Министерство образования и науки Республики Бурятия
ОО МО «Еравнинский район»
МБОУ «Ульдургинская средняя общеобразовательная школа»
Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
Секция «Геометрия»
Тема:
«Геометрия в бурятских орнаментах»
Выполнил: Цыренов Гомбожаб – ученик 11 класса МБОУ
«Ульдургинская СОШ им.Ц.Номтоева»
Руководитель: Цырендоржиева Ж.Б. – учитель математики.
2018 год.
Оглавление:
1. Введение:
2. Основная часть
2.1 Бурятский узор, его особенности.
2.2 Геометрия движений в бурятских узорах.
2.3 Топология и бурятский узор.
2.4 Линии на плоскости
3. Заключение
4. Литература
5. Приложения.
Введение.
Восхищаясь рукотворной красотой орнаментов, воплощенных в предметах декоративно-прикладного искусства коврах, паркетах, гобеленах, вышивке, - мы не задумываемся о роли геометрии в создании этих произведений.
Между тем сочетание таланта мастера и его геометрических умений занимает важное место в орнаментальном искусстве.
Орнаменты с давних времен применяются в декоративном искусстве. При исследовании геометрического строения кристаллов выяснилось, что их атомы расположены очень правильным образом, образуя как бы пространственный орнамент.
Именно это открытие побудило в конце XIX века физиков и математиков подробнее изучить орнаменты (тогда и было дано точное математическое определение орнамента). Бесконечная плоская фигура Ф называется плоским орнаментом, если выполнены следующие условия:
Бурятский орнамент – составная часть художественной национальной культуры, сохранившая самобытный характер, преемственную связь с прошлым
Актуальность:
Работа касается одного из самых интересных вопросов геометрии – теории геометрических преобразований, в частности движений на примере исследования орнаментов. Проблема изучения символики орнамента была и остается одной из актуальных для понимания основ традиционной культуры, путей развития историко-культурного процесса в целом.
Цель работы: исследовать бурятские узоры с помощью группы самосовмещений, группы узлов топологии, уравнений линий.
Задачи:
1. изучить использование геометрических форм и линий в практической
деятельности человека;
2. рассмотреть геометрические преобразования, которые лежат в основе
создания орнаментов.
Проблема: Математические закономерности, связанные с бурятскими орнаментами.
Объект: Орнаменты с геометрическими формами
Методы исследования:
- изучение дополнительной литературы по данному вопросу
- описательный метод с приемами наблюдения.
- сравнительный метод.
Бурятский орнамент имеет свои выразительные особенности, отличающиеся от узоров других народов традиционными мотивами, формой, цветовой гаммой, композиционным решением. Он находит универсальное применение при украшении предметов быта, народного костюма, ювелирных украшений и др.
«Слово «орнамент» - латинского происхождения означает «узор», «украшение», связан с почитанием духов, богов, напоминает о связях орнамента с представлением человека о Вселенной. Узор по-бурятски звучит так «угалза», по-монгольски- «хээ угалз» [1]
Орнамент тесно связан с бытом народа, с его обрядами и обычаями.
Бурятский узор имеет немало общих черт с орнаментом живших в данной местности и ныне живущих кочевых и полукочевых народов Средней Азии и Южной Сибири. Все многообразие орнаментов разделяются на пять основных групп:
Самые распространенные орнаменты монголоязычных народов – геометрические.
Ведущими мотивами геометрического орнамента являются «меандр» или «алхан хээ» - (молоточный орнамент), рисунок стеганого матраса – шэрдэг – «шэрэмэл шэрдэгэй хээ», «улзы» - (плетенка) и сложенные сочетания крестообразного онамента «хас» - (свастика), круг.
Меандр – «алхан хээ» называют молоточным, так как по-бурятски и монгольски «алха» - молоток.
Этот узор имеет множество вариантов, в числе которых встречаются классический меандр греков, его упрощенные и усложненные виды. Но не только уважение, но и любовь к ремеслу отразились в названии орнамента, так как известно, что кочевники прославились как искусные мастера по приготовлению мужских и женских украшений из золота и серебра, как мастера по изготовлению конской сбруи. Этим орнаментом украшаются вещи из жестких и мягких материалов. Его можно встретить на деревянных частях юрты, мебели, на войлочных коврах, вышивках, одежде, посуде, упряжи, музыкальных инструментах. В старину меандром украшались лишь особо ценимые вещи. В наш технический век «молоточный» трудовой орнамент встречается всюду.
