история
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_literatura_18_v.pptx | 262.18 КБ |
Слайд 1
Русская литература 18 века Обзор тематики и жанровых особенностей. Основные представители русской литературы 18 века. у ченицы 11 класса Зайцевой ВероникиСлайд 2
Литература петровского времени. 1730-1750гг. 1760-е – первая половина 70-ых годов. Последняя четверть века. В русской литературе 18 века исследователи выделяют 4 периода:
Слайд 3
Она ещё носит переходный характер. Основная особенность – интенсивный процесс «обмирщения» (т.е. замены литературы религиозной литературой светской). В этот период разрабатывается новое решение проблемы личности. Жанровые особенности: ораторская проза, повесть, политические трактаты, учебники, стихотворство. Литература петровского времени
Слайд 4
Наиболее яркой фигурой, одним из самых образованных людей этого периода был Ф.Прокопович («Поэтика», «Риторика»), ясно сформировавший свои художественно- эстетические взгляды. Он считал, что поэзия должна учить не только рядовых граждан, но и самих правителей. Феофан Прокопович
Слайд 5
Данный период характеризуется формированием классицизма и сентиментализма, созданием новой жанровой системы, углубленной разработкой литературного языка. Основой классицизма явилась ориентация на высокие образцы античного искусства как эталон художественного творчества. Жанровые особенности: трагедия, опера, эпопея (высокие жанры) комедия, басня, сатира (низкие жанры) Второй период (1730-1750гг.)
Слайд 6
Автор сатир, в которых отмечается национальный колорит, связь с устным народным творчеством, в их основе современная ему русская действительность («На хулящих учение», «На зависть и гордость дворян злонравных» и др.). По словам В.Г.Белинского, он «первым свёл поэзию с жизнью». Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1744)
Слайд 7
Выступил подлинным новатором в искусстве слова. В своём трактате «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» он подготовил почву для дальнейшего развития русской поэзии. Кроме того, Тредиаковский ввёл новые литературные жанры: оду, элегию, басню, эпиграмму. Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1769)
Слайд 8
Один из первых теоретиков классицизма, учёный-экспериментатор, художник-автор мозаичной картины о Полтавской баталии, создатель торжественных од, реформатор языка и автор «Письма о правилах российского стихотворства», «Краткого руководства к красноречию», «Грамматики», теории трёх штилей. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)
Слайд 9
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) Просветительские взгляды и демократическая настроенность Ломоносова отразилась и в его поэтической деятельности, в содержании его произведений. Тема родины была основной в главном жанре его поэзии – одах.
Слайд 10
Восторг внезапный ум пленил, Ведет на верх горы высокой, Где ветр в лесах шуметь забыл; В долине тишина глубокой. Внимая нечто, ключ молчит, Которой завсегда журчит И с шумом вниз с холмов стремится. Лавровы вьются там венцы, Там слух спешит во все концы; Далече дым в полях курится. ОДА ... НА ВЗЯТИЕ ХОТИНА
Слайд 11
Также вошёл в историю литературы как один из теоретиков русского классицизма, как автор любовной лирики (песни, эклоги, идиллии, элегии), как автор трагедий (9 трагедий, в которых главное – борьба страсти и разума, долга и личных чувств), автор комедий, басен (им написано 400 басен). Александр Петрович Сумароков (1717-1777)
Слайд 12
Благословенны наши лета. Ликуй, блаженная страна! В сей день тебе Елисавета Всевышним и Петром дана. Источник празднуя судьбине, Возрадуйтесь, народы, ныне, Где сей царицы щедра власть. О день, исполненный утехи! Великого Петра успехи Тобою славят нашу часть. Не ищешь ты войны кровавой И подданных своих щадишь, Довольствуясь своею славой, Спокойства смертных не вредишь. Покойтесь, Русских стран соседы ; На что прославленной победы, И грады превращати в прах? Седящия на сем престоле Нельзя хвалы умножить боле, Ни света усугубить страх. ОДА ГОСУДАРЫНЕ ИМПЕРАТРИЦЕ ЕЛИСАВЕТЕ ПЕРЬВОЙ НА ДЕНЬ ЕЯ РОЖДЕНИЯ 1755 ГОДА ДЕКАБРЯ 18 ДНЯ
Слайд 13
В данный период в обществе возрастает роль меркантильных отношений, усиливается господство дворянского класса. В литературе активно развиваются пародийные жанры, написаны шутливые поэмы В.И.Майкова («Игрок ломбера», «Елисей, или Раздражённый Вакх»), в жанре повести выступил М.Д.Чулков, издаются литературные журналы М.Д.Чулкова («И то, и сё»), В.В.Тузова («Смесь»), Н.И.Новикова («Трутень», «Пустомеля», «Живописец»). В это же время творил М.М.Херасков , создатель « Россияды » – русской национальной эпопеи, а также ряда трагедий и драм («Венецианская монахиня», «Борислав», «Плоды наук» и др.). Третий период (1760-е – первая половина 70-х гг.)
Слайд 14
Литература последней четверти 18 века развивалась в период потрясений, социальных взрывов, зарубежных революций (американской, французской). В четвёртый период расцветает комическая опера, творчество Д.И.Фонвизина (1745-1792) – автора многих басен («Басни нравоучительные с изъяснениями господина Гольберга »), пьесы «Бригадир» и знаменитой комедии «Недоросль». Четвёртый период
Слайд 15
Голубь , будучи в крайней опасности от ястреба и других хищных птиц, предприял наконец оставить свое отечество и искать такого места , где б остаток жизни мог препроводить спокойно и избавиться от опасности, которой был он подвержен в своем отечестве. Потом простился с своими приятелями и начал путешествие. По долговременном летании прибыл в весьма отдаленный город, где рассудил остаться; однако не прошло еще получаса, как увидел ястреба на башне. — Так ты и здесь еще? — сказал он в крайней досаде. — Если б я это знал , то б, конечно, все равно мне было и в моем отечестве остаться. Баснь сия учит, что в свете будучи, нигде несчастия избежать не можно ; оскорбления могут быть, хотя и под разным видом, равно чувствительны. «Путешествие голубя в чужие края»
Слайд 16
Его перу принадлежат многие стихотворения и знаменитые оды («Ода на день рождения Её Величества…», « Фелица »). Державин первым ввёл в поэзию разговорную лексику, просторечие, он укреплял демократические основы литературного языка. Гаврила Романович Державин (1743-1816)
Слайд 17
Подай , Фелица ! наставленье: Как пышно и правдиво жить, Как укрощать страстей волненье И счастливым на свете быть? Меня твой голос возбуждает, Меня твой сын препровождает; Но им последовать я слаб. Мятясь житейской суетою, Сегодня властвую собою, А завтра прихотям я раб. ФЕЛИЦА
Слайд 18
Иван Андреевич Крылов(1769-1844 ) Прославленный баснописец, среди произведений которого есть также трагедии («Филомела», «Клеопатра») и комедии («Модная лавка» и др.)
Слайд 19
Писатель, философ, поэт. Автор знаменитого «Путе- шествия из Петербурга в Москву». Протест против рабства, духовного порабощения составляет главный пафос этого произведения. Александр Николаевич Радищев (1749-1802)
Слайд 20
Путешествие из Петербурга в Москву — самая известная книга Александра Радищева . Опубликована в Российской империи в мае 1790 года. Роман представляет собой собрание разрозненных фрагментов, связанных между собой названиями городов и деревень, мимо которых следует путешественник. Рассуждения о вопиющей несправедливости помещиков, которые не считают своих крепостных крестьян за людей, перемежаются соображениями по поводу некоторых правил личной гигиены. Так, например, смышлёные крестьянские девушки в отличие от развращённых светских дам понимают, что чистить зубы — вредно и отвратительно и «не сдирают каждый день лоску с зубов своих ни щетками, ни порошками ». Путешествие из Петербурга в Москву
Слайд 21
Н.М.Карамзин возглавил сентиментально-романтическую линию в литературе. Он положил начало журналистике, критике, повести, роману, исторической повести, публицистике. Ему принадлежат переводы Шекспира, такие значительные произведения, как «Бедная Лиза», «Наталья – боярская дочь». Николай Михайлович Карамзин (1766-1826)
Слайд 22
Жил-был царь, добрый человек. Была у него дочь, прекрасная царевна. Пора ее замуж отдавать, но ей никто не нравится. Царь задумался, а не занято ли ее сердце? Однажды, проходя мимо комнаты царевны, услышал разговор ее и Карлы (карлика), который был ее учителем (царь понял, что это Карла, только после того, как вошел в комнату).Она его любит, но он понимает, что царь ничего им не позволит. Карла был очень образован и умен, за это его добрая царевна и полюбила. Карла знал, что ничего не выйдет, но все-таки тоже полюбил царевну. Царь, войдя в комнату, увидел их вместе. Они хотели пожениться, но царь не мог им этого позволить просто так. Он долго ходил опечаленный, затем созвал народ и спросил, согласны ли они, чтобы царевна вышла замуж за страшного Карлу (он был урод).Народу было жалко царевну, но поняв, что она любит Карлу, согласились. После царя правил Карла, правил долго и справедливо. Прекрасная царевна и счастливый Карла
Слайд 23
Спасибо за внимание
Проказы старухи-зимы
Домик зимней ночью
Рыжие листья
Пчёлки на разведках
Госпожа Метелица