Предметом исследования являются сказки.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_prava_skazochnyh_geroevr.docx | 483.99 КБ |
Управление образования МР «Печора»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» п. Каджером
Права детей и сказочных героев
Исследовательский проект
Автор: Кожемякин Кирилл,
учащийся 4-го класса.
Руководитель: Ильчук Светлана Петровна,
учитель начальных классов
п. Каджером
2018
Содержание
Введение……………………………………………………………………. .…...3
1. Исследовательский этап……………………………………………………..5
1.1 А знают ли права детей наши родители и одноклассники? …………..5
1.2 Права ребёнка в документах о правах ребёнка ……………………….6
3. Мои исследования…………………………………………………………...11
3.1 Викторина для моих одноклассников…………………………………..11
3.2 Правовые проблемы сказочных героев………………………………...12
4. Заключение…………………………………………………………………..14
Литература………………………………………………………………………15
Приложение……………………………………………………………………..16
Введение
Существует мнение, что детям не нужно разъяснять их права, чтобы не мешать правильному воспитанию. Некоторые родители считают, что в этом случае дети могут стать совсем неуправляемыми. Однако нужно помнить о том, что чувство собственного достоинства гораздо легче разрушить, чем создать. Дети должны знать о своих правах, это способствует становлению личности.
Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Забота о выполнении прав ребенка и о наилучшем обеспечении его интересов ложится в первую очередь на родителей или на лиц, их заменяющих.
10 декабря 2017 года на Едином уроке по правам человека мы познакомились с Конвенцией о правах ребенка. Я заметил, что сейчас часто и много стали говорить о жестоком отношении к детям со стороны взрослых. В телевизионных программах часто рассказывается о нарушении прав ребёнка.
На уроках литературного чтения мы знакомились с народными и авторскими сказками, и я задумался, а как обстоит дело с соблюдением прав у сказочных героев. Сказки – это замечательная иллюстрация нарушения прав человека и последующего восстановления справедливости.
Я захотел более подробно изучить этот вопрос, а заодно напомнить основные права детей своим одноклассникам на примере сказочных героев.
Актуальность.
Чем больше детей и взрослых будут знать о правах ребенка и стараться не нарушать эти правила, тем больше вероятность того, что права ребенка будут соблюдаться всеми людьми во всем мире.
Для чего я делаю свой проект? Это интересно и познавательно. На примере сказок легче понять и запомнить детям права, которые отражены в основных документах о правах ребенка.
Цель моего исследования: на примере сказочных героев показать, как нарушаются права ребенка.
Для достижения цели передо мной стояли следующие задачи:
- Провести опрос среди одноклассников и их родителей.
- Познакомиться с документами, которые гарантируют права детей.
- Проанализировать взаимоотношения сказочных героев.
- Расширить знания о правах детей.
- Разработать викторину «Права сказочных героев».
Гипотеза: «Сказка – ложь, да в ней намек…»
Предположу, что в сказках, как и в жизни, существуют нарушения прав героев.
Объектом моего исследования являются права детей, защищенные законом.
Предмет исследования: сказочные произведения.
Методы исследования:
Результатом работы станет: подтверждение или опровержение гипотезы, что в сказках, как и в жизни, существуют нарушения прав героев.
2. Исследовательский этап
2.1 А знают ли права детей наши родители и одноклассники?
Рис. 1
Я предложил одноклассникам и их родителям ответить на вопросы анкеты. (Приложение 1) В опросе приняли участие 23 одноклассника и столько же родителей. По итогам опроса оказалось, что почти все ребят, кроме одного, знают свои права. О них узнали от родителей 9 человек и от учителя на уроке «Окружающего мира», изучая тему «Мы – граждане России» 14 человек. На вопрос «С какого возраста у человека появляются права ?» ребята дали такие ответы: с рождения-14 чел., с 18 лет- 4 чел., не знаю -5 чел. На вопрос «Как ты думаешь, какое право является самым главным? «на жизнь» - ответили большинсво- 17 чел., «на жизнь в семье»-4 чел., по одному человеку «на образование» и «медицинское обслуживание». Ребята считают, что права детей в нашей стране соблюдаются, только один из 23 считает, что права нарушаются. А вот на вопрос «Кто является защитником твоих прав?» ребята ответили по-разному: «родители»-13 чел., «государство» -2 чел., «ты сам»-8 чел. Значит, не всё знают ребята о своих правах.
