Цель работы: доказать, что фокусы имеют научную основу и не содержат в себе сверхъестественных фактов.
Вложение | Размер |
---|---|
fokusy_sibirkin_nikita.docx | 51.07 КБ |
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 им. К. Минина»
Исследовательская работа
«Фокусы: волшебство или ловкость рук?»
Направление: эстетическое
Автор: Сибиркин Никита,
ученик 3 «В» класса
МБОУ СОШ №6 им. К Минина
Научный руководитель:
Кириллова С.А.
г. Балахна
2016 г.
Оглавление
Всё об иллюзионистах...............................................................................................................8
Список используемой литературы 12
Кто из вас хоть раз в жизни не наблюдал за выступлением фокусника? Вот и я, однажды попав в цирк, стать наблюдателем этого волшебного действия. При этом эмоции зашкаливали, а волнения увеличивалось. Потому что фокус – это не просто трюк. Это что-то загадочное и интересное, способное вызвать всеобщее изумление и непонимание того, что на самом деле происходит.
А в этом году наш класс участвовал в инсценировке песни Шаинского « Цирк!Цирк!Цирк!» Конечно же – я выбрал для себя роль фокусника! Но, даже надев костюм иллюзиониста, настоящим фокусником я не стал.
Вот тут – то у меня и возник вопрос: « Можно ли стать фокусником, не обладая магическими способностями?»
Так появилась тема моего исследования:
«Фокусы: волшебство или ловкость рук?»
Актуальность:
Мне кажется, фокусы нравятся всем, они всегда притягивают нас своей загадочностью и магией. Даже те, кто не верит в магию фокуса, с удовольствие смотрят на фокусника, пытаясь отгадать все его тайны. Поэтому, мне кажется, что тема актуальна.
Гипотезы:
В самом начале своей работы я предположил:
Цель работы: доказать, что фокусы имеют научную основу и не содержат в себе сверхъестественных фактов.
Чтобы достичь этой цели, я должен был решить следующие задачи:
Методы исследования:
теоретический - изучение литературы по данной теме
практический – подготовка реквизита и работа с ним
социологический опрос
анализ результатов
Конечный продукт:
презентация проделанной работы, небольшое выступление, демонстрация фокусов.
Объект исследования:
фокусы и трюки, секреты фокусников.
Что – же такое фокус?
За ответами я пошёл в библиотеку и узнал из словаря Даля:
Фокус, фокус-покус, фиглярство, штука, морока, отвод глаз, непонятное явление, основанное на искусстве и проворстве фокусника или фокусницы, штукаря или фигляра.
Фокусить или фокусничать, фиглярить, штукарить, делать фокусы – это хитрить, мудрить, лукавить, морочить, обманывать.
А из словаря Ожегова:
Фокус- искусный трюк, основанный на обмане зрения, внимания при помощи ловкого и быстрого приёма, движения.
Так кто же такие фокусники - мошенники или искусные мастера своего дела? Чтобы разобраться в этом, надо познакомиться ещё с одним понятием – иллюзионизм и историей иллюзионизма.
Иллюзиони́зм, называемый иногда ма́гия — вид исполнительского искусства, который характеризуется использованием ловкости рук, трюков или специальной аппаратуры для создания иллюзии нарушения привычных физических свойств хорошо известных предметов. Название происходит от французского слова «illusionner» — «вводить в заблуждение».
Откуда же появилось такое выражение в русском языке « фокус- покус»? Окунёмся в историю.
Масштабное распространение фокусов началось в Европе. Так, в XVII веке в Германии и Голландии пользовались определенной популярностью представления одного самозванного "волшебника", называвшего себя Охес Бохес (в действительности так именовался маг и демон из норвежских легенд) и использовавшего псевдоним "Фокус Покус" (Hocus Pocus) - путанное словосочетание, произносимое им во время базарного "колдовства" (полностью оно звучало, как "фокус покус, тонус талонус, вадэ целеритер юбео") для того, чтобы отвлечь внимание зрителей. В русском языке это словосочетание было заимствовано в качестве основы для понятия, обозначающего хитрый трюк или уловку. Вот откуда даже в знаменитом словаре Даля смешное детское словосочетание « фокус- покус».