Наряду меандром в монгольский мир проникли и другие геометрические узоры. Наиболее давнее происхождение имеют такие геометрические узоры, как тумэн наст (у бурят тумэн жаргал), - сложное переплетение крестообразного орнамента, символизирующее долголетие (Рис. 3); хаан бугуйвч («царские браслеты») изображение спаренных ромбов выражающее идею верности, дружбы, силы, прочности (Рис. 4); хатаны суйх («серьги царицы») – спаренные круги, - символ веры,неутомимости (Рис. 5); Улзы – «плетенка» - древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Это очень почитаемый и распространенный в наше время узор, имеет множество вариантов, но наиболее распространен 10-глазый узел. Он изображается в виде клетчатого или криволинейного переплетения в центре украшаемого предмета, иногда оплетен цветочными узорами. Этот знак может быть изображен на любом предмете из дерева, металла, мягкого материала, если мастер хочет выразить идею благопожелания.
Создание математической теории движений и осознание их важной роли связано с именем немецкого математика XIX-XX вв. Ф.Клейна. Выдвинутая им идея переосмысления всей геометрии на основе теории движений получила название Эрлангенской программы.
Каждая фигура F определяет некоторую группу движений; в эту группу входят все те движения, которые переводят фигуру F в себя. Она называется группой самосовмещений фигуры F[2].(См. приложение №2, рис.1)
Если посмотреть на этот верхний рисунок, то здесь представлен бурятский узор, где группа движений плоскости, переводящих фигуру в себя: поворотов на углы О, π/4, π/2, 3π/4, π, 5π/4, 3π/2, 7π/4 вокруг точки О и симметрий относительно 4 прямых. Они изображены на рис 1 черными линиями.р
Рассматриваемый узор вписан в квадрат, поэтому рассмотрим его. Элементы группы самосовмещений квадрата могут быть заданы иначе, Чтоб выяснить это, прономеруем вершины квадрата 1, 2, 3, 4.
Любое самосовмещение квадрата переводит точки 1, 2, 3, 4, в те же самые точки, но взятые в ином порядке, т.е. самосовмещение может быть условно записано в виде одной из таких скобок:
, , , и т.д.,где числами 1, 2, 3, 4 – обозначены номера тех, вершин, которые переходят вершины 1, 2, 3, 4 в результате рассматриваемого движения.
Например, первая скобка обозначает собой поворот на угол 900, вторая – симметрию относительно прямой, проходящей через точки 1 и 3, третья – поворот на угол 1800. Скобки такого вида называют подстановками из четырех элементов.
поворот на 72˚ , .. и т.д. Получим подстановки из 5 элементов. (См. приложение №2, рис.2)
Часто встречающееся в бурятских узорах и в гербе Бурятии - язычки пламени, символизирующие «огонь».(См. приложение №1, рис.6) Земным эквивалентом Солнца является «огонь». Огонь с древнейших времен не только согревал, но и давал надежду, пищу, кров – символ жизни, тепла и света. Трехязычковое пламя символизирует в эмблеме Бурятии – символизирует прошлое, настоящее и будущее. Обратите внимание в центре – симметрия 3 порядка, не имеющая осей симметрии
В ходе работы я экспериментировал на компьютере, строя комбинации осевой и центральной симметрии параллельного переноса, поворот. Компьютерная техника позволяет сейчас моделировать и строить узоры, достаточно построить фрагмент узора.
Современные узоры можно рисовать так: с начала фрагмент узора, а затем его отсканировать и с помощью Microsoft Photo Editor производить движение фрагмента. используя буфер обмена Office. Если нет сканера можно рисовать с помощью программы Pаint.
Топология – это одна из математических наук, изучающая те свойства геометрических фигур, которые могут быть описаны с помощью понятия непрерывности.
В топологии рассматриваются различные узлы, и для каждого узла определяется некоторая группа, называемая группой узлов.
На иллюстрации 1
за систему образующих
группы узла можно
принять дуги а1, а2, а3,
между, которыми имеются
соотношения:
Этот узел называют математики «трилистником».
