Научно-исследовательская работа ученицы 10 класса Будаевой С. посвящена актуальной проблеме общественно-политической активности молодежи. София изучила состояние первичного этапа политической социализации старшеклассников с помощью социологического опроса и получила очень интересные результаты.
Вложение | Размер |
---|---|
politicheskaya_sotsializatsiya.docx | 51.28 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кяхтинская средняя общеобразовательная школа № 1»
671840, Республика Бурятия, г. Кяхта, ул. Рукавишникова, 6
тел. 8(30142) 91963
Научно-исследовательская работа по обществознанию
Тема: Политическая социализация старшеклассников в средней общеобразовательной школе
Автор работы: Будаева София, 10 класс
Научный руководитель: Протасова Анна Сергеевна,
учитель истории и обществознания
г. Кяхта
2019г
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………………….……..3
Заключение ……………………………………………………………………….…..…….12
Библиографический список…………..……………………………………………..……..13
Приложение…………………………………………………………………………..……..15
Введение
Одним из важнейших условий социально–политической стабильности современного российского общества является формирование демократической модели политической культуры гражданина, выработка активной жизненной позиции граждан, осознания ими своей сопричастности к происходящим в стране событиям. Потребность в творческом потенциале личности не только проистекает со стороны общества, но и является естественной необходимостью, которую осознает отдельный человек, стремящийся к полноценной жизни.
Политические знания и культура нужны сегодня любому молодому человеку. Без обладания такими знаниями личность рискует стать объектом манипулирования и подчинения со стороны более активных в политическом отношении сил, поэтому и существует необходимость в повышении политической грамотности граждан. Для решения данной проблемы следует повысить уровень политического сознания людей, а особенно молодежи как самой перспективной в этом плане части населения страны. Гражданами не рождаются, ими становятся в результате положительного взаимодействия с окружающим миром, восприятия его норм, ценностей, традиций
Объектом нашего исследования являются старшеклассники средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования: уровень политической социализации старшеклассников средней общеобразовательной школы.
Цель: определить уровень политической социализации старшеклассников средней общеобразовательной школы.
Задачи:
- изучить теоретические основы понятия «политическая социализация»;
- провести диагностику уровня политической социализации старшеклассников средней общеобразовательной школы;
- разработать рекомендации по повышению эффективности политической социализации старшеклассников средней общеобразовательной школы.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, социологический опрос, математический метод обработки данных.
В рамках нашего исследования мы рассматриваем развитие процесса политической социализации старших подростков в условиях средней общеобразовательной школы. Многие исследователи сходятся во мнении, что современная личность должна быть грамотна и активна в политико-правовой сфере.
Вопросы политической социализации личности издавна привлекали внимание философов и политических мыслителей. Это нашло свое отражение в размышлениях философов, начиная с древних времен.
Так, при обосновании принципов политической этики Конфуций взывал к добродетельному отношению подданных к власти и наоборот, подробно описывал качества «благородного мужа», их значения для государства [53]. Платон, при создании своего идеального государства, необходимым условием которого являлось разделение общества на три основных сословия, согласно его теории о разделении труда, также большое внимание уделял проблеме воспитания граждан. По мнению древнего философа, стабильность проектируемого им государства напрямую зависела от грамотного воздействия на граждан, с целью внушения им целесообразности именно такого социально – политического строя [53]. В дальнейшем эта проблема разрабатывалась учеником Платона Аристотелем, который в своих знаменитых трудах раскрыл политическую природу человека, также он дал определение понятию гражданина, которое варьируется в зависимости от формы государства [53].
Несколько отличающееся от предыдущего видение данной проблемы выдвинул еще один видный мыслитель того времени, а именно Ж.-Ж.Руссо. Он напротив, считал, что в человеке изначально природой заложены правильные и даже идеальные черты и качества. А воздействие общества на самом деле лишь противоречат самой природе, поэтому особое внимание следует уделять социализации всего общества, для его же регуляции.
