, героический для учителя поступок: поединок с гадюкой. Таким и остался этот человек в памяти ребенка – готовым броситься вперед и оборонить своих учеников.
И неважно, что дети не знали, как зовут учителей. Для них слово «Учитель» — уже само имя собственное. Важно, что учитель – человек, стремящийся облегчить и улучшить людскую жизнь, помочь им в беде.
И хотя на старой фотографии нет автора, она дорога ему воспоминаниями о далеком детстве, о родных людях, жизнь которых и составляет историю нашего народа.
3. Образ учителя в произведении В. Быкова « Обелиск»
В повести В. Быкова «Обелиск» автор рассказывает о непростой, трагической судьбе обыкновенного сельского учителя Алеся Ивановича Мороза. В сердцах своих односельчан он навсегда остается истинным героем, хотя официально таковым и не был признан. И уже по прошествии многих лет после войны один из молодых чиновников утверждает, что поступок учителя нельзя назвать подвигом.
Впервые об Алесе Ивановиче мы узнаем из рассказа Ткачука, присутствующего на похоронах учителя, Павла Миклашевича, который всю свою жизнь посвятил тому, чтобы поступок Мороза все же был оценен как подвиг, а его имя внесено в список героев, в память которых в селе был поставлен обелиск.
Алесь Иванович дарил свою любовь и заботу ученикам, которые за долгие годы общения стали ему родными. Одних он провожал поздним вечером домой, других защищал от гнева родителей, брал на себя вину детей, совершивших неблаговидные поступки, считая, что это его недосмотр как педагога. Но главное, Мороз не пытался сделать из своих учеников “отличников учебы и послушных зубрил”, прежде всего, он старался помочь стать им настоящими людьми. И все дальнейшие события подтвердили правильность этого выбора.
В повести есть прекрасные строки о сельских учителях, и нельзя не отметить, с какой достоверностью рассказывает автор об их огромной роли в духовном развитии народа. “Мороз был одним из них, кто сделал для людей много, подчас на свой страх и риск, невзирая на трудности и неудачи”.
Таким был Алесь Иванович в мирное время. Когда же началась война, он не покинул родные места, не уехал скоропалительно в Минск вместе с райкомовцами, а добился разрешения у немецких властей продолжать работу в школе. Мороз считал, что “не для того он очеловечивал этих ребят, чтобы их потом расчеловечили”. В отличие от тех, кто претерпел превращение из помощника прокурора в полицая, а из хозяйственного колхозника в яростного ненавистника Советской власти, Алесь Иванович остался самим собой, остался учителем, помогал партизанам.
Но поистине суровые испытания выпадают на долю ребят, беззаветно преданных своему наставнику. Пытаясь спасти от ареста Мороза, ребята оказываются в плену у немцев. Но даже под пытками фашистов, которым подвергаются ребята, никто из них не говорит об Алесе Ивановиче. Добровольная сдача Мороза немцам может быть расценена разными читателями по-разному. Я же полагаю, что этот поступок Алеся Ивановича был сообразован не с отвлеченными правилами поведения, а с требованиями его личной совести, с его пониманием своего человеческого и учительского дома: он не мог предать своих учеников, не мог бросить их одних в предсмертный час. И до последнего момента Мороз оставался благородным человеком, не считая себя героем. Он старался подбодрить, успокоить ребят. К счастью, перед казнью одному из мальчиков удалось бежать, он был тяжело ранен, но смог выжить, а через много лет продолжил дело своего учителя.
4. Образ учителя в произведении В. Г. Распутина «Уроки французского».
