Исследовательская работа по теме конкурса для младших и средних школьников "Угорское наследие" в номинации "Материальное и духовное наследие коренных народов Севера"
Вложение | Размер |
---|---|
makuhina_n.s._mifologicheskaya_kartina_mira.docx | 48.4 КБ |
МКОУ «Каменная средняя общеобразовательная школа»
Мифологическая картина мира в культуре
народов ханты и манси
Традиционная культура коренных малочисленных народов Севера
Выполнила
ученица 7-го класса
Макухина Наталья Сергеевна
13 лет
Руководитель
учитель истории и обществознания
Обухов Евгений Борисович
с. Пальяново
2018 г.
Оглавление
Введение …………………………………………………………… с. 3
Глава 1. Что такое «мифологическая картина мира» …………….. с. 3
Глава 2. Тайна «седьмого неба» …………………………………….. с. 4
Глава 3 Человек и мир духов ………………………………………. с. 6
Глава 4. Шаманский бубен как отражение Вселенной …………. с. 7
Заключение …………………………………………………………… с. 9
Список литературы ...………………………………………………… с. 10
Словарь хантыйских и мансийских слов использованных в тексте с. 11
Введение
Культура народов Севера очень интересна и самобытна, она объединила множество народов проживающих на бескрайних просторах Сибири и Дальнего Востока. В их жизни сложились устойчивые хозяйственные и промысловые традиции: как ловить рыбу, охотиться на зверей, шить одежду, строить жилище, мастерить посуду, приручать оленей и собак. Создавать всё необходимое для выживания человека в условиях суровой и долгой зимы. Но самое главное, что объединяет народы Севера в единую культурную общность это песни, сказки, праздники, верования, то что составляет его духовную культуру.
Тема моего исследования "Мифологическая картина мира в культуре народов ханты и манси". Эти народы проживают по берегам Оби, Иртыша и их притокам. Ханты (остяки) и манси (вогулы) принадлежат к финоугорской языковой группе. В их культуре прослеживается множество черт сходства с другими народами Сибири. Объектом исследования является - материальное и духовное наследие коренных малочисленных народов Севера. Актуальность темы исследования связана с изучением мировоззрения и религиозных верований народов Сибири, прежде всего в культуре коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа Югры. Курс школьной программы не предусматривает изучение данной темы, а мне интересно узнать особенности религиозной культуры коренных народов ХМАО. При изучении темы исследовательской (проектной) работы были использованы книги авторов: Лазарев М.А., Ромбандеева Е.И., Сем Т.Ю., а также книги из фондов школьной библиотеки. Составлен словарь хантыйских и мансийских слов использованных в тексте. В качестве результатов, к текстовой работе прилагается презентация. Возможно, те кто прочитают мою исследовательскую работу, сами откроют для себя что-то новое, заинтересуются изучением этой темы.
Глава 1
Что такое "мифологическая картина мира"
Как и многим другим народам древнего мира, народам ханты и манси было свойственно мифологическое сознание.
«Мифология– (от греч. «мифос» - сказания о богах и героях, «логос» - слово, понятие, учение) - форма мировоззрения, постигающая и объясняющая мир с помощью символов, образов, в которой элементы конкретного знания соединены с домыслами и вымыслами»[1].
В мифологии человек тесно связан с природой, а природные объекты очеловечены. Человек общается с огнём, ветром, водой, животными и растениями. Так в мансийской сказке "Гордый олень" охотник Захар общается с оленем на одном языке, при этом, олень помимо общения проявляет такие человеческие качества, как наблюдательность и гордый нрав. Он выражает благодарность охотнику за подаренные красивые рога. В хантыйской сказке "Отчего у зайца длинные уши" лось с лосихой и заяц общаются показывая человеческие черты.
