Целью исследования «Эти удивительные дельфины» является знакомство с удивительным миром дельфинов через поиск и раскрытие необычных фактов из их жизни и отношений с человеком. В ходе исследования было установлено, что дельфины – древние животные, насчитывают 47 видов, внешне они похожи на рыб, но являются теплокровными млекопитающими. Дышат они лёгкими; хорошо видят и под водой, и над водой; являются самыми быстрыми морскими пловцами; имеют более развитый, чем у человека мозг. За умение «разговаривать» дельфинов называют «людьми моря». Метод «дельфинотерапии», открытый 1970 году английскими учёными позволяет лечить детей. Выводы, сформулированные в результате исследования, полностью подтверждают гипотезу о том, дельфины особенные удивительные морские животные и друзья человека.
Вложение | Размер |
---|---|
dursunova_aysel._issledovatelskaya_rabota.docx | 217.4 КБ |
dursunova_aysel._prezentatsiya_issledovatelskoy_raboty.pptx | 1.16 МБ |
VIII школьный конкурс исследовательских работ
и творческих проектов младших школьников «Юный исследователь»
Исследовательская работа
«Эти удивительные дельфины»
Дельфин – с плавниками,
Но всё же не рыбка.
Считать его рыбкой –
Большая ошибка.
Ведь он чрезвычайно
Талантливый зверь,
Гораздо умнее, чем рыбы,
Поверь!
И фокус покажет,
И трюк повторит.
Все рыбы – молчуньи,
А он – говорит!
Выполнила:
Дурсунова Айсель Билал кызы,
обучающаяся 1 а класса
Руководитель:
Чёрненькая Инна Викторовна,
учитель начальных классов
с. Мыс Каменный
2016 г.
«Эти удивительные дельфины»
Дурсунова Айсель Билал кызы
Российская Федерация
Министерство образования
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
Муниципальное образование Ямальский район
с. Мыс Каменный
Муниципальное казённое общеобразовательноеучреждение
«Мыскаменская школа-интернат»
1а класс
Содержание
I. Введение …………………………………………………………………………………….. | 3 |
II. Основная часть. Необычный мир дельфинов | |
2. 1. Общие сведения о дельфинах.....……………..………………………………………….. | 4 |
2.2. Рождение дельфинов……………….………………………..……………………………. | 5 |
2.3. Язык и общение дельфинов…...………………..………………………………………… | 6 |
2.4. Дельфины и люди.……………..……...…………………………………………………... | 6 |
III. Заключение ………………………………………………………………………………. | 7 |
IV. Список литературы ……………………………………………………………………... | 8 |
V. Приложения ……………………………………………………………………………….. | 9 |
«Эти удивительные дельфины»
Дурсунова Айсель Билал кызы
Российская Федерация
Министерство образования
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
Муниципальное образование Ямальский район
с. Мыс Каменный
Муниципальное казённое общеобразовательноеучреждение
«Мыскаменская школа-интернат»
1а класс
Моя исследовательская работа посвящена необычным и неповторимым морским животным – дельфинам.
Актуальность данного исследования заключается в том, что дельфины не только особенные морские обитатели, но и большие друзья человека. С первой моей встречи с этими животными в дельфинарии прошло уже много времени, но мне всегда хотелось узнать побольше об этих красивых и умных пловцах, с которыми сейчас связывают надежду на выздоровление тяжело больных людей и особенно детей. Для начала нами была определена цель исследования.
Цель исследования: знакомство с удивительным и интересным миром дельфинов.
Задачи исследования:
Перед началом исследования нами была выдвинута гипотеза в виде предположения
о том, что дельфины – особенные животные, которые приносят пользу человеку.
Объект исследования: дельфины.
Предмет исследования: интересные факты о дельфинах и их жизни.
Методы исследования:
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы на уроках окружающего мира при создании и защите проектов.
Проблема исследования: может ли животное по своему развитию быть выше человека и оставаться его другом.
II. Основная часть. Необычный мир дельфинов
2.1. Общие сведения о дельфинах
Дельфины появились 50 миллионов лет назад, когда их предки-гиганты приспособились к жизни в океане. Они имели узкое удлиненное тело около 22 метров и маленький хвост-плавник. Всего в Мировом океане обитает 47 видов дельфинообразных. Встречаются дельфины во всех морях, кроме Каспийского и Аральского. Самые известные виды дельфинов: дельфин-белобочка, афалина, касатки, гринды, белухи, нарвал.
