Исследовательская работа заняла 2 место на краевом этапе НПКШ "Эврика" в 2016 году
Вложение | Размер |
---|---|
kolokolnost_kak_natsionalnaya_osobennost_russkogo_iskusstva.docx | 44.66 КБ |
Лисунов Захар Алексеевич
Краснодарский край, Тбилисский район, станица Тбилисская
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5», 7 класс
«КОЛОКОЛЬНОСТЬ» КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ
РУССКОГО ИСКУССТВА
Научный руководитель: Заседко Светлана Анатольевна,
учитель музыки МБОУ «СОШ № 5»
Введение
На свете есть множество неповторимых и сладкозвучных музыкальных инструментов. Но есть среди них тот, который может привлечь к себе внимание любого прохожего, заставить задуматься, а быть может, обратить свой взор к небесам.
Россия – страна колоколов. Не случайно, профиль колокола, как один из национальных символов, виден и в памятнике «Тысячелетие России», созданном в 1862 г. скульптором М.О.Микешиным.
Цель данной работы:
- выявить сущность феномена «колокольности» как национальной особенности русского искусства.
Задачи:
- провести исследование влияния русского колокольного звона на отечественную культуру и искусство для более глубокого постижения музыкальной и духовной культуры России;
- создать учебное пособие для уроков музыки, искусства, ОПК.
Гипотеза:
- формирование духовного потенциала молодого поколения будет проходить более успешно при освоении им особенностей русского колокольного звона как важнейшего пласта музыкальной и духовной культуры России.
Объект исследования:
-«колокольность» в народном творчестве, в русской музыке и литературе.
Предмет исследования:
- народные пословицы, поговорки, легенды, произведения поэтов, композиторов, в которых присутствует тема колокольного звона.
Методы исследования:
- изучение исторической и музыковедческой литературы, анализ музыкальных произведений, синтез и обобщение полученной информации.
Предполагаемая новизна и практическая значимость:
- создание учебного пособия для уроков музыки, литературы, искусства, ОПК, ОРКСЭ. Материалы проекта могут найти применение при подготовке классных часов, лекториев, внеклассных мероприятий по духовно - нравственному воспитанию школьников.
Этапы работы
1.Определение темы, проблемы и цели проекта.
2.Распределение направлений работы.
3.Изучение и анализ литературы и материалов Интернета по данной теме.
Предполагаемый результат исследовательской работы:
- буклет для семейного чтения «Пословицы и поговорки о колоколах» с целью пропаганды культурного и духовного наследия России,
- поэтический сборник «Внимаю звукам звона и стиха»,
- подборка музыкальных произведений русских композиторов,
- презентация «Колокольность» как национальная особенность русского искусства».
1 часть
Колокола!
Ваш звучный звон –
Язык земли, меня вскормившей…
Музыка звонов всегда нравилась людям. Зодчими строились храмы с колокольнями. С давних пор художники писали картины с образом колоколов или воздействия, оказывающего ими на людей; поэты и писатели сочиняли стихи и рассказы; композиторы в своих произведениях отражали собственное восприятие колокольных звонов. Таким образом, в русском искусстве существует уникальное явление - «колокольность» [Приложение I].
