Цель работы: изучить символическую значимость узоров и орнаментов хантов.
Задачи:
1. Исследовать узоры и орнаменты нашего края.
2. Изучить построение узоров и орнаментов.
3. Сделать вывод по теме проекта.
Вложение | Размер |
---|---|
raduga_na_snegu.rar | 29.79 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Комсомольская основная общеобразовательная школа»
Тема проектной работы: «Радуга на снегу»
Выполнила
ученица 7 класса
Васильева Юлия Романовна
13 лет
Руководитель
учитель биологии и географии
Васильева Анна Георгиевна
п. Комсомольский
2018 год
Оглавление
Хантыйские орнаменты красивы –
В них все приметы родины моей.
Ты больше не найдешь по всей России
Таких цветов и сказочных зверей.
Узоры на одежде и посуде
Красны, как солнце, и белы, как снег, -
На них сызмальства глядя, наши люди
С прекрасным не расстанутся навек.
Они явились в жизнь совсем не просто
Из-под иглы, и кисти, и резца:
Ведь мастера по дереву и кости
В них вкладывали души и сердца.
(М. Шульгин)
Формирование образа мира – сложный и длительный процесс, который начинается с самого рождения человека и продолжается всю его жизнь. И этот процесс начинается там, где родился человек. Мы родились и растем на Югорской земле. У каждого из нас растет потребность знать край, в котором мы живем. К тому очень важно, чтобы та нить, которая связывает нас с нашими предками, не потерялась, а это возможно через предметы искусства, через традиции. Нельзя построить новый крепкий дом, если у него нет надежного фундамента. Культура народа, традиции и обычаи и есть тот фундамент, на котором строится нынешнее искусство.
Сохранение культуры и поддержка традиционного образа жизни коренных народов - одна из основных задач всех людей и должна сохраняться вне зависимости того, велик или мал этот народ по численности. В Ханты-Мансийском автономном округе-Югра живут коренные малочисленные народы Севера: ханты, манси и ненцы. Численность населения нашего округа составляет около 1,7 млн. человек, а численность коренных народов ханты, манси всего около 31 тыс. Культурные традиции этих малых народов постепенно утрачиваются, поэтому сегодня важно их сохранение. Орнамент - является огромной частью культуры хантыйского и мансийского народа. Это свой, особенный язык, говорящий о человеке много. Он богат и разнообразен.
Меня как подрастающее поколение и как представителя малочисленных народов Севера, очень заинтересовала тема сохранения основ традиционной культуры и искусства народа ханты, и я решила изучить разнообразие их узоров и орнаментов, их историю, виды и значения. Я считаю, что актуальность темы проекта очевидна. Нельзя называться гражданином своей малой родины, своего Отечества, не зная своих истоков.
Проблема: необходимость усиления внимание к сохранению и развитию национальных культур и возрождению народных традиций.
Цель работы: изучить символическую значимость узоров и орнаментов хантов.
Задачи:
Объект исследования: хантыйские орнаменты на одежде коренных национальностей ХМАО-Югры.
Предмет исследования: символическое значение орнамента одежды коренной национальности Югры – ханты.
Новизна работы заключается в том, что орнаменты служат не только для украшения одежды, но и имеют тайный смысл.
2.1. Происхождение орнамента.
«…Пошёл Нум по земле дальше и встретил мужчину и женщину. Махнул рукой, и появились у них олени, нарты, малицы, ягушки и кисы. «Всё это ваше, живите счастливо,- сказал Нум. - Но жить вы должны по законам. Вот они: орнамент на твоих кисах. Это не просто рисунок. Треугольник кисов - это твой чум, поперечные полоски - запреты, ещё один треугольник - дымок над чумом. А верхний ободок на носу кисов - это небо над твоей головой. Полоски в разные стороны могут означать лучи солнца над чумом. Орнамент вокруг кисов означает, что под небом ты не одна; вокруг твоего чума живут и другие…».