Дельфины – это небольшие киты. Они – теплокровные. Температура тела дельфина такая же, как у человека - 36,6 градуса.
Тело дельфина вытянутой формы, похоже на тело рыб. Голова относительно небольшая, заканчивается похожим на птичий клюв ртом. Учёные выяснили, что мозг взрослого дельфина весит около 1700 граммов, а у человека - 1400. У дельфина в два раза больше извилин в коре головного мозга, чем у человека. Хвост заменил широкий и плоский горизонтальный плавник. Передние конечности имеют форму плавников, задние же плавники полностью отсутствуют: от них в скелете сохранились только отдельные кости. У многих видов дельфинов имеется спинной плавник, который напоминает по своему виду плавник рыб. Глаза у дельфинов очень маленькие, расположены вблизи углов рта. Глаза покрыты специальным секретом, защищающим глаза от посторонних предметов и трения о воду. Уникальной способностью считается то, что почти все дельфины неплохо видят и под водой, и над её поверхностью. Это происходит благодаря особому строению глаза, одна часть которого отвечает за картинку в воде, другая – над её поверхностью.
Дыхание у дельфинов, несмотря на водное проживание, лёгочное, поэтому они постоянно всплывают на поверхность, пополняя запасы воздуха через дыхло, которое под водой перекрывается. Через него дельфины также могут выпускать фонтаны брызг. Большой объём легких позволяет животным, набрав воздуха, находиться в воде около 5 минут (хотя могут от 10 до 15 минут). Даже во время сна животное находится в пятидесяти сантиметрах от поверхности и, не просыпаясь, выплывает наружу каждые полминуты. Вне воды дельфины также долго жить не могут.
Кожные покровы дельфинов настоящее чудо природы. Совершенно гладкая кожа позволяет дельфинам легко двигаться в воде, а также снизить тепловые потери. У дельфинов учились конструкторы подводных лодок, создавая искусственные шкуры для субмарин. А ощущение кожи дельфина на ощупь - совсем необычное: на вид она - плотная, как из пластика, а на ощупь - нежная и мягкая, напоминает тонкий шелк.
Длина тела дельфинов составляет от 1,3 м до 11 м. Дельфины бывают чёрного, серого или коричневого цвета, расцветки обычно более яркие на спине и бледнеют к животу.
Дельфины способны нырять на большие глубины, а также прыгать над водой до 9 м вверх и до 5 м в длину. Эти прыжки дельфины используют для спасения от хищников, демонстрации своей силы перед самками, а также для глушения рыбы. Дельфины очень быстрые животные – развивают скорость до 55 километров в час. Дельфины не разгоняются, постепенно набирая скорость, а моментально «стартуют» в таком ритме, какой считают нужным. Такой же метод они используют и для торможения. Интересно то, что дельфины никогда не «пятятся назад», при необходимости они просто плавно делают разворот.
Дельфины живут и добывают пропитание стаями по 15-20 особей. В день один дельфин съедает до 30 килограммов рыбы. Это очень важно, потому что они теплокровные животные и им необходимо поддерживать температуру тела постоянной в любой воде, даже очень холодной.
Охотятся дельфины следующим образом: они нагоняют стаю рыб и окружают ее. Сжимая свой охотничий строй, они выталкивают рыбу на самое мелководье и там поедают ее. Окружив косяк рыбы подальше в море, дельфины не бросаются каждый по отдельности за добычей, а организованно удерживают стаю в кольце, не давая рыбам рассеиваться. Они выхватывают рыбу, выплывая по двое в середину круга, а потом возвращаются обратно, чтоб дать другим возможность поесть.
Интересно и то, как дельфины спят. В море легко утонуть или стать жертвой других хищников. И в связи с этим сон дельфинов не похож на сон обычных животных. Во время сна одно полушарие дельфина отдыхает, а второе – бодрствует, то есть следит за своевременным дыханием и движением животного. Продолжительность жизни мелких дельфинов – 30 лет, а крупных – 50.
2.2. Рождение дельфинов
Пополнения в семействе дельфинов происходит раз в два года. Дельфины носят потомство, как и человеческие женщины, в чреве. Период беременности составляет от 12 до 16 месяцев и рождается один детёныш хвостом вперед, при этом мама сразу толкает его к поверхности, чтобы он начал дышать воздухом. После рождения дельфинёнок в длину составляет около 1 м. Мать вскармливает детёнышей молоком, поэтому дельфины относятся к млекопитающим. Мама кормит малыша жирным молоком около 30 раз в сутки не менее полугода, а иногда до 2 лет. Дельфины очень заботливые родители, которые оберегают, учат и опекают своих детёнышей до 5 лет. Дельфинёнок издает очень тонкие звуки, чтобы его не забыли и не потеряли. В первые месяцы жизни дельфинята почти не спят. Малыши еще не умеют надолго задерживать дыхание, поэтому поднимаются на поверхность примерно каждые 2-3 минуты. Конечно, заботливым мамам приходится трудно. Они вынуждены тоже не спать, чтоб оберегать своих деток.
2.3. Язык и общение дельфинов
Неслучайно дельфинов называют «людьми моря». Звуки умеют издавать все киты, но самыми «разговорчивыми» оказались дельфины. Звуки дельфинов бывают двух типов: ультразвук (для эхолокации) и щебет (свист) для общения друг с другом.
Ультразвук отражается от встречных предметов и по времени, за которое звук возвращается назад, дельфины определяют расстояние до них, их величину, форму, материал, из которого они сделаны, а благодаря способности звуковых волн распространятся в твёрдых телах, получают представление о внутреннем устройстве предметов. Вода – хорошая среда для эхолокации, так как звук в ней распространяется в четыре раза быстрее, чем в воздухе, и на более длинные расстояния.
Свист дельфинов человек может слышать без специальных приспособлений. Они тоже разнообразные. Это лай, визг, щебетание, а также вой, щёлканье и хрюканье. Эти звуки дельфинов используются для близкого общения с родственниками и выражения своих эмоций. Даже маленькие дельфины могут обнаружить свою мать по её свисту вскоре после рождения, и умеют отвечать ей.
Учёные насчитали около 186 разного типа «свистов». Смысл многих сигналов пока не выяснен, но отдельные звуки удалось расшифровать. Например, хлопанье челюстями – это сигнал угрозы, громкий визг – это сильная боль, тявканье – это ожидание еды, а такой сигнал как лай – это «разговор» самцов и самок в брачный период. Научить дельфина говорить пока ещё не удавалось никому, потому что у дельфинов нет голосовых связок, а звук они производят складками гортани, воздушными носовыми мешками и горловыми мешками.
2.4. Дельфины и люди
Морские дельфины – общительные и дружелюбные животные, легко идущие на контакт. Их любознательность, доверчивость и лёгкий контакт с человеком, а также исключительная понятливость нашли применение в нашей жизни.
Дельфины обучаются легче, чем собаки. Для них достаточно двух-трёх показов, чтобы они запомнили трюк. Они также могут обучать друг друга. Дельфины осторожно берут рыбу с тарелочки, ловят её на лету и берут из рук дрессировщика, прыгая на высоту более четырёх метров. Они подают брошенные в воду вещи, прыгают сквозь объятый пламенем обруч, играют в баскетбол и водное поло, с большой точностью забрасывая мячи. Всё это можно увидеть в специальных аквариумах - дельфинариях, которые построили люди на побережьях морей и океанов, где ухаживают и кормят животных, но на свободе обитатели моря живут от 30 до 50 лет, в неволе – только 7.
В 1970 году английские учёные выяснили, что общение с дельфинами лечит человеческий организм и психику человека. Создателем дельфинотерапии считается Дэвид Натансон, который первым начал лечить детей с отклонениями в умственном развитии. Общение с животными очень приятное. Пациент плещется в бассейне вместе с 350 килограммовым «улыбчивым» доктором, ребёнок играет с ним, гладит по бокам, разговаривает с новым другом. Главный «эффект дельфина» проявляется в том, что после окончания сеанса одни дети начинают сочинять стихи, другие рисуют необыкновенные картинки, третьи выходят на сцену петь и танцевать.
Активнее всех дельфинотерапию применяют в Америке, на 2 месте Мексика. В России такой способ лечения используют меньше: большая очередь и стоит оно дорого.
Дельфины часто работают спасателями и проводниками. Они выскакивают из воды или плывут почти стоя на хвостовом плавнике и как бы всматриваются вдаль. Увидев корабль, они окружают его со всех сторон и, словно приветствуя матросов, начинают высоко выпрыгивать из воды. Дельфины могут плыть без устали десятки километров и часами и радовать людей.
Но, к сожалению, люди не всегда используют лёгкую обучаемость дельфинов только для пользы. У военных есть сочетание «боевые дельфины». Так называют животных, обученных в военных целях. Россия и США использовали морских млекопитающих не только для спасения моряков после гибели их корабля, но и для обнаружения мин, уничтожения подводных лодок (метод «камикадзе»). Военные США обучали дельфинов навыкам, способным нанести вред человеку.
