Работа выполнена ученицей 6 А класса МСОШ1 им. академика В.П. Ларионова
Вложение | Размер |
---|---|
yakuty_v_fort_rosse_-_kopiya.docx | 979.55 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЦЕНТР»
МР «МЕГИНО-КАНГАЛАССКИЙ УЛУС».
Портал педагога
Номинация: Детские исследовательские и научные работы, проекты.
Тема: Якуты в Форт- Россе
Выполнила: ученица 6 «А» класса
Ефимова Лена
Майинская СОШ им.академика В.П.Ларионова
Руководитель: Попов Павел Геннадиевич-
педагог дополнительного образования
МАУДО УПЦ.
с. Майя-2018г
Стр.
Содержание
Введение…………………………………………………………………. .3
Глава 1. История русской Америки
Глава 2. Якуты в Форт- Россе
2.1 Первые сведения о якутах……… …………………………….8
2.2 Делегация от народа Саха в Форт- Россе…….………………..14
Заключение………………………………………………………………...19
Литература…………………………………………………………………20
Приложения………………………………………………………………..21
Введение.
Если мы откроем страницы далекой истории, освоения русскими берегов Северной Калифорнии, то узнаем, что среди членов "Российско-Американской компании" были и якуты, которые наравне с русскими терпели все тяготы рискованной жизни в Америке, а многие там умерли.
Как якуты оказались в Америке более 200 лет назад и что они там делали?
По скупым архивным сведениям, здесь имеется очень много « белых пятен » и до конца хорошо не изучено. И все это донести до нынешнего поколения молодежи народа Саха считаю своевременной и актуальной.
Целью моего исследования является пребывание первых якутов в Форт-Россе в Калифорнии, который был основан 1812 году.
Исходя из данной цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования является исторический парк в Калифорнии Форт-Росс, а предметом-пребывание и вид деятельности первых якутов в Форт-Россе.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Для исследовательской работы по данной теме автором использована научная литература, статьи в журналах, материалы из интернета и личная встреча с участниками культурного фестиваля в Калифорнии.
Глава 1. История русской Америки
Российско-Американская компания
Тип: Торговая компания
Основание: 1799г.
Упразднена: 1881г.
Основатели: Шелихов Григорий Иванович и Резанов Николай
Петрович
Расположение Российская империя: Санкт-Петербург,
наб. р. Мойки, 72
РАК — полугосударственная колониальная торговая компания, основанная Григорием Шелиховым и его зятем Николаем Резановым и утверждённая императором Павлом I 8 (19) июля 1799 г. Российско-Американская компания после продажи Аляски формально существовала до 1881 года и выплачивала дивиденды до 1888 года.
Во второй половине XVIII - начале XIX веков Америку активно исследовали российские первопроходцы и купцы. В 1799 году для освоения Аляски была создана Российско-американская компания, в 1806 году один из ее основателей Николай Резанов на судах "Юнона" и "Авось" организовал экспедицию в Калифорнию. Целью Резанова было достижение договоренностей с испанцами о снабжении продовольствием русских поселений на Аляске.
Испанцы в то время были союзниками Наполеона, и миссия Резанова могла бы окончиться провалом, если бы между русским дипломатом и дочерью коменданта испанской крепости в Сан-Франциско Консепсьон (Кончитой) Аргуэльо не возникли романтические отношения. Николай и Кончита обручились, а "Юнона" и "Авось" отправились на Аляску, загруженные продовольствием. Резанов описал Александру Андреевичу Баранову, руководившему тогда Российско-американской компанией, плодородные земли Калифорнии и настоятельно рекомендовал активно их осваивать.
Николай Резанов скончался через год, не успев осуществить свои планы по колонизации Америки. История любви Резанова и Кончиты Аргуэльо послужила основой для создания баллады американского писателя Фрэнсиса Брет Гарта "Консепсьон де Аргуэльо", поэмы Андрея Вознесенского "Авось" и других литературных и музыкальных произведений. Кончита ждала своего возлюбленного на берегу залива Сан- Франциско, откуда должен был появиться корабль графа - 65 лет!