Все взрослые знают о правах. 20 чел. из 23 считают, что права детей соблюдаются.15 родителей за то, что детям нужно говорить об этом. А 3 чел., считают, что детям не нужно их знать или говорить частично-5 чел. На вопрос «Как вы думаете, нарушаются ли права сказочных героев?» взрослые 19 чел. из 23 считают, что нарушаются. (Приложение 2)
Все взрослые знают о правах детей, но не все считают, что детям нужно говорить о всех правах.
Поэтому сначала я захотел остановиться на основных правах детей, а затем показать нарушение прав в сказках.
2.2 Права ребенка в документах о правах ребенка.
Права ребенка отражены в следующих документах:
Рис. 2
Мы живём в правовой стране. Право - это нормы, установленные государством, – это правила, по которым все живут в стране и которые регулирует отношения между людьми, между странами. У людей много общего и права каждого надо уважать. В нашей стране проблема прав ребёнка и защиты детства почти всегда стояла особенно остро. Российские дети, по данным статистики, находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет.
Это ещё раз подтверждает необходимость получения детьми, да и родителями, знаний в области прав ребёнка. А благополучие детей и их права всегда вызывали интерес и пристальное внимание международного сообщества.
Изучая литературу по данной теме, я узнал, что ещё в Древней Руси забота о детях вменялась родителям. Прежде всего, нужно сказать, что в Древней Руси рождение ребенка было большим праздником. Все старались его принять, поддержать, определить дорогу, по которой идти в будущее. Самое главное — научить ребенка быть счастливым, находить язык с окружающим миром.
Рис. 3 Рис. 4 Рис.5
Наши предки были достаточно суровы в обращении со своими детьми. Они верили, что ребенка нужно как можно раньше укротить, сломить, подчинить родительской воле. Это надо сделать для его же блага, считали предки, потому что дитя, не битое в детстве, когда вырастет, непременно будет обижать своих родителей. Считалось, если мужчина «не воспитывает» (то есть не порет домочадцев), то он пренебрегает своими обязанностями и достоин всяческого осуждения. Детям предписывалось с благодарностью принимать наставления родителей и ни в коем случае не противиться им. Так, сын вообще не принимался отцом и другими взрослыми мужчинами как советчик, пока у него не появлялась борода. Особой гордостью для князей был обряд посажения сына на коня. Его проводили как можно раньше, обычно это делали с мальчиками 1-3 лет. Знатные отцы и их дружинники верили, что по поведению малыша, впервые оказавшегося в седле, можно судить о том, каким воином он вырастет.
Древнерусский свод правил общественной и домашней жизни «Домострой» раскрывал содержание ответственности родителей за воспитание, образование и поведение детей в обществе. В «Домострое» говорится о том, как надо воспитывает сыновей и дочерей. «Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его; воспитай детей в запретах и найдешь в них покой и благословение».
Детям предписывается абсолютное послушание родителей: брань и злословие в отношении отца и матери считалось тягчайшим грехом.
Великий князь Владимир поручил в 996 году общественное призрение,
куда входила и помощь сиротам, попечению и надзору духовенства. Заботился он о прокормлении сирот и сам, раздавая убогим, странникам, сиротам великую милостыню.
Великий князь Ярослав учредил сиротское училище, где обучал 300 юношей.
В царствование Иоанна IV в круг задач государственного правления, осуществляемого с помощью приказов, входило и призрение бедных и страждущих, куда входили и дети-сироты.