Мифологическое пространство переплетает реальность и вымысел. В нём присутствуют как конкретные географические объекты, например, озеро Ватка-Тур на Северном Урале (сказка "Гордый олень") так и созданные воображением мифические пространства, в которых живут солнце, луна, природные духи и боги. Так в сознании человека рождается мифологическая картина мира, основанная на представлении, переживании и вере человека в сверхъестественное. Пространство этого мира, гораздо разнообразнее, чаще всего, это троичная вертикальная структура разделяющая мир на пространство богов, людей и жителей подземного мира. Небесным миром правит верховный бог Нум-Торум, в подземном мире брат Нум-Торума - Куль. Средний мир наполнен множеством существ, это и сами люди, а так же многочисленные боги и духи - сыновья и дочери Нум-Торума, его родственники.
Глава 2
Тайна "седьмого неба"
В культуре многих народов число 7 связано с количеством небес и кругов в аду, или с днями творения мира, но во всех случаях "семёрка" означает что-то хорошее. В исламе 7 символизирует высшее блаженство. В индуизме – счастье. В буддизме – нечто высшее, священное.
В самобытной культуре хантов и манси мифическое пространство раскрывает тайну "седьмого неба". Согласно поверьям, верховный бог, владыка неба и податель дневного света, изображался величественным стариком в роскошной, сверкающей золотом одежде, живущим на "седьмом небе в огромном светлом доме полном богатств.
«Так, в сказке "Ими-Хили" он живёт в золотом доме, ставит на стол гостю "золотую еду". В его доме хранятся сосуды с живой и мёртвой водой и с водой для наводнений. Нум-Торум из своего дома наблюдает за землёй через отверстие в небосводе. Во дворе его дома стоит столб, вокруг которого кружится солнце»[2].
Именно с "седьмого неба" пришел на землю герой-первопредок коренных народов севера, хозяин тайги медведь. В одном из сказаний дочь Нуми-Торума посмотрев вниз на Землю восхитилась её красотой и стала умолять и слёзно просить отца спустить её вниз. Нум-Торум спустил её на Землю в серебрянной люльке. Но жизнь на Земле оказалась другой, кругом леса и болота, непроходимые заросли черёмухи и шиповника. Поэтому, не выдержав такой жизни, дочь Нуми-Торума одичала и превратилась в медведицу. По другим поверьям медведем становится мужчина Консык Ойка ("истинный старик"). Манси считают медведя своим предком, прародителем рода людей. Медьведь сильный зверь, "хозяин леса" вызывает уважение и страх. К нему обращены хвалебные песни манси (уй эргыт).
В книге "История народа манси (вогулов) и его духовная культура" даны представления о возникновении Земли, строении мироздания - "семиэтажном жизнедеятельном пространстве".
Первый этаж - Ёлы тбрум - самый нихний слой, "нижнее царство" или ‘нижний мир‘ - там обитают в основном недружелюбные человеку существа или духи "обратного мира", причиняющие, как правило, болезни, неприятности людям.
Второй этаж - Ялпыц ма ‘священная земля‘ или слой, на котором держится жизнь; на нем будущее жизни, сила жизни.
Третий этаж - Ма унлуп, унлуп тбрум или посыц тбрум "земное царство" - это все то, что обитает на земле, все то, что существует на виду и не видимо для глаз простых людей. Они прячутся от людского глаза за тоненьким слоем бересты (сас халюп сайт блнэ махум) - пространство от Земли до голубого Неба.
Четвёртый этаж - Тбрум ‘Небо‘ - голубое пространство над землей.
Пятый этаж - Нуми Тбрум - это мир над небесным куполом, что голубеет над нами; это тот слой, на котором держится жизнь духов или людей верхнего мира, в том числе Бога и его детей.
Шестой этаж - Опыль - это верхний слой жизненного пространства над Нуми Тбрумом.
Седьмой этаж - Корс, букв. "Высокий". Там обитают всемогущие силы, всевидящие силы, не занятые земной жизнью повседневно, но при сильной беде людям можно обратиться к ним с словесной мольбой о помощи[3].
