научно-исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
НИР | 105.79 КБ |
Управление образования
Администрации городского округа Саранск
МОУ "Центр образования -"Тавла" - Средняя общеобразовательная школа №17"
Конкурс учебно-исследовательских
и проектных работ учащихся
«Школьники города - науке XXI века»
Давайте говорить друг другу комплименты!
Выполнила: ученица 8 А класса
Чапаева Н.
Руководитель: Четвергова С. С.
Саранск 2018
Содержание
Введение...................................................................................................................3
1.Теоретические основы комплимента..................................................................5
1.1 История слова «комплимент»..........................................................................5
1.2 Классификация комплиментов.........................................................................6
1.3 Основные правила использования комплиментов.........................................8
2. Особенности эффективного использования комплиментов в процессе коммуникации........................................................................................................12
2.1 Комплименты в речи людей разных поколений...........................................12
2.2 Искусство комплимента в деловом общении...............................................16
3. Анализ результатов анкетирования.................................................................20
Заключение.............................................................................................................23
Список литературы................................................................................................25
Приложение 1.........................................................................................................26
Приложение 2.........................................................................................................27
В последние годы возрос интерес к процессу межличностной и межкультурной коммуникации, к способам достижения эффективности общения. Комплимент - неотъемлемый компонент современной коммуникации. Его по праву стоит считать серьезным тактическим оружием при установлении контакта с незнакомым или малознакомым человеком, или для поддержания близких отношений, то и в сфере деловых интересов и общения рекомендуется его осторожное применение. Комплимент, как оборот речи, служит выражением приязни другому человеку, но для этого он должен быть правильно сформулирован и сказан.
Актуальность исследования в том, что искусство комплимента — важная часть имиджа современного успешного человека. Проблема успешной реализации языковой коммуникации решается во многом с помощью комплиментарных высказываний. Делать комплименты — это мастерство, которому можно научиться.
Комплиментом интересуются различные области научного знания: психология, социология, лингвистика. Отдает ему должное внимание и риторика – наука о средствах и способах убеждения. Однако фундаментальных исследований, дающих представление о комплименте как о риторическом жанре и о его специфике, практически нет.
Объект исследования: комплимент как средство гармонизации межличностного взаимодействия.
Предмет исследования: употребление комплимента в речи людей разных поколений
Цель исследования: обозначить языковые особенности комплимента, доказать, что в речи людей различных возрастных групп достаточно часто употребляются комплименты, используемые в различных коммуникативных ситуациях.
Задачи:
1. Ознакомление с историей возникновения комплимента;
2. Выделение видов комплиментов на основе их языкового выражения и структуры;
3. Выявление особенностей расположения и построения комплиментов в речи разных поколений.
Гипотеза: комплимент - необходимая составляющая общения, помогающая выстроить гармоничные отношения с собеседником.
Практическую ценность исследования определяет возможность использования материалов работы в лингвистическом и культурологическом плане – для занятий по риторике и культуре речи.
Методы исследования:
1. наблюдательный;
2. анкетирование;
3. сравнительно-исторический;
4. описательный.
1.Теоретические основы комплимента
1.1 История слова «комплимент»
В русском языке слово «комплимент» появилось в начале XVIII в. и имело исходное значение — «приветствие по определенном правилам». Комплиментом называют похвалу в адрес кого-либо, облаченную в вежливую форму. Слова с аналогичным индоевропейским корнем находим в английском (compliment — «поклон, привет»), итальянском (complimento) языках. Производное: комплиментничать.
Первоначально из латинского языка старофранцузским и североиспанским языками был заимствован глагол “complire”, образованный от глагола “plire” префиксальным способом. Он означает «наполнять», «заполнять», «внушать», «преисполнять», «выполнять», «совершать», «завершать», «исполнять» и др. В испанском языке в результате деривации глагола “complir” со значениями «выполнять», «исполнять» возникло существительное “complimiento” — «выполнение», «исполнение».
Чуть позже к ним присоединились переносные значения «изобилие», «чрезмерность», «преувеличение». Они были образованы, очевидно, от латинского прилагательного “plenum” со значениями «полный», «наполненный», «преисполненный». Учитывая темперамент южан и склонность к преувеличениям, похвалам и лести, лексема “complimiento” стала отождествляться с проявлением вежливости, воспитанности и уважения к другим.