Наиболее активная разработка проблем собственно политической социализации относится к 40-60 гг. XX в. Данная тенденция была обусловлена такими факторами, как массовость политического участия; расширение возможностей в получении образования, и, следовательно, новых политических знаний; вторжение масс в политику, распространение всеобщего начального, а затем и среднего образования; формирование бихевиористсткого подхода к анализу политических процессов.
Долгое время термин «социализация» употреблялся лишь в политико–экономическом смысле, то есть данный процесс характеризовал обобществление тех или иных явлений в обществе. Это было связано с теми серьезными изменениями, которые происходили в российском государстве в начале XX в. Постепенно под социализацией стал пониматься именно социально–психологический ее аспект, именно он и является приоритетным в науке на сегодняшний день.
В 60–х гг. XX в. определение понятия «социализация» стало включать в себя не только процесс воспитания, как это было раньше, а благодаря И.С. Кону, М.Н. Руткевичу и В.А. Ядову, было предложено употреблять данный термин еще и в совокупности с индивидуализацией личности. Таким образом, происходит формирование общего понимания научного определения процесса социализации, в том числе и в его политическом контексте. Не случайно именно в середине XX в. термин «социализация» получил официальный статус теоретического понятия.
Понятие «политической социализации» возникло по аналогии с понятием «социализация». Впервые оно введено американским социологом Ф. Гиддингсом и французскими социопсихологами в конце XIX века. Они понимали под социализацией процесс развития социальной природы человека. В современной научной литературе понятие «социализация» широко используется для описания процесса формирования личности под воздействием социальной среды, хотя его природа трактуется по-разному [98].
Социализация – «совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества» [22,97].
Более развернутое определение дает известный исследователь в области социального развития молодежи А.В. Мудрик, который трактует социализацию как «развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах» [83,58]. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества». То есть именно двусторонность процесса социализации, как у А.В. Мудрика, представляется нам наиболее полным для его содержательной оценки [27].
Переходя к анализу понятия политическая социализация, приходится констатировать, что ее трактовка также не является однозначной. Так социологи Ю.Р. Вишневский и В.Т. Шапко придерживаются социально-психологического подхода к определению политической социализации, согласно которому это «…процесс активного усвоения индивидом идеологических и политических ценностей и норм общества и формирование их в осознанную систему социально-политических установок, определяющих позицию и поведение индивида в политической системе» [26,27].
Более подробно понятие политической социализации рассматривает известный в это области ученый Н.А. Головин, который указывает то, что она есть сторона, «эпифеномен, общей социализации, обеспечивает включение граждан в господствующую политическую систему посредством включения во всю общественную структуру» [35,56].
Наряду с процессом общей социализации политическая социализация личности характеризуется наличием своих агентов и институтов. Их принято делить на политические и неполитические, хотя в реальной жизни их действия тесно переплетаются. К институтам политической социализации относятся не только политические организации, государство, политические партии, политические элиты и группы интересов, но и семья, группа сверстников, система образования, СМИ, армия, религия, различные общественные объединения. Соответственно агентами политической социализации являются те люди, которые являются представителями перечисленных выше институтов. Среди них - родители, друзья, политические лидеры, известные артисты, спортсмены, политики, общественные деятели и т.д. На различных стадиях политической социализации, в зависимости от социально-экономической и политической ситуации различные агенты политической социализации оказывают различное влияние на личность. Так, в раннем возрасте для ребенка непререкаемым авторитетом является мнение родителей, учителей, а в подростковый период на первый план выходят сверстники и СМИ.
