Вложение | Размер |
---|---|
Секция: «Краеведение»Тема: «Туранское казачество с 1665 г. по конец XIX в.» | 30.25 КБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МБОУ «Хужирская общеобразовательная школа»
НПК «Шаг в будущее»
Секция: «Краеведение»
Тема: «Туранское казачество с 1665 г. по конец XIX в.»
Выполнила: Дашеева Зина, 7 класс
Адрес: у Хужиры, ул Школьная 1
Руководитель: Иринцеева С.Ф,
Тел: 89503866312
2016 г
Содержание:
Введение…………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………
Введение.
Актуализация темы.
Казачество Сибири исследовано многими историками, написано большое количество различных работ. Но мало изучена история казачества в отдельно взятых селах и поселениях.
Цель исследования: ознакомиться и изучить историю возникновения казачества в с. Туран.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач исследования:
1. Выявление времени формирования казачества в селе Туран их отличительных черт по отношению к формированию российского казачества.
2. Рассмотреть традиционно-бытовой уклад казачества в с. Туран в его отличительных чертах.
В Тункинской долине, по результатам исследований археологов, первые люди появились ещё 12,5 тыс. лет назад. В разные времена здесь жили или бывали племена гуннов, угров, сойотов. В конце XV – начале XVI веков здесь проходили кочевые племена хонгодоров, булагатов – предков современных бурят, бежавших из-за невыносимых условий жизни в Монголии. Они выбрали Тункинскую долину, где была спокойная и привольная жизнь.
А во второй половине XVII века начинается освоение Восточной Сибири народами России, начало которому за сто лет до этого в Западной Сибири положил казак Ермак Тимофеевич. В 1640 г., а затем в 1647 г. первые попытки попасть в Тункинскую долину предпринял отряд казаков под командованием Ивана Похабова. Но после враждебных столкновений с бурятским населением казаки возвращались обратно в Иркутский острог.
В мае 1674 г. казаки под командованием Ерофея Могилёва начали рубить Тункинский острог, и уже через месяц напряжённой работы он был готов. Его окружал частокол из лиственничных брёвен, заострённых сверху. Казаки Могилёва справили новоселье и принялись рубить жилую избу. Из-за затопления острога в результате сильных дождей его перенесли в другое место – на высокий, правый берег Иркута.
Тункинский острог поставили на Великом мунгальском пути для защиты Иркутска от набегов монгольских феодалов. Иркутская крепость, основанная тринадцатью годами раньше, в 1661 г., подвергалась частым вылазкам военных отрядов из Монголии. Так, в 1680 г. к стенам Тункинского острога подошёл 10-тысячный отряд под предводительством монгольских военачальников Цецен-Нойона и Баттур-Хана. Крепость удалось укрепить и отстоять, в результате после недели осады войско Баттур-Хана отошло в Монголию.
Ерофей Могилёв в донесении Иркутскому воеводе писал, что в Тункинском остроге малолюдно и просил новых людей. Вновь присылаемых служилых он определял на караулы. В бытность Могилёва приказчиком Тункинской крепости их было учреждено семь – Тибельтинский, Гужирский, Шимкинский, Туранский, Мондинский, Окинский, Тункинский караулы. Все они были устроены на Великом мунгальском пути.
В 1709 г. в Тункинский острог из Иркутского конного казачьего войска, входившего в Енисейскую бригаду, было направлено 150 казаков для несения караульной службы. Часть казаков отправлена по селам Монды, Туран, Шимки для отражения возможных набегов кочевых племен. В основном это были выходцы из центральных губерний России. Пограничные казаки несли дежурство и караульную службу, охраняли круглогодично границу от набегов монголов, китайцев, были государевыми слугами. За свою службу получали жалование, или государево содержание. По сравнению с крестьянами у казаков были определенные привилегии: больший земельный надел, жалование. Весь уклад их жизни - это постоянная военная готовность. Где бы казак ни находился, он должен был быть в постоянной готовности: верховая лошадь, обмундирование, вооружение всегда были наготове. Конные казаки сопровождали государственные обозы, экспедиции, грузы, охраняли границу. Пешие казаки призывались на военную службу в случае войны, нападения.
Географическое положение заставы удовлетворяло властей: отсюда открывался выход в долину, проходила дорога к границе. Крупным конным отрядом обойти это место невозможно, оно находится на выходе в Тункинскую межгорную котловину. С южной стороны - хребет Хамар-Дабан, с северной - река Иркут - имеет прижим к горе Бойтог Ниловского отрога. Именно с этого момента сторожевой пункт перерастает в крупную станицу, казаки постепенно осваивают плодородные земли на террасах реки Иркут. Кроме того, здешние места оказались богаты ягодами, грибами, охотничьими угодьями, в реке водилась рыба. Плодородные земли и климат располагали для занятий земледелием, овощеводством.
Казаки несли не только сторожевую службу, но и помогали хозяйственному освоению края: хорошие земледельцы, они научили заниматься земледелием и бурятское население, проживающее в Елотах на левом берегу реки Иркут. В свою очередь буряты приучили казаков к разведению скотоводства. Казаки ставили рубленые избы топором, стало рубить избы и бурятское население. В общем, несли определенную бытовую культуру. В течение нескольких веков произошло смешение родов казаков с местным бурятским населением.
В станицу входили 2 поселка: Монды и Туранский караул. Кроме того, имелись казачьи заимки, в том числе и на сопредельной монгольской территории. Население станицы было почти чисто казачьим, с незначительной прослойкой крестьян- старожилов, имелось 160 казачьих дворов. В памяти народа казачество отождествлялось с вольностью, независимостью, свободой. Недаром в народе говорят о свободном человеке - вольный казак. Однако казаки сами постепенно попали под гнет самодержавной власти, утратив былые черты вольности. Самодержавие взяло под контроль казаков. Власти рассматривали казаков как свою опору. Люди, получавшие казачье звание, должны были исполнять воинскую повинность, переносить, как было сказано в военном Уставе, тяготы и лишения службы. В 1699 г. вознаграждение казаков за службу было следующим: конный казак получал в год денег 7 рублей, хлеба 7 пудов, овса 4 и соли 2 пуда. Правительственный Сенат от 27 марта 1793 г. постановил выдавать казакам под усадьбы, пашни, покосы и пастбища по 6 десятин земли. Указ от 28 октября 1796 г. определил размеры жалования казакам: конному казаку-6 рублей 16 копеек и 90 копеек на фураж, пешему казаку- 4 рубля 90 копеек. По «Положению…» от 1 июля 1822 г. было предусмотрено призывать на службу молодых казаков с 16-летнего возраста, являться на службу на собственном коне, при своем обмундировании и снаряжении. На прокорм лошади из казны отпускался фураж в течение семи месяцев. Для заготовки сена отводились луга и покосы, а также казаки получали от казны деньги за сено, земельный надел увеличился до 15 десятин. Овса было положено из казны по одному гарнцу в день. Все это выдавалось при условии службы казака в строю. Дома он содержал лошадь на свои средства.