Бурятские узоры можно представить в виде алгебраических линий ( кривых) п-ого
порядка:
Этот узор по бурятски называется «алхам хээ» - узор шага, ассоциирует ежедневный шаг человека, который приносит либо счастье, либо грусть.
Вода изображается в виде волн, означая очищение, прохождение через мир иллюзий
Внутри круга изображено «солнце». Солнце – источник высших ценностей, духовной власти. Оно изливает на землю поток жизнетворных сил.
Вряд, ли умельцы – дарханы, подозревали что в их узорах, изображающих рога баранов, лосей, изюбра можно увидеть алгебраические линии высших порядков.
- ДЕКАРТОВ ЛИСТ - плоская алгебраическая кривая 3-го порядка, уравнение которой в декартовых прямоугольных координатах имеет вид: x3+y3-3axy=0.
- ГИПЕРБОЛИЧЕСКАЯ СПИРАЛЬ - плоская трансцендентная кривая, уравнение которой в полярных координатах имеет вид ρ=α/φ;
Эти линии в школьной программе не изучаются, поэтому я просто воспроизвел со справочника по высшей математике.
Я думаю, что в бурятских узорах используется роза – линия, заданная полярным уравнением , где а и к- положительные числа. Роза состоит из конгруэнтных лепестков симметричных относительно наибольших радиусов, каждый из которых равен а, количество лепестков зависит от числа к.
Также гипоциклоида – плоская линия, описанная фиксированной точкой окружности радиуса r, катящейся без скольжения по другой неподвижной окружности радиуса Р внутри её.
Параметрическое уравнение гипоциклоиды:
x=(R-mR)cos mt+mRcos(t-mt),
y=(R-mR) sin mt-mR sin(t-mt).
Этих линий высших порядков много, которые по моему мнению используются в бурятских узорах:
Гипотрохоида, эпициклоида, эпитрохоида, алгебраические спирали Ферма, Галилея.
Я хочу представить свой узор, который назвал бы «Как прекрасен этот.мир…» (См. приложение № )Каждому человеку, живущему в этом мире, необходимы, прежде всего:
Воздух, чтоб дышать,
Огонь, чтоб греться,
Вода, чтобы пить,
Земля, чтобы на ней жить!
Землю я изобразил в виде зеленого прямоугольника. Дальше использовал бурятский узор «алхам хээ» - узор шага, ассоциирующий ежедневный шаг человека, который приносит либо счастье, либо грусть. Воду изобразил в виде полукругов – волн. Очень важно, чтобы у каждого человека была крыша над головой, в моем узоре – это изображено в форме трапеций. В середине узора изображен красный огонь, солнце. Также в своем узоре я использовал узор Инь-Ян – символ двойственности мира, так как в мире всегда существуют принципы двойственности (тепло-холодно, светло-темно, радостно-грустно и.т.д), это два уравновешивающих друг друга принципа, связаны мужским и женским началами мировоззрения. И, конечно же, я хочу, чтоб над нами всегда было мирное синее небо.
Заключение
При исследовании этой темы я много узнал о бурятских орнаментах, его символике и цветах. И то, что она мало исследована, так как мало литературы о ней. Эта тема хранит в себе множество загадок, раскрытие которых значительно обогатит представление о самобытной культуре бурятского народа. Когда я сам рисовал узор, то оказалось трудно рисовать «плетенку», она действительно развивает пространственное воображение. Выбранная мною тема дала возможность приблизиться к культуре своего народа. Я проникнулся уважением к мастерам, которые, не имея математических знаний, точно и верно вырисовывали орнаменты, имеющие все виды преобразований на плоскости.
При работе с этой темой я научился анализировать и делать выводы, ставить вопросы « А что дальше?» , « Почему..?». Также устанавливать различные взаимосвязи и взаимодействия между элементами объекта.
Меня заинтересовали алгебраические линии высших порядков их вид и то что, кроме прямоугольной системы координат, есть и полярные координаты. Я думаю, что полученные умения работать над темой, мне пригодятся при учебе в дальнейшем.
Литература:
5. Гнеденко Б.В. «Энциклопедический словарь юного математика» М. Педагогика.
1989. стр 62.,стр 72, стр 89.
[1] В.Д. Бабуева. «Материальная и духовная культура бурят» Учебное пособие. Улан-Удэ. 2004. стр. 26
[2] Энциклопедический словарь юного математика. п.Геометрия. стр 72.
