Моя работа была посвящена актуальным проблемам патриотического воспитания личности средствами киноискусства. Результаты исследования в корне изменило мое мнение о том, как художественные фильмы могут влиять в патриотическом воспитание школьников и моя гипотеза подтвердилась: средствами кинематографа можно вызвать у школьника интерес к патриотическому прошлому Родины.
Вложение | Размер |
---|---|
salsk._rabota_pedagogika_krivosheeva_anna_-_kopiya.docx | 855.06 КБ |
МБОУ СОШ № 1 х.Маяк
Сальский филиал
Донской академии наук юных исследователей им. Ю. А. Жданова
Секция «Педагогика»
Тема: «Жаворонок» или «Т-34»? Патриотическое воспитание школьников через призму данных кинофильмов.
Автор работы:
Кривошеева Анна, 9 класс,
МБОУ СОШ №1 х.Маяк
Сальского района Ростовской области
Руководитель:
Мощенко Лола Ибрагимовна,
учитель начальных классов,
МБОУ СОШ №1 х.Маяк
Сальского района Ростовской области
г. Сальск
2019 г.
Оглавление
I | Введение | 3 |
II | Основная часть | 4 |
2.1. «Духовно-нравственное воспитание», «патриотизм», «патриот» - что означают эти понятия? | 4-5 | |
2.2. На каких же ценностях воспитывается сегодня молодежь? | 5-6 | |
2.3. Кино, как фактор влияния на личность. | 6-8 | |
2.4. Из истории создания художественных фильмов «Жаворонок» и «Т-34» | 8-12 | |
2.5. Сравнить воздействие кинофильма «Т-34» и «Жаворонок» на патриотическое воспитание школьников. | 12-14 | |
2.6. Результаты анкетирования школьников | 14-15 | |
III | Заключение | 16 |
IV | Литература | 17 |
V | Приложения | 18-22 |
Введение.
Во все времена люди высоко ценили патриотизм. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы патриотические взгляды и, конечно, «… невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых духовно-нравственных взглядов…» [5]
Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы должны быть направлены на воспитание духовно-нравственной личности и сделать это можно посредством патриотического воспитания.
Актуальность: само по себе образование не гарантирует высокого уровня патриотической воспитанности, ибо патриотизм - это качество личности, проявляющееся не только в повседневном поведении человека.
Гипотеза: Можно ли вызвать у школьника интерес к патриотическому прошлому Родины средствами кинематографа.
Так появилась тема моей работы: «Жаворонок» или «Т-34»? Патриотическое воспитание школьников через призму данных кинофильмов.
Цель работы: изучение возможностей воздействовать сюжетом художественного фильма на патриотическое мировоззрение школьников.
Чтобы добиться поставленной цели, были запланированы следующие задачи исследования:
- рассмотреть понятия: «нравственность», «патриотизм»;
- проанализировать влияние художественных кинофильмов «Т-34» на формирование духовно-нравственных ценностей у школьников.
- сравнить, дать объективную оценку.
Объект исследования: влияние кинофильмов о ВОВ на сознание моего современника.
Предмет исследования: кинофильмы «Т-34» и «Жаворонок»
Методы исследования:
- изучение литературы
- проведения и анализ анкетирования.
- просмотр фильмов
- опрос и обсуждение
- беседы со школьниками, их родителями и учителями.
Основная часть.
2.1 «Духовно-нравственное воспитание», «патриотизм», «патриот»- что означают эти понятия?
Одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день является воспитание будущего патриота своей страны. Данная проблема охватывает всех людей без исключения в независимости от их религии, расы, пола, культуры, духовного и нравственного развития. И в первую очередь эта проблема касается нас, молодежи.
И кто же это такой — патриот? «Толковый словарь русского языка»
Ожегова С. дает следующее определение данному слову: «Человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины». [7] С понятием «патриот» неразрывно связано понятие «патриотизм». Известно, что идеи патриотизма в истории России занимали и занимают одно из ключевых мест. Проблема гражданско-патриотического воспитания молодежи в соответствии со Стратегией национальной безопасности и Госпрограммы по патриотическому воспитанию занимает важную роль в обеспечении, как национальной безопасности России, так и безопасности конкретного человека. [4]
Поэтому одним из наиболее важных вопросов воспитания на сегодняшний день является формирование потребности любви к России, знания её героического прошлого. Ведь патриотизм — это составная и неотъемлемая часть национальной идеи, неотъемлемый компонент культуры и науки. Исследованием данной проблемы патриотического воспитания молодежи занимались многие отечественные ученые, среди которых — Добролюбов Н. А., Белинский В. Г., Ипполитова Н. В., Чернышевский В. Г.
Патриотизм не заложен в генах человека: это не наследственное, а социальное качество. Настоящий патриотизм имеет гуманистическую сущность — уважение к культуре других народов и их традиций. Культура межнациональных отношений и патриотизм — эти два явления связаны между собой. «Патриотизм включает в себя различные духовные компоненты: сохранение родного языка; заботу и долг перед большой и малой Родиной; уважение к историческому и культурному наследию страны; ответственность за судьбу страны; милосердие и гуманизм, т. е. истинный патриотизм — это комплекс позитивных качеств, которые должны быть сформированы обществом и в том числе педагогами в подрастающем поколении». [4] Основная цель патриотического воспитания — это привитие подрастающему поколению любви к Отчизне, гордости за свою Родину, формирование желания и готовности защищать страну в случае необходимости, стремления способствовать процветанию Отечества.
Патриотизм прививается ещё в раннем детстве, со временем развиваясь и обогащаясь в духовно-нравственной сфере жизни. Более позднее его проявление – это активная гражданская позиция личности, выраженная в действиях и поступках, осуществляемых на благо Родины.
Проблема патриотического воспитания не может быть решена без формирования у молодого поколения уважительного отношения к прошлому и настоящему своей страны. Одной из особенностей современного патриотического воспитания является увеличение значения связи человека с местом, где он родился, с его малой Родиной.
Сегодня как никогда Россия сталкивается с многочисленными вызовами — попытками переписывания истории, принижением своей роли в мировом сообществе, подменой традиционных ценностей, которые характерны для русской культуры. Однако существует средство, которое поможет защитить общество перед лицом этих угроз. И это - осознанное отношение к Родине, к её прошлому, настоящему и будущему, развитие национального самосознания подрастающего поколения, углубление знаний об истории и культуре родного края, о подвигах дедов и прадедов при защите Отчизны. Таким образом, для воспитания будущих патриотов в лице современной молодежи, необходимо сотрудничество школы, семьи, педагогов и самих детей. «Только помогая друг другу, можно достичь желаемой цели — воспитать истинного патриота.
Однако кроме этого важно сделать упор и на другие виды патриотической воспитательной деятельности, которые велись бы по другим, но не менее значимым направлениям:
– Пропаганда спорта и здорового образа жизни; – Профилактика подростковой преступности, наркомании, алкоголизма и курения;
– Формирование патриотических чувств у подрастающего поколения и воспитание чувства гордости за свою страну;
– Противодействие религиозному и политическому экстремизму в молодежной среде, воспитание толерантности;
– Включение учащихся в активную созидательную деятельность на благо своей Родины; Ведь благодаря современным подходам к процессу патриотического воспитания молодое поколение cможет по-новому взглянуть на свою страну, почувствовать личную сопричастность к ее истории и культуре и осознать свою роль в развитии Отечества». [1]
2.2 На каких же ценностях воспитывается сегодня молодежь?
Поколение ХХI века. На каких ценностях оно воспитывается? Многие политики Западных стран пытаются принизить роль СССР в разгроме фашизма. Их цель — сделать все, чтобы для молодых людей — россиян Великая Отечественная война превратилась в «неизвестную войну», чтобы они утратили духовную связь с историей своего народа — это, по словам президента РФ Путина В. В.: «сфера жёсткой конкуренции, порой хорошо срежиссированной пропагандистской атаки» [10]. Новое поколение должно знать, что именно советские солдаты принесли народам мир. А День 9 мая всегда должен быть значимым праздником в их жизни, как дань духовной памяти своим дедам, прадедам. Актуальность темы работы заключается в том, что сейчас во взрослую жизнь вступает наше поколение, молодые люди начала 2000-х годов. Поколение, которое уже не застало Советского Союза с его более-менее устоявшимися ценностями, поколение, которое родилось в совершенно другой стране. Патриотизм, развитию которого раньше посвящали много усилий, постепенно превратился из необходимого элемента воспитания подрастающего поколения, во что-то лишнее, несовременное. К развитию патриотизма у молодежи относились всё более формально, отбивая тем самым желание быть патриотом и вызывая сомнение в целесообразности данного личностного качества. Развал старой системы воспитания привел к тому, что, не усвоив ценность патриотизма и коллективизма, молодое поколение формировалось на ценностях крайнего индивидуализма и эгоизма [9]. Подобное положение дел заставляет задуматься о причинах такого состояния патриотизма. По данным статистики, мы видим, что причиной падения патриотизма в молодежной среде явилось отсутствие патриотической идеи в обществе (52,42 %), второе место занимает отрицательное влияние друзей и сверстников (41,42 %), третьей причиной респонденты называют ненормальную обстановку в семье [9]. Когда нет образца для поведения, молодежь попросту не понимает с кого брать пример, и ввиду отсутствия достойных образцов для подражания ищет свои идеалы самостоятельно, например, на экране телевизора [10]. Нужно ли говорить о том, что за пример может обнаружить для себя человек, просто включив телевизор? Влияние СМИ на сознание молодежи велико, как никогда и это не может не огорчать. Хотелось бы затронуть еще один аспект жизни современного общества и привести немного статистики: «…Студентам был задан вопрос: «Если у вас была бы возможность, вы бы уехали из России?». Большинство опрошенных ответило, что посмотрели бы мир и вернулись (80,65 %). Ответ «навсегда» занимает второе место (14,51 %). Тех, кому и в России хорошо оказалось всего 4,95 %. Любого здравомыслящего человека подобная статистика должна ужаснуть. Патриотизм в стране выродился настолько, что абсолютно реальными кажутся опасения, что в случае опасности страну просто некому будет защитить. И действительно — многие из нас, считая себя патриотами, ведут себя непатриотично». [10]
Следовательно можно сказать, что воспитание гражданина-патриота — процесс, длящийся десятилетия, века и деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества дела.
