В данной работе исследуется,как образы «Слова о полку Игореве» нашли своё отражение в живописи и графике..
Вложение | Размер |
---|---|
is._rab._npk_artamonova_ya.docx | 22.93 КБ |
муниципальное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа пос. Уральский"
Свердловской области
Исследовательская работа
«Образы «Слова о полку Игореве» в живописи и графике»
Исполнитель: Артамонова Я.Ю.,
учащаяся 9-б класса
Руководитель: Сальникова М. В.,
учитель русского языка и литературы
пос. Уральский
2019 г.
Введение.
Едва мы начинаем читать первые строки "Слова", как попадаем в очаровывающий, глубоко поэтический мир книги, такой знакомой с детства и всё-таки всегда остающейся образцом неисчерпаемых мыслей и чувств. С удивительной проникновенностью обращается безвестный автор к нашим чувствам и к лучшему из них – любви к Родине. Нежная любовь к Отечеству согревает каждый образ "Слова". Поэтому оно всегда привлекало и будет привлекать к себе внимание историков, поэтов, художников. Образный строй "Слова о полку Игореве" даёт огромный простор для творческой фантазии художников-иллюстраторов.
Цель работы: исследовать, как образы «Слова о полку Игореве» нашли своё отражения в живописи.
Задачи:
1. рассмотреть общие сведения о «Слове о полку Игореве»;
2. изучить творчество русских художников, связанное с образами «Слова о полку Игореве»;
3. выявить, как образы «Слова о полку Игореве» нашли своё отражение в живописи;
4. сделать выводы о том, как образы «Слова о полку Игореве» нашли своё отражения в живописи.
Проблема, которую мы поднимаем в данной работе актуальна в связи со сложившейся политической обстановкой, так как главная идея “Слова о полку Игореве” в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к неминуемой гибели.
Практическая направленность работы заключается в том, что она была представлена на уроке литературы при изучении «Слова о полку Игореве» в данном учебном году, может использоваться в будущем на уроках литературы.
2. Основная часть.
2.1. Общие сведения о «Слове о полку Игореве».
«Слово о полку Игореве» было найдено в девяностых годах восемнадцатого века известным любителем русских древностей А. Мусиным-Пушкиным. В 1800 году «Слово» было издано А.И.Мусиным-Пушкиным в сотрудничестве с его учеными- друзьями. В 1812 году сборник, включавший «Слово», сгорел в московском пожаре вместе со всем ценнейшим собранием древнерусских рукописей в доме А.И.Мусина-Пушкина.
С рукописи «Слова» были сняты копии: одна из них предназначалась Екатерине II, именно эта копия дошла до нас. «Слово» повествует не только о князьях: оно говорит о народе, о русских сынах, о русских воинах, о женах этих воинов.
Более ста семидесяти пяти лет «Слово о полку Игореве» живёт полнокровной жизнью, и сила его воздействия не только не ослабевает, но всё возрастает и расширяется, находится в поле зрения издателей, историков, исследователей, переводчиков, поэтов, художников, композиторов и просто читателей.
Такова власть над временем “Слова о полку Игореве”, его живой связи с мировоззрением и творчеством всего народа. Вот почему “Слово”, продолжает жить в произведениях XIX–XX веков. Мы вправе считать произведением не только древней, но и в известной мере и современной литературы. Оно живо и действенно, заражает поэтической энергией, учит литературному мастерству и любви к родине.
2.2. Образы «Слова о полку Игореве» в творчестве И.И. Голикова.
Героические образы "Слова…" ожили перед нами в иллюстрациях разных, таких не похожих друг на друга художников. Одним из них был Иван Иванович Голиков – прославленный мастер палехской живописи. Он был создателем нового вида искусства – художественных росписей прозрачными яичными красками на папье-маше. Мечтой художника было создать живое, насыщенное движением искусство. И.И. Голикова для иллюстрирования "Слова…" рекомендовал А.М.Горький, который называл его "гениальным художником из народа". Больше года работал художник над рисунками к "Слову…". Он выполнил всё оформление великолепно изданной книги – от переплёта до концовки – и от руки переписал весь текст книги. Тонкий художественный вкус и трогательная сердечность отличают иллюстрации Голикова. В них, как и в "Слове…", сочетается мужественная героика с трепетной лирикой. В гармонически-гибких, неожиданных по сочетанию цветов образах есть особенная, присущая "Слову…" музыкальность. Недаром художник говорил, что любил "слушать, как играет природа". Сказочная условность изображения – это тот язык, которым художник выражает поэтическую сущность образов "Слова…".