Колокола называют иконами в звуке. Их звон исстари величается в народе гласом архангела. Наши предки, как и мы с вами, слышали их голоса. Издревле о них слагались легенды и песни, считалось, что их голоса становятся глуше, не звучат, если отливали их люди злые и нечестные. В народе сохранились предания о том, что иногда они начинали звучать сами по себе, предупреждая людей об опасности. А как не вспомнить легенду о затонувшем граде Китеже, который находился на берегу озера Светлояр, что в Нижегородской области? До сих пор приезжают туда люди, надеясь увидеть в утреннем тумане над озером очертания древнерусского города и услышать из-под воды их серебряные голоса. Начало распространения колоколов во всём христианском мире связывают с именем святителя Павлина Милостивого епископа Ноланского. По преданию, епископ Павлин по дороге в монастырь устал и прилёг отдохнуть в поле. Во сне ему приснились ангелы, раскачивающие чудесные цветы – колокольчики, которые издавали мелодичный звон. Вернувшись домой, святитель заказал отлить первые европейские колокола, взявшие для себя форму всем известного цветка. Официально церковный колокольный звон был введен папой Сабинианом (604- 606гг.) Вопрос, откуда пришли колокола на Русь, до сегодняшнего времени остается открытым. Одни считают, что колокольные звоны пришли из Западной Европы, другие родиной колокольного звона считают Византию, третьи говорят, что колокольный звон появился на Руси независимо ни от кого. Ряд исследователей полагает, что родина колоколов – Китай, откуда колокольчики могли со временем достичь Запада по «Великому шелковому пути» и по маршрутам «Великого переселения народов», чтобы начать новую жизнь в европейских культурах. И только русская верующая душа смогла увидеть в маленьком, совершенно чуждой формы, колоколе, пришедшем с запада, весь его глубокий смысл. Придя на Русь вместе с Православием, колокола соединились с русской народной культурой, приобрели своё национальное отличие и звучание, стали явлением самобытным, символом державы и мощи духа русского человека.
Некоторые ученые считают, что название «колокол» произошло от греческого «калкун» — в переводе на русский «било». Однако существуют и другие этимологические версии. Слово «колокол» — от нашего старинного славянского слова «коло», обозначающего круг. От него - коло-бок, коло-ворот.
Первоначально, до появления колоколов на Руси, более общий способ созыва верующих к богослужению определился к VI веку, когда стали употреблять била и клепала. Била – это брус или доска, а клепала - железные или медные полосы, по которым ударяли специальными деревянными палками и только в конце X века появились колокола. Изготавливали деревянные била из клена, бука, ясеня, которые придавали звучанию особенную мелодичность. Клепало нередко изготавливалось в виде доски или коромысла, что своей дугообразной формой должно было символизировать небесный свод, а звук его уподоблялся грому небесному.
«Первое летописное упоминание о колоколах на Руси, относится к 988 г. В Киеве были колокола при Успенской (Десятинной) и Ирининской церквях. В Новгороде колокола упоминаются при храме св. Софии в самом начале XI в. В 1106 г. прп. Антоний Римлянин, прибыв в Новгород, слышал в нем «великий звон». Также упоминаются колокола в храмах Полоцка, Новгород-Северского и Владимира на Клязьме в конце XII в. Но, наряду с колоколами, здесь ещё долгое время употреблялись била и клепала. Как ни странно, Россия заимствовала колокола вовсе не из Греции, откуда приняла Православие, а из Западной Европы. Во время раскопок фундаментов Десятинной церкви (1824) было обнаружено два колокола. Один из них коринфской меди, более сохранившийся (весом 2 пуда 10 фунтов, высотой 9 вершков.), именно он считается древнейшим русским колоколом» [6, с.41].
В православном храме колокола делятся на три вида: самые большие - благовестники, средние и малые. Каждый из этих колоколов звонил в определённых случаях, в определённой последовательности, а люди, слыша эти звоны, понимали, о чём они вещают. Колокольные звоны во все времена были особым языком, способным передать на большие расстояния важную информацию.
Чтобы легче запомнить колокольные перезвоны, стали придумывать попевки:
«Пеки блин – дров нет».
«А мы знаем, да не скажем».
«Динь-дон, динь-дон, колокольный перезвон». [Приложение I].
1.2. Образ колоколов в русской литературе
Кто видел Кремль в час утра золотой,
Когда лежит над городом туман,
Когда меж храмов с гордой простотой,
Как царь, белеет башня-великан.
Колокольную симфонию Москвы однажды описал юный М. Лермонтов в своём учебном сочинении:
«Москва не есть обыкновенный город, каких тысячи. У неё есть своя душа, своя жизнь ... Каждый её камень хранит надпись, начертанную временем и роком, надпись для толпы непонятную, но богатую, обильную мыслями, чувством и вдохновением для учёного, поэта и патриота! Как у океана, у неё есть свой язык, язык сильный, звучный, святой и молитвенный!..