Александр Баранов поддержал идею Резанова о создании российского поселения в Калифорнии. В 1808 году он организовал экспедицию под руководством Ивана Кускова, задачей которой было заявить претензии России на земли Северной Калифорнии. Кусков не только закопал на побережье залива Бодега (тогда Кусков назвал его в честь министра торговли Российской империи заливом Румянцева) металлические таблички, обозначив тем права владения, но и вернулся на Аляску с более чем тысячью драгоценных шкур морского бобра-калана, основного на то время предмета интереса русских купцов в Америке.
В 1811 году Иван Кусков вернулся в Калифорнию, выбрав для основания поселения удобное плато в восьмидесяти километрах к северу от Сан-Франциско, рядом с рекой, которую он назвал Славянка (сегодня это Рашен-Ривер, "Русская река"). Кусков выкупил землю у индейцев народа кашайя помо за одежду и хозяйственный инвентарь и заложил здесь в 1812 году укрепленный форпост, получивший название Форт-Росс.
Место под будущее поселение приобрели у местных индейцев (племени кашайа-помо), руководимых вождём Чу-гуаном. РАК не отняла землю у индейцев (как это делали испанцы), а приобрела территорию в 1000 акров за мешок итальянских бусин, несколько пар брюк, 2 топора и 3 одеяла.
1.2 Строительство Форт-Росс
В начале 1812 года судно "Чириков" вошло в залив Бодега. Место, выбранное ранее, казалось идеальным для постройки форта. Для постройки и освоения форта были привезены опытные плотники, кораблестроители, кузнец, мельник, всего 20 промышленных людей. Кроме того, для охоты на бобров и других животных Кусков захватил с собой 40 алеутов и байдарки.
Первые стены нового форта из тяжелых плах были поставлены 15 марта 1812 года. Выглядели они внушительно, построенные из толстых плах секвойи, дюймов в восемь толщиной. Кроме стен, на двух углах были установлены крепкие башни в два этажа. 11 сентября 1812 года, в день тезоименитства государя, произошло торжественное открытие форта, который был назван Форт- Росс. Внутри стен форта к этому времени уже было несколько построек. В углу стояла новенькая часовня, на задней стене которой висела большая икона Спасителя, которую Кусков привез из Новоархангельска. Над стенами реял флаг Российско-Американской компании.
Вдоль восточной стены форта был построен обширный дом в 6 комнат для правителя форта, а также такой же большой дом для русских промышленных. У другой стены стояла большая казарма, которую намеревались сделать главным складом. За стенами форта, снаружи, тоже было построено несколько изб для алеутов, кузница, кожевенный завод, пекарня и даже была построена ветряная мельница. К весне 1813 года, через год после высадки на калифорнийском берегу, в форте Росс уже было девять зданий внутри форта и, кроме того, был вырыт колодец. Снаружи форта было разбросано около 50 зданий. Все было построено крепко, добротно и внушительно. Стены Форт-Росса, возведенные из секвойи, угрожали непрошеным гостям жерлами 12 пушек. Соседствовавшие с крепостью индейцы принадлежали к трем этническим общностям – кашайа, помо и мивок. Вся жизнь форта была поставлена Кусковым на военную ногу, с регулярно сменявшимися часовыми у ворот и снаружи форта, зорко следившими за подходами к селению, особенно со стороны гор и леса. С годами маленькое поселение Форт- Росс разрослось, стало важной промежуточной станцией для захода кораблей "Российско-Американской компании". Побывали здесь в гостях у Кускова и прославленные кругосветные мореплаватели – капитаны Головнин, Коцебу и др.
С приездом в форт жены Кускова Екатерины Прохоровны, сельскохозяйственная деятельность развернулась с большим размахом. У испанских миссионеров были приобретены скот, домашняя птица и семена для посевов. Огороды оказались более успешными и Форт -Росс никогда не имел недостатка в овощах. Екатерина Прохоровна открыла школу, в которой обучались как русские дети, так и дети индейцев. С колоколен испанских миссий звонили отлитые жителями Форт-Росса колокола.
