Цель проведения экскурсии:
Воспитание гармонично развитой личности через знакомство с традициями и историей святынь «малой родины» села Владимирское.Задачи:
1.Познакомить с традициями и историей святынь «малой родины» села Владимирское.
2. Пробудить чувства любви к родному краю через познание и возрождение духовности нации.
3.Воспитать чувство нравственности и патриотизма через изучение православной культуры русского народа.
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya.doc | 64 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Владимирская средняя общеобразовательная школа
Экскурсия по теме:
«Православные святыни родного края»
Подготовила
Ученица 11класса
Кодочигова И.С.
Руководитель
Учитель истории
Лобова А.А.
с. Владимирское, 2015 г
Цель проведения экскурсии:
Воспитание гармонично развитой личности через знакомство с традициями и историей святынь «малой родины» села Владимирское.
Задачи:
1.Познакомить с традициями и историей святынь «малой родины» села Владимирское.
2. Пробудить чувства любви к родному краю через познание и возрождение духовности нации.
3.Воспитать чувство нравственности и патриотизма через изучение православной культуры русского народа.
Святорусье! Не счесть святых мест на Руси,
Что хранят чудеса или драмы.
Коль настала пора милость неба просить,
Посети светлоярские храмы.
П. Родин. «Паломнику».
«Светлояр»
Известное старинное село
Владимирское притупилось с края
И, словно, над бадьёй перевесло,
Над озером дуга – знаменье рая.
Так вот он легендарный Светлояр
Где канул в вечность славный город Китеж!
Смотрю на гладь, там солнечный пожар
Пылает отражением. Поди, ты ж!
Не вижу там ни церкви, ни креста,
И стен я белокаменных не вижу.
С лесных холмов живая красота
Спускается к прохладной влаге ближе.
В воде же чудно, как на дно морском,
Она светла и. как вода прозрачна.
И, словно манной, кварцевым песком
Заметаны глубины однозначно
Смотрю туда, в безвременной тиши
Мне чудится немая бесконечность,
Но только не спасение души –
Бессмертия таинственная вечность.
В. Вигский.
На современном въезде в село возвышается Никольская церковь, воздвигнутая в честь почитаемого на Руси святого Николая Чудотворца.
Его называют в народе великим угодником Божьим, обращаются к Николе за помощью, веря в силу его святой молитвы.
Строили церковь в начале XX в. общиной сельских крестьян. Кирпичи изготавливали на кустарном заводике, который располагался в то время, на берегах озера Светлояра. На каждом кирпиче ставили печать «ЦСК», что означало - церковь сельских крестьян. Затем кирпичи укладывали на подводы и через всё село везли к церкви. Прихожане приносили иконы, однако ни одного богослужения проведено не было.
«Перед Владимирской водружали на новую церковь новые сверкающие кресты. Сельский верхолаз Ефим Сечкин укреплял кресты на пяти главах и о каждого перекрестился, стоя на верхней поперечинке…
Внизу попы пели молитву, за ними вокруг церкви ходили верующие, задирая кверху головы, чтобы взглянуть на этого рыжего комарика Ефима.
«Пять крестов укрепил, о каждого перекрестился на разные стороны и не упал. Просто чудо! Наверное, это ангелы его на крыльях поддерживали!
Так рассуждали о подвиге верхолаза самые набожные люди».
Опытный глаз архитектора отмечает, что строительство церкви происходило в спешке, и было приостановлено в 1914г. «Либо повели нерасчётливо строительство – размышлял писатель С.В.Афоньшин,- либо повлияли события смены власти».
Сергей Васильевич Афоньшин родился в селе Владимирском Макарьевского уезда Нижегородской губернии 29 октября 1908 года в семье крестьянина-столяра Афоньшина Василия Алексеевича. Здесь, у легендарного озера Светлояр, он впитал историю и поэзию природы этих мест. В начале 80-х годов писатель тяжело заболел и 1 февраля 1984 года он ушел из жизни в городе Семенове. Похоронили Сергея Васильевича холодным зимним утром на его родине, в любимом селе Владимирском.
Никольская церковь была третьей, последней церковью здешних мест и поставить её решили в конце села, на окраине, ни одного богослужения в церкви не свершилось. Справа от церкви стояли большие деревянные ворота, которые в старые времена на ночь закрывались.
На сельской площади мы встретимся с удивительным памятником деревянного зодчества церковью Владимирской иконы Божьей Матери, построенной в 1766г. и сохранившей свой внешний облик и особую внутреннюю атмосферу до наших дней.