В XVIII веке, в то время, как большинство иллюзионистов промышляли мелким уличным трюкачеством, итальянский фокусник Джузеппе Пинетти смог сделать огромный шаг вперед, перенеся свою "магию" на подмостки театра. Представления Пинетти отличались утонченным и пышным антуражем, выводившем их на совершенно новый зрительский уровень.
Выступая, он демонстрировал возможности "третьего глаза" (чтение закрытых книг, идентификация предметов в коробках и т.п.). Проводил блистательные шоу, в которых участвовали десятки ассистентов, экзотических животных, а также скрытые механизмы и сложные системы зеркал.
Именно Пинетти принадлежит главная заслуга по разработке принципов построения имиджа современного фокусника - узнаваемость, необычность, кураж, артистичность и легкая помпезность.
В конце XVIII - начало XIX века - стали особенно модными "научные" фокусы, француз Жан-Эжен Робер-Удэн объяснял свой знаменитый трюк с левитацией свойствами некоего газообразного вещества - эфира, якобы пронизывающего всю Вселенную. Робер-Удэн превратился в легендарную фигуру - сейчас его иногда называют "отцом современного фокуса".
Двадцатый век стал основной точкой в истории развития искусства сценического волшебства, обогатив его такими именами - англичанин Дэвид Девант (левитация, чтение мыслей), американцы Тюрстон и Даунс (карточные фокусы), а также Серва ле Рой, Освальд Вильямс, Оуэн Кларк, Вальтер Хинс, Луис Нокола, Перси Шелбит и конечно же Гарри Гудини (настоящее имя Эрик Вейсс). Казалось, что не существует ни одной веревки, цепи, наручников, решеток или сундуков, способных удержать его. Он положил начало многим фокусам и способам иллюзионизма, которые в дальнейшем приобрели широкую известность среди мастеров иллюзии. Помимо того, что он выполнял сложнейшие трюки и фокусы с побегами и освобождениями, он также разоблачал шарлатанов. Он вывел на чистую воду не один десяток чудотворцев и ясновидящих.
В середине века у развлекательного иллюзионизма появился немыслимо могучий соперник – телевидение. Но к счастью, двусторонний контакт зрителя с артистом до сих пор пользуется немалым спросом. Это удерживает на плаву и театр, и цирк, который принял под свое крыло большинство современных фокусников.
Одним из популярнейших российских иллюзионистов был Эмиль Теодорович Кио. Народный артист России, родоначальник знаменитой династии иллюзионистов, он был первым русским иллюзионистом с крупной аппаратурой, который перенес свои выступления со сцены на цирковую арену. Это существенно усложнило работу иллюзиониста, так как круговой обзор дал возможность зрителям наблюдать за фокусом со всех сторон.
Главным достоинством Кио было подлинное артистическое мастерство, он все делал так живо и естественно, что, даже разгадав секрет его фокуса, многие не обращали на это внимания и продолжали наслаждаться феерическим действием. Особым успехом пользовался его трюк «Омоложение». Суть его заключалась в том, что в вертикальный ящик заходила старушка, он закрывал ее там, протыкал ящик всевозможными шпагами, а потом открывал дверцу, и из ящика выходила невредимая молодая девушка.
Он был первым, кто создал юмористическую атмосферу вокруг некогда мистического искусства иллюзионизма, добавив в свои выступления ковёрных клоунов, которые постоянно спорили с ним и пытались разоблачить его фокусы. В дальнейшем этим методом стали пользоваться все иллюзионисты, словно говоря зрителю: «Ничего магического мы не делаем, но разоблачить нас нелегко».
В настоящее время существует около 300 тысяч аппаратных иллюзионных трюков и около 50 тысяч трюков, основанных на ловкости рук. Сегодняшние звезды - это Пол Дэниельс, Дэвид Копперфильд, Ланс Бертон и знаменитые братья Сафроновы. Они и их последователи будут продолжать историю фокусов, пока не умрет последний человек на Земле. Ведь людям всегда хочется верить, что существует нечто, чего они еще не знают.
