Великий русский поэт XIX века А.С. Пушкин оставил после себя современным читателям огромное литературное наследие. Поэт занимает особое место в культурной жизни России. Он создал произведения, которые стали символом русской духовной жизни.. Каждое новое поколение, каждая эпоха утверждают свое понимание поэта, писателя, видит в нем современника, его изучают, о нем спорят, его боготворят или отвергают. Но неизменно каждый видит в нем своего Пушкина. Достаточно большая часть литературных произведений написана им в Нижегородском крае
Вложение | Размер |
---|---|
elya.docx | 991.26 КБ |
Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ «Отечество 2019»
Номинация «К 200-летию Александра Сергеевича Пушкина»
«А.С.Пушкин и Нижний Новгород».
Киселева Эльвира Сергеевна, 9 класс МОУ Владимирская СШ
Руководитель: Лобова Альбина Александровна-учитель истории
606755 Нижегородская область
Воскресенский район
село Владимирское
ул.Школьная д.37
тел.8(831)63-352-81
e-mail: Svetloyar1@yandex.ru
2018 год
Великий русский поэт XIX века А.С. Пушкин оставил после себя современным читателям огромное литературное наследие. Поэт занимает особое место в культурной жизни России. Он создал произведения, которые стали символом русской духовной жизни. А. Григорьев пророчески заметил: «Пушкин - наше все: пока единственный полный очерк нашей народной личности». Никто так точно не смог подметить тонкости русской души и национальной культуры, как Александр Сергеевич. Творчество поэта - это стремительное движение, развитие, тесно связанное с его судьбой, с литературной жизнью России. В своих произведениях он запечатлел красоту русской природы, особенности крестьянского быта, широту и многогранность человеческой души. Его творения полны красок, эмоций, переживаний. Произведения А.С Пушкина восхищали, и будут восхищать еще ни одну сотню лет. Его творения пользуются популярностью даже за пределами нашей страны. Школьники не только читают сказки, повести и романы, но и из года в год заучивают стихотворения, открывая разнообразный творческий мир поэта. Каждое новое поколение, каждая эпоха утверждают свое понимание поэта, писателя, видит в нем современника, его изучают, о нем спорят, его боготворят или отвергают. Но неизменно каждый видит в нем своего Пушкина. Достаточно большая часть литературных произведений написана им в Нижегородском крае. Удивительной красоты природа, исторические места не могли не оставить в памяти поэта неизгладимых впечатлений. В своей работе я хочу исследовать время написания повести «Капитанская дочка», связанное с пребыванием великого поэта на Нижегородской земле. Всего два дня,2 и3 сентября 1833 года, провел А. С. Пушкин в Нижнем Новгороде на пути в Оренбург, где развертывались события крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачёва. Всего два дня! Но они оказались столь насыщены впечатлениями от уже проделанного пути, от встреч с нижегородцами и осмотра достопримечательностей древнего русского города, что А.С. Пушкин сразу же по приезде отправил в Петербург своей супруге Наталье Гончаровой сначала одно, а затем второе письмо. О Нижнем Новгороде поэт был наслышан ещё с детских лет. В семейных преданиях Нижний Новгород назывался то в связи с именем дальнего предка Григория Гавриловича Пушкина, бывшего в середине XVII века первым нижегородским наместником, то в связи с рождением и жизнью в Нижнем Новгороде прабабушки Сарры Юрьевны Ржевской, то в связи с пребыванием здесь в 1812-1813 годах дяди Василия Львовича. В Нижегородской губернии находилось Болдинское родовое имение Пушкиных, а проведённая здесь осень 1830 года-«Болдинская осень»- стала самым ярким периодом творчества великого поэта. Имя Александра Сергеевича Пушкина неразрывно связано с Нижегородской стороной и селом Большое Болдино. В имении он провел 3 осени. Первую свою поездку Александр Сергеевич совершил осенью 1830 года с целью заложить кистеневскую собственность в опекунский совет для получения денег, необходимых для предстоящей свадьбы на Наталье Гончаровой. Древний предок А С Пушкина, Евстафий Михайлович Пушкин, посол при дворе Ивана Грозного, получил Болдино в поместье - земельное владение, дававшееся дворянам на время службы. Деду А.