Проектная работа
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota_lepbuking_-_chto_eto.docx | 305.2 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №10 г.Благовещенска»
Проектная работа по теме:
«Лэпбукинг – что это?»
Выполнили:
ученики 4Б класса
Бутин Павел,
Королёв Степан
Научный руководитель:
учитель 4Б класса
Недильская К.В.
г. Благовещенск 2017 г.
Проблема формирования познавательной активности детей школьного возраста очень актуальна в наше время. Исследования свидетельствуют о значительном снижении познавательной активности детей.
У школьников недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности. Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности.
Современному школьнику необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения школьников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда школьник сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе следует отдавать практическим методам обучения.
На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у школьников интереса к созидательной деятельности.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является лэпбукинг. Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом исследовательской и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой школьной образовательной организации. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию.
Таким образом, возникла необходимость в выборе темы исследовательского проекта "Лэпбукинг – что это?».
Объект исследования: современные средства обучения детей школьного возраста.
Предмет исследования: использование лэпбука в процессе обучения детей школьного возраста.
Гипотеза: лэпбук – новое и эффективное средство обучения.
Цель исследования: изучение возможностей использования лэпбука на уроках.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу и другие информационные источники по теме исследования.
2. Раскрыть понятие «средства обучения».
3. Разработать систему мероприятий по созданию и использованию лэпбуков как средства обучения детей школьного возраста.
Теоретическая значимость работы заключается в определении особенностей использования лэпбука в обучении детей школьного возраста.
Практическая значимость работы состоит в использовании материалов, методических разработок по применению лэпбуков на уроках.
Этапы исследования:
Подготовительный этап
Практический этап
1.Разработка плана-графика мероприятий.
2.Подбор диагностических методик.
3.Мониторинг уровня развития познавательных способностей детей.
4.Изготовление в совместной деятельности лэпбуков по темам.
Контрольно-оценочный этап
1.Мониторинг уровня развития познавательных способностей детей.
2. Разработка плана-графика мероприятий на дальнейшее развитие.
Изучив литературу, мы выявили, что сре́дства обуче́ния — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в качестве носителей учебной информации.
Лэпбук (lap – колени, book – книга). Если переводить дословно, то лэпбук — это книжка на коленях. Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Но суть сводится к тому, что лэпбук — это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые учащийся может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.
Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (учителя с учениками, родителя с ребенком). Основа лэпбука создается педагогом и дополняется, совершенствуется вместе с детьми и их родителями. В результате такой работы у вас получается отлично проработанный исследовательский проект.
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатываются специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.
Форма занятий
Лэпбук – итоговый результат совместной работы с детьми по той или иной теме. Его изготовлению должны предшествовать тематические занятия и игры, обсуждение сложных вопросов, выполнение заданий. В этом случае ребенок будет готов к изготовлению тематической папки вместе с вами, и она действительно выполнит свою роль как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия.
Лэпбуки можно делать как индивидуально, так и на групповом занятии. В случае работы с группой детей возможны два варианта: либо учитель распределяет задания между учениками, и все вместе они собирают и заполняют одну папку. Либо учитель показывает мастер-класс, а дети с его помощью делают каждый свой экземпляр папки.
Идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука. В ходе работы с тематическим материалом ученик проводит наблюдения, выполняет задания, изучает и закрепляет информацию. Впоследствии, имея под рукой готовую тематическую папку, ребенок может освежить свои знания по той или иной теме.
Размер готового лэпбука — папка А4 в сложенном виде и А3 в открытом виде. Этот размер идеально подходит, чтобы учащийся мог самостоятельно работать с лэпбуком: держать его в руках, писать и выполнять задания в нем, а после занятий поставить папку на полку или положить в портфель.
Разновидности тематических папок
В зависимости от назначения:
В зависимости от формы:
Организация материала:
Зачем нужен лэпбук?
Как сделать лэпбук своими руками?
Для этого вам понадобятся следующие материалы:
1. Начинаем с выбора темы.
Тема лэпбука может быть любая:
Темы могут быть как общие, так и частные. Например, можно сделать общий лэпбук на тему «Насекомые». А можно взять какое-нибудь конкретное насекомое и в лэпбуке дать подробную информацию о нем.
2. План.
После того, как мы выбрали тему, надо взять написать план. Ведь лэпбук — это не просто книжка с картинками. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.
3. Создание макета.
Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм и т.д.
Плюсы лэпбука:
Работая индивидуально, один обучающийся занимается поиском, сбором информации и оформлением своей работы самостоятельно, рассчитывая только на себя и свои силы. Данный вид работы необходим, если в классе есть учащиеся, которым тяжело находить контакт с другими одноклассниками, если они стеснительны и необщительны. Он помогает таким учащимся раскрыть себя и свой потенциал пред учителем и сверстниками.
С другой стороны, работая в паре, учащимся приходится делить ответственность между собой. Они учатся делить задание на микро-темы и заниматься проработкой своей темы индивидуально или делать всю работу сообща.
С точки зрения социализации ребенка в обществе, важной формой работы является взаимодействие в малой группе, когда 3–5 учеников работают над одним лэпбуком. Здесь, с одной стороны, каждый должен понимать свою значимость, а с другой нельзя допускать, чтобы кто-то остался без определенного задания, думая, что всю работу сделает за него кто-то другой.
Учитель выступает не в роли источника информации, а в роли консультанта.
Лэпбук хорош и тем, что к его созданию можно привлечь родителей (живое общение, которого много не бывает, родительский пример мотивирует на успешное обучение). Родители также могут обеспечить поддержку: организационную (экскурсии, походы), техническую (фото, видео), информационную (сбор информации для лэпбука), мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе).
Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ученик воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.
Работая, казалось бы, над одной темой, одним заданием, ребята из разных пар и групп очень часто по-разному находят решения поставленных перед ними проблем. Когда созданное «сокровище» демонстрируется одноклассникам, происходят обсуждения и дискуссии, которые способствуют улучшению усвоения информации.
Необходимо отметить, что, работая над одним лэпбуком, учащиеся часто открывают для себя темы следующих своих исследований. При правильном построении работы, учитель за период обучения своему предмету может создать с классом или группой целую серию лэпбуков на одну тему, которая будет более полно отображать проблемы, связанные с данной темой.
Тот факт, что решение проблемы и наполнение информацией лэпбука зависит от ученика, говорит о том, что при создании лэпбука, обеспечиваются индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении.
Результаты наблюдений показали, что у учащихся нашего класса значительно повысилась познавательная активность, любознательность, самостоятельность и инициативность.
Заключение
Мы считаем, что создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая обучающимся не только знания предмета, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбора информации. В условиях модернизации образования, учителю необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу — личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи.
Лэпбук – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на уроке, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться.
Список литературы:
1. Блохина Е., Лиханова Т. «Лэпбук – «наколенная книга» / [Текст]/ Журнал "Обруч "№ 4 2015 год
2. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.
3. Мартынова Н. Т. Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и детей/ [Электронный ресурс] / https://infourok.ru/proekt-lepbuk-prednaznachen-dlya-sovmestnoy-deyatelnosti-vospitatelya-s-detmi-512880.html
4. Монастыренко И. Лэпбук — форма работы по развитию речи детей/ [Электронный ресурс] /http://www.maam.ru/detskijsad/-lyepbuk-forma-raboty-po-razvitiyu-rechi-detei.html
5. http://kuso4ek-neba.ru/materialyi-dlya-skachivaniya/chto-nekoe-lepbuk/
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Рисуем ананас акварелью
Просто так
Сверчок
В поисках капитана Гранта