Затем, я начал разбираться, какие бывают фокусы? Все современные фокусы можно разделить на несколько групп:
Мнемотехнические – передача информации на расстоянии от фокусника к ассистенту (фокусник просто шифрует информацию с помощью тех или иных кодов).
Математические – трюки, основанные на использовании математических закономерностей.
Оптические – иллюзии, основанные на явлениях преломления, отражения, интерференции, дифракции и т. п. световых лучей и особом расположении световых линз, зеркал, стекол и других оптических приборов.
Физические - фокусы, связанные с демонстрацией эффектов, основанных на действии различных физических закономерностей.
Химические – основаны на достижении иллюзионных эффектов путем использования свойств химических веществ и реакций между ними.
Графические - фокусы, которые рисуются на бумаге или холсте, основанные на искажении графического изображения.
Логические - фокусы, основанные на неверных умозаключениях, внешне кажущихся правильными. Их часто называют парадоксами и словом “софизм”.
Психологические - трюки, основанные на дефектах восприятия, на недостаточной внимательности или неполной концентрации зрителя.
Обоняния - трюки, основанные на искаженном восприятии запахов.
Осязания - фокусы, основанные на использовании искажений, связанных с тактильными ощущениями.
Звуковые - фокусы, основанные на искажении звуковых эффектов.
Пластические - фокусы, основанные на пластических приемах, создающих иллюзию выполнения какого-либо действия.
О некоторых из них я решил узнать поподробнее.
Математические фокусы
Миллионы людей во всех частях света увлекаются математическими фокусами, которые являются формой демонстрации математических закономерностей. И это не удивительно - “гимнастика ума” полезна в любом возрасте. Она тренируют память, обостряют сообразительность, вырабатывают настойчивость, способность логически мыслить, анализировать и сопоставлять.
Оптические или физические иллюзии
Ошибка в зрительном восприятии. Ведь в переводе с латыни слово «иллюзия» означает «ошибка, заблуждение». Глаза наши видят одно, а мозг почему-то решает, что нам показали совсем другое. Мы, конечно, можем с ним поспорить, и через некоторое время убедить его, что он неправ. Но задачка это непростая – попробуйте-ка переспорить собственный мозг!
Для демонстрации некоторых из таких фокусов необходимо сконструировать специальные приспособления. Хитроумные аппараты осуществляют всевозможные "загадочные" исчезновения и появления вещей, а также самого артиста или его ассистентов, служат для парения предметов и людей в воздухе, распиливания их или сжигания. Устройство аппаратуры - специальные пружины, двойное дно, скрытые перегородки, особо рассчитанные механизмы, определенная установка зеркал - позволяет артисту вводить зрителя в увлекательное заблуждение.
Все устройства и приспособления иллюзиониста тщательно замаскированы; его действия, так же как и действия ассистентов, детально продуманы и отработаны. Каждый жест артиста или его ассистентов имеет свое назначение, лишние движения недопустимы, недопустимы никакие случайности, ошибки.
Химические иллюзии
Основаны на достижении иллюзионных эффектов путем использования химических веществ. Самым таинственным в химических опытах является само слово "химия". Ее давно называют египетской наукой; некоторые даже полагают, что само слово "химия" происходит от названия Египта - в древности "Хеми".Именно египетские жрецы, зная много химических явлений, выдавали их за чудеса.
Химические фокусы часто применяются при создании не столько трюковых, сколько декоративных эффектов. Для исполнения любых фокусов необходим специальный реквизит. Отличным реквизитом является снег. С его помощью можно осуществить простой и очень зрелищный трюк – по желанию волшебника, из его рук вылетает целый ворох снежинок. А можно заколдовать дым и огонь, которые появляются прямо из ваших рук. Оказывается, цветы умеют менять цвет, вода мгновенно замораживаться, а варёное яйцо « угадывать карту», если ты хорошо знаешь науку химию.
