Исследовательская работа.
Вложение | Размер |
---|---|
"Иконопиская школа Тамбовской области" | 24.05 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Тамбовского района
«Цнинская СОШ №2» п. Строитель
Тема исследовательской работы
«Иконописная школа Тамбовской области»
Авторы проекта: ученики 4 класса «В»
Пономарева Софья, Романцов Евгений
Руководитель проекта: учитель начальных классов
Андреева Валентина Андреевна
Тамбов 2018
В последние годы нашего века, отмечены повышенным вниманием народа нашей страны к русской культуре и истории. Ведется очень большая работа по изучению и сохранению духовной и православной культуры, отреставрировано множество православных памятников, открываются выставки и музейные комплексы, связанные с православием, в школах вводятся дополнительные уроки и факультативные занятия по «Основам православной культуры».
Актуальность данного исследования: на одном из уроков авторы столкнулись с темой, в которой была представлена древнерусская икона, изучив ее, они задались вопросом, существуют ли в Тамбовской области иконописная школа и каковы каноны написания икон.
Цель исследования – Изучение иконописной школы Тамбовской области.
Задачи исследования
1. Расширить представление о иконописи.
2. Изучить историю возникновения и становления иконописной школы Тамбовской области
3. Посетить мастерскую тамбовского художника - иконописца профессора М.В.Никольского.
4. Собрать и проанализировать, и обобщить весь имеющийся материал, связанный с данным видом творчества.
Методы исследования
1. Исторический (изучение истории возникновения иконописной школы Тамбовской области)
2. Анализ (анализ материала по данному вопросу)
3. Изучение и обобщение (изучение, анализ и обобщение всего материала по теме исследования, выводы).
Гипотеза: Существует мнение, что Тамбовская область имеет свою иконописную школу и каноны иконописи.
Прикладная ценность полученных результатов:
Собранная и обобщенная нами информация может быть использована
1. На уроках окружающего мира, в классе.
2. Возможно иконопись заинтересует кого-то из ребят и в дальнейшем кто - то свяжет с ней свою судьбу.
3. Расширение знаний о православии.
4. Просто как познавательная информация.
Россия – один из светочей мировой культуры – страна, которая сумела не только создать, но и сохранить свое духовное наследие, пронести его сквозь время, невзирая на сложную историю, полную кровопролитных войн и сражений. Удивительно, но понятие «русская культура» олицетворяет собой не только уникальное духовное наследие русского народа с его традициями и обычаями. Русская культура – это образ жизни русского народа, способ его мышления. Это целый мир – самобытный, богатый, многоликий – непостижимый. Иконопись является одним из видов православной культуры нашего народа. Выбор темы нашего проекта не случаен. Мы посещаем с родителями музеи, связанные с древней культурой России. В одной из таких поездок посетив музей иконописи Великого Новгорода мы захотели узнать существует ли в Тамбове своя школа иконописи. Прежде чем переходить к истории иконописной школы Тамбовской области, нужно понять, что же такое икона и иконопись как вид художественной культуры русского народа.
«Иконописание или иконное писание - вид живописи, религиозной по темам, сюжетам, и назначению. В наиболее общем смысле — создание священных изображений, способствующих молитве и поклонению невидимому Богу и святым, перед их видимыми образами.» [4.]
Под определением иконопись принято понимать с одной стороны «формы церковного изобразительного искусства: монументальную (настенную) живопись (фреску, мозаику и др.), книжную миниатюру, декоративно-прикладное искусство (например, чеканные, литые изображения и эмали, шитье); с другой — живопись религиозного содержания, основанную на авторской интерпретации библейского сюжета и обращённую к чувственному переживанию зрителя.» [4.]
«Икона — это самостоятельное произведение, она отличается от других форм церковной живописи, больше зависимых от контекста (программы росписи храма, содержания книги, функции богослужебной утвари). Как правило икона исполняется на доске и может либо занимать постоянное место в доме или храме, либо выноситься для крестных ходов.»[4.]
При рассмотрении иконы важнейшее значение имеют иконография и стиль.
«Иконография — это состав изображения: сюжет, лица и их действия, предметы и окружение, композиционное решение. Для иконописи характерен определенный набор сюжетов с традиционными, легко узнаваемыми иконографиями. Иконография отличается постоянством, но допускает иконографические изводы и варианты, с изменением в деталях. Существуют общие стилистические закономерности иконописи, то есть икона имеет свой стиль.» [4.]