По преданию, св. апостол и евангелист Лука написал этот образ. На протяжении столетий покушались на неё не единожды. 1136г. появилась икона в России
Около церкви допускались захоронения: состоятельных жителей, церковнослужителей.
Здесь вы видите последний оставшийся мраморный памятник штабс-капитану Зеленову Никифору Степановичу (21.10.1893Г.-26.06.1917г.), погибшему при несчастном случае.(сын помещика Зеленова Степана).
Когда село разрослось, захоронения перенесли за дорогу на окраину села.(около 40-х годов) Церковь была религиозным центром окружающих приходских деревень.
В настоящее время она является памятником архитектуры областного значения, о чём свидетельствует запись в реестре охраняемых памятников Нижегородской области.
Своеобразна архитектура церкви: клетской тип застройки
( простейший вид храма из нескольких срубов-клетей, крытых каждый особой кровлей). Первоначально она состояла из 2-х частей: алтарь с трапезной и колокольня.
Своеобразно и внутреннее убранство церкви.
Церковь дополнялась несколько раз и перекрашивалась. В 1869 г. был подведён фундамент.
В 1846 году к церкви пристроили летнюю часть и обшили всё здание тёсом. Для русской деревянной архитектуры характерна многоярусность строений. Здесь мы видим двускатную кровлю, на которой расположились два восьмерика с куполом и главкой на небольшом третьем восьмерике. Как у ярусных церквей этот объём раскрыт в молельный зал рубленный из брусьев «в лапу», алтарь перекрыт пятискатной кровлей. Обширная трапезная с двумя приделами внутри :Николы Чудотворца и Георгия Победоносца, и низкой двускатной крышей (1834г.) примыкает к восьмигранной колокольне, заканчивающейся куполом с высоким шпилем.
В церковь ведут два входа: западный через колокольню и северный с крыльцом в виде треугольного фронтона на дорических колонках.
По традиции, посещение озера Светлояр, начиналось в храме – часовне, где паломники ставили свечи, молились, прося благословение на молитвенно – покаянный обход озера. ( некоторые по древней традиции совершали обход на коленях 1 или 3 раза)
В 1999г на Благовещенском холме была осуществлена закладка камня с молитвой и названием храма в честь иконы Казанской Божией матери, затем заложили фундамент церкви. Строительство осуществляла бригада воскресенских плотников.
Название церкви было дано не случайно. В связи с тем, что Нижний Новгород был пограничным городом и икона не раз спасала город от набегов. 1812 Казанская икона защищала Россию от французов.
Главное значение имеют первые строки топаря «Заступница усердная» - Казанской богоматери, заступающаяся за Россию.
И шел народ со всей округи
У Светлояра отдохнуть,
Излить душевные недуги,
На чудо давнее взглянуть.
Бывал там Мельников-Печерский
И Короленко побывал,
На память добрую наброски
С часовни старой рисовал.
(М.Лопатина 1985г.)
Из воспоминаний С.В.Афоньшина:
«Привлекательна была для верующих православная часовня у Светлояра на взлобке первого холма. Один склон холма пологий, другой обрывом к озеру. По признакам тут когда-то оползень был. Это была не часовня, а целая церквушка.
В престольный праздник, в самый разгар ярмарки местное духовенство исполняло в ней молебствие во славу Владимирской Богоматери. А при входе в часовню подвешивали объёмистую железную «кружку» под крепким замком, со щелкой в верхней стенке. Это для подаяния на церковь Владимирскую.»
В 2000 году церковь была построена и освящена в честь Казанской иконы Божией Матери по решению митрополита нижегородской епархии Николая Кутепова.
Здравствуй, новая часовня,
Ты как сказка родилась.
Я тебя такой запомню,
В небо птицей вознеслась.
Купола твои прекрасны,
Тебя любит весь народ,
Почитая лик твой ясный,
Уж рекой к тебе течет.
Люд течет со всей округи,
Возрождая быль веков.
Подлечить свои недуги,
Смыть всю грязь чужих оков.
И послать любовь Святыне,
Вокруг озера пройти
Ты откроешь нам отныне
В царство Божие пути.
(М.Лопатина июль 2003 г.)
Службы проводятся в ней только по праздникам - Владимирской и Казанской иконы Божией Матери.
Рядом с церковью находятся камни, которые еще 100 лет назад лежали в основании старой часовни, стоявшей на этом месте. Один - у алтаря, а другой - у ее крыльца. Камни - это карельские «подарки» ледникового периода и очень почитаемы. Существует легенда, связанная с одним из этих камней. Говорят, что сама Богородица оставила свой след на нем, когда обходила озеро. Краеведы называют такие камни - «следовиками».