Карточные фокусы
Карточные фокусы, пожалуй, самые известные трюки, после знаменитого извлечения белого кролика из черной шляпы. Ловкое обращение с картами присуще как настоящим шулерам казино, так и просто умелым фокусникам, умеющим убедить каждого, что дама треф находится в кармане соседа.
Фокусы с картами традиционно привлекают довольно внимания и всегда собирают множество людей, которые не могут поверить, что простая колода может преподнести столько сюрпризов. Карточные простые или сложные фокусы и их секреты под силу каждому, кто вооружиться терпением их освоить.
Всё об иллюзионистах
Итак, я понял, что правильнее называть людей, демонстрирующих «чудеса» не фокусниками (по В. Далю – «обманщиками»), а иллюзионистами.
Иллюзионист (фокусник, факир) — артист, демонстрирующий фокусы, основанные на тех или иных физических и психологических явлениях и подсознательных заблуждениях.
Иллюзионист демонстрирует зрителям фокусы и трюки, основанные на тех или иных физических или психологических законах, играя на подсознательных заблуждениях человека. Искусством иллюзии владели еще в древности, первыми иллюзионистами можно считать шаманов и жрецов, которые использовали свое мастерство для манипуляции сознанием людей. Позднее стали появляться факиры, кукольники, фокусники и карточные шулеры, обычно выступавшие на ярмарках. Они превратили иллюзионизм в цирковое искусство.
Самая главная задача иллюзиониста состоит в том, чтобы его выступление увлекло зрителей, а фокус заинтересовал и доставил эстетическое удовольствие. При этом секрет увиденных зрителями «чудес» непременно должен остаться неразгаданным.
Я понял, что иллюзионист должен обладать следующими личностными качествами:
Сила (духа и характера) - ведь это не простое дело, кроме того фокус не всегда может удаться и надо проявить мужество признать это и не поддаться панике.
Ловкость – профессиональные иллюзионисты постоянно тренируются в развитии мелкой моторики и оттачивают движения своего тела до автоматизма.
Интеллект – иллюзионист - высокообразованный человек, который должен обладать знаниями из многих наук, чтобы поразить зрителя, заставить его верить в «чудеса».
Смекалка - если просто показывать трюки других фокусников, то ты не будешь лучшим в своём деле, поэтому надо проявить много смекалки, чтобы придумать свой, авторский фокус, а лучше не один.
Чтобы стать фокусником, мне необходимо было выучить и стараться им следовать следующие золотые правила:
1. НИКОГДА не объяснять, в чем секрет фокуса. Если кто-то в аудитории будет знать его, то тайна, очарование и волшебство иллюзии исчезнут.
2. НИКОГДА не говорить заранее, что собираетесь делать. Если аудитория не будет знать, что должно случиться, люди не будут знать заранее, за чем следить, и вам будет легче.
3. НИКОГДА не повторяйте один и тот же фокус перед одной и той же аудиторией. У людей, уже видевших фокус, появляется шанс поймать вас.
4. И самое важное правило из всех: ВСЕГДА ТЩАТЕЛЬНО ОТРЕПЕТИРУЙТЕ КАЖДЫЙ ФОКУС, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ВЫ ПРЕДСТАВИТЕ ЕГО ПУБЛИКЕ.
Социологический опрос
Практическую часть своего исследования, я начал с социологического опроса. Я опросил учащихся 1- 4 классов (всего 183 ученика в возрасте от 7 до 11 лет). Всем им раздал лист – опросник (Приложение 1) с интересующими меня вопросами.
Я совсем не удивился тому, что почти все любят фокусы и хотят попробовать стать немного волшебниками.
Но меня поразило, что все ребята разделились на две примерно одинаковые группы: тех, кто не верит в волшебство и настоящих романтиков и мечтателей.
Нет, конечно, мне не хотелось, чтобы дети перестали верить в чудеса! Но раз есть разные мнения на одно и тоже, – я не мог не разобраться в этом вопросе. Мне надо было раскрыть для себя тайну фокусов, поэтому я продолжил свою работу.