В 1682 году был подготовлен проект Указа, где из общего числа нищих выделялись нищие безродные дети. Здесь же впервые ставился вопрос об открытии для них специальных домов с целью обучения их грамоте и ремеслам, наукам.
Петр I существенно изменил отношение к детям, в том числе и к сиротам. Опеке, как форме устройства ребенка в семью, проводимые реформы уделяли достаточное внимание. Петр I повелевал призревать сирот, «без призрения после родительства оставшихся подкидышей или явленных таких, которых воспитывать – мужского пола до 7 лет, а потом посылать в школы определенные, а женского пола – обучать грамоте и разному мастерству...»
В своем развитии человечество не сразу пришло к пониманию того, что ребёнок полноправный член общества, а не собственность своих родителей или лиц, их заменяющих. Права детей в прошлом рассматривались лишь в качестве мер по защите от: детского труда, рабства, торговле детьми, произвола родителей, экономической эксплуатации.
Сейчас права детей закреплены в таких документах, как Декларация прав ребёнка, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году и определяла действия тех, кто отвечает за соблюдение прав ребёнка, и Конвенция о правах ребёнка – международный правовой документ, в котором говориться о правах детей всего мира от рождения до совершеннолетия.
Итак, краткая хронология:
1924 г. Лига Наций принимает Женевскую декларацию прав ребёнка.
1959 г. ООН принимает Декларацию прав ребёнка, в которой провозглашает
социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.
1979 г. Комиссия ООН по правам человека приступает к разработке проекта
Конвенции о правах ребенка. Эта работа продолжается 10 лет.
1989 г. (20 ноября) Конвенция о правах ребёнка принимается Генеральной
Ассамблеей ООН.
Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, устанавливает следующие принципы:
Декларация признала, что для полного и гармоничного развития ребёнку
необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и
понимания, считая, что каждый ребёнок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе мира, свободы, достоинства, терпимости, равенства и солидарности. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.
Но декларация – это ещё не закон. На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей. Ребенок — это лицо, не достигшее восемнадцати лет.
Итак, таким законом стала Конвенция, в которой сформулированы основные права ребёнка:
Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
3. Мои исследования.
3.1 Викторина для моих одноклассников.
Изучив документы о правах ребенка, я составил викторину по прочитанным мной сказкам. Также мне стало интересно, смогут ли мои одноклассники определить, какие права детей нарушены в некоторых сказках.
Название сказки | Нарушены права по мнению детей. | Нарушено право фактически |
Ш.Перро «Красная шапочка». | Право на жилище, право на жизнь. | Право на жизнь.
|
Русская народная сказка «Зайкина избушка». | Право на жилье, право на жизнь в семье, право на жизнь. | Право на жильё. |
В.Гаршин «Лягушка –путешественница». | Право на свободное передвижение. | Право на свободное передвижение. |
Э.Успенский «Чебурашка». | Право на образование, право на личное имущество. | Право на имя при рождении, право на жильё. |
Ш. Перро «Золушка». | Право на отдых и досуг. | Право на отдых и досуг. |
К. Чуковский «Доктор Айболит». | Право на жизнь, право на медицинскую помощь. | Право на медицинскую помощь. |
А.Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино». | Право на жизнь, право на жизнь без жестокости. | Право на личное имущество, на жизнь, на жизнь без жестокости. |
Г.Х. Андерсен «Снежная королева». | Право на жизнь, право на жизнь в семье. | Право на жизнь в семье. |
Проведя эту викторину, я сделал следующий вывод: многие мои одноклассники хорошо разбираются в определении прав сказочных героев.
3.2 Правовые проблемы сказочных героев.
Теперь, читая любую сказку, я сразу задумываюсь, какое право ребенка нарушено в данной сказке. Вот, что у меня получилось.
Ш. Перро «Золушка»
Нарушено – право пользоваться культурным досугом
К. Чуковский «Доктор Айболит»
Нарушено – право на медицинское обслуживание.