Глава 2. Якуты в Форт- Россе
2.1 Первые сведения о якутах
Как известно, якуты сыграли большое значение в освоении Русской империей Сибири, Дальнего Востока, Америки. Якуты снабжали русские экспедиции продовольствием, лошадьми, а также служили проводниками. Для поступления на службу в "Российско-Американскую компанию" они получали разрешение от местной власти. Инородные управы выдавали билеты на право выезда из наслега на определенный срок. По истечении срока билеты пересылались Новоархангельской конторой вместе с донесением в главное правление "Российско-Американской компании" для замены их новыми. На конец декабря 1820 года Главное правление приняло постановление, по которому должны были приниматься на службу в компании рабочие люди для промыслов и "прочих исполнений". Людей нанимали "промышленниками" – то есть наемными рабочими на различные работы: охотниками, плотниками (включая кораблестроителей), фермерами (на сельскохозяйственные работы, такие, как огородничество, хлебопашество и т.д.).
Также промышленники использовались в качестве проводников и для охраны поселений Русской Америки и отражения атак индейцев. Компания выплачивала жалование в 350 рублей в год, которое выдавалось ежемесячно с вычетом долгов. По прибытии в колонии получали хлебный паек в количестве одного пуда в месяц. При недостатке хлеба получали по 5 рублей за пуд. Также из лавки ежемесячно продавались мука, крупа, горох, в зависимости от семейного статуса, а также чай (до 1 фунта), сахарный песок (от 2 до 3 фунтов), по 1 бутылке патоки, 1 фунт табака. В день именин промышленным и креолам из лавки отпускалась 1 бутылка, а лучшим – 2 бутылки рому за деньги. В большие праздники допускалась продажа всем, иногда по бутылке, иногда по чарке на человека. При избытке рому продажа производилась чаще, а при недостатке умеренно.
Только в одном документе от 31 августа 1860 года, представляющем собой "Указ Якутского земского суда Ботурусской инородной управе о пребывании якутов на службе Российско-Американской компании" на Аляске", приведены имена более 20 якутов. С.Н.Марков пишет, что "якут Бурцев строил и чинил корабли в Новоархангельске", "шел обмен товарами между жителями Аляски,чукчами и даже якутами Сибири. Якутские ножи и копья...нередко можно было встретить в самой глубине материка Северной Америки".
Находившиеся на Аляске якуты являлись выходцами из Центральной Якутии. Большинство – из улусов и наслегов, расположенных на правой стороне р.Лены, по пути от Якутска к Охотскому морю. К ним относились родовичи Ботурусского улуса (1 и 2 Хатылинских, 1 Бологурского, Сыланского, 1 Чакырского наслегов) и Мегинского улуса (1 и 2 Мельжахсинских, Батаринского, Мегюренского, Жабыльского наслегов).
Якуты наравне с русскими терпели все тяготы рискованной жизни в Америке, многие там умерли. Например, якут Жабыльского наслега Ботурусского улуса Алексей Иванов погиб в 1853 году во время пребывания там англо-французской эскадры, а Федор Избеков потерялся в 1856 году на острове Уруп, после посещения острова командой все той же англо-французской эскадры. Возможно, европейские колонизаторы принимали якутов за индейцев.
Кстати, у наших земляков был довольно высокий социальный статус, в ведомостях тех времен их имена стоят сразу за именами русских, далее следуют креолы, а уже потом кадьяры (аборигены острова Кадьяр) и другие аборигены. Посему их заработная плата была выше, чем у креолов и кадьяров. Это обьясняется тем, что якуты не были аборигенами Америки. Якутия к тому времени была в составе России 200 лет, якуты были хорошо знакомы со скотоводством и разными ремеслами. К тому же они хорошо изъяснялись по-русски. К. фон Дитмар сообщал, что "якутов, пользующихся особенно славою хороших плотников, нередко нанимают для построек в Охотск, Аян, Петропавловск и даже на Ситху". Среди документов, хранящихся в Национальном Архиве США, обнаружено письмо от 23 марта 1828 года, в котором имеются сведения о найме якутских плотников для работы на Аляске.