Сейчас всё чаще звучат сообщения о массовом выбрасывании умных животных на сушу, а причинами, заставляющими их это делать, считают: загрязнение воды, уменьшение еды, заболевания и сильные боли, вредные шумы, повреждающие очень чувствительный слуховой аппарат дельфинов. Учёные так и не выяснили главную причину гибели дельфинов, а, значит, люди пока не знают, как помочь этим морским животным.
III. Заключение
Мир был бы скучен без таких животных как дельфины, которые имеют более высокий уровень развития, чем человек. Может, поэтому люди не могут пока разгадать все удивительные способности этих морских животных, предлагая им свои «человеческие» задания для проверки. Об интересе к этим необычным морским обитателям говорит большое количество снятых фильмов и написанных книг, и 2007 и 2008 годы были объявлены во всём мире годами дельфина.
В ходе исследования нами было выяснено, что:
Таким образом, гипотеза о том, что дельфины – удивительные животные, которые приносят пользу человеку, полностью подтвердилась, цель исследования достигнута.
Если дельфин приносит людям только пользу и радость, то люди тоже должны сделать всё, чтобы дельфины не болели, а жили долго и радостно.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Стихотворения о дельфинах
Вот дельфины на волне -
Всем довольные вполне!
Кто-то хвалится загаром -
Им загар не нужен даром!
Им понежиться на пляже
Предлагать не надо даже!
Предложи дельфинам рыбку,
Мяч... и добрую улыбку!
Артур Мармазов
Хороши манеры
У дельфина Яшки-
Раздобудет рыбку,
Угостит Наташку.
Яшка и Наташка-
Это два дельфина,
Хочешь покататься,
Полезай на спину!
С Яшкой и Наташкой
Весело в бассейне,
Будет представленье
В это воскресенье.
Мы придём на праздник
К Яшке и Наташке,
Принесём им тазик
рыбки. И…ромашки!
Нина Капустюк
Мой друг Дельфин –
Король глубин,
Любитель рыбных блюд,
Приятно с ним
Под плеск волны
В бассейне сделать круг.
Дельфин не рыба,
Ведь тогда,
В далёкие века,
Его деды сошли с земли
В солёный океан.
Так и тебе не сразу мил
Стал дивный водный мир
Ты так протестовал и ныл!
Но, что забавно, друг,
Беззвучен был
Твой первый крик,
Дельфиний ультразвук.
Н. Иванова
Выгнули спины
Дельфины дугой
И замелькали
Хвосты над водой.
Машет смотритель
Рыбкой –сардинкой,
Значит, дельфиньи
Закружатся спинки
В играх и танцах
С мячом, обручами
Только глаза
У дельфинов печальны.
Всё потому,
Что вкуснее обед
Там, в чистом море…
Смотрителей нет...
Ловят сардинок
Сами собратья,
И по команде
Не надо плясать им.
Елена Неменко
Я знаю из мультфильмов, как плавают дельфины!
И, что едят на завтрак, на ужин и обед!
Однажды в магазине купили мне дельфина.
Прекраснее игрушки не может быть, и нет!
Плывёт дельфинья стая, погожим, ясным днём!
Наперегонки играя, плывёт за кораблём!
Раскрашены весельем их лёгкие прыжки!
На солнышке весеннем сверкают пузырьки!
С игрушечным дельфином я тихо засыпаю...
Мне ночью, он на ушко, расскажет свой секрет...
Про камни и кораллы, про разноцветных рыбок,
Про тёплое течение, про моря синий цвет.
Евгений Лысак
Я дельфину очень рад
Он надёжный друг и брат!
Дельфины людей защищают -
Даже акул прогоняют.
Если идёт корабль ко дну,
Буря вздымает большую волну,
Чтоб человек не погиб от акул,
Не захлебнулся, не утонул,
Спины свои подставляют –
К суше людей доставляют
Я дельфину очень рад
Он надёжный друг и брат!
Владимир Гостинский
В синем море, близ Афин,
Повстречался мне Дельфин,
Он живёт лишь в тёплом море,
А не где- то среди льдин.
Подружился я с Дельфином,
Хоть уже дружу с Пингвином,
И себя за то хвалю,
Что обоих их люблю!
С кем угодно я поспорю,
Что дельфины- люди моря,
И они с древнейших пор
Бороздят морской простор!
Кто взлетает, словно птица?
Кто акулы не боится?
Кто, ныряя по волнам,
Помогает кораблям?