Изучение « секретов» фокусников
Когда я изучал математические фокусы, то понял, что это очень увлекательное и полезное занятие, поэтому я рассказал об этом в классе. Получилось развлечение не без пользы! На уроках математики во время устного счёта я показывал фокус, а чтобы он удался, нужно было всем хорошо и быстро считать в уме. Потом на урок стали приносить математические фокусы и другие мои одноклассники. А когда неплохо считать в уме научились почти все из нашего класса, наша учительница - Светлана Александровна сказала, что пришло время учиться самим придумывать некоторые математические фокусы, используя известные свойства математических действий. Она показала нам несколько таких фокусов, раскрыла их секрет и попросила придумать свой фокус по заданной формуле. И у нас стало получаться! Теперь на устный счёт каждый старался придумать дома новый фокус. Но и разгадывать фокусы оказалось тоже интересно. Вот так и получилось «обучение с увлечением». А тройка по математике в классе стала большой редкостью. Вот такой фокус- покус. Правда, здорово?
После увлечения математическими фокусами, я стал изучать и другие иллюзионные трюки.
Следуя золотому правилу иллюзиониста, я решил не раскрывать секрета фокусов, которые подготовил на выступление. Зато я с удовольствием расскажу Вам секреты других интересных трюков.
А начну я, пожалуй, с самого простого вида фокусов, с карточного.
Фокус называется «Четыре туза». Берем колоду карт, находим четыре туза, собираем их вместе и кладём их сверху. Раскладываем на столе получившуюся колоду на четыре части. И с той группы карт, у которой сверху лежат четыре туза, раскладываем сверху на каждую колонну, переворачивая их. Все, фокус удался!
А есть карточные математические фокусы, возьмем из колоды карт двадцать одну карту, показываем зрителю и просим запомнить одну любую карту из выбранных. Следующим этапом, раскладываем в три столбика их рубашкой вниз, что бы видно было сами карты. Просим следить за картами и, когда разложим, указать в какой колонке лежит нужная карта, ту колонку, которую выберут надо положить в середине, и так надо сделать три раза. После третьего раза складываем колоду получившихся карт и отсчитываем сверху или снизу десять карт, одиннадцатая и будет той картой, которую загадал зритель. Главное в этом фокусе не перепутать последовательность и не перемешивать колоду.
Теперь перейдем к иллюзорным фокусам, например, попробуем фокус «исчезнувшая монетка». Этот фокус делается так, на руку кладется листочек бумаги, просим одного из зрителей положить монетку в центр нашего листочка, сворачиваем его, произносим волшебные слова, и когда разворачиваем, то монетка исчезает. На самом деле тут нет никакого волшебства, главное ловкость рук. Что бы сделать такой фокус надо подготовиться, взять два одинаковых листочка, сложить их определенным образом, а серединки склеить клеем, но так, что бы зрителю не видно было следов от него. Теперь складываем оба листочка с противоположных сторон, разворачиваем верхнюю часть перед участником и просим положить монетку в центр листка, заворачиваем. Теперь надо отвлечь от руки зрителя, быстро и незаметно перевернуть листок в руке, чтобы пустая часть листка оказалась сверху, и теперь можем развернуть и показать зрителю, что монетка исчезла. А теперь нам ведь надо вернуть исчезнувшую монету обратно ее хозяину, и для этого проделываем то же самое, отвлекаем зрителя и незаметно переворачиваем листочек обратно, волшебство получилось, монетка у нас оказалась снова в листочке.
Мне нравится еще один иллюзионный фокус «Игра с Пушистиком». Пушистик- это такой зверек без лапок, который лазает по твоим рукам, прыгает с руки на руку, танцует и много чего еще умеет делать. На самом деле этот зверек вовсе не живой, а просто, двигаясь и извиваясь, напоминает самого настоящего живчика. Весь фокус с ним состоит в том, что этот зверек связан с хозяином очень тонкой и невидимой нитью или леской. Её закрепляют на каком - нибудь элементе одежды и управляют им с помощью рук. Делая разнообразные движения руками получается, что леска обвивается вокруг них и Пушистик просто следует за ней, пропустили между пальцев и ему ничего не остается как идти по ее пути. Но это не так просто как кажется сначала, все движения надо выучить настолько плавно и четко, что бы все подумали, что он действительно живой. Все элементы и движения Пушистика ограничиваются только вашим воображением.