2.3 Кино, как фактор влияния на личность.
Кино – это, прежде всего, искусство. Сущность искусства заключается в том, что творец сначала сам познает и лишь, потом передает зрителю частицу реальности.
Из Википедии я узнала, что термин «кино» произошел от греч. kineo - двигаю, двигаюсь. И это «…часть сложных слов, указывающая на связь с кинематографией; например, киноискусство, кинотеатр и др.» [9] Кино показывает как реальную жизнь, так и вымысел.
«Кино — это мощное средство воздействия на личность, так как в нем объединены всевозможные коммуникативные системы. Как вид эстетической деятельности оно впитало в себя темы, сюжеты, идеологию предыдущих периодов развития нашего народа». [9]
Возникнув в конце XIX в. кино явилось родоначальником специфических жанров. К ним можно отнести вестерны, гангстерские фильмы, мюзиклы, научную фантастику, фильмы-катастрофы. Нельзя сказать, что фильмы этих жанров несут только отрицательный посыл. Идеи добра и героизма всегда будут импонировать людям и пользоваться спросом.
«…В психологической науке вполне очевиден тот факт, что социальное научение детей происходит благодаря подражанию близким людям, а также эмоционально предпочитаемым и любимым телегероям. Когда ребёнок идентифицирует себя с такими персонажами, его внутреннее самоощущение начинает соотноситься с выражением их лиц, и малыш начинает вести себя соответствующим образом…». [13] Отсюда и подражание поведению, и подражание голосу, и подражание отношению.
В настоящее время продукция киноиндустрии становится более популярной в мире, чем чтение книг или посещение театров. Кино расширяет круг своих почитателей и способы влияния на них. Это происходит в силу того, что с развитием технологий кино стало не только как развлечение, но и как фактор формирования мировоззрения, эмоционального и интеллектуального развития человека.
Об этом сегодня много пишут и спорят. Так И.М. Маневич считает, что «литература шире, обстоятельнее, чем другие искусства, отображает действительность, показывает мир в развитии, заключая в рамки книги многообразный материал, который в каждом уме живет собственной жизнью» [8]. Бытует мнение, что фильмы предпочитают смотреть необразованные люди, которые не видят в чтении смысл или у них плохо с воображением. На самом деле – это не так. Когда хочется просто отдохнуть, не вчитываться в сюжет и увидеть все воочию, а не рисовать картинку в голове – мы смотрим фильм. В книге нам не покажут крутые спецэффекты, нам нужно все представлять самим – персонажей, антураж, костюмы, пейзажи… Никто не говорит, что это плохо, просто не у каждого на это хватает фантазии, да и крутить в голове картинки не всегда хочется.
Ученые давно доказали, что визуальное восприятие лучше, чем любое другое, поэтому сюжет фильма дольше держится в сознании человека. И легче вспоминается, если надо вспомнить, достаточно увидеть один кадр.
На мой взгляд, если влияние кино на человека настолько значимо, то почему не изучать воздействие «Визуальной картинки» в рамках учебной программы или внеурочной. Я считаю, что так можно привить вкус подрастающему поколению к правильному, моральному поведению на примерах лучших мировых шедевров кинематографии. А их очень много и получать информацию о них нам хотелось бы от специалиста.
Всё, выше, указанное убеждает нас, что мы говорим о кино, которое не только формирует общественное мнение, через него формируется идеология. Часто используются методы подсознательного воздействия. Отношение общества формируется с помощью стереотипов, которые внедряют в кино. Это вызывает либо положительную, либо отрицательную реакцию на конкретное событие.
Таким образом, мы видим, что средства массовой информации, в частности кино, оказывает огромное влияние на людей и на общество.