Для иконописи характерны следующие стилистические особенности:
1. Используется особая система изображения пространства (так называемая «обратная перспектива», некоторые лица или предметы, изображённые на первом плане, по размерам могут быть значительно меньше тех, которые изображены за ними, это объясняется тем, что на иконе самое главное всегда обозначается более крупными размерами.);
2. В изображении могут сочетаться события, происходившие в различное время и в разных местах или один и тот же персонаж изображён несколько раз в разных моментах действия;
3. Все персонажи изображаются в определённых позах и одеждах, принятых иконографической традицией, святость изображенных людей и ангелов подчеркивается сиянием вокруг их голов — нимбами;
4. Нет определённого источника освещения (светоносно всё изображение), отсутствуют падающие тени (Бог есть Свет, и в Нем нет никакой тьмы), а светотеневая моделировка объёмов уплощена или сведена на нет, но объём в иконе есть: он создаётся с помощью особой штриховки или тона;
5. Стилизуются пропорции человеческого тела (удлиняются или иногда наоборот укорачиваются), складки одежд, форма горок, архитектуры;
6. Используется особая символика цвета, света, жестов, атрибутов;
Считается, что совокупность изобразительных приёмов, свойственных иконописи, образует особую знаковую систему или, иными словами, язык, то есть икона представляет собой текст;
Образ появился в христианском искусстве изначально. Создание первых икон предание относит к апостольским временам и связывают с именем евангелиста Луки. Иконопись вместе с христианством приходит сперва в Болгарию, затем в Сербию и Русь. Первый известный по имени русский иконописец — святой Алипий (Киев приблизительно 1114 год). Самые ранние русские иконы сохранились не в древнейших храмах юга, подвергшихся разорению во время татарских нашествий, а в соборе Святой Софии в Новгороде Великом. «В Древней Руси роль иконы в храме необычайно возросла (по сравнению с традиционной для Византии мозаикой и фреской). Именно на русской почве постепенно складывается многоярусный иконостас.» [3.c 50]
Иконопись Древней Руси отличается выразительностью силуэта и ясностью сочетаний больших цветовых плоскостей, большей открытостью к предстоящему перед иконой. Наивысшего расцвета русская иконопись достигает к XIV—XV векам, выдающимися мастерами этого периода являются Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий и самые яркие школы иконописи это Новгородская, Псковская и Московская.
С XVII века в России начинается упадок иконописи, иконы начинают писаться больше «на заказ». «Икона максимально приближается к портрету. К иконописанию привлекаются светские, в том числе и неверующие, художники.» [1.c 2] После Октябрьской революции 1917 года в период гонений на Церковь множество произведений церковного искусства было утрачено. Иконопись приходилось восстанавливать по крупицам.
Огромную роль в возрождении иконописи сыграла М. Н. Соколова (монахиня Иулиания). Она организовала при Московской Духовной Академии иконописный кружок. Студенты, желающие заниматься в кружке, в основном не имели художественной подготовки. Учитывая это, она постепенно опытным путем создала свою программу и метод обучения, сделала наглядные учебные образцы.Монахиня Иулиания писала: «…иконописи нужно учиться только через копирование древних икон, в которых невидимое явлено в доступных для нас формах. Копируя икону, человек всесторонне познает ее и невольно приходит в соприкосновение с тем миром, который в ней заключен. Постепенно он начинает ощущать реальность этого мира, узнавать истинность данного образа, потом постигает глубину его содержания, поражается четкостью форм, внутренней обоснованностью его деталей и поистине святой простотой художественного выражения» [5.] Матушка Иулиания, единственный человек, которая сохранила уставную древнюю икону, в том первозданном виде, который был при А.Рублеве.
Прежде чем начать изучать иконопись Тамбовской области мы отправились в церковь к кандидату исторических наук, проректор Тамбовской духовной семинарии, священнику отцу Виктору Лисюнину, в надежде узнать что-то о Тамбовских иконописцах. Отец Виктор благословил нас на написание работы и познакомил с Михаилом Викторовичем Никольским, профессором, кандидатом педагогических наук, основателем тамбовской иконописной школы, на рассказ которого мы будем опираться в своей исследовательской части.
Тамбовская земля, никогда не имела своей школы иконописи, поскольку земля черноземная, на ней занимались земледелием, этим и был богат наш край в древности. Лишь во второй половине 19 века в Тамбове формируются мощные мастерские, которые не пишут свои иконы, но делают заказы. Исследователь Михайлов, в книге художники Тамбовского края, указывает, что только мастерская Юрьева, которая была в Мичуринске(Козлов), насчитывала 90 иконописцев, 50 резчиков и 20 позолотчиков. Отличительных черт у тамбовской иконы не было, они были не узнаваемы. С 1917г. по 1987год, про иконопись в Тамбовской области ничего не известно. К 1000 Крещения Руси в Тамбове. расписывается профессиональными художниками Покровский храм (собор), под руководством Н.Б. Титова. В Тамбове, в это же время, возрождается Вознесенский монастырь, который в ручную расписывается художниками из Санкт – Петербурга, впервые, после стольких лет иконопись, как вид живописи начинает возрождаться в России. При этом же Вознесенском монастыре в 1992г., открывается воскресная школа и при ней иконописный класс, преподает в нем Торопцева Нина Тимофеевна, которая обучалась в Менделеевском Вузе у матушки Иулиании. Так же вместе с Торопцевой Н.Т. там работает Логинов Сергей Иванович, иконописец из Котовска, учеником которого становится Никольский Михаил Викторович. После окончания художественно графического факультета в Липецке, Никольский М.В., возвращается в Тамбов и придя работать в художественную школу им. Поленова создает при ней в 2004 году иконописное отделение, для детей. Тут же при школе рождается тамбовское объединение иконописцев «К свету», при котором занимаются талантливые ребята, после окончания художественной школы. Смысл объединения «К свету» в том, что они занимаются именно уставной иконой, т.е уставным иконописным письмом.