Таким образом, манси выделяют "семислойное" жизненное пространство (сат нак люлит ялпыц тбрум) некоторые его части человеку недоступны. В третьем слое живёт сам человек, он видит слой четвёртым - мир Торума, ввиде голубого неба. Пятый слой - мир Нуми-Торума для человека не обозрим. Шестой и седьмой мир для обозрения и восприятия человека недоступны. Но человек может устанавливать связь с высшими мирами через мир Нуми-Торума.
Глава 3
Мир духов и человек
Согласно поверьям, сам человек установить связь с миром богов и духов не в состоянии, поэтому существуют постредники - шаманы. В отличии от жрецов и священников, шаман «священнодействует с помощью духов, более того, его избирают сами духи»[4].
Общение шамана с духами это ритуал, он называется - камланием. Одни шаманы общаются с верхним миром, другие - с нижним. Отсюда происходит деление шаманов на "белых" и "чёрных". У тувинцев существует поверье о "большом шамане" (улуг хаме) он совершает путешествие в верхние и нижние миры.
Кроме общения с духами, шаманы занимаются лечебными практиками "Все болезни происходят от злых духов, поселяющихся в человеке, и приемы лечения по форме всегда почти одинаковы: они состоят в выпугивании или задабривании непрошеных гостей. Самый несложный способ — это лечение огнем"[5].
Во время камлания шаманы использует шаманский костюм и бубен. Удары бубна, бряцанье железом и пение устанавливают связь с духами «музыка все растет и достигает апогея, удары по барабану частые, сильные, сливаются в один непрерывный, все возрастающий гул; колокольчики, погремушки, бубенчики гремят и звенят, не уставая; это уже не буря, а целый водопад звуков, готовый потопить сознание присутствующих...»[6]
Такое общение с духами отнимает много сил у шамана, поэтому на Оби у шаманов всегда есть помощники, которые выполняют все то, что делает сам шаман. Мир духов очень разнообразен «духи могли быть добрыми и злыми, могучими или слабыми, они помогали и вредили, защищали и нападали, также как люди, они радовались, огорчались, любили, ненавидели, дарили, отбирали, благодарили и вымогали. В повседневной жизни люди с глубокой древности постоянно общались с миром духов, приносили жертвы и просили о помощи»[7].
Глава 4
Шаманский бубен, как отражение Вселенной
Устанавливать связь с миром духов шаману помогает шаманский бубен, "этот бубен делается преимущественно из лосиной кожи, иногда из оленьей и даже собачьей, натянутой в сыром виде на обруч шириною в два-три вершка и в диаметре до аршина и более; сырая кожа при высыхании плотно обхватывает обруч, затем она еще слегка пришивается к ободку, к которому прикрепляют еще кольца, цепочки, бубенцы и вообще разные предметы, издающие звук; с внутренней стороны вставляются накрест две палки, при помощи которых бубен и держится в руке; при сильных и быстрых движениях, производимых шаманами во время призывания богов, все погремушки гремят, сам бубен при ударе в него издает отчетливый резкий звук, особенно если предварительно его подержать некоторое время над огнем"[8]
Бубен шамана с лицевой стороны украшен рисунками с изображением духов, богов, людей, животных, орнаментов. Эти рисунки отражают представление шамана о стуктуре мира. Чаще всего, на бубнах присутствует двухчастное деление. «На бубнах хакасских и алтайских шаманов и изображены фактически два мира, разделенные тонкой границей. Если большая площадь бубна отведена миру небесному, значит, шаман общается преимущественно с ним. Если большую площадь занимает мир подземный, значит, покровители шамана обитают там»[9].
Мир земной шамана не интересует, поэтому он и изображает его в виде орнамента или тонкой линии посередине.
Весь Космос, и все явления природы соотносятся либо с верхним, либо с нижним миром. Например, рыба - житель нижнего мира, а птица - верхнего.
