Выполнила учащаяся 7 класса МАОУ СОШ № 84 муниципального образования город Краснодар имени Героя Российской Федерации Яцкова Игоря Владимировича Ковалевская Анна Михайловна
|
Научный руководитель: Учитель ОПК и кубановедения МАОУ СОШ № 84 имени Героя Российской Федерации Яцкова Игоря Владимировича Сидоренко Нелля Владимировна
|
Вложение | Размер |
---|---|
gde_kazak_tam_i_slava.docx | 49.97 КБ |
IV муниципальный научно-практическая конференция по кубановедению
«Где казак, там и слава» 2018-2019 учебный год
ИСТОРИЯ СКВОЗЬ ГОДА. КИРИЛЛ ВАСИЛЬЕВИЧ РОССИНСКИЙ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ВСЕГДА…
Учебно-исследовательская работа в направлении: «В Бога верь – врага бей»
Выполнила учащаяся 7 класса МАОУ СОШ № 84 муниципального образования город Краснодар имени Героя Российской Федерации Яцкова Игоря Владимировича Ковалевская Анна Михайловна |
Научный руководитель: Учитель ОПК и кубановедения МАОУ СОШ № 84 имени Героя Российской Федерации Яцкова Игоря Владимировича Сидоренко Нелля Владимировна |
Краснодар 2019
Аннотация
Цель работы – ознакомить учащихся с вкладом К.В. Россинского в историю становления и развития образования в Краснодарском крае, для создания условий духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников.
Для достижения цели были выдвинуты следующие задачи.
1. Провести теоретический анализ литературы, научиться анализировать прочитанный текст, и извлекать необходимую информацию.
2. Определить уровень осведомленности учащихся школы о деятельности К.В. Россинского.
3. Провести исследование, интерпретировать полученные данные.
4. Поддержание и развитие интереса к истории и достижениям родного края при помощи просветительской работы.
5. Оценить уровень заинтересованности учащихся.
6. Подведение итогов.
План исследования.
Актуальность темы. Одной из функций образования является формирование высоконравственной личности, гражданина, патриота Отечества. Термин «образование» происходит от слова «образ». В данной работе через образ К.В. Россинского происходит знакомство учащихся с историей края. Очень важно, какой именно образ вкладывается в ребенка. Невозможно полноценное развитие личности без глубокого знания традиций и истории своей Родины. Это определяет его социально-нравственную и мировоззренческую ориентацию, влияет на становление характера личности. Эта работа дает возможность узнать о великом деятеле Кубани, который свою короткую жизнь всецело посвятил именно Краснодарскому краю. Ведь, как говорил М.В. Ломоносов: "Не зная своего прошлого, мы не имеем права на будущее".
Гипотеза исследования – можно предположить, что знакомство с выдающейся исторической личностью повышает интерес к культуре и истории своего края, возникает желание получить больше информации по данной теме. Комплекс методов исследования представлен следующими группами: анализ научной литературы по проблеме исследования и анкетирование.
Теоретическое значение нашей работы состоит в том, чтобы систематизировать теоретический материал в соответствии с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.
Ценность полученных результатов исследования состоит в том, что их могут использовать в работе педагоги ОУ для усовершенствования уровня преподавания курса ОРКСЭ, ОПК, кубановедения в разделе «Духовные истоки Кубани». Формирование у школьников потребности к осознанному духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, развитие познавательного интереса к истории и культуре города Краснодара и Краснодарского края.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Теоретическая основа. 6
Экспериментальные данные исследования……………………………………14
Список использованной литературы 15
Приложение……….……..………………………………………………..……..16
Что такое история? Почему она так бесценна? Но если задуматься, мы понимаем, что история - это соединение настоящего, прошлого и будущего. Пройдут года, столетия и века, изменится мир вокруг, человеческое сознание, но история останется навсегда. Она останется в виде страниц, книг, воспоминаний и рассказов, но она останется жива несмотря ни на что. История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего. (Мигель Сервантес).
Христианская православная вера утверждала неоспоримость нравственных норм. Патриотизм, готовность отдать жизнь за родную землю характеризует православных подвижников, они порицали грехи человеческие: ложь, клевету, зависть, гнев, гордость, насилие, воровство. Одним из них является войсковой протоиерей Кирилл Васильевич Россинский.
Нравственный иммунитет, заложенный в верующем человеке с рождения, предотвращает негативные проявления в любых его формах и проявлениях.
Православное воспитание направлено на создание условий, способствующих рождению духовной жизни и её развитию в человеке. Первое и самое важное условие – восстановление человеческой природы, её органической иерархичности. Психические и физические силы должны не приспособляться к достижению конкретных земных целей, а служить достижению духовных целей в любых, даже экстремальных ситуациях. Способность переносить психические и физические нагрузки и неудобства делает человека духовно свободным и истинно сильным.
Россия на протяжении тысячи лет создавала свои традиции на основе христианских ценностей. Без понимания христианства ребёнок не способен освоить русскую и мировую культуру. С православным воспитанием связаны нравственные черты русского человека: «русское благодушие», простота, сердечность, чем обладал К.В. Россинский.
Что представлял собой Кубанский край в период переселения сюда запорожских казаков? На правом берегу – необозримая равнина, густо заросшая дикими травами. А на левобережье – дремучие леса, болотистые топи с высокими камышовыми зарослями. Казаки, расселившиеся по куреням – станицам, поначалу жили в землянках. Царила нищета. Прошло несколько трудных лет, и переселенцы обжились на новом месте: привыкли к климату, облагородили землю, покрытые, как броней, цепкими тернами, засеяли пустующие, бескрайние поля. Один из авторов далекого прошлого вечно говорил о казаке: «Держась за плуг, он вместе с тем должен был поглядывать на оружие».
На этом бедном и тусклом фоне вдруг появился талантливый, образованный человек - войсковой протоиерей Кирилл Васильевич Россинский.
Кирилл Васильевич Россинский(1774 – 1825).
Родился 17 марта 1774 года в г. Новомиргороде, в семье священника-малороссиянина. Учился в Новороссийской духовной семинарии, где 20 апреля 1795 года был посвящен в стихарь для проповедования слова Божия. По окончании семинарии поступил учителем информаторского класса и Закона Божия при Новороссийской семинарии. В 1798 году 13 июня был рукоположен в священники и, оставив учительскую службу, 24 августа был определен клириком Новомиргородской Богородице-Рождественской церкви. Строгий образ жизни и красноречивые проповеди, неотъемлемая любовь к Богу, как части его, обратили на Кирилла внимание епархиального начальства, — и ему было поручено учить произнесению проповедей вновь поставляемых священников при кафедральной церкви.
В 1800 г. был возведен в сан протоиерея и переведен в г. Таганрог, где его проповеди заставили говорить о нем, как о редком явлении на церковной кафедре. Протоиерей – старший священник в белом духовенстве. Звание протоиерея дается в качестве награждения. По просьбе всего войска Черноморского был назначен Афанасием, Архиепископом Екатеринославским 19 июня 1803 года войсковым протоиереем Черноморского войска и первоприсутствующим Екатеринодарского духовного правления в город Екатеринодар. Ни одно событие не обходилось без его благословления, К. В. Россинский прекрасно понимал всю ответственность, которая на него возлагалась. Неприхотливые, но вместе с тем трудолюбивые казаки с первых же дней завоевали симпатию протоирея. Он не мог не восторгаться бесстрашием людей, которые каждый день испытывали различные тяготы и невзгоды, подвергали свою жизнь опасности. Но, невзирая на это, продолжали осваивать необжитый край, защищали южные рубежы России. Двери дома К. В. Россинского всегда были открыты для нуждающегося. В любое время к нему можно было обратиться за помощью и всегда найти поддержку, понимание и услышать доброе слово. Богатый внутренний мир, глубокая духовность,исходящая