Едва проснётся день, как уже со всех её златоглавых церквей раздаётся согласный гимн колоколов, подобно чудной, фантастической увертюре Бетховена... и мнится, что бестелесные звуки принимают видимую форму...
О, какое блаженство внимать этой неземной музыке!» [2, с.114-115].
Ещё отроком Лермонтов мог подолгу любоваться стенами и башнями Московского Кремля и, конечно же, самым высоким тогда сооружением в Москве (81 м) – колокольней Ивана Великого. Он не раз поднимался наверх колокольни. Двести с лишним ступенек были ему нипочем, впрочем, все усилия возмещались тем, что с самого верха открывался замечательный вид на Москву и ее окрестности.
Колокольным звонам чутко внимали сердца многих русских поэтов. [Приложение IV]. О колоколах немало говорится в русской литературе, начиная с самых древних источников. Первое упоминание о них в русской летописи под 1066 г. связано с Новгородом Святой Софией, с которой полоцкий князь Всеволод снял колокола. В «Слове о полку Игореве» говорится о колоколах полоцких, слышимых в Киеве. О колоколах есть упоминание в былинах киевского и новгородского циклов:
И повели-то Илью да ко виселице
И сопровождают Илью да как Муромца
Со всеми звонами-то церковными...
В «Слове о полку Игореве» упоминаются звучные колокола Полоцка, которые слышны даже в Киеве: «Тому (Всеславу) в Полотске позвониша заутрюю рано у святыя Софеи в колоколы, а он в Киеве звон слыша» [1, с.98].
Много притч, поговорок, пословиц и загадок складывал народ о колокольных звонах. Например, в ходу была поговорка, в которой говорится о том, что колокол для деревенских жителей был своего рода часами, возвещавшими о начале дня:
Первый звон - пропадай мой сон.
Другой звон - земной поклон.
Третий звон - из дому вон. [Приложение II - III].
2 часть
2.1. «Колокольность» в русской музыке
«Ещѐ раз колокольный звон! Сколько раз и в каких разнообразных видах я воспроизводил в оркестровке этот непременный атрибут древней русской жизни, хотя и сохранившийся до наших времѐн», - Н. Римский-Корсаков. Летопись музыкальной жизни [3, с.440].
Колокольность осознается композиторами как своеобразный символ национальной духовности, символ возвращения к исконным традициям православия. Колокольные звоны не раз воспроизводились в творчестве русских и советских композиторов. Причём, здесь можно услышать все разновидности звона:
- набат («Сцена пожара в Путивле», опера А.П.Бородина «Князь Игорь»),
- всполошный звон, созывающий опричников на Красную Площадь (опера П.И.Чайковского «Опричник»),
- большой звон, сопровождающий въезд Ивана Грозного (Н.А.Римский-Корсаков, опера «Псковитянка»),
- светлый, праздничный звон в «Сказке о царе Салтане» Римского-Корсакова,
- тревожный, призывный звон в сцене под Кромами в опере «Борис Годунов» М.П.Мусоргского, торжественный звон во второй картине пролога этой же оперы, скорбный – в сцене смерти Бориса.
- ликующий звон в эпилоге «Ивана Сусанина» М.И.Глинки,
Колокольный звон мы слышим:
- в «Воскресной увертюре» Римского-Корсакова,
- в увертюре Чайковского «1812 год»,
- в сюите Глазунова «Кремль»,
- в кантате Прокофьева «Александр Невский»,
- в поэме Шостаковича «Казнь Степана Разина» и в других произведениях музыкального искусства.