А.Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»
Нарушено – право на личное имущество, право на жизнь, право на свободу передвижения, право на достойный уровень жизни без жестокости.
Ш.Перро «Красная шапочка». Нарушено - право на жизнь.
Русская народная сказка «Зайкина избушка».
Нарушено - право на жильё.
В.Гаршин «Лягушка –путешественница».
Нарушено - право на свободное передвижение.
Э.Успенский «Чебурашка».
Нарушено – право на имя при рождении, право на жильё.
Г.Х. Андерсен «Снежная королева».
Нарушено - право на жизнь в семье.
4. Заключение
Изучив документы о правах ребенка, я понял, что многие государства, в том числе и Россия, признали то, что ребенку до полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Нарушение прав детей - вечная проблема, которую необходимо решать.
В ходе исследовательской работы гипотеза подтвердилась: в сказках, как и в жизни, существуют нарушения прав героев.
Также я сделал вывод, что многие мои одноклассники хорошо разбираются в определении прав сказочных героев.
В своей работе я достиг поставленной цели: на примере сказочных героев показал, как нарушаются права ребенка.
Данная работа может быть использована на уроках «Окружающего мира», при проведении классных часов.
Для того, чтобы дети знали больше о своих правах, родители должны об этом говорить, читать с детьми и объяснять, как можно поступать, а как нельзя; что правильно, а что нет.
Все знают о том, что маленький ребенок лучше растет и развивается в семье. Только в семье он чувствует себя защищенным и уверенно смотрит в будущее.
Для себя я понял, что я стал гораздо больше знать о правах детей. И помогли мне в этом разобраться всеми любимые сказки.
Литература
1.Антонов В.В., «Изучаем права человека»,М.: «Вита – Пресс»,2011.
2.Шабельник Е.С,Каширцева Е.Г., «Ваши права».-М.:«Вита –Пресс», 2011.
3.Шорыгина Т.А., «Беседы о правах ребёнка».- М. ТЦ “Сфера”, 2011.
4.Статья «Права ребенка» ru.wikipedia.org ›Права ребёнка
5.Статья «Права детей в Древней Руси» school2.edu- nao.ru ›sotsialno…prava…v-drevnej-rusi
6..Статья «Детские права» http://www.rg.ru/1998/08/05/detskie-prava- dok.html
3.Сказки
Андерсен Г.Х. «Снежная королева».
Гаршин В. «Лягушка –путешественница».
Перро Ш. «Золушка».
Ш.Перро «Красная шапочка».
Русская народная сказка «Заюшкина избушка».
Толстой А.Н. «Золотой ключик или приключения Буратино»
Успенский Э. «Чебурашка».
Чуковский К. «Доктор Айболит».
Приложение 1.
Анкета для родителей.
1. Знаете ли вы, что такое права?
а) да
б) нет
2. Соблюдаются ли права детей в нашей стране?
а) да
б) нет
3. Как вы думаете, нарушаются ли права сказочных героев?
а) да
б) нет
4. Нужно ли детям говорить об их правах?
а) да
б) нет
в) частично
5. Нужно ли вообще знание прав детям?
а) считаю, что нужно
б) нет, не нужно
в) дети и так много знают
г) прав много, а обязанностей нет
Анкета для детей.
1. Знаешь ли ты права ребенка?
а) да
б) нет
2. Откуда ты узнал о правах ребенка?
а) рассказали родители
б) рассказал учитель
3. С какого возраста у человека появляются права?
а) с рождения
б) с 18 лет
в) не знаю
4. Как ты думаешь, какое право является самым главным?
а) на жизнь
б) на образование
в) на медицинское обслуживание
г) на отдых
д) на жизнь в семье
5. Соблюдаются ли права детей в нашей стране?
а) да
б) нет
6. Кто является защитником твоих прав?
а) родители
б) государство
в) ты сам
Пчёлы и муха
Одеяльце
Цветущая сакура
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"