«Мои земляки- добровольцы»
Автор: Очур Айна Экеровна, МБОУ Кызыл-Чыраанская СОШ, 9 класс
Аннотация
Цель работы: рассказать о земляках-добровольцах интересной судьбы, которые прославляли свои героизмом, трудом, мастерством свою малую Родину.
Объект исследования: личность земляков- добровольцев Алдын-Херел Соян Минчимааевич, Дончун Михаил Кумаевича, Курседи Чооду Байыровича
Предмет исследования: жизнь и деятельность земляков добровольцев Алдын-Херел Соян, Дончун Михаил, Курседи Чооду.
Методы исследования:
- анализ источников информации;
- беседа;
-частично- поисковый;
- использование справочной и учебной литературы.
Задачи:- углубить знания о Великой Отечественной войне;
- проследить историю жизни наших героев в мирное время;
- воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому
Вывод
В ходе своей исследовательской работы я выяснила, что наш район прославили многие замечательные люди, среди которых герои-фронтовики. Я горжусь, что живу в селе Ак-Эрик, на улице, которая названа в его честь- Чооду Курседи. В этом году ему исполняется 100 лет.
Вложение | Размер |
---|---|
выступление ученицы на НПК | 53.37 КБ |
КОНФЕРЕНЦИЯ (История)
Очур Айна Экеровна
Республика Тыва, Тес-Хемский кожуун
МБОУ Кызыл-Чыраанская СОШ, 9 класс
МОИ ЗЕМЛЯКИ-ДОБРОВОЛЬЦЫ
Научный руководитель: Эрендей Алдынай Александровна, учитель истории и обществознания, МБОУ Кызыл-Чыраанская СОШ
Содержание
Введение………………………………………………………………..3-4
1.Великая Отечественная война………………………………………5-6
2. Мои земляки- добровольцы…………………………………………7-8
3. Заключение……………………………………………………………9
4. Использованная литература …………………………………………10
5.Приложение……………………………………………………………11
Введение
Актуальность
Совсем скоро наша страна будет праздновать семьдесят четвертую годовщину со дня Великой Победы.
Больно сжимается сердце при просмотре филь-мов о войне, как больно становится от того, что мы, будущее поколе-ние, не бережем воспоминания о Великой Отечественной войне мы совсем не стремимся изучить и сохранить подвиги наших ветеранов
Когда я пришла в библиотеку, мне бросилась в глаза книга написанная на тувинском языке «Эки турачы аъттыг эскад-рону», Михаилом Белекпеновичем Сундуем. Эта книга меня заинтересовала тем, что автором этой книги был сам участник этой войны.
Прочитав эту историческую, документальную книгу, я решила, что каждый патриот своей родины должен знать о вкладе наших земляков- добровольцев села Ак-Эрик Тес-Хемского кожууна, о сохранение памяти о тувинских добровольцах Великой Отечественной войны. Почему тувинские добровольцы, потому что Тува была независимым государством.
Одним из главных источников при написании данной работы мы опирались на книгу «Добровольцы» Василия Пивоварова. В книге собраны воспоминания, письма ветеранов, как готовились дать отпор противникам- фашистам.
Также были ознакомлены с «Фронтовыми письмами», прочитав у меня сложилось такое впечатление, что я среди них. Вызывает одновременно гордость и печаль, слезы на глазах.
В нашем селе Ак-Эрик есть три семьи, которых коснулась Великая Отечественная война. А что мы знаем о наших земляках, воевавших Победу на фронтах и в тылу?
Это наша история. Это наши земляки- добровольцы. И я решила заняться исследовательской работой, чтобы не забыть о подвигах людей ради нашего счастливого детства, чтобы быть патриотом и гражданином страны.
Цель исследования: - рассказать о земляках-фронтовиках интересной судьбы, которые прославляли своим героизмом, трудом, мастерством свою малую родину.
Задачи исследования:
-углубить знания о Великой Отечественной войне;
- проследить историю жизни наших героев в мирное время;
- воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому.
Гипотеза исследования:
Я предполагаю, что знание истории людей, прославивших свою малую родину, может качественно повысить уровень патриотизма у школьников.
