В сентябре 2017 года мы начали учиться в первом классе. С первых дней я обратил внимание на то, что в нашем классе много учеников, которым по состоянию зрения даны рекомендации сидеть не дальше 1-2 парты. Я поделился своим открытием с одноклассниками и с учителем. Она сказала, что проблемы со зрением сейчас действительно у многих, особенно у детей школьного возраста.
В настоящее время снижение зрения учащихся является актуальной проблемой.
Возник вопрос: отчего снижается острота зрения и как его сохранить? Появилась необходимость более подробно рассмотреть данный вопрос.
Вложение | Размер |
---|---|
nashi_glazki.docx | 91.59 КБ |
ГБОУ Кижингинская школа-интернат среднего общего образования
Исследовательская работа
Тема: «Берегите зрение!»
Выполнил ученик 2 класса: Гомбоев Андрей
Руководитель - учитель нач. классов:Гомбоева М.Г.
2019г
Оглавление
1. Строение глаза
1.Как мы видим в темноте
Методика проведения опытов и результаты наблюдений
2.1. Результаты экспериментальной работы
2.2. Причины ухудшения зрения
2.3. Анализ социологического опроса
2.4. Правила бережного отношения к зрению
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Введение
В сентябре 2017 года мы начали учиться в первом классе. С первых дней я обратил внимание на то, что в нашем классе много учеников, которым по состоянию зрения даны рекомендации сидеть не дальше 1-2 парты. Я поделился своим открытием с одноклассниками и с учителем. Она сказала, что проблемы со зрением сейчас действительно у многих, особенно у детей школьного возраста.
В настоящее время снижение зрения учащихся является актуальной проблемой.
Возник вопрос: отчего снижается острота зрения и как его сохранить? Появилась необходимость более подробно рассмотреть данный вопрос.
Цель: изучение вопроса о том, как сохранить зрение, здоровье глаз.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Объект исследования: глаза как органы зрения.
Предмет исследования: бережное отношение к своему зрению.
Гипотеза: предположим, если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить хорошее зрение надолго.
Использованы соответствующие методы исследования:
Основная часть
Глаза - это один из органов чувств человека, с помощью которых он может видеть. Зрение – уникальный дар, благодаря которому человек может наслаждаться всей полнотой красок живого мира.
Зрение – уникальный дар, благодаря которому человек может наслаждаться всей полнотой красок живого мир.
Самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте. Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека. Ведь они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.
Весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком. Большая его часть расположена в специальном углублении, которое называется глазница или орбита. Снаружи глаз покрыт прозрачной тонкой оболочкой – роговицей. Мы видим сквозь роговицу, как сквозь прозрачное стекло. Роговица покрывает цветную часть глаза – радужную оболочку. Интересно, что почти все дети рождаются с голубыми глазами. У некоторых из них глаза так и
остаются голубыми навсегда, у других глаза изменяют цвет, когда ребенку исполняется несколько месяцев. Отчего это зависит? Цвет глаз зависит от
пигмента радужной оболочки, который называется «меланин». Количество меланина определяет цвет глаз. Большое количество этого пигмента
создает темные глаза (черные, карие и светло-карие), а меньшее количество формирует светлые (зеленые или голубые). Цвет глаз может меняться в течение жизни. Иногда вскоре после рождения цвет глаз меняется со светлого на темный. Это связано с накоплением меланина в радужной оболочке. [5]
В центре радужной оболочки находится черный кружок, который называется зрачком. Именно через него внутрь глаза проходит свет. Если свет яркий, зрачок сужается, а если свет слабый, тусклый – расширяется. В центре глаза, позади радужной оболочки и зрачка, расположена овальная линза – хрусталик. Он похож на линзу фотоаппарата и так же, как она, пропускает через себя свет. Для того чтобы сформировать изображение, хрусталик изменяет свою форму, становясь то более выпуклым, то более плоским. Свет сначала проходит через роговицу и зрачок, затем через хрусталик, потом сквозь прозрачную жидкость, заполняющую глазное яблоко внутри и, наконец, в самой дальней части глазного яблока достигает сетчатки. Сетчатка – именно та часть глаза, с помощью которой мы видим. Сетчатка покрывает заднюю часть глазного яблока так же плотно, как обои покрывают стены комнаты. Она так же важна, как пленка в фотоаппарате. Если в фотоаппарате нет пленки, то никакой фотографии не получится. То же самое с глазами: если бы в них не было сетчатки, мы бы ничего не видели. Когда свет достигает сетчатки, она передает сигнал по особому (зрительному) нерву в специальной отдел мозга. А когда наш мозг получает сигнал, мы, наконец, видим то, на что смотрят наши глаза.