Вложение | Размер |
---|---|
geometriya_v_buryatskih_ornamentah.doc | 203 КБ |
geometriya_v_buryatskih_ornamentah.pptx | 508.08 КБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
ОО МО «Еравнинский район»
МБОУ «Ульдургинская средняя общеобразовательная школа»
Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
Секция «Геометрия»
Тема:
«Геометрия в бурятских орнаментах»
Выполнил: Цыренов Гомбожаб – ученик 11 класса МБОУ
«Ульдургинская СОШ им.Ц.Номтоева»
Руководитель: Цырендоржиева Ж.Б. – учитель математики.
2018 год.
Оглавление:
1. Введение:
2. Основная часть
2.1 Бурятский узор, его особенности.
2.2 Геометрия движений в бурятских узорах.
2.3 Топология и бурятский узор.
2.4 Линии на плоскости
3. Заключение
4. Литература
5. Приложения.
Введение.
Восхищаясь рукотворной красотой орнаментов, воплощенных в предметах декоративно-прикладного искусства коврах, паркетах, гобеленах, вышивке, - мы не задумываемся о роли геометрии в создании этих произведений.
Между тем сочетание таланта мастера и его геометрических умений занимает важное место в орнаментальном искусстве.
Орнаменты с давних времен применяются в декоративном искусстве. При исследовании геометрического строения кристаллов выяснилось, что их атомы расположены очень правильным образом, образуя как бы пространственный орнамент.
Именно это открытие побудило в конце XIX века физиков и математиков подробнее изучить орнаменты (тогда и было дано точное математическое определение орнамента). Бесконечная плоская фигура Ф называется плоским орнаментом, если выполнены следующие условия:
Бурятский орнамент – составная часть художественной национальной культуры, сохранившая самобытный характер, преемственную связь с прошлым
Актуальность:
Работа касается одного из самых интересных вопросов геометрии – теории геометрических преобразований, в частности движений на примере исследования орнаментов. Проблема изучения символики орнамента была и остается одной из актуальных для понимания основ традиционной культуры, путей развития историко-культурного процесса в целом.
Цель работы: исследовать бурятские узоры с помощью группы самосовмещений, группы узлов топологии, уравнений линий.
Задачи:
1. изучить использование геометрических форм и линий в практической
деятельности человека;
2. рассмотреть геометрические преобразования, которые лежат в основе
создания орнаментов.
Проблема: Математические закономерности, связанные с бурятскими орнаментами.
Объект: Орнаменты с геометрическими формами
Методы исследования:
- изучение дополнительной литературы по данному вопросу
- описательный метод с приемами наблюдения.
- сравнительный метод.
Бурятский орнамент имеет свои выразительные особенности, отличающиеся от узоров других народов традиционными мотивами, формой, цветовой гаммой, композиционным решением. Он находит универсальное применение при украшении предметов быта, народного костюма, ювелирных украшений и др.
«Слово «орнамент» - латинского происхождения означает «узор», «украшение», связан с почитанием духов, богов, напоминает о связях орнамента с представлением человека о Вселенной. Узор по-бурятски звучит так «угалза», по-монгольски- «хээ угалз» [1]
Орнамент тесно связан с бытом народа, с его обрядами и обычаями.
Бурятский узор имеет немало общих черт с орнаментом живших в данной местности и ныне живущих кочевых и полукочевых народов Средней Азии и Южной Сибири. Все многообразие орнаментов разделяются на пять основных групп:
Самые распространенные орнаменты монголоязычных народов – геометрические.
Ведущими мотивами геометрического орнамента являются «меандр» или «алхан хээ» - (молоточный орнамент), рисунок стеганого матраса – шэрдэг – «шэрэмэл шэрдэгэй хээ», «улзы» - (плетенка) и сложенные сочетания крестообразного онамента «хас» - (свастика), круг.
Меандр – «алхан хээ» называют молоточным, так как по-бурятски и монгольски «алха» - молоток.
Этот узор имеет множество вариантов, в числе которых встречаются классический меандр греков, его упрощенные и усложненные виды. Но не только уважение, но и любовь к ремеслу отразились в названии орнамента, так как известно, что кочевники прославились как искусные мастера по приготовлению мужских и женских украшений из золота и серебра, как мастера по изготовлению конской сбруи. Этим орнаментом украшаются вещи из жестких и мягких материалов. Его можно встретить на деревянных частях юрты, мебели, на войлочных коврах, вышивках, одежде, посуде, упряжи, музыкальных инструментах. В старину меандром украшались лишь особо ценимые вещи. В наш технический век «молоточный» трудовой орнамент встречается всюду.
Наряду меандром в монгольский мир проникли и другие геометрические узоры. Наиболее давнее происхождение имеют такие геометрические узоры, как тумэн наст (у бурят тумэн жаргал), - сложное переплетение крестообразного орнамента, символизирующее долголетие (Рис. 3); хаан бугуйвч («царские браслеты») изображение спаренных ромбов выражающее идею верности, дружбы, силы, прочности (Рис. 4); хатаны суйх («серьги царицы») – спаренные круги, - символ веры,неутомимости (Рис. 5); Улзы – «плетенка» - древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Это очень почитаемый и распространенный в наше время узор, имеет множество вариантов, но наиболее распространен 10-глазый узел. Он изображается в виде клетчатого или криволинейного переплетения в центре украшаемого предмета, иногда оплетен цветочными узорами. Этот знак может быть изображен на любом предмете из дерева, металла, мягкого материала, если мастер хочет выразить идею благопожелания.
Создание математической теории движений и осознание их важной роли связано с именем немецкого математика XIX-XX вв. Ф.Клейна. Выдвинутая им идея переосмысления всей геометрии на основе теории движений получила название Эрлангенской программы.
Каждая фигура F определяет некоторую группу движений; в эту группу входят все те движения, которые переводят фигуру F в себя. Она называется группой самосовмещений фигуры F[2].(См. приложение №2, рис.1)
Если посмотреть на этот верхний рисунок, то здесь представлен бурятский узор, где группа движений плоскости, переводящих фигуру в себя: поворотов на углы О, π/4, π/2, 3π/4, π, 5π/4, 3π/2, 7π/4 вокруг точки О и симметрий относительно 4 прямых. Они изображены на рис 1 черными линиями.
Рассматриваемый узор вписан в квадрат, поэтому рассмотрим его. Элементы группы самосовмещений квадрата могут быть заданы иначе, Чтоб выяснить это, прономеруем вершины квадрата 1, 2, 3, 4.
Любое самосовмещение квадрата переводит точки 1, 2, 3, 4, в те же самые точки, но взятые в ином порядке, т.е. самосовмещение может быть условно записано в виде одной из таких скобок:
, , , и т.д.,где числами 1, 2, 3, 4 – обозначены номера тех, вершин, которые переходят вершины 1, 2, 3, 4 в результате рассматриваемого движения.
Например, первая скобка обозначает собой поворот на угол 900, вторая – симметрию относительно прямой, проходящей через точки 1 и 3, третья – поворот на угол 1800. Скобки такого вида называют подстановками из четырех элементов.
поворот на 72˚ , .. и т.д. Получим подстановки из 5 элементов. (См. приложение №2, рис.2)
Часто встречающееся в бурятских узорах и в гербе Бурятии - язычки пламени, символизирующие «огонь».(См. приложение №1, рис.6) Земным эквивалентом Солнца является «огонь». Огонь с древнейших времен не только согревал, но и давал надежду, пищу, кров – символ жизни, тепла и света. Трехязычковое пламя символизирует в эмблеме Бурятии – символизирует прошлое, настоящее и будущее. Обратите внимание в центре – симметрия 3 порядка, не имеющая осей симметрии
В ходе работы я экспериментировал на компьютере, строя комбинации осевой и центральной симметрии параллельного переноса, поворот. Компьютерная техника позволяет сейчас моделировать и строить узоры, достаточно построить фрагмент узора.
Современные узоры можно рисовать так: с начала фрагмент узора, а затем его отсканировать и с помощью Microsoft Photo Editor производить движение фрагмента. используя буфер обмена Office. Если нет сканера можно рисовать с помощью программы Pаint.
Топология – это одна из математических наук, изучающая те свойства геометрических фигур, которые могут быть описаны с помощью понятия непрерывности.
В топологии рассматриваются различные узлы, и для каждого узла определяется некоторая группа, называемая группой узлов.
На иллюстрации 1
за систему образующих
группы узла можно
принять дуги а1, а2, а3,
между, которыми имеются
соотношения:
Этот узел называют математики «трилистником».