Объект исследования: личность земляков- добровольцев Алдын-Херел Соян Минчимааевич, Дончун Михаил Кумааевича, Курседи Чооду Байыровича
Предмет исследования: жизнь и деятельность земляков добровольцев Алдын-Херел Соян, Дончун Михаил, Курседи Чооду.
Методы исследования:
- анализ источников информации;
- беседа;
-частично- поисковый;
- использование справочной и учебной литературы.
1. Великая Отечественная война
Всё дальше и дальше уходит от нас Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. И всё меньше и меньше остаётся участников и очевидцев тех страшных событий. Но прошлое нельзя забывать. Ведь за то, что мы живём сейчас мирно и незамысловатого слова замирает сердце. Для меня это самое страшное слово…счастливо, отданы миллионы жизней в борьбе с фашистами.
В истории нашей страны было множество войн. Но, пожалуй, самой страшной, жестокой и беспощадной была Великая Отечественная война.
Уходили на фронт отцы, старшие братья. Рвались и мальчишки в бой, осаждая военкоматы. От мирных, привычных забот не осталось и следа. Срочно перестраивали работу заводы, фабрики, колхозы, все учреждения. «Все для фронта! Все для победы!» - этот лозунг военного времени требовал огромной работы, полной отдачи сил от каждого.
Многое вытерпел советский народ в эти четыре года. Вспомним героический подвиг Ленинграда – 900 дней держались люди в окруженном городе и не отдали его! Вспомним Сталинград...! Вспомним другие города! Перед этими подвигами мы должны, обязаны склонить голову.
Скоро мы будем отмечать очередную дату Победы. Но задумайтесь - какой ценой досталось нам эта победа! Даже городам, которые выстояли весь напор гитлеровской армии, присвоили звание героев. А люди?
11 694 воина за совершенные подвиги получили звание Героя Советского Союза.
5 миллионов 300 человек отмечены орденами. Среди них примерно каждый пятый награжден орденом Славы.
В ходе работы над исследовательским проектом было проведено небольшое анкетирование 20 учащихся начальной школы. В анкетировании принимали участия ребята из 2, 4 и 7 классов нашей школы.
Знаете ли вы, что такое Великая Отечественная война?
Знакомы ли вы с событиями Великой Отечественной войны? Если «да», то напишите, с какими именно.
Есть ли в вашей семье те, кто прошёл эти страшные годы войны?
Знаете ли вы ветеранов нашего села, республики? Если «да» укажите ФИО.
Обработав анкеты, можно сделать вывод о том, что ребята знают, что такое Великая Отечественная война, слышали о ней (на этот вопрос ответили положительно все 20 участников – 100%).
Вопрос «Знакомы ли вы с событиями Великой Отечественной войны? Если «да», то напишите, с какими именно» у многих ребят вызвал затруднение. 40% ребят вспомнили такие события как «Блокада Ленинграда (самый распространённый ответ), Курская дуга, Сталинградская битва, битва за Москву».
Отвечая на третий вопрос, большинство ребят - 60%, ответили, что в их семье есть родственники, которые прошли эти страшные годы. Действительно, это война не обошла стороной никого, вошла в каждый дом.
Но четвертый вопрос у ребят не вызвал затруднение. 80% участников вспомнили троих ветеранов - земляков Великой Отечественной войны. Безразличие и отвлечённость учащихся от истории своей страны приводит к неграмотности подрастающего поколения.
Изучая историю своей страны, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, молодое поколение, повзрослев, не будет бездумно ругать прошлое своей страны, возможно, станет служить людям и добру, жить и работать на благо своего Отечества.
2. Мои земляки- добровольцы
Я хочу рассказать о своих земляках, об участниках Великой Отечественной войны, которым славится наше село. В поисках материала я посетила библиотеку села и кожууна, встретилась с родственниками, некоторый материал предоставила мой учитель истории, часть материала я нашла в Интернете.
Вот имена наших героев: Алдын-Херел Соян Минчимаевич, Чооду Курседи Байырович, Дончун Михаил Кумааевич.