2.4 Из истории создания художественных фильмов «Жаворонок» и «Т-34»
Современные фильмы о войне сильно отличаются от фильмов советского периода. В них совершенно исчезла идеологическая направленность (особенно в 90-е), воплощение в жизнь любые, даже самые безумные сюжеты, но стали часто прослеживаться склонность к искажению исторической достоверности. Рассвет российского кинематографа пришелся на конец 90-х и 2000-е годы, в этот период вышло немало фильмов и сериалов по мотивам войны в Чечне, в Афганистане. Вторая половина 2000-х отметилась всплеском интереса к Великой Отечественной, были сняты такие известные фильмы как: "В августе 44-го", "Брестская крепость" - они пользовались невероятным успехом у зрителей.
В январе 2019 года на экраны российского кинопроката вышел новый российский военно-приключенческий боевик «Т-34» режиссера Алексея Сидорова.
Еще просматривая анонсы фильма, я подумала, вот бы посмотреть его всем классом, обсудить сюжет. В это время мы с моим руководителем думали о теме нашей исследовательской работы. Я предложила посмотреть фильм и узнать мнение моего класса о сюжете и о чувствах, что вызовет у них данный просмотр исторического боевика. Конечно, сразу пришла идея узнать: кто автор сюжета, снят ли фильм по художественному произведению, настоящие ли события присутствуют в сюжете фильма или это вымысел автора? Я узнала, что фильм снят по сюжету (ремейк) фильма «Жаворонок». В основу фильма положен подлинный факт. В далеком 1964 году на страницах газеты «Комсомольская правда» была напечатана статья «Подвиг капитана», в ней писалось, о том, что « Действия происходят в глубоком тылу Германии. Для улучшения характеристик противотанковых орудий, немцы использовали захваченные трофейные танки Красной Армии в качестве «живых» мишеней. Экипажи машин укомплектовывали военнопленными танкистами и гражданскими лицами из концлагерей. Фильм повествует о бегстве из плена одного из таких экипажей на танке Т-34. Вырвавшись из плена, они часа два мчались по немецкой территории, пока не подъехали к мосту, где в это время шла группа ребятишек-школьников. Перед экипажем возникла дилемма: раздавить детей гусеницами своего танка и тем самым проложить себе дорогу на другой берег, продолжив бегство, или сдаться в плен! Герои выбрали последнее. Но подоспевшие к месту немецкие артиллерийские расчеты изрешетили танк, оставшегося полуживого командира вечером повесили на орудийном стволе танка. В неравной схватке герои погибают. К такому подвигу нельзя быть равнодушным!
Вечером, на кухне режиссер Леонид Менакер, попивая чай, просматривал очередной ее номер, где и узнал об этом. Вот так и возникла идея снять этот фильм. "...хороший фильм можно снять и по газетной публикации..." - любил говорить Л.Менакер…» [11].
Режиссер фильма, как все творческие люди внес много своих личных воспоминаний о войне.
Чего стоит только начало фильма! «…пленный механик-водитель танка Т-34 Иван (Вячеслав Гуренков) ждёт смерти в фашистском концлагере. Единственное, что он может себе позволить изредка посмотреть в небо, а там жаворонок...
В концлагерь, в котором ждёт смерти среди тысяч пленных солдат Иван, приезжает комиссия, которая должна организовать испытания новых противотанковых снарядов, которые помогут нацистам преодолеть кризис с танками Т-34. эффективного средства борьбы с ними нет. События чётко привязаны по времени. События развиваются между 17 и 22 июня 1942 года.
Оберштурмфюрер СС (советский эстонский актёр Бруно Оя) набирает среди пленных экипажи для трофейных танков Т-34, которые будут расстреливать новыми противотанковыми снарядами. Оберштурмфюреру нужны механики-водители, которые поведут обречённые машины. Но экипажи комплектуются полностью. Фашистским инженерам надо знать как будет действовать их снаряд после того, как пробьёт броню. Для этого не обязательно сажать в танки танкистов. Подойдут пленные, ещё не истощённые до предела лагерями смерти. Немцам надо знать смогут ли танкисты спасаться из подбитых машин.
Иван в первый раз смог довести свой танк почти до позиций, прежде чем противотанковые пушки его подбили. Всех солдат, сидевших в танках немцы расстреляли, а Ивана оберштурмфюрер оставил. Ему нужно доказать начальству, что снаряды могут пробивать лобовую броню Тридцатьчетвёрок. Успех сулит ему награды карьеру. Он уверен, что Иван все равно погибнет.
Однако Иван не собирается надеется на «милость» эсэсовца. Он намерен вырваться из плена, чтобы продолжить борьбу. Эсесовец говорит ему, что его экипаж будет уничтожен, но его помилуют. Он даёт Ивану рацию, по которой будет держать с ним связь на полигоне. Иван понимает, что шансов выжить по немецкому сценарию нет. Он решает перехитрить немцев и смотрит на своих товарищей по экипажу. Молодой пленный (Валерий Погорельцев) пытается подсыпать в трансмиссию стекло, а потом убить Ивана. Тот с ним справился, но не выдал немцам. Более опытный пленный Пётр (Геннадий Юхтин) раздавлен пленом и страданиями. Поняв, что задумал Иван он соглашается на побег. В отчаянье человек хватается за соломинку. Молодой танкист и четвёртый член экипажа – француз ничего не знают. Однако и их спасение входит в планы Ивана. Испытания на полигоне закончились для фашистов неожиданно. У самой пушки Иван остановил танк. Пётр выставил из люка ведро с горящей ветошью, изобразив немцам, что танк горит. Из открытого люка вырывается пламя и валит дым. Он смог отобрать у охранника автомат, а Иван рванул машину вперёд и раздавил пушку. Побег, как им казалось, удался.» [11].