В конце концов, негативная коннотация сменилась положительной со значением «вежливые, учтивые слова», «свидетельство любезности, галантности» и использовалась, в основном, в придворном церемониале. Очевидно, тогда же под комплиментом стали понимать еще и приветствие. Возможно, приветствие и поклон в сознании людей того времени отождествлялись друг с другом, поскольку первое неизменно сопровождалось вторым.
В начале 18 века лексема «комплимент» вошла в лексический состав русского языка и впервые появилась в бумагах Петра I. Но на вопрос о том, из какого языка русский заимствовал слово «комплимент», пока трудно ответить однозначно. Большинство словарей утверждает, что это французское слово, и споры ведутся, в основном, по вопросу о его прямом или опосредованном заимствовании.
В конце 19 – начале 20 века отождествление комплимента с поклоном, а затем и с приветствием, восходящими к испанскому языку, русским языком были утрачены, и комплименты в значении поклона употреблялись только по традиции: при появлении нового гостя встают и делают комплимент и даже в том случае, когда вновь прибывший не замечает этого, и повторяют этот поклон при ближайшей встрече с ним.
Следует разграничивать два, на первый взгляд, похожих термина «комплимент» и «лесть». Более того, эти понятия противопоставляются. Комплимент — это выражение реально существующих достоинств собеседника. Целью при этом является доставить удовольствие собеседнику, не предполагая собственной выгоды. Лесть - это восхваление несуществующих или сильно преувеличенных достоинств собеседника, с целью извлечь выгоду.
1.2 Классификация комплиментов
Комплименты используют в разных ситуациях и сферах общения. Например, в последние годы в целях обучения искусству делового общения данным понятием стала активно интересоваться практическая психология. Она рассматривает комплимент как необходимый компонент создания доверительной тональности общения, способствующий его эффективности.
Так, речевая структура помогает выделить следующие типы комплиментов:
1. Прямой
2. Косвенный
3. Ответный
4. Нестандартный
Прямой комплимент - прямое упоминание достоинств человека. Построение прямого комплимента достаточно стандартно. Он, в основном, имеет трёхчастную композицию: обращение, собственно сообщение и мотивацию, то есть детальную характеристику объекта. Средства выражения обычно представлены градацией, сравнением и гиперболой. Проследим подобную специфику на примерах.
В качестве обращения могут выступать:
1. Одночленная номинация, представленная именем адресата. К примеру:
- Лена, ты сегодня особенно прекрасна!
- Какой ты умный, Данил!
2. Подлежащее – местоимение:
- Ты очень добрая.
- Вы замечательный собеседник.
В качестве мотивации могут выступать такие примеры, как:
- Ты прекрасно танцуешь! Продолжай в том же духе.
- Развивай свой навык игры на скрипке. У тебя прекрасно получается!
В комплиментах же, употребляющихся при встрече, может отсутствовать обращение:
- Здравствуй! Давно не виделись. Выглядишь потрясающе!
Кроме того, можно заметить, что в некоторых примерах присутствуют временные границы - такие слова как: сегодня, вчера, давно...
Косвенный комплимент - непрямой намек на качества человека. Средства выражения те же, что и у прямого комплимента.В этой группе комплиментов можно выделить несколько подвидов:
1. Адресант хвалит не самого адресата, но то, что ему дорого:
- У Вас такой прекрасный ребенок! Такие выразительные глазки невольно напоминают в нем маленького ангелочка.
2. Похвала относится к адресату не напрямую, а опосредованно:
- Рядом с Вами я понимаю, как же много у меня недостатков.
- Ты так много знаешь! Смотря на тебя, я невольно осознаю, что мне еще многому предстоит научиться.
Ответный комплимент однотипен и состоит только из обращения к положительным качествам человека. В устной речи текст комплимента представляет собой единичное высказывание.
1. Комплимент строится по принципу «И Вы (ты) тоже»:
- Ты так хорошо танцуешь!
- И вы прекрасно двигаетесь!
- Да что ты! С тобой это совсем не трудно.
- Вы прекрасно играете на фортепиано!
- Уверена, ты добился не меньших успехов.
2. Комплимент является выражением несогласия адресата с отрицательным мнением о себе собеседника:
- Я такая некрасивая.
- Я бы так не сказал.
