Вежливость - одно из важнейших качеств культурного человека. Не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих. В последнее время мы редко слышим в классе вежливое обращение, кроме этого в речи появляются и нецензурные высказывания. На мой взгляд, такое поведение неприятно для окружающих людей. Поэтому актуальность нашей работы неоспорима. Ведь гораздо приятнее услышать от человека вежливые и добрые слова.
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_vezhlivyh_slov.docx | 384.21 КБ |
Букет вежливых слов
(проектно-исследовательская работа)
Подготовили работу:
учащиеся 4 класса
Романова Настя,
Нюдюльчиева Милана
Научный руководитель:
Шарваева Айслу Хариполаевна,
учитель начальных классов
2017 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Литературный обзор………………..…………………………………………..4
Методика работы………………………………………………………………..6
Результаты исследования……………………………………………………….7
Заключение……………………………………………………………………….9
Литературные источники..…………………………………………………….10
Приложения…………………………………………………………………….11
Введение.
С раннего детства родители учат нас быть вежливыми. Но мы заметили, что в классе дети редко говорят друг другу вежливые слова. Нас заинтересовал вопрос: Что такое вежливость? Зачем люди используют вежливые слова? Почему дети редко говорят друг другу вежливые слова?
Актуальность:
Вежливость - одно из важнейших качеств культурного человека. Не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих. В последнее время мы редко слышим в классе вежливое обращение, кроме этого в речи появляются и нецензурные высказывания. На мой взгляд, такое поведение неприятно для окружающих людей. Поэтому актуальность нашей работы неоспорима. Ведь гораздо приятнее услышать от человека вежливые и добрые слова.
Гипотеза работы: Мы считаем, что в результате данной работы мы сможем доказать, что частое употребление вежливых слов способствует улучшению взаимоотношений между людьми.
Цель: Определить качества вежливого человека и составить букет вежливых слов.
Задачи:
Объект исследования: качества вежливого человека
Предмет исследования: вежливость
Литературный обзор.
Мы можем многого не знать, но о вежливости знает каждый из нас.
Знающего, сведущего человека на Руси называли «вежа», вот от него-то и произошло сначала слово «вежество», а потом «вежливость».
Вежливость - повседневное уважение и открытая доброжелательность по отношению к тем людям, с которыми приходится встречаться дома и в школе, на работе и в общественных местах.
К слову «вежливый» в словаре синонимов существует 24 близких по значению слова. Мы выбрали наиболее употребительные.
Вежливый - соблюдающий правила приличия.
Учтивый - почтительно-вежливый в обращении с людьми.
Благовоспитанный - обладающий хорошими манерами, умеющий вести себя в обществе.
Корректный - тактичный, вежливый, учтивый.
Уважительный - проявляющий уважение к собеседнику.
Предупредительный - скромный, обязательный, вежливый.
Любезный - обходительный, предупредительный, учтивый.
Галантный - изысканно вежливый, любезный.
Деликатный - предупредительный, мягкий в обращении.
Тактичный- положительное нравственно этическое качество личности, основанное на развитии чувства такта. Проявляется в соблюдении меры в общении, в недопущении действий и слов, которые могли бы быть неприятны или разрушительны для окружающих.
Среди вежливых слов можно выделить несколько групп: слова приветствия; слова благодарности; слова просьбы; слова извинения.
Всем известно слово здравствуйте, которое выражает пожелание здоровья. В давние времена у скотоводов - кочевников при встрече спрашивали: «Здоров ли твой скот? Ел ли ты сегодня?» И это не случайно. От здоровья скота зависела жизнь каждого человека и всего племени, ведь именно скот давал молоко и мясо для еды, шкуры и шерсть для одежды, служил средством передвижения.
Своя история у слова благодарности спасибо. Вначале при встрече говорили «Спаси вас Бог», что подразумевало спасение от всяких неприятностей, болезней, от какого-либо зла. Со временем это приветствие сократили и вместо «Спаси Бог» стали говорить «спаси – бо».
Известное всем слово вежливости пожалуйста происходит от слова «жаловать». В давние времена оно означало оказывать внимание, проявлять почтение. Отсюда и другое, родственное, слово - «пожаловать», то есть откликнуться на просьбу, жаловать внимание.
Слово «прощай» означало «сними с меня вину», «отпусти меня свободным». С начала прошлого века в оборот входило слово «до свидания». Теперь в практике речевого общения можно услышать: «Всего вам доброго, до свидания! » (пожелание и прощание вместе).
Следовательно:
Можно сделать вывод, основные качества вежливого человека – это воспитанность, деликатность, уважительность, тактичность, скромность, доброта.
Методика работы.
1) Сбор информации.
В октябре 2017 года мы нашли и изучили теоретический материал по данной теме по литературным источникам и в сети Интернет.
2) Анкетирование
6 декабря 2017 года мы провели опрос среди учеников начальных классов МБОУ «Бага- Бурульская СОШ» с целью выяснить, как ребята оценивают свою вежливость.
3) Наблюдение.
11 декабря 2017 года в течение всего рабочего дня мы пронаблюдали за учащимися начальных классов МБОУ «Бага- Бурульская СОШ» с целью выяснить, как они употребляют этикетные слова в речи.
4) Разработка буклета.
13 декабря 2017 года, совместно с руководителем Шарваевой А.Х. мы разработали буклет «Букет вежливых слов» для привлечения внимания учащихся школы к проблеме вежливости.
Результаты работы.
1) Сбор информации.
В октябре 2017 года мы нашли и изучили теоретический материал по данной теме по литературным источникам и в сети Интернет. Из литературы мы узнали, что такое вежливость и какие основные качества вежливого человека.
2) Анкетирование
6 декабря 2017 года мы провели опрос среди учеников начальных классов МБОУ «Бага- Бурульская СОШ» с целью выяснить, как ребята оценивают свою вежливость.
Для этого мы с руководителем составили анкету «Оцени свою вежливость» (приложение №1), и провели опрос среди учеников нашей школы. Всего в опросе принимало участие 15 учеников.
Вопрос | Да | Нет | Иногда |
Здороваешься ли ты с соседями по дому? | 10 | 2 | 3 |
Благодаришь ли ты маму или бабушку за обед (ужин, завтрак)? | 13 | 1 | 1 |
Извиняешься (извинишься) ли ты, если опоздал (опоздаешь) на урок и вошел в класс после учителя? | 13 | 0 | 2 |
Ты извиняешься перед малышом, которого случайно толкнул? | 15 | 0 | 0 |
Папа (мама, дедушка) помог тебе решить трудную задачу, благодаришь ли ты его (её)? | 12 | 0 | 3 |
Говоришь ли ты спокойно, не повышая голоса, даже если споришь? | 7 | 4 | 4 |
Поздравляешь ли ты маму, бабушку, сестру… с праздником 8 марта. | 14 | 0 | 1 |
Когда ты ложишься спать, желаешь ли ты своим близким «Спокойной ночи»? | 8 | 4 | 3 |
Анализ анкет показал, что ученики начальных классов считают себя вежливыми. Наиболее употребляемые слова извинения и благодарности.
К сожалению, говорят спокойно, не повышая голоса только 7 детей, только 10 из 15 учащихся здороваются со своими соседями.
По результатам анкетирования можно сделать вывод, что большинство детей считают себя вежливыми людьми и всегда употребляют в своей речи вежливые слова. Но есть такие ребята, которые употребляют слова вежливости в своей речи редко.
3) Наблюдение.
11 декабря 2017 года в течение всего рабочего дня мы пронаблюдали за учащимися начальных классов МБОУ «Бага- Бурульская СОШ» с целью выяснить, как они употребляют этикетные слова в речи.
Понаблюдав за ними во время учебного дня, мы пришли к выводу, что утром при встрече с т.Викой не все дети здороваются, а с учителями школы почти совсем не здороваются. В конце учебного дня не все дети говорят «до свидания». Заходя в класс, мальчики не пропускают девочек. Между собой они также редко здороваются. Такие слова, как «спасибо», «пожалуйста», «извините» тоже очень редко звучали.
Вывод: не все ученики начальной школы используют в своей речи вежливые слова.
4) Разработка буклета.
13 декабря 2017 года, совместно с руководителем Шарваевой А.Х. мы разработали буклет «Букет вежливых слов» для привлечения внимания учащихся школы к проблеме вежливости (приложение №2).
Заключение.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась, мы поняли, что частое употребление вежливых слов способствует улучшению взаимоотношений между людьми и с помощью буклета «Букет вежливых слов» постараемся доказать это ребятам.
Литературные источники.
Приложения
Приложение №1
Тест «Оцени свою вежливость»
Отвечай на вопросы честно, одним словом «да», или «нет», или «иногда»
Приложение №2
Буклет «Букет вежливых слов»
Что общего у травы и собаки?
Рисуем осенние листья
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Золотой циркуль
Сочинение