Корреспонденция Компании в декабре 1818 года приказывает Конторе Росс принять всех якутов на борт судна "Ильмень" по прибытии его в Калифорнию, использовать их как смотрителей скота – в том, в чем они имели доказанное временем и укладом жизни умение, и заменить ими алеутов и других в Форт- Россе. Двое женатых якутов прибыли на Кадьяк в 1828 году для того, чтобы смотреть за скотом. После того, как Компания убедилась в явном преимуществе якутов как скотоводов над алеутами и креолами, их было прислано больше. 1 июня 1820 года в колонии Росс было 3 якута – Петр Попов, Герасим Попов, Логин Захаров. В июле прибыл туда Яков Охлопков, а в декабре – Егор Захаров. Вероятно, первым якутом, прибывшим на Русскую Америку, был Логин Захаров. Это произошло в 1816-1817 годах. По переписи населения Форта Росс, проведенной в 1820 году, в поселении было 260 взрослых человек, мужчин 179, русских из них – 38, креолов – 17, алеутов – 3, калифорнийских индейцев – 56, 5 якутов и др. Базовым населением были русские, креолы, аборигены Кальяк и Чугач, индейцы Калифорнии. То, что среди населения форта присутствовали индейцы Аляски, якуты и полинезийцы с Гавайских островов, говорит о широких географических контактах Русской Америки.
Кроме присмотра за скотом наши земляки занимались охотой на морского котика и плотницкой работой, включая кораблестроение. Их имена значатся в Списке денежных компенсаций за строительство судна "Кяхта". Из семи плотников 1-го класса двое якуты: Герасим Попов и Яков Охлопков. За свою работу они получили по 100 рублей. Плотники 2-го класса получили по 75 рублей. За строительство судна "Волга" К.Т. Хлебниковым был представлен список денежных компенсаций мистеру Шмидту, правителю крепости Росс, где значатся главный плотник Герасим Попов, плотники Яков Охлопков и Петр Попов. Кстати, смотреть за скотом в условиях непосредственной близости индейских племен было делом нелегким. Индейцы регулярно похищали скот. Это привело к тому, что мистер Шмидт обвинил промышленника- якута Петра Попова, в чьи обязанности входил присмотр за скотом, в сокращении количества живого стада. На что Попов отвечал, что пропажи случились из-за того, что в дополнение к его собственным обязанностям его постоянно отправляли на другие работы.
Вот имена всех якутов, включая женщин, когда-либо побывавших в Форте Росс.
Имя, должности, годы пребывания в колонии Росс
Попов Петр – промышленник, смотритель скота, плотник, 1820-1821
Захаров Георгий – плотник, смотритель скота, фермер, 1820-1836
Пермяков Степан – плотник, 1829-1836
Пермякова Степанида – смотрительница скота, 1829-1836
Охлопков Яков – плотник, 1820-1821
Пермяков Стефан, 1829-1836
Попов Герасим, 1820-1821
Прокофьев Авив – смотритель скота, 1829
Прокофьева Доротея – смотрительница скота, 1829
Федоров Иван, 1838-1841
Иванов Георгий (или Егор), 1836-1838
Иванов Харитон, 1830-1836
Иванова Лукерья, 1830-1836
Николаев Логин, 1834-1841
Николаева Олимпиада, 1838
Захаров Логин, 1820-1821
Как можно заметить, если в первые годы в форте были только мужчины, то потом стали прибывать и их жены и дети. Можно насчитать четыре якутских семьи. Ивановы с дочерью Агафьей прожили здесь 6 лет. Семьи Авивы и Доротеи Прокофьевых и Логина и Олимпиады Николаевых. Семья Пермяковых. Были две якутско-индийские семьи. Георгий Захаров, прибывший в форт в 1829 году, женился крещеной индианке Наталье. У них был сын Симеон. В 1837 году Георгий Захаров был отправлен в Россию. Вероятно, он вернулся на родину, в Якутию. Нет никаких свидетельств о его семье после отъезда. Возможно, Наталья с сыном вернулась в свою родную индейскую деревню.
Попов Петр также имел жену, калифорнийскую индианку, ее имя Катерина Степанова. В 1829 году они вернулись на Ситку. У Петра и Катерины были дочери Матрена и Ирина. Архивы указывают, что 14-летняя Матрена и 7-летняя Ирина были отправлены на Ситку в 1831 году. В 1836 году Вениаминов провел очередную перепись населения Форта Росс. Из 110 человек якутов было двое. Число женатых мужчин среди всех мужчин Форта Росс составляло 44%. Их жены были обычно-креолки, аборигенки Аляски и Калифорнии, и якутки. Среди индейцев число женатых составляло 100%. В форте была всего одна русская женщина Елена Ротчева, жена правителя Форт-Росс.