Нестандартный комплимент - креативный, с возможными гиперболами. Такие комплимент запоминаются лучше и выражаются более эмоционально. Основными объектами комплиментов этого вида являются природные способности, качества характера и внешность адресата.
Комплименты этого типа строятся на антитезе:
- Я никак не могу сказать, что вы поете просто хорошо, ведь ваш голос великолепен.
Таким образом, комплимент - это элемент общения. Человек склонен испытывать сильную симпатию к другому человеку, если тот выразил ему даже слабое одобрение. С помощью комплимента можно расположить к себе человека, восстановить хорошие отношения.
1.3 Основные правила использования комплиментов
На основе изученной литературы о светском этикете можно четко выделить требования, предъявляемые к использованию этого речевого жанра в 19 веке. В первую очередь, в книге «Хороший тон» Э. Гоппе содержались советы, направленные на необходимость избегать говорить комплименты тем людям, с которыми мы знакомы лишь поверхностно, или же быть в этом отношении очень осторожными и разборчивыми.
Делать комплименты барышне мужчина мог только тогда, когда вполне уверился в расположении к себе девушки. Если же он не уверен в её симпатии к нему, никогда не должен льстить ей, так как грубая похвала приводит девушку к убеждению, что она имеет дело с пустым человеком, слову которого нельзя верить.Молодым девушкам и женщинам из скромности запрещалось делать комплименты, «из опасения стать в неловкое положение».
В конце XIX – начале XX века употребление комплиментов в речи идет на спад. Все чаще употребляются в негативном значении – польстить. В советский период, после 1917 года, комплименты выходят из употребления.
В конце XX в. российское общество вновь переживает глобальные социально-экономические и политические изменения, вместе с которыми совершенствуется и культура речи. Сегодня современный речевой этикет рассматривает комплимент как немаловажный компонент коммуникации. Несомненно, течение времени оказало воздействие на специфику использования комплиментов в речи.
Комплимент должен быть построен на фактической основе. Положительному восприятию комплимента способствует использование в нем фактов, известных обоим партнерам.Отсутствие фактической основы делает комплимент неубедительным и может низвести высказывание до уровня банальной лести.
Хуже всего, когда комплимент противоречит фактам. Например, ваш коллега не спал всю ночь, мучаясь от зубной боли, а ему говорят, что он прекрасно выглядит. Эти слова будут восприняты как насмешка.
Комплимент, по возможности, должен быть кратким. Комплиментарная часть высказывания должна быть как можно более краткой, содержать одну-две мысли, не более. Быть простым по конструкции — значит быть заведомо понятым. Более того, не следует забывать, что убедительность легко потопляема в море слов.
Комплимент не должен содержать поучений. Например: «Ты замечательный помощник, мастер на все руки, но успеваемость надо подтянуть».
В комплименте не должно быть двусмысленных оборотов. Двусмысленность может вызвать совсем не те чувства и ассоциации, на которые рассчитывает автор комплимента.
Учет половозрастных особенностей собеседника. Делая комплименты окружающим, важно учитывать многое: кто перед вами — мужчина или женщина, ребенок, юноша или пожилой человек.
Так, для ребенка, наверняка, небезразличны следующие элементы: его оценка окружающими, наличие интересных игрушек, собственная послушность и многое другое.
Для подростка особо значимо следующее: желание выделиться, модная одежда («прикид»), увлечения, мнение о себе со стороны сверстников, физическая привлекательность итак далее.
В период юношества социализации для юношей и девушек имеет свои особенности. Молодые люди, как показывают исследования, небезразличны к тому, насколько они раскрепощены, имеют ли собственное мнение, в престижном ли учебном заведении учатся и т.д.
Во взрослом возрасте возрасте наиболее ценно и значимо, пожалуй, следующее: социальный статус человека, успешность его деятельности, наличие результатов профессионального труда, здоровье, имидж и многое другое, что может и должно стать предметом нашего искреннего восхищения.
В пожилом возрасте ценностные ориентации во многом объективно меняются. Для бабушки (или дедушки) бывают очень значимы успешность их детей, признание окружающими накопленного опыта, желание передать этот опыт своим последователям.
Половые особенности продиктованы спецификой физиологических различий мужчины и женщины, характером протекания психических процессов, особенностями восприятия окружающей действительности, характером профессиональной деятельности и многим другим.