Колокольный звон для этих композиторов был не только иллюстрацией, бытовым фактом. Здесь уместно привести выражение академика Б.Асафьева: «Звон как колорит атмосферы» - той музыкальной атмосферы, которая когда-то с детства окружала русского человека, воспитывала его музыкальный вкус, музыкальное чувство. Колокольный звон в музыке русских композиторов — это олицетворение России» (4; с.20)
Оркестровые колокола – это ударный инструмент симфонического оркестра (идиофон), которые имитируют колокольный звон. Представляет набор 12—18 цилиндрических металлических трубок, подвешенных в раме-стойке. Ударяют колотушкой, головка которой обтянута кожей. Изобретены в 1893 г. англичанином Герингтоном. [Приложение I].
Нередко композиторы вводили в свои произведения не собственно колокольный звон, а его имитацию средствами оркестра. Для этого использовались различные инструменты и их сочетания (тарелки, гонг, арфа, тамтам). Мастерами по части создания эффекта «колокольности» оркестровыми средствами явились М. Мусоргский (вступление к опере «Хованщина»), Н. Римский-Корсаков (оркестровое интермеццо в конце первого действия оперы «Псковитянка», воскресная увертюра «Светлый праздник», прелюдия для симфонического оркестра «Над могилой»). Кроме того, широко распространено в русской музыке создание эффекта колокольности средствами фортепиано. Здесь необходимо упомянуть произведения таких композиторов, как П. Чайковский («Утренняя молитва», «Масленница», «Русская пляска», «Думка», «На тройке», «Русское скерцо», Первый концерт для фортепиано с оркестром), М. Мусоргский («Картинки с выставки», особенно пьеса «Богатырские ворота в стольном городе во Киеве»), А. Бородин (пьеса «В монастыре» из «Маленькой сюиты»), С. Рахманинов (прелюдии: Си-бемоль мажор, до-диез минор и си минор; этюды-картины: Ре - мажор, До - минор, Ми - бемоль мажор; сюита для фортепиано «Светлый праздник»; Второй концерт для фортепиано с оркестром), А. Скрябин (сонаты, Десятая прелюдия, Третья симфония, «Прометей», «Поэма экстаза»).
2.2. «Колокольность» в музыке русских композиторов 19 века.
Наиболее яркие оперные произведения в претворении колокольности: Глинка - «Иван Сусанин», Чайковский «Опричник», Мусоргский - «Борис Годунов», Римский-Корсаков - «Псковитянка», «Сказка о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже».
Драматургические функции колокольных звонов в русских операх непосредственно связаны с идеей произведения. В них колокольность, органично вплетённая в музыкальную ткань, является характеристикой особо значимого элемента сценического действия, подчас вырастая в произведении до значения сквозной темы - идеи. Выделяется несколько главных художественных аспектов, в образном претворении которых важнейшая роль принадлежит колокольным звонам: выражение народного торжества, ликования; воплощение лирико-драматической и трагической коллизий, раскрывающих психологическое состояние героев; показ национальных черт русского характера; выявление национального сказочно-эпического стиля в произведении; выявление главной художественной идеи оперы.
Тенденцию к колористичности музыкального языка можно наблюдать уже в самом первом классическом образце – опере М. И. Глинки «Иван Сусанин» в заключительном хоре «Славься», где главным средством динамизации становится наслоение колокольного звона. Глинка, выстраивая концепцию «Ивана Сусанина», последовательно внедряет на протяжении всей оперы главную тему - идею «Славься», централизуя её в заключительном хоре, в его апофеозном моменте – колокольном звоне.
В «Псковитянке» Римского-Корсакова звоны предшествуют появлению драматургически важнейших лейтмотивов оперы: Ольги, Грозного и псковской вольницы. Особой динамизации подвергается третья часть (сцена веча), где совмещаются музыкальные образы звонов и народа. В опере «Борис Годунов» Мусоргского драматургия колокольных звонов является одним из важнейших средств воплощения психологического содержания. Колокольный звон, открывающий вторую картину пролога (блестящее свидетельство звукоизобразительного мастерства композитора), является музыкальной экспозицией образа Бориса, это музыкальный символ царской власти. В колокольной музыке пролога и первого действия выявляются три ведущих жанровых начала: звон праздничный, торжественный – символ царской власти; набатный – в рассказе Пимена о кровавых событиях в Угличе; благовест, связанный с образом Пимена -символ возмездия. Кульминация всех трёх видов звона – в сцене смерти Бориса. Композитор использует здесь жанр погребального перезвона.