Орнамент – зеркало и характерная особенность древней и современной культуры народов севера, устойчивый элемент художественной культуры. Орнамент (от латинского языка - украшение) — это узор, основанный на повторе, предназначается для украшения различных предметов (одежда, посуда, оружие, мебель)
Орнамент выражает не только художественно-эстетические идеалы этноса, но и несет в себе определенную информацию, зашифрованный смысл.
Художественный язык народа ханты отличается многообразностью. На протяжении тысячелетий орнаменты сохраняют свою древнюю первооснову, создающую важнейший исторический источник. В орнаменте самые отвлечённые геометрические формы наполняются вполне определённым содержанием, отражая представление об окружающей действительности. Считается, что орнаменты возникали в результате долгих наблюдений за окружающим миром, а названия узорам давали по сходству и подобию предмета. Любуясь природой, человек давно заметил в ней множество интересных, необычных форм и цветов: узоры крыльев бабочек и птиц, узоры на змеиной коже или на спине гусеницы, рисунки листьев разных растений и коры деревьев. Природа для человека - источник всего, в том числе - и вдохновения. В орнаментах народ ханты изображал богатую природу и свою жизнь на севере.
Узоры для народов Севера не были самоцелью, они создавали их, чтобы что-то украшать. Применяли они их довольно широко – от рисунков на наружных и внутренних стенах зданий – до посуды. Их использовали для декорации тканей, вышивок, кружев, металлических изделий, отделки одежды. Орнаменты давали новую жизнь обыденным предметам, выражали отношение ко всему окружающему, создавали особый художественный мир. Хантыйские узоры и их названия подтверждают то, что их использовали в аппликации, окаймовке вещей. С их помощью делали параллельные ряды, вертикальные и наклонные полоски. Важно отметить, что, как и все орнаменты, хантыйские мотивы также состоят из раппортов, постоянно повторяющихся частей. Основными элементами орнамента коренных народов Севера были треугольник, квадрат, ромб, зигзаг, крест. Все эти элементы соединяли в результате долгого наблюдения за окружающим миром.
2.2. Символическое значение узоров
Названия хантыйским орнаментам давали по сходству и подобию с предметами, растениями, животными, явлениями природы. Такие узоры оживляли вещи, делали их более заметными, добавляли красоты и оригинальности. Орнаменты хантов, как правило, имеют символическое значение. Оттенки характеризуются яркостью и контрастностью цветов. Главной темой узоров является солнце, ведь в этих краях каждый его луч на вес золота. Хантыйский орнамент «Солнце» связан с дарительницей силы, энергии для поддержания земной жизни, которую называли "найматерь" (солнце). Штрихи возле солнца символизируют семена жизни, из которых родятся не только люди, но и животные, растения.
Вторым по значимости идет образ оленя или его рогов. Ведь для северных народов олень считается лучшим другом, кормильцем, извозчиком, спасителем. «Рога оленя» считаются национальным орнаментов северного народа, своеобразным оберегом. Часто эти узоры красуются на подвесках медальонов.
Среди священных узоров излюбленным считается медвежья тема. Медведю ханты приписывали небесное происхождение и считали его сыном Торума. Есть верование в то, что у медведя несколько душ, способных все видеть, понимать и чувствовать. Узор «Медвежий след» применялся для того, чтобы стать удачливым охотником.
Предлагаю познакомиться поближе ещё с некоторыми узорами (приложение):
Применяется для украшения детских вещей и связан с плодородием.
Эта птица считается хранительницей сна ребенка и его здоровья.
К жукам у народов Севера особое отношение, в них они видят своих бабушек и дедушек. Они считают, что после смерти души превращаются в маленьких жучков. Ель считается священным деревом. В самой ели и ее корнях ханты видели соединение верхнего и нижнего миров. С мышью связано уничтожение всех враждебных существ нижнего мира.