Для мужчины особо значимо следующее: его умственные способности, финансовое положение, успешность карьеры, социальный статус, целеустремленность, решительность и ряд других качеств, которые в идеале должны отражать имидж преуспевающего мужчины.
Для женщины, безусловно, это внешний вид, красота лица и фигуры, женственность, образование, финансовое положение (собственное или мужа), карьера (для бизнес-леди), внутреннее обаяние и еще очень многое, на что следует умело обращать внимание, когда объектом комплиментов является женщина.
Все перечисленное выше крайне важно учитывать, когда мы делаем комплименты, указывая максимально адресно то, что ценно, значимо и важно для самого собеседника.
2. Особенности эффективного использования комплиментов в процессе коммуникации
2.1 Комплименты в речи людей разных поколений
С самого раннего детства мы слышим речь окружающих нас людей. Научившись разговаривать общаемся с друзьями, родственниками. И конечно же даже в таком возрасте присутствует использование комплиментов, такие как:
1. Прямой:
- Мамуля, какая ты красивая!
- Ты такой умный, папуль!
- У тебя красивое платье!
2. Ответный:
- Какой ты красивый, сынок!
- Ой, правда? Ты тоже красивая!
Другие типы комплиментов, такие как косвенный и нестандартный в речи детей не используются в связи с малым опытом в общении и словарным запасом.
В подростковом возрасте возрастает разнообразие используемых комплиментов. Добавляются такие средства выражения как:
1. Жаргонизмы:
- Клевый прикид!
- Стильный чувак!
- Отпадный вид!
- Красивенькая какая!
- Миленькие туфли!
- Гламурненький наряд!
3. Одиночные высказывания:
Богиня! Классный! Мило! Моделька!
4. Сравнения:
- Ух ты! Ты бесподобна! Прямо как Анджелина Джоли!
- Вау! По красоте нисколько не уступаешь Джонни Деппу!
5. Наречия:
Мило! Шикарно! Превосходно! Богоподобно!
Можно заметить, что в большинстве случаев выражения имеют восклицательную интонацию. Это обусловлено эмоциональностью подростков.
Прямые комплименты используются чаще всего, так как подростки в большинстве случаев прямолинейны и говорят что думают:
- Как классно ты сегодня выглядишь!
- Очень стильный наряд!
- У тебя такие красивые глаза!
Косвенный комплимент используется достаточно редко. Обычно он используется в разговорах о родителях, друзьях, знакомых:
- У тебя такая классная мама! Она так молодо выглядит для своих лет…
- Такого друга как очень сложно найти. Тебе так повезло!
Ответные комплименты так же используются не часто, так как редко когда в подростковом возрасте люди достигают больших успехов, да и опыта в жизни очень мало, что сужает возможность использования их в речи. Однако достаточно часто можно встретить схему комплимента-ответа, в которой человек не согласен с заниженной самооценкой собеседника:
- Блин, я такая глупая! Совсем ничего не понимаю в физике!
- Я бы так не сказала.
Нестандартные комплименты отсутствуют в речи подростков в связи с их краткостью выражения мыслей и прямолинейностью.
Общение подростков со взрослыми и своими сверстниками существенно отличается. Это обусловлено разрывом поколений, правилами поведения в обществе. С людьми старше своего возраста обычно общаются более вежливо, подбирая слова в отличие от окружения своего возраста. К примеру, говоря комплимент своей учительнице, ученик скажет:
- Марья Ивановна! Сегодня вы особенно красивы! Мне очень нравится ваш новый образ!
А общаясь с, к примеру, подругой, вероятнее всего будет произнесена такая фраза:
- Катька! Улетный наряд! Где ты его смогла купить?
Таким образом, общаясь в кругу друзей, сверстников, школьник-подросток переключается на другой код с использованием лексических средств сленга или жаргона, просторечия. Общение в учебной группе, в классе (в ситуациях, возникающих в рамках учебно-воспитательного процесса), требует использования литературной формы речи. Своим сверстникам школьник скажет: «Темно выглядишь!», а подойдя к взрослому человеку: «Вы потрясающе красивы сегодня!». Это всё объясняется тем, что у подростка есть определенные предпочтения в речи, соответствующие нормам и ценностям той группы, среди которой он находится.