Путешествие по мирам дело не простое, нужно знать эти миры, их устройство, жителей, а лучше знать карту тонкого мира. В конце 20-х гг. XX века шаман Савелий из Уссурийского края составил такую карту.
«На ней представлены земная, небесная и подземная сферы мира, здесь же — Солнце и Луна, туда при необходимости путешествует шаман. Вера в способность шаманов летать на Луну была известна и другим народам. Например, когда старики ханты узнали, что космонавты высадились на Луне, это их нисколько не удивило, поскольку их шаманы совершали такие путешествия с древних времён. На карте шамана Савелия обозначен в виде лося и загробный мир, из которого вытекает река, стремящаяся в верхний, заоблачный мир»[10].
Северный народ эвенки сохранили представления о мировой реке с притоками, каждый приток соответствует тому или иному роду. Когда шаман движется по этой реке, то знает куда поместить душу умершего.
Представления многих народов мира об устройстве мира представлены в виде Мирового древа. Ствол древа представляет ось мира, а ветви пронизывая сферы поддерживают небо, не давая ему упасть. Этот образ в шаманстве имеет особую роль. Так нанайские шаманы считали, что именно на дереве были найдены все шаманские атрибуты. У каждого якутского шамана было своё дерево, которое указали ему духи, из него шаман делал обод для бубна. Каждый шаман берёг своё дерево, так как оно давало силы шаману. Если дерево сломать, то шаман может умереть или потерять силу. У хантов, рукоятка шаманского бубна понималась как символ Мирового древа. Когда шаман умирал, кожу бубна прорезали ножом и надламывали обод, со смертью шамана умирал и его бубен.
Представления о Мировом древе отразились в культуре обско-угорских народов. Так в мифе "Священное дерево" расказвается о священном дереве - берёзе, ствол которого побелел от осколков сердца Дочери Неба. У обских угров орнамент "берёзовая ветка" украшает одежду и предметы домашнего быта.
Заключение
Религиозное мировоззрение хантов и манси о строении мира и месте человека в нём, находит тесное сходство с представлениями других народов Сибири: кетов, хакасов, тувинцев, якутов, алтайцев и др.
В целом мир имеет троичную структуру, он делится на верхний мир, где правит Нум-Торум, средний мир, где обитают люди, боги и духи, сыновья и дочери Нум-Торум, и нижний мир, где правит брат Нум-Торума Куль. Все миры взаимодействуют и шаман, общаясь с духами, путешествует либо в верхний, либо в нижний мир. Мир земной не очень важен для шамана, поэтому на бубне он показан в виде тонкой линии или орнаментальной полосы. Большую часть жизненного пространства занимает верхний или нижний миры. Отсюда происходит деление шаманов на "белых" и "черных", в зависимости от того с духами какого мира они работают больше. Рисунки на бубне шамана показывают нам карту тонкого мира, здесь и сам шаман и души умерших и духи, и небесные светила. Есть в рисунках образы мирового дерева и мировой реки, которые традиционно присутствуют в религиозном мировоззрении других древних культур.
Кроме двухчастного и трёхчастного деления, манси выделяют "семислойное" жизненное пространство (сат нак люлит ялпыц тбрум) некоторые его части человеку недоступны. В третьем слое живёт сам человек, он видит слой четвёртый - мир Торума, в виде голубого неба. Пятый слой - мир Нуми-Тбрума для человека не обозрим. Шестой (Опыль) и седьмой мир (Корс) для обозрения и восприятия человека недоступны. Но человек может устанавливать связь с высшими мирами через мир Нуми-Торума.
Список литературы
1. Лазарев М.А. Мифологическая картина мира. - М: Международная академия образования, 2017 г.
2. Ромбандеева Е.И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура: (по данным фольклора и обрядов). - Сургут, 1995.