Вот гиперболически-огромная, могучая фигура Игоря на богатырском коне, резко выделяющаяся среди "поганых". "Мне хотелось передать силу русского человека", – вот смысл, который художник вкладывал в эту сцену пленения Игоря. Подробно ведёт художник повествование, выбирая для иллюстраций наиболее значительные события "Слова…". В изображении слитных рядов русичей, выступающих в поход, или в сцене ожесточённой битвы – удивительное разнообразие образов, никогда не повторяющих друг друга. Горделиво выступают "борзые" кони, снежно-белые и причудливо-алые, изумрудные и розовые... В чёрном небе летят стрелы калёные, трещат копья булатные... "Быть грому великому! Пойти дождю стрелами с Дона великого!"
2.3. Образы «Слова о полку Игореве» в творчестве В.А. Фаворского.
Владимир Андреевич Фаворский - российский график и живописец, народный художник СССР. В художественном наследии Фаворского большое место занимают иллюстрации к «Слову о полку Игореве». Художник работал над иллюстрациями к различным изданиям «Слова о полку Игореве». Например, В.А. Фаворский работал над гравюрами на дереве к изданию «Слова…» на протяжении 15 лет, с 1937 по 1951.
Воссоздавая зрительный образ Древней Руси, Фаворский сделал его параллельным поэтическому строю и литературному своеобразию «Слово о полку Игореве». Владимир Андреевич всегда старался точно определить язык художественного произведения, его графические образы созвучны поэтическим «тропам» поэмы. Поэтому на гравюре «Игорь среди народа» Фаворский активно рисует единство человека и природы, отраженное и в тексте поэмы. Обширный природный план был рассчитан В. А. Фаворским на детское восприятие, в полной мере способное откликнуться на живописность фона гравюр.
В. А. Фаворский добивался, чтобы сложное произведение могло быть усвоено и прочувствовано каждым, кто возьмёт книгу в руки. В визуальном единстве сразу нескольких книжных элементов: гравюр, шрифта, ритма иллюстраций, орнамента и обложки – он этой цели достигает. И в итоге гравюры Фаворского к «Слову» не отвлекают, а помогают читать. Оформление В. А. Фаворского ярко отразило богатый поэтический мир «Слово о полку Игореве», соединив эпическое начало с лирическими образами. Таким образом, иллюстрации Фаворского к «Слову» стали началом для негласной традиции – оформления изданий этого выдающегося древнерусского текста именно гравюрами на дереве.
2.4. Образы «Слова о полку Игореве» в творчестве Н.К. Рериха.
Рерих Николай Константинович - русский художник, сценограф, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель. Академик Императорской академии художеств. В течение жизни создал около 7000 картин, многие из которых находятся в известных галереях мира, и около 30 томов литературных трудов, включая два поэтических.
В тяжёлом 1942 году он пишет картину «Поход князя Игоря» — по мотивам гениального произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Зловещая, переходящая в синеву желтизна неба. Темный круг с золотым ореолом - затмение. Силуэты ратников с хоругвями, в полном боевом облачении. Справа на коне князь Игорь. Смотрит он на полки, на померкнувшее Солнце, на далекую линию горизонта. Там где-то впереди - вражеские орды. Там ждут его войско грозные испытания.
Эта картина - не иллюстрация к классическому памятнику древнерусской литературы. Рерих не даёт характеристики действующих лиц, не прибегает к тщательной выписке исторических деталей, а стремится лишь к одной цели - выразить величие воинской доблести родного народа и скорбь о неизбежных его страданиях. На фоне золотисто-жёлтого неба чётко выделяются темные силуэты ратников Игоря. Огненно пламенеют их плащи и щиты. Вся нижняя часть полотна занята сплошной цепью пеших и конных воинов, которые появляются из ворот крепостной стены и исчезают за горизонтом. Над ратью реют хоругви и колышутся длинные пики. Жёлтое небо столь неожиданно и смело выбрано художником для изображения солнечного затмения, переходит выше в густую синеву, на которой ярко горит золотая корона затемненного диска солнца. Чрезвычайно эмоциональный цветовой аккорд из жёлтых, тёмно-синих и красных тонов звучит торжественно, в нем и траур по предрешенным потерям, и утверждение конечной победы."
2.5. Образы «Слова о полку Игореве» в творчестве В.М. Васнецова.
Васнецов Виктор Михайлович - русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи.
