Тема исследовательской работы является сегодня актуальной, т.к. вопросы об экономическом сознании, финансовой самостоятельности и эффективном использовании денег учащимися находятся сегодня в центре и экономической и социальной жизни нашей страны.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatatelskaya_rabota.doc | 335.5 КБ |
ДЖИДИНСКОЕ РАЙОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БОЦИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
671916,Республика Бурятия, с.Боций, ул.Ленин,57 «б»., тел.: 91-7-59.
Направление: Экономика
Тема: «Деньги и школьник»
Выполнила: Доржиева Елена, ученица 9-го класса
МБОУ «Боцинская СОШ»
Руководитель: Смолякова Туяна Владимировна,
учитель математики, 1 категория.
2019год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………...........1
I. Мир денег…..…..……….…………………………………………………………………….2
1.1. Причины возникновения, формы и сущность (функции) денег ………………........2
1.2. Деньги сегодня ………………………..………………………………………………...3
II. Роль денег в жизни школьника. Нужны ли ему деньги? …………………….…………..4
III. Анализ результатов исследования…………………………………….………………..…5
Заключение.………………………………………………………………………..………….…8
Список использованной литературы……………….………………………………………...10
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Деньги – хороший слуга, но плохой господин.
Финеас Тейлор Барнум
Деньги известны каждому человеку с раннего детства, с первой купюры, но между тем на самом деле большинство из нас знает о денежном мире крайне мало. И это неудивительно: мир этот представляет собой один из сложнейших экономических механизмов цивилизации, т.к. деньги - это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли.
Поэтому, изучив теоретическую часть о деньгах, было проведено исследование, и была выдвинута гипотеза: если учащимся будут выделять карманные деньги, то будут ли они при обращении с ними эффективно их использовать и чувствовать себя финансово-самостоятельными.
Цель исследования – исследование процесса эволюции денег, их роли в жизни школьника и эффективное использование денежных средств учащимися.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
- проанализировать историю возникновения денег и динамику их развития;
- изучить различные формы (виды) и сущность (функции) денег;
- изучить значение денег и их роль в экономике;
- дать оценку сегодняшнему состоянию денег в стране (мире);
- проанализировать (рассмотреть) использование денег учащимися и умение эффективно обращаться школьников с карманными деньгами.
Объект - умение использования карманных денег школьниками.
Предмет исследования – деньги.
Для исследования были применены методы:
1. Работа с литературными источниками.
2. Аналитический и сравнительный.
3. Социологический опрос населения
4. Описательный.
5. Проблемный и поисковый.
Актуальность. Тема исследовательской работы является сегодня актуальной, т.к. вопросы об экономическом сознании, финансовой самостоятельности и эффективном использовании денег учащимися находятся сегодня в центре и экономической и социальной жизни нашей страны.
Даже любовь не свела с ума стольких
людей, сколько мудрствования о сущности денег.
Уильям Ю. Гладстон (1809-1898)
I. Мир денег
1.1. Причины возникновения, формы и сущность (функции) денег
Даже самые примитивные цивилизации в самых глухих уголках Земли создали свои виды денег.
Историки обнаружили свидетельство того, что у народов мира роль денег играли самые разные товары: соль, хлопковые ткани, медные браслеты, золотой песок, лошади, раковины и даже сушёная рыба. В XV в. в Исландии платёжным средством служила сушёная рыба,
О том, сколь большую роль деньги играли в жизни людей с древнейших времён, красноречиво свидетельствует такой любопытный факт. В леднике Эцтальских Альп археологами были обнаружены хорошо сохранившиеся останки человека, пролежавшие там 5 тыс. лет. Рука погибшего в пурге жителя бронзового века крепко сжимала медную пластинку - самое ценное, что у него было с собой. Именно такие медные пластинки в те времена играли роль денег.
. В течение многих веков наиболее удобным денежным товаром казались драгоценные металлы (серебро, золото.)
Вот почему золото и серебро в виде слитков и монет надолго стали основой денежных систем многих стран.
В своей эволюции деньги выступают в виде металлических (медных, серебреных и золотых), бумажных, кредитных и нового вида кредитных денег - электронных денег.
Ранней формой металлических денег были слитки разной формы (проволоки, пластины и др.). В XIII в. до н.э. в обращении находились различные слитки с определённым весом металла (Приложение 1).
На более высокой ступени общественного разделения труда в результате развития рыночных отношений из металла стали чеканить монеты, т.е. денежные знаки, имеющие установленные законом форму и весовые содержание. Впервые монеты из природного сплава золота и серебра (электрума) появились в государстве Лидия (Малая Азия) в VII в. до н.э. Чеканка монет на Руси стала производиться в IX - X вв.(Приложение 2)
Лишь относительно недавно в денежном мире произошла революция - появились бумажные деньги). Впервые они были пущены в обращение в Древнем Китае в IX в. В Китае император Хубилай в XIII в. повелел «чеканить» деньги из коры тутового дерева, заверяя их своей печатью.
