Знаменитая фраза французского писателя А. де Сент-Экзюпери «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения» содержит в себе глубокий смысл и приобретает новое значение в современном мире. Обязательной частью общения являются переживания и эмоции. Жизнь без эмоций невозможна. Эмоции не возникают сами собой, без причины, их истоки - в потребностях человека. Эмоции нужно воспитывать с детства, а лучшие помощники в этом деле – умные, добрые и эмоциональные книги, читая которые мы научаемся цивилизованному проявлению своих эмоций в общении.
Актуальность заявленной темы заключается в необходимости исследования текстов, в которых показаны образцы достойного доброго поведения и культура проявления эмоций.
Целью исследовательской работы является: выявление языковых способов передачи эмоций в тексте повести Холли Вебб «Щенок Макс, или Выбери меня!»
Методы исследования: сплошная выборка языкового материала, лингвистическое наблюдение, языковой анализ и синтез, количественный подсчёт, обобщение.
В ходе исследования было выяснено, что одним из главных способов передачи эмоций в исследуемом тексте являются наречия, которые позволяют точно выразить эмоции автора и героев, благодаря чему появляется эмоциональный отклик и переживания читателей. Сильным способом выражения эмоций в тексте являются такие знаки препинания, как восклицательный, вопросительный знаки, многоточие и тире. Важным способом передачи эмоций на письме являются фразеологизмы, благодаря которым наша устная и письменная речь становится не только яркой и образной, но ещё и эмоциональной.
Вложение | Размер |
---|---|
dursunova_aysel._nauchnaya_statya.doc | 1.22 МБ |
4a_dursunova_aysel._prezentatsiya_nir.pptx | 1.37 МБ |
Слайд 1
Способы передачи эмоций в повести Холли Вебб «Щенок Макс, или Выбери меня!» Выполнила: Дурсунова Айсель, ученица 4 а класса Руководитель: Чёрненькая Инна ВикторовнаСлайд 2
Холли Вебб
Слайд 3
Гипотеза — если эмоции являются обязательной и важной частью общения между людьми, то существуют способы их передачи и в письменной речи. Объект исследования: текст повести Холли Вебб «Щенок Макс, или Выбери меня!». Предмет исследования: языковые способы передачи эмоций в тексте повести Холли Вебб «Щенок Макс, или Выбери меня!»
Слайд 4
Цель – выявление языковых способов передачи эмоций в тексте повести Холли Вебб «Щенок Макс, или Выбери меня!» Задачи: рассмотреть значение слова «эмоции»; обнаружить и исследовать отдельные способы передачи эмоций в тексте произведения; найти в тексте, выписать и проанализировать языковые средства передачи эмоций; обобщить полученные результаты, сформулировать выводы.
Слайд 5
Методы исследования: метод сплошной выборки ; метод лингвистического наблюдения; метод количественного подсчёта; метод языкового анализа и синтеза; метод обобщения.
Слайд 6
Эмоции — это быстропроходящие ответные реакции человека и животных на конкретное событие или ситуацию. Основные эмоции: радость, печаль, гнев, страх и стыд.
Слайд 7
Языковые способы передачи эмоций читателю: использование большого количества наречий, позволяющих передать эмоции; частое использование восклицательных предложений; употребление множества вопросительных предложений; частое использование предложений, содержащих тире; частое использование предложений, содержащих многоточие; наличие фразеологизмов, которые помогают передать эмоции.
Слайд 8
Значения наречий Направление, время и место действий Характер действий Передача эмоций 120 64 232
Слайд 9
Предложения Воскли-цатель-ные (!) Вопроси-ситель - ные (?) Содер - жащие тире ( - ) Содер - жащие много-точие (…) 133 57 56 29
Слайд 10
Фразеологизмы ( всего 28): суют везде свой нос; на седьмом небе от счастья; глазом моргнуть не спеешь; понеслась домой со всех ног; пулей бросился бежать к двери; не находил себе места от скуки; глаза уже слипались; мордочка светилась от счастья; валился с лап от усталости; кусок в горло не лезет от волнения; не опускала руки, продолжая поиск…
Слайд 11
Результаты исследования 1 . В повести «Щенок Макс, или Выбери меня!» мы рассмотрели 6 языковых способов письменной передачи эмоций читателю. 2 . В тексте находятся большое количество наречий- 416, которые не только уточняют действия, обозначаемые глаголами - 184, но и позволяют выразить различные эмоции – 232. 3. В произведении объёмом 110 страниц содержится 134 восклицательных предложения, 57 – вопросительных, 56 – содержащих тире и 29 - многоточие, которые также помогают передать эмоции. 4 . В повесть включены 28 устойчивых словосочетаний - фразеологизмов, которые делают текст интересным и передают эмоции автора и героев.
Слайд 12
Выводы 1. Письменная речь ограничена в языковых способах передачи эмоций, но авторы любимых нами произведений владеют способами их передачи. 2 . Одним из главных способов передачи эмоций в исследуемом тексте являются наречия, которые позволяют не просто обозначить признаки действий, но и точно выразить эмоции автора и героев, благодаря чему появляется эмоциональный отклик и переживания читателей. 3 . Сильным способом передачи эмоций в тексте являются знаки препинания: с помощью (!) , например, можно передать радость, любовь, гнев, испуг, досаду; с помощью (?) – интерес, разочарование, грусть; с (…) – напряжённость, ( - ) – неожиданность. 4. Важным способом передачи эмоций на письме являются фразеологизмы, с ними речь становится не только яркой и образной, но ещё и эмоциональной.
Слайд 13
Спасибо за внимание!
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Два морехода
Голубая лягушка
Марши для детей в классической музыке
Мост из бумаги для Киры и Вики