от протоирея, передавались окружающим его людям. Горящее сердце зажигало других. С приездом Россинского, казалось, воздух в Черномории стал чище, а отношения между людьми более искренними и теплыми. В лице этого удивительного человека черноморцы нашли не только просветителя, но и духовного наставника, своего пастыря в буквальном смысле этого слова. Благодаря выдающемуся уму, талантливости и обширным и, по тому времени, разносторонним знаниям, Кирилл скоро приобрел среди Черноморского войска и населения его большой вес и значение, что очень помогало ему в его последующей деятельности. Озабочиваясь малым количеством в крае священников (всего около 10 человек) и не имея возможности вызвать подходящих лиц из России, протоиерей Кирилл, с согласия войскового начальства, избрал из местных жителей способных и истинно-расположенных к духовному званию людей, сам обучил их всему необходимому и отправил затем их к Екатеринославскому преосвященному для рукоположения. Так как церквей в крае было всего четыре (не считая часовен), то Кирилл иногда месяца по два разъезжал по краю "для испрашивания подаяний на построение церквей". В самое короткое время он заложил на собранные суммы во многих станицах деревянные церкви, вызвал из России мастеров и сам заведовал постройкой церквей. За все время его службы в Черноморье им было заложено и выстроено 27 церквей. Его дальнейшая деятельность почти всецело была отдана делу просвещения в Черноморском крае, имевшем до него только одно низшее учебное заведение. Ни казна, ни войско ни копейки не давали на народное образование. Тогда Кирилл Васильевич в своих проповедях стал объяснять верующим значение школы. В 27 церквах отрытым им в крае, он организовал кружечные сборы. Слова Россинского упали на благодатную почву: люди откликнулись. По справедливости Кирилл Россинский и до сих пор именуется "просветителем Черноморского края". По его инициативе существовавшая в Екатеринодаре школа была 14 декабря 1806 г. преобразована в уездное училище; на постройку здания для него и на его содержание войсковая канцелярия постановила отпускать ежегодно пособие в 1500 рублей. Благодаря стараниям Кирилла, назначенного смотрителем училища, оно в самое короткое время наполнилось воспитанниками; из России он вызвал хороших преподавателей, среди которых сам он был примерным законоучителем.
В 1811 г., по ходатайству Кирилла, в уездном училище был образован первый класс гимназии, чем было положено начало к учреждению в Екатеринодаре гимназии, открытие которой составляло заветную мечту протоиерея Кирилла. Чтобы увеличить приток учащихся в уездное училище и, вместе с тем, подготовить учеников для гимназии, Кирилл задался целью открыть приходские школы, где мог обучаться любой ребенок, независимо от его сословия. Не рассчитывая на помощь войсковой канцелярии, он вновь обратился к благотворительности; напечатав и распространив высочайшую грамоту 1806 г. Черноморскому войску за пожертвования на учебное дело, он собрал сумму денег, достаточную для открытия трех школ, и открыл в Темрюке, Щербиновке и ст. Брюховецкой. Надзирателями в эти школы он выбрал лиц из зажиточных и почетных жителей, которые, на основании Устава, должны были заботиться о внешнем и внутреннем благосостоянии школ; у екатеринославского архиепископа он испросил разрешение на преподавание в школах латинского языка и нотного пения для детей священно- и церковнослужителей, с правом отчислять за это на школы известную часть кружечного сбора. Вскоре он открыл четвертое училище — в Гривном. Всего в Черномории Россинским было открыто 10 школ. Школа, по верному наблюдению Россинского, давала ученику правила " утончение собственных чувств... посвящение себя на служение общей пользе...", " наказание не годятся - они более охлаждают охоту к благоуспешию и отвращают от учения". Судя по этим кратким мыслям Россинского можно сделать вывод, что он был выдающимся педагогом своего времени. Заботясь о просвещении и образовании детей духовенства Черноморского края, Кирилл открыл в августе 1818 г. духовно-приходское училище и был первым его смотрителем. В 1819 г. он открыл еще школы в станицах: Риговской, Темрюке, Медведовской, Кущевской, Леушковской и Пластуновской. 