Рассказ «Уроки французского» посвящен педагогу Анастасии Прокопьевне Копыловой, а в ее лице всем учителям. Это автобиографический рассказ о школе и школьных проблемах. Повествование ведется от первого лица. Мальчик рассказывает, как жили люди в колхозах в тяжелые послевоенные годы, о трудной жизни подростка. Мальчик любил учиться, но, чтобы продолжить учебу в пятом классе, он был вынужден уехать в райцентр. На новом месте героя ждали серьезные испытания: он тосковал по дому, по деревне и страшно голодал. Чтобы прокормить себя, герой вынужден играть в «чику» – азартную игру на деньги. За участие в азартных играх в то время исключали из школы. Об этом стало известно учительнице французского, Лидии Михайловне. Лидия Михайловна пытается помочь своему ученику: она занимается с ним дополнительно, старается накормить мальчика, но тот не принимает помощь. Чтобы спасти ребенка от голода, Лидия Михайловна решается на отчаянный поступок – предлагает своему ученику игру на деньги. Это был не просто поступок, это был подвиг – ее могли уволить с работы, а может быть, наказать и более сурово. Так оно впоследствии и случилось. Но Лидия Михайловна не выдала мальчика, она опять спасла его.
«Уроки французского» – это рассказ о высочайшем проявлении любви человека к человеку, об умении понять, помочь, «разбить» пучину одиночества. Без такого проявления добра и любви жизнь не просто оскудела бы, она прекратилась бы вовсе. За внешней сюжетной канвой рассказа читатель «слышит» глубокие мысли автора о том, какие главные уроки призваны давать школа и учитель.
5.Образ учителя в произведении А. Алексина «Безумная Евдокия»
Немного по-иному, в другой ситуации, показывает нам своего главного героя А. Алексин в произведении «Безумная Евдокия». В центре повествования – образ классной руководительницы 9 «Б» класса Евдокии Савельевны. Ей 54 года, она называет себя «предпенсионеркой», но выглядит и на 50 и на 39; «она была, как говорят, женщиной без возраста». Повествователь не без иронии пишет о внешности и манерах Евдокии Савельевны, когда на одном из родительских собраний она объясняла, как важно прививать детям чувство прекрасного. «А у самой при этом поверх модных брюк была какая-то непомерно широкая юбка и в неё заправлена мужская ковбойка… Она могла ранней весной выйти на улицу в белой панаме, хотя все ещё ходили в пальто»¹.
Они не замечали в дочери недостатков, взгляд их скользил по поверхности: наша дочь самая умная, самая талантливая, самая обаятельная. Она иронизирует над товарищами, над классной руководительницей, и этот иронический тон усваивает отец. Она назвала Евдокию Савельевну «безумной Евдокией», и отец признается: «С тех пор у нас в семье её так и стали называть: «безумная Евдокия». Глядя на мир глазами дочери, отец не понимает и не хочет понять, почему Евдокия Савельевна, которая так приветствует успехи «незаметных», так раздражается от того, что Оля «готовиться к выставке юных скульпторов» и не идет с классом в музей. Он не вдумывается в истинные причины поступков учительницы, так как не замечает высокомерного отношения Оли к окружающим.
А ведь главная задача Евдокии Савельевны – воспитать в детях «талант человечности», научить их уважать людей, человеческий труд, каким бы он ни был.
Борясь за коллективизм, Евдокия Савельевна «очень любила, чтобы все были вместе. И с ней во главе». Рассказчик, Олин папа, добавляет: «Я был уверен, что в искусстве ей ближе всего хор и кордебалет».
Разумеется, Евдокия Савельевна, обуянная идеей коллективизма, не выносила какого-либо проявления индивидуального, не похожего на других, характера. «В классе она прежде всего замечала незаметных и выделяла тех, кто ничем не выделялся». Её любимыми словами были: «все», «со всеми», «для всех»… Поэтому она с самого начала повела методичную борьбу против ошибочных, по её мнению, воспитательных методов Олиных родителей.
Девятиклассница Оля, талантливая, своенравная, с усмешкой относится ко многим коллективным мероприятиям «безумной Евдокии», к её вулканическому характеру, ко всякого рода встречам нынешних учеников Евдокии Савельевны с её бывшими: «Их отрывает от дела. Нас отрывает». Родители Оли не поддерживали авторитет учительницы, а внушали дочери, что она должна быть снисходительна к «безумной Евдокии» (так, кстати, прозвала учительницу именно Оля). И девочка продолжала по каждому поводу иронизировать над классной руководительницей.