С. Пушкина принадлежали довольно крупные земельные владения вокруг Болдина. После его смерти земля была поделена между многочисленными наследниками, и в результате раздробления началось разорение старинного рода. Болдино досталось дяде Пушкина, Василию Львовичу, и отцу, Сергею Львовичу. После смерти Василия Львовича северо-западная часть села со старой барской усадьбой была продана. Отцу Пушкина принадлежала юго-восточная часть Болдина (с барским домом и другими постройками) - 140 крестьянских дворов, более 1000 душ, и село Кистенево . Отправляясь в родовое имение, Александр Сергеевич не испытывал особого счастья. Он писал Плетневу в Петербург: «Еду в деревню, бог весть, буду ли иметь там время заниматься и душевное спокойствие, без которого ничего не произведешь» . Но А.С. Пушкин ошибался. Приехав в Болдино, утром же писатель занялся делами. С приказчиком поехали в Кистенево. В Кистенево жили умельцы, изготовлявшие сани и телеги, крестьянки ткали холсты и сукна. Вечером Пушкин разобрал свои бумаги, представил болдинского народного батюшку. Сами собой заиграли озорные строки:
С первого щелка
Прыгнул поп до потолка;
Со второго шелка
Лишился поп языка;
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика;
Осмотревшись в Болдине, поэт написал другу: «Теперь мрачные мысли мои порассеялись; приехал в деревню и отдыхаю… Соседей ни души, ездий верхом, сколько душе угодно, пиши дома, сколько вздумается…» После напряжения последних лет, литературных схваток, придирок Бенкендорфа, следившего за каждым его шагом, после московских переживаний и размолвок с будущей тёщей, требовавшей от него денег, «положения в обществе», он мог, наконец, вздохнуть свободно: скакал по окрестностям верхом, писал, читал дома в тишине. Он не собирался задерживаться здесь надолго - передоверил свои имущественные хлопоты писарю Петру Кирееву, подписал несколько бумаг - торопился в Москву. Но выехать из Болдина не удалось: надвигалась эпидемия холеры. Вокруг устанавливались карантины. Поэт задержался здесь на все три осенних месяца. Связи с внешним миром у него почти не было (получил не более 14 писем). Однако вынужденное затворничество способствовало плодотворной работе, что удивляло и самого Пушкина, написавшего П.А. Плетневу: «Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал…». «Болдинская осень» открылась стихотворениями «Бесы» и «Элегия» - ужасом заблудившегося и надеждой на будущее, трудное, но дарящее радости творчества и любви. Три месяца были отданы подведению итогов молодости и поискам новых путей. В болдинском уединении Пушкин передумывал прошедшее. Он размышлял о том, что сильнее: законы ужасного века или высокие порывы души человеческой. И одна за другой рождались трагедии, которые он назвал «маленькими» и которым суждено было стать великими. Это «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы», «Дон Жуан», и т.д. Эти четыре пьесы помогают нам лучше понять те чувства и мысли, которые владели Пушкиным, оказавшимся на три месяца "в глуши, во мраке заточения".
В Болдино он вспоминал свою молодость и былые увлечения, прощался с ними навсегда. Свидетельство тому в его бумагах: листки со строчками стихов "прощанья", "заклинанья", "для берегов отчизны дальней". В этих стихотворения, как и в других, написанных в Болдине, Пушкин выразил настроение человека, который с печалью, с душевной мукой вспоминает о прошлом и расстается с ним. Количество написанного А.С. Пушкиным за три месяца вынужденного затворничества сопоставимо с результатами творческого труда за предшествующее десятилетие. Он создал в Болдине совершенно разноплановые произведения - и по содержанию и по форме. Одними из первых были прозаические «Повести Белкина», параллельно шла работа над шуточно-пародийной поэмой «Домик в Коломне» и последними главами «Евгения Онегина». Болдинская осень принесла «Сказку о попе и работнике его Балде», «Историю села Горюхина». Фон пушкинского воображения - лирическая поэзия: около 30 стихотворений, среди которых такие шедевры, как «Элегия», «Бесы», «Моя родословная», «Заклинание», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «Герой» и т.д. В мире не было спокойствия. Только что произошла революция во Франции, окончательно скинувшая с трона Бурбонов. Бельгия восстала и отделилась от Голландии. Чуть позже, за несколько дней до отъезда Пушкина из Болдина, начнётся восстание в Варшаве. Обо всех этих событиях думал Пушкин в деревенской тишине. Мысли эти тревожили воображение, заставляли сопоставлять, искать внутренний смысл происходящего. Ночью, во время бессонницы, Пушкин обратился со стихами к самой жизни:
Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу…
Пребывание А.С. Пушкина в Нижнем Новгороде осенью 1833 года, его встречи с нижегородцами в доме военного губернатора М.П. Бутурлина, его визит в родовое поместье Болдино, его любовь к Нижегородчине , делают наш край одним из пушкинских мест России. Передвижение Поэта по городу можно проследить по его письмам: это въезд в Нижний Новгород со стороны Московской столбовой дороги, путь через всю верхне-посадскую Большую Покровскую Улицу к почтовой конторе и гостинице на Благовещенской площади, прогулка через кремль в нижний посад на Нижегородскую ярмарку, визит к нижегородскому военному губернатору и выезд на Казанский тракт сначала по Тихоновской , а затем по Большой Печерской улице мимо древнего Печерского монастыря. Пушкин увидел лишь парадную часть города, что создавало ему славу « торговой столицы» России, а окраины трудового Нижнего Новгорода остались вдали от тракта. В письме жене от 2 сентября 1833 года поэт писал:» Дорога хороша, но под Москвою нет лошадей, я повсюду ждал несколько часов и насилу дотащился до Нижнего сегодня, т.е. в пятые сутки…» Пушкин хотел совершить путешествие в Оренбург и Казань , где происходили самые значительные события крестьянской войны под предводительством Пугачёва, собрать как можно больше исторического материала, а затем вернуться в своё родовое поместье Болдино, с тем, чтобы там всё спокойно осмыслить и закончить книгу. Во второй раз Пушкин посетил Болдино в октябре 1833, возвращаясь из поездки по Уралу, где собирал материал по истории пугачевского восстания. В Болдине он надеялся привести в порядок собранные материалы и поработать над новыми произведениями. Именно во время второй Болдинской осени Пушкин написал множество стихотворений, «Медного всадника», «Анджело», «Сказку о рыбаке и рыбке» и другие произведения. Именно во время второй Болдинской осени Пушкин написал всем известное стихотворение «Осень»:
«И забываю мир - и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться, наконец, свободным проявленьем -
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута - и стихи свободно потекут...».
Последний раз Пушкин приехал в Болдино через год, в 1834, в связи со вступлением во владение имением и провел здесь около трех недель. В этот приезд Пушкину пришлось много заниматься хозяйственными делами, что, однако, не помешало ему написать «Сказку о золотом петушке» и подготовить к изданию другие сказки, написанные здесь годом ранее. Значение Болдинской осени в творчестве Пушкина определятся тем, что большинство написанных произведений - реализация более ранних замыслов поэта и в то же время своеобразный пролог к его творчеству 1830-х гг. Окончание многолетнего труда - романа «Евгений Онегин» - символический итог пушкинского художественного развития 1820-х гг. в творческом поле романа находились многие произведения - стихотворения, поэмы, первые прозаические опыты. «Повести Белкина», в которых А.С. Пушкин попрощался с сюжетами и героями сентиментальной и романтической литературы, стали началом нового, прозаического периода творчества. Действительно, Болдинская осень оказала существенное влияние на творческий потенциал А.С. Пушкина, заставила многое переосмыслить, реализовать давно задуманное. По мнению большинства краеведов, приезжая в Болдино, А. С. Пушкин никак не мог миновать Арзамас. Он побывал в этом городе проездом еще в 1830г как минимум 6 раз, считает пушкинист А. Звенигородский. (на пути из Москвы в Болдино - раз, четыре раза, когда дважды пытался прорваться к невесте сквозь холерные карантины, и, наконец, когда уже окончательно выехал в Москву). Хорошо известно, что в 1833 году Пушкин попал в Болдино окольным путем, возвращаясь из Оренбурга через Симбирск. Но обратно он, несомненно, ехал опять через Арзамас. К этим 7 проездам через город можно добавить еще два, когда А С Пушкин посетил Болдино в 1834г. Шли последние дни августа 1833 года, когда после дружеского застолья с П. В. Нащокиным Пушкин выехал в коляске из Москвы, направляясь в далекий Оренбургский