Цель данного мероприятия: ознакомление учащихся с легендами и сказками народностей Севера, понимание красоты и главной мысли народного фольклора, стремление сохранить традиции, обычаи каждого народа
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_literaturnaya_gostinaya_docx.docx | 24.05 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа – интернат № 3
«Технологии традиционных промыслов народов Севера» г. Поронайска
Проект
Сценарий
литературной гостиной
«О народе, сочинившем сказку»
Составители:
Попова Анастасия – ученица 6 класса
Дмитревская Алиса – ученица 6 класса
Хевкина Юлия – ученица 6 класса
Руководитель:
Минато Сирюко
учитель родного языка (уйльта)
Поронайск
2018
Цель: ознакомление учащихся с легендами и сказками народностей Севера, понимание красоты и главной мысли народного фольклора, стремление сохранить традиции, обычаи каждого народа.
Оборудование: национальная одежда, национальные палочки (игровые), бубен, бумажные поделки для драматизации сказок.
Ход занятия
Люди с давних времен жили в тайге. Научились бороться с непогодой, голодом и холодом.
Живя в природе, люди верили, что в природе существует «дух» хозяина леса. И каждый раз, уходя на охоту в лес или на рыбалку к реке, приносили к хозяину леса или реки немного еды, табака, чая и т.д. то, что сами ели. При этом говорили:
«На тебе угощение, не обижайся, дай нам немного наловить рыбы, поохотиться малость на зверей. Спасибо тебе. Огради нас от всяких нечистей, дай нам немного еды». После этого люди шли на охоту, рыбалку. Охотились раньше копьем, луком со стрелами. Это было очень опасно для жизни, если (ветера) (лось) встречался крупный зверь (медведь) ставили петли на мелких зверей. Но если не удавалось охота - то беда, наступал голод, людям нечего было есть. Ловили рыбу удочками или сами вязали сети из крапивы. В год непутины, тоже туго приходилось людям, но они научились заготавливать юколу (сухую рыбу), ягоду, грибы, летом сушили и вареное мясо - все это готовилось к зиме. Научились люди шить одежду из кожи зверей, рыб. Нитки заготавливали заранее из крапивы, сухожилья. Посуда была в основном деревянная и из бересты. Некоторые товары обменивались на шкуры пушных зверей (ткани, одеяла, котелки, ружье и т.д.). Бывали случаи, нападали соседи, которые приходили охотиться на охотничьи угодья, угоняли оленей, воровали женщин. В этом случае приходилось им биться за свои права, за женщин, за жизнь.
1 ученик: «Раньше люди бились за свои права на палках: (состязались) за право получить невесту, за право быть первым сильным в стойбище. Для них устраивали состязания.
1. Национальная борьба на длинных палках: «Борьба за жизнь».
пришли убивать олененка
грустила и плакала
прыгал, весело играл с девочкой
девочка очень привязалась к олененку,
Им было хорошо.
Родители решили не убивать оленей, оставили их живыми.
Вывод: Эта грустная сказка, но у нее счастливый конец. Сейчас олени могут предъявить большой счет людям, потому что их осталось мало, их уничтожают, но олень сделал иначе:
Молча ушел вперед за своими братьями.
Ведущий: Не все люди убивают оленей.
Есть люди, которые берегут оленей - это оленеводы. Когда-то и семья Давыдовых занималась оленеводством. Об этом рассказывают их дети.
Ямакава Максим:
Я был летом в оленеводстве отца. Он учил меня, как разжигать костер, готовить пищу. Учил ловить оленя, правильно привязывать. Я научился ухаживать за оленями, ездить верхом.
Нивхский язык является генетически изолированным, условно относится к палеоазиатской группе языков. Письменность на основе русского языка. В настоящее время собиранием и обработкой устного народного творчества занимается В. Санги. Он является автором нивхского букваря. В данный момент у него много последователей как Г. Пахлина, Н.А. Лайгун, Гашилова
1) Драматизация сказки В. Санги «Девочка - лебедь» (4-5 кл.)
Роли:
Мать - умерла; мачеха - жадна, ленива, не кормит девочку
Девочка - сирота с отцом, одна на песчаном берегу, голодна
Отец - охотится
Лебеди - прилетели, жалеют девочку
Девочка играя на берегу, плакала, всхлипывала громко, из ее пальцев сочилась кровь. Летели лебеди, услышали плач девочки, приземлились и стали жалеть девочку, плача вместе с девочкой. Вдруг у девочки появились крылья. Она взмахнула ими и взлетела в небо вслед за лебедями и полетела вместе с ними.
Вывод: никогда нельзя обижать кого-либо, надо помогать друг другу, как в этой замечательной сказке.
Письменность на основе русского алфавита. Хозяйственная деятельность - охота, рыболовство. Они искусные мастера и мастерицы.
Этот народ почти полностью сохранил свои традиции, обычаи и фольклор, культуру.
Нанайские писатели и поэты: Григорий Хеджер «Амур и игроки», Андрей Пассар «Мой край» (стихи), А. Самар «Пою мое отечество» (стихи).
2) Драматизация сказки «Ленивый парень» (4 кл.)
(На лежанке, в постели спит юноша)
Роли: В тайге жила одна семья: мать да сын.
Мать - ходила на охоту, ловила рыбу, управлялась с хозяйством.
Сын - еще маленьким был. Но шло время. Сын вырос, но все время спал. Мать придет с рыбалки, сын спит. Мать думает, набегался за день, устал, спит. Мать воды принесет, дров нарубит, сварит еды, разбудит сына, накормит. Сын опять спит. Прошло немало времени. Сын вырос, взрослым стал, но был очень ленив, все время спал. Проснется, говорит: «дай попить!» попьет спит. Откроет глаза, говорит: «дай поесть» поест спит. Долго ли, много ли времени прошло. Мать заболела. Просит сына: «Подай воды сынок!». Никто ей не отвечает. Немного погодя. Мать просит: «Подай покушать!». Никто ей не отвечает. Мать тяжело больна была, она не могла даже принести воды, приготовить еду. От болезни, голода, бессилия она умерла. Долго ли времени прошло никто не знает. Но вот проснулся наш парень. Захотелось ему попить. Говорит: «Дай попить!» Никто ему не отвечает. Думает, потом попью.
Опять уснул. Через несколько времени захотелось покушать. Говорит «Дай поесть!». Опять тишина. Никто не подает еду. Опять уснул. Лень вставать поесть. Много ли времени прошло. Проснулся парень, захотел попить. Говорит: «Дай попить!». Тишина. Никто не отвечает. Опять уснул. Прошло некоторое время. Проснулся и говорит: «дай поесть!». Опять тишина. Никто не подает. Опять уснул. Сколько времени прошло никто не знает. Вот проснулся однажды наш парень от голода и холода, не смог ни пошевелиться, ни говорить. Так и застыл в «недвижении», весь заросший мхом и травой. Говорят в народе «ленивому» такая участь уготовлена, свою смерть нашел сам».
Итог: Итак ребята, о каких народах вы узнали?
Что интересного вы узнали о народе, сочинившем сказки?
Что узнали из сказки?
Какие пороки людей осмеиваются в сказке?
Любили тебя без особых причин...
Акварель + трафарет = ?
Швейня
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Нечаянная победа. Айзек Азимов