В одном из архивных свидетельств того времени есть упоминание "сакатского смышленого парнишки Кесе". Хотя к тому времени название "якуты" уже прочно вошло в язык, русским наверняка было знакомо самоназвание – саха. Вдобавок православное имя этого "парнишки" Кеша (Иннокентий) как раз по-якутски и произносится как Кесе. Судя по всему, нашего земляка взяли в поход проводником до Охотска. Затем он вместе со всеми двинулся до далекой Калифорнии. Первопроходцы полагали, что на том берегу пролива разговаривают на тех же языках, что и на этом. Убедившись, что вроде бы родственные, с почти одинаковым хозяйственным и культурным укладом народы не всегда понимают друг друга, они, вполне возможно, подключили к этому делу якутов. Но, как сейчас понятно, саха оказались значительно далеки от аляскинских эскимосов, алеутов, индейцев и по языку, и по культуре. Хотя многие тысячи лет назад заселение Америки шло из Евразии...
2.2 Делегация от народа Саха в Форт- Россе.
Фестиваль якутской культуры в Америке
Любой фестиваль – это много событий, много встреч, впечатлений и открытий. Фестиваль Якутской культуры в Америке само по себе – большое открытие. Для якутян и американцев. Для американцев - открытие самобытной культуры саха, для якутян – возможность узнать поближе обычную америку, ее людей, которые сохраняют историю России. Этот фестиваль состоялся благодаря усилиям многих людей и организаций, ключевую роль в организации которого сыграла Автономная некоммерческая организация этнокультурное объединение «Эллэйаада» (директор Ершов Михаил).
Фестиваль проходил на разных площадках- Гуалала Арт центре, в Национальном парке «Форт-Росс» и в региональном парке Гуалала. 18 июня произошло важное событие - в Региональном парке Гуалала было установлено полноценное Якутское Тусулгэ из трех Сэргэ
Это удивительное место, где сливаются недалеко от побережья Тихого океана две реки – что и означает на языке племени кашаи - Гуалала. Красивейшее место, которое было выделено администрацией региональных парков округа Санома.
Для устройства тусулгэ, еще задолго до открытия под руководством Михаила Ершова (АНО «Эллэйаада») сюда прибыли известный этнограф Вильям Яковлев и народные мастера Юрий Ксенофонтов, Лука Егоров, Егор Степанов и художник Андрей Чикачев.
Предыстория.
Этим событиям предшествовала большая работа. Смелая идея Михаила Ершова установки Сэргэ в Калифорнии, возникла не на пустом месте. Еще в середине 90-х стали появляться первые работы историков о Форт-Россе. В это время и наша землячка Марина Яковлева, живущая с семьей в Калифорнии разыскала в архивах материалы о судьбе якутов, которые жили и строили Форт- Росс. Первая публикация Марины Яковлевой появилась на сайте Cаха Диаспоры в 2004 году и тогда же в журнале «Илин».
Первое Сэргэ было установлено АНО «Эллэйада» в 2012 году, в честь 200 летнего юбилея Форт- Росс
В этом году Тусулгэ было установлено на одном из cамых красивых мест западного побережья. Стоит сказать что осуществить любой проект в США не так просто. С любым проектом связано очень много вопросов, переговоров и согласований - особенно с теми, где затрагиваются земельные вопросы: для этого нужно быть и хорошим организатором, и дипломатом, и человеком, которым движет благородная идея. Все это было с успехом проделано Верой и Жаргалом Соловьевыми с американской стороны и Михаилом Ершовым с якутской. Они нашли не только взаимопонимание, но и горячую поддержку со стороны исполнительного директора Форт Росс Робин Джой Велманн, Сюзан Бечтелл, менеджера национального парка Гуалала и директора Гуалала Арт-центра Дэвида Сусалла.
Успеху проекта особо способствовала всесторонняя поддержка СахаДиаспоры в Америке: Марины и Василия Яковлевых, Саргыланы Индеевой и Хоакина Акросс, Ольги Смит и Светланы Романовой, а также обыкновенных американцев, которые поддержали этот проект не только своим уважительным интересом, но и конкретной поддержкой волонтеров – жителей окрестных домов, Гуалала арт центра. Также местное племя индейцев - Кашая-помо – встретились с нашими мастерами и позднее пригласили самых пожилых участников делегации посетить их резервацию для разговора с их старейшим шаманом.