Алдын-Херел Соян Минчимааевич родился в Эрзине 1919году. Его отец Соян Минчимаа создал семью в сумоне Кызыл-Чыраа. Семья была большой. Он чтоб поднять своих детей работал и учил их труду, быть верными и ответственными. Алдын-Херел Соян женился на Чанчынме дочери Донгур-оола.
Когда германские фашисты вероломно напали на Советский Союз Алдын Херел Соян, Дончун Михаил, Чооду Курседи проходили в Тес-Хеме военную службу. В 1942 году Соян Алдын-Херел продолжил службу в городе Кызыле. Также Соян Алдын-Херел из-за ответственности, за отличную учебу и активности был принят членом ТНРП.
Соян Алдын-Херел сразу включили в Конный полк под руководством Монгуш Доржу. Алдын-Херел стал спортсменом сборной и начал усердно готовится для отправки на фронт.
В городе Ковров прошел краткосрочные курсы на взводе Оолака Оюна. Воевал до городов Ровно и Дубно. Был награжден Орденом Славы III-й степени.
Прибыв в свое родное село занялся развитием колхоза. Доработал до директора совхоза. Был награжден Орденом Красного знамени. Имеет 5 детей. В настоящее время в селе проживают две дочери Кок Сояновна, Сумбурмаа Сояновна, пенсионеры.
Дончун Михаил Кумаавич родился 1922 года. В 1943 году ему было 21 год. Дончун Михаил без колебаний отправился на фронт. Дошел до Дубно был ранен. Когда лежал в госпитале города Ровно, началась бомбежка. Его спас врач полка Тулуш Хургулек.
- «Мы были в Сибирьской 8 дивизии 31 полка, командиром был назначен Тулуш Кечил-оол. Был награжден Орденом Великой Отечественной войны 1,2 степеней. Несколько раз был ранен, но ему сопутствовала удача. Вернувшись из Победы, он принял стадо верблюдов. Ежегодно увеличивал поголовье скота. Имеет троих детей.
Чооду Курседи Байырович в 1941 году вместе друзьями ушел военную службу, которая проходила в Тес-Хеме. Дошел до городов Ровно и Дубно. Из-за отличительных черт положительного характера, стойкости был награжден Орденами 1,2 степени. После Великой победы занялся овцеводством совхоза «Пограничник». Имеет 4 детей.
В этом 2019 году Алдын-Херел Соян Минчимааевичу и Чооду Курседи Байыровичу исполняется 100 лет. Идет работа по подготовке столетия наших земляков- добровольцев. Наши земляки- добровольцы не были столь значимыми наградами, все равно они наши Герои, которые оставили след будущему, нам. Они показывали, как нужно работать, получать сто голов из ста овцы, лошадей. Я считаю они были подражанием для молодых, спасибо.
Заключение
Работая над этой темой, я открыла для себя много нового: изучила историю Великой Отечественной войны, много интересного узнала о жизни моих земляков. Это герои военных действий. Ни тяжёлые испытания войны, ни материальные затруднения, – ничто не сломило моего героя. На него можно равняться!
Долг каждого человека уважительно относиться к истории родного села, города, края, России, научиться хранить память о земляках. Мы должны помочь себе найти дорогу к добру, справедливости, милосердию, испытывать чувство гордости и гражданского достоинства.
Наши предложения
Собранный материал использовать на классных часах в школе.
Принять участие в конкурсе сочинений, поделиться с друзьями, показать презентацию в СДК для населения.
Продолжить поисковую работу по выявлению интересных судеб моих земляков.
Использованная литература
1.Фронтовые письма, Кызыл,2003г.
2.Пироваров В. «Добровольцы» Кызыл,1990г.
3.1941-1945, ТНР- все для общей Победы, кызыл,2004г.
4.Маннай-оола М.Х. «История Тувы», М..,2т.
5.Аранчын Ю.Л. «Исторический путь тувинского народа к социализму» Кызыл, 1982г.
6. Сундуй М. Х. Эки турачы аъттыг эскадрон Кызыл: ТНҮЧ, 1984. – ар. 245.
7.Бай-Кара М. Сээң тѳрээн чурттуң // Башкы, 2001, №2. – ар. 65
8. Чиңмит Ѳ. О, эр кижи! // Танды-Уула, 1993. - ар.