Попробуйте сделать химическую иллюзию. Все химические иллюзии основываются на хороших знаниях химических процессов. Возьмем, например белый листок бумаги, приготовим крахмал, разбавив его водой, чтобы можно было что-нибудь написать на листке, например какое-нибудь пожелание или смешной рисунок. Еще для этого фокуса нам понадобится раствор йода. Когда мы попрыскаем на листок с крахмалом этим раствором, произойдет химическая реакция и крахмал начнет менять цвет, и на листке проявится наша надпись или рисунок. О таком взаимодействии знают далеко не все, поэтому подумают, что это настоящее чудо. В удивительном мире химии таких процессов очень много, и чтобы специализироваться на таком виде фокусов надо хорошо знать этот предмет. Получается, что фокусники это грамотные и образованные люди.
Все эти «секреты» я оформил в буклет для тех, кто учиться стать «волшебником».
(Приложение 2)
Конечно, это лишь маленькая часть того, что можно научиться делать даже обычному школьнику, но я не ставил перед собой задачи переписать все прочитанные книги и статьи. Я лишь хотел заинтересовать этой темой и других ребят. Ведь так интересно удивлять других! Но при этом ты сам узнаёшь что- то новое. А кроме того, как выяснилось, фокусы помогают хорошо и интересно учиться!
Моя гипотеза, что фокусник – это обычный человек, который не обладает магическими способностями подтвердилась.
Ведь я научился проделывать разные фокусы без волшебства и без обучения в Хогвардсе, а мои родители самые обычные люди и значит, у меня тоже нет никаких магических способностей, главное захотеть и запастись терпением, и у Вас тоже все получится. Ведь фокусником может стать каждый школьник!
Моя вторая гипотеза, что фокус- это научно - объяснимый факт тоже подтвердилась. Во время изучения «секретов» некоторых фокусов, я убедился в этом. Некоторые группы фокусов даже носят названия соответствующих наук – математические фокусы, химические иллюзии, физические иллюзии и т.д.
Я вместе со своими одноклассниками убедился в том, что стоит только правильно применить полученные в школе знания – и можно совершить маленькое или даже большое «чудо».
Это моя первая научная работа, и я , конечно, не стал настоящим фокусником, каких показывают на сценах цирка или в фильмах по телевизору. Но я понял, что сейчас разгадывать разные фокусы и научиться их делать не так сложно как раньше. Есть множество книг, в которых все описано. Есть и любимый нам с Вами интернет, в котором можно найти все, что ни пожелаешь.
Интернет чем- то даже напоминает фокусника - набираешь строку в поиске и он выдает все, что ты искал. Чем не волшебник! А сайты, на которые мы заходим, нажатием одной кнопки на экране выдают нам множество разнообразных картинок и информации.
Но на самом деле у Интернета тоже есть свой секрет – все, что выходит к нам на экран это работа многих людей. Это они пишут специальные программы, которые выполняют разнообразные действия при нажатии той или иной кнопки. Мы просто не видим этого - это иллюзия интернета.
Так что фокусы окружают нас повсюду. Фокус- это чудо, которое совершают обычные люди при помощи знаний. Каждый из нас может совершить маленькое волшебство и стать настоящим волшебником. Надо только запастись терпением и старанием.
Как хорошо, что в жизни есть место чуду!
1. Анатолий Карташкин «Карточные фокусы»
2. Лонге Боб « Математические фокусы»
3. Профессор Хоффман «Современная магия»
4. Тит Том «Поучительные забавы, или занимательные опыты и фокусы» 5.https://ru.wikipedia.org/wiki Иллюзионизм
6. http://www.cardsgames.ru/fokus.html
7. https://www.youtube.com/watch?v=F65hH1R2ZgE
Кто чем богат, тот тем и делится!
Именинный пирог
Выбери путь
Золотой циркуль
Ёжикина Радость