3. Сказки народов Севера/ Сост. В.В.Винокуров, А.Ю.Сем. - Смоленск СПК, 1992 г.
4. Сем Т.Ю. Шаманизм народов Сибири. Этнографические материалы XVIII-XX вв. - Филологический факультет СПбГУ, Нестор - история, 2011 г.
5. Энциклопедия для детей. Т.6, ч.1. Религии мира - М: Авента+ 1996 г.
6. Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа.- Ханты-Мансийск, 2000 г.
Интернет-источники
1. Мифология. Мифологическая картина мира. https://studopedia.su/19_161627_mifologiya-mifologicheskaya-kartina-mira.html
2. Материалы книги «Религии мира. Верования древности» https://vk.com/topic-2423946_3650733
3. Материалы книги "Шаманский бубен как модель вселенной" https://esoterics.wikireading.ru/11361
4. Мифы хантов http://skazanie.info/mify-hantov
5. Коренные народы Севера в современном мире http://etnic.ru/edu/myth
6. Обзор использованных книг
https://www.twirpx.com/
https://readli.net/
http://mirznanii.com/a/132863/shamanizm-u-narodov-sibiri
Словарь хантыйских и мансийских слов использованных в тесте
1. Ватка-Тур - озеро на северном Урале.
2. Ёлы Тбрум - "нижнее" царство, где обитают духи, приносящие вред человеку.
3. Корс - "высокий", мир, где живут всемогущие силы
4. Корс-Торум - отец Нум-Торума.
5. Куль - брат Нум-Торума.
6. Манси - вогулы, малочисленный народ в России, коренное население Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Ближайшие языковые родственники хантов.
7. Ма унлуп - "земное царство", мир людей.
8. Нум-Торум - верховный бог.
9. Нуми Тбрум - мир над небесным куполом.
10. Опыль - мир над Нуми-Торумом.
11. Сас халюп сайт блнэ махум - пространство от земли до голубого неба.
12. Сат нак люлит ялпыц - семислойное жизненое пространство.
13. Тбрум - "небо" голубое пространство над землей.
14. Консык Ойка - "истинный старик"
15. Ханты - остяки, самое крупное угорское этническая общность на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, проживающая по реке Обь, Иртыш и их притокам.
16. Уй эргыт - песни посвящённые воспеванию медведя.
17. Ялпыц ма - "священная земля"
[1] Мифология. Мифологическая картина мира. https://studopedia.su/19_161627_mifologiya-mifologicheskaya-kartina-mira.html
[2] Божества народов ханты и манси http://xant.net.ru/bojestva/bojestva.htm
[3] Ромбандеева Е.И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура: (по данным фольклора и обрядов). - Сургут, 1995
[4] Энциклопедия для детей. Т.6, ч.1. Религии мира - М: Авента+ 1996 г – с.35
[5] Сем Т.Ю. Шаманизм народов Сибири. Этнографические материалы XVIII-XX вв. - Филологический факультет СПбГУ, Нестор - история, 2011 г. – с.203
[6] Сем Т.Ю. Шаманизм народов Сибири. Этнографические материалы XVIII-XX вв. - Филологический факультет СПбГУ, Нестор - история, 2011 г. – с.206
[7] Шаманизм у народов Сибири http://mirznanii.com/a/132863/shamanizm-u-narodov-sibiri
[8] Сем Т.Ю. Шаманизм народов Сибири. Этнографические материалы XVIII-XX вв. - Филологический факультет СПбГУ, Нестор - история, 2011 г. – с.206 – с.211
[9] Энциклопедия для детей. Т.6, ч.1. Религии мира - М: Авента+ 1996 г. – с.41
[10] Энциклопедия для детей. Т.6, ч.1. Религии мира - М: Авента+ 1996 г. – с.42
Несчастный Андрей
Лупленый бочок
Два петушка
Какая бывает зима
Астрономический календарь. Октябрь, 2018