Исторические бумажные деньги возникли в результате металлического обращения и появились в обороте заместители серебряных или золотых монет. Превращение возможности в действительность представляет собой длительный исторический процесс, состоящий из этапов:
I - стирание монеты, в результате чего полноценная монета превращается в знак стоимости;
II - сознательная порча металлических монет государственной властью, т.е. специальное снижение металлического содержания монет с целью получения дополнительного дохода в казну;
III - выпуск казначейством бумажных денег с принудительным курсом в целях получения дополнительного дохода в казну. (Приложение 3)
Первоначально наибольшее распространение получили банкноты, что означает «банковские билеты». Такой банковский билет выписывался банкиром. Это было его обязательство выплатить в любой момент подателю билета указанную в этом билете сумму. Чем богаче был банк, чем выше была его репутация, тем больше доверия вызывала его банковские билеты и тем шире они использовались в расчётах купцов и граждан, заменяя золото и серебро.
Но зачем же люди придумали деньги? Деньги, прежде всего, были созданы для облегчения обмена. Сущность денег раскрывается в их функциях. Хотя человечество изначально придумало деньги лишь для облегчения и ускорения обмена, со временем деньги начали выполнять и другие функции. Выделят 5-ть функций денег: мера стоимости, средства обращения, средства платежа, средства накопления (сокровищ) и мировые деньги.
1.2 Деньги сегодня
К сожалению, появление денег сопровождалось появлением и фальшивых. Случаи фальшивомонетничества известны ещё в античные времена. Наказание за такое преступление всегда было очень строгим - вплоть до смертной казни. Поэтому с начала 1990-х г. подделка переживает необыкновенный подъём. Причина - в быстром совершенствовании компьютерной и копировально-множительной техники, которая стала более доступной по цене. Поэтому сегодня актуальными являются кредитные деньги.
Кредитные деньги - основа современного развития международных отношений, мировой экономики. Они прошли следующую эволюцию (приложение 4): ценные бумаги (вексель, банкнота, чек) и электронные деньги (пластиковые карты), которые являются формой безналичных расчётов.
В последние годы в нашей стране всё большее распространение получают безналичные расчёты, которые осуществляются как через расчётный счёт в банке, так и с помощью банковских пластиковых карт. Пластиковая карточка – пластина стандартных размеров 85.6*53.9*0.76 мм, изготовленная из устойчивой к механическим и термическим воздействиям пластмассы. А магнитная карточка – пластиковая карта с магнитной полосой, на которую записана информация с именем держателя карты, номером карты и сроком её действия и которая считывается через приёмное устройство (Приложение 5).
Достоинства при обслуживании пластиковой картой держателей карт
- удобство владения; - контроль расходов; - удобство транспортировки;
- приобретение льготных скидок в магазинах; - копилка денег;
- сохранность денег от потери и кражи; - получение дополнительного дохода;
- дешёвое средство для перевода денег; - возможность регулярных перечислений.
Недостатки при обслуживании с помощью пластиковой карты:
- наличие банкоматов и терминалов; - высокий комиссионный сбор;
- ограниченный лимит запрашиваемой суммы.
Но население всё больше переходит на безналичный расчёт, а значит, всё больше пользуется расчётами с использованием пластиковой карты, которая на сегодня является повседневным атрибутом современной жизни.
II. Роль денег в жизни школьника. Нужны ли ему деньги?
Учащийся готовится к самостоятельной жизни и, независимо от избранной им профессии, должен иметь прочные экономические знания, ориентироваться в экономических вопросах и проблемах, уверенно чувствовать себя в жизни.
На уроках истории, математики и обществознания узнаём о деньгах: их историю, понятие, виды, функции… Полученные знания о деньгах позволяет учащимся правильно ориентироваться в сфере денег, которые дают преимущества в жизни: расширяют кругозор, помогают разбираться в экономических проблемах общества и повышают компетентность школьника и способствует формированию личности адаптированного типа в условиях современного российского общества.
Лучший «тренажёр» финансовой самостоятельности для детей - карманные деньги.
Общаясь с одноклассниками, замечаем, что у многим из них есть карманные деньги.. И создалось впечатление, что одноклассники не имеют представления о том, как можно расходовать деньги, а другой стороны - что они не знают цену деньгам, не понимают, как зарабатывать деньги.
Многие родители считают, что детей не надо баловать деньгами, т.к. они могут «испортить» ребёнка. Ведь родители и так покупают ему всё необходимое. Другая группа родителей считает, что ребёнок должен получить представление о том, как можно расходовать и «добывать» деньги.