1 декабря 1819 г. было высочайше разрешено на собранные Кириллом 45000 рублей открытие гимназии в Екатеринодаре, которое состоялось 17 мая 1820 года. Первым директором ее, в изъятие правил, был назначен Кирилл. Его стараниями была при Гимназии сформирована библиотека, куда поступили книги из войсковой канцелярии, Межигорского монастыря и др. мест; Кирилл не щадил на нее средств: все лучшее, что тогда выходило, — учебники и специальные ученые сочинения, — все приобреталось в библиотеку. Кроме наук, положенных по Уставу, в котором числились и изящные науки, основания политической экономии и коммерции, а с 1821 г. и греческий язык для желающих. Кирилл, ввиду особого, как он говорил, военного характера населения, свел еще преподавание военных наук: артиллерии и фортификации; он хотел также ввести в курс и турецкий язык, но не нашлось для этого подходящего преподавателя. По его настоянию была приобретена "История Государства Российского" Карамзина в 8 томах. Не подлежит сомнению, что книги, собранные Россинским, составляли культурный, духовный капитал местного населения. Да, это был поистине "фанатик просвещения", не жалевший ни сил, ни денег, ним здоровья для великого дела.
В своей деятельности он был одинок, и только Харьковский университет, в ведении которого находилось школьное дело Черноморского края, являлся единственным пособником и ходатаем за его дело, неоднократно давая блестящие отзывы о его деятельности. Два года (1821 и 1822) Кирилла преследовала клевета за то, будто он занимался взяточничеством и присвоением общественных сумм; расследование совершенно сняло с него эти обвинения. Напряженная деятельность, при отсутствии поддержки, подорвала силы протоиерея; в начале 1825 г. он заболел и, не имея более возможности отправлять свои служебные обязанности, просил школьный комитет Харьковского университета об отставке. После многих попыток удержать его, комитет, наконец, предписал Кириллу сдать должность по форме одному из учителей, но окончить сдачу дел и имущества гимназии он не успел. В 1825 году Кубанское казачье войско ходатайствует перед генералом А.П. Ермоловым о денежной помощи К.В. Россинскому, так как "бескорыстный и честный протоиерей к концу своей жизни впал в крайнюю бедность". Россинскому назначают пособие в пять тысяч рублей и решают наградить его орденом Святой Анны II степени, украшенным алмазами. 12 декабря 1825 года он скончался. Погребен в Екатеринодарском Воскресенском соборе, по левую сторону алтаря. Над прахом его не поставлено памятника, но есть портрет, хранящийся в Екатеринодарском окружном училище.
Награды 1- бархатная скуфья, палица. 2 - орден св. Анны II степени (19 января 1812, за заслуги по делу просвещения в крае).
Труды Специальной литературы не было, и все обучение велось по составленным Россинским «рукописным тетрадям». Позже он написал и опубликовал учебник «Краткие правила правописания», выдержавший два издания - в 1815 и 1818 годах. Сейчас эти книги хранятся в особом фонде Российской государственной библиотеки как уникальные издания. Кирилл Васильевич Россинский отдавал литературе и науке много душевных сил и знаний. Россинский был известен, как писатель и сотрудник журналов "Соревнователь Просвещения" и "Украинский Вестник". Он был членом Харьковского Общества наук, считавшего его в числе своих внешних членов по отделению словесных наук, Императорского Человеколюбивого Общества, почетным членом С.-Петербургского Вольного Общества любителей Российской словесности. Все эти Общества, избирая его в свои члены, спешили изъявить и дарованиям его, и ревности к наукам, и всяким общеполезным намерениям высокое почитание и уважение. Также этот талантливый деятель Кубани писал стихи, исторические и географические очерки. В Екатеринодаре этот величайший человек также был известен и как медик. Его преданность делу, бескорыстие и доброта поражали современников.