Как отмечают многие исследователи, на первом этапе политической социализации важнейшую роль играет семья, которая формирует у ребенка психологическую основу политических ориентаций, установок и моделей политического поведения. Поэтому долгое время именно семья остается основным источником, так называемой, социализирующей информации. В странах с довольно стабильной политической системой, таких как Великобритания, США, существует «сильная корреляция политических ориентаций детей и их родителей» [78,134]. Формирование подобных политических установок, по мнению Л.Я. Гозмана и Е.Б. Шестопал, крайне важно для воспроизводства господствующей в обществе политической культуры и обеспечения стабильности функционирования политической системы. Что касается российской действительности, то долгое время советская школа и вообще все органы образования и воспитания несли основную нагрузку по формированию политических ценностей и установок, которые должны были отвечать жесткой коммунистической идеологии. Современная школа также в состоянии оказывать значительное влияние на растущее поколение граждан нашей страны, так как является одним из агентов первичной политической социализации.
Важнейшим агентом политической социализации для молодежи после образовательных учреждений становится ближайшее окружение, а именно группы сверстников. В некоторых ситуациях, что чаще всего и происходит, воздействие этих агентов может быть сильнее, чем семья и школа. В силу этих причин необходимо уделять пристальное внимание таким формам и методам работы с молодежью, которые бы объединили сверстников и их интересы в рамках их политической социализации.
В современном мире уже на первом этапе политической социализации важнейшим ее агентом являются средства массовой коммуникации: пресса, радио, телевидение, кино, видеозапись, компьютерные сети. Все они в большей или меньшей степени оказывают значительной влияние на политическое становление личности, так как средства массовой информации выполняют задачу «внедрения норм господствующей политической культуры в сознание человека» [7,34]. Также СМИ воздействуют на процесс формирования общественного мнения по наиболее важным и актуальным политическим проблемам. Вместе с тем СМИ могут быть использованы различными политическими силами, в том числе и государственными органами, для политического манипулирования, то есть скрытого управления политическим сознанием и поведением людей с целью принуждения их действовать вопреки собственным интересам. Особенно сильным это влияние становится именно в отношении еще формирующегося молодого организма, а стало быть, и сознания в том числе.
И, тем не менее, обобщая все вышеизложенное, большинство авторов отмечает, прежде всего, роль образовательных институтов общества, таких как школа, вуз в качестве основных факторов политической социализации учащейся молодежи. По мнению О.Н. Козловой воспитательный процесс зависит от развития трех его составляющих: социализации, самовоспитания и профессионального педагогического воздействия. Эти институты социализации в довольно длительный период жизни каждого человека занимают особое место [59,49]. Успешному решению задач политической социализации способствует наличие организационной структуры, а также опыт, накопленный не одним поколением педагогов общественников.
Процесс вхождения подростков в политику в настоящее время проходит в обстановке политического и идеологического плюрализма, что выражается в разнообразии позиций и ориентации. Ситуация в стране дает молодежи новые возможности для политической самореализации, раскрытия их потенциала и открывает простор для политического развития и деятельности. Однако, несмотря на это, процесс политической социализации современной российской молодежи не является бесконфликтным и линейным, он содержит в себе противоречия переходного периода.
В теоретической части нашего исследования политическая социализация рассматривается как процесс, в ходе которого формируется способность личности к максимальной адаптации и жизнеспособности в изменяющихся политических реалиях общества с одной стороны, и, с другой, происходит становление собственного политического «Я», когда у человека существует четкая позиция по тем или иным политическим вопросам. То есть процесс политической социализации всегда двусторонен, личность выступает одновременно и объектом и субъектом политики.
Базой исследования мы определили БМОУ СОШ №1 г. Кяхта Кяхтинского района Республики Бурятия, учащихся 9-11 классов.
Общее количество учащихся, принявших участие в исследовании, составило 30 человек: 9 класс – 10 человек, 10 класс – 10 человек, 11 класс- 10 человек.
Мы провели соответствующую диагностику в форме социологического опроса, для которого была разработана анкета. Она содержала 16 вопросов, сгруппированных в четыре блока: 5 вопросов направлены на проверку уровня политической грамотности, 5 вопросов на выявление характера мотивации, 4 вопроса – на изучения уровня деятельностного критерия, а также вопросы, выявляющие социально-демографическую характеристику респондентов (пол, возраст).