Основная причина, по которой стоит давать детям деньги, состоит в том, что любимое дитя должно научиться обращаться с ним.
Карманные деньги придают детям уверенности в себе. Школьник, который может сам принять решение, что ему купить, начинает чувствовать себя «взрослым» Даже горсть мелких монет подарит ему ощущение независимости.
Часто родители не посвящают детей в финансовые вопросы семьи. И напрасно: не зная доходов родителей и целей капиталовложений, ребёнок не сможет регулировать свои запросы.
Сравнительный анализ показал: Истина, как обычно, где-то посредине. Хотя и говорят, что счастье не в деньгах, а в их количестве. С того момента как дети начинают испытывать потребность в самостоятельной трате денег, они осознают, что это такое.
Анализ эффективного использования денег школьниками показал, что деньги для них - хорошее учебное пособие перед взрослой жизнью. Но если детей не посвящать в житейские проблемы, то они не получат уроков эффективного (рационального) применения денежных средств. Но не стоит переоценивать влияние финансового благополучия на общую удовлетворённость жизнью ребёнка. На счастье не влияет ни размер карманных денег, ни родительская зарплата.
III. Анализ результатов исследования
Прежде чем приступить к исследованию эффективного использования денег школьниками в своей жизни, а именно откуда у них карманные деньги и на что они их расходуют, был проведён социологический опрос, в котором приняло 34 учащихся и 12 родителей.
Цель опроса учащихся - выявить знания у обучающихся о деньгах (что они знают о них), как эти знания они применяют при использовании денег (доход и расход денежных средств, эффективность) (Приложение 6). Опрошены: 27 человека - учащиеся МБОУ «Боцинской СОШ» (3-8 классы) и 7 человек - старшеклассники МБОУ «Боцинская СОШ» (9, 11 классы).
Получены следующие результаты исследования:
2) 85% учащихся считают, что деньги им необходимы, а 15 % считают, что им они не нужны, т.к. «нужное» им и так купят родители.
3) а) Всем учащимся деньги выделяют родители - 100%; (Приложение 8)
б) У старшеклассников такие доходные формы: - выделяют - 60% (родители - 30%; бабушки, дедушки - 15%; старшие братья, сёстры - 10%; знакомые (на день рождение, праздник…) 5%;
- зарабатывают сами: на каникулах, расколка дров, концерты - 20%;
- остаётся сдачи с покупок - 10%;
4) Школьники хотели бы иметь такие ежедневные суммы карманных денег:
50 рублей - 35%; 100 рублей - 28%; 200-300 рублей -28%;
нисколько, т.к. всё необходимое и так есть или когда надо такую сумму и дадут - 9%,
6) Формы расходов: а) старшеклассники: - школьная столовая - 80%; - «ерунда» -2%;
- сладости (жевательная резинка, шоколадки, конфеты…) - 3- развлечения ( дискотека, парфюмерия, диски…) - 6%; - канцелярские товары - 2%;
- сбережения (коплю на велосипед, учёбу в ВУЗе, подарки близким, праздники, детали на компьютер…) - 2%; - хобби (гитара, программные обеспечения….) - 2%.
7) 48% учащихся ведут учёт расходов, 9 % не всегда (от случая к случаю, но стараются),
а 43% совсем не учитывают свои расходы и их на что тратят деньги.
8) Старшеклассникам был задан вопрос о введении в стране «закона», который бы обязывал их родителей выделять ежедневно своим детям карманные деньги:
- необходим закон - 55% (необходимость ребёнка в деньгах - 10%;
приучает детей правильно распоряжаться деньгами и научить его экономить - 25%;
указывать сумму (минимальную) по регионам страны, это будут разные сумму - 5%;
до тех пор пока ребёнок сам не сможет зарабатывать - 10%;
в соответствии с возрастом ребёнка выдавать и сумму - 5%);
- ненужно вводит такой закон - 45%(превращает родителей в предмет дохода ребёнка - 30%; не всегда родители могут позволить выдавать эти деньги - 35%;
семья (родители) сама решает на своё усмотрение выдавать или не выдать деньги - 35%).(Приложение 10)
Цель опроса родителей - формирование родителями экономического сознания, финансовой самостоятельности у своих детей при умении обращаться с деньгами, которые им выделяют родители на карманные расходы.
Получены следующие результаты исследования:
1) Родители считают, что нужны их детям карманные деньги - 88%, а 12% считают, что не нужны.
2) Выделяют детям деньги - 50% родителей; не выделяют - 6%, а по необходимости (редко) - 44%.