4 января 1851 г. вышло новое «Положение…» о службе. Многие пункты службы сохранялись, но вводились некоторые отличия. Срок службы смягчался тем, что казак увольнялся во время прохождения службы на 1 год в станицу, где хозяйствовал на земле, затем вновь возвращался в часть. Общий срок службы устанавливался офицерам-25 лет, нижним чинам-30 лет. Затем казаку выдавался паспорт. Увеличивалась норма провианта для лошадей и хлебное довольствие казакам, земельный надел до 30 десятин земли, удобной для хлебопашества. Офицерам полагалось 60 десятин. 19 мая 1871 г. вышло утвержденное Александром II новое положение. Иркутский казачий конный полк упразднялся, и все казаки с их семействами переводились в крестьяне, получая земельный надел в размере 15 десятин на мужскую душу. За ними оставлялись усадьбы, которыми они владели. Для коренных казаков и старожилов сохранялся пожизненный земельный надел по 30 десятин на мужскую душу, передававшийся по наследству. Срок службы для казаков составлял 15 лет - полевой, 7 лет - внутренней. Молодые казаки зачислялись на службу в 21 год, в возрасте 35 лет переходили в разряд внутренней службы, в 42 года увольнялись в отставку. Особой заботой молодого казака было приобретение обмундирования (шинель, фуражка, конная упряжь). Для облегчения этих забот в 1856 г. при части Иркутского казачьего конного полка был открыт специальный магазин, где за наличные деньги или в долг под вычет довольствия станичники могли взять обмундирование. Малоимущим и бедным казакам обмундирование, вооружение выдавалось бесплатно по прошению станичного общества, заверенным подписью генерал-губернатора. Церковным причтам было отведено по 300 десятин хлеба. Это укрепляло православие среди государевых служилых людей . Нравственное воспитание казаков осуществляла церковь. В домах казаков обязательным атрибутом были иконы с лампадками, библии и евангелия. В семьях казаков ревностно поддерживались религиозные и нравственные устои жизненного бытия. Высоко ценилось чувство патриота, государственника, собственника. В среде казаков осуждались нерадивость, дурное поведение, нетрезвый образ жизни. На сотню казаков было 214 лошади, 825 коров и по полторы овцы. На 1 двор - по 2,5 лошади, 8 рогатого скота, 2-3 овцы. К 1871 г. шимкинские казаки входили в V сотню Иркутского казачьего конного полка с численностью 97 казаков.
Делались постоянные вклады в храмы, в них хранились старинные знамена и оружие, другие войсковые святыни. Все казаки были Православные, иноверцев не было вообще. Жизнь шла строго по церковному календарю, когда сеять, когда пахать, когда свадьбы играть. Выход в церковь был праздничным событием. Являлись всегда по форме, а казачки и дети - принаряженные. Трудно сказать о соблюдении постов, ибо казаки постоянно были на отхожих промыслах в тайге и зимовьях. Белковали, зверовали, рыбачили, возили грузы, держали подряды и откупы по перевозу и сопровождению по торговым путям. Хранителями обычаев были старики и женщины. Глава семьи назывался «Сам», а его жена «Сама». Поэтому, приходя в дом, вопрошали: «Сам-то дома?». Послушание дома Самому было безусловным. Только он решал, кого из сыновей отделить и кому что наследовать. Рождение казачонка было огромной радостью: «Казак родился - Царю пригодился». А он с малолетства ощущал себя воином Христовым. Вместе с ним приходил и пай земли. На дочку же получали полпая и зорко смотрели, с кем породниться, с кем покумиться. Пьяниц и босяков, как правило, не было, ибо только от большого досуга и лени это могло происходить в Сибири. Кроме того, сама казачья община жестко решала вопросы воспитания: служить за дармоеда никто не желал. Отношения старших и младших были строго уважительные.
Выход в гости по праздникам или другим торжественным случаям имел свою строго заведенную иерархию и обычаи. Обязательно угощались (не в пост) молочной пищей: сметаной и творогом. Свои местные блюда были мороженые пельмени, калачи, шаньги (расстегаи с творогом), мороженый хариус, разбитый обухом топора на пороге. Подавался с посудой со смесью соли и перца, куда и макали тающие куски мороженой рыбы. Обязательно собирали грибы, ягоды, много брали черемухи, а потом мололи её, делая пирожки. Особым угощением были хворост (особенно для бурят), это сладкое тесто, опущенное полосами в кипящее масло (бова) .