Бурятские узоры можно представить в виде алгебраических линий ( кривых) п-ого
порядка:
Этот узор по бурятски называется «алхам хээ» - узор шага, ассоциирует ежедневный шаг человека, который приносит либо счастье, либо грусть.
Вода изображается в виде волн, означая очищение, прохождение через мир иллюзий
Внутри круга изображено «солнце». Солнце – источник высших ценностей, духовной власти. Оно изливает на землю поток жизнетворных сил.
Вряд, ли умельцы – дарханы, подозревали что в их узорах, изображающих рога баранов, лосей, изюбра можно увидеть алгебраические линии высших порядков.
- ДЕКАРТОВ ЛИСТ - плоская алгебраическая кривая 3-го порядка, уравнение которой в декартовых прямоугольных координатах имеет вид: x3+y3-3axy=0.
- ГИПЕРБОЛИЧЕСКАЯ СПИРАЛЬ - плоская трансцендентная кривая, уравнение которой в полярных координатах имеет вид ρ=α/φ;
Эти линии в школьной программе не изучаются, поэтому я просто воспроизвел со справочника по высшей математике.
Я думаю, что в бурятских узорах используется роза – линия, заданная полярным уравнением , где а и к- положительные числа. Роза состоит из конгруэнтных лепестков симметричных относительно наибольших радиусов, каждый из которых равен а, количество лепестков зависит от числа к.
Также гипоциклоида – плоская линия, описанная фиксированной точкой окружности радиуса r, катящейся без скольжения по другой неподвижной окружности радиуса Р внутри её.
Параметрическое уравнение гипоциклоиды:
x=(R-mR)cos mt+mRcos(t-mt),
y=(R-mR) sin mt-mR sin(t-mt).
Этих линий высших порядков много, которые по моему мнению используются в бурятских узорах:
Гипотрохоида, эпициклоида, эпитрохоида, алгебраические спирали Ферма, Галилея.
Я хочу представить свой узор, который назвал бы «Как прекрасен этот.мир…» (См. приложение № )Каждому человеку, живущему в этом мире, необходимы, прежде всего:
Воздух, чтоб дышать,
Огонь, чтоб греться,
Вода, чтобы пить,
Земля, чтобы на ней жить!
Землю я изобразил в виде зеленого прямоугольника. Дальше использовал бурятский узор «алхам хээ» - узор шага, ассоциирующий ежедневный шаг человека, который приносит либо счастье, либо грусть. Воду изобразил в виде полукругов – волн. Очень важно, чтобы у каждого человека была крыша над головой, в моем узоре – это изображено в форме трапеций. В середине узора изображен красный огонь, солнце. Также в своем узоре я использовал узор Инь-Ян – символ двойственности мира, так как в мире всегда существуют принципы двойственности (тепло-холодно, светло-темно, радостно-грустно и.т.д), это два уравновешивающих друг друга принципа, связаны мужским и женским началами мировоззрения. И, конечно же, я хочу, чтоб над нами всегда было мирное синее небо.
Заключение
При исследовании этой темы я много узнал о бурятских орнаментах, его символике и цветах. И то, что она мало исследована, так как мало литературы о ней. Эта тема хранит в себе множество загадок, раскрытие которых значительно обогатит представление о самобытной культуре бурятского народа. Когда я сам рисовал узор, то оказалось трудно рисовать «плетенку», она действительно развивает пространственное воображение. Выбранная мною тема дала возможность приблизиться к культуре своего народа. Я проникнулся уважением к мастерам, которые, не имея математических знаний, точно и верно вырисовывали орнаменты, имеющие все виды преобразований на плоскости.
При работе с этой темой я научился анализировать и делать выводы, ставить вопросы « А что дальше?» , « Почему..?». Также устанавливать различные взаимосвязи и взаимодействия между элементами объекта.
Меня заинтересовали алгебраические линии высших порядков их вид и то что, кроме прямоугольной системы координат, есть и полярные координаты. Я думаю, что полученные умения работать над темой, мне пригодятся при учебе в дальнейшем.
Литература:
5. Гнеденко Б.В. «Энциклопедический словарь юного математика» М. Педагогика.
1989. стр 62.,стр 72, стр 89.
Рецензия
на научно- практическую работу по теме
«Геометрия в бурятских орнаментах»
ученика 11 класса МБОУ «Ульдургинская средняя общеобразовательная школа им.Ц.Номтоева»
Цыренова Гомбожаба.
Данная тема в настоящее время актуальна:
В рукотворной красоте орнаментов велика роль геометрии в создании этих произведений.
Работа касается одного из самых интересных вопросов геометрии - классификации орнаментов. Проблема изучения символики орнамента была и остается одной из актуальных для понимания основ традиционной культуры, путей развития историко-культурного процесса в целом. Одной из актуальных проблем является проблема сохранения и распространения народных традиций, обычаев.
Гомбожаб подошел к данной теме творчески, рассматривая применение геометрии в создании бурятских орнаментов. Умеет анализировать, обобщать, экспериментировать. Глубина и значимость исследования, которые делает школьник, решая задачи, определяется характером осуществляемой им деятельности и мерой ее усвоения. Гомбожаб подходит к любой задаче творчески, ясно и кратко ставит вопросы, умело применяет знания в нестандартных ситуациях, овладевает мыслительными операциями и методами научного познания.
В своем исследовании использовала методы:
Результаты и выводы обоснованы. Оформление работы соответствует предъявленным требованиям.
Руководитель: / / Ж.Б.Цырендоржиева
[1] В.Д. Бабуева. «Материальная и духовная культура бурят» Учебное пособие. Улан-Удэ. 2004. стр. 26
[2] Энциклопедический словарь юного математика. п.Геометрия. стр 72.
Слайд 1
Геометрия в бурятских орнаментахСлайд 2
I . Введение . Восхищаясь рукотворной красотой орнаментов, воплощенных в предметах декоративно-прикладного искусства коврах, паркетах, гобеленах, вышивке, - мы не задумываемся о роли геометрии в создании этих произведений. При исследовании геометрического строения кристаллов выяснилось, что их атомы расположены очень правильным образом, образуя как бы пространственный орнамент. Именно это открытие побудило в конце XIX века физиков и математиков подробнее изучить орнаменты. Бурятский орнамент – составная часть художественной национальной культуры, сохранившая самобытный характер, преемственную связь с прошлым
Слайд 3
Актуальность. - Работа касается одного из самых интересных вопросов геометрии – теории геометрических преобразований, в частности движений на примере исследования орнаментов. Проблема изучения символики орнамента была и остается одной из актуальных для понимания основ традиционной культуры, путей развития историко-культурного процесса в целом. Цель работы: - Исследовать бурятские узоры с помощью группы самосовмещений , узлов топологии, уравнений линий; Задачи: 1. изучить использование геометрических форм и линий в практической деятельности человека; 2. рассмотреть геометрические преобразования, которые лежат в основе создания орнаментов. .
Слайд 4
Объекты изучения: Орнаменты с геометрическими формами; Предмет изучения: П роцесс создания геометрических орнаментов; При решении поставленных задач были использованы следующие методы и приемы: Анализ литературных источников; Описательный метод с приемами наблюдения ; Сравнительный анализ применения орнаментов; Гипотеза: Знакомство с различными видами орнаментов и умение и различать должно привести к успешному применению их в дальнейшем в практической деятельности.
Слайд 5
II . Основная часть Орнаменты тесно связаны с бытом народа, с его обрядами и обычаями. Все многообразие орнаментов разделяются на пять основных групп: Геометрические (ломаные, прямые, зигзаги, круги, ромбы, звезды….) Зооморфные Растительные Природные Культовые Самые распространенные орнаменты– геометрические . Ведущими мотивами геометрического орнамента являются « меандр » (молоточный орнамент), « улзы » - (плетенка) ,« хас » - (свастика), круг .
Слайд 6
Меандр – « алхан хээ » - молотсчный узор, улзы – «т γ мэн жаргал » - бесконечное счастье или 10 тысяч счастья, хаан бугуйвч – царские браслеты, хатаны суйх – серьги царицы, улзы – «плетенка» - это наиболее распространенные геометрические узоры.