3) Родители выделяют такие суммы своим детям: - сколько просит - 28%;
- меньше, чем просит ребёнок, но больше чем жизненно необходимо - 72%.
4) Обсуждают со своими детьми семейный бюджет (посвящают в вопросы семьи) - 56% родителей, а 44 % - не обсуждают.(Приложение 11)
По итогам проведённого исследования можно сделать общий анализ:
1. Основная (большая) часть родителей правильно планируют формирование у своих детей экономическое сознание. Родители решают правильно: денег должно быть меньше, чем хочется детям, но больше, чем жизненно необходимо. Ведь у взрослых тоже бывает редко достаточно денег. Денег должно быть достаточно, чтобы человек сам научился принимать самостоятельные решения - купить сладости или подарок близким, потратить деньги на «ерунду» или копить их на более нужное (дальнейшее обучение, хобби), сходить развлечься или купить что-то полезное (книгу, диск, компьютерную программу) .
2. Школьники хотят иметь карманные деньги и даже в разумных пределах - 50-100 рублей ежедневно. Всем подросткам карманные деньги выдают их родители, а старшеклассникам близкие люди и они уже сами зарабатывают в свободное от учёбы время.
3. Основная часть учеников и старшеклассников тратят карманные деньги на обеды в школьной столовой. Подростки приобретаю на эти деньги всякую мелочь, любимые вещи себе и подарки близким, а старшеклассники ещё расходуют и на развлечения, но некоторые копят уже себе на дальнейшее обучение в ВУЗе или на более крупную вещь.
4. Не все учащиеся ведут учёт своих денежных средств, но большая всё-таки ведёт отчётность.
5. Половина опрошенных школьников считает, что в нашей стране нужно ввести «закон» о выделении родителями карманных денег своим детям, т.к. это приучает их эффективно (правильно) распоряжаться деньгами и научить их деньги экономить. Но другая половина считает, что такой закон не обязателен, т.к. семья не всегда располагает «лишней» суммой для ребёнка.
6. Школьники считаю, что им не нужна помощь в организации планирования своих денежных средств со стороны взрослых, потому что они не доверяют взрослым и сами справляются с этим вопросом. Но четверть опрошенных считает, что помощь им такая нужна, т. к. у взрослых уже есть жизненный опыт.
Поэтому согласно полученным данных социологического опроса и наблюдениям можно сделать вывод: на сегодняшний день учащиеся не так эффективно используют деньги. Они их расходуют не рационально: только в личных потребностях на всякую мелочь. Но подростки пробуют проявлять самостоятельность при расходовании денег, тратя их уже с какой то пользой, утверждаясь в жизни планируя свои денежные средства. А старшеклассники уже задумываются о своём будущем, некоторые копят на будущее профессиональное обучение. Экономическое сознание у наших школьников пока на плачевном уровне. Хотелось, чтобы они больше получали знания о деньгах, а именно как эффективно их использовать в дальней жизни. И родители готовы помочь своим детям в организации планирования денежных средств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
И так проведя исследование, достигли поставленной цели и задач:
В селе Боций было проведено исследование по изучению эффективного использования денег школьниками на имеющихся знаниях о деньгах и формированию экономического сознания и финансовой самостоятельности у учащихся при умении обращаться с карманными деньгами.
Сравнительный анализ исследования показал: что деньги для школьников - хорошее учебное пособие перед взрослой жизнью.
Можно сделать вывод: на сегодняшний день учащиеся не так эффективно используют деньги. Они их расходуют не рационально: только в личных потребностях на всякую мелочь. Но подростки пробуют проявлять самостоятельность при расходовании денег, тратя их уже с какой-то пользой, утверждаясь в жизни планируя свои денежные средства. А старшеклассники уже задумываются о своём будущем, некоторые копят на будущее профессиональное обучение. Экономическое сознание у наших школьников пока на плачевном уровне. Хотелось, чтобы они больше получали знания о деньгах, а именно как эффективно их использовать в дальней жизни. И родители готовы помочь своим детям в организации планирования денежных средств.
Выдвинутая гипотеза проверена: т.е. если учащимся будут выделять карманные деньги, то при обращении с ними у них сформируется финансовая самостоятельность и экономическое сознание эффективного использования денег.
Актуальность темы подчёркивается тем, что институт семьи переживает сегодня кризис. Семья играет важную экономическую роль. Семейная экономика - умение разобраться со своими потребностями, выбрать оптимальные эффективные средства для их удовлетворения, рассчитать расход денег и времени, быть в меру щедрым и скупым, знать цену трудовой копейки.
В современном обществе семья не может обеспечить себя необходимым только своими силами. Существует необходимость объединять усилия с другими людьми, обмениваться результатами работы. В этом обмене участвуют деньги, которые нужно уметь зарабатывать.
