В работе представлена память чеченской семьи о Великой Отечественной войне. С одной стороны, это героизм и мужество солдат-чеченцев, с другой- трагедия народа, пережившего депортацию.
Вложение | Размер |
---|---|
эссе | 28.58 КБ |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Зимовниковская средняя общеобразовательная школа №1
347460 Ростовская область, п. Зимовники, ул. Ленина, 125"а"
тел: 4-00-36, 4-00-37; факс: 3-14-34; E-Mail: school_1@zima.donpac.ru
«Наследники Победы»
Историческая олимпиада
Эссе «Память».
Номинация: Семья и война (история семьи в годы Великой Отечественной войны на основе семейного архива).
Авторханова Лаура Джамуловна
МБОУ Зимовниковская СОШ № 1
Класс: 10 «А»
адрес: 347460, Ростовская область,
Зимовниковский район,
2017
Память. Как много может поместиться в этом небольшом слове.
Память о Великой Отечественной войне. У каждой семьи в нашей стране свои воспоминания. О родственниках, чью жизнь война разделила на «до» и «после войны», о людях, которые оставили свой след в нашей жизни, о событиях, которые изменили жизнь людей и, возможно, целых народов.
Память о прошлом может вызывать чувства, от которых становится тепло и спокойно на душе, но память способна разбудить и те воспоминания, от которых идет мороз по коже. Что выбрать? Можно ли управлять памятью о прошлом и оставить в ней только светлые воспоминания. И что значит помнить о прошлом? Эти вопросы особо остро встают перед нами, наследниками Победы, накануне великого дня, когда события военных лет переживаются снова и снова.
Для моей семьи память о Великой Отечественной войне многогранна. Как и большинство мужчин нашей страны, с началом войны многие мои родственники пополнили ряды Красной Армии. Мой дедушка, Махмудов Худи, воевал в составе 145 Кавалерийского полка. Был награжден медалью «За Победу над Германией» и юбилейными медалями «За Победу в Великой Отечественной войне». Однако, вернувшись после войны домой, он не смог найти свою семью. И с этой историей связана ещё одна сторона воспоминаний о войне.
Война для чеченского народа - это не только боевые действия, разруха и другие военные бедствия. Трагическая страница истории связана с депортацией чечено-ингушского народа. В годы Великой Отечественной войны были выселены из родных земель многие народы: греки, крымские татары, турки - месхетинцы, поволжские немцы и др. Операция по депортации чечено- ингушского народа «Чечевица» стала одной из наиболее масштабных. Она проходила с 23 февраля по 9 марта 1944 г. Причиной депортации стало недоверие национальным меньшинствам, населявшим приграничные районы СССР с Турцией, Ираном. Проживавшие в приграничных районах народы попали в разряд „неблагонадежных“, так как многие из них имели родственников за границей, а также, по мнению властей, эти народы были «слишком лояльны» к фашистскому режиму.[1]
«Рано утром вооруженные люди заходили в дома, забирали подростков и мужчин, которые были способны сопротивляться военным. Их увозили на машинах, а старикам и женщинам объяснили, что их выселяют. Был жуткий холод, когда народ выводили из родного города, шел снег с дождем. С собой разрешали брать лишь самое необходимое: муку, лепешки, одежду. Под угрозой расстрела заставляли родных оставлять больных стариков умирать дома»- это воспоминания о днях выселения из родных домов тех, кто пережил депортацию. Имеет ли эта память отношение к войне? Я думаю, да. Участие в военных действиях на стороне врага некоторых представителей народа не может служить основанием для наказания целого народа. Это обвинение, основанное на субъективном мнении власть имущих, не только несправедливое, но и преступное.
Не все переселенцы добрались до нового места жительства. Болезни, голод, холод унесли жизни тысяч людей.