В творчестве композиторов «Могучей кучки» колокольные звоны стали действенным средством колористического обогащения гармонии и фактуры.
«Картинки с выставки» М. П. Мусоргского – одно из самых ранних претворений колокольности в русской инструментальной музыке: в последней пьесе цикла «Богатырские ворота» композитор средствами колокольной фактуры гармонических красок создаёт истинно русский богатырский образ. Самым ярким моментом в финале является имитация фактурно-тематического развития колокольного звона: перезвон низких колоколов (1-4 т), перезвон низких и средних (5-8 т), перезвон низких, средних.
В пьесе «В монастыре» из «Маленькой сюиты» для фортепиано А.П. Бородина воплощается жанр погребального звона.
В увертюре «Светлый праздник» Н.А. Римского-Корсакова передана стихия праздничных звонов – «Красный» звон, набатный, праздничный перезвон, наконец, большой праздничный звон.
2.3. «Колокольность» в музыке С.В.Рахманинова
Колокольность С. Рахманинова – это выражение коренного национального начала в его музыке. Уже первые творческие опыты композитора были связаны с музыкой звонов. Это не случайно, - Рахманинов в детстве очень любил бегать на церковный двор и играть на малых колоколах. «Одно из самых дорогих для меня воспоминаний детства связано с четырьмя нотами, вызванившимися большими колоколами Новгородского Софийского собора, которые я часто слышал…»[5, с.184].
У Рахманинова колокольность, вплетённая в ткань музыки, становится в самых различных окрасках, толчках, ритмоузорах, ритмогармониях раскрытием психологических состояний встревоженного человечества. Влияние искусства колокольных звонов ярче всего сказалось на особенностях ритма и фактуры музыки Рахманинова, например, Прелюдии до-диез минор, в финале первой фортепианной сюиты «Светлый праздник», в концерте №2 для фортепиано с оркестром.
Второй фортепианный концерт – одно из самых известных произведений С.Рахманинова. Начальные, вступительные аккорды фортепиано и вытекающая из них широкая, удивительной красоты мелодия - есть образ Родины с её бескрайними просторами и удивительно точными национально-ментальными особенностями – отдалённым звоном большого колокола. Звучание его постепенно усиливается, что создаёт эффект приближения и иллюзию пространства. Колокольность звучания с гудящее - набатными басовыми звуками сохраняется и в бурных пассажах фортепиано.
Кантата «Колокола» - одна из творческих вершин Рахманинова и своеобразный итог претворения колокольности в искусстве русских композиторов. Произведение можно назвать колокольной симфонией. В основе поэмы «Колокола» — раздумья о смысле жизни. Жизнь прекрасна, по мысли автора, несмотря на бури и невзгоды. Звучащий мотив в поэме — непрекращающийся ритм движения жизни, который помогает людям верить в лучшее даже в тяжелые минуты своей судьбы. Рахманинов через сферу колокольных звучаний показал различные этапы жизни человека: от светлых юношеских грез и счастья любви до тяжелых трагических переживаний и погребального шествия. В волнующей музыке слышатся и «серебристые» переливы бубенцов, и «золотой» свадебный звон, и «медный» гул набата, и «железный» похоронный звон. Мятущейся душе человека, образ которого стоит в центре поэмы Рахманинова, свойственны не только стремления к наслаждению прекрасным и трепет перед неминуемым, но и большая душевная стойкость, сила, гордость. Человек достоин лучшей участи - вот лейтмотив поэмы. И неожиданно умиротворенная концовка «Колоколов» как бы говорит о предварении светлого будущего человечества.
Это произведение имеет особое значение, т.к. является своеобразным итогом развития колокольности в искусстве русских композиторов.
2.4. «Колокольность» в русской музыке XX – XXI века
Огромный интерес к русскому колокольному звону подтверждает и широкое внедрение колокольности в русскую музыку XX – XXI века, в творчество С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Г.Свиридова, Р.Щедрина, В.Гаврилина, А.Петрова, А.Слонимского и многих других композиторов.
Среди названных композиторов оригинальностью и самобытностью отличается творчество Валерия Гаврилина. Уникальным, не знающим аналогов, произведением В. Гаврилина является симфония - действо «Перезвоны». Оно воспринимается как музыкальный символ судьбы России в трагичном для нее XX веке.
Среди наиболее известных произведений советских композиторов ХХ века можно назвать кантаты Г. Свиридова «Деревянная Русь», «Поэма памяти Сергея Есенина» и 11-ю симфонию Д. Шостаковича. Большее распространение в советский период получает использование трубчатых колоколов, звучащих по сравнению с натуральными менее сложно и объемно, но зато интонационно чисто. К примерам использования трубчатых колоколов относятся произведения Д. Шостаковича: 11-я, 13-я симфонии, поэма для солистов, хора и оркестра «Казнь Степана Разина»; С. Прокофьева: кантаты «Здравница» и «Александр Невский», вступление ко Второй симфонии; А. Шнитке: «Серенада», Концерт для скрипки с оркестром № 2; Э. Денисова: кода 6-й части «Солнце инков»; Р. Щедрина: «Кармен-сюита».
Колокольность присутствует и в вокальном творчестве композиторов: Г. Свиридов («Поэма памяти Сергея Есенина» для тенора, хора и симфонического оркестра), Р. Щедрин («Русские звоны» из «Концертино» для смешанного хора a cappella) и другие.
Заключение.
В процессе выполнения проекта было установлено, что такое уникальное явление в русском искусстве как «колокольность» изучено не столь широко.
Проведённое исследование влияния русского колокольного звона на отечественную культуру и искусство позволило выявить сущность феномена «колокольности» как национальной особенности русского искусства.
Цель проекта достигнута путём изучения, анализа и сравнения народных пословиц, поговорок, легенд, произведений поэтов, композиторов, в которых присутствует тема колокольного звона, а также исторической и музыковедческой литературы, материалов Интернета.
В результате исследования созданы материалы, имеющие практическую значимость:
- буклет «Пословицы и поговорки о колоколах», адресованный младшим школьникам с целью пропаганды культурного и духовного наследия России,
- поэтический сборник «Внимаю звукам звона и стиха»,
- подборка музыкальных произведений русских композиторов,
- презентация «Колокольность» как национальная особенность русского искусства».
Материалы проекта могут найти применение не только на уроках, но и при подготовке классных часов, лекториев в казачьих классах, внеклассных мероприятий по духовно - нравственному воспитанию школьников. Формирование духовного потенциала молодого поколения будет проходить более успешно при освоении им особенностей русского колокольного звона как важнейшего пласта музыкальной и духовной культуры России.
Вывод: данная исследовательская работа является актуальной и может иметь продолжение, учитывая возросший интерес общества к православным традициям России,
Колокола – Руси венец,
Червоным золотом горящий,
Ваш звон – связующая нить
Меж будущим и настоящим…
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Слово о полку Игореве сост. Л. А. Дмитриева, Д. С. Лихачева, О. В. Творогова; - М. Советский писатель, 1985. - с.98
2. Лермонтов М. Ю. Панорама Москвы. Собрание сочинений в 4 – х томах". М.Правда.- 1969. Т.4. с. 114 - 115
3. Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни / Римский-Корсаков Н. А. – М.: Музыка, 1982. – с.440 .
4. Пухначев Ю.В. Колокол. В журн.: Наше наследие. №3, 1991- с.20
5. Кошмирина И.,Ильинский В. Путешествие в мир. Музыка. «Олма – Пресс»2003г.- с.184
Северное сияние
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
В поисках капитана Гранта
Чья проталина?
Калитка в сад