Слайд 7
Геометрия движения в бурятских узорах Создание математической теории движений и осознание их важной роли связано с именем немецкого математика XIX-XX вв. Ф.Клейна. Выдвинутая им идея переосмысления всей геометрии на основе теории движений получила название Эрлангенской программы. Каждая фигура F определяет некоторую группу движений; в эту группу входят все те движения, которые переводят фигуру F в себя. Она называется группой самосовмещений фигуры F. Если посмотреть на этот рисунок, то здесь представлен бурятский узор, где группа движений плоскости, переводящих фигуру в себя: поворотов на углы О, π/4, π/2, 3π/4, π, 5π/4, 3π/2, 7π/4 вокруг точки О и симметрий относительно 4 прямых. Рассматриваемый узор вписан в квадрат, поэтому рассмотрим его. Элементы группы самосовмещений квадрата могут быть заданы иначе, Чтоб выяснить это, прономеруем вершины квадрата 1, 2, 3, 4. Любое самосовмещение квадрата переводит точки 1, 2, 3, 4, в те же самые точки, но взятые в ином порядке, т.е. самосовмещение может быть условно записано в виде одной из таких скобок: 2 3 1 4 , , , Например, первая скобка обозначает собой поворот на угол 90 0 , вторая – симметрию относительно прямой, проходящей через точки 1 и 3, третья – поворот на угол 180 0 . Скобки такого вида называют подстановками из четырех элементов.
Слайд 8
Топология и бурятский узор Топология – это одна из математических наук, изучающая те свойства геометрических фигур, которые могут быть описаны с помощью понятия непрерывности. В топологии рассматриваются различные узлы, и для каждого узла определяется некоторая группа, называемая группой узлов . На иллюстрации за систему образующих группы узла можно принять а 1, а 2 , а 3 , между которыми имеются соотношения: Этот узел называют математики «трилистником»
Слайд 9
Линии на плоскости Бурятские узоры можно представить в виде алгебраических линий ( кривых) п -ого порядка: а) Линий первого порядка –прямых Этот узор по бурятски называется « алхам хээ » - узор шага, ассоциирует ежедневный шаг человека б) Линий второго порядка- окружности, эллипсов, гипербол, парабол… Внутри круга изображено « солнце». Солнце – источник высших ценностей, духовной власти. Оно изливает на землю поток жизнетворных сил. Вряд, ли умельцы – дарханы , подозревали что в их узорах, изображающих рога баранов, лосей, изюбра можно увидеть алгебраические линии высших порядков.
Слайд 10
Линии высших порядков ДЕКАРТОВ ЛИСТ- плоская алгебраическая кривая 3-го порядка, уравнение которой в декартовых прямоугольных координатах имеет вид: x 3 +y 3 -3 axy =0, ГИПЕРБОЛИЧЕСКАЯ СПИРАЛЬ - плоская трансцендентная кривая, уравнение которой в полярных координатах имеет вид Уравнение гиперболической спирали в декартовых координатах:
Слайд 11
Гипоцикло́ида — плоская кривая, образуемая точкой окружности, катящейся по внутренней стороне другой окружности без скольжения . Параметрическое уравнение гипоциклоиды: x =( R - mR ) cos mt + mRcos ( t - mt ), y=(R- mR ) sin mt-mR sin(t- mt ). Этих линий высших порядков много. По моему мнению они все используются в бурятских узорах: Гипотрохоида , эпициклоида, эпитрохоида, алгебраические спирали Ферма, Галилея.
Слайд 12
Заключение При исследовании этой темы я много узнал о бурятских орнаментах, его символике и цветах. И то, что она мало исследована, так как мало литературы о ней. Эта тема хранит в себе множество загадок, раскрытие которых значительно обогатит представление о самобытной культуре бурятского народа. Выбранная мною тема дала возможность приблизиться к культуре своего народа. Я проникнулся уважением к мастерам, которые, не имея математических знаний, точно и верно вырисовывали орнаменты, имеющие все виды преобразований на плоскости. При работе с этой темой я научился анализировать и делать выводы, ставить вопросы « А что дальше?» , « Почему..?». Также устанавливать различные взаимосвязи и взаимодействия между элементами объекта. Меня заинтересовали алгебраические линии высших порядков их вид и то что, кроме прямоугольной системы координат, есть и полярные координаты. Я думаю, что полученные умения работать над темой, мне пригодятся при учебе в дальнейшем.
Слайд 13
Спасибо за внимание! Пусть всегда у вас будет: Воздух, чтоб дышать, Огонь, чтоб греться, Вода, чтобы пить, Земля, чтобы на ней жить…
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Отчего синичка развеселилась
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
На горке
Два морехода