Становясь взрослым, человек окончательно становится личностью и именно в этом возрасте наблюдается наибольшее количество используемых комплиментов. Люди стараются расположить к себе собеседников, жаргонизмы могут использоваться только в кругу близких людей, да и используются редко, часто вместо кратких отрывистых фраз употребляются полноценные развернутые предложения. Это обусловлено становлением личности, когда человеку нет смысла выражаться за счет излишней эмоциональности. Здесь ему выгоднее быть более сдержанным, чтобы не оттолкнуть собеседника и расположить его к себе. В таком возрасте используются все типы комплиментов.
1. Прямой:
- Моя дорогая, какие у тебя потрясающие, выразительные глаза!
- Александр, вы очень интересный собеседник!
- У тебя такое доброе сердце!
- Ты настоящий мужчина!
2. Ответный:
- Ты настоящий мужчина!
- Другое дело почувствовать себя настоящим мужчиной, услышав от вас, что именно с ним вы чувствуете себя настоящей женщиной!
3. Нестандартный:
- Про вашу фигура я не могу сказать ни единого плохого слова, она просто восхитительна!
- Я никак не могу сказать, что вы рисуете просто хорошо, ведь ваши картины великолепны.
Итак, похвала в речи людей среднего возраста используется для создания своего позитивного имиджа и повышения самооценки, для теплого эмоционального общения с другими, для формирования бесконфликтных ситуаций в общении, для позитивного настроя на деятельность и просто для повышения настроения.
В пожилом возрасте комплимент также присутствует. Люди преклонного возраста очень чувствительны к проявлениям внимания и заботы, к теплому слову. Особенно нуждаются в общении, внимании и снисходительности пожилые люди, отошедшие от дел, потерявшие родных, одинокие. Внимательное отношение к пожилым людям, юмор, комплименты помогут предотвратить их преждевременное старение. В преклонном возрасте не редко можно услышать комплименты не только к людям тех же лет, но и к другим поколениям, включая младшее. К примеру, наряжая внука на утренник, бабушка может сказать:
- Какой же ты у меня красивый!
То же самое можно применить к другим возрастам. Здесь уместно использование всех типов комплиментов.
1. Прямой:
- Вы сильный, справедливый человек.
- У вас решительный характер.
- Вы мастер на все руки.
2. Ответный:
- Вы настоящий философ!
- Совсем иное быть подлинным философом, общаясь с настоящим эрудитом!
3. Нестандартный:
- Про вашу мудрость я не могу смолчать, она меня поражает и вдохновляет!
4. Косвенный комплимент:
- Время тебя не берет.
- Рядом с Вами я понимаю, как же много у меня недостатков.
Таким образом, люди, вышедшие из активной деятельности, особенно восприимчивы к комплиментам. Похвалой их можно подтолкнуть к творческой деятельности, к постановке новых целей, увлекательных планов, подчеркнуть личную значимость, общественную полезность.
Многое в жизни определяется умением общаться. Успехи в учебе, карьере, в личных отношениях, построены на способностях к коммуникации. Чтобы уметь правильно располагать к себе людей нужно качественно подбирать слова, которые ты хочешь сказать. Но иногда простых грамотно подобранных фраз недостаточно. Именно тогда и важны комплименты. Они помогают продвигать социальные отношения.
2.2 Искусство комплимента в деловом общении
Деловая коммуникация основывается не только на поддержании официального взаимодействия и отстаивании бизнес-интересов. Создание доброжелательной атмосферы, дружеских и эмоциональных связей тоже необходимо и важно. Комплимент — это простое и универсальное средство для быстрого достижения расположения собеседника и приятного эмоционального фона любой беседы, даже деловой.
Комплимент в деловой среде не отличается от личного, однако существенно разнится по содержанию. Темами общения между бизнес-партнёрами, между сотрудниками и коллегами чаще всего становятся деловые вещи — прибыль, продажи, условия сделки, время, место ближайших встреч, планы на будущее. Поэтому и объектами для похвалы могут стать деловые качества и особенности принятия решений в данной сфере деятельности.
Конечно, есть определенные правила использования комплиментов в деловом общении, такие как:
1. Нежелательно использовать гиперболы, потому что из-за такого литературного средства выражения комплимент может показаться фальшивым и слишком наигранным:
- Вы выглядите великолепно!
2. Давая советы по какому-либо поводу, можно оттолкнуть собеседника:
- Ваш выбор офиса хорош, но я знаю место получше.