9. Шын. 2005 20 декабря, стр.3
10.Интернет- ресурс. Википедия.
11. Воспоминания, документы односельчан
Приложение
1. Какой вклад они внесли в сохранение памяти о Тувинских добровольцах?
2. Хотели вы узнать о жизни героя-земляка и о том, какой вклад он внес?
Приложение
Список фронтовиков, описанных в книге М.Б. Сундуя «Эки турачы аъттыг эскадрон»:
1. Тулуш Кечил-оол Балдан оглу
2. Куулар Дончут Данзын оглу
3. Монгуш Сат Эрекей оглу
4. Монгуш Доржу Кежеге оглу
5. Сат Бурзеккей Сурас оглу
6. Кыргыс Чамзырын Шошкук оглу
7. Тулуш Балчак
8. Тонгак Таржаа
9. Кыргыс Норжун
10. Оюн Хурен-оол
11. Ооржак Чингир-оол
12. Хертек Адыгбай
13. Сат Даваа-Самбуу
14. Тулуш Сундуй
15. Салчак Баир Енгар оглу
16. Иргит Айыжы
17. Салчак Балган-оол
18. Кара-Сал Конгар
19. Ооржак Данзы-Белек
20. Оюн Сарат-оол
21. Монгуш Даваа
22. Кыргыс Сынаа Донмит уруу
23. Ондар Серин Чулдум оглу
24. Монгуш Бурбу Узун-Калчан оглу
25. Ондар Кыстаа Каражык оглу
26. Ооржак Севил Матпаа оглу
27. Ховалыг Калбак Сегбе оглу
28. Кыргыс Норбу-оол Кызыл-оол оглу
29. Соян Алдын-Херел Минчинмаа оглу
30. Салчак Балчыр Делгер оглу
31. Чооду Курседи Байыр оглу
32. Михаил Дончун Кумааевич
33. Ооржак Байлак Чулдум уруу
34. Салчак Адыг-оол Лопсан оглу
35. Донгак Бегзи-Хуурак Хелин-оол оглу
36. Ооржак Комбуй Чээнекей оглу
37. Монгуш Докпут Калзан оглу
38. Монгуш Ортуп-оол
39. Монгуш Сендажы Лопсанай оглу
40. Оюн Доспан Тавылан оглу
41. Салчак Серен-Дондуп
42. Оюн Билчиир-оол
43. Оюн Карашпай
44. Оюн Байыр-оолович Санчат-оол
45. Монгуш Амаа Болдурук уруу
46. Доржукай Красин (Донгак Чаш-оол оглу)
47. .Кол Дакпажык Бекей оглу
48. Донгак Чулдум Сагаанмаевич
49. Ховалыг Очур Дыргый-оолович
50. Биче-кыс Адыг-Тулуш оглу
51. Ховалыг Бичен Терек-оол оглу
52. Куулар Семис-оолБайыр-оол оглу
53. Монгуш Монгуш-оол Делбир оглу
54. Донгак Уйнукпен
55. Монгуш Тогул Маннай-оол оглу
56. Ондар Баян Айыжы оглу
57. Салчак Дондуп Биченей оглу
58. Оюн Седен-оол Бандар-оол оглу
59. Куулар Дарья Намзырай уруу
60. Маады Байыр Дарышкак оглу
61. Оюн Ойдупаа Чассыгбай оглу
62. Оюн Хууленмей Чассыгбай оглу
63. Оюн Айыжы Чассыгбай оглу
64. Оюн Седип-оол Чассыгбай оглу
65. Оюн Поля Чизепей уруу
66. Монгуш Биче-оол Дагба оглу
67. Оюн Алдын-оол Толепович
68. Ховалыг Буруле Дувендеевич
69. Тулуш Сандак Шомбул оглу
70. Тулуш Лама Шомбул оглу
71. Белеккей Василий Сулдемович
72. Кыргыс Дажымба Чалзырай оглу
Предложения:
Собранный материал использовать на классных часах в школе
Принять участие в конкурсе сочинений, поделиться с друзьями, показать презентацию в СДК для населения.
Продолжить поисковую работу по выявлению интересных судеб моих земляков.
Заяц-хваста
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Осенняя паутина