При опросе обучающихся разной возрастной категории выяснилось, что дети не могут дать грамотные ответы на поставленные вопросы по использовании денежных средств. Поэтому школа сегодня может оказать помощь семье в решении этого вопроса.
Рекомендации:
1. Разработать проект рекомендаций наличия «карманных» денег согласно возрасту.
2. Установить границу рациональных (разумных) и ложных (неразумных) потребностей.
3. Определить формы накопления денег. Рассмотреть на созданных ситуациях, как небольшие суммы, превращаются в приличные «капитал», который можно «инвестировать» в достойное дело.
4. Разработать ожидаемые и получившиеся результаты предпринимательской деятельности, создавая ситуации «проб и ошибок».
5. Разработать уровень контроля со стороны взрослых и самоконтроля расходов «карманных» денег. (Приложение 12).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Положение ЦБ РФ от 24.12.2004г. № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платёжных карт»
2. Министерство финансов РФ, Письмо от 22.05.2005г. № 03-03-01-04/1/131
3. Азбука потребителя: Учебное пособие по элективному курсу для 8-9 классов общеобразоват. учрежд.: Предпрофильная подготовка учащихся. / В.Д.Симоненко, Т.А.Степченко. – 2-е изд.- М.:Вита-Пресс, 2006. – 64с.
4. Гусаков А.Д.Очерки по денежному обращению России. – М.: Госфиниздат, 1946. – 128с.
5. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для ВУЗов / Е.Ф.Жуков, Л.М.Максимова, А.В.Печникова и др.; Под ред. академ. РАЕН Е.Ф.Жукова. - 2-е изд., перераб. и доп.- ЮНИТИ-ДАНА, 2006г. - 600с.
6. Завидов Б.М. Золото. Прошлое и настоящее. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 274с.
7. Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс: Учебник для 10,11 классов общеобразоват. учрежд. – 5- изд. Перераб. - М.: Вита-Пресс, 2006г. - 352с.
10. Основы потребительских знаний: Учебник для старших классов общеобразовательных учреждений. / Виноградова И., Кокорев Р., Колосова М. и др. Под общ. Ред. П.Крючковой. – 3-е изд, перераб. и доп. - М.: Вита-Пресс, ИИФ «СПРОС» КонфОП, 2004.- 272с.
11. Пластиковые карты / И.А.Феоктистов, В.Ю.Минаков.- М.: Гросс-Медиа, 2006. – 160с.
12. Расчёты с использованием пластиковых карт: Практическое руководство/Под общей ред. В.В.Семенихина. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.-112с.
13. www.Банки России.ru
14. www.bankdelo.ru (журнал «Банковское дело»)
17. www.А2000.ru
18. www.cbr.ru/
Приложение №1
ГЛОСАРИЙ
Акции - ценные бумаги, выпускаемые акционерными компаниями, обществами.
Ассигнования - денежные средства, выделенные из государственных и иных источников на определённые нужды, цели или определённым организациям, лицам.
Банк - финансовое учреждении, которое выпускает деньги (эмиссия - ЦБ РФ), хранит денежные средства вкладчиков, предоставляет деньги в долг (кредит за определённую плату - %), обменивает деньги, валюту, контролирует денежные операции граждан, фирм…
Банкноты - банковские билеты, денежные знаки разного достоинства, выпускаемые в обращение центральным банком страны.
Банкомат - аппарат для выдачи наличных денег по пластиковой банковской карточке в пределах определённой, ограниченной банком суммы.
Бартер - натуральный обмен вещами, по схеме «товар на товар» без использования денег.
Безналичные деньги - деньги, существующие на банковских счетах как записи в банковских документах, сберегательных книжках, во вкладах.
Безналичные расчеты – платежи, осуществляемые путём документооборота в виде материального обращения письменных документов и электронных средств (чек, вексель, переводы, перечисления, электронные карточки).
Бумажные деньги - наличные деньги, изготовленные на специальной бумаге, на которых указана величина их денежного достоинства, стоимость и нанесены разные видимые и невидимые невооружённым глазом изображения и водяные знаки для обеспечения защиты от подделки.
Валюта – денежная единица страны, участвующая в международном торговом обмене.
Валютный курс - цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны.
Вексель - вид ценной бумаги; письменное, составленное по определённой форме денежное долговое обязательство.
Деноминация - укрупнение денежной единицы страны без изменения её наименования, проводимое в целях облегчения денежного обращения и придания большей полноценности деньгам.
Денежная единица - законодательно установленный в стране денежный знак, предоставляющий единицу денежного измерения, счёта.
Денежные средства - аккумулированные в наличной и безналичной формах деньги государства, предприятий, населения и другие средства, легко обращаемые в деньги.