Нами были выделены критерии политической социализации старших подростков (по А.В. Мудрику):
- когнитивный, под которым мы понимаем уровень политической грамотности;
- эмоционально–оценочный, то есть уровень развития нравственных качеств, степень ответственности за свои поступки, мотивация.
- деятельностный - степень и характер политического участия школьников.
Для диагностики когнитивного критерия, отражающего уровень политической грамотности школьников, в нашей анкете были направлены 2-5 вопросы. При оценке уровня сформированности когнитивного критерия политической социализации мы применили следующую шкалу (таблица 1).
Таблица 1. Шкала уровня когнитивного критерия политической социализации
Показатели | Количество правильных ответов | Набранные баллы |
Высокий уровень | 4 правильных ответа | 2 балла |
Средний уровень | 3-2 правильных ответа | 1 балл |
Низкий уровень | 0 правильных ответов | 0 баллов |
Результаты диагностики когнитивного критерия представлены в таблице 2.
Таблица 2. Уровень когнитивного критерия политической социализации школьников
Уровни | Баллы | 9 класс | 10 класс | 11 класс | Всего |
Высокий | 2 | 10 | 10 | 10 | 10 |
Средний | 1 | 40 | 60 | 30 | 43.3 |
Низкий | 0 | 50 | 30 | 60 | 46.7 |
Полученные результаты свидетельствуют о том, что у преимущественного большинства всех опрошенных школьников, преобладает низкий уровень политический грамотности, несмотря на то, что вопросы, содержащиеся в анкете, изучаются в общей школьной программе по обществознанию.
На выявление уровня сформированности эмоционально-оценочного критерия политической социализации были направлены 6 – 10 вопросы анкеты.
Нами была разработана шкала оценивания данного критерия политической социализации, которая представлена в таблице 3.
Таблица 3. Шкала уровня эмоционально-оценочного критерия политической социализации
Показатели | Выбранные ответы | Набранные баллы |
Высокий уровень | 6,7,8-А; 8-Б,В,Г: 9-А,Б,Г | Более 15 баллов |
Средний уровень | 6-Б; 7-Б,В; 8-А; 9-В; 10-Г | 9-14 баллов (по два за каждый выбранный вариант) |
Низкий уровень | 6-В; 7-Г,Д; 9-Д; 10-Б,В,Г | Менее 8 баллов (по одному за каждый выбранный вариант) |
Результаты опроса показали следующую картину эмоционально-оценочного критерия политической социализации старшеклассников, представленную в таблице 4.
Таблица 4. Уровень мотивационно-ценностного критерия политической социализации
Эмоционально-оценочные критерии | 9 класс | 10 класс | 11 класс | Всего |
Высокий | 50 | 60 | 50 | 53,3 |
Средний | 40 | 20 | 30 | 30 |
Низкий | 10 | 20 | 20 | 16,7 |
Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что большинство учащихся обладают высоким уровнем развития нравственных качеств. Что касается степени ответственности и мотивации, то здесь картина обратная предыдущей, чуть более половины респондентов как контрольной, так и экспериментальной групп демонстрируют низкую степень ответственности за свои поступки и преобладание личной заинтересованности в качестве основного мотива своих действий.
Для диагностики деятельностного критерия политической социализации школьников анкета содержала четыре вопроса с 11 по 14, касающиеся желания и интереса к различным мероприятиям,
При оценке уровня деятельностного критерия политической социализации мы применили следующую шкалу (таблица 5)
Таблица 5. Шкала уровня деятельностного критерия политической социализации
Показатели | Выбранные ответы | Набранные баллы |
Высокий уровень | 11-А,Б; 12-Д и любые 2 из А-Г; 13-А; 14 – сформулировано предложение | От 15 и выше |
Средний уровень | 11-В; 12-один из А-Г; 13-Б; 14 –есть ответ | 8-15 баллов |
Низкий уровень | 11-Г,Д; 12-Е; 13-В, Г, Д, Е; 14-нет ответа | 7 и менее баллов |
Результаты диагностики представлены в таблице 6.
Таблица 6. Деятельностный критерий политической социализации старших подростков
Деятельностный критерий | 9 класс | 10 класс | 11 класс | Всего |
Высокий уровень | 20 | 20 | 30 | 23,3 |
Средний уровень | 30 | 40 | 10 | 26,7 |
Низкий уровень | 50 | 40 | 60 | 50 |
Обобщенные результаты уровня политической социализации старшеклассников представлены в таблице 7.
Таблица 7. Общий уровень политической социализации школьников
Уровень политической социализации | 9 класс | 10 класс | 11 класс | Всего |
Высокий уровень | 26.7 | 30 | 30 | 28.9 |
Средний уровень | 36.7 | 40 | 23.3 | 33.3 |
Низкий уровень | 36.6 | 30 | 46.7 | 37.8 |
Полученные данные демонстрируют нам преобладание низкого уровня политической социализации, с низкой политико-правовой грамотностью, низкой мотивационно-ценностной позицией и очень слабой общественно-политической активностью. Чуть более трети опрошенных школьников в обеих группах демонстрируют высокие позиции по всем критериям политической социализации. Средний уровень у менее, чем четверти всех респондентов, участвовавших в опросе.
Также по результатам опроса выяснилось, что большинство школьников признает свою низкую политическую грамотность и выражает желание в ее устранении. Опрошенные школьники считают, что ролевые игры, научно-практические конференции, необычные виды занятий дают возможность «на практике» понять сущность властных отношений, хода избирательных кампаний, значимости политических исследований и т.д. Таким образом, несмотря на низкую общественно-политическую активность школьников, большинство из них признают существующий дефицит в элементарных общих знаниях о политике и находятся в процессе личностного становления, поэтому им одновременно с учебой вполне целесообразно усваивать и общегражданские позиции, необходимые нашему современному обществу. В то же время 14% из числа опрошенных высказали свое мнение о том, что им вышеперечисленные методы повышения уровня своей политической культуры совсем не интересны.
В ходе опроса также выяснилось, что большинство школьников считают недостаточными свои знания о политических процессах страны и республики. Что свидетельствует о том, что необходимо проводить целенаправленную работу в области развития эффективности процесса политической социализации молодого поколения. Основная обязанность по данному вопросу в первую очередь должна лечь на плечи педагогов, как специалистов в области обучения и воспитания, но, в то же время, необходимо привлекать профессионалов в области политики, так как государство в целом является наиболее заинтересованным лицом в формировании гражданско-патриотических качеств личности.
В первую очередь мы предлагаем усилить работу школьного самоуправления. Через более внимательное отношение как самой администрации школы, так и всего педагогического коллектива.
Также мы предлагаем ввести элективные курсы на соответствующие темы по повышению политико-правовой культуры молодежи.
Заключение
Проведенный анализ научно-методической литературы позволил нам остановиться на следующем определении политической социализации: это процесс, в ходе которого формируется способность личности к максимальной адаптации и жизнеспособности в изменяющихся политических реалиях общества с одной стороны, и, с другой, – происходит становление собственного политического «Я», когда у человека существует четкая позиция по тем или иным политическим вопросам. То есть процесс политической социализации всегда двусторонен, личность выступает одновременно и объектом и субъектом политики.
Процесс политической социализации современного подростка содержит в себе противоречия переходного периода, наряду с обстановкой политического и идеологического плюрализма в стране, что дает молодежи новые возможности для политической самореализации.
Результаты социологического опроса по разработанному нами инструментарию позволил выявить преимущественно низкий уровень политической социализации старшеклассников. С одной стороны это обусловлено возрастными особенностями школьников, с другой – демонстрирует необходимость работы в данном направлении.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Приложение
Анкета
Уважаемые школьники, просим вас ответить на ряд вопросов,
с целью выяснения вашего отношения к политике.
Выбрав вариант ответа, обведите кружком соответствующую ему букву.