Сейчас верующие умываются водой, оставшейся после дождя, из этой «стопочки» Богородицы, веря в исцеление.
Откуда здесь взялся этот камень? Сколько не бывали на Светлояре паломники, но увидели его впервые недавно. Может, он землей до времени был укрыт, пока озеро в немилости пребывало? Камень-то и увезти могли, всяко бы в хозяйстве сгодился, на тот же фундамент пошел бы. Не отважились!
Когда пришло время светлоярской вере воскреснуть, он и показался на глаза паломникам. Кто-то стал называть его «божьим камнем».
Озеро Светлояр называют маленькой Русской Атлантидой…
На свете немало чудесных озёр,
Краса их волнует и радует взор,
Но сердцу роднее единственный дар,
С чудесным названием Светлояр…
(А. Лисицына)
Озеро Светлояр- жемчужина России
Легендой окутан с тех пор Светлояр,
Природы чудесный, таинственный дар.
Здесь женщины спорили с лютой судьбой.
Пред всеми святыми давая обет,
Ползли по тропе, затаивши секрет.
Озеро Светлояр по праву считается жемчужиной России. Всем гостям, приехавшим к озеру, предстоит окунуться в мир легенд и преданий, прикоснуться к одной из Святынь Земли Русской. С 1965 года Светлояр находится под охраной государства, а в 1997 году он стал памятником природы федерального значения.
Озеро – это в первую очередь, легенда о невидимом граде Китеже, ушедшем в воды Светлояра, во время монголо-татарского нашествия. Эта легенда, проникнутая духом патриотизма, очень известна в России.
… Тихо – тихо на Светлом озере. Из века в век молчат колокола града Китежа. Вода в озере словно капля росы прозрачная, а поглядишь в глубину – черным-черно. Похоже, что сама ночь заснула на дне озера. Но только там , в глубине и находятся тайны Светлояра, а на поверхности и вокруг никаких секретов нет.
На Светлояр ежегодно приезжают десятки тысяч паломников, чтобы своими глазами увидеть красоту земли Владимирской, земли Светлоярской.
Ступни горят, в пыли дорог душа…
Скажи, где путь к невидимому граду?
Остановись; войди в мою отраду
И отдохни и слушай не дыша,
Как ключ журчит, как шелестят вершины
Осокорей, звенят в воде кувшины…
Учись внимать молчанию садов,
Дыханью трав и запаху цветов.
/М. Волошин, из цикла
«Блуждание», 1910 год/.
В 2-х км от озера «Светлояр» находится ключик «Кибелек» и три могилки. Одни говорят, что могилки старцев-отшельников, другие - богатырей, сражавшихся за Град-Китеж. Места эти святые. Верующие люди сначала идут на ключик, к малой хрустальной чаше живоносной исцеляющей воды. Обойдут колодчик с молитвой, умоются, попьют «водички», потом идут к трем старцам за благословением, три раза обходят с молитвой могилки, зажигают свечи, берут землицы святой.
22 года назад в 1990-х годах мостки к ключику были почти разрушены и сруб разваливался, но нашлись люди, которые понимают значение таких мест, как. Кибелецкий ключик. Сейчас все устроено: и мостки, и сруб колодчика, а над ним сделана крыша, рядом поставлены лавочки. Добрые люди соорудили ковши для зачерпывания воды, находятся смельчаки даже обливаются холодной ключевой водой. Все делается для людей, чтоб уважали святое.
Природа многое дает человеку, только нужно услышать, понять своим сердцем, тогда и хворь уйдет и жизнь наполнится радостью, которое поможет другим людям стать чище и добрее. Наверное, само слово ключик не случайно. Ключик, открывающий души людские к свету. С каждым годом количество людей, приходящих к ключику за водой увеличивается. Вода его лечит от многих болезней
Лесная чаща. По поверьям марийцев, живших в этих лесах, прежде чем войти в лес, нужно мысленно спросить разрешения у духа леса и, получив его, спокойно входить.
Поминальный старообрядческий крест. Здесь люди зажигают свечи и поминают родных и близких.
Удивительная сила этого особо почитаемого места может помочь каждому, пришедшему сюда с открытой душой и чистым сердцем.
Список использованной литературы:
10.Газета «Земля Нижегородская» № 38 16 сентября 2005 год.
11.Газета «Воскресенская жизнь» № 41 10 октября 2008 год.
12. Архивные данные историко-художественного музея «Китеж» расположенного в с. Владимирском.
Разлука
Какая бывает зима
Где спят снеговики?
О путнике
Цветение вишни в лунную ночь