Деньги – всеобщий эквивалент, мера стоимости и средства обращения в товарно–денежных отношениях; средство измерения величины стоимости товара, обмена, осуществления платежей, расчётов, накопление богатства.
Денежный оборот – процесс непрерывного движения денежных знаков в наличной и безналичной формах.
Денежная система – форма организации денежного обращения в стране, закреплённая национальным законодательством.
Денежная реформа - глубокое преобразование денежной системы страны, проводимое государством в связи с расстройством денежного обращения и в целях укрепления национальной валюты, стабилизации денежной единицы.
Денежное обращение - движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее платежи и расчёты в экономике.
Денежные знаки - формы, в которых представлены, существуют и используются деньги.
Золото - драгоценный металл, долгие годы применявшийся в качестве денег, служивший материалом для изготовления золотых монет.
Казна - финансовые ресурсы государства, централизованные источники финансов;
- хранилище денег и драгоценностей правителей, царей, монастырей в прошлом.
Казначейские билеты - бумажные деньги, выпускаемые казначейством для финансового обеспечения государственных расходов.
Копейка - российская разменная монета, действующая с XVI в., изображён всадник с копьём, копейка представляет сотую часть рубля.
Кредитные деньги - форма денег, порождённая развитием кредитных отношений и основа современного платёжно-расчётного механизма.
Мировые деньги - платёжные средства, призванные и используемые в международных расчётах; твёрдая, конвертируемая валюта ведущих стран мира.
Монета - денежный знак определённой, чаще всего круглой формы, изготовленный из золота, серебра, меди и разных металлических сплавов.
Наличные деньги (наличность) - деньги в их натуральном виде, бумажные знаки и монеты.
Наличный оборот – движение наличных денежных знаков: монеты, банкнот.
Национальная валюта - денежная единица страны.
Наличный расчёт - оплата товаров (услуг) наличными деньгами сразу же после продажи, передачи или предоставления продавцом документов на получение этих товаров покупателю.
Неполноценные деньги – деньги, номинальная стоимость которых выше стоимости содержащего в них металла.
Облигация - один из наиболее распространённых видов ценных бумаг на предъявителя.
Пластиковая карточка (деньги) - пластинка из пластикового материалам, которую можно использовать вместо денег для платежей, получения наличных денег.
Полноценные деньги – деньги, номинальная стоимость которых соответствует стоимости содержащего в них благородного металла (золото серебро).
Рубль - денежная единица России, введённая и используется с XIII в., название связано с тем, что рубль представлял собой обрубленную часть серебряного прутка.
Ценные бумаги - денежные, товарные документы, имеющие юридическую силу, составленные по установленной форме и дающие их владельцам установленные применительно к данной бумаге имущественные права и право на получение определённых денежных сумм.
Электронные деньги - схемы безналичных расчетов, охватывающая банки, предприятия розничной торговли и бытовых услуг, которая обеспечивает гражданам возможность с удаленных терминалов посылать в свои банки распоряжения об оплате товаров (услуг); расчеты осуществляются посредством компьютерной сети, систем связи с применением средств кодирования информации и её автоматической обработки без использования наличных денег.
Эмиссионный механизм – порядок выпуска денег в обращение и изъятие их из оборота.
Приложение №2
Таблица. Виды денег
Металлические | Бумажные | Кредитные | |
ценные бумаги | электронные | ||
монеты: серебряные, золотые, медные, металлические… | банкноты, казначейские билеты | векселя, облигации, сертификаты, акции, чеки … | пластиковые карточки: кредитные, дебетовые (расчётные), дисконтная, клубная… |
Приложение №3
Схема. Эволюция форм денег
полноценные деньги неполноценные деньги
↓ ↓ ↓
деньги – товар (золото, серебро): кредитные деньги бумажные деньги:
6970 лет ↓ ↓ 1000 лет
небанковские банковские деньги
(«торговые») деньги ↓ ↓ ↓ ↓
-вексель чек банкнота депозиты электронные
600 лет 350 лет 150 лет 100 лет
Основные элементы современных денежных систем
денежная масса |
наличные денежные средства |
безналичные денежные средства |
разменная монета |
бумажные деньги |
Приложение №4
Таблица. Функции денег
№ | Функции | Сущность |
1 | Мера стоимости | деньги выражают стоимость товаров и определяют их цены |
2 | Средства обращения | деньги служат посредником в обмене товаров (услуг) |
3 | Средства платежа | деньги используются для выплат без прямого обмена на товары |
4 | Средства накопления (образования сокровищ) | деньги сберегаются для будущих покупок товаров (услуг), или образуют сокровища |