Кроме вышеперечисленных символов, на орнаментах можно было увидеть мифического мамонта, соболя, кедр. С оленем связана победа добра над злом, с пчелой – трудолюбие, с крыльями – движение. Из зверей в узорах встречается змея, ползучая змея, соболь. На тему птиц можно увидеть хвост тетерева, крылья чайки, шею утки. Тему растений представляют шишки, верхушки еловых веточек, обломанные ветки березы. О явлениях природы напоминают накаты волн, рябь воды. Все эти узоры бывают либо линейного, либо розеточного типа.
Хантыйские орнаменты – целая система, которая заменяла письменность и сопровождала человека от его первых шагов до смерти. Интересны хантыйские узоры, и их названиями, которые имеют все мотивы. Эти названия говорят, откуда прибыл обладатель, есть ли у него богатство, о масти его оленя, о рукодельнице-жене.
Для изготовления изделий используются несколько цветов, каждый имеет свой символ: белый – цвет снега – удачу; красный – благополучие, синий – реки, озера; зеленый – тайга; желтый – солнце – радость, чёрный – символ подземного мира. Для украшения подола платья национальным орнаментом используются длинные узкие полоски всех этих цветов. Таким образом, орнамент - это условные знаки, символы, с помощью которых человек выражает своё отношение к явлениям природы.
2.3. Виды узоров
Геометрическому хантыйскому орнаменту присущ строгий порядок. В его основе лежит строгое геометрическое чередование.
Часто в полосках орнаментов встречаются прямые линии и зигзаги.
Прямая линия (тун пант) считается простейшим геометрическим орнаментом, но довольно часто встречающимся элементом украшения одежды у хантов.
Для берестяных изделий, а также аппликаций тканью по ткани использовались волны (зигзаг). Извилистую линию в центре орнамента считали олицетворением жизни и живого существа. С зигзагом связано все живое, одушевленное. Часто именно им украшали берестяные колыбельки для детишек или спинки и бортики люлек.
Особое место ханты уделяли ромбу (тун пант), его называли "сердца углублением". Поверх него нельзя больше наносить узор, чтобы не испортить судьбу человеку. Встречается ромб с пустотой внутри или в виде лягушки, которая почиталась северным народом. Ее ассоциировали с "прыгающей женщиной", способной дарить счастье.
Некоторые мотивы узоров связаны с треугольником (пав). Именно на него похож топор, с которым у хантов много связано. Топор применяли во многих свадебных, похоронных обрядах, медвежьих игрищах. У топора очистительная функция. Чтобы очиститься, через топор должна была перешагнуть каждая женщина. Также треугольник использовался для орнаментов «Утиный выводок», «Щучьи зубы», «Кедровая шишка».
Очень часто у хантов использовался крест (перна). С его помощью они старались оградиться от боли и укрыться от болезни. Крест несет охранительную функцию, это граница между мирами. Встречается косой крест под названием «Собачья лапа», ограничивающий людей от враждебных существ в этом мире.
Считается, что узоры таят в себе некую силу, некий заряд энергии, способный очистить предмет, на который он наносится. Именно поэтому необходимо осознанно подходить к выбору орнамента, и пользоваться вещью можно лишь тогда, когда она орнаментирована.
Заключение
Орнамент - это условные знаки, символы, с помощью которых человек выражает своё отношение к явлениям природы. Орнаменты, являющиеся частью культуры народа ханты, обозначают солнце, землю, небо, зверей, изображают богатую природу Севера и жизнь коренного народа, а еще служат оберегами. Зная мотивы, знаки, орнаменты легко понять, о чем говорит в своём изображении автор, его настроение, мысли.
Для сохранения мира на земле мы все должны чтить, помнить и сохранять, передавая из поколения в поколение традиции своего народа, уважать традиции тех народов, которые проживают с нами рядом, на одной территории.
Проводя своё маленькое исследование, я узнала много нового и интересного о культуре хантыйского народа, а значит, у меня появилась возможность, сохранить эту маленькую частичку культуры коренных народов Севера! Ведь в орнаменте - история нашего народа!
Список литературы
Интернет ресурсы:
Домик зимней ночью
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Груз обид
Рисуем осенние листья
Как нарисовать зайчика