край, где некогда происходили события крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева, героя будущего его исторического труда и повести «Капитанская дочка». О своем пребывании в Нижнем Новгороде он напишет в письме к жене: «Сегодня я был у губернатора, генерала Бутурлина. Он и жена его приняли меня очень мило и ласково; он уговорил меня обедать завтра у него…» Встреча поэта с нижегородским военным губернатором М. П. Бутурлиным произошла в доме на Б. Покровской улице. Чета Бутурлиных приняла Пушкина радушно по ряду причин. Во-первых, он был широко известным в столицах поэтом, которому по слухам покровительствовал сам Николай I, вызвавшийся быть его личным «цензором». Такой «чести» удостаивались немногие! Но более сложных, чем это казалось внешне, отношений Пушкина и царя, Бутурлин мог и не знать... А самое интересное, что по предположению военного губернатора Пушкин ехал в Оренбург с тайной инспекционной миссией. Таким образом, у М.П. Бутурлина было достаточно оснований «очень радушно и ласково» не только встретить поэта, но и сколь возможно задержать его в Нижнем Новгороде. Свои опасения о тайной цели путешествия Пушкина в Оренбург были для нижегородского губернатора столь серьезными, что он сразу же решил известить об этом специальным скорым письмом губернатора Оренбурга В. А. Перовского. Однако Пушкин, приехав в Оренбург, сразу же узнал о послании Бутурлина. Позднее поэт рассказал Н. В. Гоголю, что о нем была «…получена губернатором Перовским секретная бумага, в которой последний предостерегался, чтоб был осторожен, так как история Пугачевского бунта была только предлогом, а поездка Пушкина имела целью обревизовать секретно действия оренбургских чиновников». На этих двух данных задуман был Н.В.Гоголем «Ревизор», коего Пушкин называл себя всегда «крестным отцом». Во время работы над пьесой Гоголь неоднократно сообщал А. С. Пушкину о ходе её написания, порой желая бросить эту работу, но поэт настойчиво просил его не прекращать. Для писателя город всегда оставался «отчизной Минина», и потому можно полагать, что поэт задержался в кремле, чтоб осмотреть обелиск - памятник в честь великого гражданина России, о котором так много говорили в столице. Разговоры эти велись потому, что скульптурная группа «Минин и Пожарский», выполненная академиком И.П. Мартосом для Нижнего Новгорода, так и не была установлена на родине героя, а куплена казной, увезена в Москву и там заняла место в центре Красной площади, напротив гостиных рядов. В Нижнем же Новгороде старанием А. И. Мельникова и И.П. Мартоса был открыт обелиск. Кроме того, А. С. Пушкин восхищался Нижегородской ярмаркой, которая создала в его воображении впечатление «бального разъезда». Еще, конечно, стоит вспомнить «Евгения Онегина» и слова о Нижегородской ярмарке. Вряд ли можно было встретить в России XIX века человека, не знавшего о существовании знаменитой Макарьевской (Нижегородской) ярмарки. Каждым летом в Нижний Новгород отправлялись толпы любопытствующих путешественников. А.С. Пушкин, впервые увидев в сентябре 1833 года наш древний , живописно разбросанный по обрывистым холмам правого высокого берега Волги, город, где старина и новь, слившись воедино создавали неповторимый облик столицы Поволжья, не смог остаться равнодушным к славе предков, глядя на седые камни Нижегородского Кремля с Михайло-Архангельским собором и скромным памятником-обелиском в честь К. Минина и Д. Пожарского ,узорочье посадских храмов, красоту Благовещенского и Печёрского монастырей. Древняя Русь в Нижнем Новгороде воотчию предстала перед поэтом-историком и заворожила его своей красотой и неповторимостью.
Нижний Новгород пушкинской поры не только даёт нам новые факты жизни и творчества великого поэта, но и помогает оценить наше великое прошлое во имя настоящего и будущего. Наш древний город в ряду пушкинских мест Отечества по праву занимает достойное место!
Приложения:
Схема путешествия А.С. Пушкина в Поволжье, на Урал и в Болдино в 1833 году.
Список литературы:
1. Н.Ф. Филатов «Нижний Новгород пушкинской поры», Горький, Волго-Вятское книжное издательство 1983.
2. «Записки краеведов», Горький, Волго-Вятское издательство 1973.
3. Интернет-ресурсы.
Две лягушки
Что такое музыка?
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Растрёпанный воробей
Щелкунчик