3. Также не нужно использовать язвительные фразы, такие как «язык - враг твой»:
- У вас золотые руки на дела, но вот язык – враг ваш.
4. Двусмысленность тоже может сыграть злую шутку с коммуникацией, так как комплимент должен отражать только положительные качества человека без каких-либо намеков:
- Наблюдая за вашим общением с другими людьми всякий раз удивляюсь, как так умело можно уходить от вопросов.
В деловой беседе могут использоваться все типы комплиментов, кроме нестандартного, так как такой тип совсем неуместен в деловом разговоре.
- Ваш офис находится в прекрасном месте города! Меня удивляет ваша наблюдательность по отношению к таким вещам.
- Мне было приятно сотрудничать с таким пунктуальным партнером как вы.
- Вы всегда так ухоженно и бодро выглядите! Всегда восхищался таким отношением к себе.
2. Косвенный:
- В таком замечательном месте города офис мог выбрать только очень наблюдательный и перспективный человек.
3. Ответный:
- Вы очень наблюдательны. Было приятно с вами сотрудничать.
- То же самое могу сказать и о вас. Спасибо за встречу.
Существуют комплименты к клиентам, которые так же относятся к деловым. Часто используются при продажах, когда необходимо задержать внимание на себе, быстро и эмоционально придать разговору положительную и приятную тональность. Поэтому комплименты в маркетинге могут оказаться преувеличенными, иногда даже примитивными.
Главная сложность выражения комплимента клиенту заключается в быстром и безошибочном нахождении его положительных качеств.
К примерам таких комплиментов можно отнести:
- Да, это самое изысканные серьги из этой коллекции! У вас, похоже, хороший вкус!
- Вам очень идет это пальто! Сразу чувствуется ваш утонченный вкус.
- Вы выбрали самый совершенный ноутбук из всех предложенных. Похоже, вы достаточно хорошо разбираетесь в технике!
Умелый комплимент требует достаточной сноровки и умения, чтобы облегчить ведение переговоров. В деловой сфере понадобятся также чувство такта и психологическое мастерство. Толькограмотное его применение вызовет положительные эмоции и придаст любой деловой коммуникации легкости и согласованности.
3. Анализ результатов анкетирования
С целью подтвердить данное предположение была разработана анкета (Приложение 1 ).
В результате анкетирования было опрошено 71 человека: 31 ученик 8 А класса МОУ "ЦО "Тавла"- СОШ №17" школы (аудитория 1) и 40 родителей учащихся (аудитория 2).
На первый вопрос анкеты («Как вы считаете, что такое комплимент?»)
На второй вопрос анкеты («Считаете ли вы нужным говорить комплименты?»)
На третий вопрос анкеты («Как часто вы слышите комплимент?»)
На четвёртый вопрос анкеты («Как часто вы говорите комплимент?»)
На пятый вопрос анкеты («Какие комплименты вы слышите? По поводу чего?»)
поведения, личные достижения;
Результаты эксперимента и данные анкетирования говорят о том, что комплимент активно функционирует в речевом общении людей различного возраста. Обе аудитории понимали под комплиментом приятное слово, фразу и считали правильным часто говорить их друг другу. Согласно данным опроса, подростки чаще в свой адрес слышат комплименты о внешности. Люди среднего возраста (родители учеников) отметили частотность комплиментов в свой адрес по поводу умственных способностей. Это говорит о том, что с годами у людей происходит переосмысление жизненные ценностей. В связи с этим приоритеты меняются.
Заключение
Комплимент - это особая форма похвалы, выражение одобрения, уважения, признания или восхищения. Комплимент следует рассматривать как неотъемлемый компонент современной речевой практики, как средство гармонизации межличностного взаимодействия. С нашей точки зрения, необходимо четко дифференцировать близкие понятия «похвала», «лести» и «комплимента». Искусство делать комплименты – часть культуры. Это искусство правильно и красиво преподносить их. Еще Дейл Карнеги в начале прошлого века вывел правило трех плюсов, которые откроют любую дверь, которые помогут установить контакт с любым человеком без приложения особых усилий, которые помогут создать и поддержать позитивные деловые отношения. Это улыбка, имя и, конечно же, комплимент.
В речи современных школьников нет той изысканности комплимента, которая существовала в 18-19 веках. Чем грубее звучит комплимент, тем адекватнее он воспринимается школьником. Возможно, это объясняется потребностью в самовыражении подростка.