5 | Мировые деньги | деньги выступают как всеобщее средство платежа |
Приложение №5
Таблица. Достоинства и недостатки при обслуживании пластиковой картой держателей карт
Достоинства | Недостатки |
1. Удобство владения – карта занимает не много места, и её вес незначителен, тогда как 10-15 рублей мелочью «оттягивают карман» | 1. Наличие банкоматов и терминалов – снять наличные деньги с карты можно только через банкоматы или терминал. Хорошо если банкомат установлен недалеко, а если его нет, то нужно специально куда-то ехать, чтобы снять деньги. Конечно, можно воспользоваться ближайшим банкоматом «чужого» банка, но тогда сотруднику придётся платить за снятие наличности комиссионный сбор. Не во всех населенных пунктах (городах, посёлках) обслуживается та пластиковая карта, которая у держателя карты. Банк-эмитент может выпустить свою пластиковую карту – именную. И не все торговые точки принимают к оплате пластиковые карты. |
2. Сохранность денег от потери и кражи – потери пластиковой карты не влёчёт за собой потерю денег. Они находятся на карточном счёте в банке. Достаточно получить новую карту. Кража карты – бессмысленна. Никто, кроме её владельца не знает PIN-кода, и поэтому, не сможет снять деньги | |
3. Приобретение льготных скидок в магазинах – при расчётах пластиковыми картами организации торговли и сферы услуг не взимают банковский комиссионный % -нт. Наоборот, они предоставляют держателям пластиковых карт специальные скидки, что делает расчёты с их помощью ещё более привлекательными | |
4. Получение дополнительного дохода – карта может содержать информацию о наличии сумм от нескольких копеек до миллионов рублей. Владелец карты может получать дополнительный доход в виде %-ов на эту сумму всё время, пока она «лежит» на карте. Обычно %-нты на остатки денежных средств на карточном счёте начисляются ежедневно, выплачиваются ежемесячно, и в дальнейшем на них начисляются %-нты | |
5. Дешёвое средство для перевода денег – при получении пластиковой карты её держателю открывается личный банковский счёт, который можно использовать и для перечисления на него денежных средств. Переводы средств при этом значительно дешевле, чем по почте | |
6. Удобство транспортировки – с помощью пластиковой карты можно безопасно перевозить личные сбережения в другие города России, т.к. можно получить наличные или рассчитаться с помощью карты в любой точке обслуживания держателей карт | 2. Высокий комиссионный сбор - такая комиссия составляет 1-3% от снимаемой суммы, а если ещё снимаете и в другой валюте то ещё плюс % -нт. |
7. Копилка денег – можно использовать свой счёт для накопления средств, чтобы потом сделать крупную покупку. Банковские % -ты снизят влияние инфляции, и при этом всё время накопления находятся под контролем владельца карты | |
8. Возможность регулярных перечислений – путём заключения соответствующего договора с банком можно осуществлять регулярные выплаты с указанного счёта любому лицу. Например, перечислять средства родственникам, оплачивать коммунальные услуги, телефон, сотовую связь, счета за электроэнергию… | 3. Ограниченный лимит запрашиваемой суммы – если снимать крупную сумму наличности, то необходимо это проделать несколько раз, т.к. за каждую операцию помимо банковского комиссионного %-а взимается ещё за снятие наличности, сегодня это 90 рублей. Т.е. банки, таким образом, зарабатывают себе доход (прибыль) |
9. Контроль расходов – можно эффективно управлять денежными средствами, контролируя их использование и планируя бюджет. Выписка по счёту предоставляется по первому требованию, поэтому держатель карты всегда точно знает, когда и сколько он потратил. Современные технологии позволяют получать круглосуточную информацию о расходовании средств с карты при помощи сети Интернет |
Приложение №6
Таблица. Рекомендации по выделению карманных денег
Возраст, лет | до 5 | 6-9 | 9-12 | 12-14 | 14-16 | 17 |
Сумма, € | до 1 | до 3 | 10-15 | до 20 | до 30 | 40-50 |
Срок | неделя | неделя | месяц | месяц | месяц | месяц |
Приложение №7
Современные бумажные деньги (банкноты) России
10 рублей - Красноярск: лицевая сторона - вид на мост через Енисей и часовня в Красноярске (памятник XIX века); на обороте - вид на плотину Красноярска ГЭС.
50 рублей - Санкт-Петербург: лицевая сторона - скульптура в основании Ростральной колонны, на обороте - общий вид здания Биржи и Ростральной колонны на набережной Невы.
100 рублей - Москва: лицевая сторона - квадрига на портике здания Государственного академического Большого театра, на обороте - общий вид здания Большого театра.
500 рублей - Архангельск: лицевая сторона банкноты изображена скульптура Петра I с видом порта Архангельска, на обороте - общий вид монастырь на Соловецких островах.