Казачий духовный наставник. История Кубани хранит множество случаев беззаветного служения Отечеству. Мы можем гордиться своими предками, их добрыми делами и подвигами, которые они оставили нам в наследство. Давайте вспомним, что представляла собой Кубань в период переселения сюда казаков? На правом берегу - необозримая равнина, а на левобережье - дремучие леса и болотистые топи. Прошло время, и переселенцы с Божьей помощью обжились на новом месте: привыкли к климату, облагородили землю, расселись по куреням и станицам, но грамотных людей в те годы было очень мало.
Именно в это время на Кубани появился талантливый, образованный человек - войсковой протоиерей К. В. Россинский, сын священника. Человек, посвятивший всю свою жизнь делу просвещения казачества. Протоиерею Кириллу не исполнилось еще 30 лет, когда умерла его жена, её кончина стала сильным ударом для него, он даже собирался уйти в монастырь. Одному Богу известно, почему Священный Синод не одобрил его прошение, и К. В. оставили в Черноморье. Видно, у Бога для него была уготована другая миссия.
Когда на богослужении в храме красноречивый пастырь говорил свои простые, живые и мудрые проповеди, тогда на суровых лицах отважных казаков часто можно было видеть слёзы. Почему же так реагировали люди на проповеди протоиерея? Может быть, потому, что душа христианка и тянется к Богу.
Церковные Таинства, Святое писание и добрые дела - это живительные источники благодати Божьей. Именно к этому всю свою жизнь стремился пр. Кирилл, по его молитвам и трудам в Екатеринодаре открылась первая школа, а затем и первая Кубанская Войсковая гимназия, директором которой он был назначен. При гимназии была обширная библиотека и дом для детей сирот. Россинский стремился вводить в школьную программу такие предметы, которые способствовали гармоничному развитию личности. По его мнению, одни предметы развивали человеческий разум, а другие (где основное место отводилось изучению Закона Божьего) служили формированию человеческой души. Много внимания протоиерей уделял нравственному воспитанию детей. Часто вспоминая поучения преподобного Нектария Оптинского, К. В. говорил: «Самая высшая и первая добродетель – послушание. Это самое главное приобретение для человека». К.В. обращал внимание своих учеников на основные христианские законы, выполнение которых должно быть нормой для любого человека.
Этот необыкновенно бескорыстный человек, не жалевший для великого дела просвещения ни денег, ни сил, ни здоровья, прожил чуть меньше пятидесяти лет, в декабре 1825 года он отошёл ко Господу. На портрете Россинского его рукой была сделана надпись: «Служа другим, расточаю себя». За короткую жизнь он многое успел, его жизнь - пример жертвенного служения людям.
Настоящее время
Прошли годы. Годы, полные извечных тревог и стремительных событий, беспощадно стирающих в памяти то, что грешно забывать. И мы не забыли о первом просветителе, который взывает к сердцам кубанцев к восстановлению лучших традиций русской культуры. В декабре 1999 года Университет «МЭГУ-Краснодар», определившись окончательно со своей образовательной миссией, приводит свое наименование в соответствие со статусом – «институт» и получает свое современное название – «Институт международного права, экономики, гуманитарных наук и управления имени К.В. Россинского». С 2000 года в Институте издаются «Россинская газета», межвузовский журнал «Студент». Научные, научно-методические статьи публикуются в «Вестнике Института им. Россинского». К сожалению, в 2016 году институт был закрыт.
Отдельными сборниками обобщаются материалы проводимых научных конференций, педагогических чтений, организатором которых является департамент образования и ИРО, эти чтения проводятся раз в 2 года. Также при участии Администрации города Краснодара выпущен первый том антологии «Кубань литературная», содержащей все литературные источники с 1022 до 1900 гг., в которых упоминается Кубань и деятельность великого кубанского просветителя К.В. Россинского. Он прожил всего около пятидесяти лет, но многое успел. Его жизнь - пример жертвенного служения людям. Он часто отказывался от жалованья в пользу бедных, без устали помогал нуждающимся.