В своей работе «безумная Евдокия», как рассказывает Олин отец, старательно вытравляла в учениках всё неповторимое, своеобразное, она стремилась к тому, чтобы каждый был «как все» – в кино и на выставке, на экскурсии и в походе… Ей важно было пробудить в каждом ученике чувство причастности к классу, к коллективу… У Оли это вызывало внутреннее противодействие.
Когда завуч школы предложила организовать выставку Олиных рисунков и скульптур, «безумная Евдокия» предпочла устроить выставку произведений всех, кто умел держать в руке кисточку или карандаш, а у Оли взяла только два рисунка, «чтобы было не больше, чем у других».
В спектакле по шекспировской пьесе «Двенадцатая ночь», которую школьники играли на английском языке, Евдокия Савельевна поручила Оле третьестепенную роль, хотя всем было известно, что Оля владела английским лучше других «Главные роли исполняли любимые Евдокией посредственности»¹, - рассказывала Оля родителям.
В своей приверженности к массовым профессиям (диспетчера, водителя самосвала и т. п.) Евдокия Савельевна, как убеждает нас Олин отец, не понимала, что призвание художника, талант скульптора нисколько не отделяет человека от массы. «Безумная Евдокия» пыталась приобщить Олю ко всем остальным за счёт и вопреки её индивидуальности. Послушные ученики вслед за своей учительницей «не желали замечать того, что было для них непривычным. Яркое не радовало, а ослепляло их»². Именно это Олин отец считает причиной «частых страданий и слёз» его дочери.
Тем злополучным воскресным утром, когда, собственно, и происходит действие повести, явившись на квартиру Олиных родителей, Евдокия Савельевна объявляет, что накануне, в субботу, во время классного похода по местам боевой славы, Оля пропала, ушла из отряда неизвестно куда…
И не вернулась. А ведь прошла целая ночь! Где же Оля?… С Олиной матерью стало плохо: нервный приступ, душевное расстройство, потеря рассудка… И хотя через два-три часа девочка появляется в квартире – беспечная, весёлая, с цветами в руках – На душе лучше не стало, и её увозят в психиатрическую больницу.
По дороге из больницы происходит диалог между рассказчиком, Олиным отцом, и учителем. Она доказывает, что поступок Оли безнравственен: желая быть первой, раньше всех достичь цели похода, она ушла вечером из отряда и не сказала никому ни слова. Девочка даже не подумала о том, какое беспокойство принесёт её честолюбивый поступок всему классу и ответственной за поход Евдокии Савельевне.
Учительница говорит, что главное в людях всё-таки – талант человечности.
Писатель не склонен выдавать Олю за пассивный объект двух педагогических воздействий: родительского и учительского. Оля пытается оправдать свой поступок, ссылаясь на то, что она хотела пройти путём Мити Калягина, бывшего ученика Евдокии Савельевны, спасавшего раненых бойцов в годы войны, доставлявшего им лекарство тайком от врага. Отец резко говорит дочери: «Он (Митя Калягин) прошёл этот путь, чтобы спасти людей. А ты, чтобы погубить… самого близкого тебе человека»¹.
Вроде бы незначительные ошибки родителей в воспитании дочери привели к формированию эгоцентрического характера девушки. В одном случае она забыла о своей подруге, пригласив её на встречу с неизвестным художником. И та стояла внизу, слышала сквозь окно, как Оля отрицала, проявляя на глазах у знаменитости свою эрудицию. В другом случае она не заметила любви своего одноклассника Бори Антохина и бестактно насмехалась над ним. В своей самовольной ограниченности Оля не хотела видеть немалых достоинств учительницы: её одержимости в работе, внимательного отношения к каждому, даже самому рядовому ученику.
Постепенно мы замечаем, как много привлекательного и даже прекрасного в «безумной Евдокии». Она с горечью говорит, что во многом сама виновата: ворвалась утром в дом Оли с известием, что та пропала, и это довело Олину мать до безумия. Но разве могла она поступить иначе? Ведь не будь Оля воинствующей эгоцентристкой, она, даже удрав из лагеря, пришла бы домой. В финале Евдокия Савельевна спешит к ребятам, идущим по улице чуть впереди: она боится, что Оля возьмёт на себя всю вину за трагедию матери и что эта ноша окажется для неё непосильной.
В конце повести рассказчик мысленно признаёт, что, хотя он вместе с женой Надюшей сумел отстоять право формировать характер дочери и таким образом победил Евдокию Савельевну, «эта победа стоила Наденьке жизни. Или здоровья»¹. Такова цена этической невоспитанности их дочери. Такова цена прозрения отца Оли.
Внешность Евдокии Савельевны показана нам через восприятие двух
человек: самого автора, который незримо присутствует в повести, и Олиного отца. В любом случае, перед нами женщина в нелепой панаме с «печально обвислыми полями» (эта деталь постоянно встречается в портрете учительницы).
Кто из этих двух людей: автор или его герой - «не умеет вглядываться в человеческие лица», судит о Евдокии Савельевне поверхностно, отзывается о ней иронически? Да, она подчас выглядит нелепо: до себя ей, видимо, нет дела. Но она всегда окружена детьми: то она идет сними в музей, в поход, то организует встречи выпускников. Она искренний, эмоциональный человек: она негодует, восхищается, изумляется одинаково громко. Она радуется любым успехам детей, даже самым маленьким, и учит всех радоваться за них. Евдокия Савельевна знает, что происходит в душе каждого из её воспитанников. Олин же отец все это видит как бы в кривом зеркале, в искаженном изображении, надо всем, что делает учитель, он иронизирует. Откуда же возникло такое отношение? Беда в том, что, слепо любя свою дочь, восхищаясь ею, родители, особенно отец, стали смотреть на все её глазами. Они не замечали в дочери недостатков, взгляд их скользил по поверхности: наша дочь самая умная, самая талантливая, самая обаятельная. Она иронизирует над товарищами, над классной руководительницей, и этот иронический тон усваивает отец. Она назвала Евдокию Савельевну «безумной Евдокией», и отец признается: «С тех пор у нас в семье её так и стали называть: «безумная Евдокия». Глядя на мир глазами дочери, отец не понимает и не хочет понять, почему Евдокия Савельевна, которая так приветствует успехи «незаметных», так раздражается от того, что Оля «готовиться к выставке юных скульпторов» и не идет с классом в музей. Он не вдумывается в истинные причины поступков учительницы, так как не замечает высокомерного отношения Оли к окружающим.
А ведь главная задача Евдокии Савельевны – воспитать в детях «талант человечности», научить их уважать людей, человеческий труд, каким бы он ни был.
И тут мы понимаем, что на протяжении почти всей повести смотрели на «безумную Евдокию» глазами Олиного отца, а , стало быть, глазами самой Оли. Понимаем, что составили для себя искажённый портрет прекрасной воспитательницы, умной и справедливой… Нет, не стремилась она выстраивать в один общий ряд всех учеников, - она лишь Олю хотела вернуть в коллектив, а точнее сказать, к людям, от которых она в упоении своими успехами оторвалась. Одиночество было ей наказанием… «Тот, кто любой ценой хочет быть первым, обречён на одиночество», - говорит Евдокия Савельевна. И мы с ней соглашаемся. Наконец – мы видим её такой, какая она есть на самом деле, видим своими собственными глазами: несуразно одетую, но мудрую, прозорливую, всю жизнь отдавшую своим питомцам.
6. Образ учителя в произведении Ю.Полякова« Работа над ошибками»
В своей повести «Работа над ошибками» Юрий Поляков смог показать тяжёлый период нашей страны, когда вслед за изменяющейся обстановкой к концу 20-го столетия советские принципы неизбежно сменились постсоветскими, и как в условиях кризиса советских идеалов нарушается нравственная преемственность и усиливается отчуждение между поколениями. Становится очевидной необходимость создания государством новой школы во имя новых требований к существованию и культурных запросов. Понятно, что миссия учителя-наставника всегда была безмерно велика, а проблема современного педагога в своём значении увеличилась вдвое. И поиск такого нового учителя совершает Юрий Поляков через образ Андрея Петрушова...
