Тема Великой Отечественной войны - необычная тема. Необычная, потому что никогда не перестанет волновать людей, тревожа старые раны и душу болью сердца. Необычная, потому что память и история в ней слились воедино.
Долгожданный День Победы - «это праздник со слезами на глазах». Отгремели бои в далёком прошлом… Но живы воспоминания о тех, кто 74 назад спас мир на нашей земле. Их помнят дети, внуки, правнуки.
Наша страна готовится к 74-летию Великой Победы. Этот день занимает особое место среди отмечаемых праздников в нашей стране. На уроках чтения, окружающего мира, классных часах мы изучаем материал, связанный с Великой отечественной войной. К сожалению, очевидцев этой страшной войны с каждым годом становится меньше. Хотелось больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом.
Мой прадедушка Рыжанков Иосиф Ефимович отстаивал свободу и светлое небо над нашей страной в этой страшной и жестокой войне, но его военный путь оказался очень тяжёлым. Я решил узнать всё о своем прадеде и рассказать своим одноклассникам о том, сколько испытаний встретилось на его жизненном пути.
Вложение | Размер |
---|---|
moy_praded-geroy.doc | 373 КБ |
Управление образования администрации
Мариинского муниципального района
Муниципальное автономное нетиповое общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 2»
Мой прадед-герой!
Работа на муниципальную краеведческую конференцию детских исследовательских работ «Маленький исследователь»
Номинация: «Война в судьбе моей семьи»
Назаров Александр Олегович,
ученик 2 класса МАНОУ «Гимназия № 2»
Домашний адрес: 650150,
г. Мариинск, ул. Пушкина, 32
Научный руководитель:
Заруцкая Татьяна Петровна,
Учитель начальных классов
МАНОУ «Гимназия № 2»
Адрес: г. Мариинск, ул. Ленина,30
Мариинск, 2019
Содержание
1.Введение. Актуальность исследовательской работы …………………………..3
2.Анкетирование учащихся гимназии. Подведение результатов анкетирования.4
3.Жизненный и боевой путь Рыжанкова Иосифа Ефимовича. Изучение документов…………………………………………………………………………...7
4.Заключение………………………………………………….. …………………….9
5.Использованные источники………………………………………………….......10
6.Приложение……………………………………………………………………….11
Был великий День Победы
Много лет тому назад.
День Победы помнят деды,
Знает каждый из внучат.
Летней ночью, на рассвете,
Когда мирно спали дети,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против русских, против нас!
«Вставай, народ!» - услышав клич Земли,
На фронт солдаты-герои ушли.
Отважно и смело рвались они в бой,
Сражались за Родину, за нас с тобой.
1.Введение. Актуальность исследовательской работы.
Тема Великой Отечественной войны - необычная тема. Необычная, потому что никогда не перестанет волновать людей, тревожа старые раны и душу болью сердца. Необычная, потому что память и история в ней слились воедино. Война… Как много говорит это слово. Война - это горе, слезы. Война - страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей. Солдаты служили честно, без корысти. Они защищали отечество, родных и близких. Война - это смерть каждый час, каждую минуту, но тогда они об этом не думали, для всех было главным остановить врага. Огромное количество солдат осталось лежать в чужой земле, сколько пропало без вести, сколько вернулось домой искалеченными на всю жизнь. Сколько людей побывало в плену, пережило унижение на оккупированной фашистами территории. А сколько невинных стариков, женщин, детей было замучено в лагерях смерти.
Оттого долгожданный День Победы - «это праздник со слезами на глазах». Отгремели бои в далёком прошлом… Но живы воспоминания о тех, кто 74 назад спас мир на нашей земле. Их помнят дети, внуки, правнуки.
Наша страна готовится к 74-летию Великой Победы. Этот день занимает особое место среди отмечаемых праздников в нашей стране. На уроках чтения, окружающего мира, классных часах мы изучаем материал, связанный с Великой отечественной войной. К сожалению, очевидцев этой страшной войны с каждым годом становится меньше. Хотелось больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом.
Мой прадедушка Рыжанков Иосиф Ефимович (Приложение 1. Фотография Рыжанкова Иосифа Ефимовича) отстаивал свободу и светлое небо над нашей страной в этой страшной и жестокой войне, но его военный путь оказался очень тяжёлым. Я решил узнать всё о своем прадеде и рассказать своим одноклассникам о том, сколько испытаний встретилось на его жизненном пути.
Цель моей работы: изучить историю жизни моего прадеда, узнать, какой след оставила война в его жизни и судьбе и показать, что судьба каждого человека есть отражение судьбы страны.
Задачи:
1.Провести анкетирование среди учащихся гимназии о войне.
2.Изучить подробно биографию моего прадедушки на основе сохранившихся в семейном архиве документов, газетных статей, фотографий.
3.Установить, где и в каких войсках он воевал.
4.Подготовить компьютерную презентацию.
5.Выступить на конференции «Маленький исследователь».
При выборе методов исследования, я использовал анкетирование, беседы с прабабушкой, бабушкой, изучал документы и фотографии, награды прадедушки, изучал художественную литературу.
2. Анкетирование учащихся гимназии. Подведение результатов анкетирования.
Во время своей работы, я понял, что всё уходит в историю. Страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к войне в воспоминаниях живых свидетелей того времени. Это я и хочу показать в своей работе.
Тема эта актуальна
Во все времена.
Помнить прошлое надо
И детям, и взрослым всегда.
Что знают современные школьники о Великой отечественной войне 1941-1945 г. г?
Чтобы получить ответы на наши вопросы, я решил опросить учащихся МАНОУ «Гимназия № 2»
В своих анкетах я интересовался:
1.Когда началась и закончилась ВОВ?
2. День победы – что это за праздник?
3.В вашей семье есть участники ВОВ, труженики тыла?
4.Знаете ли вы их имена?
5. В вашей семье есть военные реликвии?
Как вы считаете, эту войну нужно помнить?
В анкетировании приняли участие: учащиеся 1-4 классов школы - 50 человек.
Результаты анкетирования представлены в диаграммах:
Результаты анкетирования учащихся позволили сделать мне следующие выводы: большинство опрошенных ребят нашей школы знают, когда началась и закончилась Великая Отечественная война, праздник День Победы отмечают в семьях 88% опрошенных ребят. 43% указали, что в их семье были или есть родственники, которые участвовали в ВОВ или были тружениками тыла, и лишь 31 % ребят знают их имена. 24% опрошенных подтвердили, что в их семьях имеются военные реликвии (фотографии, военный билет, боевые награды, письма с фронта), и 95% учащихся считают, что нашему поколению необходимо помнить эту страшную войну.
Результаты опроса показали, что выбранная мною тема актуальна. Дети нового поколения мало интересуются своими корнями, большинство из них не знают об участниках Великой отечественной войны. На примере своего прадедушки я хочу показать, что необходимо знать историю своей семьи, так как наши предки были прямыми участниками истории своей страны.
3.Жизненный и боевой путь моего прадедушки. Изучение документов.
Следующим этапом моей работы стало изучение документов моего прадедушки, беседа с бабушкой и папой. Мне в этом очень помогла автобиография, написанная рукой моего прадедушки.
(Приложение 2. Автобиография Рыжанкова И.Е.)
И вот о чём я узнал, хочу рассказать вам, хочу, чтобы память о моём прадедушке жила вечно.
Родился Рыжанков Иосиф Ефимович в деревне ТУПИЧЕН, Костюковического района, Могилевской области. (Приложение 3. Свидетельство о рождении)
В 1928 году по плановому переселению родители переехали в посёлок Двухреченский, Боготольского района, Красноярского края, а в 1932 году они переехали в село Преображенка Тяжинского района, Кемеровской области. Трудились родители в колхозе «Восход».
В 1938 году Иосиф окончил 7 классов и поступил учиться в Томский Индустриальный техникум, но уже через год всю группу перевели в Томское Артиллерийское училище, которое закончил в 1941 году.
(Приложение 4. Фотография «Выпуск лейтенантов Томского Артиллерийского училища)
В мае месяце направили его служить в город Энгельс Саратовской области в качестве командира взвода 532 гаубичного полка 137 стрелковой дивизии. 22 июня 1941 года дивизия выехала на фронт. В первых числах июля вступили в бой. В конце июля 1941 года их дивизия попала в окружение, где пробыла 25 суток, за это время фронт продвинулся далеко на восток. Прорваться из окружения дивизия не могла, даже спуститься к реке нельзя было, кони дохли без еды и воды, тогда они группами по 3-5 человек перебирались через реку Сожь и двигались лесами на восток. Соединиться с частями Советской Армии они тоже не смогли.
В октябре месяце дойдя до деревни Городок Могилевской области, они переоделись в гражданскую одежду и остановились, так как дальше двигаться было на восток невозможно. Там он и познакомился с будущей женой, Мельниковой Евдокией Харитоновной. (Приложение 5. Фотография Мельниковой Евдокии Харитоновны)
Её семья жила очень бедно. Немцы сожгли почти всю деревню.
С октября месяца 1941 года по сентябрь 1943 он находился на оккупированной территории. В сентябре 1943 их освободила Советская Армия, и Иосиф Ефимович снова призван в армию. А 9 февраля 1944 был тяжело ранен и отправлен в госпиталь города Казань.
В это нелёгкое время Иосифом Ефимовичем было написано стихотворение «Танкисты»
Танкисты. И.Е. Рыжанков
Встаёт заря на небосклоне
С зарёй встает наш батальон
Механик чем-то недоволен
В ремонт машины погружён.
Башкир со стрелком носил снаряды
В укладку бережно их клал
А командир смотрел приборы
Скорей механику сказал:
«Куда, куда, танкист, стремишься,
Куда механик держишь путь
Или с болванкой повстречаться,
Или на минах отдохнуть?»
«А я болванки не боялся
И мина тоже не страшна
Нам дан приказ сейчас суровый
Идти в атаку на врага»
Сигнал был дан, ракеты взвились
Дана команда: «Заводи!»
Моторы рёвом отрезвились
Машины в поле понеслись.