Кто же устали не знает,
Утопавшим помогает?
Эти речи про него,
Про Дельфина моего!
Мне рассказывал один
Очень мудрый господин,
Что полезно очень слушать,
Как чирикает дельфин.
Побывайте вы у нас
В дельфинарии хоть раз,
На прокат себе возьмите
Надувной один матрас.
Не стесняйтесь, развлекайтесь,
И дельфинам улыбайтесь,
Это так полезно всем
Для работы всех систем!
У Дельфина чудный вид-
Кожа гладкая блестит,
И с рассвета до рассвета
Никогда Дельфин не спит!
Интереснее всего,
Что устроен мозг его
Так , что только половиной
Отдыхает он всего.
И у каждого дельфина
Мозга спит лишь половина,
И пускай спокойно спит,
За неё другая бдит.
Так идёт за годом год,
А Дельфин не устаёт,
Много тысяч километров
Он со стаей проплывёт!
Екатерина Французова
Слайд 1
Эти удивительные дельфины Выполнила: Дурсунова Айсель , ученица 1 а класса Руководитель: Чёрненькая Инна ВикторовнаСлайд 2
Цель исследования : знакомство с удивительным и интересным миром дельфинов. Задачи исследования: найти информацию и узнать о необычных фактах из жизни дельфинов; узнать как рождаются эти животные; выяснить как дельфины общаются друг с другом; определить как они относятся к человеку; сформулировать выводы о результатах исследования.
Слайд 3
Гипотеза — предположение о том, что дельфины – особенные животные, которые приносят пользу человеку. Объект исследования: дельфины. Предмет исследования: интересные факты о дельфинах и их жизни.
Слайд 4
Методы исследования изучение статей энциклопедий и материалов Интернета по теме исследования; отбор необходимой информации для оформления текста исследования; анализ собранных фотографий дельфинов.
Слайд 5
Появились 50. 000. 000 лет назад. Кожа плотная, гладкая, нежная, как шёлк. Температура тела 36,6 градусов. Дышат лёгкими. Узкое тело 22 метра в длину. Могут находиться под водой от 5 до 15 минут.
Слайд 6
Самые распространённые виды дельфинов белуха касатка гринда белобочка нарвал афалина
Слайд 7
Питание дельфинов Для поддержания температуры тела дельфин съедает 30 кг рыбы. Добывают пищу стаями по 15-20 особей. Дельфины съедают свою добычу по очереди, уступая место друг другу
Слайд 8
Мозг взрослого дельфина 1кг 700г, а у человека примерно 1 кг 400г , эти животные легко обучаются Дельфин спит только половиной мозга, а другая половина следит за всем, что происходит Мозг дельфинов
Слайд 9
Дельфины – «люди моря». Язык дельфинов Звуки дельфинов бывают двух типов: ультразвук (для эхолокации ) ориентации и щебет (свист) для общения друг с другом. Схема эхолокации
Слайд 10
Способности дельфинов Стаи дельфинов могут сопровождать корабли на большие расстояния Животные могут высоко выпрыгивать из воды на 9 м вверх и 5 м в длину, успешно поддаются дрессировке
Слайд 11
Дельфинотерапия В 1970 году учёные Англии установили лечебное влияние ультразвуков дельфинов на здоровье человека Плавание с дельфинами благотворно влияет на развитие речи детей, укрепляет иммунитет человека, снимает хронические боли
Слайд 12
После лечения одни дети начинают сочинять стихи, другие рисуют необыкновенные картинки, третьи выходят на сцену петь и танцевать. «Эффект дельфина»
Слайд 13
дельфины удивительны по строению своего организма; у этих морских животных много общего с человеком; они владеют особым и пока недоступным для человека языком; дельфины умеют дружить и помогать людям. Заключение (выводы)
Слайд 14
Атлас животных. - М.: Эксмо , 2011. - 98 с. Киты и дельфины/ С.Дэвидсон , пер.с англ. И.Н. Чаромской . - М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2012. - 48 с. Подводный мир. И.В. Травина. - М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2012. - 96 с. Энциклопедия животных /Е.М. Акимова, Е.И. Кобозева. - М.: Дом Славянской книги, 2007. - 207 с. http://www.liveinternet.ru/tags/ http://awesomeworld.ru/zhivaya-priroda/zhivotnyj-mir/delfinyi.html / Список литературы
Слайд 15
Спасибо за внимание !
Будьте как солнце!
Лупленый бочок
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Солнечная система. Взгляд со стороны
Горячо - холодно