«В переполненных до предела "телячьих вагонах", без света и воды, почти месяц следовали мы к неизвестному месту назначения... Начался тиф. Лечения никакого…Шла война... Во время коротких стоянок, на глухих безлюдных разъездах возле поезда в чёрном от паровозной копоти снегу хоронили умерших (уход от вагона дальше, чем на пять метров, грозил расстрелом на месте)...».[2]
Выселению подверглись даже те чеченцы и ингуши, которые находились в рядах Красной Армии. Они были демобилизованы и сосланы. Из Чечено-Ингушской АССР в Казахстан и Киргизию было насильственно выселено более 496 тысяч человек — представителей Вайнахской народности. Среди них были мои прадедушка и прабабушка - Пахаевы Аднан Усманович и Хижан Махмудовна. В 1944 году они были депортированы в Восточный Казахстан, где прожили до 1957года. После смерти Сталина ограничения по передвижению были сняты. Более десяти лет жизни на чужбине, но память о предках всегда возвращала их на родную землю. Однако, возвращаться многим было некуда, на их прежнем месте жительства уже поселились другие…
Память о Великой Отечественной войне в моей семье имеет ещё одну грань - это жизнь и деятельность моего дедушки - Пахаева Мовлди Аднановича. Он родился в Казахстане в 1948 году, уже после Великой Отечественной войны, но именно благодаря ему в моей семье и родном селе Старые Атаги помнят о войне.
Пахаев Мовлди Аднанович, историк, писатель, краевед, оставил большой след в истории Чечни и родного села Старые Атаги. Может быть, несправедливость по отношению к своему народу, а может, желание отблагодарить тех, кто внес свой вклад в общую Победу, стало причиной того, что всю свою жизнь дедушка посвятил истории своего народа и своей родины- села Старые Атаги. Мовлди Аднанович своими делами доказывал, что власть была несправедлива к народам Кавказа. Под его руководством школьники Старо-Атагинской школы на протяжении многих лет проводили поисковую работу. Благодаря им имена односельчан, участвовавших в Великой Отечественной войне, были увековечены в книге «События, личности, факты». Воины из Старых Атагов воевали на всех фронтах Великой Отечественной. Из 321 добровольца, ушедших на фронт, вернулись живыми лишь 85. Поисковики разыскали десятки захоронений наших односельчан, которые раньше считались без вести пропавшими. Память о войне – стало делом жизни моего деда. Он был активным участником проекта министерства Чечни по национальной политике, печати и информации «Что смертны герои, не верь!», целью которого было увековечение имен тех, кто совершил свой подвиг и остался неизвестным, внес неоценимый вклад в восстановление памятников Героя Советского Союза Хампаши Нурадилова в селе Ишхой-Юрт Гудермесского района, Республике Дагестан, а также в г.Грозный.
Результатом многолетней работы Пахаева Мовлди Аднановича стало создание краеведческого музея, который сейчас, как и Старо-Атагинская школа № 3 , в которой работал дедушка, носит его имя. Память о войне, которой он посвятил свою жизнь, увековечила и его имя.
Перелистывая книгу своего деда «Старые Атаги. Личности. События. Факты» я прочитала слова бойца Висаитова - одного из многих сыновей чеченского народа. Он был на фронте, когда его семья была депортирована. Но не только не изменилось отношение солдата к врагу, оно наполнилось большим упорством и злостью. А на вопрос о воинском долге Висаитов ответил: «Мне нужно драться не только за себя, за свою честь, но и за честь всего своего народа».[3]
Память. Нужна ли она людям? Думаю, да. Только благодаря памяти предков, несмотря на всю жестокость военных лет, чеченцы смогли сохранить свои обычаи, традиции, нравы, культуру и ценности своего народа. Можно ли память о прошлом сделать выборочной? Думаю, что не стоит. Народ, лишенный исторической памяти, теряет духовно- материальные ценности, накопленные тысячелетиями кровью и потом, отрывается от своих корней. Перефразируя слова своего земляка, считаю, помнить о прошлом нужно не только для себя, чтобы знать, кто ты, но и для сохранения своего народа.
Литература
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Депортация_чеченцев_и_ингушей
2. http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/202258/
3.Пахаев М.А. «Старые Атаги. Личности. События. Факты».
[2]http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/202258/
[3] Пахаев М.А. «Старые Атаги. Личности. События. Факты».
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Учимся ткать миленький коврик
Акварель + трафарет = ?
Колумбово яйцо