Большое время танк сражался
Башкир снаряды расстрелял
И молодому командиру
«Назад!» - механик чуть сказал.
Шёл бой большое уже время
Последний диск стрелок послал
Кругом снаряды с визгом рвались
Один в мотор уже попал.
Но экипаж в бою настойчив
Громил он, фрицев, не щадя
Своею жизни не жалея
Он бил гранатами врага.
Мотор горел большим пожаром
Кусал со зла механик губы
И с обгоревшим командиром
Он вывел танк из-под огня.
Вдали гремела канонада
То батальон громил врага
Бежали фрицы с поля боя
Покрылась трупами земля
Вдвоём спаслись мы от пожара
Погибли славные друзья
Свою машину спасли от чада
Костюмы рвались от огня
В зелёной роще под сосною
Кровавы раны перевязав
Своих друзей похоронили
По- братски их поцеловав.
Пройдёт война - залечим раны
И батальон придёт с боёв
И все друзья меня вспомянут
В той жизни радостной своей.
Белгород, 1943г
После выздоровления мой прадедушка в ноябре 1944 года был отправлен в 29 учебный танковый полк города Уфалей.
(Приложение 6. Удостоверение водителя танка)
Уже в марте 1945 года получил танк в Нижнем Тагиле и выехал опять на фронт, где и участвовал в боях в 60-танковой бригаде до конца войны.
Сохранилась его служебная характеристика.
(Приложение 7. Служебная характеристика Рыжанкова И.Е. Боевые награды.)
По окончанию войны 60-танковая бригада находилась в Германии. 23 августа 1946 года он был демобилизован. Вернулся за Евдокией, и вместе приехали в село Преображенка, где и узаконили свой союз.
(Приложение 8. Свидетельство о браке)
1947 – 1949 работал в колхозе с. Преображенка Тяжинского района в качестве бригадира тракторного отряда.
В 1947 году родился сын Рыжанков Михаил Иосифович.
С 1949-1952 учился заочно в Мариинском педагогическом училище и работал в Преображенской средней школе в качестве счетовода.
(Приложение 9. Фотография «Рыжанков И.Е. на работе в колхозе»
Так с 1952 года до ухода на пенсию работал в этой школе учителем.
(Приложение 10. Фотография «Коллектив персонала Преображенской НСШ»)
А в 1953 году родилась дочь Рыжанкова Валентина Иосифовна.
(Приложение 11. Фотография семьи Рыжанкова И.Е.)
За многолетний добросовестный труд мой прадедушка был награждён многочисленными грамотами.
(Приложение 12. Грамоты и благодарственные письма Рыжанкова И.Е.
А теперь я вас прошу послушать интервью с Назаровой В.И. о моём прадедушке)
4. Заключение
Тема трагической судьбы людей никогда не будет исчерпана. Я не хочу, чтобы повторились ужасы войны. Пусть мирно растут дети, не пугаясь взрывов бомб, пусть не повторится война, чтобы не пришлось матерям плакать о погибших сыновьях. Человеческая память хранит в себе и опыт многих живших до нас поколений, и опыт каждого. Пусть же эта память и опыт учат нас добру, миролюбию, человечности.
Сегодня мы склоняем голову перед всеми, кто отдал свои жизни во имя будущего России. Память народа вечно хранит героизм и храбрость наших солдат, стойкость и мужество работников тыла.
Каждая российская семья имеет предков, героически исполнивших свой патриотический долг перед Родиной. Слава их не померкнет, пока память о них будет передаваться из поколения в поколение.
Девятое мая наполняет сердца гордостью за подвиг многонационального советского народа, выигравшего битву с фашизмом, и печалью: миллионы сыновей и дочерей Отечества навсегда остались лежать в своей и чужой земле. Для нашей Родины всегда будет светлым майский день 1945 года. И наш человеческий долг, поздравляя друг друга с праздником, всегда помнить о тех, кто воевал, защищал Родину от врагов, кого нет с нами, кто погиб на этой войне, ведь без их мужества и стойкости не было бы нас!
Изучив и проанализировав сохранившиеся в семейном архиве документы, награды, прослушав воспоминания моих родных, я узнал:
• о тяжелых испытаниях, которые легли на плечи моего прадеда и других людей в военные годы;
• судьба моего прадеда, судьба всех тех, кто защищал свою Родину - яркое отражение истории нашей страны.
Изучив жизнь своего прадедушки, я понял:
• какое тяжелое время выпало на его плечи;
• и только любовь к Родине, стойкость в испытаниях войны, чувство долга, ответственность и самоотверженность помогли выжить им в это время.
Мы с уважением относимся к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняемся перед ними.
Мы и наше поколение не должны забывать ужасы войны, разруху, страдания и смерть миллионов. Мы будем помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее людей.
Использованные источники:
1.Документы и фотографии Рыжанкова Иосифа Ефимовича.
2.Документы краеведческого музея города Мариинска.
3.Результаты анкетирования учащихся МАНОУ «Гимназия № 2».
4.Интервью с Назаровой Валентиной Иосифовной.
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Волшебные звуки ноктюрна
Одна беседа. Лев Кассиль
Есть в осени первоначальной...