Дальше всё пошло не так как изначально задумывали пленники. Иван, посмотрев на теперь уже свой танк, предлагает Петру показать «Германии с хлыстиком», что такое настоящая война. Раздавленный пленом и ожиданием смерти, потерявший веру в победу Пётр отвечает ему «На смерть, как на солнце, во все глаза не посмотришь». Трое пленников переодеваются в гражданское и бегут кто куда. А Иван едет на танке.
Бегство и свобода были не долгими. Молодой танкист прибегает в лес, где все деревья пронумерованы. Он приходит в ужас от пронумерованных стволов. Ему кажется что он опять в лагере. Он в смятенье бежит через лес пока не сталкивается с танком, продирающимся через лес и вновь оказывается рядом с Иваном.
Не удалось далеко уйти и Петру. Немцы травят его собаками и гонят по ручью. Они даже не сразу замечают Т-34, который начал гоняться уже за ними и в панике бегут. Поражает как быстро происходит переход от юберменша (сверхчеловека) в стадо трусливых ничтожеств. Это тоже нельзя передать словами – только посмотреть.
Все всё поняли. Убежать в фашистской Германии от фашистов нельзя. Можно только сражаться. И экипаж… Уже экипаж танка Т-34 начинает свой последний бросок по фашистскому Рейху. Все четверо погибают. Но не как жалкие беглецы, а как солдаты в бою. Последним гибнет Иван. Спасая немецкого мальчика из-под гусениц своего танка, ибо настоящий Человек не может поднять руку на невинного ребенка, даже ребенка врага. Умирая он видит, как его танк уезжает и растворяется в солнечном диске. Не могу передать, что чувствую снова и снова просматривая этот фильм. Не передать всех эмоций. Надо смотреть.» [11]. (Приложение1)
Жаворонок» – шедевр мирового уровня. Он не только прошёл по всей стране, но и имел успех на мировой арене. «Жаворонок» номинант Канского кинофестиваля 1965 года. Его широким экраном показывали в разных странах мира. Во Франции он шёл под названием «L Odyssee du T.34», под тем же названием «Т34» он шел в мировом прокате и в других странах.
Сюжет фильма «Т-34» построен немного по другому. «Действие фильма разворачивается во время Великой Отечественной войны в 1941 году. Это практически самое начало войны, когда силы противника были ещё велики, планы у противника грандиозны, амбициозны, а у нас только один план - это во что бы то ни стало, защитить свою Родину, уничтожить противника и ни дать ему добраться до Москвы.
Первый танковый бой проходит возле деревни Нефедьево, которая находится рядом с Волоколамским шоссе. От этой деревни до Москвы примерно 35 километров. Немецкая танковая рота шла на Москву. А до Москвы рукой подать и враг уже потирая ручки, предвкушал победу. А у наших, после ожесточённых боёв остался в распоряжении один единственный танк КВ-1 и немного артиллерии. В распоряжение танковой части поступает младший лейтенант Ивушкин, которому и отдан приказ возглавить танковый экипаж и любой ценой остановить немецкую танковую роту. Танковой ротой командует штандартенфюрер Клаус Ягер, надо признать, человек умный, смелый и хитрый. Но благодаря хитрости, смелости и смекалке экипажу КВ-1 удаётся остановить танковую роту Ягера.
В живых, после этого боя остаются командир экипажа Ивушкин и Василёнок. Они попадают во вражеский концентрационный лагерь».
Мне стало интересно, а была ли такая битва в Великую Отечественную войну в реальности? В интернет ресурсах это был не единичный случай. Были и танки, были и самолеты. Фильм действительно основан на реальных событиях. (Приложение 2)
И так продолжим «…1941 год, ноябрь, деревня Нефедьево. Ближайшая точка до Москвы. Ударная группа гитлеровцев в составе 18 танков, пары артбатарей и сопровождающих их пехотинцев заняла деревню. У советской стороны таких сил нет. Утром немцы двинут дальше и сомнут достаточно жидкий заслон. Официально из воспоминаний генерала Белобородова:
'Это был самый ответственный момент. Доложил начальнику штаба армии об обстановке на участке 258-го стрелкового полка и получил разрешение использовать одну из стрелковых бригад. Решение принял такое: 40-я стрелковая и 17-я танковая бригады ночью атакуют противника, ворвавшегося в Нефедьево, и восстанавливают положение.
Нюанс в том, что на тот момент силы 17 ТБ составлял 1 (один) танк КВ-1. Вот и было приказано Павлу Гудзю хоть как, но танковый удар немецкий предотвратить. Комбат посмотрел на карту, прикидывая: 'Это Химки, а это Нефедьево. У них - восемнадцать... У нас в батальоне - только один КВ. Твой, Паша... Но если колонну не раскромсаем, завтра она вкатится в Москву. Я загляну к артиллеристам. Пусть сообразят вам звуковое оформление. К тому времени наши уже знали, что немцы умеют бить и КВ. Потому настроение у экипажа было невеселое.
В темноте выдвинулись. Пехота на передке невесело пошутила, увидев одинокий танк: «На Берлин?»
- На Берлин. Только сначала в Нефедьево заедем - отшутился Гудзь. И уточнил, где тут лучше проехать будет. Пехотинцы подсказали. Так КВ на малых оборотах буквально прокрался к окраине деревни. Когда стало светать наводчик лейтенант Старых прицелился максимально тщательно и поджег головной немецкий танк первым же снарядом. Здоровенный пожар дополнительно осветил немецкие машины. После этого наши стали стрелять с максимальной скоростью, понимая, что чем больше пустых пока машин они успеют искалечить, тем легче будет потом, когда немцы все же доберутся до своих рычагов и пушек. Всего в ходе этого трехчасового боя экипаж КВ, пехотинцы и артиллеристы уничтожили десять танков, две батареи ПТО и около 400 немцев. остальные были обращены в бегство.
Далее события происходят в концентрационном лагере в 1944 году, где находятся два героя: Ивушкин и Василёнок. Волею судьбы в этот лагерь попадает и Ягер, с определённой целью: Научить немецких солдат воевать с русскими. От Ягера звучит такая фраза: "Если вы научитесь воевать с русскими, то никакие англосаксы вам не страшны". Ягер узнаёт в Ивушкине героического командира, с которым он воевал под деревней Нефедьево и предлагает ему собрать из военнопленных экипаж, восстановить танк Т-34, который немцы захватили в одном из боёв и выступить без единого снаряда против немецких танков. Если суждено погибнуть, то по крайней мере экипаж погибнет как настоящие бойцы, а если суждено выжить, то Ивушкин со своей командой будет обучать немецких танкистов. Ивушкин согласился…» [12] а вот что было дальше вы увидите в фильме. Это удивительный фильм. Да, много спецэффектов, но это не портит фильм. Он как будто оживает. Весь фильм, на протяжении 2,5 часов зритель находится в напряжении и напряжение не отпускает ни на минуту.
Я посмотрела оба фильма: теперь я знаю и понимаю, что это шедевры на все времена.
2.5 Сравнить воздействие кинофильма «Т-34» и «Жаворонок»
на патриотическое воспитание школьников.
И все же почему эти такие одинаковые и такие разные фильмы, снятые на один сюжет, разными режиссерами, в разные не просто годы, периоды истории нашей страны, хочется смотреть и смотреть?
Большинство сериалов и фильмов 2000-х про Великую Отечественную Войну страдают одним и тем же недугом, а именно тем, что советский солдат почти бессмертен и уничтожает одним своим взглядом целые взводы фашистов. В фильме 70 х годов, а я говорю сейчас о фильме «Жаворонок» и о премьере 2019 года фильме «Т-34» есть искренность, щемящая душу правда. В фильмах незримо присутствуют правда о любви к Родине, о свободе.
После просмотра фильма в первый раз, я долго была под впечатлением фильма, меня переполняли чувства. Чувство гордости за героев, защитников нашей Родины и чувство полного удовлетворения. На мой взгляд, такие фильмы сейчас очень нужны молодому поколению и их нужно снимать гораздо больше. Фильмов, которые рассказывают о подвиге советского народа в Великой отечественной войне, и рассказывать об этом нужно современными фильмами, языком понятным и интересным молодежи. Да, много существует старых замечательных фильмов о великой Отечественной Войне, но их молодёжь не смотрит, они им не интересны. А эти фильмы мне очень понравились.
О «Жаворонке»: старшее поколение имело свой «Т-34», это и сейчас уникальный фильм, события в фильме и сейчас и по тем временам на грани фантастики. Фильм пронизан смертью и нежностью…
О «Т-34»: рекомендую обязательно посмотреть фильм Т-34 в кинотеатре. В фильме очень точно подобрана музыка. Всё в совокупности: музыка, звук, спецэффекты, производят неизгладимое впечатление на зрителя. Это будет фильм, который я бы хотела посмотреть через много лет со своими детьми…
С 20 января по 23 февраля в нашей школе ежегодно проводится месячник патриотического воспитания. Мой руководитель предложил, в рамках мероприятий месячника, совместный просмотр, полюбившегося мне фильма. Я и мои одноклассники с радостью согласились, ведь посмотреть вместе с друзьями художественный фильм, даже если ты уже этот фильм видел, здорово! В ходе просмотра и опроса, выяснилось, что никто из моих одноклассников не видел фильм «Жаворонок» 1964 года создания. Фильм «Т-34» видела только я, но анонс фильма смотрели все.