Наконец, 18 июня, в среду на живописном месте было установлено Тусулгэ. Переливающиеся в лучах калифорнийского солнца под звуки якутского барабана, Якутские Сэргэ поднялись на месте, выходящем на океан. Обряд благословления Тусулгэ у богов и духов местности провел алгысчыт Роман Иванов из с. Маар-Кюель Сунтарского улуса.
На следующий день, в Арт-центре стали собираться музыканты, художники, ценители искусства, жители побережья на открытие фестиваля Дней Якутии. Гости с интересом всматривались в картины Андрея Чикачева, знакомились с фотовыставкой Галины Киэргэ, рассматривали утварь и национальную якутскую одежду, подготовенную Светланой Петровой, ювелирные изделия от ювелирной фирмы «Уран Саха».
Отовсюду слышалось, как Американцы старательно учились произносить необычные новые слова: Cаха, ыhыах, алгыс.
На открытии, с приветственной речью выступил вице-консул России в Сан-Франциско Алексей Коваленко, в этот вечер в Гуалала арт центре состоялось официальное открытие выставки работ художника Андрея Чикачева. Был также представлен интересный проект этнокультурного объединения «Эллэйада» – перевод статьи Валдемара Иохельсона «Якутский кумысный праздник и украшение кумысных сосудов» на русский и якутский языки (переводчики: Вера Соловьева, Владислав Коротов и Николай Павлов), написанной им в 1906 году. Это небольшое событие – подарок не только этнографам, но и всем кто интересуется историей Якутией. Пилотный выпуск перевода, приуроченный к празднику ыhыах в Калифорнии уже стал раритетом.
Арт-центр был буквально потрясен выступлениями наших артистов и музыкантов.
Камерные спектакли режиссера Руслана Тараховского «Эллэй Тиhэх Кытыла» (Последний берег Элляя) по пьесе Семена Ермолаева и «Дьэрэлийэр удаҕан» (Благословенный хомус) были основаны на исторических событиях жизни в Форт- Росс и особеннoстях культуры Саха.
Концертом Лэгэнтэя и Александры Алексеевой, в сопровождении этно-рок-группы «Ый Суола» из Мегино-Кангаласского улуса закончился очередной удивительный день фестиваля.
Воодушевление царившее в зале вылилось в праздничный оhуохай, в котором приняли участие все гости концерта.
Следующее утро началось с проведения мастер-классов в Гуалала арт-центре. Свое умение продемонстрировали резчик по дереву Юрий Ксенофонтов, мастерица традиционной одежды Светлана Петрова, основы игры на хомусе - Галина Федорова, после обеда в зале Арт-центра не только своих поклонников своего таланта, но и тех, кто хотел бы познакомиться с особенностями живописи и рисунка встретил на своем мастер-классе Андрей Чикачев.В этот день все интересующиеся были приглашены на лекцию Вильяма Яковлева «Об исконной вере и традициях народа Саха». Среди приглашенных на лекцию были ученые и исследователи – этнографы и антропологи.
Форт Росс – очередная площадка фестиваля. Круглый стол, на темы: «Коренные народы, идентичность и история» и «Взаимосвязь экологии и духовности в современном обществе», организованный Марджори Балзер, Верой Соловьевой и Робин Джой Велманн, который прошел в музее Форт Росса собрал исследователей из Сейбрук Университета (Saybrook University), Джорджтаунского университета (Georgetown University), Университета Мэйсона (George Mason University), Института этнологии и этнографии РАН (Москва), Варшавского Университета (Uniwersytet Warszawski) и Северо-восточного университета им. М. Аммосова.
В тот же день посетители Форт Росса, собравшиеся на концерт, могли наблюдать выступление танцевального ансамбля Долун из села Чинэкэ Вилюйского улуса, игру на хомусе и пение фольклорной группы Галины Федоровой.Стоит сказать что руководство Форт Росса преподнесло удивительный подарок участникам фестиваля – уникальную возможность провести самую короткую ночь перед днем солнцестояния в Форт-Россе, у костра, так как делали, наверное, когда-то много лет назад его строители и в домах, среди уникальных исторических памятников и артефактов, которые собраны, реконструированы волонтерами и сотрудниками парка.
Утром 21 июня на встречу солнца в Парк Гуалала собралось много народу. Помимо участников церемонии, этим ранним утром (а солнце встает здесь в 05:48) к Тусулгэ пришли многие жители домов, рассыпанных по побережью.