Дома ставились добротные из листвяка на века. Вначале бревна кололись вдоль и крыли ими крыши, двор, стайки. Обычно на улицу выходило три-пять окон со ставнями и резными наличниками. Потом пошел тес, плахи. У каждого хозяина были заимки для выпаса скота, охоты, выделенных пашен. Изба, как правило, состояла из «залы» (гостиная комната), кутьи (спальни обычно за печкой) и кухни. С обязательным иконостасом и намоленными, тятенькими, «баушкиными» старинными иконами. Крыльцо чаще всего на юг, а северная сторона обычно без окон. Дома мылись изнутри и снаружи, а в ограде должно быть «хоть яичко катай». Очень мало садили деревьев, зато были большие огороды с полезными овощами и растениями. Дома никогда не запирались, а подпиралась дверь палочкой, это означало, что ушли куда-то. Этот обычай сохранился вплоть до 50-х годов минувшего столетия. Так как шимкинские казаки проживали довольно далеко от границы, интенсивный торговый обмен с Китаем и монголами был затруднен. Но через 2-3 поколения тункинские пограничные казаки стали наиболее зажиточной частью населения. По воспоминаниям, среди них появилось много состоятельных купцов, содержавших лавки. У них можно было приобрести соль, спички, порох, товары первой необходимости. Товары они возили из Иркутска.
В 1709 году казаки срубили деревянную церковь, освятили ее, она строилась местными умельцами по типу северного церковного деревянного зодчества, откуда были выходцами многие казаки. Церковь была построена на средства прихожан: каждый должен был внести свою лепту, отработать несколько дней на стройке. Помочь замесить раствор, поднять кирпичи наверх, все делалось вручную, собрать куриные яйца для раствора, покормить мастеров. Колоконада была сделана из бревен толщиной в 80 см. Старожилы вспоминают, что внутреннее убранство церкви было очень богатым, много икон, золотых и серебряных приборов . В старину по состоянию храма судили о том, насколько зажиточным является село. Поэтому прихожане украшали свою церковь, жертвовали чем могли, внося посильный вклад.
Бережно, из поколения в поколение передавали казаки любовь к дереву, умение плотничать переходило от отца к сыну. Местные рукодельницы занимались вязанием, шитьем, вышиванием. Соорудили деревянные ткацкие станки, прялки, из конопли ткали дорожки, холстины. Темы для своих узоров, орнаментов брали в окружающей природе, там они черпали свое вдохновение.
Население станицы делилось на бедняков - более 50%, середняков- до 40% и зажиточных. По рассказам старожилов, хозяйства служилых казаков были зажиточными: им принадлежало более четверти всей пахотной земли, многие из них имели в своем хозяйстве по 7 пар рабочих волов, 3-4 лошади, 2-3 дойных коровы, свиноматок по10, овец и разную птицу. Земли богатых обрабатывали наемные работники из бедных семей, но и сами хозяева работали до седьмого пота.
Заключение.
Забайкальское казачество имело свою не только военную структуру с органами управления, но и гражданскую (социальную) структуру с органами управления, которые обеспечивались в хозяйственном плане - финансы, земли, разнообразные государственные льготы.
Календарные и семейно-бытовые праздники и обряды конца XVIII - XIX веков отражали быт и занятия казаков. К таковым относятся: земледелие, скотоводство сближавшие казачьи и крестьянские праздники т.к. они имели общую основу
На сегодняшний день возрождение казачества это острый вопрос, поднимающийся из истории прошлого для молодежи и для современного общества для изучения культуры казаков, истории его становления в местном масштабе. На данный момент местное казачество утрачивает самобытность, его культура растворяется. Все это требует особого внимания и требует глубокого изучения для восстановления традиций и культуры казачества не только в с. Туран, но и по всей России.
Тема работы исследована, однако моя тема требует дополнительного рассмотрения следующих разделов: история казачества в 19 – 20 вв., быт, уклад, культура казаков в этот период времени.
Рассмотрение вышеназванных аспектов этой сложной и многогранной темы позволит составить более полное представление о традиционной культуре забайкальского казачества, раскрыть её специфику и самобытность.
Список респондентов:
Список литературы:
Ребята и утята
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Сторож
Сказка "Узнай-зеркала"
Ворона