Васнецов сосредоточил внимание на той части "Слова", в которой оно воспевает и возвеличивает князя Игоря и его воинов. Величественно покоятся русские богатыри. Они пали смертью героев. Художник стремился выразить эпическую значительность события. Глубокое впечатление оставляет могучий богатырь, упавший с широко раскинутыми руками, и прекрасный юноша, пронзённый стрелой в сердце. В глубине поля, справа, торжественно и спокойно, как бы заснув, лежит убитый богатырь, в руке его остался зажатым лук. Эти образы определяют идею картины – величие, благородство и красоту совершенного патриотического подвига.
В тексте "Слова" есть высоко поэтические строки о битве русских с половцами: "Бились день, бились другой; на третий день к полудню пали знамена Игоря... тут не хватило кровавого вина; тут пир докончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли на землю Русскую. Никнет трава от жалости, а дерево печально к земле приклонилось".
Не случайно Васнецов изобразил поле после битвы. В трагическом пафосе смерти Васнецов хотел выразить величие и беззаветность чувств, которые руководили воинами; размещением фигур павших художник показал, что русские сражались до последнего вздоха и падали последними на трупы своих врагов, другие, умирая, раскидывали широко свои могучие руки, как бы желая и мёртвым телом прикрыть, защитить родную землю.
Главное место в картине «Витязь на распутье» занимает образ витязя на великолепном белом коне. Он остановился перед древним, изъеденным временем камнем. Внутренне правдива поза витязя, выражающая сосредоточенное размышление, спокойную готовность его быть верным выбранному трудному пути. На тёмной зелени светлеют кости и черепа погибших витязей. Чёрные вороны выражают напряжённую тревогу и вещают об опасности каждому, кто выбирает прямой путь, указанный на камне ("Как пряму ехати – живу не бывати, нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролётному"). Пейзаж картины "Витязь на распутье" близок восприятию природы, присущему сказителям народных былин, он органично сливается с образом витязя.
2.6. Образы «Слова о полку Игореве» в творчестве В.Г. Перова.
Перов Василий Григорьевич - русский живописец, один из организаторов общества «Товарищество передвижников». Автор жанровых картин, проникнутых сочувствием к народу, психологических портретов.
Одна из последних работ великого художника «Плач Ярославны» несет на себе печать угасающего таланта. Картина создавалась, когда мастер был болен. Однако, несмотря на несколько неточный, "сбитый" рисунок, нарочитость позы, болезненную патетику, картина сохранила манеру и технику великого живописца.
Сюжет старейшего русского литературного произведения в глазах художника приобретает особое значение. Велики страдания Ярославны. Лицо ее обращено к небу в отчаянной мольбе. Заходящее солнце окрасило горизонт в синевато-розовый цвет, устремлены в небо острия частокола, встревоженные причитания, птицы кружат над древним городом. Вся картина наполнена тревожным ожиданием, предчувствием трагедии. Художник словно вложил в свою работу собственное отчаянное желание жить.
Цвета костюма героини созвучны окружающему пейзажу. Автор пытается быть достоверным в передаче одеяния и пейзажа, однако нельзя не заметить в работе некую театральность, условность, бутафорскую яркость.
Главное внимание художника обращено на лицо героини. Это, пожалуй, единственное место в работе, выполненное с необыкновенным мастерством и достоверностью. Художнику удалось передать отчаяние, внутреннее напряжение и робкую надежду Ярославны. Героиня готова взмыть в небо, чтобы лететь на помощь любимому князю. Неподдельная искренность героини - главная удача великого художника.
Картина стала отчаянной попыткой мастера перебороть болезнь, вернуться к обычной работе, к творчеству.
Заключение.
Уникальность «Слова» проявилась в том, что здесь впервые в мировой литературе автор не только четко выразил свое отношение к событиям и героям, но и художественно описал мысли, характеры, переживания героев. Можно проследить влияние, которое «Слово» оказало на всю последующую литературу. Образы героев, созданные с помощью поэтичных, ярких и красивых эпитетов, и сейчас волнуют воображение современного читателя, а сила и лиричность образа Ярославны — любящей жены Игоря — послужили прообразом многих героинь русской, белорусской, украинской литературы. Не единожды вдохновляло «Слово» не только поэтов и писателей, но и оставило свой след в живописи. Таким образом, произведение, написанное в XII веке, служит образцом и вдохновляет современное искусство и, наверняка, не утеряет своего значения для искусства будущего.
Астрономический календарь. Май, 2019
Зимний лес в вашем доме
Никто меня не любит
Ах эта снежная зима
Шелковая горка