На сетчатке есть два вида светочувствительных клеток. Одни похожи на палочки, другие – на колбочки. Колбочки воспринимают цвет, причем они могут это делать только тогда, когда светло. Днем работают колбочки, а палочки отдыхают. С наступлением сумерек колбочки сменяют палочки, поэтому в темной комнате мы можем различать предметы, но не можем определить цвета. А если включить свет, то колбочки сразу примутся за работу, чтобы мы могли определить, что какого цвета. Работает палочка за счет того, что в ней содержится витамин А, а колбочка за счет того, что в ней содержится йод. Поэтому для того чтобы мы видели свет и цветное изображение необходимо употреблять продукты содержащие эти вещества.[1]
Результаты экспериментальной работы
Далее мне захотелось на практике выявить некоторые функции глаза и я провел опыты.
Опыт № 1:
Я направил фонарик на Зандана. При ярком свете зрачки сужаются. Выключаю фонарик- зрачки расширяются. Потом мы поменялись ролями. Костя сказал, что с моими зрачками происходит то же самое.
Делаем вывод:
Зрачок регулирует количество света, если света недостаточно, он автоматически расширяется, если света вполне достаточно он сужается.
Опыт № 2:
Сделали трубочку из картона. Поднесли ее к левому глазу. Подняли правую руку и держали ее перед правым глазом, ладонью к себе. Смотрели одним глазом в трубу, не закрывая при этом другой глаз.
Результат:
Нам показалось, что у нас на ладони дырка. Это потому, что глаза видят два разных изображения: ладонь и то, что мы видим через трубу. Но мозг старается совместить оба изображения, поэтому, получается обманчивая картина.
Делаем вывод: глаза видят разное изображение, но мозг объединяет и делает единое изображение.
Опыт № 3:
Следующий опыт делал каждый у себя дома. Результаты были примерно одинаковые. Зашли в темную комнату и попробовали увидеть любимую игрушку, находящуюся в комнате. Первые 2 минуты не видно собственной руки, но уже через 5-10 минут картина прояснилась, и мы смогли разглядеть нужную нам вещь.
Делаем вывод: связано это с тем, что в темноте колбочки не работают, а палочки начинают работать в 200-400 раз сильнее и лучше воспринимать свет. Поэтому в темноте мы видим облик предмета и не видим его цвет.[9]
Причины ухудшения зрения
Изучив строение и функции глаза, мы поняли, насколько важно сохранять их здоровыми!
И нам хотелось знать причины ухудшения зрения и как его сохранить.
Мы отправилась за помощью к нашей школьной медсестре Светлане Дашидондоковне.
Для начала мы сделали сравнение проверки зрения на начало 1 класса и 2 класса. В первом классе (сентябрь 2017г.) 19 учеников из 21 имели хорошее зрение и 2 человека имели нарушение зрения. Во втором классе (сентябрь 2018г.) уже только 16 человек имеют хорошее зрение, а количество детей с нарушением зрения увеличилось до 3 человек. (Приложение 1)
Далее Светлане Дашидондоковне подробно ответила на наши вопросы о причинах ухудшения зрения.
Отягощенная наследственность, плохая экология, врожденные или приобретенные заболевания - таковы причины, из-за которых у ребенка может снижаться острота зрения.
Есть и другие причины: длящиеся часами мультфильмы, компьютерные игры, перегрузки в школе. Главная причина - неправильный режим дня. Прежде всего, речь идет о переизбытке сидячих зрительно-нагружающих занятий по сравнению с другими видами деятельности. Дети должны достаточное количество времени гулять (не менее 2-3 часов для 7-9 лет), хорошо высыпаться (не менее 10 часов для того же возраста), очень желательны занятия спортом (предпочтительно плаванием).
Недавно я ходил в детскую поликлинику на приём к окулисту, чтобы проверить своё зрение.
Врач больницы полностью подтвердила слова школьной мед сестры. Но особенно она заострила внимание на продолжительном просмотре телепередач или игр на компьютере и мобильном телефоне. Это может вызвать детское слабовидение и стать причиной других нарушений зрения и заболеваний глаз. На сегодняшний день это является большой проблемой. Да и действительно, если понаблюдать за одноклассниками и за другими детьми, то можно заметить, что они не отрываются от своих смартфонов и планшетов не только в школе на перемене, но даже на улице.
Детям дошкольного и младшего школьного возрастов рекомендуется смотреть
ТВ не больше 15 минут, после чего делать 45-минутный перерыв на активные игры или другие занятия. А ещё Светлана Дашидондоковна дала карточки, которые раздали ребятам всего класса, на них указано допустимое количество времени «общения с компьютером». А на обратной стороне интернет - ресурсы: www.detskoezrenie.ru, иwww.eye-fokus.ru. Это очень полезные, интересные и надёжные сайты .На сайте «Детское зрение» есть информация как для родителей, так и для их детей. Все материалы, которые можно найти на этом ресурсе, созданы врачами или прошли медицинскую экспертизу перед публикацией. Этот сайт помог нам в дальнейшем исследовании.