Во взрослом возрасте основной целью комплиментов становится желание говорящего доставить удовольствие собеседнику, тем самым запрограммировав его (воздействуя через подсознание на его эмоции и чувства) на дальнейшее сотрудничество с вами.
В преклонном возрасте люди очень чувствительны к проявлению к ним внимания и заботы, к теплому слову. Они особенно нуждаются в общении, внимании и снисходительности. Комплименты в адрес пожилых людей способствуют возрождению в них жизненных сил, повышают уверенность в себе. Они начинают ощущать свою необходимость и полезность обществу. В свою очередь, люди преклонного возраста также говорят комплименты как своим ровесникам, так и представителям других возрастных групп. В данном случае основная цель комплимента - поддержать, приободрить собеседника. В конце концов, порадовать.
В ходе исследования выяснилось, что комплимент активно функционирует в речевом общении людей различного возраста. Большинство респондентов понимали под комплиментом приятное слово, фразу и считали правильным часто говорить их друг другу. Выяснилось, что подростки чаще в свой адрес слышат комплименты о внешности. Люди среднего возраста (родители учеников) отметили частотность комплиментов в свой адрес по поводу умственных способностей. Это говорит о том, что с годами у людей происходит переосмысление жизненные ценностей.
Итак, комплименты любят все. Использование их поможет приобрести вам много добрых друзей, успех и уважение. Комплименты производят благоприятное действие, придают беседе грациозность и элегантность.
Как сказано в песне Булата Окуджавы: «Давайте говорить друг другу комплименты - ведь это все любви счастливые моменты». Умение красиво и уместно делать комплименты – большое достоинство человека в общении. Благодаря нему можно добиться высоких целей, расположить к себе людей и подарить хорошее настроение окружающим, что облегчит жизнь и сделает ее счастливее.
Список литературы
1. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М.,1996. - 393 с.
2. Аннушкин В.И. Риторика. М., 1994. - 337 с.
3. Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. М., 1986. - 135 с.
4. Андреев В.И. Деловая риторика: Практ. Курс делового общения и ораторского мастерства. М., 1995. - 279 с.
5. Античные риторики. Под ред. А.А. Тахо-Годи. М., 1978. - 289 .
6. Апресян Г.С. Ораторское искусство. М., 1978. - 277 с.
7. Борисов Роскошь человеческого общения. М., 1998. - 349 с.
8. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого общения. М., 1993. - 119 с.
9. Вежбицка А. Язык. Культура. Познание. М., 1996. - 211 с.
10. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М., 1990. - 276 с.
11. Вольф И. Современный этикет. М., 1996. - 345 с.
12. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. М., 1992.- 234 с.
13. Земская Е.А., Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Языковая игра: Русская разговорная речь. Фонетика. Морфология. Лексика. Жест. М., 1983. - 165 с.
Приложение 1
ВОПРОСЫ АНКЕТЫ
Уважаемые друзья! С целью работы над научно-исследовательской работой «Комплимент в речи современных школьников» просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты. Спасибо!
1. Как вы считаете, что такое комплимент?
(приятное слово; фраза; похвала; лестный отзыв; другое (указать, что именно))
2. Считаете ли вы нужным говорить комплименты?
(да; иногда; в зависимости от ситуации; нет; другое (указать, что именно))
3. Как часто вы слышите комплимент?
(каждый день; редко; никогда; зависит от настроения; иногда; зависит от поступка; очень часто)
4.Как часто вы говорите комплимент?
(часто; иногда; редко; другое (указать условия))
5.Какие комплименты вы слышите? По поводу чего?
(по поводу внешности; умственные способности, оценка поведения, личные достижения по поводу физических способностей; по поводу знаний).
Приложение 2
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ:
2. На второй вопрос анкеты («Считаете ли вы нужным говорить комплименты?»)
3. На третий вопрос анкеты («Как часто вы слышите комплимент?»)
4. На четвёртый вопрос анкеты («Как часто вы говорите комплимент?»)
5. На пятый вопрос анкеты («Какие комплименты вы слышите? По поводу чего?»)
Как нарисовать зайчика
Фокус-покус! Раз, два,три!
Нарисуем попугая цветными карандашами
Весёлые польки для детей
Медведь и солнце