Так мы с классным руководителем, 17 января, посетили кинотеатр «Синима» города Сальска. (приложение 3) для просмотра художественного фильма «Т-34».
Следующий этап исследования, стал просмотр художественного фильма 1964 года «Жаворонок». Это мы тоже сделали вместе.
И, конечно же, после просмотра мы на классном часе обсудили фильмы, игру актеров. У каждого была возможность высказать свое отношение, к просмотренному сюжету. Сравнить и увидеть разницу в деталях фильмов, снятых в разные годы.
Вот отзывы моих одноклассников:
«…я смотрел фильм «Жаворонок» и думал, я ничего не понимаю…как можно столько вынести. Тема концлагерей в этом фильме, чем в фильме «Т-34» ярче, шире, страшнее…»
«…я с тобою не соглашусь, и в «Т-34»-это линия сюжета хорошо написана, страшно везде… Просто в первом фильме даже актеры, не просто помнят о войне, они сами участники войны или их отцы и матери».
«Это мой первый фильм (Т-34) за последнее время который действительно зацепил. Переживать приходилось ни один раз. Актёры играют просто потрясающе. А как реалистичны герои? И как звучит фраза «Хочешь цуда - будет цуда». Невероятный фильм…»
«Если можно оценить эти фильмы по десятибалльной системе, я бы поставила обоим фильмам по 10 из 10! Есть, конечно, невероятные моменты, но хочется в них верить!... Уверена, эти фильмы, пересмотрю ещё раз!»
«Эти фильмы смотришь и, я уверен, тебя переполняет чувство не только гордости за свой народ, что выиграл для нас МИР, но чувство ответственности за МИР, который теперь нам надо сохранить для потомков…»
«…фильм (Т-34) смотрится на одном дыхании! классно! Умеют когда захотят. Мы выиграли Великую войну, и нам есть чем гордится!»
Часто отзывы ребят о фильмах переходили в диспут, но все понимали эти фильмы нельзя сравнивать. Да, есть спецэффекты в фильме «Т-34», но жаворонок в небе «затмит» любой из них. Каждый фильм несет такую энергию, такой посыл и, кажется, что мы сами солдаты, и мы стоим на защите Отечества.
Я тоже с удовольствием включалась в споры так, как отрицательно отношусь к сравнению таких фильмов.
Мне понравилось, как мы все вместе смотрели фильмы, наши обсуждения, приход к единому мнению. Я считаю, что такие фильмы нельзя смотреть одному у телевизора, только вместе.
На основании вышесказанного логично предположить, что нашему поколению, а возможно и не только нашему, обязательно нужно посмотреть эти фильмы, здесь есть над, чем задуматься, есть от чего или с кого брать пример.
2.6 Результаты анкетирования школьников.
В качестве материала для исследования влияния художественных фильмов на патриотическое воспитание школьников, мы взяли результаты опроса и анкеты. Но предварительно нами был задан один вопрос респондентам нашей школы: понимают ли они значения понятия «Патриотизм».
Из результатов опроса мы видим: из 51 респондента (это ученики 6-11 классов) «знают» - 27 человек, что составило 53%. Отрицательные и неверные ответы были даны учащимися в количестве 24 человек и это 47% (!) от общего количества опрошенных. (Приложение 4 , Диаграмма 1)
Из этого следует, что хотя в нашей школе, как и во всех учебных заведениях страны, ведется большая работа по патриотическому воспитанию, что мои сверстники довольно поверхстностно понимают или недопонимают значения понятия слова «патриотизм».
Следующие результаты анкеты «Поговорим о фильмах» показали, что на вопрос «После просмотра, представленных отрывков, у вас возникло желание посмотреть фильм полностью?» из 66 респондентов (респонденты из числа учащихся старших классов и работников школы) ответили – «да» - ответили 59 человек, что составило 89%, семь человек дали отрицательный ответ и это стало 11% опрошенных. (Приложение 5,диаграмма 1)
На вопрос анкеты «Смотрел ли ты фильм «Т-34»? положительный ответ дали 25 опрашиваемых (38%), не хотят смотреть – 5 пять респондентов (7%) и 36 человек (55%) еще не смотрели. (Приложение 5,диаграмма 2 )
На вопрос анкеты «Смотрел ли вы фильм «Жаворонок»? положительный ответ дали 11 опрашиваемых (38%), и это не 55 человек (55%) еще не смотрели.