На портрете Кирилла Васильевича Россинского, когда-то хранившемся в Александровском реальном училище, его рукой была сделана надпись: "Alienis inserviendo consumor", что означает: "Светя другим, сгораю сам". Так от одной свечи зажглись сотни свеч: кубанские школы, училища - яркие огоньки, загоревшиеся благодаря просветительской деятельности Россинского, всю жизнь трудившегося на благо Кубани. Отблески его душевного света озаряют сегодня всех тех, в ком горит любовь к знанию.
Экспериментальные данные исследования.
В данном исследовании участвовали учащиеся 7-8 классов в количестве 151 человек из них мальков - 83, девочек - 68.
При изучении осведомленности учащихся о знаниях исторической личности внесшего вклад в развитие города Краснодара и Краснодарского края, нами проделана поэтапная работа.
Первым этапом нашего исследования стало анкетирование учащихся 7-8 классов. Анкета «Что ты знаешь о К.В. Россинском?» составлено педагогом- психологом нашей школы.
Следующий этап обработка и анализ результатов. В результате проделанной работы мы выяснили, что лишь 24% учащихся знакомы с деятельностью К.В. Россинском, а 76 % нет, из них 71% хотели бы познакомиться и изучить биографию и вклад личности К.В. Россинского в развитие города Краснодара. Поэтому, завершающим этапом нашего исследования стало проведение классных часов в параллели 7-8 классов, где в рамках одного урока мы выступили с докладами о К.В. Россинском. После чего все учащиеся 7-8 классов познакомились с деятельностью кубанского просветителя и в будущем смогут использовать эти знания в своей учебной деятельности.
Заключительным этапом исследования стало написание учащимися мини сочинения «К.В. Россинский: вчера, сегодня, всегда…»
В результате нашей работы мы ознакомили учащихся с вкладом К.В. Россинского в историю становления и развития образования в Краснодарском крае.
По цели работы и гипотезе можно предположить, что знакомство с выдающейся исторической личностью повышает интерес к культуре и истории своего края, возникает желание получить больше информации по данной теме.
В теоретической части мы рассказали о великом деятеле Кубани, его трудах и вкладе в просвещение Краснодарского края.
Данные математических подсчетов показывают, что в первого анкетирования значение 24% осведомленности учащихся 7-8 классов, после второго анкетирования показатели изменились и возросли до 100%.
Наша исследовательская работа дала возможность учащимся, желающим познакомиться с деятельностью К.В. Россинского, получить больше информации об истории и культуре Кубани и расширить свой кругозор. Каждый участник исследования написал мини сочинение «К.В. Россинский: вчера, сегодня, всегда…»
1)Бардадым В.П. – Радетели Земли Кубанской (о выдающихся людях Кубани)
2) Горожанина М.Ю. – просветитель Черномории Кирилл Россинский /
Адм. Краснодар. Края. – Краснодар: периодика Кубани 2005.
3)http://otvet.mail.ru/question/42435442
4)http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/107747/Р..
5) http://www.livekuban.ru/node/533182
6)http://krasnodar.academica.ru/university/15954-Instit..
7) Много народов – один край. Проект «Краеведческая этнокультурная экспедиция» Краснодар 2012.
Приложение
Анкета
Ф.И.______________________
да нет
свой вариант ______________________________
да нет
свой вариант ______________________________
Литература
История
Кубановедение
Обществознание
да нет
свой вариант ______________________________
Результаты первого анкетирования учащихся, рис.1
Результаты второго анкетирования учащихся, рис.2
Результаты сравнительного анализа, рис.3
Как видно на рисунке 3 результаты исследования изменились и возросли со значения 24% осведомленности учащихся до 100%, что указывает на то, что мы трудились не напрасно.
Мастер-класс "Корзиночка"
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Колумбово яйцо
За чашкой чая
Два Мороза
Комментарии
К.В. Россинский, знакомо вам это имя?
В данной работе через образ К.В. Россинского происходит знакомство учащихся с историей края и страны.