Приобщение к творческому наследию А.С.Пушкина, лучшим его образцам (на примере романа в стихах «Евгений Онегин»), раскрытие нравственного потенциала литературы как искусства слова в плане формирования и развития эстетических принципов и идеалов личности.
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota_halilovoy_10_klass.doc | 43.5 КБ |
МБОУ «СОШ им.А.Джанибекова с.Растопуловка»
Проектная работа
«Тропы и стилистические фигуры»
Выполнила:
Халилова Элина,
ученица 9 «а» класса
Руководитель:
учитель русского языка
и литературы
Баймухамедова З. С.
2013-2014 учебный год
Цель:
Приобщение к творческому наследию А.С.Пушкина, лучшим его образцам (на примере романа в стихах «Евгений Онегин»), раскрытие нравственного потенциала литературы как искусства слова в плане формирования и развития эстетических принципов и идеалов личности.
Задачи:
- развитие творческих способностей на основе изучения произведений А.С.Пушкина
- формирование навыков исследовательской деятельности;
- изучение языковых особенностей романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» с точки зрения лексической и синтаксической;
- формирование навыков лингвистического анализа текстов художественной литературы;
- воспитание любви и бережного отношения к родному языку и литературе;
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
- изучение лингвистической литературы, посвященной проблеме исследования;
- языковой анализ текста романа «Евгений Онегин» А.С.Пушкина;
- наблюдение над языком, анализ и синтез примеров использования изобразительно-выразительных средств;
ТРОПЫ.
ТРОПЫ (от греч. tropos - поворот, оборот речи), в стилистике и поэтике употребление слова в образном смысле, при котором происходит сдвиг в семантике слова от его прямого значения к переносному. На соотношении прямого и переносного значений слова строятся три типа тропов: соотношение по сходству (метафора), по контрасту (оксюморон), по смежности (метонимия). В художественных текстах тропы - различные способы словопереобразований (от слова к образу) и соотношений между ними. Тропы закрепляют в слове особенности индивидуального восприятия реальности и являются важным элементом художественного мышления. Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, эпитет и др..
МЕТАФОРА.
Метафора – это троп, то есть некий образ, основанный на употреблении слов в переносном значении. Смысл метафоры как тропа в том, чтобы усиливать эмоциональную выразительность речи. Метафора представляет собой перенесение свойств одного предмета на другой по принципу их сходства.
Например:
Хранить молчанье в важном споре
И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм.
Он рыться не имел охоты
В хронологической пыли
Бытописания земли;
Морозной пылью серебрится
Его бобровый воротник.
Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток.
МЕТОНИМИЯ
Метонимия – замена названия одного предмета, понятия или явления другим названием на основе внутренней или внешней связи между ними. Связь может быть:
а) между человеком и его одеждой или какими-то признаками его внешности.
б) между предметом и материалом, из которого этот предмет сделан.
в) между населённым пунктом и его жителями.
г) с сосуда на его содержимое.
д) между действием и орудием этого действия.
е) между автором и его произведением.
Например:
Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня.
Бранил Гомера, Феокрита ;
Зато читал Адама Смита.
Что? Приглашения? В самом деле,
Три дома на вечер зовут;
Янтарь на трубках Цареграда,
Фарфор и бронза на столе
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
Олицетворение- присвоение предметам неживой природы свойств живых существ; обращения к явлениям природы, как к живым и сознательным существам, перенос человеческих свойств на животных.
Например:
Еще бокалов жажда просит.
Музыка уж греметь устала.
Летают ножки милых дам.
Но вот багряною рукою
Заря от утренних долин
Выводит с солнцем за собою
Веселый праздник именин.
СРАВНЕНИЕ
Сравнение- троп, при котором один предмет ОТКРЫТО сопоставляется с др. предметом:
А)при помощи союзов: как, будто, как будто, словно, точно, похоже;
Б) при помощи существительного в Т.п.
В) при помощи предлогов: наподобие, подобно;
Г) прилагательное в сравнительной степени;
Д) наречие в сравнительной степени;
Е) отрицательные сравнения;
Например:
Как dandy лондонский одет.