Результаты вопроса «Способствует ли просмотр фильма прочтению экранизированного произведения?». Наверняка, обрадуют учителей литературы: положительный ответ дали 53 респондента, что составило 80% , для 13 человек (20%) просмотр кинофильма достаточен и они не захотели узнать больше из сюжета произведения. (Приложение 5 ,диаграмма 3 )
На вопрос «Какие чувства возникли при просмотре данного фильма?»¸на просьбу выбрать только один пункт, опрашиваемые отметили: сопереживание - 24% (16 человека), радость- 12% (8 человек), волнение за героев – 21% (14 человек),интерес – 23 %(15 человек), тревога –9% (6 человек), счастья– 3% (2 человек), удивление – 1,5% (1 человек), восторг - 6%(4 человека) (Приложение 5 ,диаграмма 4 )
На вопрос анкеты: «Какой фильм вы порекомендуете посмотреть своим друзьям и знакомым «Т-34» или «Жаворонок?». 14 опрашиваемых категорично проголосовали за «Т-34», что составило 21%; «Жаворонок» - советуют посмотреть 10 респондентов и это 15% ответов; посмотреть оба фильма рекомендуют - 42 человека¸ что составило 64% от общего количества опрашиваемых (Приложение 5 ,диаграмма 5)
Из всего выше сказанного следует, что, конечно, у каждого человека есть свое мнение о фильмах, но как мы уже говорили ранее - патриотами не рождаются, патриотами становятся, и мы в нашем исследование в этом неоднократно убедились. Мы доказали, что через «любить и восхищаться героическим прошлым своей Родины» средствами художественного фильма перейти к понятию «патриот своей Родины» возможно…
Заключение.
Моя работа была посвящена актуальным проблемам патриотического воспитания личности средствами киноискусства. На сегодняшний день воспитание патриотизма с помощью военных фильмов имеет огромную роль. Проблема патриотического воспитания становится особенно актуальной в наши дни, напряженность в человеческих отношениях значительно возросла. Проявление как добрых, так и злых начал, заложенных в человеке зависит от различных условий, факторов жизни самого человека, от среды, в которой он проживает и ведет свое развитие, от менталитета – все это естественно влияет на мировоззрение человека, на его индивидуальность, а также на стереотип поведения. Сегодня государственная политика направлена на возрождение духовных ценностей человека и общества в целом и в этом цвете патриотическое воспитание школьников приобретает большое значение.
Подведя итог своей исследовательской работы, хочу подчеркнуть, что формирование духовно-нравственных ценностей, чувства патриотизма у учащихся будет осуществляться эффективнее, если применять кино-уроки с просмотром и обсуждением мужества, геройства солдат во время ВОВ в два подхода:
Результаты исследования в корне изменило мое мнение о том, как художественные фильмы могут влиять в патриотическом воспитание школьников и моя гипотеза подтвердилась: средствами кинематографа можно вызвать у школьника интерес к патриотическому прошлому Родины
Литература
1 | Белоусов Н. А. «Патриотическое воспитание студентов как проблема педагогического образования» / Н. А. Белоусов, Т. Н. Белоусова // Патриотическое воспитание: история и современность: Сб. науч. ст. — М., 2004. — С. 38–41. |
2 | Богомолов Ю. Краткий конспект длинной истории советского кино : 20-е годы. // Искусство кино. -1995., N 11.,с. 16. 13 /1 |
3 | Давыдов Денис. Кинопередвижники., журнал «Родина», 2016 г. № 1 январь, с.316 |
4 | Данюлик А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А., Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Москва, Просвещение, 2010 г., с.23 |
5 | Ежи Теплиц, История киноискусства 1928-1933, Издат-во “Прогресс”, М., 1971г., с 108 |
6 | Медведев А. Только о кино - Кино в России- история ХХ век. // Искусство кино.- 1999 год, N 2.,с. 68 |
7 | Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка, М.,1989., с. 356 |
8 | Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О воинской обязанности и военной службе" http://sudact.ru/law/doc/GpRRlIF3usgb/003/ |
9 | https://ru.wikipedia.org/wiki/История_кинематографа Википедия |
10 | http://yun.moluch.ru/archive/10/719/ |
11 | https://istorya.pro/nikto-ne-zabyt-i-nichto-ne-zabyto.-3-t2.html |
12 | https://kornievsky.livejournal.com/52717.html |
13 | https://lunchonthegrass.livejournal.com/213924.html |
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Диаграмма 1
Приложение 5
Диаграмма 1
Приложение 5
Диаграмма 2
Приложение 5
Диаграмма 3
Приложение 5
Диаграмма 4
Приложение 5
Диаграмма 5
Рисуем тыкву
Прекрасная химия
Всему свой срок
Финист - Ясный сокол
За еду птицы готовы собирать мусор