1000 рублей - Ярославль: лицевая сторона - скульптура князя Ярослава Мудрого, на обороте - общий вид церкви Иона Предтечи и колокольни.
5000 рублей - Хабаровск: лицевая сторона - памятник Муравьеву-Амурскому работы Опекушина, на обороте - мост через Амур в Хабаровске. Дизайн банкноты был разработан в 1997 году. Преобладающий цвет новой банкноты - красно-оранжевый.
В серии образца 1995 года, на которых впервые появились виды российских городов, дальневосточную часть страны - на тысячерублевой купюре - представлял Владивосток. Когда произошла деноминация, рисунки сохранили, но купюра в 1 рубль на смену тысячерублёвке так и не пришла, её заменили монеты. Тем не менее, город оказался «использован». Получилось, что при составлении нынешней серии Дальний Восток оказался незаслуженно забыт. Теперь ситуация будет исправлена. В качестве кандидата на банкноту 5000 рублей рассматривались несколько городов, но остановились на Хабаровске, столице Дальневосточного федерального округа и самом крупном, после Владивостока, городе Дальнего Востока. Сначала предполагалась, что на новой банкноте будет изображён памятник Ерофею Хабарову, в честь которого назван город. Но создателям показалось, что памятник не очень подходит для этой цели. В итоге остановились на памятнике генерал-губернатору Муравьеву-Амурскому.
Приложение №8
Денежные рекорды банкноты
1. Банкнота с самым высоким номиналом обращается в Турции. Ассигнация достоинством 20 млн. турецких лир, реально стоит менее 500 рублей. Предстоящая деноминация оставит крупную купюру в истории.
2. Самая крупная купюра, когда-либо выпускавшаяся в США - 100.000$ - использовалась только в межбанковских расчётах. В обороте же присутствовали 5-и 10-тысячные купюры. Сейчас десятитысячных банкнот осталось около 200 штук, они стали предметом коллекционирования и на аукционах продаются по 3-4 номинала.
3. Прославленный Марком Твеном банковский билет в один стерлингов ни на одном аукционе не встретить. Даже увидеть купюру такого достоинства в Великобритании могут немногие - предназначены они исключительно для расчётов между национальными банками Англии, Шотландии и Северной Ирландии. Рядовые англичане вынуждены довольствоваться максимум 50-фунтовыми банкнотами. Зато шотландцам доверили вдвое большую сумму. Шотландские банки, также имеющие право печатать фунты, банкноты в 100 фунтов выпускают в 3-х вариантах.
4. В России самыми дорогими деньгами можно считать золотые монеты весом 1 кг, которые ЦБ РФ выпускает один-два раза в год. Номиналом каждой такой монеты - 10.000 рублей, и именно по этому номиналу они должны приниматься «во все виды платежей без всяких ограничений».
5. Самые крупные банкноты в других странах: США - 100$, Великобритания - 50 фунтов стерлингов (91$), Швейцария - 1000 франков (730$), ЕС - 500€ (670$).
Рубль - валюта Российской Федерации (и, в прошлом, Российской империи и Советского Союза). Рубль делится на 100 копеек. Код валюты по ISO 4217 сейчас RUB; бывший код (RUR) является устаревшим (использовался до деноминации). Ныне российский рубль используется также в Абхазии и Южной Осетии.
Приложение №9
Признаки подлинности банкнот Банка России
Приложение №10
АНКЕТА для учащихся
1) Что такое карманные деньги? ________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________
2) Необходимы ли вам карманные деньги? _______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
3) Формы доходов карманных денег? ___________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
4) Желаемых суммы карманных денег?__________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
5) Выделяемые суммы карманных денег? ________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
6) Формы расходов (трата) денег? _______________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________
7) Ведёте ли вы учёт расходов? _________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
8) Нужен ли закон о выделении сумм карманных денег родителями своим детям? И почему? ____________
____________________________________________________________________________________________
9) Нужна ли вам помощь взрослых в организации планирования денег - денежных доходов и расходов? ___ ____________________________________________________________________________________________
БЛАГОДАРИМ ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!
Приложение №11
АНКЕТА для родителей
1) Нужно ли ребёнку выделять карманные деньги? ________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________
2) Выделяете ли вы деньги своему ребёнку на карманные расходы? __________________________________
____________________________________________________________________________________________
3) Какую сумму денег вы даёте своему ребёнку? __________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
4) Надо ли с ребёнком обсуждать семейный бюджет? ______________________________________________
____________________________________________________________________________________________
5) Помогаете ли ребёнку в организации планирования денежных средств (доходов и расходов)? __________
____________________________________________________________________________________________
БЛАГОДАРИМ ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!
Сила слова
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Свинья под дубом
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?