Изучив литературу, побеседовав с врачом, я понял, что очень важно бережно относиться к своим глазам, и нам стало интересно: а знают ли об этом наши одноклассники? Мы решили провести анкетирование «Как я забочусь о своих глазах» для ребят нашего класса. (Приложение 2)
Проанализировав результаты анкетирования, я сделал вывод, что далеко не все ребята нашего класса бережно относятся к своему зрению и решили, что необходимо подробно рассказать о причинах, приводящих к потере зрения и о правилах бережного отношения к глазам.
Для этого мы с учителем, познакомились с правилами бережного отношения к своему зрению для наших одноклассников.
Чтобы глаза стали лучше видеть, необходимо тренировать глазные мышцы. Из этого следует, что практически любой человек может полностью восстановить зрение с помощью упражнений для глаз. Упражнения простые, но довольно эффективные. Мы подобрали несколько комплексов . (Приложение3)
В интернете мы нашли электронные физминутки, которые можно проводить во время урока, чтобы наши глазки отдохнули. [9]
Также на уроках и дома можно выполнять интересные игры- тренировки (Приложение 4).
Исследовательская работа очень впечатлила меня и мы с моей бабушкой сочинили стихотворение «Береги зрение».
Заключение
Проведя исследование, я выяснил причины ухудшения зрения, научился бережно относиться к своим глазам, вовремя помогать им при переутомлении.
Таким образом, выдвинутая мною гипотеза о том, что если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить здоровье надолго, полностью подтвердилась. Если долго и усердно помогать своим глазам, то можно сохранить свое зрение. А самое главное, если зрение ухудшилось, то его можно поправить, соблюдая простые правила.
Мне очень хотелось бы, чтобы мое исследование помогло ребятам сохранить и укрепить свое зрение на долгие годы. Ведь потерять зрение легко, а сохранить сложно.
Список используемой литературы
5.http://inoe.name/64175-yelektronnye-fizminutki-dlya-glaz.html
Приложение 1
Анкета «Как я забочусь о своих глазах»
Приложение 2
Гимнастика для глаз.
1 комплекс.
2 комплекс
3 комплекс
4 комплекс
5 комплекс
Приложение 4
Игры-тренировки для глаз.
Игра "Заяц"
Вверх морковку подними, на нее ты посмотри. (Смотрят вверх)
Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево. (Глазами смотрят вверх-вниз, вправо-влево)
Ай-да, заинька, умелый! Глазками моргает. (Моргают глазками)
Глазки закрывает. (Глазки закрывают)
Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали. (Прыгают, как зайчики)
Игра "Белка"
Белка дятла поджидала, (Перемещают взгляд вправо-влево)
Гостя вкусно угощала.
Ну-ка дятел посмотри! (Смотрят вверх-вниз)
Вот орехи-1,2,3. (Глазки влево-по центру-вправо)
Пообедал дятел с белкой (Моргают глазками)
И пошел играть в горелки.
Игра "Стрекоза"
Вот какая стрекоза - как горошины глаза. (Пальцами делают очки)
Влево-вправо, назад-вперед. (Глазами смотрят вправо- влево)
Ну, совсем как вертолет. (Круговые движения глазами)
Мы летаем высоко. (Смотрят вверх)
Мы летаем низко. (Смотрят вниз)
Мы летаем далеко. (Смотрят вперед)
Мы летаем близко. (Смотрят вниз)
Игра "Кошка"
Вот окошко распахнулось, (Разводят руки в стороны)
Кошка вышла на карниз. (Имитируют мягкую, грациозную походку кошки)
Посмотрела кошка вверх. (Смотрят вверх)
Посмотрела кошка вниз. (Смотрят вниз)
Вот налево повернулась. (Смотрят влево)
Проводила взглядом мух. (Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому)
Потянулась, улыбнулась
И уселась на карниз. (Приседают)
Глаза вправо отвела, (Смотрят вправо)
Посмотрела на кота. (Смотрят прямо)
И закрыла их руками. (Закрывают глаза руками)
Игра "Гимнастика"
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. (Закрывают оба глаза)
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют. (Продолжают стоять с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим. (Открывают глаза, взглядом рисуют мост)
Нарисуем букву о, получается легко. (Глазами рисуют букву О)
Вверх поднимем, глянем вниз, (Глаза поднимают вверх, опускают вниз)
Вправо, влево повернем, (Глаза смотрят вправо- влево)
Заниматься вновь начнем. (Глазами смотрят вверх, вниз)
Вода может клеить?
Два петушка
Голубая лягушка
Рисуем осенние листья
Колумбово яйцо