Для художников, иконописный канон это – частный метод иконописных школ и мастерских принятых и признанных православной церковью.
Рассмотрим правила уставного иконописного письма которые применяются в иконописи Тамбовской области.
«Канон определяется прежде всего:
1. Признанными церковью художественно-иконическими образцами;
2. Методическими рекомендациями для написания икон, признанных церковью;
3.Агиографическим обоснованием иконического образа;
«Агиография - отрасль церковной литературы, содержащая описание жизни святых;» [4.]
4. Сохранение древнего церковного языка, который отражается на иконе;
5.Технологией выполнения иконописного образа;
С технологией выполнения иконописного образа нас подробно познакомил Михаил Викторович, в своей мастерской. М.В.Никольский расписал храм в г.Рассказово, а его ученики церковь в с.Пичаево. Иконописные выставки наших художников проходят не только в России, но и в Европе.
Если попытаться кратко описать технологию выполнения иконописного образа, то будет это выглядеть следующим образом:
1. Готовится щит из досок липы восьмилетней выдержки со специальным ковчегом и дубовыми шпонками с тыльной стороны;
2. Лицевая сторона доски проклеивается жидким натуральным клеем 3 раза и наклеивается на густой натуральный клей паволока (это специальная ткань) двумя слоями;
3. Делается жидкая побелка с мелом и клеем, а затем 3 раза наносится на доску. Подсыпается в побелку мел до состояния сгущенного молока и добавляется льняное масло с последующим нанесением получившегося левкасного грунта на доску от 9 до 30 слоев с помощью кисти и шпателя;
4. Доска шлифуется и полируется до состояния слоновой кости;
5. На доску переносится рисунок;
6.Наносится сусальное золото на чесночный сок, полимент или марданный лак;
7. На гранитной плите стираются натуральные красочные пигменты (только натуральные, малахит, оникс и.т.д.) с яичной эмульсией и тончайшими лессировочными слоями наносятся на поверхность, один на другой, чередуя теплые и холодные;
8. В начале делается подмалевок, затем роскрышь, далее опись и разделка складок. В 14 приемов пишутся лики. Выполняются притинки и приплески;
9. Икона подписывается (обязательно), т.е. именуется;
10. Происходит обработка тыльной части основы, а затем икона покрывается финишными слоями олифы или копалового лака и доводится до полного высыхания;
11. На завершающей стадии икона принимается церковью, совершая священником чин освящения иконы;» [2. с.65.]
На данный момент, в Тамбовской иконописной школе, существует свой узнаваемый стиль, в котором работают художники. Все, кто работает с иконой, получили свое благословление в церкви и пишут работу по всем церковным правилам.
Тамбовскую школу можно узнать по:
1. Высветленному и монохромному цветовому строю;
2. Отсутствию открытых и ярких цветов;
3. Отсутствие синих цветовых пятен;
4. Сдержанная цветовая гамма;
5. Значительное количество малахитовых и охристых цветовых замесов;
6. Для высветления ликов используется малахит;
На данный момент Тамбовскую иконописную школу представляют 42 человека, которые объединились в ассоциацию художников иконописцев «К Свету» Работы наших иконописцев можно увидеть не только в городе и в области, многие иконы хранятся в фондах музеев в России и за рубежом. Более 20 стран мира, имеют в коллекции работы тамбовских иконописцев. Сохраняя древние традиции иконописи, наша Тамбовская иконописная школа, не имея древней исторической основы, стала узнаваемой, и нашла свою нишу среди других известных иконописных школ.
Таким образом, гипотеза о существовании Тамбовской иконописной школы является доказанной.
Литература
1. Архимандрит Зинон (Теодор). Беседы иконописца / предисл. С.С. Аверинцева. Псков, 2003.
2. Никольский М.В. Канонический язык православной иконы. Тамбов, 2015.
3. Рындина К.А. Непроизводственная сфера в новой экономике России. Раздел 2, глава V. Актуальные социокультурные тенденции. Тамбовская иконопись как феномен духовной художественной жизни региона / О.А. Аленинская, Л.А. Горностаева, И.В. Грошев [и др.]; под ред. Г.В. Козловой. Тамбов, 2015.
4. Энциклопедия «Академик»https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/48043
5. http://www.pravmir.ru/blagoslovennyj-trud-ili-ob-ikonopisi-pod-zapretom/
Сказка "Узнай-зеркала"
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Снеговик
Девятая загадочная планета Солнечной системы