«Образование, - утверждал писатель, - основа основ любой социальной системы. Учитель, в особенности учитель словесности или истории, волей-неволей становится бойцом идеологического фронта». «Работа над ошибками» посвящена самой болезненной теме современности – взаимоотношениям учителей и учеников.
Сюжет повести незамысловат. Молодой журналист Андрей Петрушов временно устраивается в школу преподавателем русского языка и литературы. Как лицу новому и непосредственному, Петрушову выпадает возможность увидеть многое свежим взглядом. И то, к чему давно привыкли учителя, открывается молодому учителю совершенно по-новому. Девичья влюблённость, соперничество, драка между учеником и учителем – всё это становится составляющим современной школы. Это выглядит ново, и лишь школьные учителя по-прежнему завалены бумажной работой: «В школе мне приходится писать гораздо больше, чем в газете, где я проработал шесть лет»
В повести затронут широкий круг проблем из жизни современной школы: «закулисные» махинации, интриги в педагогическом коллективе, репетиторство, дети-акселераты и инфантилизм отдельных учителей, сложности в работе с детьми, которые на каждом шагу видят расхождение между словом и делом.
7. Практическая часть
Для написания практической части я провела анкетирование учеников своей школы (160 человек). Участники опроса были совершенно разных возрастов ( учащиеся 8-11 классов )
Я решила провести этот опрос , чтобы узнать отношение учеников к профессии учителя , какими качествами должен обладать учитель .
7.1 Анкетирование . Результаты исследования
Были получены следующие результаты .
Большинство учеников (74%) ответили , что профессия учителя пользуется уважением . 55% считают профессию учителя престижной , а 45% ответили обратное . Самые популярные качества , которыми должны обладать учителя , по мнению учеников : доброта (64%) , понимание (43%) , знания , терпение (39%), справедливость ( 21%) и другими качествами . 54% учащихся считают , что учителя помимо преподавания должны заниматься воспитанием учеников . 48 % подростков ответили , что между учеником и учителем , должны быть дружеские , неформальные отношения , а 36% считают , что учителям следует “держать дистанцию”.
Заключение
Таким образом, отметим, что в литературе ХХ века образу учителя уделялось должное внимание. Написано немало произведений о школе и об учителе (А.Платонов «Песчаная учительница», Ч. Айтматов «Первый учитель», В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет», В.Распутин «Уроки французского», А. Лиханов «Благие намерения», А. Алексин «Безумная Евдокия», и др.).
Одной из задач литературы является передача накопленного опыта следующим поколениям для того, чтобы они могли учесть его и избежать допущенных ошибок. Проблема взаимодействия педагога с учениками до сих пор актуальна, и, чтобы решить ее, нам нужно чаще обращаться к нашему литературному, духовному достоянию, ведь от того, каким будет учитель и его отношение с учениками, зависит наше будущее.
Список литературы
1.Лещинский В.И. Всегда ли прав учитель?/В.И.Лещинский , С.С.Кузнецова, С.В.Кульневич. – М., «Педагогика», 1990. – 160с.
2.В.Распутин. Повести и рассказы. Новосибирск, 1996. – 164с.
3.Быков В. Обелиск. – М.: Детская литература, 1986
4.Астафьев В.П. Последний поклон. Красноярск, 1996. – 248 с.
5.Алексин.А «Безмумная Евдокия» . Детская литература , 1979
6.Поляков Ю.М. «Работа над ошибками.» - М., Современник,1989
7. Образ учителя в литературе http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1191497121&archive=&start_from=&ucat=&
Приложение
Как вы думаете , пользуется ли успехом профессия учителя ?
Престижна ли в современном мире профессия «учитель» ?
Какими качествами должен обладать учитель?
Учителя должны заниматься только преподаванием? Или заниматься и воспитанием учеников?
Между учителем и учениками должны быть дружеские, неформальные отношения? Или учителю следует избегать таких отношений?
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Крутильный маятник своими руками
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
За чашкой чая
Пчёлы и муха