Летит , как пух от уст Эола;
И из уборной выходил
Подобный ветреной Венере.
Пора пришла , она влюбилась.
Так в землю падшее зерно
Весны огнем оживлено.
ИРОНИЯ
Ирония - прием осмеяния , содержащий в себе оценку того, что осмеивается. В иронии всегда есть двойной смысл, где истинным является не прямо высказанное, а подразумеваемое.
Например:
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как– нибудь .
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.
Но наш герой , кто б ни был он,
Уж верно был не Грандисон .
ПЕРИФРАЗ
это троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких.
Например:
Была наука страсти нежной
Сатиры смелый властелин,-
Блистал Фонвизин , друг свободы.
ЭПИТЕТЫ
Слово или целое выражение, которое, благодаря своей структуре и особой функции в тексте, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, помогает слову (выражению) обрести красочность, насыщенность.
Например:
Свой век блестящий и мятежный.
Как взор его был быстр и нежен.
Стыдлив и дерзок ,а порой
Блистал послушною слезой!
Но вы, блаженные мужья.
Пока недремлющий брегет
(метафорический эпитет)
Летают пламенные взоры
САРКАЗМ
Насмешка, которая может открываться позитивным суждением, но в целом всегда содержит негативную окраску и указывает на недостаток человека, предмета или явления, то есть того, в отношении чего происходит.
Например:
«…Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!»
ЛИТОТА
выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения явления или предмета.
Например:
Она его не замечает,
Как ты ни бейся, хоть умри.
Свободно дома принимает,
В гостях с ним молвит слова три.
Люблю их ножки ; только вряд
Найдете вы в России целой
Три пары стройных женских ног.
Но от косматого лакея
Не может убежать никак;
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
особые зафиксированные стилистикой обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности .
АНАФОРА
повторение каких либо сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов
Например:
Еще амуры ,черти ,змеи
На сцене скачут и шумят;
Еще усталые лакеи
На шубах у подъезда спят;
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало.
ИНВЕРСИЯ
нарушение принятого в разговорной речи порядка слов и, тем самым, обычной интонации.
Например:
Что новый начался балет.
Швейцара мимо он
стрелой
Взлетел по мраморным ступеням.
И меркнет милой Тани младость
Так одевает бури тень.
Мечтам и годам нет возврата.
ГИПЕРБОЛА
стилистическая фигура , состоящая в явно-преувеличенном выражении мысли.
Например:
Мазурка раздавалась . Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы;
Поймав нежданно за полу,
Душу трагедией в углу.
Текут элегии рекой
АСИНДЕТОН
стилистическая фигура: построение речи, при котором союзы, соединяющие предложение, опущены. Придаёт высказыванию стремительность, динамичность, помогает передать быструю смену картин, впечатлений, действий.
Например:
Кого не умолят угрозы,
Моленья, клятвы , мнимый страх ,
Записки на шести листах,
Обманы, сплетни, кольцы , слезы,
Надзоры теток, матерей,
И дружба тяжкая мужей!
Прогулки, чтенье, сон глубокий,
Лесная тень, журчанье струй,
Порой белянки черноокой
Узде послушный конь ретивый,
Обед довольно прихотливый,
Бутылка светлого вина,
Уединение, тишина.
ГРАДАЦИЯ
расположение ряда выражений, относящихся к одному предмету, в последовательном порядке повышающейся или понижающейся смысловой или эмоциональной значимости членов ряда.
Например:
Я знал красавиц недоступных,
Холодных, чистых, как зима,
Неумолимых, неподкупных,
Непостижимых для ума
Сперва тщеславие кольнем
Надежной, там недоуменьем
Измучим сердце, а потом
Ревнивым оживим огнем;
ВЫВОД:
Художественные средства языка придают речи особое звучание, образность, яркость. Тропы создают в произведении так называемую иносказательную образность, когда образ возникает из сближения одного предмета или явления с другим.
Карандаши в пакете
Н. Гумилёв. Жираф
Мост из бумаги для Киры и Вики
Без сердца что поймём?
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")