1. Распределите сферы деятельности по степени их значимости в Вашей жизни? (поставьте цифры напротив каждого варианта ответа, распределяя их по степени значимости
Политика
Экономика
Социальная сфера
Духовная сфера
2. Назовите высший орган законодательной власти в Российской Федерации?
А) Правительство РФ;
Б) Государственная Дума РФ;
В) Совет Федерации РФ;
Г) Федеральное Собрание РФ;
Д) Я не знаю.
3. Что необходимо для того, чтобы получить право участвовать в голосовании, согласно российскому законодательству? (можно указать несколько вариантов ответов)
А) Возраст с 18 лет;
Б) Национальность;
В) Российское гражданство;
Г) Принадлежность к политической партии;
Д) Образование;
Е) Полная дееспособность;
Ж Все вышеперечисленное;
З) Ничего.
4. Какая форма правления принята в Российской Федерации?:
А) Президентская республика;
Б) Парламентская республика;
В) Смешанная форма;
Г) Уникальной форма.
5. Какие из перечисленных характеристик относятся к авторитарному режиму?
А. Власть осуществляется одним лицом;
Б. Народ полностью отстранен от власти;
В. Участие народа во власти минимально;
Г. Существует террористический полицейский контроль.
А) АБ
Б) АВ
В) АВГ
Г) АБГ
6. Следите ли Вы в средствах массовой информации за политическими событиями, происходящими в мире, стране, республике?
А) Да;
Б) Иногда;
В) Нет, мне это не интересно.
7. Как часто в Вашей семье разговаривают на политические темы?
А) Очень часто;
Б) Время от времени;
В) Очень редко;
Г) Никогда;
Д) Затрудняюсь ответить.
8. Из какого источника Вы чаще получаете информацию о событиях в стране?
А) От друзей;
Б) От родных;
В) Из СМИ;
Г) От преподавателей;
Д) От политических деятелей;
Е) Из другого (укажите какого)__________________________________________________
9. Какому из этих источников политической информации Вы доверяете больше всего?
А) Друзьям;
Б) Родным;
В) СМИ;
Г) Преподавателям;
Д) Политическим деятелям;
10. Считаете ли Вы свое участие на выборах своим гражданским долгом?
А) Да;
Б) Нет;
В) Мне это не интересно;
Г) Затрудняюсь ответить.
11. В каком случае Вы бы согласились поработать во время избирательной кампании одной из политических партий?
А) Да, мне это очень интересно;
Б) Да, если программа кандидата будет мне интересна;
В) Только, если очень хорошо заплатят;
Г) Мне это неинтересно, лучше подработаю где-нибудь в другом месте;
Д) Затрудняюсь ответить.
12. Какие мероприятия для вас наиболее интересны, что бы принять в них участие?
А) Участие в школьном самоуправлении;
Б) Ролевые игры;
В) Конкурсы, политические викторины;
Г) Встречи с политиками;
Д) Все вышеперечисленные;
Е) Никакие, мне это не интересно.
13. Хотелось бы вам заниматься дополнительно, чтобы повышать свою политическую грамотность?
А) Да, мне бы очень хотелось принимать активное участие в организации политического клуба, кружка;
Б) Да, если в школе будет организовано дополнительное обучение;
В) Нет, меня устраивает школьная программа;
Г) Нет, меня это абсолютно не интересует;
Д) Не знаю, нужно подумать;
Е) Затрудняюсь ответить.
14. Какую Вы могли бы предложить форму общественно-политической работы со школьниками, чтобы вам интересно было участвовать?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответьте, пожалуйста, на ряд вопросов, касающихся лично Вас:
15. Укажите Ваш возраст:
16. Ваш пол:
А) Мужской;
Б) Женский.
Спасибо, за участие в опросе!
Спасибо тебе, дедушка!
А теперь — мультфильм
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Зимняя сказка
Комментарии
1 место
Данная работа заняла первое место на районном этапе нучно-практической конференции "Шаг в будущее"