Обряд встречи солнца бы проведен по всем традиционным канонам народа Саха. Обряд провели алгысчит Роман Иванов и Галина Федорова с участниками ансамбля Долун. Сардана Семенова - cтудентка Арктического государственного института искусства и культуры в традиционном якутском облачении приветсвтуя гостей ысыаха исполнила тойук. Окропив землю кумысом, алгысом обратился к богам и духам белый шаман, и юноши и девушки сопровождали его в этом обряде.Cолнце взошло в Гуалала под звуки алгыса и хомуса. И начался ысыах на калифорнийской земле.
Специально подготовленные для праздника американскими друзьями лошади светлой и черной масти, украшенные якутскими чепраками, у сэргэ приветствовал алгысчыт. Ыћыах прошел по всем канонам этого любимого всеми якутянами праздника. Алгыс, кормление огня, окропление земли, кумысопитие, угощение гостей национальными блюдами, спортивные игры, - все это промелькнуло быстро за этот день ысыаха и стало кульминацией всего фестиваля якутской культуры.
Ыhыах и фестиваль якутской культуры влились в серию проектов Центра Искусств Гуалала, под символическим названием Дней всемирной гармонии. И действительно, в эти дни эта гармония стала осязаема – в Якутское Тусулгэ которые и после празднования ыћыах влекут сюда жителей Калифорнии.
Благодаря данному фестивалю в Калифорнии сегодня знают ,что такое якутский спортивный вид единоборств мас-рестлинг, который становится
популярным уже во многих странах мира.
И в заключение самое интересное – гипотеза автора:
Данный фестиваль проходил на поляне утеса ,под которым протекает устье реки Гуалало. Оказывается на языке индейцев это слово звучит по другому- Уалало, что созвучно с якутским- уу-аала, означающего корабль. Возможно
более 200 лет назад в устье этой реки стояли первые Российские корабли и якуты как проводники между русскими и индейцами, могли дать такое название.
Заключение.
1.Организация в 1799г. Российско-Американской компании явилось
предпосылкой для постройки в 1812г. поселения русских Форт-Росс, где в разное время проживали и трудились якуты.
2. Якуты в Форт-Россе оказались в виду особого географического положения и исключительного трудолюбия. Они были хорошими скотоводами, охотниками, проводниками и мастеровыми людьми.
3. В настоящее время, культурные связи между народами способствуют укреплению дружбы и мира на земле.
Литература.
1.Истомин А. А. Селение Росс и калифорнийские индейцы // Советская этнография — 1980. — № 4. — С.57-69.
2.Истомин А. А. Индейская политика российской колониальной администрации в Калифорнии // Власть в аборигенной Америке. М., 2006. С.500-524.
3.Россия в Калифорнии. Русские документы о колонии Росс и российско-калифорнийских связях, 1803—1850. Т.I. М., 2005. Т.II. М., 2012.
4. Виктор Петров, "Завершение цикла", 1975 Лос-Анжелес.
5.Петров А. Ю., Капалин Г. М., Ермолаев А. Н. О продаже русской колонии Форт Росс в Калифорнии // Вопросы истории. — 2013. — № 1. — С. 3—17.
6. Гавриил Попов. Сахалар-Америка5а. Илин, № 1, 2003.
7. М.А. Тырылгин. Истоки феноменальной жизнеспособности народа Саха. Якутск, 2000.
8. Соколов И.А. “Деятельность Российско-Американской компании”, Москва, 2003.
9. Спиридонов Георгий. И течет в Калифорнии река Русская...Газета “Якутия”.
10. История Русской Америки, том 3. Москва, “Международные отношения”, 1999.
11. Русская Америка в “Записках Кирила Хлебникова”. Москва, “Наука”, 1985.
12. Шишигин Е.С., канд. ист. наук, доцент. Митрополит Московский
Коломенский св.Иннокентий (Вениаминов) — просветитель народов
Аляски и северо-востока Азии, (c)2002—2003 sakhalin@orthodoxy.ru.
13. Сайт исторического парка Форс Росс в Интернете: http://www.mcn.org/1/rrparks/fortross/
Приложения 1
Загадочная система из шести экзопланет
Прекрасное далёко
Цветение вишни в лунную ночь
Рисуем весеннюю вербу гуашью
И тут появился изобретатель