Эта работа посвящена малой родине - селу Кукунур. Арюна провела исследование о достопримечательностях этого села и о людях, живущих в нем, выявила острую проблему - сохранение уникального озера.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_mmr_aryuna_2.docx | 22.66 КБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»г.Улан-Удэ
Государственное бюджетное учреждение дополнительного
Образования
«Республиканский эколого-биологический центр учащихся МОиН РБ»
Республиканский этап Всероссийского конкурса
«Моя малая родина: природа, культура, этнос».
Номинация «Гуманитарно-экологические исследования»
«Моя малая родина –Кукунур»
УхакшиноваАрюна
ученица 10 б класса
МАОУ СОШ №19
РЭБЦУ
«Эколог-исследователь»
Руководитель
Цыденова Инга Ивановна
учитель биологии
2018
г. Улан- Удэ
Введение
Что мы родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем…
Есть на земле райский уголок - это моя малая родина Кукунур. Кукунур (Хухэ нуур) - в переводе с бурятского языка означает «Синее Озеро».Село не случайно названо «Синее Озеро», оно находится у самых его берегов. Я, как и каждый, кто живет на этой привольной и благодатной земле, очень люблю свою малую родину, и именно поэтому тема моей исследовательской работы: «Моя малая родина - Кукунур».
Цель моей работы: изучение истории моей малой родины-село Кукунур.
Для выполнения поставленной цели мной определены следующие задачи:
Объект изучения: село Кукунур Аларского района Иркутской области
Актуальность темы: научная важность изучения истории Кукунура определяется его значимостью в культурной и общественной жизни местного населения.
Эта исследовательская работа посвящена моей малой родине, селу Кукунур. На мой взгляд, она достойна внимания, я расскажу вам о достопримечательностях этого села и о людях, живущих в нем.
Озеро «Хухэ нуур»
Главной достопримечательностью моего села является озеро «Хухэ нуур», чье название оно и носит. Озеро поистине красиво. Оно - одно из излюбленных мест жителей.
Озеро появилось давно. Существует предание, что в давние времена, пришедшие сюда хонгодоры, увидев бьющиеся из-под земли родники с вкусной прозрачной водой, построили дамбу, и с тех пор здесь постепенно образовался водоем, к которому подходили стада для водопоя. Со временем образовалось глубокое озеро, которое из-за своей голубизны получило свое название «Хухэнуур» (Синее озеро).
В 60-е годы на берегу большого озера была построена птицеферма,начальником был Ухакшинов Матвей Николаевич. На ней разводили кур, гусей, уток и индюков, через 5-7 лет вода в озере сильно загрязнилась от пуха и перьев, птица стала болеть и гибнуть. Птицеферму ликвидировали, после нее должной чистки озера так и не последовало.
В настоящее время жители села ухаживают за озером, каждую весну укрепляют построенную дамбу, чтобы озеро не высыхало.
История
С древних времён, со слов наших старых людей, мы знаем, что буряты Аларской долины, принадлежат к древнему, старинному роду – роду Хонгодоров. Пришедшие из Монголии буряты занимались в основном скотоводством. В начале XIX века по призыву тайши Аларской Степной Думы Павла Баторова получило распространение хлебопашество, так как плодородной земли для посева было много.
В начале ХХ века на месте села образовалась сельхозартель «Красный Кукунур», который был одним из главных поставщиков пшеницы и прочих зерновых культур. В 1960 году в Кукунуре была построена животноводческая ферма, доярки получали высокие надои молока, ферма считалась передовой. Количество животных и производительность с каждым годом увеличивались. В 90-х годах ХХ века после распада СССР ферму закрыли.
Сейчас на территории села Кукунур проживает шаманка Дарханова Анна Александровна. Она - старейший житель села, многие ходят к ней за советом.
Моя прабабушка Дагаева Нина Михайловна рассказала о том, почему шаманов нельзя хоронить в земле. «В послевоенное время многие шаманы были репрессированы. В Кукунуре жил шаман Махакшнбоо, у которого были длинные, до пят волосы, из – за этого его называли «мангатбоо» т.е. «шаман – чудовище». Его репрессировали, но он сумел сбежать и скрывался в Кукунуре, в деревянной юрте, где постоянно курил трубку. Когда он умер, его родственники, не хотели привлекать к нему много внимания, так как он находился в розыске, поэтому ночью увезли его на кладбище и похоронили. В то время, в Кукунуре жила бабушка Филатова, которая видела потусторонние силы, и каждый раз она показывала на человека, и говорила: «Он умрет». Сначала никто не верил ей, но когда ее предсказания начали сбываться, все расспрашивали, ее как она предвидит смерть. Она ничего никому не говорила, но однажды перед своей смертью призналась своей лучшей подруге: «Когда кто-то должен умереть, ночью, с горы спускается большой человек с длинными до пят волосами и с большой трубкой, он заходит в дом и забирает у человека душу, так он мстит людям за то, что его похоронили в черную землю».
Ухаа тайша «Прошение у неба дождя»
Для того чтобы год был урожайным, когда начинается засушливый период, обычно это в начале лета, с давних времен в Кукунуре проводится специальный обряд. Называется «Ухаа тайша (Прошение у неба дождя)».
Люди собираются возле озера, приходят семьями с детьми и внуками. Приносят с собой белую пищу, сладости и др.
Выбирают человека с родимыми пятнами на теле и он должен погрузиться в воду и переплыть озеро.
После водной процедуры, все начинают преподносить подношение Бурханам. Каждый Бурхан имеет свое имя и предназначение.
Брызгают 3 раза арсой и коровьим молоком
Школа
Кукунурская школа, сначала начальная, затем восьмилетняя, основная, теперь начальная, выпустила много достойных учеников, среди которых Хаптанов Валерий Бажеевич, являясь кандидатом физико-математических наук, доцент института физического материаловедения СО РАН (Сибирское отделение Российской академии наук), каждый год проводит радиоэхолокационные исследования дна озера для того, чтобы выяснить, где находится источник питания «родники», это позволит очистить их от ила.
Заключение
Мною исследован краеведческий материал по истории села Кукунур. Проведены беседы со старожилами. Из краеведческой литературы и рассказов старых людей я узнала, что село имеет богатую историю.
Пришла к выводу, что озеро, школа, памятник, старожилы, хранят в своей памяти историю села.
На сегодняшний день стоит острая проблема сохранения озера. Наше озеро засорилось, мелеет, нуждается в очистке. Сельчане начали сбор финансовых средств для проведения работ по очистке и углублению дна озера, но это требует огромных финансовых вложений . Возможно, история моего села характерна для многих сел нашей страны, но Кукунур всегда будет для меня особенным. Благодаря этой работе я получила не только новые знания, но и обогатила свои чувства. Я поняла, что люблю свою малую родину, горжусь ею и чувствую ответственность за нее. И потому мы, молодежь, обязаны не только знать прошлое родины, но и хранить его, использовать его во благо сегодняшнего дня.
Горячо - холодно
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Сказка об одной Тайне
Пчёлки на разведках
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью